Все микрофинансовые организации обязаны создавать резерв на возможные потери по займам. Это следует из положений пункта 1 Указания Банка России от 14 июля 2014 г. № 3321-У. Резерв создают, чтобы при расчете налога на прибыль можно было учесть предполагаемые убытки от невозврата выданных займов и процентов по ним.
Подчеркнем, что формирование резерва вовсе не означает, что на расчетном счете организации нужно создавать специальный фонд денежных средств. Резерв формируют лишь в налоговом учете – для этого регулярно во внереализационных расходах признают определенную сумму отчислений. Общий порядок и условия прописаны в статье 297.3 Налогового кодекса РФ (подп. 3 п. 2 ст. 297.2 НК РФ). Особенности формирования резерва для микрофинансовых организаций установлены Указанием Банка России от 14 июля 2014 г. № 3321-У. Подробно обо всем читайте в этой рекомендации.
Внимание: наряду с резервом на возможные потери по займам микрофинансовые организации вправе создавать и резервы по сомнительным долгам. Но одновременное формирование двух резервов по одному и тому же договору займа запрещено.
Задолженность, учтенная при создании резерва на возможные потери, не признается сомнительной (абз. 4 п. 1 ст. 266 НК РФ). Поэтому, если предполагаемые убытки по какому-либо займу микрофинансовая организация включила в расчет резерва на возможные потери, учитывать эти убытки при формировании резерва по сомнительным долгам она не вправе. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 4 сентября 2015 г. № 03-03-05/51075 (доведено до налоговых инспекций письмом ФНС России от 1 октября 2015 г. № ГД-4-3/17136).
Как часто формировать резерв
Резерв формируйте ежеквартально. Для этого по состоянию на последнее число квартала проведите инвентаризацию выданных займов. И по тем обязательствам, которые на эту дату не исполнены заемщиками полностью или частично, сформируйте резерв. Это следует из пункта 2 Указания Банка России от 14 июля 2014 г. № 3321-У.
Если у микрофинансовой организации на последнее число квартала есть реструктурированные займы, по ним тоже нужно формировать резерв. Даже в том случае, если просрочка платежей по таким обязательствам отсутствует.
Резервы на возможные потери по займам создайте отдельно в отношении:
- суммы основного долга;
- начисленных процентов по займу.
Это следует из пункта 3 Указания Банка России от 14 июля 2014 г. № 3321-У.
С чего начать
Чтобы определить величину резерва, надо знать категорию заемщика, обеспечен ли заем и на сколько просрочены платежи по нему. Придерживайтесь следующего алгоритма.
Шаг 1. По состоянию на последнее число квартала выделите реструктурированные займы из общего количества выданных займов. Такие займы нужно учитывать как отдельную группу.
Внимание: до 30 июня 2015 года при формировании резерва микрофинансовым организациям разрешается учитывать реструктурированные займы вместе с займами, по которым есть просрочка платежей (письмо Банка России от 26 декабря 2014 г. № 01-56-2/10625).
Шаг 2. Затем определите займы, которые не исполнены (полностью или частично) на последнее число квартала. Проверьте, кому выданы такие займы:
- физическим лицам;
- предпринимателям;
- организациям.
По каждой группе заемщиков нужно сформировать отдельный резерв.
Шаг 3. По каждой группе займов (в т. ч. по реструктурированным) определите, обеспечены ли эти займы залогом, поручительством или банковской гарантией. Узнать об этом можно из условий договора займа. Обеспеченность выданного займа повлияет на размер отчислений в резерв. Если выданный заем обеспечен залогом, поручительством или банковской гарантией, то отчисления в резерв по таким займам будут меньше. Если же заем ничем не обеспечен, отчисления будут больше.
Шаг 4. Определите, на сколько дней просрочены платежи по выданным займам. С учетом этого займы нужно разбить на группы с шагом в 30 календарных дней. То есть займы, просрочка по которым составила от одного до 30 дней – это одна группа. От 31 до 60 дней – вторая и т. д.
Такой порядок предусмотрен пунктом 4 Указания Банка России от 14 июля 2014 г. № 3321-У.
Как определить величину резерва
Резерв на возможные потери по займам в части основного долга формируйте по всей сумме займов, входящих в ту или иную группу. В расчет включайте всю задолженность по основному долгу, а не только просроченную. Раз заемщик однажды нарушил условия договора и не заплатил, пусть и частично, значит не исключено, что он так же может задолжать всю сумму.
