В этой статье попытаюсь объяснить,что такое заём и для чего он нужен в гармони.
Скорее всего, даже человеку, плохо знакомому с внутренним устройством гармони, ясно, что, если упоминается наличие или отсутствие заёма, то речь, скорее всего, идёт о нижегородской гармони. И это действительно так. Именно для нижегородской гармони заём стал практически непременно присутствующей особенностью конструкции. Ни в каких других разновидностях гармоней заём так широко не применялся и не применяется. Разве что, современные мастера взяли моду ставить его на любую гармонь по желанию заказчика, если изначально конструкция инструмента это позволяет(необходимо наличие достаточного свободного места на деке правой механики).
Что такое «заём» и какова его функция?
Итак, что же такое заём? Заём-это особая конструкция правой механики гармони,позволяющая нажатием одной кнопки открывать не только клапан, соответствующий этой кнопке, но и клапан на октаву выше. То есть, эффект получается такой же, как если бы вы нажали одновременно две кнопки «в октаву». Таким образом, количество одновременно звучащих голосов удваивается(трёхголосая гармонь превращается в шести голосую, четырехголосая-в восьми, и так далее).
Но такое удвоение голосов возможно только для первых двух октав. Для последней, самой нижней на клавиатуре, октавы дополнительные голоса брать уже неоткуда(клавиш-то всего 25). Иногда мастера делают на резонаторах дополнительные голоса и,соответственно, дополнительные клапана на деке, функция которых-удвоить звучание двух-четырёх первых клавиш последней октавы. Но самые нижние кнопки все равно остаются без удвоения. Ну и три клавиши хроматических звуков(полутонов) в самом верху клавиатуры тоже остаются без заёма. Хотя и для них можно добавить дополнительные голоса и клапана. Но всё это ведёт к увеличению размеров и веса гармони,что не очень хорошо.
На изображении ниже показан принцип работы заёмной механики нижегородской гармони: при открытии клапана «1» с помощью специального рычага,указанного синими стрелками,усилие передаётся в том числе и на клапан «2».
Так работает заёмный механизм правой механики нижегородской гармони
О недостатках заёмной механики гармони
Стоит упомянуть и некоторые недостатки инструментов с заёмом. Во-первых, это усложняет конструкцию, а, как известно, любое усложнение конструкции автоматически ведёт к снижению надёжности. Во-вторых, увеличивается жёсткость клавиатуры, так как, при нажатии одной кнопки, приходится преодолевать усилие уже не одной, а двух пружин. В-третьих, увеличивается расход воздуха. Правда, говорят, что на фоне общего расхода(особенно-басами), прибавка не очень заметная, но всё же…
Если говорить лично обо мне, как о человеке, изредка делающем гармони, то мне заём интересен прежде всего тем, что позволяет изготовить, например, двухголосую гармонь, лёгкую и весьма компактную, но имеющую звучание четырёхголосой. Вот это очень заманчиво…Возможно, когда-нибудь я и займусь этим.
Где ещё используется механизм заёма
Однако, если вы подумали, что заёмный механизм, это прерогатива исключительно правой механики нижегородской гармони, то вы ошибаетесь. На самом деле заём, хоть и в несколько другой форме, традиционно присутствует в любой гармони-хромке. Находится он в левой механике, и его функция заключается в том, чтобы один и тот же клапан мог принимать участие в «формировании» разных аккордов, то есть, использовался при нажатии разных кнопок. Например, аккорды «до-ми-соль»(до-мажор) и «ля-до-ми»(ля-минор) имеют аж по два одноимённых звука и без заёмного механизма пришлось бы дублировать их физически(то есть, увеличивать число голосов). А так — эти самые два звука используются поочерёдно в двух совершенно разных аккордах.
Ещё одна функция заёма в левой механике-добавление к басовому звуку одноимённого звука из резонатора аккордов.То есть, при нажатии, например, баса «до», поднимается не только клапан, открывающий доступ воздуха к соответствующим голосам на басовом резонаторе, но и дополнительный клапан на резонаторе аккордов. Это обогащает звучание басов, делает их более насыщенными.
