Управлением государственными кредитами занимается ЦБ и Министерство финансов. Государство может выпускать различные виды ценных бумаг: выигрышные, процентные, с нулевым купоном, с твердым и плавающим доходом, с правом досрочного погашения или без него. В процессе управления государственными займами государство решает задачи минимизация стоимости долга для государства, недопущения переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса, эффективного использования заемных средств, контроля за их целевым использованием, обеспечения своевременного возврата кредитов, решения задач финансовой политики.
Управление государственным кредитом может рассматриваться в узком и широком смысле. Под управлением государственным кредитом в широком смысле понимаетсяформирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Управление государственным кредитом в широком смысле как одно из направлений финансовой политики находится в руках органов власти и управления государством. Именно они определяют общий объем бюджетного дефицита и, следовательно, объем займов, необходимых для его финансирования, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство, занятость и целесообразность осуществления общегосударственных программ по поддержке малого бизнеса отдельных районов страны.
Хроническая дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых государств. В результате кредитной экспансии государства прочие заемщики вытесняются с финансового рынка, сохраняются высокие ставки на кредит. Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают все большую долю налоговых поступлений. Поэтому сокращение бюджетных дефицитов и государственного долга расценивается органами управления США и стран Европейского Союза как одна из наиболее актуальных задач.
Под управлением государственным кредитом в узком смысле понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпускуи размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению ссуд и гарантий. В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи: минимизация стоимости долга для заемщика; недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса; эффективное использование мобилизованных средств и контроль за целевым использованием выделенных кредитов; обеспечение своевременного возврата кредитов; максимальное решение задач, определенных финансовой политикой. Специфика категории государственного кредита определяет и особенности оперативного управления им. Обычно оно возлагается совместно на Министерство финансов и Центральный Банк.
Управление государственным кредитом, связанное с обеспечением его деятельности в качестве заёмщика, кредитора и гаранта, является одним из направление финансовой политики государства. Совокупность действий государства по управлению государственным кредитом включает:
- · Обслуживание и погашение государственного долга;
- · Выпуск и размещение новых облигационных займов:
- · Поддержание вторичного рынка долговых обязательств;
- · Регулирование рынка государственного кредита;
- · Выработка порядка, условий и форм предоставления государством кредитов.
Основными органами государственной власти, осуществляющими управление государственным кредитом, являются Министерство финансов, Центральный банк.
Целями управления государственным кредитом являются достижение экономических, социальных и политических целей, которые определяются современным состоянием социально-экономического развития страны, тенденциями и перспективами её развития.
Управление внешним государственным кредитом — совокупность методов обеспечения возврата средств, предоставленных на заемной основе иностранным государствам. Предполагает двусторонние действия кредитора и должника в соответствии с нормами международного валютно-финансового права, а также регулирование внешних долгов через такие межгосударственные и международные организации как «Большая восьмерка» (Франция, США, Великобритания, ФРГ, Япония, Италия, Канада, РФ), Парижский и Лондонский клубы и т.п.
Управление внешним государственным кредитом в рамках международной организаций предоставляет странам-кредиторам больше возможностей для взыскания долгов, чем на основе норм международного права, в связи с гибкостью и неформальностью правил работы этих объединений, повышенным уровнем конфиденциальности.
При управлении внешним государственным кредитом используются все методы управления государственным долгом. В случае невозможности выполнения страной-должником в полном объеме и в срок принятых обязательств проводится реструктуризация задолженности. Разработка механизмов решения проблем внешних государственных долгов и согласование правил о порядке их реструктуризации осуществляются на встречах «Большой восьмерки». Затем эти правила (лондонские, торонтские, хьюстонские, неаполитанские) применяются при реструктуризации внешних долгов в рамках Парижского, Лондонского клубов кредиторов, а также вне этих клубов.
Детально правовые вопросы погашения и обслуживания внешнего долга регулируются на основе двусторонних межгосударственных, валютно-финансовых соглашений между страной-кредитором и страной-должником. Условия соглашений, как правило, включают: реструктуризацию части долга государства-должника, при этом определенный процент от суммы реструктурированного долга государство-должник обязуется выплатить в денежной форме, чтобы соглашение вступило в силу; повышение процентной ставки по реструктурированному долгу; установление жесткого графика погашения долга.
Управление государственным кредитом — это совокупность действий государства, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга, выпуском и размещением новых займов, поддержанием вторичного рынка долговых обязательств, регулированием рынка государственного кредита.
Управление государственным долгом осуществляет Правительство РФ. Непосредственно осуществляют эту деятельность Минфин России и ЦБ РФ В системе действий по управлению государственным кредитом важнейшее значение имеет обслуживание государственного долга.
