Аудиторская компания «Правовест Аудит»
Закон № 32-ФЗ «О внесении изменений во вторую часть НК РФ» был подписан 8 марта 2015 года (далее Закон № 32-ФЗ). Новой корректировке подверглись правила налогового учета процентов по долговым обязательствам (ст. 269 НК РФ). Причем некоторые из них затрагивают размер налоговых обязательств по налогу на прибыль за 2014 год.
Напомним, что с 1 января 2015 года правила учета процентов по долговым обязательствам изложены в новой редакции, главное новшество — фактически отменено нормирование в целях налогообложения прибыли процентов по кредитам и займам.
Исключение составляют только долговые обязательства, признаваемые контролируемыми сделками. В таких случаях при признании доходов и расходов по долговым обязательствам следует руководствоваться правилами обоснования рыночности процентов, установленными положениями раздела V.I НК РФ «О взаимозависимых лицах». Для контролируемых сделок, одной из сторон которых являются банки в НК РФ, были установлены интервалы предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам (п.1.2 ст. 269 НК РФ). Проценты, вписывающиеся в интервалы предельных значений налогоплательщики – участники контролируемых сделок с долговыми обязательствами вправе признавать расходом или доходом соответственно (п.1.1 ст. 269 НК РФ).
Что же изменил Закон № 32-ФЗ?
1) Расширен состав лиц, которые могут применять интервалы предельных значений для учета в целях налогообложения процентов по долговым обязательствам, относящимся к контролируемым сделкам.
Изменения в п.1.1 ст. 269 НК РФ, внесенные Законом № 32-ФЗ, позволяют применять интервалы процентных ставок, указанные в п. 1.2 ст. НК РФ к любым контролируемым сделкам, а не только к сделкам с участием банков. Теперь интервалы предельных значений процентных ставок применяются при предоставлении займов между любыми взаимозависимыми лицами, если сделка отвечает признакам контролируемой. (Какие сделки признаются контролируемыми – см. ст. 105.14 НК РФ.)
Новшество значительно упрощает жизнь организациям, практикующим займы между дочерними организациями, у них появилась возможность применить к сделкам по долговым обязательством шкалу предельных значений процентов, прописанную в ст. 269 НК РФ. Если проценты по долговым обязательствам не впишутся в параметры, заданные в п. 1.2 ст. 269 НК РФ, то организациям придется применять правила азб.4 п. 1.1. ст. 269 НК РФ и доказывать рыночность ставки уже при помощи не простых методов обоснования цены из главы 14.3 НК РФ (см. ст. 105.7-105.13 НК РФ).
2) Для обязательств, выраженных в рублях, ставку рефинансирования заменили на ключевую ставку (пп. 1,2 п. 1.3 ст. 269 НК РФ).
На настоящий момент ключевая ставка (17% с 16.12.2014,15% с 02.02.2015,14% с 16.03.2015) значительно больше, чем ставка рефинансирования (8,25%), которая не менялась с 14.09.2012. При этом ключевая ставка устанавливалась ЦБ РФ, начиная с 13.09.2013 года и тогда ее размеры не превышали 5,5%, т.е. были меньше ставки рефинансирования, а это явно ухудшает положение налогоплательщика. Какую ставку применять, если долговое обязательство с фиксированной ставкой возникло до 13.09.2013 года? Возможно ли в таком случае применять ключевую ставку на 01.01.2015 года? Все эти ситуации требуют официальной трактовки Минфина РФ.
3) Скорректированы значения интервалов предельных значений процентных ставок для рублевых обязательств.
Так, с 1 января по 31 декабря 2015 года выделены две группы контролируемых сделок и для них установлены различные интервалы:
а) для долговых обязательств по контролируемым сделкам, поименованным в п. 2 ст. 105.14 НК РФ — от 0 до 180% ключевой ставки ЦБ РФ; (в п. 2 ст. 105.14 НК РФ перечислены сделки между взаимозависимыми лицами-резидентами РФ, признаваемыми контролируемыми по различным основаниям, в т.ч. сделки с неплательщиками налога на прибыль или резидентами особых экономических зон, участников региональных проектов и др.)
б) для долговых обязательств по контролируемым сделкам, которые не указаны в п. 2 ст. 105.14 НК РФ — от 75% ставки рефинансирования до 180% ключевой ставки ЦБ РФ; (это все остальные виды контролируемых сделок, например, сделки по торговле товарами мировой биржевой торговли, сделки с иностранными дочерними и материнскими компаниями, сделки с офшорными компаниями из перечня Минфина РФ).
