В статье мы ответим на следующие вопросы: о каких операциях идет речь, куда нужно сообщать о данных операциях, какие лица обязаны представлять указанные сведения, предусмотрена ли ответственность за непредставление сообщений и за представление недостоверных сведений.
Федеральный закон от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон №115-ФЗ) предусматривает для отдельных лиц обязанность сообщать в Федеральную службу по финансовому мониторингу (далее Росфинмониторинг) информацию об операциях своих клиентов. При этом сообщать нужно не о всех операциях, о только о тех, которые отвечают определённым признакам перечисленным в статье 6 и 7.5 Федерального закона №115-ФЗ.
За непредставление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) за представление недостоверных сведений об указанных предусмотрен административный штраф на должностных лиц в размере от 30000 до 50000 рублей; на юридических лиц — от 200000 до 400000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 60 суток (ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ).
С первого взгляда может показаться, что нам удалось ответить на все поставленные вопросы. Но на самом деле это лишь «вершина айсберга» продолжим разбираться дальше.
Кто обязан сообщать сведения с Росфинмониторинг?
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, перечисленные в статье 5 Федерального закона №115-ФЗ обязаны представлять в Федеральную службу по финансовому мониторингу сведения об операциях подлежащих обязательному контролю не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции (пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ).
Чтобы Вам легче было разобраться разделим указанных лиц на три группы: (1) лица, поднадзорные Росфинмониторингу, Пробирной палате, ФНС и Роскомнадзору; (2) некредитные финансовые организации; (2) кредитные организации.
К первой группе относятся следующие субъекты: лизинговые компании, почта России, ювелирные магазины, тотализаторы и букмекеры, лотереи, агентства недвижимости, операторы по приему платежей, факторинговые компании, операторы мобильной связи, операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных и оказывают услуги связи на основании договоров с абонентами — физическими лицами, индивидуальные предприниматели, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, адвокаты, нотариусы, юристы и бухгалтеры.
Ко второй группе относятся так называемые некредитные финансовые организации профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые компании, страховые брокеры, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственные пенсионные фонды, кредитные потребительские кооперативы, сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, микрокредитные компании и микрофинансовые компании, общества взаимного страхования, ломбарды.
И к третьей группе относятся банки с универсальной лицензией, банки с базовой лицензией, небанковские кредитные организации.
О каких операциях нужно сообщать в Росфинмониторинг?
До 23 июля 2018 года полный перечень рассматриваемых операций был перечислен в статье 6 Федерального закона №115-ФЗ. Но, в связи с вступлением в в силу Федерального закона от 23 апреля 2018 г. №90-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения», перечень операций, подлежащих обязательному контролю теперь содержится в двух статьях. Это статья 6 и статья 7.5 Федерального закона №115-ФЗ.
Операции с денежными средствами или иным имуществом сумма которых равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее.
2. Сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее. В информационном письме от 2 августа 2013 г. №30 Росфинмониторингя разъясняет отдельные вопросы по предоставлению сведений о сделках с недвижимым имуществом, подлежащих обязательному контролю.
3. Операция по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а равно по расходованию денежных средств и (или) иного имущества указанной организацией, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублей, или превышает ее.
Обязательному контролю по основанию, указанному в пункте 1.2 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ, подлежат операции любых некоммерческих организаций по расходованию денежных средств, совершаемые на сумму, равную или превышающую 100 000 рублей, либо эквивалентную сумму в иностранной валюте, в частности, переводы денежных средств некоммерческих организаций в пользу третьих лиц, операции по снятию некоммерческими организациями наличных денежных средств со счетов. При этом контроль за операциями по расходованию некоммерческими организациями денежных средств или иного имущества в установленном размере следует осуществлять вне зависимости от направления расходования денежных средств (заработная плата сотрудникам, уплата налогов в бюджеты различных уровней, погашение кредита и т.п.).
