КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
Проблема формального, принудительного и добровольного ограничения суверенитета государства
Многозначность подходов к определению понятия государств
2. На протяжении многих столетий идея государства занимала и продолжает занимать умы миллионов людей, пытающихся понять, что такое государство, как и для чего, оно создается, в чем его смысл и назначение. Многочисленные споры ведутся вокруг вопросов о том, как возникает и развивается государство, каковы его естественные границы, каковы его сущность и пределы вмешательства в частную и общественную жизнь.
5. «теория трех элементов»
Государство в целом представляет собой единство трех элементов: государство существует постольку, поскольку существуют 1) население государства (нация, государственно-организованный народ), 2) государственная территория и 3) государственная власть
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Атаманчук Г.В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности. М., 1996.
2. Бабурин С.М. Территория государства: правовые и геополитические
проблемы. М., 1997.
3. Байтин М.И. Государство и политическая власть. Саратов. 1972.
4. Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства.
Саратов. 1979.
5. Владимиров В.А. Основные функции посткоммунистического государства в
области внутренней политики. Тверь. 1992.
6. Власть. Очерки современной политической философии Запада. М., 1989.
7. Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий политической и государственной
власти в условиях формирования гражданского общества // Государство и
право. 1994. №7.
8. Ильин И.А. О государстве // Собр.соч. М., 1993. Т.1.
9. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 1996. С.20-25.
10. Клепцова Т.Н. Функции аппарата Российского государства в рыночной
экономике. Учебное пособие. М., 1992.
11. Манов Г.Н. Признаки государства: новое прочтение. В кн: Политические
проблемы теории государства. М., 1993 с.38-46.
12. Мамут Л.С. Государство в ценностном измерении. М., Норма. 1988.
13. Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном
Этапе //Государство и право. 1993.№6.
14. Общая теория государства и права: Академический курс в 2 томах. / Отв.ред.
М.Н.Марченко. М., 1998. Т.1, Гл.8.
15. Общая теория государства и права / Под ред. Лазарева. 2-е изд. М., 1996.
Гл.20-23
16. Ответственность власти (государство в открытом обществе). М., 1997.
17. Пахоленко Н.Б. от тоталитаризма к демократии: о функциях государства в
переходный период // Политические проблемы теории государства. М., 1993.
С. 28-38.
18. Теория государства и права / Под ред. Матузова Н.И., Малько А.В., М., 1997.
Гл.4
19. Теория государства и права / Под ред. Марченко Н.М. 2-изд. М., 1996 Гл.5.
20. Текей Ф. К теории общественных формаций. М., Прогресс 1992.
21. Тихомиров Ю.А. Государственность. Крах или воскрешение. // Государство и
право. 1992. №9.
22. Токвиль А. Демократия в Америке. Перевод с франц. М., Прогресс. 1992.
23. Хабибуллин А.Г. Научные основы типологии государств: вопросы теории и
практики. 1997.
24. Чиркин В.Е. Государствоведение. М., 1999.
25. Халипов В.Ф. Кратология как система наук о власти. М., 1999.
26. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. Гл.7. С.124-129.
ТЕМА: ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ
1. Типология государств – основания и подходы.
2. Формационный подход к типологии государств.
3. Цивилизационный подход к типологии государств.
Типология государства – это специфическая классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на группы с целью раскрытия их социальной сущности.
Типология проводится в основном с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного.
Основания и критерии типизации государств.
Формационный подход к типологии государства: именно базис (тип производственных отношений) является решающим фактором общественного развития, который доминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. Рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический, переходной типы государств. Достоинства данной типологии. Достоинства и слабые стороны данной типологии
Цивилизационный подход к типологии государств. Основными критериями выступают духовные признаки – культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. Восточные и западные типы государств. Достоинства и слабые стороны данной типологии
Теория типизации государств по критерию политической свободы – демократия и автократия.
