Подобная
история может случиться с каждым. И не обязательно она будет
аналогична по своему содержанию с той, о которой написано ниже. В
очередной раз отдельные представители надзора доказали, что нормы
Федерального закона №115 для них «что дышло, куда повернешь, туда и
вышло».
В
Москве привлечена
к административной ответственности в виде штрафа в размере 200 000
рублей организация, не подавшая в Росфинмониторинг отчет, который и
не нужно было подавать.
Как развивались
события.
В
конце 2018 года ведущий контролер ГИПН по городу Москве и Московской
области по фамилии С. составил протоколы об административном
правонарушении сразу в отношении двух ювелирных организаций: Д. и А.
Обе эти организации регулярно получали беспроцентные займы от своих
учредителей по договорам беспроцентных займов, суммы которых
превышали пороговое значение в 600 000 рублей, однако не сообщали об
этом в Росфинмониторинг.
Инспектор С., заглянув в статью 6 Федерального закона №115, увидел,
что обязательному контролю среди прочего подлежит следующая операция
«предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными
организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим
юридическим лицам, а также получение такого займа», и поскольку
организации Д. и А. не направляли сведения в Росфинмониторинг о
получении беспроцентных займов, посчитал это явным нарушением 115
закона.
По
указанным фактам мгновенно были возбуждены административные дела,
которые были переданы в районные суды по подсудности. В феврале 2019
г. по одному из дел состоялось заседание суда, которое прошло
обыденно и быстро и по которому было вынесено решение, в котором
суд признал организацию виновной в несдаче информации в
Росфинмониторинг и назначил ей штраф в размере 200 000 рублей (часть
2 статьи 15.27 КоАП).
Между тем, суд создал крайне опасный прецедент, т.к. привлеченная к
ответственности организация не обязана была сдавать отчет в
Росфинмониторинг о получении беспроцентного займа от учредителя.
И вот почему.
Исследуем нормы
права.
Предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными
организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим
юридическим лицам, а также получение такого займа – это
действительно операция, подлежащая обязательному контролю,
установленная статьей 6 Федерального закона №115. Но в данном
случае, необходимо принимать во внимание иные положения 115-ФЗ и
позицию Росфинмониторинга в отношении операций, подлежащих
обязательному контролю.
В
частности, пп.4 п.1 ст.7 115-ФЗ установлена обязанность субъектов
документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не
позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции,
сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными
средствами или иным имуществом, совершаемым ИХ КЛИЕНТАМИ.
Согласно положениям статьи 3 Федерального закона №115-ФЗ клиент —
физическое или юридическое лицо, иностранная структура без
образования юридического лица, находящиеся на обслуживании
организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным
имуществом.
При определении принадлежности лица к категории «клиент»
законодатель исходит из наличия признака оказания услуг. Данная
позиция нашла свое отражение в Информационном письме
Росфинмониторинга № 50, при определении лиц (сторон), ответственных
за предоставление сведений в Росфинмониторинг по агентским
договорам, договорам купли-продажи/поставки/подряда/комиссии, где
обоснование предоставление сведений комиссионером, агентом,
поставщиком, подрядчиком обусловлено признаком оказания ими
определенных услуг. Комиссионер оказывает услуги комитенту, агент —
принципалу, поставщик/продавец — покупателю, подрядчик -заказчику
(вопросы №6, 15, 17, 18).
Таким образом, операция по предоставлению организации беспроцентного
займа учредителем не подлежит обязательному контролю, в виду того,
что учредитель не является в данном случае клиентом организации,
т.к. учредитель оказывает услугу организации — предоставляет займ.
А
вот с случае, если организация будет предоставлять беспроцентный
займ кому-то на сумму равную или превышающую 600 000 рублей — это
будет являться операцией, подлежащая обязательному контролю, по
которой нужно подать сведения в Росфинмониторинг, т.к. организация
оказывает услугу клиенту, предоставляя займ.
О
получении организации беспроцентного займа сообщает в
Росфинмониторинг обслуживающая ее кредитная организация, для которой
эта организация является клиентом.
Вышеуказанное нормативное обоснование было представлено
организацией, получившей штраф, в суд. Однако суд, как мы уже знаем,
оно не убедило.
Официальная позиция
Росфинмониторинга в отношении отчетов по беспроцентным займам.
Указанные выше доводы о том, что организации не обязаны сдавать
отчет в Росфинмониторинг о получении беспроцентных займов от
учредителей, нашли свое полное подтверждение в письме
Росфинмониторинга «О применении отдельных норм законодательства о
ПОД/ФТ» от 26.12.2018 г. №01-04-05/27213, в письме Росфинмониторинга
от 15.02.2019 г. №04-02-01/3276 (вопрос №31), в которых ведомство
отметило, что организации не обязаны подавать сведения о получении
беспроцентных займов от учредителей на суммы равные и более 600 000
рублей.