4. Операция по зачислению денежных средств на счет (вклад), покрытый (депонированный) аккредитив или списанию денежных средств со счета (вклада), покрытого (депонированного) аккредитива хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и обществ, находящихся под их прямым или косвенным контролем, которые указаны в статье 1Федерального закона от 21 июля 2014 года №213-ФЗ «Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада, договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», федеральных унитарных предприятий, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и хозяйственных обществ, находящихся под их прямым или косвенным контролем, которые указаны в Федеральном законе от 14 ноября 2002 года №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», государственных корпораций, государственных компаний и публично-правовых компаний, если сумма, на которую совершается такая операция, равна 10 миллионам рублей или превышает эту сумму либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 10 миллионам рублей, или превышает эту сумму.
5. Операции по зачислению денежных средств на отдельные счета, открытые в уполномоченном банке головному исполнителю поставок продукции по государственному оборонному заказу, исполнителю, участвующему в поставках продукции по государственному оборонному заказу, для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», с любых иных счетов, операции по списанию денежных средств с указанных отдельных счетов на любые иные счета, операции по первому зачислению денежных средств на указанные отдельные счета с иных отдельных счетов, если сумма, на которую совершается соответствующая операция, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее.
Операции по второму и последующим зачислениям денежных средств на отдельные счета, указанные в абзаце первом настоящего пункта, с иных отдельных счетов или по списанию денежных средств с этих отдельных счетов на иные отдельные счета подлежат обязательному контролю, если сумма, на которую совершается соответствующая операция, равна или превышает 50 миллионов рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 50 миллионам рублей, или превышает ее.
6 Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.
Список лиц причастных к экстремистской деятельности или терроризму размещается в личном кабинете на портале Федеральной службы по финансовому мониторингу (п. 21 Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, утв. постановлением Правительства РФ от 6 августа 2015 г. №804).
7. Операция с денежными средствами или иным имуществом в случае, если хотя бы одна из сторон является организацией или физическим лицом, включенными в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо юридическим лицом, прямо или косвенно находящимся в собственности или под контролем таких организации или физического лица, либо физическим лицом или юридическим лицом, действующими от имени или по указанию таких организации или физического лица.
Перечень лиц причастных к распространению оружия массового уничтожения публикуется в личном кабинете на портале Федеральной службы по финансовому мониторингу (п. 13 Правил формирования перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, и использования связанной с таким перечнем информации, утв. постановлением Правительства РФ от 26.10.2018 г. №1277).
Какая ответственность установлена за непредставление сведений об операциях подлежащих обязательному контролю?
За нарушение порядка и сроков предоставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, установлена ответственность статьей 15.27 Кодекса об административных правонарушениях.
Важно отметить, что согласно действующей в настоящее время позиции надзорных органов, направление в Росфинмониторинг запроса замены записи в составе формализованного электронного сообщения по операциям, подлежащим обязательному контролю, квалифицируется по части 2 статьи 15.27 КоАП РФ независимо от того, выявила недостоверные сведения сама организация, либо они были выявлены в ходе проверки.
Есть и иная позиция, изложенная в письме Банка России от 17 января 2013 № 2-Т. Согласно которой если вместо ранее направленных сведений организация представила в уполномоченный орган достоверные сведения, соответствующие фактическим данным об операции (сделке), подтвержденным имеющимися в кредитной организации документами, до возбуждения дела об административном правонарушении, но с нарушением установленного Федеральным законом №115-ФЗ срока, то совершенное организацией (должностным лицом организации) деяние следует квалифицировать по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ как представление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, с нарушением установленного срока.
Подробнее об операциях подлежащих обязательному контролю и о правилах составления формализованных электронных сообщений Вы можете узнать на наших вебинарах по программе ПОД/ФТ.
Автор: Харисов Игорь Фанзилович, руководитель Центра финансового мониторинга компании Ю-Питер Консалтинг, e-mail: info@law115.ru
Источник
Подобная
история может случиться с каждым. И не обязательно она будет
аналогична по своему содержанию с той, о которой написано ниже. В
очередной раз отдельные представители надзора доказали, что нормы
Федерального закона №115 для них «что дышло, куда повернешь, туда и
вышло».