Категория «тип государства» занимает самостоятельное место в теории государства и права, так как дает возможность более полно отразить изменяющуюся сущность государства, особенности его возникновения и эволюции, увидеть в целом естественноисторический прогресс в развитии государственно-организованного общества. Первые попытки типизации государств были предприняты еще Аристотелем, который считал, что основными критериями разграничения государств являются количество властвующих в государстве и осуществляемая государством цель. Он различал правление одного, правление немногих, правление большинства, а государства делил на правильные (где достигается общее благо) и неправильные (где преследуются частные цели).
Г. Еллинек писал, несмотря на постоянное развитие и преобразование можно установить некоторые признаки, придающие определенному государству или группе государств на всем протяжении их истории черты определенного типа. Он выделяет идеальный и эмпирический типы государств, где первое – мыслимое государство, которого в реальной жизни не существует. Эмпирический тип получается в результате сравнения реальных государств друг с другом: древневосточное, греческое, римское, средневековое и современное.
Г. Кельзен считал, что в основе типизации современных государств лежит идея политической свободы, поэтому выделяются два типа государственности: демократия и автократия.
Американский профессор Р. Макайвер также делит государства на два типа: династические (антидемократические) и демократические. Отличия между ними заключены в степени отражения государственной властью воли общества.
Немецкой политолог Р. Дарендорф, подразделяя все государства на антидемократические и демократические и утверждает, что в результате постепенной демократизации общество классовой борьбы становится обществом граждан, в котором хотя и нет недостатка в неравенстве, но создана общая для всех основа и которое делает возможным цивилизованное общественное бытие.
Под типом государства понимаются взятые в единстве наиболее общие черты различных государств, система их важнейших свойств и сторон, порождаемых соответствующей эпохой, характеризующихся общими сущностными признаками.
До последнего времени в теории государства и права вопросы типологии рассматривались преимущественно с позиции формационного подхода. Суть его состоит в том, что в основе типизации государств лежит категория общественно-экономической формации, основанной на том или ином способе производства, отражающей соотношение базиса и надстройки, классовой сущности, целей, задач, и функций государства с позиции его социального назначения.
Известная «триада» К. Маркса делит мировую историю на три макроформации: первичную (архаичную), вторичную (экономическую) и третичную (коммунистическую), получившие название общественных. Основными критериями такой классификации являются наличие или отсутствие: 1) частной собственности; 2) противоположных классов; 3) товарного производства. Следовательно, государственно-организационное общество – элемент экономической общественной формации в рамках которой выделяются соответствующие способы производства: азиатский, античный, феодальный, буржуазный. При этом в основу деления истории социального развития положена идея естественноисторического процесса смены одной общественно-экономической формации другой, причем каждая последующая логически и исторически вытекает из предыдущей, в которой подготавливается все экономические, социальные и политические предпосылки перехода к новой, более высоко организованной формации.
Первой считается первобытнообщинная формация, которая не знала ни частной собственности, ни классов, ни товарного производства. Способ производства, как мы уже отмечали, основан на общей (общинной, коллективной) форме собственности, а власть опирается на авторитет, выражает интересы социума в целом. Переход к государственно-организованному обществу связан с изменениями в базисе первобытного общества, с несоответствием характера производственных отношений уровню развития производительных сил, что предполагает эпоху социальной революции. Изменения в способе производства, основывающиеся на возникшей частной собственности, появление классов м различных социальных групп с противоположными экономическими и социальными интересами требовали их политического оформления в виде государства.
Каждая новая общественно-экономическая формация на первом этапе становления обеспечивает прогресс в развитии производительных сил в силу того, что производственные отношения по своему характеру опережают их уровень. Второй этап характеризуется соответствием характера производственных отношений уровню развития производительных сил общества, что обычно свидетельствует о его расцвете. Однако действующий закон постоянного развития производительных сил общества приводит к тому, что на третьем этапе их уровень перестает соответствовать «старым» производственным отношениям, что вызывает формирование «новых», постепенно складывающихся внутри этого общества. Количественное их накопление приводит к качественным изменениям, модифицируются формы собственности, что связано с появлением новых классов и социальных групп, имеющих противоположные интересы, а это в свою очередь требует государственного оформления. Происходит политическая революция, рождается иная по своей сущности, целям, задачам, и функциям политическая организация, возникает другое государство.