в) с 1 января 2016 года для всех, без исключения контролируемых сделок, по долговым обязательствам в рублях установлен единый интервал- от 75 до 125% ключевой ставки ЦБ РФ.
4) Увеличен нормируемый размер расходов по рублевым долговым обязательствам на декабрь 2014 года.
Пунктом 2 ст. 2 Закона № 32-ФЗ предельная величина процентов, подлежащих включению в состав расходов по налогу на прибыль организаций в период с 1 декабря по 31 декабря 2014 года принимается равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования ЦБ РФ увеличенную в 3,5 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях. Таким образом, у организаций есть возможность скорректировать налоговую базу, по рублевым обязательствам признать за декабрь 2014 года больше расходов для целей налогообложения прибыли в результате повышения коэффициента, применяемого к ставке рефинансирования ЦБ РФ. (предельные размеры на декабрь 2014: было – 8,25% х 1,8 = 14,85%, стало – 8,25% х 3,5 =28,875%.).
Указанные изменения могут быть учтены налогоплательщиком при расчете налога в налоговой декларации по итогам 2014 года. Если к моменту опубликования закона декларация уже была представлена, то налогоплательщик вправе представить уточненную декларацию. Закон 32-ФЗ был опубликован 9 марта 2015 год на сайте https://publication.pravo.gov.ru/Search/Period/president?type=monthly.
5) Скорректирован размер процентов по контролируемой задолженности, включаемых в состав расходов по налогу на прибыль в период с 1 июля 2014 года по 31 декабря 2015 года.
Правила применяются в отношении долговых обязательств, возникших до 1 октября 2014 года (п. 1 ст. 2 Закона № 32-ФЗ).
Во-первых, величина контролируемой задолженности, выраженная в иностранной валюте, определяется по курсу ЦБ РФ на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода, но не выше курса, установленного ЦБ РФ по состоянию на 1 июля 2014 года; Напомним, на 1 июля 2014 года курс доллара США был установлен — 33.8434 руб. за 1 доллар, евро – 46.1827 руб. за 1 евро.
Во-вторых, величина собственного капитала на последнее число каждого отчетного (налогового) периода определяется без учета соответствующих положительных (отрицательных) курсовых разниц, возникших вследствие переоценки требований (обязательств), выраженных в иностранной валюте, в связи с изменением официальных курсов иностранных валют к рублю РФ, установленных ЦБ РФ, с 1 июля 2014 года по последнее число отчетного (налогового) периода, на которое определяется коэффициент капитализации.
Таким образом, по долговым обязательствам, возникшим до 1 октября 2014 года Законом № 32-ФЗ нивелированы резкие изменения валютных курсов в целях налогового учета процентов по контролируемой задолженности. Внесенные поправки в целом носят антикризисный характер, дают возможность налогоплательщикам снизить платежи по налогу на прибыль, но вместе с тем порождают необходимость официальных разъяснений о нюансах применения новых правил.
Разговор об особенностях применения признания в учете процентов по долговым обязательствам мы продолжим в новых статьях аудиторов, публикуемых на нашем сайте www.pravovest-audit.ru. Читайте наши новости, задавайте свои вопросы — мы всегда рады помочь вам.
март 2015г.
Источник
Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 20 ноября 2015 г.
Содержание журнала № 23 за 2015 г.
А.З. Островская, ведущий налоговый специалист консалтинговой компании «ТаксОптима»
Если руководство вашей фирмы решило удовлетворить просьбу сотрудника о предоставлении ему рублевого займа, бухгалтерии надо будет учесть все налоговые нюансы, связанные с этим решением. Предлагаем вам готовую памятку для подобных ситуаций.
Но прежде напомним, что, когда организация выдает заем физическому лицу, между ними обязательно должен быть заключен письменный договор займаст. 808 ГК РФ. Если в договоре займа ничего не сказано о процентах, предполагается, что их размер равен действующей ставке рефинансированияп. 1 ст. 809 ГК РФ (на сегодняшний день она составляет 8,25%Указание ЦБ от 13.09.2012 № 2873-У).