Внимание: задолженность по займам, которые выданы до 4 января 2011 года, при создании резерва не учитывайте (п. 1 Указания Банка России от 14 июля 2014 г. № 3321-У). Именно с этой даты вступил в силу Закон от 2 июля 2010 г. № 151-ФЗ и начало действовать требование создавать резерв.
Резерв в части основного долга определяйте по следующей формуле:
Это следует из пункта 6 Указания Банка России от 14 июля 2014 г. № 3321-У.
Резерв на потери по займам в части требований по процентам рассчитывайте по формуле:
Резерв в части требований по процентам для каждого займа считайте отдельно. Таковы требования пункта 7 Указания Банка России от 14 июля 2014 г. № 3321-У.
Общую сумму резерва на возможные потери по займам рассчитывайте по формуле:
Обратите внимание: с 2014 по 2017 годы формировать резервы на возможные потери по займам разрешается не в полном объеме, а с учетом минимальных значений, приведенных в пункте 9 Указания Банка России от 14 июля 2014 г. № 3321-У. То есть даже если расчетная величина резерва больше минимального значения, в эти годы резерв можно создавать в минимальном размере. На 2016 год такой минимум составляет 60 процентов от расчетной величины.
Как использовать резерв
Сформированный резерв на возможные потери по займам используйте, чтобы списывать безнадежную задолженность по займам. Но помните, что прежде чем списать долг, организация должна принять все меры по его взысканию. Подробнее об этом см. Как оформить и отразить в учете списание безнадежной дебиторской задолженности.
Безнадежную задолженность по займам списывайте в следующем порядке:
- соберите все документы, которые позволяют признать задолженность безнадежной (первичные документы, договоры, письма с претензиями к должнику, выписки из ЕГРЮЛ или справки налоговой инспекции о ликвидации должника, решения суда и другие документы);
- проведите инвентаризацию задолженности по выданным займам и определите задолженность, по которой просрочка платежей составила не менее одного года;
- оформите решение руководителя о списании безнадежной задолженности по займу.
Такой порядок предусмотрен пунктами 8 и 9 Указания Банка России от 14 июля 2014 г. № 3321-У.
Если до конца квартала, следующего за кварталом создания резерва, резерв не будет использован, то неизрасходованные суммы перенесите на следующий период. Причем сумму вновь создаваемого резерва надо скорректировать.
Так, если вновь создаваемый резерв меньше переносимого остатка, то разницу включите во внереализационные доходы. Если вновь создаваемый резерв больше переносимого остатка, то разницу включите во внереализационные расходы.
Такой порядок предусмотрен пунктом 4 статьи 297.3 Налогового кодекса РФ.
Пример отражения в налоговом учете микрофинансовой организации неизрасходованного остатка резерва на возможные потери по займам
Микрофинансовая организация «Альфа» по состоянию на 31 декабря 2015 г. создала резерв на возможные потери по займам в общей сумме 300 000 руб.
Неизрасходованная сумма резерва составила 120 000 руб. Эту сумму нужно перенести на следующий период (31 марта 2016 г.) и скорректировать вновь создаваемый резерв.
По состоянию на 31 марта 2016 г. организация провела инвентаризацию выданных займов. Величина резерва на возможные потери по займам составила 200 000 руб.
Сумма вновь создаваемого резерва (200 000 руб.) превышает неизрасходованную сумму резерва (120 000 руб.) за прошлый период. Разница составила:
200 000 руб. – 120 000 руб. = 80 000 руб.
При расчете налога на прибыль в I квартале 2016 года бухгалтер «Альфы» включил в состав внереализационных расходов 80 000 руб.
Налоговый регистр
Создавая и используя резерв на возможные потери по займам, нужно вести отдельный налоговый регистр. Его форму разработайте самостоятельно. В документе укажите:
- название регистра;
- учетный период;
- расчетную сумму резерва;
- перечень выданных займов, по которым есть просрочка платежей;
- сумму отчислений в резерв, которые учитываются в составе внереализационных расходов;
- часть резерва, которая включается в состав внереализационных доходов;
- сумму резерва, использованную на покрытие убытков по безнадежной задолженности.
Регистр подписывает бухгалтер, ответственный за его ведение. Такой порядок следует из положений статьи 314 Налогового кодекса РФ.
