Государственный
кредит – совокупность экономических
отношений между государством в лице
его органов власти и управления, с одной
стороны, и физическими и юридическими
лицами — с другой, при которых государство
выступает в качестве заемщика, кредитора
и гаранта.
Функции
государственного кредита:
1)
Через распределительную функцию
государственного кредита осуществляется
формирование централизованных денежных
фондов государства или их использование
на принципах срочности, платности и
возвратности. Выступая в качестве
заемщика, государство обеспечивает
дополнительные средства для финансирования
своих расходов.
2)
Регулирующая
функция государственного кредита:
вступая в кредитные отношения, государство
вольно или невольно воздействует на
состояние денежного обращения, уровня
процентных ставок на рынке денег и
капиталов, на производство и занятость.
Сознательно используя государственный
кредит как инструмент регулирования
экономики, государство может проводить
ту или иную финансовую политику.
3)
Контрольная функция государственного
кредита органически вплетается в
контрольную функцию финансов. Однако
она имеет свои специфические особенности:
тесно
связана с деятельностью государства
и состоянием централизованного фонда
денежных средств;охватывает
движение стоимости в двустороннем
порядке поскольку предполагает
возвратность и возмездность получения
средств.Осуществляется
не только финансовыми структурами, но
и кредитными институтами.
В
основном контролируется целевое
использование средств, сроки их возврата
и своевременность уплаты процентов.
Государственный
кредит подразделяется
на внутренний
и внешний (международный).
Внутренний
государственный кредит может
выступать в следующих формах:
государственные займы, обращение части
вкладов населения в государственные
займы, казначейские ссуды, гарантированные
займы, заимствование
средств
общегосударственного ссудного фонда.
Государственные
займы как форма государственного кредита
характеризуются
тем, что временно свободные денежные
средства населения, организаций и
предприятий привлекаются на финансирование
общественных потребностей путем выпуска
и реализации облигаций, казначейских
обязательств и других видов государственных
ценных бумаг.
Вторая
форма государственного кредита,
функционирование которой опосредствуется
системой сберегательных учреждений:
обращение
части вкладов населения в государственные
займы. Такое
обращение осуществляется через покупку
ценных бумаг или рыночных ценных бумаг
(облигаций, казначейских обязательств),
а также путем оформления безолигационных
займов (подписание соглашений (договоров)
выдача особых свидетельств).
Казначейские
ссуды как
форма государственного кредита выражают
отношение оказания финансовой помощи
предприятиям и
организациям органами государственной
власти и управления
за счет бюджетных средств на условиях
срочности, платности
и возвратности.
Заимствование
средств общегосударственного ссудного
фонда как
форма государственного кредита
характеризуется тем,
что государственные кредитные учреждения
непосредственно
передают часть кредитных ресурсов на
покрытие расходов
правительства.
Внешний
(международный)
государственный кредит вставляет
собой совокупность отношений, в которых
государство
выступает на мировом финансовом рынке
в роли заемщика, кредитора или гаранта.
Эти отношения принимают форму
государственных внешних займов, которые
предоставляются на условиях возвратности,
срочности, платности, как и внутренние
займы. Сумма полученных внешних займов
с начисленными процентами включается
в государственный долг страны.
Предоставление внешних займов
осуществляется за счет бюджетных средств
или специальных правительственных
фондов.
Основной
целью государственных внешних займов
является содействие укреплению
экономического потенциала, преодоление
финансовых трудностей страны-получателя,
оказание продовольственной помощи.
Государственные
займы классифицируются
по
ряду признаков.
По
субъектам заемных отношений — займы,
размещаемые центральными и территориальными
органами власти.По
месту размещения — внутренние
и внешние.По
обращению на рынке — рыночные
и нерыночные. Рыночные
займы свободно продаются и покупаются.
При финансировании бюджетного дефицита
являются основными.В
зависимости от срока привлечения
средств — краткосрочные
(со
сроком погашения до 1 года), среднесрочные
(от
1 года до 5 лет), долгосрочные
(от
5 лет и более).По
обеспеченности долговых обязательств
— закладные
и беззакладные. Закладные
облигации обеспечиваются залогом,
например определенным имуществом.
Более часто их выпускают местные органы
власти. Обеспечением беззакладных
облигаций служит все имущество
государства или данного муниципалитета.По
характеру выплачиваемого дохода
государственные займы делятся на:
выигрышные,
процентные, с нулевым купоном.
Выплата дохода по выигрышным облигациям
осуществляется на основе тиражей
выигрышей. Процентные облигации, доход
по которым выплачивается один, два или
четыре раза в год на основе купонов.
