В послевоенные годы Советский Союз был образцовым заемщиком, своевременно и в полном объеме выполнявшим свои долговые обязательства. Впрочем, суммы займов были не в пример современным. До 1983 года внешний долг СССР не превышал $ 5 млрд. (1-1,5 % ВНП страны).
Праздничная демонстрация у гостиницы Москва 1964 год, фото из журнала LIFE
Ситуация резко изменилась после смерти в ноябре 1982 г. руководителя советского государства Л.И. Брежнева. В 1984 г. произошел резкий скачок задолженности. На внешнем рынке заняли более $15 млрд. Внешний долг составил уже 5% ВНП. В 1986 г. сумма внешних займов превысила $ 30 млрд., а в 1989 г. внешний долг достиг $ 50 млрд. (8% ВНП). Еще $ 30 млрд. задолженности было накоплено Союзом в 1988 — 1991 гг., — когда Запад предоставил СССР ряд много миллиардных кредитов. 28 октября 1991 г., после августовских событий, когда ГКЧП попытался остановить распад СССР, десять республик, объявивших себя правопреемницами СССР, подписали меморандум о взаимопонимании, подтверждающий солидарную ответственность по внешнему долгу Советского Союза.
Очереди в магазины: СССР 80-е годы
4 декабря 1991 г. между республиками был подписан договор о правопреемстве внешнего экономического долга и активов СССР, по которому РСФСР досталось 61,34% внешнего долга Союза, т.е. примерно $ 57 млрд. (10% ВНП). Однако, 2 апреля 1993 г. Правительство России заявило о взятии на себя всех обязательств бывших Советских республик по погашению внешнего долга СССР, взамен на их отказ от доли в зарубежных активах СССР (так называемый нулевой вариант). Так России достался весь внешний долг в размере $ 96,6 млрд.
В 1997 г. Россия вступила в Парижский клуб — неинституциализированное объединение стран-кредиторов, созданное в 1956 г. для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств*. Вступая в клуб, Россия имела в активе около $ 150 млрд., которые должны были ей, как правопреемнице СССР, развивающиеся страны, в первую очередь Эфиопия, Мозамбик, Йемен, Вьетнам, Алжир, а также другие страны Африки и Азии. При этом, подчиняясь уставу Парижского клуба, Россия была вынуждена списать своим должникам большой объем долгов за поставку оружия. Военные долги составляли около 80% от общего объема российских активов [1], с. 253.
Кроме того, Россия стала обязанной списывать долги странам, относящимся к разряду «бедных» и «развивающихся». Не учтены были только долги Индии, Ирака, Ливии и Кубы [2] — стран неугодных Западу. В итоге, после вступления в Парижский клуб, оказалось, что Россия может претендовать на сумму менее $ 8 млрд. [3], что составляет чуть больше 5% от общей суммы дебиторской задолженности СССР.
Ассортимент продуктов в советских магазинах — СССР 80-е годы
При этом, никто не стал списывать внешних долгов бывшего СССР. Единственное на что пошли страны Запада, так это на реструктуризацию внешнего долга СССР — прекращение долговых обязательств, составляющих государственный долг, с заменой указанных обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения внешнего долга России. Если после распада Союза, должники бывшего СССР должны были России примерно столько же, сколько Россия была должна своим кредитором (включая долг бывшего СССР), то после вступления России в Парижский клуб, примерная пропорция 1 к 1, превратилась в пропорцию 1 к 0,053, к сожалению, не в пользу России.
Возникает вполне законный вопрос: почему не было проведено никаких взаимозачетов? Списав львиную долю долга дебиторам СССР, и потеряв сильную внешнеполитическую карту, Россия уже не один год пытается урегулировать обязательства по внешнему долгу СССР, выпуская все новые обязательства, и обменивая их на старые обязательства СССР. Россия — осколок мировой державы по имени СССР, одно имя которой наводила панический ужас на страны Запада, оказалась должна кругом и всем. Даже бывшим социалистическим странам, на 1 января 2002 г. долг России составил $ 11,5 млрд.
