Государственные займы – эффективный инструмент решения проблем в государстве за счет использования долговых денег, предоставленных заемщиками. Если в качестве заимодателей выступают юридические лица, граждане страны-заемщика, имеет место внутренний федеральный заем, при привлечении внешних кредиторов заключают договор внешнего государственного займа. Сам по себе государственный заем можно по праву считать целевым займом, то есть денежные средства выделяются для решения конкретных, отраженных в договоре займа задач и проблем.
Какие бывают государственные займы?
Многие из нас, когда слышат слово «кредитование», сразу представляют себе клиента банка (физическое или юридическое лицо), который обращается в кредитное учреждение с целью взять у него для решения своих финансовых вопросов в долг деньги. На самом деле заемщиками можем выступать не только мы с вами, но и целые государства, которые, к слову, являются участниками кредитных отношений на постоянной основе.
Что представляют собой государственные займы?
Если рассмотреть понятие «государственный заем» в словарях, можно сделать вывод, что, по сути, это деятельность государства, основная цель которой – привлечь дополнительные денежные средства, необходимые для решения вопросов функционирования экономического сектора, социальной сферы, производства и т.д. Государство в данном случае выступает должником (заемщиком) и обязуется в оговоренные сроки вернуть долг заимодавцу (кредитору).
Следует сразу оговориться, что государственные займы могут различаться в зависимости от целей привлечения денежных средств, поэтому при их рассмотрении целесообразно указывать, какой заем имеется в виду. Не менее важно не путать также внутренние и внешние займы государства. В первом случае в качестве кредитора выступают банки, предприятия и граждане страны-заемщика, во втором случае денежные средства в бюджет государства поступают от внешних кредиторов.
Рекомендуем: Микрозаймы без отказа, преимущества микрокредитов
Сами по себе государственные займы выполняют более масштабные функции, чем обычные банковские кредиты, которые ежедневно оформляются нами в кредитных учреждениях. Основными функциями таких займов являются:
- распределительная функция – размещение денежных средств по централизованным денежным фондам, в основе которого лежит принцип приоритетности (сначала деньги выделяются туда, где они наиболее необходимы)
- регулирующая функция – при помощи государственных займов есть возможность воздействовать на денежное обращение, уровни процентных ставок и т.д.
- контрольная функция – при распределении государственных займов очень важен контроль целевого использования денежных средств их получателями
Какие бывают формы займа государственного?
В настоящее время экономисты и финансисты выделяют различные формы займа государственного. Основными критериями большинства классификаций форм займов являются: место получения, срок погашения и роль заемщика.
Что касается форм займа в зависимости от места получения, их мы с вами уже рассматривали. Напомним, займы в данном случае могут быть внешними и внутренними.
По месту получения государственные займы делят на краткосрочные и среднесрочные. Краткосрочные займы необходимо погасить в течение 1-5 лет с момент их получения, крайний срок среднесрочных займов оговаривается в договорах займа и превышает 5 лет.
Можно, в принципе, выделить и такую категорию, как долгосрочные государственные займы. Благодаря такому дополнению в классификации структуризацию долга по периодам проводить станет гораздо проще.
По роли заемщика займы государства обычно разделяют на централизованные и децентрализованные. Если заемщик – правительство, будет оформляться централизованный заем, если местный орган власти – децентрализованный.
Следует сказать, что представленные формы займа государственного – основные формы, но далеко не все. Так, ряд авторов добавляет в классификацию облигационные (предполагающие эмиссию ценных бумаг) и безоблигационные (оформляются путем подписания договоров, соглашений и т.д. и не предполагают эмиссию ценных бумаг) займы государства и т.д.
Рекомендуем: Где взять деньги в долг под проценты?
Государственный заем – целевой займ
В настоящее время практически каждый заем или кредит является целевым займом. Более того, многие программы банков Москвы, СПб и т.д. составляются под конкретные цели кредитования и рассчитаны на конкретные категории заемщиков. Например, желающим приобрести авто будет предложена одна кредитная программа, клиентам, покупающим квартиру или дом, абсолютно другая.
Многим может показаться утверждение, что государственный заем – это целевой займ, слишком смелым. И действительно, разве не может государство с проблемами в большинстве секторов, начиная от производства и заканчивая социальной сферой, занять деньги без указания изначально конкретного направления их размещения? С точки зрения теории, конечно, может, однако на практике такой заем просто никто не даст, поэтому логично считать государственные займы целевыми займами.
При оформлении целевого займа государственного в договоре займа четко прописаны условия использования государством-заемщиком полученных им денежных средств. То есть, если деньги перечислены на развитие сферы образования, а потрачены на покупку производственных заводов и т.д., кредитор (внешний или внутренний) может потребовать досрочный возврат всей суммы займа и платы за него от заемщика-государства.