Источник
Налоговое законодательство позволяет микрофинансовым организациям (далее — МФО) создавать различные виды резервов, но их перечень ограничен и предназначен лишь для тех, кто платит налог на прибыль, исчисляя ее методом начисления. Те же, кто использует кассовый метод признания доходов и расходов, лишены этого права. Так как создание резервов не является обязанностью компании, понятно, что решение о резервировании сумм должно найти свое отражение в учетной политике МФО для целей налогообложения (далее — налоговая политика). Какие нюансы налогового резервирования следует учесть в налоговой политике МФО, мы рассмотрим в данной статье.
Анализ главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ позволяет отметить, что МФО, как плательщики налога на прибыль, использующие метод начисления, имеют возможность формировать резерв по сомнительным долгам (ст. 266 НК РФ). Согласно пп. 7 п. 1 ст. 265 НК РФ отчисления в данный резерв включаются в состав внереализационных расходов. Микрофинансовые организации вправе, кроме резервов по сомнительным долгам, предусмотренных статьей 266 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ), создавать резервы на возможные потери по займам в порядке, предусмотренном статьей 297.3 НК РФ. Право создания данного резерва установлено для МФО с 1 января 2014 г. на основании Федерального закона от 2 ноября 2013 г. №301-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Таким образом, как следует из буквального толкования пункта 1 статьи 297.3 НК РФ МФО вправе создавать два вида резервов:
- резерв по сомнительным долгам;
- резерв на возможные потери по займам.
Как показывает практика, в основном резервирование сумм МФО связано со списанием задолженности заемщиков. Так как создание резервов является правом налогоплательщика, а не обязанностью, свое решение об их создании или отказе от них необходимо закрепить в своей налоговой политике. В частности, это подтверждается и налоговыми органами в письме УФНС России по г. Москве от 09.04.2007 г. №20-12/031921. Аналогичный вывод следует из письма УФНС России по г. Москве от 20.06.2011 г. №16-15/05921@.2 «О создании резерва по сомнительным долгам для целей налогообложения прибыли». При этом на принятие решения о создании того или иного вида резерва могут влиять самые разные факторы, например специфика деятельности компании, численность работающего персонала, финансовое положение МФО или иные условия хозяйствования. Несмотря на довольно широкий спектр налоговых резервов, всем им присущи общие правила. В первую очередь это касается, как уже было отмечено, добровольности создания. Вторым общим свойством нужно признать тот факт, что при резервировании сумм соответствующие затраты покрываются за счет созданного резерва. Тем не менее каждый из возможных налоговых резервов создается по своим правилам, поэтому рассмотрим основные вопросы резервирования, которые должны найти свое отражение в налоговой политике МФО.
Резерв на возможные потери по займам МФО
Суммы отчислений в резервы на возможные потери по займам, сформированные в порядке, установленном Указанием Банка России от 14.07.2014 №3321-У «О порядке формирования микрофинансовыми организациями резервов на возможные потери по займам» в соответствии с Федеральным законом от 02.07.2010 года №151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», включаются МФО в состав внереализационных расходов в течение отчетного (налогового) периода. Суммы резервов на возможные потери по займам используются МФО при списании с баланса безнадежной задолженности по займам в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации. Вместе с тем, следует отметить, что при принятии МФО решения о списании с баланса безнадежной задолженности по займам прекращается начисление процентов на данную задолженность, если начисление таких процентов не прекращено ранее в соответствии с договором.
Суммы резервов на возможные потери по займам, отнесенные на расходы и не полностью использованные в отчетном (налоговом) периоде на покрытие убытков по безнадежной задолженности по займам, могут быть перенесены на следующий отчетный (налоговый) период. При этом сумма вновь создаваемого резерва должна быть скорректирована на сумму остатков резерва предыдущего отчетного (налогового) периода. В случае, если сумма вновь создаваемого в отчетном (налоговом) периоде резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов в последнее число отчетного (налогового) периода. В случае, если сумма вновь создаваемого резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в последнее число отчетного (налогового) периода (п. 4 ст. 297.3 НК РФ).
Резервы на возможные потери по займам формируются по микрозаймам, выданным микрофинансовой организацией со дня внесения сведений о ней в государственный реестр микрофинансовых организаций.