В июне 2000 г. постановлением Правительства Российской Федерации были утверждены условия эмиссии и обращения внешних облигационных займов России, с окончательными датами погашения в 2010 и 2030 годах. Данные внешние облигационные займы предназначаются для урегулирования задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов [4]. Лондонский клуб — это неинституциализированное объединение коммерческих банков-кредиторов, созданное для переговоров с официальными заемщиками (в случае России, клуб объединяет свыше 600 банков, деятельность которых координируется Банковским консультационным комитетом во главе с «Дойче банком»).
Пустые прилавки в советских магазинах в конце 80-х годов 20 века
В июне 2002 г. Правительство России приняло постановление, касающееся урегулирования части внешнего долга бывшего СССР перед Международным банком экономического сотрудничества (МБЭС) и Международным инвестиционным банком (МИБ), путем обмена этих обязательств на обязательства МБЭС и МИБ перед иностранными кредиторами. При этом обязательства МБЭС и МИБ перед иностранными кредиторами одновременно обменивались на облигации внешних облигационных займов Российской Федерации [5].
В конце 2003 г. Правительство России приняло очередное постановление «Об окончательном урегулировании обязательств Российской Федерации по внешнему долгу бывшего СССР перед Международным инвестиционным банком», которое закрепляло, что оставшиеся обязательства бывшего СССР будут урегулированы путем обмена на облигации внешних облигационных займов России [6].
В феврале 2004 г. вышел приказ Минфина РФ «О дополнительной эмиссии внешних облигационных займов РФ», который предусматривает дополнительный выпуск облигаций, в соответствии с Генеральными условиями эмиссии и обращения облигаций внешних облигационных займов РФ, с окончательными датами погашения в 2010 и 2030 годах. Данные облигации предназначены для урегулирования задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов. Эмиссия данных облигаций была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2000г. 478. Этот приказ Минфина РФ предусматривает выпуск ценных бумаг на сумму не превышающую $ 700 млн. [7].
Очередь за водкой, СССР, 80-е годы
На 1 октября 2004 г. внешний долг бывшего СССР составлял $ 52,4 млрд. Выплаты России по внешнему долгу бывшего СССР сильнейшим образом тормозят развитие российской экономики. России необходимо добиться списания хотя бы 75% внешнего долга СССР. Подобные прецеденты списания уже имели место в новейшей истории.
Так, в 1992 г. западными кредиторами было списано 50% внешнего долга Польше и Египту. В итоге внешний долг Польши сократился с $ 30 до $ 15 млрд., а Египта — с $ 25 до $ 12,5 млрд. К сожалению, приходиться констатировать, что в отношении с Россией, Запад применяет двойные стандарты. Внешний долг Польши был сокращен на 50% за то, что Польша была первой страной социалистического лагеря, где начались рыночные преобразования, а Египту подобное одолжение было сделано за его мир с Израилем. Поэтому, пока Россия не проявит свою политическую волю, очевидно, что страны Запада не пойдут на списание долгов бывшего СССР.
* Страны-участники Парижского клуба: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония.
Автор: Е.В. Сахаров
(статья датирована 7 ноября 2010г.)
Источник
Советский Союз, несмотря на декларируемую независимость от Запада, тем не менее, пользовался иностранными займами. Западная помощь в какой-то степени помогла СССР преодолеть разруху, провести индустриализацию и ускорить победу над фашизмом.
Острая нужда
В первые годы Советской власти о внешних займах не могло быть и речи, так как из-за аннулирования царских долгов большевики оказались в кредитной блокаде. Между тем, на исходе Гражданской войны изнуренная Россия остро нуждалась в деньгах и товарах. Вскоре СССР начинает получать краткосрочные иностранные кредиты, и к 1926 году даже накапливается внешний госдолг в районе 210 млн долларов.
В 1928 году СССР взял курс на индустриализацию. Внутренних ресурсов было недостаточно, а поэтому правительство стало активнее прибегать к внешним займам. В подавляющем большинстве они предоставлялись частными банками и компаниями под госгарантии. Такими, к примеру, были чехословацкий и германский кредиты.
В начале 1934 года Сталин в интервью корреспонденту «Нью-Йорк таймс» затронул тему кредитов, отметив, что сумма внешнего госдолга на 1932 год составляла 1.4 млрд рублей. В том же интервью советский лидер отметил, что за два года сумму долга удалось уменьшить на 1 млрд
В годы Великой Отечественной войны в СССР резко возрос объем импорта. В страну по ленд-лизу ввозится гражданская и военная техника, медикаменты, продовольствие, сырье. В 1941 году Москва заключает с Лондоном рамочное соглашение о кредите, в британские банки в качестве депозита переводится 100 тонн золота. Позднее подобное соглашение подписывается с США.