Когда у работника-заемщика возникает доход, облагаемый НДФЛ, а когда — нет
Если выданный заем:
- <или>беспроцентный;
- <или>проценты по нему ниже 2/3 ставки рефинансирования на дату их уплаты (то есть сейчас это меньше 5,5% годовых), —
то у сотрудника возникает доход в виде материальной выгоды от экономии на процентахподп. 1 п. 1, п. 2 ст. 212 НК РФ.
Материальная выгода облагается НДФЛ:
- <если>заемщик является налоговым резидентом РФ — по ставке 35%п. 2 ст. 224 НК РФ;
- <если>заемщик не имеет статуса налогового резидента РФ — по ставке 30%п. 3 ст. 224 НК РФ.
Помните, что если в течение календарного года работнику выплачивались доходы, облагаемые по разным ставкам, то на него нужно будет подать столько справок 2-НДФЛ, сколько ставок применялосьРекомендации, утв. Приказом ФНС от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611@.
Удерживать и перечислять налог в бюджет должна именно организация-заимодавецподп. 2 п. 2 ст. 212 НК РФ из денежных выплат в пользу работника. Только надо внимательно следить, чтобы общая сумма удерживаемого налога не превышала 50% от выплачиваемых работнику денегп. 4 ст. 226 НК РФ.
Если по каким-то причинам организация-заимодавец не может удержать НДФЛ с матвыгоды (к примеру, сотрудник-заемщик уволился или ушел в неоплачиваемый отпуск), организация должна сообщить об этом в свою ИФНС, подав справку 2-НДФЛ. Это надо сделать не позднее 31 января года, следующего за годом получения заемщиком матвыгодып. 5 ст. 226 НК РФ; п. 2 Приказа ФНС от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611@.
Датой возникновения дохода в виде материальной выгоды считается:
- <если>заем беспроцентный — дата возврата займаПисьма Минфина от 10.06.2015 № 03-04-05/33645, от 28.10.2014 № 03-04-06/54626;
- <если>заем процентный — дата уплаты работником процентовподп. 3 п. 1 ст. 223, п. 2 ст. 212 НК РФ; Письмо Минфина от 10.06.2015 № 03-04-05/33645.
Но с 1 января 2016 г. независимо от типа займа датой получения такого дохода будет признаваться последний день каждого месяца в течение срока, на который предоставлен заемподп. 7 п. 1 ст. 223 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2016); подп. «б» п. 1 ст. 2, п. 3 ст. 4 Закона от 02.05.2015 № 113-ФЗ.
Посчитать материальную выгоду помогут следующие формулы:
- <если>заем беспроцентный:
- <если>заем процентный:
Пример.Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «НДФЛ»:
2020 г.
2019 г.
2018 г.
Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «НДФЛ»:
2020 г.
2019 г.
2018 г.
Источник
Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 6 ноября 2015 г.
Содержание журнала № 22 за 2015 г.
А.З. Островская, ведущий налоговый специалист консалтинговой компании «ТаксОптима»
Когда организация оказывается в затруднительном финансовом положении, ей на выручку, как правило, приходят учредители (компании или физлица), согласившись предоставить своей фирме рублевый заем. Давайте рассмотрим все нюансы, которые нужно знать бухгалтеру организации-заемщика.
Общие моменты
Если в договоре займа, наличие которого обязательноп. 1 ст. 161, п. 1 ст. 808 ГК РФ, не будет оговорен размер процентов, значит, он по умолчанию будет равен ставке рефинансирования, действующей на дату уплаты долга или его частип. 1 ст. 809 ГК РФ (сейчас это 8,25%Указание ЦБ от 13.09.2012 № 2873-У).
Заемные средства могут быть:
- <или>перечислены на ваш расчетный счет;
- <или>внесены в кассу наличными по приходно-кассовому ордеру. Если взаймы дает учредитель-физлицо, тогда вносимая сумма может быть любой. Но если заимодавец — организация или предприниматель, тогда сумма наличных не должна превышать 100 000 руб.пп. 5, 6 Указания ЦБ от 07.10.2013 № 3073-У
Принятый наличный заем можно сразу расходовать на текущие нужды фирмы, не внося предварительно деньги на расчетный счет. А вот те наличные, которые предполагается пустить на уплату процентов по займу или на его возврат, обязательно должны быть сняты со счетап. 4 Указания ЦБ от 07.10.2013 № 3073-У.
Налоговый и бухгалтерский учет
Ни при общем режиме налогообложении, ни при упрощенке полученные и возращенные займы никак не учитываются для налоговых целейподп. 10 п. 1 ст. 251, п. 12 ст. 270, подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ.