Необходимо учитывать, что каждое государство развивается в конкретном обществе, в конкретное время и в конкретных исторических, географических, внешних условиях. Категория «тип государства» абстрагируется от них и берет во внимание наиболее общие черты их возникновения, развития и отмирания. Наряду с формационным к решению вопроса типологии государств широко применяется цивилизационный подход, в основе которого тоже лежит идея соотношения государства и социально-экономического строя, но с учетом духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития.
В самом общем виде понятие «цивилизация» можно определить как социокультурную систему, включающую как социально-экономические условия жизнедеятельности общества, так и этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности. Цивилизация, ее ценности влияют не только на социальную, но и на государственную организацию общества.
При цивилизационном подходе тип государства определяется не столько объективно-материальными, сколько идеально-духовными, культурными факторами. Английский ученый А. Дж. Тойнби пишет, что культурный элемент представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации; в сравнении с ним экономический и тем более политический план кажется искусственным, несущественным, заурядным созданием природы и «движущих сил цивилизации»
Понятие цивилизации он сформулировал как относительно замкнутое и локальное состояние социума, отличающееся общностью религиозных, психологических культурных, географических и иных признаков, два из которых остаются неизменными: религия и формы ее организации, а также степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло. Из 21 цивилизации, считает А.Дж. Тойнби, сохранились лишь те, которые смогли последовательно освоить жизненную среду и развить духовное начало во всех видах человеческой деятельности (египетская, китайская, иранская, сирийская, мексиканская, западная, дальневосточная, православная, арабская и т.д.) Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках.
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ К ТЕМЕ:
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 754; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
Источник
Налоги — одно из самых древних изобретений человеческого общества, уже при первобытнообщинном строе существовали отдельные мононормы, регулирующие зачатки будущих налоговых отношений. Известно, что в догосударственном обществе отсутствовал специальный аппарат управления, а деятельность членов рода, регулируемая мононормами была направлена на совместное выживание. Как свидетельствуют историки и археологи, в первобытнообщинный период существовал прообраз налогов и бюджета. Часть продукта (прообраз налога), полученного от земледелия, охоты или скотоводства, члены рода отдавали в общую «казну» (прообраз бюджета), которая расходовалась на общие нужды, содержание жрецов, воинов, т.е. членов рода, которые не занимались добычей материальных благ, и выступала гарантом благополучия и выживаемости рода на случай различных природных катаклизмов. Для сравнения, в настоящее время часть бюджета расходуется в случае чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера.
Одновременно с появлением государства появилась и необходимость содержать специальный аппарат управления, чиновников, армию, религиозные организации и т.п. Возникла потребность в организованном и упорядоченном сборе части доходов с проживающего на территории страны населения, а также с контролируемых территорий. Как отмечал Ф. Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства», налоги являются одним из древнейших финансовых институтов. Ни одно государство не может существовать без взимания налогов и одновременно система налогов — один из признаков государства1. Конечно, сами системные признаки появились не сразу, а по мере развития государства, но даже краткий исторический обзор доказывает наличие налогов как обязательного атрибута государства.
По дошедшим до настоящего времени источникам в Киевской Руси с середины X в. нормирование повинностей с населения во время «полюдья» осуществлялось обычным правом, и судя по необъятности территории Руси, местные князья участвовали в сборе дани для себя и киевских князей. При этом феодальная зависимость крестьян была двух видов: разовые контрибуции и регулярные отчуждения сельскохозяйственной продукции в пользу господствующего класса.