И, конечно же, когда говорят, что та или иная гармонь имеет заём, то подразумевают именно правую, а не левую механику. Потому что, заём в левой механике просто по умолчанию есть в любой гармони-хромке, за редким исключением(например, в моей пятой гармони его нет).
Надеюсь, понятно всё объяснил и у вас больше не осталось вопросов о том, что такое «заём» в гармони. Напоследок-коротенькое видео,показывающее наглядно,как работает заём в нижегородской гармони (правда,на примере совершенно убитого инструмента):
Сергей Акимов
Источник
- Форум
- Гармонь, технические аспекты
- Обслуживание и ремонт
- Раскладка гармони с заёмом
4 года 9 мес. назад — 4 года 9 мес. назад #35051
от Юрий 50
Michael Berenstein пишет: Теперь, глядя на фото, я заметил заём. А чего вы хотели, я его раньше никогда не видал в деталях. То есть в двух октавах играет 8 голосов, а в последней — 4?
Не всегда так. Есть т.наз. полный заём, там всё сложнее. Обратите внимание на количество клапанов на правой стороне — 13 и 14.
Друзья, а кто-то может выложить раскладку такой гармони ? Интересно бы разобраться.
Фото одного из шедевров Дмитрия Ивановича Конькова.
Последнее редактирование: 4 года 9 мес. назад пользователем Юрий 50. Причина: добавить текст
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
4 года 9 мес. назад — 4 года 9 мес. назад #35060
от Владимир Фомин
Юрий 50 пишет: …..
Не всегда так. Есть т.наз. полный заём, там всё сложнее. Обратите внимание на количество клапанов на правой стороне — 13 и 14
…..
Почему
всё
сложней?
Обычная заёмная механика, не сложная, просто добавлено на каждую сторону по клапану.
Очень хорошо сделана.
Нарисовать схему можно, если рисовать аккуратно, то много времени надо.
Последнее редактирование: 4 года 9 мес. назад пользователем Владимир Фомин.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
4 года 9 мес. назад #35070
от Владимир Фомин
Схема заемной механики:
В гармони Конькова добавлены группы планок, если правильно разглядел на фотографии, Ре и Ми (в тональности до мажор, в которой нарисована схема).
Рисовать эти добавки не стал, но ничего сложно их добавить нет.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
4 года 9 мес. назад #35071
от Николай Писарцев
Владимир,согласно вашей схеме получается,что на такой гармони получается всего две октавы? Так как 3 октава звучит также как и 2 октава. Но ведь это же нонсенс. И еще к Вам вопрос.В какой программе Вы рисуете такие красивые схемы?
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
4 года 9 мес. назад #35073
от Владимир Абрамов
В заемной механике к голосам первой октавы добавляются голоса второй, к голосам второй октавы добавляются голоса третьей октавы. Голоса третьей октавы работают БЕЗ ЗАЕМА.
Спасибо сказали: Олег Софронов
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
4 года 9 мес. назад #35074
от Владимир Фомин
Николай Писарцев пишет: Владимир,согласно вашей схеме получается,что на такой гармони получается всего две октавы? Так как 3 октава звучит также как и 2 октава. Но ведь это же нонсенс. И еще к Вам вопрос.В какой программе Вы рисуете такие красивые схемы?
Про октавы уже ответил Владимир Абрамов.
Рисую в простой программе Adobe ImageStyler 1.0 очень давно на ней работал, так с тех пор она у меня осталась.
Быстро, главное, и наглядно получается.
Спасибо сказали: Павел Гарин, Олег Софронов
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Форум
- Гармонь, технические аспекты
- Обслуживание и ремонт
- Раскладка гармони с заёмом
Время создания страницы: 0.148 секунд
Источник
- Форум
- Гармонь, технические аспекты
- Обслуживание и ремонт
- Из простой механики в механику с заемом
4 года 11 мес. назад — 4 года 11 мес. назад #34116
от Павел Гарин
Владимир Фомин пишет: Отключаемая заёмная механика на баянахи аккордеонах очень сильно усложнить конструкцию, резко повысит цену, надежность работы снизиться. Стоит ли этим заниматься?
.
Я думаю, что гораздо проще переключения в левой у баяна с готового на выбор.