Если заем беспроцентный, то фирме-заемщику можно не волноваться — платить налоги с дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах ей не придетсяПисьма Минфина от 09.02.2015 № 03-03-06/1/5149, от 11.05.2012 № 03-03-06/1/239. Если же заем получен под проценты, то они включаются в расходы:
- при общем режиме — на последнее число каждого месяца пользования займом, а также на дату возврата займаподп. 2 п. 1 ст. 265, п. 8 ст. 272 НК РФ; Письма Минфина от 21.01.2015 № 03-03-06/1/1521; ФНС от 16.02.2015 № ГД-4-3/2289;
- при УСНО — на дату уплатыподп. 9 п. 1 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.17 НК РФ.
В случае, когда получение займа от учредителя подпадает под контролируемую сделку, проценты признаются в расходах в особом порядкепп. 1.1, 1.2 ст. 269 НК РФ (подробнее об этом см. ,2015, № 18, с. 12).
В бухучете полученный заем и проценты по нему отражаются следующим образомпп. 2—5 ПБУ 15/2008:
* Краткосрочным считается заем со сроком погашения не более 1 года. Все остальные займы относятся к долгосрочным. Если заем получен на срок более года, он сначала учитывается на счете 67, а когда до его погашения остается 1 год, списывается на счет 66п. 19 ПБУ 4/99.
Проценты по займу для целей бухучета надо учитывать в прочих расходах (за исключением случая, когда заем получен для приобретения или создания инвестиционного актива)п. 7 ПБУ 15/2008 обособленно от основной суммы займа.
Если проценты уплачиваются ежемесячно, то в бухучете целесообразно признавать их в расходах на дату уплаты, предусмотренную графиком платежей, в сумме, указанной в этом графике. В остальных случаях проценты признаются на каждую из следующих датпп. 6, 8 ПБУ 15/2008:
- на последнее число каждого месяца пользования займом;
- на дату погашения займа.
Обязанности налогового агента по НДФЛ
Они возникнут у компании-заемщика в том случае, если процентный заем ей предоставил учредитель-физлицо. Ведь для последнего причитающиеся ему проценты будут являться налогооблагаемым доходомподп. 1 п. 1 ст. 208, п. 4 ст. 226 НК РФ. С него надо исчислить НДФЛ по ставке 13% и уплатить его в бюджетп. 1 ст. 224, п. 6 ст. 226 НК РФ:
- <если>сумма процентов перечисляется на банковский счет — в день их перечисления;
- <если>эта сумма выдается наличными — в день получения наличных денег в банке.
В договоре займа может быть прописано условие о капитализации процентов. То есть когда проценты ежемесячно начисляются, но не выплачиваются заимодавцу, а причисляются к основной сумме долга. В итоге следующие проценты начисляются уже на увеличенную сумму займа.
В этом случае датами фактического получения дохода считаются даты причисления процентов к сумме займаПисьмо Минфина от 03.03.2009 № 03-04-06-01/45. Организация-заемщик как налоговый агент должна на конец каждого месяца в течение срока, на который предоставлен заем, рассчитывать сумму налога с процентов, начисленных за этот месяц, удерживать его из любых выплат физлицу и не позднее следующего дня перечислять в бюджет. Если выплат до конца года не было или их не хватило для удержания налога со всех начисленных в течение года процентов, нужно сообщить в инспекцию о невозможности удержать НДФЛпп. 5, 6 ст. 226 НК РФ. Таковы рекомендации специалиста Минфина (см. ,2015, № 3, с. 72).
Доходы в виде процентов по займам указываются в справке по форме 2-НДФЛ в разделе 3 «Доходы, облагаемые по ставке 13%» с кодом дохода 1011приложение 3 к Приказу ФНС от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611@. К таким доходам в общем порядке применяются стандартные, социальные и имущественные вычетып. 3 ст. 210 НК РФ.