Специалисты не берутся подсчитать задолженность СССР по ленд-лизу по причине отсутствия достоверной информации и наличия спорных моментов. Более того, многие товары, в частности, вышедшая из строя техника оплате не подлежали.
Ответственный заемщик
В послевоенное время Советский Союз зарекомендовал себя как образцовый заемщик своевременно и в полном объеме погашая кредиты. До 1983 года внешний долг СССР не превышал 5 млрд долларов. Впрочем, нужно отметить, что в это время СССР нечасто прибегал к иностранным займам, предпочитая полагаться на собственные ресурсы.
К более или менее активным заимствованиям СССР вернулся в середине 1960-х годов. Как правило такие кредиты предоставлялись частными банками под определенные проекты, реализуемые при участии западных компаний. Например, в 1966 году было подписано 7 кредитных договоров на сумму в 450 млн рублей. Деньги прежде всего пошли на строительство ВАЗ. А в 1970-х годах 11 млрд кредитных долларов влились в газовую отрасль.
С 1984 года начинается постепенный рост долговых обязательств СССР. В 1986 году сумма внешних займов превысила 30 млрд долларов, а в 1989 году внешний долг достиг уже 50 млрд
После распада СССР десять республик, объявивших себя правопреемницами СССР, подписали меморандум, подтверждающий солидарную ответственность по внешнему долгу Советского Союза.
Однако 2 апреля 1993 года правительство Российской Федерации заявило о том, что Россия как правопреемница СССР берет на себя все обязательства бывших союзных республик по погашению внешнего долга распавшегося государства. Взамен предполагался отказ стран СНГ от их доли в зарубежных активах СССР. Так России достался весь внешний советский долг в размере $ 96,6 млрд
Редкая тема
Тема иностранных кредитов в СССР, особенно в период индустриализации, достаточно редкая. Симптоматично, что по ней ни в СССР, ни в России не было издано ни одной научной работы. Существуют лишь скудные сведения о коммерческих кредитах советских оффшорных организаций, а также разрозненная информация о кредитах под поставки оборудования.
Другой стороной проблемы, по мнению исследователей, является устоявшийся стереотип, что советская индустриализация осуществлялась исключительно за счет внутренних ресурсов. Хотя сейчас уже достаточно информации доказывающей широкомасштабное сотрудничество СССР в период индустриализации с Западом.
Так, согласно плану индустриализации, ее приблизительная суммарная стоимость определялась в 4,5 миллиарда советских червонцев, или более чем 2,2 млрд долларов США. Для страны, чей годовой экспорт редко превышал 400 млн американских долларов, это были неподъемные средства.
26 ноября 1927 года в Главном концессионном совете при СНК СССР произошло подписание кредитного договора с американским предпринимателем Фаркуаром о предоставлении Советскому правительству 6-летнего займа на сумму 40 млн долларов. Деньги предназначались для перестройки и переоборудования Макеевского металлургического завода.
В том же году в Вене Внешторгбанк СССР и американский бизнесмен Виктор Фриман заключили соглашение на открытие кредитной линии в 50 млн долларов под обеспечение советским экспортом. Чуть позднее была достигнута договоренность с американской компанией «Стандарт Ойл» о кредите в 75 млн долларов под поставки бакинской нефти компании «Вакуум Ойл».
По оценке авторитетного исследователя истории советской индустриализации Игоря Орлова, к началу 1929 года СССР задолжал американским фирмам порядка 350 млн долларов. К американским кредитам Советский Союз охотно прибегал и дальше. Об этом косвенно могут свидетельствовать данные, согласно которым к 1932 году СССР был должен США минимум 635 млн долларов.
Вплоть до 1934 года Соединенные Штаты не предоставляли СССР государственных кредитов, хотя известно, что СССР выражал готовность взять кредит в размере до 1 млрд долларов, а Наркомат финансов даже сделал подробную разработку схемы кредитования.
В годы войны СССР получал от США помощь в рамках ленд-лиза, однако подсчитать сумму этой помощи и заложенность СССР в силу ряда причин не представляется возможным.