В большинстве экономических словарей под целевым займом государственным понимают средства, полученные централизованным или местным органом власти для решения, в основном, социальных и экономических проблем или же на какие-либо хозяйственные цели. С одной стороны, подобные трактовки можно считать достаточно понятными, с другой стороны, возможно, целевой заем целесообразно связывать с конкретными видами деятельности, о чем уже долгое время говорят многие экономисты и финансисты.
Особенности договора федерального займа
Если вы посетили ВТБ24, Сбербанк и т.д. с целью оформить кредит, то первое, что вам предложат работники банка – подписать договор кредитования. В том случае, когда оформляются федеральные займы – документами, регулирующими правовые отношения между участниками соглашений, становятся договора государственных (федеральных) займов.
Рекомендуем: Быстрый займ на карту онлайн
Следует отметить, что договор федерального займа предполагает 2-хсторонее сотрудничество между заемщиком в лице государства и заимодавцем в лице гражданина или юридического лица. В настоящее время любой государственный заем является добровольным.
Если заимодавец хочет поучаствовать в договоре федерального займа, ему необходимо приобрести выпущенные государством облигации или другие ценные бумаги, которые в будущем дают право взыскать сумму долга с платой за пользование заемными средствами с заемщика. В данном случае важно помнить, что ни государство, ни заимодавец не могут изменять условия займа, выпущенного в обращение.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что сегодня федеральные займы – эффективный инструмент решения социальных, экономических и многих других проблем в государстве. По сути, государственные займы являются целевыми займами и в зависимости от выбранного классификационного признака могут разделяться на формы.
Релиз был подготовлен специалистами портала — kredibank.ru
Источник
Государственный займ — это ключевая форма государственного кредита. Она осуществляются посредством выпуска гос. долговых обязательств (по-другому их называют казначейскими), гарантированных правительством. В нашей статье речь пойдет о видах государственного займа и иных, не менее важных аспектах вопроса.
Классификация по методу обращения
Стоит отметить, что правом на привлечение заемных денежных средств от имени Правительства РФ обладает исключительно Министерство финансов. Понятие государственного займа предполагает наличие достаточно обширной классификации. Так, в соответствии с таким критерием, как способ обращения, они подразделяются на рыночные и нерыночные.
Вам будет интересно:Производительность труда: измеряется отношением реального объема продукта и эффективности труда человека
Рыночные государственные займы — это те, которые оформлены в виде определенных ценных бумаг. Последние отличает свободное обращение после первичного размещения на соответствующем рынке. Под нерыночными займами необходимо понимать займы, которые оформлены в фондовые инструменты, приобретаемые инвестором у Правительства. Стоит отметить, что они могут быть реализованы исключительно Правительству.
По периоду заимствования
Государственный займ — это категория, которая классифицируется также по сроку заимствования. Так, займы могут быть краткосрочными (в данном случае период погашения не должен превышать 1 года), среднесрочными (срок погашения варьируется от 1 до 5 лет) и долгосрочными (период погашения может превышать 5 лет). Согласно бюджетному законодательству РФ, долговые обязательства бывают краткосрочными (до 1 года) и долгосрочными (более 1 года).
По месту размещения и обеспеченности
В соответствии с таким критерием, как место размещения, займы в государственной экономике могут подразделяться на внешние и внутренние. Первая категория представляет собой государственные обязательства перед нерезидентами. Речь идет о зарубежных кредиторах. Внутренние займы — не что иное, как займы перед резидентами страны.
В зависимости от критерия обеспеченности долговых обязательств гос. займы бывают закладными и беззакладными. Первые обеспечиваются конкретным залогом, к примеру, определенным имуществом. В свою очередь, беззакладные займы отличаются тем, что они не обеспечиваются ничем конкретным. В данном случае в роли обеспечения выступает все государственное имущество.
По форме выплаты
Вам будет интересно:Изменение доли стран в мировом ВВП
Государственный займ — это основная форма гос. кредита, у которой достаточно разветвленная классификация. Так, по методу выплаты дохода займы бывают следующих разновидностей:
- Процентные займы. В данном случае доход устанавливается как фиксированный процент от номинала.
- Дисконтные займы. Инвестор получает доходную часть за счет покупки долговых обязательств с дисконтом, а также последующим их погашением в соответствии с номинальной стоимостью по окончании фока, на который денежные средства предоставлялись заемщику (государству).
- Выигрышные займы. Доход по такой форме государственного внутреннего кредита осуществляется на базе тиражей выигрышей.
- Индексационные займы. В данном случае доход выплачивается через индексирование номинальной стоимости изначально приобретенных инвестором ЦБ.