Владимир Фомин пишет: Кстати, по сути, валиковая механика левой части гармони и есть заемный механизм.
Мы нажимаем кнопку баса — открываются отверстия басового резонатора и одновременно открываются (т.е. «занимаются», добавляются) отверстия с одноименными нотами резонатора аккордов
.
Да это так, я поэтому акцентировал про заем в правой.
Для баянов и аккордеонов определение заема звучит так.
Заемная механика — группа рычагов и валиков, с помощью которых производится дополнение звуков из басов в аккорды, и наоборот.
Последнее редактирование: 4 года 11 мес. назад от Павел Гарин.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
4 года 11 мес. назад — 4 года 11 мес. назад #34118
от Владимир Фомин
Гармонь — вариант «лайт» баяна, поэтому и неё и тональности и ограниченный набор «бас-аккорд».
Зачем её усложнять, есть же баян.
Вот упростить конструкцию, сделать гармонь легче (этакую «походную») гармонь интересно.
Двухголосая, басы и аккорды как у диатонического аккордеона, без валиковой механики.
Бас будет без заема голосов аккорда, но «густой», сильный.
Расход воздуха будет небольшой, можно немного уменьшить габариты гармони.
Последнее редактирование: 4 года 11 мес. назад от Владимир Фомин.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
4 года 11 мес. назад #34119
от Павел Гарин
Владимир Фомин пишет: Двухголосая, басы и аккорды как у диатонического аккордеона, без валиковой механики.
Бас будет без заема голосов аккорда, но «густой», сильный.Расход воздуха будет небольшой, можно немного уменьшить габариты гармони.
Владимир, Вы имеете ввиду, когда один клапан аккорда открывает сразу несколько голосов? Я думаю, что такую схему можно реализовать, но придется существенно уменьшать количество кнопок слева, до 12, может еще меньше.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
4 года 11 мес. назад #34120
от Владимир Фомин
«Владимир, Вы имеете ввиду, когда один клапан аккорда открывает сразу несколько голосов? «
Да, вроде этого:
Размер полукорпуса 260х140 мм.
Но повторю, для «легкой», «походной» есть смысл так делать.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
4 года 11 мес. назад #34123
от Игорь Шанин
Павел Гарин пишет: Что характерно, заемная правая механика встречается, насколько я знаю, только в нижегородских гармонях, было бы интересней сделать заем отключаемым, еще интересней было бы применить его в правой клавиатуре баянов и аккордеонов.
В кирилловских тоже встречается.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
4 года 11 мес. назад — 4 года 11 мес. назад #34124
от Юрий 50
Павел Гарин пишет:
Что характерно, заемная правая механика встречается, насколько я знаю, только в нижегородских гармонях, было бы интересней сделать заем отключаемым, еще интересней было бы применить его в правой клавиатуре баянов и аккордеонов.
На авито(Н.Новгород) давно выставлена гармонь Рекшинского в СОЛЬ с отключаемым заёмом(правда, реставрированная). Заёмный механизм этого мастера (к сожалению, давно покойного), наверное, самый совершенный
Всё лаконично, просто и надёжно. Здесь, конечно, без отключения.
Вложения:
Последнее редактирование: 4 года 11 мес. назад от Юрий 50.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Форум
- Гармонь, технические аспекты
- Обслуживание и ремонт
- Из простой механики в механику с заемом
Время создания страницы: 5.283 секунд
Источник
- Форум
- Гармонь, технические аспекты
- Обслуживание и ремонт
- Из простой механики в механику с заемом
4 года 11 мес. назад — 4 года 11 мес. назад #34116
от Павел Гарин
Владимир Фомин пишет: Отключаемая заёмная механика на баянахи аккордеонах очень сильно усложнить конструкцию, резко повысит цену, надежность работы снизиться. Стоит ли этим заниматься?
.
Я думаю, что гораздо проще переключения в левой у баяна с готового на выбор.
Владимир Фомин пишет: Кстати, по сути, валиковая механика левой части гармони и есть заемный механизм.
Мы нажимаем кнопку баса — открываются отверстия басового резонатора и одновременно открываются (т.е. «занимаются», добавляются) отверстия с одноименными нотами резонатора аккордов
.