В
Москве привлечена
к административной ответственности в виде штрафа в размере 200 000
рублей организация, не подавшая в Росфинмониторинг отчет, который и
не нужно было подавать.
Как развивались
события.
В
конце 2018 года ведущий контролер ГИПН по городу Москве и Московской
области по фамилии С. составил протоколы об административном
правонарушении сразу в отношении двух ювелирных организаций: Д. и А.
Обе эти организации регулярно получали беспроцентные займы от своих
учредителей по договорам беспроцентных займов, суммы которых
превышали пороговое значение в 600 000 рублей, однако не сообщали об
этом в Росфинмониторинг.
Инспектор С., заглянув в статью 6 Федерального закона №115, увидел,
что обязательному контролю среди прочего подлежит следующая операция
«предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными
организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим
юридическим лицам, а также получение такого займа», и поскольку
организации Д. и А. не направляли сведения в Росфинмониторинг о
получении беспроцентных займов, посчитал это явным нарушением 115
закона.
По
указанным фактам мгновенно были возбуждены административные дела,
которые были переданы в районные суды по подсудности. В феврале 2019
г. по одному из дел состоялось заседание суда, которое прошло
обыденно и быстро и по которому было вынесено решение, в котором
суд признал организацию виновной в несдаче информации в
Росфинмониторинг и назначил ей штраф в размере 200 000 рублей (часть
2 статьи 15.27 КоАП).
Между тем, суд создал крайне опасный прецедент, т.к. привлеченная к
ответственности организация не обязана была сдавать отчет в
Росфинмониторинг о получении беспроцентного займа от учредителя.
И вот почему.
Исследуем нормы
права.
Предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными
организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим
юридическим лицам, а также получение такого займа – это
действительно операция, подлежащая обязательному контролю,
установленная статьей 6 Федерального закона №115. Но в данном
случае, необходимо принимать во внимание иные положения 115-ФЗ и
позицию Росфинмониторинга в отношении операций, подлежащих
обязательному контролю.
В
частности, пп.4 п.1 ст.7 115-ФЗ установлена обязанность субъектов
документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не
позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции,
сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными
средствами или иным имуществом, совершаемым ИХ КЛИЕНТАМИ.
Согласно положениям статьи 3 Федерального закона №115-ФЗ клиент —
физическое или юридическое лицо, иностранная структура без
образования юридического лица, находящиеся на обслуживании
организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным
имуществом.
При определении принадлежности лица к категории «клиент»
законодатель исходит из наличия признака оказания услуг. Данная
позиция нашла свое отражение в Информационном письме
Росфинмониторинга № 50, при определении лиц (сторон), ответственных
за предоставление сведений в Росфинмониторинг по агентским
договорам, договорам купли-продажи/поставки/подряда/комиссии, где
обоснование предоставление сведений комиссионером, агентом,
поставщиком, подрядчиком обусловлено признаком оказания ими
определенных услуг. Комиссионер оказывает услуги комитенту, агент —
принципалу, поставщик/продавец — покупателю, подрядчик -заказчику
(вопросы №6, 15, 17, 18).
Таким образом, операция по предоставлению организации беспроцентного
займа учредителем не подлежит обязательному контролю, в виду того,
что учредитель не является в данном случае клиентом организации,
т.к. учредитель оказывает услугу организации — предоставляет займ.
А
вот с случае, если организация будет предоставлять беспроцентный
займ кому-то на сумму равную или превышающую 600 000 рублей — это
будет являться операцией, подлежащая обязательному контролю, по
которой нужно подать сведения в Росфинмониторинг, т.к. организация
оказывает услугу клиенту, предоставляя займ.
