Минфин рассматривает возможность введения принудительного займа, впервые с 1982 года.
«В свете значительных незапланированных государственных расходов, вызванных эпидемией коронавируса и введением карантинных мер, в министерстве финансов рассматривают возможность введения принудительного займа для их покрытия», — сообщают ленты информагентств. К счастью, речь пока идет об Израиле.
Здесь можно было бы подавить зевок: дескать, нас это не касается. Дело, однако, в том, что российские финансовые власти также могут пойти на такой шаг, поскольку обстановка в экономике РФ складывается тяжелая.
Цены на нефть Urals свалились в штопор, из-за карантина целые отрасли — автозаводы, шахты, предприятия сферы услуг — на грани свертывания. В результате, на кубышку ФНБ претендуют, помимо пенсионеров, буквально все — начиная от авиакомпаний и турфирм, и заканчивая нефтяными концернами. При этом капитал бежит из России как ошпаренный — с 12 по 18 марта, по данным BCS Global Markets, инвесторы вывели из российских активов рекордные $ 1,4 млрд.
Это значит, денег правительству Михаила Мишустина взять неоткуда. В такой ситуации израильский опыт может оказаться востребованным.
Механизм принудительного займа, в израильском варианте, предельно прост. Займ взимается вместе с подоходным налогом или с налогом на определенные виды сделок. Государство одалживает эти деньги на определенный срок, и под процент заметно ниже рыночного. По окончании срока заемные средства возвращаются населению с выплатой процентов. Вот и все.
Но вернемся к России. Для нас принудительные займы — тоже не новинка. Еще в конце 1920-х годов в СССР стартовал негласный принудительный займ — подписка на очередные выпуски облигаций государственных займов. В послевоенное время эта практика стала обычной частью быта советских людей. Каждого гражданина страны, исключая детей, обязывали приобретать облигации в размере, равном одному месячному окладу в год.
Чуть позже партия и правительство разрешили отдавать деньги за облигации частями — по 7−8% зарплаты в месяц. Займом эти облигации можно считать, поскольку государство обещало когда-нибудь вернуть деньги гражданам.
И вот тут-то проходит водораздел между израильскими принудительными займами и советскими. Израиль занятые у граждан деньги всегда им возвращал. СССР — возвращал крайне неохотно, десятилетия спустя.
В 1956 году долг СССР населению перевалил за 259,6 млрд. рублей. На его обслуживание стало уходить до 17 млрд руб. в год, и, по расчетам Минфина, рост этих расходов в обозримом будущем должен был сравняться с объемом средств, собираемых с населения. Проблему решили одним махом — в 1957 году власти де-факто объявили дефолт по внутреннему долгу: выплаты по облигациям прекратили. А чтобы народ не особо возмущался, по выпущенным бумагам стали проводить лотереи. Получив крупный выигрыш, можно было купить официально и легально нечто дорогое — автомобиль или дачу.
Только в 1974 году было объявлено, что государство погасит старые облигации.
Другим советским «принудительным займом» можно считать денежную реформу 1991 года. Вечером 22 января, когда закрылись все отделения Сбербанка, в программе «Время» объявили об обмене денег. С полуночи крупные купюры (50 и 100 рублей) образца 1961 года прекратили хождение. Гражданам дали три дня, чтобы обменять их на новые. Суммы обмена были ограничены 1000 рублей, а с банковского счета можно было снять 500 рублей — остальные деньги на вкладах были заморожены. В итоге, правительству удалось «нагреть» свой народ, по разным оценкам, на сумму от 1 млрд. до 7,5 млрд. рублей.
И возникает вопрос: может ли Мишустин решиться на принудительный займ сейчас? И каким путем он пойдет — израильским или советским?
— Я очень подозрительно отношусь к идее принудительного займа, — говорит президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. — У нас в советское время были облигационные займы, и назад по ним люди ничего не получали. Все к этому привыкли, никто не протестовал — считалось, так надо.
После же преобразований 1990-х — фактической экспроприации вкладов в Сбербанке, и рухнувшей в 1998-м пирамиды ГКО, — население явно не готово к новым государственным внутренним займам.
На деле, сейчас принудительный займ будет выглядеть, как конфискация. К тому же непонятно, на кого он будет распространяться. Если на олигархов — есть другие методы инвентаризации средств сверхбогатых. Если на население — получится, что деньги забирают у тех, кому надо помогать. У нас, думаю, в ближайшее время до 70% граждан начнут испытывать экономические трудности, у них точно ничего не займешь.