Да это так, я поэтому акцентировал про заем в правой.
Для баянов и аккордеонов определение заема звучит так.
Заемная механика — группа рычагов и валиков, с помощью которых производится дополнение звуков из басов в аккорды, и наоборот.
Последнее редактирование: 4 года 11 мес. назад пользователем Павел Гарин.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
4 года 11 мес. назад — 4 года 11 мес. назад #34118
от Владимир Фомин
Гармонь — вариант «лайт» баяна, поэтому и неё и тональности и ограниченный набор «бас-аккорд».
Зачем её усложнять, есть же баян.
Вот упростить конструкцию, сделать гармонь легче (этакую «походную») гармонь интересно.
Двухголосая, басы и аккорды как у диатонического аккордеона, без валиковой механики.
Бас будет без заема голосов аккорда, но «густой», сильный.
Расход воздуха будет небольшой, можно немного уменьшить габариты гармони.
Последнее редактирование: 4 года 11 мес. назад пользователем Владимир Фомин.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
4 года 11 мес. назад #34119
от Павел Гарин
Владимир Фомин пишет: Двухголосая, басы и аккорды как у диатонического аккордеона, без валиковой механики.
Бас будет без заема голосов аккорда, но «густой», сильный.Расход воздуха будет небольшой, можно немного уменьшить габариты гармони.
Владимир, Вы имеете ввиду, когда один клапан аккорда открывает сразу несколько голосов? Я думаю, что такую схему можно реализовать, но придется существенно уменьшать количество кнопок слева, до 12, может еще меньше.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
4 года 11 мес. назад #34120
от Владимир Фомин
«Владимир, Вы имеете ввиду, когда один клапан аккорда открывает сразу несколько голосов? «
Да, вроде этого:
Размер полукорпуса 260х140 мм.
Но повторю, для «легкой», «походной» есть смысл так делать.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
4 года 11 мес. назад #34123
от Игорь Шанин
Павел Гарин пишет: Что характерно, заемная правая механика встречается, насколько я знаю, только в нижегородских гармонях, было бы интересней сделать заем отключаемым, еще интересней было бы применить его в правой клавиатуре баянов и аккордеонов.
В кирилловских тоже встречается.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
4 года 11 мес. назад — 4 года 11 мес. назад #34124
от Юрий 50
Павел Гарин пишет:
Что характерно, заемная правая механика встречается, насколько я знаю, только в нижегородских гармонях, было бы интересней сделать заем отключаемым, еще интересней было бы применить его в правой клавиатуре баянов и аккордеонов.
На авито(Н.Новгород) давно выставлена гармонь Рекшинского в СОЛЬ с отключаемым заёмом(правда, реставрированная). Заёмный механизм этого мастера (к сожалению, давно покойного), наверное, самый совершенный
Всё лаконично, просто и надёжно. Здесь, конечно, без отключения.
Последнее редактирование: 4 года 11 мес. назад пользователем Юрий 50.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Форум
- Гармонь, технические аспекты
- Обслуживание и ремонт
- Из простой механики в механику с заемом
Время создания страницы: 0.203 секунд
Источник
.
Олег Гура запись закреплена
Чем можно заменить полосочки на голосах гармони? Когда то советовали в группе что можно вырезать из папки для бумаг но так и не довелось попробовать. Кто что посоветует и можно подробнее из какой папки вырезать?
Нравится
Показать список оценивших
Показать список поделившихся
Александр, это лайка для клапанов, а Олег, судя по всему, имел в виду проёмные лайковые клапана, вот типа из таких папок
Залоги так же лайковые должны быть , а не из разного папье- маше
Андрей, у Павла Гарина хороший материал!
Господа,давайте создадим в конце концов в группе словарь терминов.Ибо что такое лайка,залоги для проёмных клапанов и всякие другие слова.Клапан -это лайка , если говорить по безграмотному ,а если проще то полоска кожи на голосовой планке,почему лайка,да потому что так называли раньше тонкую кожу из которой шили перчатки.В каждой губернии одни и те же предметы называют по своему,давайте придём к общему знаменателю.Я давно хочу узнать,что такое гармонь с заёмом.