***
Бывает, что учредитель решает простить долг в виде займа и заключает с компанией-заемщиком соглашение о прощении долга. Очевидно, что та освобождается от обязанности возвращать деньгип. 1 ст. 415 ГК РФ. Но должна ли она включить прощенную сумму в налогооблагаемые доходы? Нет, не должна, при условии что:
- <или>заемные средства получены от учредителя с долей участия в компании больше 50%подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ; Письма Минфина от 11.10.2011 № 03-03-06/1/652; УФНС по г. Москве от 21.12.2011 № 16-15/123400@;
- <или>долг по займу был прощен с целью увеличения чистых активов компании и это отражено в соглашении либо решении о прощении долгаподп. 3.4 п. 1 ст. 251 НК РФ; Письмо Минфина от 25.06.2014 № 03-03-06/1/30267. Размер доли участника при этом значения не имеетПисьма Минфина от 20.04.2011 № 03-03-06/1/257; ФНС от 22.11.2012 № ЕД-4-3/19653, но важно, чтобы на дату заключения соглашения о прощении долга участник был действующимПисьмо Минфина от 24.02.2015 № 03-11-06/2/9035. Если же долг простит бывший участник компании, то ей придется на эту сумму увеличить свои внереализационные доходып. 8 ст. 250 НК РФ.
Но имейте в виду: в обоих перечисленных случаях от налогов освобождается только «тело» прощенного займа, но не проценты по нему. Сумма прощенных процентов учитывается также во внереализационных доходахПисьма Минфина от 30.09.2013 № 03-03-06/1/40367, от 25.06.2014 № 03-03-06/1/30267.
Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Дивиденды / участники ООО»:
2020 г.
2019 г.
2018 г.
Источник
Дата размещения статьи: 29.04.2016
Беспроцентные займы — весьма популярный инструмент пополнения оборотных средств при их нехватке. Активно им пользуются собственники бизнеса, выступая в зависимости от обстоятельств как в качестве заимодателей, так и в качестве заемщиков. В этой статье мы рассмотрим следующую ситуацию: организация (ИП) выдала беспроцентный заем физическому лицу в 2015 г., возврат займа осуществляется в 2016 г. Каковы обязанности налогового агента (организации, ИП) по исчислению и уплате НДФЛ с сумм материальной выгоды?
Описание проблемы
Согласно официальной позиции при выдаче беспроцентного займа физическому лицу у последнего возникает доход в виде материальной выгоды от экономии на процентах в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ. Размер этой выгоды определяется в порядке, установленном п. 2 ст. 212. Применительно к беспроцентным займам в рублях доход (облагается НДФЛ по ставке 35% — п. 2 ст. 224 НК РФ) равен величине процентов, рассчитанных исходя из 2/3 ставки рефинансирования за весь период пользования денежными средствами.
Достоверно определить дату возникновения дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах по беспроцентным займам на основании норм НК РФ до 2016 г. было невозможно. Дело в том, что п. 1 ст. 223 НК РФ в качестве даты фактического получения дохода в виде материальной выгоды называл день уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитным) средствам (см. пп. 3 п. 1 ст. 223 прежней редакции). Очевидно, что при отсутствии процентов и их уплаты пользоваться данной формулировкой было затруднительно, так что Минфин разъяснил этот момент письмами. Среди них Письмо от 14.04.2009 N 03-04-06-01/89, где выражено мнение о том, что фактической датой получения дохода в виде материальной выгоды по беспроцентным займам следует считать дату возврата заемных средств.
С тех пор многое изменилось, в частности подкорректировано содержание п. 1 ст. 223 НК РФ относительно подхода к установлению даты фактического получения дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах. Согласно новому пп. 7 п. 1 ст. 223 с 01.01.2016 такой доход определяется на последний день каждого месяца в течение срока, на который были предоставлены заемные (кредитные) средства. С момента вступления новой редакции ст. 223 в силу Минфин выпустил ряд писем, разъясняющих ее применение. В частности, в Письмах от 14.01.2016 N 03-04-06/636, от 02.02.2016 N 03-04-06/4762, от 15.02.2016 N 03-04-06/8109 указано, что ежемесячно определять доход в виде материальной выгоды необходимо начиная с 2016 г. и делать это нужно по всем займам, в том числе выданным в 2015 г. и ранее. Вместе с тем в Письме Минфина России от 15.02.2016 N 03-04-06/9399 конкретизировано, что положения пп. 7 п. 1 ст. 223 НК РФ о ежемесячном расчете материальной выгоды распространяются на экономию налогоплательщика, полученную им начиная с 01.01.2016. Иными словами, по состоянию на 31.01.2016 должна быть рассчитана материальная выгода исключительно за январь 2016 г. (прибавлять к ней величину выгоды, полученную налогоплательщиком в 2015 г., и рассчитывать НДФЛ с полученной суммы неправильно).