О
получении организации беспроцентного займа сообщает в
Росфинмониторинг обслуживающая ее кредитная организация, для которой
эта организация является клиентом.
Вышеуказанное нормативное обоснование было представлено
организацией, получившей штраф, в суд. Однако суд, как мы уже знаем,
оно не убедило.
Официальная позиция
Росфинмониторинга в отношении отчетов по беспроцентным займам.
Указанные выше доводы о том, что организации не обязаны сдавать
отчет в Росфинмониторинг о получении беспроцентных займов от
учредителей, нашли свое полное подтверждение в письме
Росфинмониторинга «О применении отдельных норм законодательства о
ПОД/ФТ» от 26.12.2018 г. №01-04-05/27213, в письме Росфинмониторинга
от 15.02.2019 г. №04-02-01/3276 (вопрос №31), в которых ведомство
отметило, что организации не обязаны подавать сведения о получении
беспроцентных займов от учредителей на суммы равные и более 600 000
рублей.
Напомним, что Росфинмониторинг – это уполномоченный орган в сфере
ПОД/ФТ/ФРОМУ, который среди прочего осуществляет сбор, обработку и
анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или
иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с
законодательством Российской Федерации, а также иной направляемой в
Росфинмониторинг информации. Росфинмониторингу как никому другому
хорошо известно, что обязаны сдавать ему организации и
предприниматели, а что нет.
Однако, на практике вновь сложилась ситуация, когда надзорные и
судебные органы не захотели считаться ни с мнением Росфинмониторинга,
ни с совокупностью норм Федерального закона №115-ФЗ.
Протокол, составленный инспектором ГИПН,
был передан в Росфинмониторинг для информации. Ведомство изучило
обстоятельства дела и пообещало принять их к сведению в дальнейшей
работе.
Ну и что
дальше?
Некоторые могут посчитать, что если бы организация направляла
информацию в Росфинмониторинг о получении беспроцентных займов, то
ничего бы и не произошло, был бы задействован принцип «больше не
меньше». Однако, спешим таких читателей расстроить, что направление
избыточных сведений в Росфинмониторинг также может привести к штрафу
в размере 200 000 рублей: нам известны случаи привлечения к
ответственности лиц, сдавших отчеты в Росфинмониторинг в тех
случаях, когда отчеты сдавать было не нужно (основание для
привлечения к ответственности – сдача недостоверных сведений). О
штрафах за чрезмерное усердие в выполнения норм 115-ФЗ нами
запланирована отдельная статья.
Со
своей стороны, мы порекомендовали бы нашим читателям вообще не
работать с беспроцентными займами: без них как-то спокойнее.
А
в настоящее время организация, привлеченная к ответственности,
подала жалобу в Московский городской суд, который, как мы надеемся,
углубится в нормы 115-ФЗ, а не вынесет поверхностное и формально
решение, как сделали его коллеги из нижестоящих инстанций. Если
решение суда «устоит», то будет создан опасный прецедент,
руководствуясь которым у некоторых проверяющих может возникнуть
соблазн вообще не обращать никакого
внимание ни на официальные разъяснения государственных ведомств, ни
на информационные письма, ни даже на нормы закона. Хотя,
справедливости ради отметим, что таких лиц среди представителей
надзорных органов в последнее время стало все же значительно меньше.
эксперт по финансовому мониторингу, главный редактор СМИ
«Вестник финансового мониторинга», канд. истор. наук, юрист
Павел Смыслов
При использовании и цитировании материала ссылка на сайт
обязательна!
* * *
Ознакомьтесь с нашими
многочисленными статьями
по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:
Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам
финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному»
законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам
* * *
Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:
—
любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по
ПОД/ФТ);
—
обучение и инструктаж по финмониторингу;
—
аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;
—
электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;
—
помощь на проверках;
—
и многое другое.
Подробнее ТУТ.
Подпишитесь на
«Вестник финансового мониторинга» — первый в России
бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового
мониторинга:
Мы в социальных сетях:
Источник