Напомним, что Росфинмониторинг – это уполномоченный орган в сфере
ПОД/ФТ/ФРОМУ, который среди прочего осуществляет сбор, обработку и
анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или
иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с
законодательством Российской Федерации, а также иной направляемой в
Росфинмониторинг информации. Росфинмониторингу как никому другому
хорошо известно, что обязаны сдавать ему организации и
предприниматели, а что нет.
Однако, на практике вновь сложилась ситуация, когда надзорные и
судебные органы не захотели считаться ни с мнением Росфинмониторинга,
ни с совокупностью норм Федерального закона №115-ФЗ.
Протокол, составленный инспектором ГИПН,
был передан в Росфинмониторинг для информации. Ведомство изучило
обстоятельства дела и пообещало принять их к сведению в дальнейшей
работе.
Ну и что
дальше?
Некоторые могут посчитать, что если бы организация направляла
информацию в Росфинмониторинг о получении беспроцентных займов, то
ничего бы и не произошло, был бы задействован принцип «больше не
меньше». Однако, спешим таких читателей расстроить, что направление
избыточных сведений в Росфинмониторинг также может привести к штрафу
в размере 200 000 рублей: нам известны случаи привлечения к
ответственности лиц, сдавших отчеты в Росфинмониторинг в тех
случаях, когда отчеты сдавать было не нужно (основание для
привлечения к ответственности – сдача недостоверных сведений). О
штрафах за чрезмерное усердие в выполнения норм 115-ФЗ нами
запланирована отдельная статья.
Со
своей стороны, мы порекомендовали бы нашим читателям вообще не
работать с беспроцентными займами: без них как-то спокойнее.
А
в настоящее время организация, привлеченная к ответственности,
подала жалобу в Московский городской суд, который, как мы надеемся,
углубится в нормы 115-ФЗ, а не вынесет поверхностное и формально
решение, как сделали его коллеги из нижестоящих инстанций. Если
решение суда «устоит», то будет создан опасный прецедент,
руководствуясь которым у некоторых проверяющих может возникнуть
соблазн вообще не обращать никакого
внимание ни на официальные разъяснения государственных ведомств, ни
на информационные письма, ни даже на нормы закона. Хотя,
справедливости ради отметим, что таких лиц среди представителей
надзорных органов в последнее время стало все же значительно меньше.
эксперт по финансовому мониторингу, главный редактор СМИ
«Вестник финансового мониторинга», канд. истор. наук, юрист
Павел Смыслов
При использовании и цитировании материала ссылка на сайт
обязательна!
* * *
Ознакомьтесь с нашими
многочисленными статьями
по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:
Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам
финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному»
законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам
* * *
Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:
—
любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по
ПОД/ФТ);
—
обучение и инструктаж по финмониторингу;
—
аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;
—
электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;
—
помощь на проверках;
—
и многое другое.
Подробнее ТУТ.
Подпишитесь на
«Вестник финансового мониторинга» — первый в России
бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового
мониторинга:
Мы в социальных сетях:
Источник
lenok-45
спросил
25 апреля 2014 в 16:31
14426 просмотров
Наша деятельность попадает под Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» код ОКВЭД 70.31,3 «Предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде жилого недвижимого имущества»
Росфинмониторинг заитересовался займами от учредителя (физического лица) свыше 600 тыс. рублей. Помогите разобраться, что займы от учредителя попадают под мониторинг.
Добрый день!
Когда Вы задаёте вопрос, не забывайте, пожалуйста, о правилах форума. Напомню: мы стремимся создать на нашем форуме доброжелательную атмосферу. Поэтому у нас принято здороваться, а также говорить «спасибо» и «пожалуйста». Уважительное отношение к форумчанам, экспертам и модераторам — требование правил форума.
Здравствуйте.
Процентные займы не подлежат контролю в соответствии со ст. 6 Закона № 115-ФЗ» О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ)ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ,И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА»
Читаем ст. 6 Закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ :
Цитата:1. Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она
совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в
иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по
своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов
операций:
…предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа.
Цитата:Вопрос: Физическое лицо — учредитель предоставляет российской организации
беспроцентный заем. Обязана ли организация по запросу представить в банк
договор займа для определения банком, будет ли эта сделка подлежать
обязательному контролю в целях предупреждения, выявления и пресечения
деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных
преступным путем, и финансированием терроризма?
Ответ: По нашему мнению, при получении организацией беспроцентного займа от
учредителя — физического лица организации следует представить по запросу
в кредитную организацию документы (в частности, договор займа), на
основании которых кредитная организация сможет определить, относится
проводимая операция к операциям, подлежащим обязательному контролю, или
нет.