А как же быть с экономией на процентах, которая приходится на 2015 г., по займам, которые подлежат возврату в 2016 г., то есть в периоде действия вполне четких правил о ежемесячном определении материальной выгоды? На данный момент мы видим несколько способов решения этой задачи. Какой из них выбрать, налоговый агент должен решить сам.
Пути решения
Здесь мы предложим три разных подхода, каждый из которых имеет право на существование, поскольку налицо неопределенность законодательства в части установления даты фактического получения дохода от экономии на процентах по беспроцентным займам, которые были выданы до 2016 г., а погашены после.
Первый подход — оптимальный
Он основан на содержании Писем Минфина России от 15.02.2016 N 03-04-05/7920, от 24.02.2016 N 03-04-05/10113, в которых чиновники, вспоминая неудачную формулировку пп. 3 п. 1 ст. 223 НК РФ в предыдущей редакции, как бы подтверждают свою приверженность прежней позиции: в случае если организацией выдаются беспроцентные кредиты (займы), фактической датой получения доходов в виде материальной выгоды следует считать соответствующие даты возврата заемных средств. Однако далее в тексте Писем приводится выдержка из нового пп. 7 п. 1 ст. 223, после чего делается вывод: доход в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, с 2016 г. определяется в последний день каждого месяца, в котором действовал договор займа (кредита), вне зависимости от даты получения такого займа (кредита).
Объединив первое утверждение со вторым, можно вывести некую «формулу». Если заем выдан в 2015 г., но его погашение приходится на следующий календарный год (он же налоговый период по НДФЛ), то в 2015 г. дохода в виде материальной выгоды у заемщика — физического лица не возникает. Экономия налогоплательщика за 2015 г. становится доходом только на дату возврата займа в 2016 г.
Получается, что в 2016 г. налоговый агент ежемесячно вплоть до погашения займа должен исчислять и по возможности удерживать НДФЛ с материальной выгоды физического лица от экономии на процентах. А на момент возврата займа агент должен исчислить и удержать налог с материальной выгоды, полученной налогоплательщиком в 2015 г. Проводить удержание налога с материальной выгоды из любых доходов налогоплательщика, выплачиваемых ему налоговым агентом в денежной форме, допустимо на основании п. 4 ст. 226 НК РФ.
Если же удержать налог нет возможности, налоговый агент обязан сообщить об этом в налоговый орган не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства. Порядок представления данных сведений (по форме 2-НДФЛ с признаком 2) утвержден Приказом ФНС России от 16.09.2011 N ММВ-7-3/576@. Применительно к рассматриваемой ситуации — выдаче займа в 2015 г., возврате его в 2016 г. и невозможности удержания налога с материальной выгоды — налоговый агент должен сообщить о сумме неудержанного налога до 01.03.2017.
На заметку. Если налоговый агент сообщит в налоговый орган о невозможности удержания НДФЛ, налогоплательщик должен будет уплатить соответствующую сумму налога не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления (п. 6 ст. 228 НК РФ).
Второй подход — альтернативный
Рассмотрим судебное решение, в котором арбитры поясняют, что дата фактического получения дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах должна определяться не реже одного раза за налоговый период (в целях исчисления НДФЛ — за календарный год (ст. 216 НК РФ)). Иными словами, если беспроцентный заем выдан в одном налоговом периоде, а возвращен уже в следующем, то налоговый агент (организация-заимодавец) должен рассчитать НДФЛ с материальной выгоды заемщика по окончании налогового периода, в котором был выдан заем (в соответствующей части). Это следует из текста Постановления ФАС ЗСО от 23.07.2012 по делу N А46-15254/2011.
При условии что налоговый агент согласен с такой трактовкой закона, он может рассчитать материальную выгоду заемщика от экономии на процентах по беспроцентному займу, полученному в 2015 г., уже по состоянию на 31.12.2015 и НДФЛ с нее. Представление расчета 2-НДФЛ за 2015 г. осуществляется по форме, введенной Приказом ФНС России от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@. Если налоговый агент уже в 2015 г. исчислил и удержал налог с материальной выгоды физического лица по еще не возвращенному беспроцентному займу, то справку 2-НДФЛ с признаком 1 нужно предоставить в налоговый орган не позднее 01.04.2016 (п. 2 ст. 230 НК РФ). Если же налог не был удержан из доходов заемщика, об этом нужно было сообщить до 01.03.2016 (п. 5 ст. 226 НК РФ).