«СП»: — Почему на такой займ идет Израиль?
— Не факт, что Израиль пойдет на это. Раньше, с 1950-х, Израиль находился в ситуации становления государства — выживания, войны со всей округой. Это означает совершенно другой уровень доверия внутри страны, и принудительные займы тогда воспринимались иначе.
На если сейчас даже в Израиле объявить принудительный займ — не уверен, что идея пройдет. Напротив, такой шаг может вызвать недоверие к власти, и отторжение гражданами финансовой системы.
В России о таком доверии вообще говорить не приходится. А если кабмин начнет подобные действия — доверия вообще не останется.
«СП»: — Внутренний займ мог бы спасти экономику России?
— Думаю, нет. Я не вижу, зачем это делать. Вообще, идея займа исходит из того, что сейчас все должны сбежаться и получить помощь. Мол, так происходит в Америке и Европе — там всем что-то раздают.
Но надо пронимать: нынешний кризис на Западе — чисто финансовый, коронаравирус тут ни при чем. Властям в США и ЕС просто необходимо раздавать — это их финансовая система грохнулась, и падение надо компенсировать. Отсюда, кстати, и колоссальные суммы помощи — из-за дисбаланса между реальным сектором и финансовым, и даже в самом финансовом секторе.
В России у кризиса совершенно другая природа: у нас нет дисбаланса, и наша финансовая система очень маленькая — просто ничтожная, по сравнению с мировой. С одной стороны, это убожество. Но в ситуации стресса это выгодно — в нашей системе, по сути, просто нечему лопаться. И дисбаланс у нас в другом: у людей нет денег.
«СП»: — Может, нам тоже надо раздать каждому гражданину по $ 1000, как в Америке?
— Можно в теории, но на это уйдет весь Фонд национального благосостояния. И тогда все сразу рухнет — государство рухнет — пусть у людей на руках останется по $ 1000. По большому счету, эти деньги никому не помогут.
«СП»: — Если не внутренний займ — где кабмину взять деньги в кризис?
— Правительству надо уменьшить налогообложение — прекратить высчитывать, бедный гражданин или нет, есть у него, условно, курица или мотоцикл. Нужно ввести налогооблагаемый минимум — не трогать граждан с низкими доходами.
Огромные резервы в системе ЖКХ — там, по сведениям ФАС, в 2−3 раза завышены тарифы. Ну, зачем нам все эти коммунальные управляющие компании? Ведь даже если раздать российским семьям по 10 тысяч рублей — система мгновенно высосет эти деньги: повысит тарифы на услуги, увеличит платежки.
Кабмину нужно систему ломать — и понятно, как. У нас только незначительную часть жилого фонда составляют богатые дома. Но в остальных домах действительно бедствие: у людей нет денег, а платят они за жилье, относительно своих доходов, чрезмерно много. Вот там надо наводить порядок — убирать посредников, которые выводят деньги за границу.
Если государство национализирует большую часть системы ЖКХ, установит контролируемые тарифы, и обеспечит ее жизнедеятельность силами военных — для людей будет колоссальная экономия. Суммарно население в этом случае выиграет, по моим оценкам, до 3 трлн. рублей. А государство на эту реформу потратит максимум 500 млрд. рублей.
Вот это была бы серьезная мера поддержки. Люди бы успокоились, из них бы не сосали деньги каждый месяц.
«СП»: — Есть еще подобные меры?
— Навести порядок в обеспечении продовольствием. Сейчас мы видим, что торговые сети искусственно создают панику, манипулируют с ценами. Между тем, в стране полно продовольствия — просто производители не могут проникнуть на рынок и предложить товар.
Это тоже решаемая задача: обеспечить логистику, защитить мелких производителей. А сети — оптовое звено — в этих чрезвычайных условиях тоже надо национализировать. Там наценка — в 3−4 раза по многим позициям, это же беспредел! Получается, оптовое звено высасывает из каждого товара 70−80% стоимость — разве это нормально?!
Если торговые сети не могут сами справиться, если провоцирует дефицит — нужно действовать как в военное время. Нужно изъять у них имущество — торговые площади, склады, — чтобы туда свозили продовольствие, которое существует, и которое можно быстро произвести.