Обслуживание государственного долга предполагает: осуществление операций по размещению долговых обязательств; выплату доходов по ним; погашение долга полностью или частично согласно плану.
Способы регулирования долга:
- * рефинансирование — погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов;
- * конверсия — изменение доходности займов (понижение — в целях снижения расходов по управлению государственным долгом или повышение доходности для кредиторов);
- * консолидация — изменения срока действия уже выпущенных займов в сторону увеличения (как правило) или сокращения;
- * унификация займов — объединение нескольких займов в один путем обмена облигаций ранее выпущенных займов на облигации новых займов;
- * отсрочка погашения займа отличается от консолидации тем, что в этом случае не только отодвигаются сроки погашения, но и, как правило, прекращаются выплаты доходов;
- * аннулирование государственного долга — полный отказ государства от обязательств по выпущенным займам;
- * реструктуризация долга — погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долгов и сроков их погашения.
Источник
3. Управление государственным кредитом
Управление государственным кредитом – совокупность действий государства, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга, выпуском и размещением новых займов, регулированием рынка государственного кредита. Регулируют и осуществляют эту деятельность Минфин и ЦБ РФ, которые определяют общий объем бюджетного дефицита и характер займов, необходимых для его финансирования, разрабатывают кредитную политику и ее институциональное обеспечение.
В системе действий по управлению государственным кредитом важнейшим является обслуживание и погашение государственного долга, поскольку все затраты такого рода осуществляются за счет бюджетных средств, создавая для бюджета дополнительную нагрузку, а несвоевременность выплат ведет к увеличению суммы долга за счет штрафных санкций.
Обслуживание государственного долга предполагает осуществление мероприятий по размещению долговых обязательств, выплату доходов по ним, погашение долга полностью или частично. Погашение долга предполагает полный возврат основной суммы долга и процентов по нему, а также штрафов и иных платежей, связанных с несвоевременным возвратом долга.
В условиях значительного роста государственной задолженности и бюджетного дефицита правительство вынуждено прибегать к разным способам регулирования долга.
Рефинансирование – это погашение старой задолженности путем выпуска новых займов.
Конверсия – изменение доходности займов.
Консолидация – изменение срока действия уже выпущенных займов в сторону увеличения или сокращения. Она предполагает облегчение условий выплаты долга в виде отсрочки платежей и погашения.
Унификация займов – объединение нескольких займов в один, когда облигации уже выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа.
Цель – уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по обслуживанию долга. Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и без нее.
Отсрочка погашения займа отличается от консолидации тем, что в этом случае не только отодвигаются сроки погашения, но и, как правило, прекращается выплата доходов.
Конверсия, консолидация, унификация государственных займов и обмен облигаций государства обычно осуществляются только в отношении внутренних займов. Что касается отсрочки погашения обязательств, то эта мера возможна и по отношению к внешней задолженности. Она проводится по соглашению с кредиторами.
Под аннулированием государственного долга понимается полный отказ государства от обязательств по выпущенным займам.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Похожие главы из других книг:
Перед кредитом все равны
Официальная история неотложного кредитования в Америке ведет отсчет с 1968 года, когда там был принят Закон о потребительском кредите. В частности, он устанавливает справедливые правила предоставления ссуды, верхние пределы ставок, правила
30. Управление государственным кредитом
Управление государственным кредитом – совокупность действий государства, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга, выпуском и размещением новых займов, регулированием рынка государственного кредита.
XXXI. ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И МАНИПУЛИРОВАНИЕ КРЕДИТОМ
1. Государство и денежное обращение
Средства обмена и деньги суть рыночные явления. Вещь становится деньгами в результате поведения сторон рыночной сделки. Повод заняться денежными проблемами возникает у властей
3. Получатели материальной помощи чаще пользуются кредитом
Те, кто периодически получают материальную помощь, денежную или иные ее виды, нереалистично оценивают свое материальное положение. Такое отсутствие реализма связано с их потребностью тратить деньги. Но денег
5. Управление государственным долгом
Для того чтобы найти целесообразные способы регулирования государственного долга, необходимо рассмотреть причины его возникновения и увеличения. Они могут быть следующими:1) увеличение государственных расходов в результате
1.4. Способы управления государственным долгом
Управление государственным долгом, в частности, осуществляется путем подготовки, принятия и исполнения решений, определяющих долговую политику. Так, Министерством финансов Российской Федерации были подготовлены и
1.5. Институционная основа управления государственным долгом
Функции органов государственной власти в области управления государственным долгом распределяются следующим образом:• Президент Российской Федерации устанавливает основные приоритеты бюджетной политики
1.6. Временные границы управления государственным долгом
Государственный долг представляет собой сложную совокупность долговых обязательств, различных по валютам, условиям и срокам обращения, обслуживания и погашения. Решения по проведению тех или иных операций,
Цели (задачи) и критерии проведения оценки дополнительных результатов управления государственным долгом
Выше приведены примеры выбора целей, задач и критериев оценки эффективности управления государственным долгом в части товарных поставок, государственных ценных
3.3
Акционерные общества с государственным участием
Акционерных обществ с федеральным участием на середину 2002 года числилось 4354, в том числе с пакетами:100 % уставного капитала — 94;более 50 % — 598;от 25 % до 50 % — 1434;менее 25 % — 2126;с золотой акцией — 763.Всего хозяйственных
Управление уровнями услуг (управление уровнем сервиса)
В настоящее время на предприятиях не используется ни внутренняя сервисная модель, ни модель взаимоотношения с аутсорсинговыми организациями на принципах соглашений об уровне обслуживания.Отношения с внутренними
УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ И УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ
По мнению А. Мэйо (2001), главное различие между УЧК и УЧР заключается в том, что первое считает сотрудников активом организации, а второе – источником издержек. Кирнс (2005) утверждает, что для УЧК «люди
Глава 2
Управление рисками – это управление проектами для взрослых
Руководитель группы: Мы проводим завтра собрание по этому поводу, но боюсь, станет еще хуже.