В ранних памятниках отечественных права содержатся нормы, регулирующие сбор налогов. Первые зачатки законодательного закрепления норм, связанных со сборами и повинностями, появляются в Русской Правде, автором которой считают Ярослава Мудрого. Например, в ней была предусмотрена одна из древнейших повинностей, так называемый корм, т.е. поставка пищевого довольствия чиновнику, ездившему по волостям для суда. В 1024—1026 гг. Ярослав Мудрый развивает нормы Русской Правды, принимая Покон вирный, где определяет размеры денежных взносов и натурального корма, идущих от населения административным лицам и княжеским судьям. Из Русской Правды следовало, что юридически и экономически независимыми группами были посадские люди и смерды-общники, которые уплачивали налоги и выполняли повинности только в пользу государства. По Русской Правде большинство штрафов (виры, продажи), налагаемые за гражданские и уголовные проступки поступали в государственную казну.
В период зарождения и становления государства налоги появлялись как случайные или временные платежи, но с развитием государства они превращаются в его стабильный атрибут (признак), без которого немыслимо само существование государства. Причем установление, распределение, взимание налогов становится исключительной прерогативой государства.
В различные периоды развития государства налоги также могли выражать внешнюю зависимость самого государства и его подданных. Так, после завоевания Руси Золотой Ордой осуществлялось взимание дани. В настоящее время историкам известно свыше десятка «ордынских тягостей»: выход («царева дань»), дань монгольскому хану, торговые сборы («мыт» и «тамка»), извозные повинности («ям», и «подводы») и т.д. В определенный исторический период налоги выступали не только как признак государства, но и показывали экономическую, политическую, военную и иную зависимость одного государства от другого.
Иван Грозный в период своего правления ввел стрелецкую подать на создание регулярной армии, а также полоняничные деньги для выкупа захваченных в плен ратных и других людей. В этот период распространяется такая форма прямых налогов, как посошное обложение. Единицей измерения выступала соха, размер которой не был унифицирован и зависел от статуса землевладельца и от возможности крестьян платить налоги государству. Объектом прямого обложения в то время являлось право пользования землей, а совокупность платежей, взимаемых с земельного участка, а также натуральных повинностей, именовалась «тягло».
Наиболее крупномасштабные государственные преобразования в России, затронувшие сферу финансов связывают с именем Петра Великого. В период его правления взимались: стрелецкая подать, драгунские деньги, корабельные деньги, подать на покупку драгунских лошадей. Петр I ввел новую податную единицу — ревизскую душу. Существовали винные и таможенные сборы, сборы с перевозок, водопоя, хомутов, гробов, рыболовства и т.д. Налоговые преобразования того периода имели целью централизовать и упорядочить сбор налогов, а в 1718 г. была проведена подушная перепись, и финансовые службы перешли к подушному обложению населения. С точки зрения фиска- литета разные группы населения отличались друг от друга только степенью платежеспособности. До середины XVIII в. государственные сборы именовались податями, а впервые термин «налог» был употреблен в 1765 г. известным русским историком А. Поленовым и впоследствии стал общеупотребительным.
Краткий исторический обзор показывает, что налоги появились одновременно с возникновением государства, права, и были призваны обеспечить становление и укрепление государства и государственной власти, которая нуждалась в аппарате управления и защиты, на что в тот период и расходовались собранные налоги. Конечно, в ранние этапы развития государства (и не только российского) налоги выступали и как признак рабства, и как средство угнетения одного класса другим и т.п., но с развитием демократии они начинают выполнять уже иные функции.
Связь государства и налогов, отражающая их предназначение раскрывается в различных экономических теориях налога: обмена, атомистической, наслаждения, страховой премии, классической и др., которые по-разному отражают роль налога в государственном механизме.
Теорией обмена, появившейся в средние века, налог рассматривается как средство платежа граждан за покупаемые у государства различные услуги.
Атомистическая теория (XVII-XVIII вв.) видела в налоге плату, вносимую каждым гражданином за охрану его личной и имущественной безопасности. Ее смысл заключается в обмене одних ценностей на другие, что производится на особых основаниях, поскольку граждане не могут отказаться ни от уплаты налогов, ни от пользования общей охраной. Одним из авторов этой теории был представитель естественно-правовой доктрины Ш. Монтескье, а смысл налога в данном случае четко согласуется с теорией общественного договора (теория происхождения государства).