Резервы на возможные потери по займам формируются ежеквартально по состоянию на последнее число квартала при наличии не исполненных (полностью либо частично) заемщиками обязательств по микрозаймам перед микрофинансовой организацией, а также в отношении обязательств по реструктурированным микрозаймам, установленных по результатам инвентаризации задолженности по микрозаймам по состоянию на последнее число квартала. Инвентаризацией задолженности по микрозаймам в целях настоящего Указания признается осуществляемая микрофинансовой организацией проверка числящейся по состоянию на последнее число квартала задолженности по выданным микрозаймам с целью выявления и определения продолжительности просроченных платежей по микрозаймам.
В пункте 3 Указаний Банка России от 14 июля 2014 г. №3321-У «О порядке формирования микрофинансовыми организациями резервов на возможные потери по займам» установлено, что резервы на возможные потери по займам формируются:
- по сумме основного долга по микрозаймам, в которую не включаются: платежи в виде процентов за пользование микрозаймом, комиссионные вознаграждения, неустойки, иные платежи в пользу микрофинансовой организации, вытекающие из договора микрозайма;
- по сумме требований по начисленным процентным доходам по микрозаймам, в которые включаются проценты за пользование микрозаймом, а также любые заранее установленные договором микрозайма доходы по микрозайму.
Учитывая изложенное, если в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения микрофинансовая организация формирует резервы на возможные потери по займам, то эти резервы покрывают сумму основного долга и все проценты, предусмотренные договором. При этом резерв сомнительных долгов по процентам по такому займу не формируется, поскольку статьей 266 НК РФ предусмотрено, что для налогоплательщиков — микрофинансовых организаций не признается сомнительной задолженность, по которой в соответствии со статьей 297.3 НК РФ предусмотрено создание резервов на возможные потери по займам. Аналогичная позиция отражена в письме ФНС России от 01.10.2015 N ГД-4-3/17136@.
В соответствии с пунктом 10 Указания №3321-У формирование резервов на возможные потери по займам осуществляется МФО в размере не менее:
- 5 процентов от установленной Указанием №3321-У суммы резервов на возможные потери по займам в срок не позднее 31 декабря 2014 года;
- 30 процентов от установленной Указанием №3321-У суммы резервов на возможные потери по займам в срок не позднее 31 декабря 2015 года;
- 60 процентов от установленной Указанием №3321-У суммы резервов на возможные потери по займам в срок не позднее 31 декабря 2016 года;
- 100 процентов от установленной Указанием №3321-У суммы резервов на возможные потери по займам в срок не позднее 31 декабря 2017 года.
Микрофинансовые организации обязаны обеспечить надлежащее оформление документов, используемых для целей расчетов резервов на возможные потери по займам. Документы МФО, используемые для целей расчетов резервов на возможные потери по займам, подлежат хранению в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Резерв по сомнительным долгам МФО
Создавать такой резерв в налоговом учете на основании ст. 266 НК РФ может любой налогоплательщик (в том числе МФО), работающий по методу начисления, имеющий сомнительные долги. В то же время для некоторых категорий налогоплательщиков ст. 266 НК РФ предусматривает специальные правила резервирования. В первую очередь это касается микрофинансовых организаций. МФО вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам, так как у них не признается сомнительной задолженность, по которой в соответствии со ст. 297.3 НК РФ предусмотрено создание резервов на возможные потери по займам.
Напомним, что в налоговом учете сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией (п. 1 ст. 266 НК РФ). Обращаем ваше внимание на то, что в данном случае речь идет о любой задолженности, возникшей из договора на реализацию товаров (работ, услуг), сроки оплаты по которым просрочены.
Кроме того, не включаются в состав сомнительных долгов суммы задолженности перед налогоплательщиком по займам и по договорам уступки прав требования, данные разъяснения дает Минфин России в своих письмах от 4 февраля 2011 г. N 03-03-06/1/70, от 12 мая 2009 г. N 03-03-06/1/318 и других. Согласны с таким подходом и арбитры, на что указывает Постановление ФАС Московского округа от 26 марта 2010 г. N КА-А40/2553-10 по делу N А40-95723/08-98-494.