Сразу после войны США предоставили СССР еще два небольших кредита. Сумма не ясна, но известно, что в 1972 году Советский Союз и Соединенные Штаты определили задолженность в сумму $722 млн, и на момент распада СССР она все еще не была погашена.
Германия
Свой первый краткосрочный кредит в 100 млн марок Германия выдала СССР в 1925 году, еще через год она открыла кредитную линию в размере 300 млн марок сроком на 4 года. Очередной транш СССР на сумму в 300 млн марок и сроком на 21 месяц Германия выделила в 1931 году.
К 1935 году сотрудничество СССР и Германии выходит на качественно новый уровень. В это время консорциум немецких банков предоставил советскому торгпредству в Берлине кредит на сумму 200 млн марок. Таким образом официально за 9 лет СССР занял у Германии средств на сумму 900 млн марок или порядка 300-320 млн долларов США.
После войны эконмическое сотрудничество СССР главным образом шло с Восточной Германией. Так, в ходе взаимных поставок товаров (в ГДР шло сырье, а в СССР — конечная продукция) образовалась задолженность, которую в 2000-м году Германия оценила в $6,4 млрд Впрочем, российская сторона утверждает, что если пересчитать поставки сырья по мировым ценам, то задолженность ГДР даже превзойдет предполагаемый долг Советского Союза на $4,2 млрд
Великобритания
В конце 1920-х — первой половине 1930-х годов Великобритания ежегодно кредитовала советские закупки на сумму до 20-25 млн фунтов стерлингов. В 1936 году Лондон предоставил СССР кредит в 10 млн фунтов стерлингов.
Чехословакия
В 1935 году начались финансовые взаимоотношения СССР и Чехословакии, когда советская сторона получила от своих европейских партнеров кредит на сумму в 250 млн крон (под 6% годовых). В связи с ликвидацией Чехословакии в 1938 году кредит был выплачен лишь частично.
После войны кредитная история была связана с закупками СССР чехословацких локомотивов, трамваев, станков. В итоге к началу 90-х СССР оказался должен Чехии около $3,6 млрд, Словакии — $1,8 млрд
Прочие страны
Среди других стран, кредитовавших СССР можно отметить Италию, которая выдала кредит в 200 млн лир под советские закупки в 1930 году и 350 млн лир в 1931 году и Швецию, в 1940 году предоставившую СССР кредит в размере 100 млн крон.
Источник
До последнего времени Босния и Герцеговина оставалась единственным кредитором Советского Союза, который еще не получил свои деньги. Сумма долга — $125,2 млн — была определена соглашением об урегулировании обязательств бывшего СССР по расчетам с бывшей СФРЮ (Социалистическая Федеративная Республика Югославия — прим. ТАСС). И вот Минфин сообщил, что весь этот долг был погашен единым платежом 8 августа 2017 года.
ТАСС разбирался откуда взялся долг, сколько он составлял, почему Россия решила его выплачивать и что случилось с финансовыми обязательствами перед Советским Союзом.
Вообще долговые обязательства разных стран — нормальное явление. Даже крупные страны с относительно сильными экономиками имеют обязательства перед другими государствами. Например, внешний долг Германии, по данным на сентябрь 2016 года, превышает $5 трлн 10 млрд, Японии — $3 трлн 240 млрд. Внешний долг США давно стал притчей во языцех — по данным на 1 февраля 2017 года, он равен $19 трлн 976 млрд. На тот же момент государственный долг России был куда скромнее — $52 млрд.
В 1985 году внешний долг СССР составлял $31 000 млн. В этот период власти страны активно привлекали как межгосударственные займы, банковские кредиты, предназначенные для финансирования закупок импортного оборудования, продовольствия, медикаментов и других товаров, необходимых для обеспечения жизнедеятельности населения страны, так и свободные средства для покрытия текущих потребностей бюджета в форме финансовых кредитов и внешних облигационных займов. В результате к концу 1991 года страна оказалась в долгах как в шелках.
Помимо долгов перед другими государствами Советский Союз имел обязательства перед коммерческими предприятиями, банками, входящими в так называемый Лондонский клуб кредиторов. Кроме того, в обмен на некоторые ресурсы советские предприятия расплачивались долговыми бумагами — облигациями Внешэкономбанка (ВЭБ). Эта нагрузка также легла на плечи государства.