И это — тоже колоссальный резерв. Если люди будут получать дешевое продовольствие, у них получится ощутимая экономия, и бюджет сойдется.
Снижение тарифов ЖКХ и дешевое продовольствие — это принципиально лучшее решение, чем внутренний займ, принудительный или добровольный. Потому что займ в итоге означает распределение, причем заранее известно, в пользу кого — структур, аффилированных с властью. А предлагаемые мной меры — это прямая помощь гражданам, которая даст реальную отдачу.
— Не думаю, чтобы наше правительство пошло на такие чрезвычайные меры, как облигации или внутренние займы, реализуемые в принудительном порядке, — считает декан факультета социологии и политологии финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — Пока ситуация не настолько катастрофична: она сложная, но не кризисная.
Так что в краткосрочной перспективе принудительные займы нам не грозят. А дальше многое будет зависеть от мировой конъюнктуры — не только от нефти, но и от глобальной кризисной ситуации, которая развивается по нарастающей.
Там уже сложно сказать, какие потребуются меры — может быть, они будут связаны и с выпуском внутренних облигаций. Тем более, в свое время были и военные выпуски облигаций, и выпуски на развитие народного хозяйства 1951−1953 годов, которые были погашены десятилетия спустя.
Конечно, к такого рода займам граждане любых стран относятся, мягко говоря, без восторга. У нас, если до подобного дойдет, людей придется подталкивать — по большому счету, заставлять их покупать облигации. Тем более, наше население в последние годы было развращено свободой и относительной демократией. И когда его будут загонять в мобилизационные рамки, оно будет протестовать и плеваться.
Но это, повторюсь, будет уже реально чрезвычайная мера. В настоящий момент есть гораздо более терапевтические методы, которые способны поддерживать стабильность российской экономики.
Новости социальной политики: Кризис не причина: Поднимать пенсии никто не будет
Коронавирус: Глава МВФ рассказала, когда мир оправится от коронавируса
Источник
Власти гарантируют возврат всей суммы вложения гражданина в облигации федерального займа для населения (ОФЗ-Н). Об этом, а также обо всех вопросах, связанных с новыми «народными» ценными бумагами, рассказали журналистам представители Министерства финансов России.
Что такое ОФЗ-Н?
Окончательные условия выпуска облигаций федерального займа для населения (ОФЗ-Н) в Минфине ещё дорабатываются, хотя первая их эмиссия намечена уже на середину апреля. Однако основные параметры новых ценных бумаг известны.
Новые ОФЗ — долговое обязательство государства. Номинальная стоимость одной облигации — 1000 руб. По условиям программы каждый гражданин России сможет приобрести от 30 до 15000 этих бумаг. Как и все нынешние облигации, называть их «бумагами» можно лишь условно: это не бумага, а строчка в банковском компьютере. На руках у владельца будет лишь договор с банком и выписка со счёта, как у банковского вкладчика. Раз в полгода на этот счёт будет начисляться купонный доход. Сегодня он предусмотрен в размере 8,5 % годовых и в дальнейшем будет устанавливаться приказом Минфина, причём по возрастающей. Чтобы уменьшить рыночные риски ОФЗ-Н, в финансовом ведомстве придумали запретить покупку и продажу этих облигаций на вторичном рынке, а также их приобретение юридическими лицами.
Основную сумму долга владелец облигации сможет вернуть при выкупе ценной бумаги.
«В отличие от банковского депозита государством будет обеспечен возврат всей суммы вложений без ограничений, — подчеркнул заместитель министра финансов Сергей Сторчак. — При этом предъявить облигации к погашению их владелец сможет в любой день в течение трёх лет, на которые рассчитан выпуск ОФЗ-Н». Правда, при выкупе в течение первого года владения человек только вернёт большую часть своих денег: купонный доход ему в этом случае не заплатят. Минус банковские комиссии — 1,5 % (платятся и при приобретении, и при выкупе). Такая комиссия будет взиматься при сумме вложений до 50 тыс. руб. При сумме от 50 до 300 тыс. руб. комиссия составит 1 %, свыше 300 тыс. руб. — 0,5 %.
«При выкупе в течение первого года владения условия самые невыгодные, но после года владения купонный доход сохраняется, — объяснил Константин Вышковский, директор Департамента государственного долга и государственных финансовых активов Минфина России. — При сроке вложения от 2 лет доходность будет выше, чем по банковским депозитам».