Причем заметьте, что критерий сомнительного долга в части срока представляет собой лишь условие о периоде времени, до истечения которого имеющаяся задолженность не может быть включена в состав резерва по сомнительным долгам. Поэтому отнести в состав сомнительных долгов вы можете даже ту задолженность, по которой сроки оплаты в договоре не указаны. Главное, чтобы имел место факт просрочки оплаты, вытекающий из общих сроков исполнения обязательств, установленных ст. 314 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как определено ст. 266 НК РФ сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности. Причем так как в НК РФ не установлен самостоятельный порядок ее проведения, то в налоговой политике следует прописать порядок инвентаризации дебиторской задолженности. Например, можно закрепить положение о том, что инвентаризация дебиторской задолженности проводится налогоплательщиком в порядке, определенном правилами бухгалтерского учета.
Напомним, что с 1 января 2013 г. при ведении бухгалтерского учета организации руководствуются нормами Федерального закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон №402-ФЗ), в соответствии с которым обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами. До появления федеральных и отраслевых стандартов организации ведут бухгалтерский учет в соответствии с правилами, разработанными и утвержденными Минфином России до 1 января 2013 г. Указанные особенности применения Закона №402-ФЗ установлены п. 1 ст. 30 Закона №402-ФЗ. Об этом сообщалось в информации Минфина России №ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 года Федерального закона от 6 декабря 2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Следовательно, при проведении инвентаризации дебиторской задолженности можно воспользоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. №49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств». Кстати, в налоговой политике МФО следует привести состав документов, используемых для оформления результатов инвентаризации. Для этих целей может использоваться акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами ИНВ-17, унифицированная форма которого утверждена Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. №88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации».
На основании полученных данных организация группирует дебиторскую задолженность своих контрагентов следующим образом:
- сомнительная задолженность со сроком возникновения до 45 дней;
- сомнительная задолженность со сроком возникновения от 45 до 90 дней включительно;
- сомнительная задолженность со сроком возникновения более 90 дней.
Статья 266 НК РФ определяет, что задолженность со сроком возникновения до 45 дней не участвует в формировании резерва, задолженность со сроками возникновения от 45 до 90 включительно включается в состав резерва в размере 50%, а задолженность, превышающая 90 дней, формирует резерв в полном объеме. При этом, в налоговом учете расходы на создание резерва по сомнительным долгам — нормируемые. У микрофинансовых организаций сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% от суммы доходов, определяемых в соответствии с гл. 25 НК РФ, за исключением доходов в виде восстановленных резервов (п. 4 ст. 266 НК РФ).
После порядка формирования резерва следует отметить, в составе каких расходов учитываются суммы резервирования. На основании пп. 7 п. 1 ст. 265 НК РФ отчисления в резерв по сомнительным долгам включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового периода). Статьей 266 НК РФ определено, что сумма созданного резерва может направляться МФО лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов. В силу этого в налоговой политике следует привести критерии признания долга безнадежным, то есть нереальным к взысканию. Напомним, что в налоговом учете безнадежным долгом признается долг, если выполняется любое из следующих условий:
- по долгу истек установленный срок исковой давности;
- обязательство должника прекращено:
- вследствие невозможности его исполнения;
- на основании акта государственного органа;
- в случае ликвидации фирмы.
Напоминаем, что с 1 января 2013 года долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебных приставов (при выполнении некоторых условий), также признаются безнадежными долгами для целей налогообложения. Это касается ситуаций возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:
- невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;
- у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
Для признания долга безнадежным достаточным является выполнение любого из указанных условий, на что Минфин России обращает внимание в письме от 16 ноября 2010 г. №03-03-06/1/725. При наличии нескольких оснований одновременно долг признается безнадежным в период возникновения первой из причин, на что указывает Минфин России в письме от 22 июня 2011 г. №03-03-06/1/373. В состав безнадежных долгов Минфин России относит и обязательства, прекращенные в связи со смертью должника, на что, в частности, указывает Минфин в письме от 18 января 2010 г. №03-03-06/1/8.
Если к концу отчетного (налогового) периода, на начало которого был создан резерв, часть его осталась неиспользованной, то эту сумму МФО вправе перенести на следующий отчетный (налоговый) период. Если МФО использует это право, то его необходимо закрепить в налоговой политике и привести порядок корректировки резерва, формируемого на следующий год. При этом используется технология корректировки, установленная п. 5 ст. 266 НК РФ, согласно которой если сумма вновь создаваемого резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего года, то разница подлежит включению в состав внереализационных доходов МФО в текущем отчетном (налоговом) периоде. Если же сумма вновь создаваемого резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего года, то разница включается во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Источник