По данным, которые приводит руководитель группы анализа и планирования при председателе правительства России (1993–1994) Андрей Илларионов со ссылкой на долговые таблицы Всемирного банка, Советский Союз к моменту распада был должен $67 800 млн.
В 2007 году заместитель министра финансов РФ Сергей Сторчак в интервью «Российской газете» рассказал, что к концу 1991 года государственный внешний долг Союза составлял $96 600 млн. В разных источниках встречаются и еще большие цифры — вплоть до $140 млрд. Официальные российские ведомства не приводят данных за тот период — первые данные Центробанка датируются 1994 годом. Тогда с учетом процентов обязательства составляли $104 507 млн.
Изначально план был примерно таким: в октябре 1991 года 12 бывших союзных республик (все, кроме Латвии, Литвы и Эстонии) подписали Меморандум о взаимопонимании, в котором заявили о солидарной ответственности по долгу бывшего СССР. Обязательства распределили пропорционально экономической силе республик на момент распада Союза — России как преемнице РСФСР досталась доля 61,34% долга, а, например, Киргизии — всего 0,95%, Таджикистану и того меньше — 0,82%. В такой же пропорции должны были разделиться активы бывшего Союза — как на его территории, так и за рубежом.
Однако 2 апреля 1993 года правительство России заявило о взятии на себя всех обязательств бывших советских республик по погашению внешнего долга СССР взамен на их отказ от доли в зарубежных активах СССР. Сделка получила название «нулевой вариант». Так России достался весь внешний долг в размере $96,6 млрд. В эту сумму входили займы у других стран и коммерческие обязательства перед участниками Лондонского клуба кредиторов, держателями облигаций ВЭБа и облигаций внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ).
Отметим, что такие финансовые обязательства разделились на три части:
- Долги странам Парижского клуба (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, США, Дания, Израиль, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Республика Корея, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония). Россия также входит в Парижский клуб.
- Обязательства перед социалистическими государствами: Польша, Чехия и Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Германия (за счет вошедшей в объединенную страну Германской Демократической Республики), страны бывшей Югославии.
- Займы у других государств (Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Турция и другие).
Долги перед Парижским клубом Россия закрыла досрочно — в 2006 году. Из-за раннего погашения наша страна смогла сэкономить $7 700 млн — за счет процентов.
Приведем несколько примеров. По данным официальных соглашений РФ относительно урегулирования долгов с разными странами, Россия заплатила, например, Уругваю $1,2 млн, Чехии — $352,5 млн, Болгарии — $38,5 млн, Словении — $129,2 млн, ОАЭ — $580 млн. Часть этих долгов оплачивалась не деньгами, а поставками товаров или услуг (в основном строительных). Долг перед Китайской Народной Республикой погасили в 2015 году, отдав 400,97 млн швейцарских франков. В 2016 году Россия окончательно рассчиталась с Кувейтом — основной долг в размере $1 100 млн оплатили деньгами, а $620 млн процентов — поставками российской высокотехнологичной продукции. Также в прошлом году РФ закрыла долг перед Македонией — $60,6 млн. В результате, Россия оставалась должна только Боснии и Герцеговине, и этот долг был погашен 8 августа.
Конечно же, заемщики у СССР были. Но в большинстве это были достаточно бедные африканские и латиноамериканские страны. В рамках помощи развивающимся странам их долги списали. Кроме того, часть обязательств Россия простила своим политическим и экономическим партнерам: в некоторых случаях достигались договоренности, что в обмен на списание долга страна заключала с РФ крупный торговый контракт.
Были, конечно, и случаи «благотворительности», но Россия далеко не единственный такой меценат: например, в 1999 году страны Парижского клуба, в котором Россия была не только должником, но и кредитором, подписали соглашение о списании больше половины долга беднейших африканских стран. Так, Россия отказалась от притязания на активы Танзании, Бенина, Мали, Гвинеи-Бисау, Мадагаскара, Гвинеи, Чада, Йемена, Мозамбика, Буркина-Фасо и Сьерра-Леоне. К тому же требовать возврата долгов с этих стран бессмысленно — денег у них все равно нет, и выполнять обязательства попросту нет возможности.
Другие примеры расчетов России и развивающихся стран смотрите на графике.
Источник