Другие классификации
По обязанности со стороны заемщика полностью соблюдать сроки, связанные с погашением займа и определенные при его выпуске, принято выделять обязательства с правом погашения досрочно и без этого права.
В соответствии с признаком держателей ЦБ, различают займы, которые реализуются исключительно среди юридических лиц, среди физических лиц, а также универсальные, иными словами, размещаемые как среди юридических, так и среди физических лиц.
По эмитентам гос. займы классифицируются, к примеру, на обязательства, выпускаемые Правительством РФ и местными структурами управления.
По направлениям применения заемных денежных средств государственные займы могут быть классифицированы на целевые и нецелевые. Стоит заметить, что деньги, привлеченные в соответствии с целевыми займами, должны использоваться лишь в целях финансирования конкретных, заранее определенных программ, для осуществления которых и производится их размещение. Денежные средства, вырученные от размещения государственных займов нецелевого плана, бывают направленными на покрытие текущих расходов бюджета, рефинансирование актуальной задолженности или же на иные нужды. Их использование уместно в случае дефицита бюджета (это превышение расходной части государственного бюджета над доходной).
Правила государственных заимствований
Вам будет интересно:Минимальная зарплата в Крыму: новый размер МРОТ с 1 января 2019 года
На территории РФ право осуществлять гос. заимствования принадлежит РФ, Правительству РФ, а также резидентам страны под гарантии Правительства. От имени РФ государственные заимствования (например, выпуск облигаций государственного займа) реализует Правительство РФ.
Государственные заимствования производится в пределах границ внутреннего и внешнего государственного долга. Стоит отметить, что они установлены законом касательно республиканского бюджета на очередной финансовый год. Суммарный объем гос. заимствований ни при каких обстоятельствах не должен быть больше объема капитальных расходов государственного бюджета в соответствующий финансовый год.
Формы долговых обязательств
Долговые обязательства РФ могут быть реализованы в следующих формах:
- Кредитное соглашение, иными словами, договор государственного займа. Он заключается от имени РФ, выступающей заемщиком, с организациями кредитного плана, международными структурами, иностранными государствами и другими нерезидентами и резидентами страны. Сюда же целесообразно отнести соглашения (договора), заключенные от имени Федерации касательно реструктуризации и пролонгации долговых обязательств страны, оставшихся с прошлых лет.
- Государственные займы, которые осуществляются посредством выпуска ЦБ от имени Российской Федерации.
- Договоров о предоставлении соответствующих гарантий Правительства РФ.
- Государственные займы, реализуемые посредством выпуска ЦБ местными распорядительными и исполнительными органами.
- Договор касательно предоставления гарантий местных распорядительных и исполнительных. Это относится к областным, районным и городским исполнительным комитетам.
- Договор о получении бюджетного кредита.
Стоит заметить, что сегодня обязательства в форме договоров (кредитных соглашений) используются активнее всего по причине необходимости формирования соответствующих условий для того, чтобы преодолеть кризисные явления в экономике и справиться с дефицитом бюджета (это превышение расходов над доходами). Именно поэтому целесообразно рассмотреть данную форму подробнее.
Договор займа. Заемщик и заимодавец
Как выяснилось, основной формой долговых обязательств является кредитное соглашение. Данная категория регулируется ст. 817 ГК РФ. По договору гос. займа, заемщик — это Российская Федерация или ее субъект, а займодавец — это физическое или юридическое лицо. Государственный займ — это в любом случае добровольное решение. Соответствующий договор заключается посредством покупки займодавцем выпущенных гос. облигаций или других гос. ценных бумаг, которые удостоверяют право займодавца получить от заемщика предоставленные ему взаймы денежные средства или, в зависимости от определенных заранее условий займа, другого имущества, конкретных процентов либо иных прав имущественной природы в сроки, которые предусмотрены условиями выпуска займа в обращение.
Необходимо отметить, что договор гос. займа может заключаться также в других формах, охарактеризованных в предыдущей главе и предусмотренных бюджетным законодательством страны (абзац введен ФЗ от 26.07.2017 N 212-ФЗ). Изменение установленных условий выпущенного в обращение государственного займа недопустимо. Правила касательно договора гос. займа соответственно применимы к займам, которые выпускаются муниципальным образованием.
Отношения по заключению договоров
В отношениях, связанных с заключением кредитных соглашений (иными словами, договоров), в роли заемщика, как выяснилось, выступает РФ в лице соответствующих структур. Эти отношения вместе с нормами финансовой правовой отрасли регулируются посредством международного права, в рамках которого определяется в том числе правовой статус финансовых организаций международного уровня, условия, порядок предоставления, применения и погашения денежных средств, которые выданы этими организациями. Важно отметить, что привлечение внешних гос. займов от имени Федерации реализуется правительством исключительно по решению президента страны.