Руководитель проекта: Не проводите собрание.
Глава определений, относящихся к управлению рисками, начинается с
Источник
Сущность управления государственным кредитом
Итак, рассмотрим определение, которое исходит из сущности рассматриваемой темы.
Определение 1
Управление государственным кредитом —направление финансовой и управленческой деятельности различных государственных органов на разных уровнях (государственный, региональный, муниципальный), которое основано на обеспечении функционирования в аспекте кредитозаемщика, займодателя, а также предоставления государственной гарантии, то есть выступлении в качестве гаранта.
Итак, сущность проявляется в комплексе действий, в начале которых положены следующие направления:
- обслуживание государственных (региональных, местных) долговых денежных обязательств;
- выплата, погашение государственных (региональных, местных) долговых денежных обязательств;
- выпуск различных долговых ценных бумаг (векселя, облигации);
- использование займов у кредитных учреждений государственными (региональными, муниципальными) учреждениями;
- оказание поддержки вторичному рынку ценных долговых бумаг и обязательств;
- контроль, а также регулирование на совокупном кредитном рынке в аспекте выдачи и возврата кредитных средств.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Главные положения
Важно, что контролировать, осуществлять регулирование деятельности в администрировании государственным кредитом на макроэкономическом уровне вправе следующие структуры:
- Центральный банк РФ;
- Министерство финансов РФ.
Данные структуры рассчитывают суммарное количество бюджетного дефицита, характеристики долговых обязательств, составляют концепции кредитной политики Российской Федерации.
На других уровнях власти рассматриваемая деятельность по администрированию кредитом осуществляют Администрации в пределах своих полномочиях, согласно Уставу и нормативным документам.
Обычно в сфере администрирования государственного кредита принято решать следующие задачи:
- аналитические работы по минимизации стоимости долговых средств;
- рациональное и обоснованное расходование привлеченных кредитных денежных средств;
- принятие антикоррупционных мер;
- внедрение строгой системы контроля, мониторинга и учета государственных кредитных средств;
- стимулирование и увеличение инвестиционных займов;
- мониторинг объемов займов;
- установление главных направлений и целей кредитной политики;
- принятие всех необходимых мер и правомерных экономических, маркетинговых методов для обеспечения возврата заемных средств в установленные сроки.
Схема объектов, субъектов и предметов управления государственным долгом представлена на рисунке 1 ниже.
Замечание 1
Сейчас на многим уровнях власти складывается ситуация, когда существует дефицит денежных средств, поэтому в таких условиях органы власти обязаны применять различные методы для того, чтобы регулировать долговые обязательства.
Рассмотрим основные способы и методики:
- реструктуризация долга.
- отсрочка погашения займа;
- рефинансирование;
- конверсия;
- консолидация;
- унификация займа;
- обмен облигаций;
- долги замещаются собственностью, экспортом.
Цели управления
Такое управление необходимо для реализации нижеперечисленных целей:
- финансовое обеспечениесоциально-экономических, политических целей, которые осуществляются путем реализации программно — целевого метода;
- финансовое снабжение экономического роста, стабильности, конкурентоспособности;
- снабжение деятельности политической структуры ;
- обеспечение национальной безопасности страны;
- финансирование дефицита денежных средств.
Очень важно грамотное, эффективное управление, а также отслеживание уровня кредитных обязательств и прогнозирование возможностей возврата заемных средств.Так, контроль за дефицитом бюджета и администрирование государственным кредитом обеспечивает суверенность стране, региону или муниципальному образованию.
Источник