Обоснование: В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон N 115-ФЗ) операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 руб., или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится, в частности, к следующему виду операции: предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции сведения по подлежащим обязательному контролю
операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами (пп. 4 п. 1 ст. 7 Закона N 115-ФЗ). Согласно ст. 5 Закона N 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в частности, кредитные организации.В Информационном письме от 21.02.2005 N 7 «Обобщение практики применения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма» Банк России информирует кредитные организации, что при получении платежного поручения о переводе денежных средств получателю в рамках договора займа в целях выявления операции,
подлежащей обязательному контролю, следует запросить у юридического лица(заимодавца) документы, на основании которых кредитная организация сможет определить, относится проводимая операция к операциям, подлежащим
обязательному контролю, или нет (то есть документы, в частности договор займа, в которых содержится информация об условиях, на которых заем предоставляется). И напоминает кредитным организациям, что в случае непредставления клиентом запрошенных документов кредитная организация вправе в соответствии с п. 11 ст. 7 Закона N 115-ФЗ отказать в выполнении распоряжения клиента о совершенииоперации, за исключением операций по зачислению денежных средств,
поступивших на счет физического или юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями Закона N 115-ФЗ.При этом в Письме от 11.04.2006 N 12-1-3/804 Банк России указывает, что исходя из буквального толкования нормы пп. 4 п. 1 ст. 6 Закона N 115-ФЗ операция по предоставлению физическим лицом беспроцентного займа юридическому лицу не относится к категории
операций, подлежащих обязательному контролю в соответствии с Законом N 115-ФЗ.Однако в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 27.07.2010 по делу N А03-16121/2009 суд указал организации, что из анализа норм Закона N 115-ФЗ следует, что операции по предоставлению физическим лицом беспроцентного займа юридическому лицу относятся к категориям операций, подлежащих обязательному контролю в соответствии с указанным Законом. Факт того, что физическое лицо, предоставившее в рассматриваемом случае обществу беспроцентный заем, является его директором и участником, в
силу указанного Закона не является обстоятельством, исключающим необходимость осуществления
контроля за данной операцией со стороны контролирующего органа. При этом ссылка на Письмо Банка России N 12-1-3/804 несостоятельна, поскольку указанный документ не носит нормативного характера и является разъяснением по конкретному
запросу, в установленном действующим законодательством порядке опубликован не был.По нашему мнению, организации следует представить в кредитную организацию документы (в частности, договор займа), на основании которых кредитная
организация сможет определить, относится проводимая операция к операциям, подлежащим обязательному контролю, или нет.
М.М.Яковлева ООО «М-СТАЙЛ» Региональный информационный центр Сети КонсультантПлюс 02.06.2013
Источник
- Главная
- Консультация эксперта
- Расчеты
- Займы и кредиты
13839 октября 2013
Никаких последствий такая операций для организации не вызовет. Заемным отношениям посвящена глава 42 Гражданского кодекса РФ. В ней сказано, что, если иное не предусмотрено законом или договором займа, заимодавец имеет право на получение с заемщика процентов. Таким образом, чтобы договор займа был беспроцентным, в нем следует предусмотреть такое условие. При этом есть как минимум две ситуации, которые предполагают, что заем является беспроцентным (п. 3 ст. 809 ГК РФ).
Предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам или другим юридическим лицам, а также получение такого займа попадают в перечень операций, подлежащих обязательному контролю на предмет противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (подп. 4 п. 1 ст. 6 Закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ). Контролируют такие операции и представляют в «финразведку» сведения обслуживающие банки.
При этом периодичность внесения средств значения не имеет. Поскольку основание для внесение одно – договор займа.
Таким образом, передача сведений банком в службу финмониторинга не влечет за собой дополнительных последствий для организации. Иными словами, указанная операция может быть отслежена представителями службы без установления запретов.
Обоснование данной позиции приведено ниже в рекомендациях «Системы Главбух» vip — версия
Рекомендация: Как оформить получение займа (кредита)
Уведомление банком службы по финансовому мониторингу
О получении организацией займа (кредита) в безналичной форме в сумме не менее 600 000 руб. банки должны уведомить службу по финансовому мониторингу. Это происходит в случаях:
– если организация получила беспроцентный заем;*
– если одной из сторон договора займа (кредита) является организация или гражданин, которые имеют регистрацию, местожительство или местонахождение в государстве (на территории), которое не участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
– одной из сторон договора займа (кредита) является лицо, которое владеет счетом в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории).
Перечень таких государств (территорий) устанавливает Правительство РФ.
Об этом сказано в статье 6 Закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ, письме Банка России от 11 апреля 2006 г. № 12-1-3/804.
Сергей Разгулин, действительный государственный советник РФ 3-го класса
Статьи по теме в электронном журнале
Источник