Внешние гос. займы, которые предоставлены резидентам РФ на условиях переуступки, в любом случае приравниваются к внешним гос. займам, которые получены под гарантии Правительства. Цель привлечения государственных займов внешнего типа обязательно указывается в решении о его привлечении согласно основным целям заимствований, которые предусмотрены Президентом РФ и соответствующими законодательными актами.
Цели привлечения внешних займов
Далее целесообразно рассмотреть основные цели привлечения внешних государственных займов:
- Федерацией — для того, чтобы покрыть дефицит республиканского бюджета, а также для иных целей, которые предусмотрены президентом РФ и законодательными актами, действующими на территории страны.
- Правительством РФ — чтобы заниматься решением экологических и социальных проблем, ликвидировать последствия стихийных бедствий и поддерживать экономические реформы. В данную категорию входят и другие цели, предусмотренные президентом РФ, а также действующими на территории страны законодательными актами.
- Резидентами РФ под гарантии правительства, а также правительством и резидентами под гарантии правительства — для того, чтобы предоставлять займы заемщикам-резидентам в соответствии с условиями переуступки, то есть для импорта энергоресурсов, сырья, иной необходимой товарной продукции, а также продуктов при критическом положении в целях обеспечения ими республики; для осуществления государственных программ и инвестиционных проектов в соответствии с приоритетными направлениями развития государственной экономики; для других целей согласно законодательным актам, функционирующим на территории страны.
Вам будет интересно:Экономическое поведение: понятие, виды и сущность
Стоит отметить, что решение касательно привлечения государственного займа принимается президентом. Помимо этого, оно может быть принято Правительством, в том числе в соответствии с условиями переуступки (правительством страны после согласования с президентом); резидентами Федерации под гарантии правительства, в том числе согласно условиям переуступки (правительством страны после согласования с президентом).
Выпуск ценных бумаг
Важно иметь в виду, что немаловажную роль в обеспечении государственного бюджета играют и государственных займы, которые осуществляются посредством выпуска ценных бумаг от имени Федерации. Данная форма долговых обязательств страны также достаточно распространена. Под государственными ценными бумагами необходимо понимать ЦБ, которые выпускаются Министерством финансов от имени Российской Федерации.
Ценные бумаги государственного значения могут выпускаться в виде:
- Государственных облигаций краткосрочного типа, срок обращения которых составляет до 1 года (ГКО).
- Государственных облигаций долгосрочного типа, срок обращения который варьируется от 1 года и более (ГДО).
Выпуск государственных облигаций производится с целью привлечения средств граждан и юридических лиц, которые являются временно свободными, в том числе иностранных, как правило, для финансирования дефицита государственного бюджета (как отмечено выше, под дефицитом следует понимать превышение расходной части над доходной).
Эмиссия облигаций осуществляется от имени Министерством финансов. Объем эмиссии ценных бумаг определяется данной структурой при формировании проекта республиканского бюджета, как правило, на очередной бюджетный (финансовый) год. В любом случае объем уточняется в процессе его исполнения в установленном действующим на территории страны законодательством порядке.
В соответствии с каждым выпуском облигаций Министерство финансов страны принимает решение, содержащее информацию об их виде, сроке обращения, дате и объеме выпуска, дате погашения, номинальной стоимости, актуальных условиях их размещения, досрочном погашении, выплатах процентного дохода (данный пункт касается лишь процентных облигаций), а также об обмене облигаций.
Размещение ценных бумаг среди организаций производится следующими методами:
- Реализация на аукционе, который проводится в соответствии с определенными правилами, утверждаемыми банком, однако по согласованию с Министерством финансов.
- Прямая продажа Министерством финансов организациям на условиях, которые утверждены данным министерством.
- Передача или продажа облигаций банкам для последующей перепродажи.
Среди физических лиц облигации размещаются в порядке, который установлен Министерством финансов.
Заключение
Итак, мы рассмотрели понятие и классификацию государственного займа, более подробно остановились на самых важных аспектах темы. В заключение целесообразно рассмотреть категорию гарантии правительства. Это обязательство Федерации, от имени которой выступает правительство, как гаранта взять на себя полную или частичную ответственность перед кредитором за погашение заемщиком (им выступает резидент страны) обязательств, связанных с договором займа, который заключен этим резидентом.
Государственная гарантия в качестве формы государственного долга, используемая в финансовом праве и даже регулируемая им, базируется в первую очередь на общих нормах гражданского права РФ, которые контролируют отношения, связанные с обеспечением исполнения обязательств. В то же время нормы финансовой отрасли права играют ключевую роль в регулировании государственных гарантий.
Источник