Кому и зачем это нужно?
Распространять ОФЗ-Н пока будут лишь два госбанка: «Сбербанк» и ВТБ-24. При этом каждый, кто захочет вложить деньги в «народные» облигации, будет обязан открыть два счёта в каком-либо из них.
Облигации первого выпуска можно будет приобрести в течение полугода. «Цена покупки будет связана с конъюнктурой рынка, с показателями России как заёмщика, — сообщил Константин Вышковский. — То есть за 1000 рублей номинала в одну неделю нужно будет заплатить 950 рублей, в другую — 1100. На каждую предстоящую неделю мы будем публиковать стоимость размещения этих бумаг на сайте Минфина. Чем позже гражданин приобретает ОФЗ-Н, тем больше ему придётся заплатить: к стоимости бумаги прибавляется накопленный купонный доход (НКД)».
Таким образом, готовясь вложить деньги в облигации, гражданин должен будет добавить к их цене НКД и банковскую комиссию. Налоги с купонного дохода брать не будут, но в случае приобретения ОФЗ-Н дешевле номинала казне всё-таки придется заплатить 13 % курсовой разницы.
Цель создания ОФЗ-Н — не пополнение бюджета, подчеркнул Сергей Сторчак: «20 млрд рублей — именно таким будет первый выпуск ОФЗ-Н, в дальнейшем он может составить 30-40 млрд рублей в год — эта сумма не будет заметна в бюджете. Наша цель — развитие культуры сбережений».
С этим согласны независимые эксперты. «Минфин хочет восстановить доверие населения к государству, подорванное некоторыми ошибками в финансовой политике, в том числе замораживанием пенсионных накоплений, — считает Александр Абрамов, профессор Высшей школы экономики. — Так что народные облигации — инструмент скорее политический, а не рыночный, их задача в том, чтобы привлечь внимание народа к рынку ценных бумаг».
Смотрите также:
- Народные облигации. Можно ли заработать на инвестициях в госдолг РФ? →
- Ушли в народ: чем для россиян привлекательны облигации ВТБ24? →
- С чего начинаются инвестиции: советы умному вкладчику →
Оставить
комментарий (3)
Также вам может быть интересно
Источник
В кабмине обсуждают существенное расширение продаж «народных» облигаций Минфина (ОФЗ-н) и их региональных аналогов. Эта мера вошла в план по восстановлению деловой активности, рассказали «Известиям» два источника в финансово-экономическом блоке правительства. Предполагается, что совокупный выпуск ОФЗ-н может быть увеличен в три-четыре раза. Кроме того, их можно будет купить с помощью индивидуального инвестиционного счета (ИИС) — это подтвердил замминистра финансов Алексей Моисеев. Таким образом удастся закрыть «дыры» в бюджете и обеспечить сохранность ФНБ.
Курс на расширение
Предложение увеличить выпуск ОФЗ-н в июне 2020 года вошло в план восстановления экономики России, подготовленный Минэкономразвития, сообщил «Известиям» источник, знакомый с текстом документа. По его словам, инициатива сформулирована следующим образом:
«Содействие росту долгосрочных сбережений населения и создание «длинных денег» для экономики за счет расширения продаж «народных» облигаций, в том числе облигаций государственного и субфедерального долга». Исполнителями названы Минфин, ФНС и ЦБ.
Так называемые народные облигации или ОФЗ-н — это долговые ценные бумаги, предназначенные исключительно для населения. Впервые их выпустили в апреле 2017 года. Главная особенность ОФЗ-н — обязательство Минфина выкупить бумаги у владельцев по их требованию, а также отсутствие вторичного рынка. Срок погашения составляет три года. Кроме того, ведомство Антона Силуанова всегда настаивало, что эмитирует их исключительно в образовательных целях — для повышения финансовой грамотности граждан.
Однако в нынешней ситуации для бюджета важен каждый дополнительный рубль. Облигации для народа в этих условиях могут быть рассмотрены под другим углом — как полноценный источник финансирования, сказал «Известиям» близкий к правительству источник. Кроме этого, масштабный выпуск ОФЗ-н ранее не имел экономического смысла — доходность таких бумаг была выше примерно на 1 п.п., чем в среднем по банковским депозитам. С уменьшением ключевой ставки ЦБ падает и стоимость заимствований для бюджета, поэтому и народные облигации уже не выглядят столь дорогим для государства видом финансирования.