Краткосрочные
заемные инструменты (некоторые
долгосрочные долговые обязательства)
государства продаются
со скидкой с номинала, а вы купаются
по номиналу. Такие
облигации получили название облигаций
с нулевым, купоном.По
методу определения дохода долговые
обязательства государства бывают с
твердыми
или
плавающими
ставками.
В одних случаях фиксированная ставка
по ценным бумагам является причиной
роста расходов государства на выплату
процентов, в других же она может отпугнуть
инвесторов, ожидающих повышения
процента.В
зависимости от обязанности заемщика
твердо соблюдать сроки погашения займа,
установленные при его выпуске заемные
инструменты подразделяются на
обязательства с правом досрочного
погашения и без права досрочного
погашения. Различают два варианта
погашения задолженности: единовременно
и частями.По
методам размещения займы подразделяются
на добровольные, размещаемые по подписке,
и принудительные.Государственные
займы могут быть облигационными и
безоблигационными. Облигационные займы
сопровождаются эмиссией ценных бумаг
государства. Безоблигационные оформляются
подписанием соглашений, договоров, а
также путем записей в долговых книгах
и выдачей особых свидетельств. В
настоящее время безоблигационные займы
используются на межправительственном
уровне.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Понятие, сущность и функции государственного кредита
Кредит как экономическая категория представляет собой систему экономических отношений, в которой государство в лице своих органов власти и управления выступает преимущественно в качестве заемщика свободных денежных средств у юридических и физических лиц во временное пользование на добровольных началах, а также в качестве кредитора и гаранта.
Государственный кредит это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих следующие общественные отношения:
- возникающие из государственных займов (кредитов), осуществляемых путем выпуска ценных бумаг; принятых на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации гарантий по обязательствам третьих лиц; вытекающие из заключенных от имени Российской Федерации кредитных соглашений и договоров с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
- по поводу предоставления Российской Федерацией как кредитором иностранным государствам, их юридическим лицам, международным организациям, бюджетам другого уровня бюджетной системы РФ, юридическим лицам бюджетных средств на возвратной, срочной, безвозмездной или возмездной основе;
- складывающиеся в процессе управления государственным кредитом.
Государственный кредит является одним из основных инструментов, с помощью которого достигается баланс доходов и расходов бюджета. Традиционно государственный кредит использовался для финансирования расходов государства при наличии дефицита бюджета. С развитием рыночных отношений государственный кредит выступает также в качестве инструмента регулирования денежного обращения в целях регулярного финансирования общесоциальных потребностей общества. С экономической точки зрения государственный кредит представляет собой одну из форм движения ссудного капитала. Его сущность заключается в том, что стоимость валового внутреннего продукта и части национального продукта распределяется вторично.
Государственная форма кредита возникает в том случае, если государство в качестве кредитора предоставляет кредит различным субъектам. Государственный кредит следует отличать от государственного займа, где государство, размещая свои обязательства облигации и др., выступает в качестве заемщика. Государственный заем чаще всего размещается под определенные государственные программы (на цели восстановления народного хозяйства в послевоенный период, развития народного хозяйства, в том числе его отдельных отраслей и пр.). Займы размещаются, как правило, на длительные сроки (на пять, десять и даже 20 лет). В отличие от государственных займов, широко распространенных в современном хозяйстве, государственная форма кредита по сравнению с другими формами имеет ограниченное применение, чаще всего предоставляется через банки, а также в сфере международных экономических отношений, по существу становится международной формой кредита.
В количественном отношении в кредите преобладает деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, т.е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. Если же государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых юридическими и физическими лицами, оно выступает в качестве гаранта.
Государственный кредит является составной частью одного из звеньев финансовой системы Российской Федерации — кредита.
Следовательно, принципы, лежащие в основе любых кредитных отношений, свойственны и для отношений, возникающих при государственном кредите, а именно:
- добровольность;
- возвратность;
- платность;
- срочность.
Возвратность и платность государственного кредита отличают его от такой финансовой категории, как, налоги, которые поступают только в одном направлении — от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды. Государственный кредит от налогов отличает и еще одна особенность — добровольность отношений (хотя в истории России были случаи отступления от этого принципа при размещении займов).
От банковского кредита государственный отличается прежде всего тем, что обеспечением его служат не какие-либо конкретные ценности, а все имущество, находящееся в собственности государства, а также непроизводительным использованием капитала (чаще всего средства идут на покрытие дефицита государственного бюджета), тогда как характерной чертой банковского кредита является производительное использование средств, позволяющее не только погашать кредит, но и выплачивать вознаграждение за пользование ссудой за счет увеличения прибавочной стоимости в процессе производства.
К особенностям государственного кредита можно также отнести целевой характер использования (например, на покрытие дефицита бюджета) и то, что обеспечением государственного кредита служит имущество, находящееся в собственности государства.
Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции:
- распределительную;
- регулирующую;
- контрольную.
1. Распределительная функция позволяет перераспределить денежные ресурсы в соответствии с потребностями экономики в целом и необходимостью поддержки какого-либо направления социально-экономической деятельности. С ее помощью идет процесс формирования централизованных денежных фондов государства либо их использование на принципах срочности, возвратности и платности. Перераспределение осуществляется между федеральным и региональными бюджетами, региональными и местными бюджетами, международными финансово-кредитными институтами и федеральным бюджетом, иностранными юридическими и физическими лицами и федеральным и региональным бюджетами и т.д.
В связи с более быстрым увеличением расходов по сравнению с налоговыми поступлениями государственные займы в последнее время стали инструментом финансирования расходов бюджета. И в результате налоговое бремя с помощью распределительной функции государственного кредита более равномерно распределяется на налогоплательщиков по времени. Налоги не увеличиваются, когда расходы государства финансируются за счет государственного займа, но при погашении кредита они идут и для его уплаты, и для погашения процентов по задолженности.
Тяжесть налогового бремени, связанная с государственным кредитом, зависит от его срока и процентов по его уплате. на денежное обращение, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость, на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективность применения бюджетных ссуд.
Используя государственный кредит в качестве инструмента регулирования экономики, государство получает возможность проводить ту или иную финансовую политику.
3. С помощью контрольной функции государственного кредита контролируется в основном целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.
Данную функцию осуществляют соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимость контроля вытекает как из самой природы кредита, так и из функций государства. Это контроль за движением денежных потоков, осуществляемых через органы федерального казначейства или уполномоченные банки, контроль за соблюдением условий кредитного договора, контроль за целевым использованием заемщиком выделенных средств, контроль за выполнением принятых дополнительных обязательств субъектами РФ и органами местного самоуправления.
Государственные займы и их классификация
Государственные займы — это основная форма государственного кредита, когда государство выступает в основном в качестве заемщика. Задолженность государства по государственным займам включается в сумму государственного долга страны.
Государственные заимствования Российской Федерации (ст. 89 БК РФ) — займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками.
В зависимости от валюты заимствования различают государственные внутренние и государственные внешние заимствования.
Государственные внешние заимствования РФ — займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.
Государственные внутренние заимствования РФ — займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте Российской Федерации.
Государственные заимствования субъектов РФ, муниципальные заимствования (ст. 90 БК РФ) — займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства соответственно субъекта Российской Федерации или муниципального образования как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте обязательств.
Таким образом, государственный кредит, при котором государство выступает заемщиком, осуществляется в форме государственных займов путем выпуска государственных долговых обязательств (казначейских обязательств).
Государственные займы размещаются правительством на рынке ссудного капитала при помощи банков и небанковских финансовых институтов.
Государственные займы классифицируются следующим образом.
По субъектам эмиссии:
- выпускаемые Правительством РФ;
- выпускаемые правительствами субъектов Российской Федерации;
- органами местного самоуправления.
По субъекту — держателю ценных бумаг:
- реализуемые среди населения;
- реализуемые среди юридических лиц;
- реализуемые как среди населения, так и среди юридических лиц.
По способу размещения делятся на:
- добровольные;
- размещаемые по подписке;
- принудительные.
По обеспеченности долговых обязательств:
- закладные (обеспечиваются конкретным залогом);
- беззакладные (обеспечением служит все имущество государства).
По сроку действия:
- краткосрочные (срок погашения до одного года);
- среднесрочные (до пяти лет);
- долгосрочные (от пяти до 30 лет).
По видам доходности:
- выигрышные (выплата доходов осуществляется на основе лотереи);
- процентные (выплата доходов происходит ежегодно равными долями по утвержденной ставке);
- целевые (беспроцентные);
- с нулевым купоном (продаются со скидкой по номиналу, а выкупаются по номиналу).
По месту размещения:
- внутренние;
- внешние.
По методу определения доходов:
- с твердым доходом;
- с «плавающим» доходом.
По обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа:
- с правом досрочного погашения;
- без права досрочного погашения.
Кроме того, государственные займы подразделяются на облигационные и безоблигационные (займы у Сберегательных банков или межправительственные займы, оформляемые путем записей по счетам государственного долга); рыночные (свободно покупаются и продаются на денежном рынке) и нерыночные, а также специальные выпуски, которые размещаются среди правительственных учреждений и фондов и не подлежат купле-продаже. Например, в США к рыночным правительственным ценным бумагам относятся казначейские векселя со сроком погашения до одного года, среднесрочные казначейские векселя со сроком погашения от одного до десяти лет и казначейские облигации со сроком погашения свыше десяти лет.
Источник