Разновидностью этой теории выступает и теория наслаждения, согласно которой налог рассматривался как цена, уплачиваемая гражданами за полученные им наслаждение от общественного порядка, справедливого правосудия и т.п. Дореволюционным русским финансистам было свойственно рассматривать налоги как принудительные денежные взносы частных хозяйств, расходуемые на нужды государства.
Представители классической теории (А. Смит и Д. Риккардо) видели в налогах государственные доходы, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства. Ими же были сформулированы справедливые принципы налогообложения, которые делали налоги не признаком рабства, а свободы.
Каждая из теорий налога несет в себе рациональное зерно, а чем выступает налог — признаком государства, средством угнетения, необходимым атрибутом свободного экономического развития или выражением свободы — зависит уже от самого типа государства и от определенного этапа его развития.
Налоги первоначально появились как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспечения его функций, но с течением времени изменились функции и роль налогов. При этом они изменялись не произвольно, а в связи с изменениями сущности государства, его функций и задач. Однако не вызывает сомнений, что и в прошлом, и в настоящее время налоги выступали и выступают необходимым атрибутом (признаком) государства.
Ныне под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ)[1].
Как следует из современного законодательного определения налога, он и в настоящее время взимается для обеспечения деятельности государства или муниципальных образований, но эта деятельность уже не связана с удовлетворением только нужд самого государства, а собранные средства не расходуются только исключительно на содержание государственного аппарата. В цивилизованном и правовом государстве средства, полученные от сбора налогов, обеспечивают реализацию государством социальной и экономической функций. Идеально в налоге должны сочетаться как интересы государства, так и интересы всего общества, его групп и отдельных индивидов, а уплата налога должна давать налогоплательщику доступ к общественным благам. Конечно, полного эквивалента (по принципу, сколько заплатил, столько и получил) здесь не получится, но в правовом государстве налогообложение обусловлено потребностями общества в нормальном и гармоничном развитии, обеспечивающем человеку достойную жизнь. Налог должен выступать разумным компромиссом между индивидуальными возможностями и общими потребностями.
Согласно ст. 12-15 НК РФ в Российской Федерации закреплена трехуровневая система налогов и сборов, куда входят федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также государственные и таможенные пошлины, отнесенные по своему статусу к федеральным налогам и сборам.
Таким образом, налоги выполняют фискальную функцию, а их основное назначение — пополнение доходной части бюджета для удовлетворения потребностей самого государства и общества в целом. Без установления и сбора налогов не может нормально существовать ни одно государство. Наличие налогов и их фискальной функции является не временным, а стабильным признаком государства. При этом важно подчеркнуть, что налоги отражают не только перечень поступлений, но и механизм этих поступлений, действующий на постоянной, стабильной основе, обеспечивающий взимание налогов и соотношение с расходами бюджетов.
Однако фискальная функция налогов в современном государстве не является единственной. Одновременно налоги считаются средством экономических реформ и обеспечения стабильного экономического роста (функция экономического регулирования), социальным регулятором (функция социального регулирования). Так, посредством изменения налоговых ставок можно стимулировать или дестимулировать различные виды деятельности (нулевая ставка НДС по экспортным операциям, упрощенная система налогообложения в отношении малого бизнеса и т.п.). Кроме того, государство может при помощи налогообложения решать и социальные задачи: поощрение отдельных категорий граждан, защита малоимущих слоев населения и т.п. Например, по уплате единого социального налога для работодателей предусмотрены определенные льготы в случае, если они принимают на работу инвалидов; льготы по уплате НДФЛ для героев СССР и РФ; изъятие из объекта налогообложения НДФЛ стипендий и пенсий и т.п.
Можно отметить, что налоги в настоящее время выполняют фискальную и регулирующую (социальную и экономическую) функции, однако при дальнейшем развитии государства возможно изменение функционального назначения данных платежей, так как они являются необходимым признаком государства.
Источник