Алексей, заём это механизм такой когда на правой клавиатуре при нажатии одной кнопки открывается калапан той же ноты октавой выше
Алексей, а клапан это не лайка , клапан это кусочек деревяшки или дюральки или пласстмассы с приклеенной на неё лайкой. И выражение » залоги для проёмных клапанов» звучит по крайней мере абсурдно. Залоги это и есть проёмные клапана
Алексей, звук сильнее, сочнее, попробуйте играть мелодию нажимая одну и ту же ноту двумя разнооктавными кнопками, а с заёмом жмёшь одну кнопку а звучит две
Андрей, всё верно, я ошибочно выразился. Проёмный клапан из гармонной лайки.
Да, желательно, чтобы они были тоже из кожи, но не всегда есть под рукой лишние. Вот и приходится заменять пластиком.
Николай, я старый рваный баян или аккордеон на это дело использую, меха располосовал, там лайки на углах немеряно. Ввмочил, под стекло под пресс , суток на пять периодически снимая стекло и подсуштвая. Очень хорошо потом используется как для переклейки клапанов так и залогов
Андрей, спасибо. Возьму на заметку. Как раз меха дырявые от баяна лежат, а сейчас клапана полностью переклеиваю, некоторые кусочки кожи совсем в негодность пришли. Попробую использовать от мехов.
Андрей, я инженер по образованию и знаю,что такое клапан,это устройство допускающее движение. в случае гармони.воздуха в одну сторону и препятствующее движению в обратную,и неважно где он стоит в гармони,в водопроводе или в сердце,клапан он и в африке клапан.Кстати раскажи где ты видел в гармони деревяшки с приклеенными к ним «лайками»,я чё то у себя не видал таких.А по поводу нот через октаву,так я играю по нотам,где надо одну взять,то беру одну,а если написано две с интервалом в октаву.то и беру две.
Алексей, бывают и деревянные клапаны, вместо алюминиевых. Как в гармони, так и в баянах.
Короче, вот вам фото из интернета. Вот тут на вот этих вот штуках (Не знаю как правильно называется), надо заменить лайку
Кусковая голосовая планка с проёмным клапаном ….если уж в терминах разнобой …. на предыдушем фото …..голоса у планок без ( клапанов ) лаек или залогов …..как кому нравится ……на больших ставится на пиколках нет …..Встречал у немцев и итальянцев ,,,да пластиковые клапана ……Деревянные тоже но это на английских гармонях …..Клапана кнопок это совсем другой разговор ,,,и к резонаторам они не относятся …..На резонаторах горизонтальных или вертикальных стоят голосовые планки кусковые или цельные …..и в этих рамках кожаные клапана , что бы воздух не проходил одновременно , а только на расжим или сжим ….
А то непонятно …..толь голос обломился ,,,толи кожаный залог с лайкой отлетел отклеился или кривой , бывает и так ….
Алексей, видимо вам этого не понять. Ноты они для того и ноты чтобы тему уловить, а вот эффект который даёт заём его душой понять надо. Мы в молодости даже гитары умудрялись из шести струнки в двенадцати струнам переделывать. Звук обалденный получался. Так и в гармони, мастера умельцы заём придумали. У некоторых экземпляров даже есть механизм отключения заёма
Андрей, баянов дырявых как и гармоней много конечно на авито ….если уж совсем дрова то да можно и так на запчасти . Сейчас 6аверное по статистике авито на одного баяниста гармониста в Россси по 20-30 штук будет ……в СССР да наштомповали много…..разного качества . Про заем вещь специфическая , когда звучит когда нет обьемный звук ……как и то что три ,,,четы ,,,репят ьпар планок …..А вообще если кто играть умеет то , аналог заема всегда смодет нажать ,,,октавой и терцией и аккордом . Про отключить включить встречал лиж одну такую гармонь уникальную на ппосторах интернета в единственном экземпляре …..сложная механика там . Баяны в 60 годы тоже пробывали так делать эксперементировать , но непошло , остановились на регистрах . Как и гармони в двух тональностях 2+2 голоса с регистром .
народ,привет кто мне может продать материал для замены на клапанах гармошки и баяна,и ленту между корпусом и мехом?дайте знать пожалуйста,89005190554 павел
Источник