— Объемы выпуска будут зависеть от того, как пойдут продажи. Если будет спрос — программа будет расширяться, — пояснил собеседник.
По его словам, в 2020 и 2021 годах планируется разместить в три-четыре раза больше, чем было выпущено за весь срок действия инструмента. Это позволит закрыть бюджетные дыры и обеспечить сохранность ФНБ.
В апреле аудитор Счетной палаты Алексей Саватюгин сообщал, что в обращении находятся пять выпусков ОФЗ-н на сумму 66 млрд рублей.
Кроме того, по словам источника «Известий», чтобы расширить объем займов у населения, планируется изменить условия выпуска облигаций. В том числе разрешить приобретать их на индивидуальные инвестиционные счета (ИИС), расширить предельные объемы покупок, продлить сроки обращения.
Эти меры частично прописаны и в плане по восстановлению экономики, подтверждает другой собеседник «Известий». «Длинные деньги» кабмин будет привлекать в том числе «путем распространения на финансовые платформы механизма индивидуальных инвестиционных счетов», отметил он.
Замглавы Минфина Алексей Моисеев подтвердил «Известиям», что владельцам ИИС действительно планируется позволить приобретать ОФЗ-н. «Известия» направили запрос в правительство, Минфин и ЦБ.
Агенты «за»
Также «Известия» попросили кредитные организации, которые выступают агентами по продаже ОФЗ-н (Сбербанк, ВТБ, ПСБ и Почта-банк) оценить инициативу по расширению эмиссии. Руководитель группы продаж и клиентских операций ПСБ Игорь Федосенкоподдержал нововведение и сообщил, что сегодня инструмент пользуется спросом — в первую очередь у начинающих инвесторов.
— Как правило, они не готовы покупать бумаги на бирже, но ищут альтернативы банковским вкладам, доходность которых устойчиво снижается вслед за ключевой ставкой ЦБ, — отметил он.
Популярны ОФЗ-н и в регионах, причем со временем доля пенсионеров среди их владельцев увеличивается, сообщил Игорь Федосенко. Средний чек покупки, по его словам, составляет 500 тыс. рублей: такую сумму инвестирует 40% клиентов банка. Впрочем, доходность инструмента в последнее время снизилась, констатировал сотрудник ПСБ: в сентябре 2019 года она составляла 7,15%, а сейчас она находится на уровне 4,97%.
Старший вице-президент ВТБ Владимир Потапов подтвердил, что ОФЗ-н — востребованный продукт. Клиенты банка приобрели выпуски ОФЗ-н на сумму порядка 26 млрд рублей, а средний чек покупки составил 1,4 млн, отметил он. Однако только 5,5% держателей первого выпуска ОФЗ-н, размещенного Минфином в 2017 году, решили снова вложиться в этот инструмент после погашения, констатировал он.
В Сбербанке и Почта-банке на запрос «Известий» не ответили.
Кризисный ход
Минфин пытается расширить программу привлечения средств по разным направлениям, чтобы финансировать кризисные расходы бюджета, заявил аналитик «Фридом Финанс» Евгений Миронюк. Действует ведомство в том числе на рынке облигаций федерального займа: например, только за 20 мая на трех аукционах Минфин продал ОФЗ на общую сумму 170 млрд рублей — это абсолютный рекорд дневного привлечения, отметил эксперт.
«Народные» облигации будут пользоваться популярностью у инвесторов, которые заинтересованы в максимально надежном размещении средств, полагает Евгений Миронюк. Ведь ставка по таким инструментам будет выше, чем по депозитам на аналогичный период. Однако в необходимости приобретать ОФЗ-н через ИИС эксперт усомнился: владельцы индивидуальных инвестиционных счетов могут свободно покупать более удобный инструмент — обычные ОФЗ, отметил он.
В России традиционно высокую долю в накоплениях населения занимают банковские вклады, и сейчас их объем превышает 30 трлн рублей, отметил инвестиционный стратег «БКС Премьер» Александр Бахтин. Однако в условиях падения доходности вкладов растет популярность инструментов рынка ценных бумаг. Поэтому расширение выпуска ОФЗ-н соответствует не только потребности государства, но и спросу со стороны населения, уверен эксперт.
Источник