На заметку. Подача сведений с нарушением установленного срока чревата штрафом в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ). За представление налоговым агентом недостоверных сведений штраф несколько выше — 500 руб. за каждый документ (п. 1 ст. 126.1 НК РФ) <1>.
———————————
<1> Налоговый агент освобождается от штрафа в 500 руб., если ошибки выявлены им самостоятельно, а уточненные документы представлены до того, как налоговый орган обнаружил неточности.
Третий подход — рискованный
Логика, положенная в основу первого и второго вариантов, взята не из содержания НК РФ (имеется в виду п. 1 ст. 223 НК РФ в предыдущей и действующей редакциях), поэтому налоговый агент вполне может занять и такую позицию: по беспроцентным займам, выданным и не погашенным до 2016 г., материальная выгода не определяется из-за отсутствия порядка ее признания доходом на какую-либо конкретную дату.
На заметку. Согласно пп. 4 п. 1 ст. 228 НК РФ физические лица самостоятельно исчисляют и уплачивают НДФЛ, исходя из сумм полученных доходов, сведения о которых налоговый агент не представил в налоговый орган. При этом физические лица обязаны представить в налоговый орган декларацию по форме 3-НДФЛ (п. 3 ст. 228). Налог подлежит уплате до 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 228).
* * *
Ввиду наличия явных противоречий между разъяснениями Минфина и содержанием п. 1 ст. 223 НК РФ налоговому агенту предстоит самостоятельно определить, возникает ли на стороне заемщика — физического лица материальная выгода от пользования займом в 2015 г. И если да, то должен ли заимодавец удерживать НДФЛ из доходов налогоплательщика или нужно просто сообщить в налоговый орган о невозможности такого удержания. А если сообщать о невозможности удержания, то в какие сроки — до 1 марта 2016 или 2017 г.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Вернуться на предыдущую страницу
Последние новости
Бесплатная консультация юриста по телефонам:
- Москва, Московская область
+7 (499) 703-47-96 - Санкт-Петербург, Ленинградская область
+7 (812) 309-56-72 - Федеральный номер
8 (800) 555-67-55 доб. 141
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
14 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 988027-7 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ»
Законопроектом устанавливается возможность использования системы налогообложения в виде ЕНВД и патентной системы налогообложения для субъектов предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли маркированной продукцией на период с 1 сентября 2020 г. по 31 декабря 2021 г. включительно.
7 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 983620-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ»
Цель законопроекта — обеспечение баланса интересов как участника долевого строительства, так и застройщика. Также он призван обеспечить нормативные рамки взаимодействия сторон при возникновении спорных вопросов.
28 июня 2020 г.
Проект Федерального закона № 979423-7 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ»
Законопроектом предлагается ввести гуманитарный сбор в размере 5 процентов от средств полученных рекламораспространителями за предоставление своих услуг. Цель данного сбора — оказание помощи гражданам России, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в лечении.
15 июня 2020 г.
Проект федерального закона № 972589-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части конвертируемого займа»
Цель законопроекта — создание эффективного и прозрачного механизма для осуществления венчурных инвестиций, что, в свою очередь, послужит стимулированием инвестиций в высокотехнологичные проекты в Российской Федерации
2 июня 2020 г.
Проект федерального закона № 966659-7 «О внесении изменений в статью 57 Трудового кодекса Российской Федерации»
Принятие законопроекта позволит как законодательно закрепить специальную возможность работника временно или частично выполнять свои функции в дистанционной форме, так и установить условия, являющиеся обязательными, которые должны быть определены сторонами при принятии соответствующего решения.
В центре внимания:
Институт судебных расходов: генезис, современное состояние и перспективы развития (Четвергов А.И.)
Дата размещения статьи: 13.07.2020
Преюдиция в арбитражных и третейских судах: теоретические и прикладные проблемы в свете запрета злоупотребления процессуальными правами (Бенедская О.А.)
Дата размещения статьи: 13.07.2020
О возобновлении производства при выявлении новых доказательств, скрытых от суда стороной (Султанов А.Р.)
Дата размещения статьи: 13.07.2020
К вопросу о защите прав субъектов научно-технологической деятельности: дело Oracle v. Google (Барабашев А.Г., Камалян А.М., Пономарева Д.В.)
Дата размещения статьи: 13.07.2020
Правовое регулирование социальной защиты инвалидов: вопросы теории и практики (Выдрин И.В., Выдрина И.И.)
Дата размещения статьи: 13.07.2020
Источник