(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Под государственными (муниципальными) заимствованиями понимается привлечение от имени публично-правового образования заемных средств в бюджет публично-правового образования путем размещения государственных (муниципальных) ценных бумаг и в форме кредитов, по которым возникают долговые обязательства публично-правового образования как заемщика.
2. Под государственными внутренними заимствованиями Российской Федерации понимается привлечение от имени Российской Федерации заемных средств в федеральный бюджет путем размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации и в форме кредитов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, от кредитных организаций и международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика, выраженные в валюте Российской Федерации.
3. Государственные внутренние заимствования Российской Федерации осуществляются в целях финансирования дефицита федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации, финансового обеспечения иных источников финансирования дефицита федерального бюджета, пополнения в течение финансового года остатков средств на счетах федерального бюджета.
4. Право осуществления государственных внутренних заимствований от имени Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом принадлежит Правительству Российской Федерации либо уполномоченному им Министерству финансов Российской Федерации.
5. Под государственными внешними заимствованиями Российской Федерации понимается привлечение от имени Российской Федерации заемных средств в федеральный бюджет путем размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации и в форме кредитов от кредитных организаций, иностранных государств, международных финансовых организаций и (или) иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика, выраженные в иностранной валюте.
6. Государственные внешние заимствования Российской Федерации осуществляются в целях финансирования дефицита федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации, финансового обеспечения иных источников финансирования дефицита федерального бюджета.
7. Право осуществления государственных внешних заимствований от имени Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом принадлежит Правительству Российской Федерации либо уполномоченному им Министерству финансов Российской Федерации.
КонсультантПлюс: примечание.
Действие п. 8 ст. 103 приостановлено до 01.01.2021 (ФЗ от 12.11.2019 N 367-ФЗ).
8. Правительство Российской Федерации или уполномоченное им Министерство финансов Российской Федерации вправе осуществлять внутренние (внешние) заимствования с превышением установленного на соответствующий финансовый год федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период верхнего предела государственного внутреннего (внешнего) долга Российской Федерации в целях замещения внешних (внутренних) заимствований в рамках верхнего предела государственного долга Российской Федерации (суммы верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, и верхнего предела государственного внешнего долга Российской Федерации, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период), а также с превышением верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации и верхнего предела государственного долга Российской Федерации в случае, установленном пунктом 14 статьи 241 настоящего Кодекса.
Министерство финансов Российской Федерации вправе привлекать краткосрочные кредиты кредитных организаций от имени Российской Федерации на цели пополнения остатков средств на счетах федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
КонсультантПлюс: примечание.
П. 9 ст. 103 (в ред. ФЗ от 02.08.2019 N 278-ФЗ) применяется, начиная с бюджетов на 2020 г.
9. Под государственными внутренними заимствованиями субъекта Российской Федерации понимается привлечение от имени субъекта Российской Федерации заемных средств в бюджет субъекта Российской Федерации путем размещения государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации и в форме кредитов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, от кредитных организаций, международных финансовых организаций и иностранных банков, по которым возникают долговые обязательства субъекта Российской Федерации как заемщика, выраженные в валюте Российской Федерации.
КонсультантПлюс: примечание.
П. 10 ст. 103 (в ред. ФЗ от 02.08.2019 N 278-ФЗ) применяется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2020 год.
10. Под муниципальными внутренними заимствованиями понимается привлечение от имени муниципального образования заемных средств в местный бюджет путем размещения муниципальных ценных бумаг и в форме кредитов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и от кредитных организаций, по которым возникают долговые обязательства муниципального образования как заемщика, выраженные в валюте Российской Федерации.
11. Государственные внутренние заимствования субъекта Российской Федерации и муниципальные внутренние заимствования осуществляются в целях финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета, а также погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации и муниципального образования, пополнения в течение финансового года остатков средств на счетах бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета соответственно.
КонсультантПлюс: примечание.
П. 12 — 15 ст. 103 (в ред. ФЗ от 02.08.2019 N 278-ФЗ) применяются при составлении, утверждении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2020 год.
12. Под государственными внешними заимствованиями субъекта Российской Федерации понимается привлечение от имени субъекта Российской Федерации заемных средств в бюджет субъекта Российской Федерации путем размещения государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации и в форме кредитов из федерального бюджета в рамках использования Российской Федерацией целевых иностранных кредитов, а также от международных финансовых организаций и иностранных банков, по которым возникают долговые обязательства субъекта Российской Федерации как заемщика, выраженные в иностранной валюте.
13. Под муниципальными внешними заимствованиями понимается привлечение кредитов в местный бюджет из федерального бюджета от имени муниципального образования в рамках использования Российской Федерацией целевых иностранных кредитов, по которым возникают долговые обязательства муниципального образования перед Российской Федерацией, выраженные в иностранной валюте.
14. Государственные внешние заимствования субъекта Российской Федерации осуществляются в целях финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, а также погашения государственных долговых обязательств субъекта Российской Федерации, выраженных в иностранной валюте.
15. Муниципальные внешние заимствования осуществляются в целях финансирования проектов, включенных в программу государственных внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
16. Право осуществления государственных внутренних и внешних заимствований субъекта Российской Федерации от имени субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и принятым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации принадлежит одному органу государственной власти субъекта Российской Федерации (высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовому органу субъекта Российской Федерации).
17. Право осуществления муниципальных заимствований от имени муниципального образования в соответствии с настоящим Кодексом и уставом муниципального образования принадлежит местной администрации (исполнительно-распорядительному органу муниципального образования).
18. Размещение государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации (муниципальных ценных бумаг) осуществляется субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) при соблюдении следующих условий:
1) отсутствие просроченной задолженности по долговым обязательствам субъекта Российской Федерации (муниципального образования);
КонсультантПлюс: примечание.
Действие пп. 2 п. 18 ст. 103 приостановлено до 01.01.2021 (ФЗ от 12.11.2019 N 367-ФЗ (ред. от 22.04.2020)).
2) субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) получен кредитный рейтинг не ниже уровня, устанавливаемого Правительством Российской Федерации, от одного или нескольких осуществляющих рейтинговые действия юридических лиц, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.
КонсультантПлюс: примечание.
П. 19 ст. 103 (в ред. ФЗ от 02.08.2019 N 278-ФЗ) применяется при составлении утверждении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2021 год.
19. Субъект Российской Федерации (муниципальное образование), отнесенный в соответствии со статьей 107.1 настоящего Кодекса к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости, не вправе осуществлять государственные (муниципальные) заимствования, предоставлять государственные (муниципальные) гарантии в объемах, приводящих к увеличению значений показателей долговой устойчивости субъекта Российской Федерации (муниципального образования), предусмотренных пунктом 5 статьи 107.1 настоящего Кодекса, до уровней, позволяющих отнести субъект Российской Федерации (муниципальное образование) к группе заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости.
КонсультантПлюс: примечание.
П. 20 ст. 103 (в ред. ФЗ от 02.08.2019 N 278-ФЗ) применяется: в части права осуществления заимствований и предоставления гарантий — с 01.01.2021, в части согласования программ и изменений в них — при составлении, утверждении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2021 год.
20. Субъект Российской Федерации (муниципальное образование), отнесенный в соответствии со статьей 107.1 настоящего Кодекса к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости, вправе осуществлять государственные (муниципальные) заимствования, предоставлять государственные (муниципальные) гарантии только в случае согласования с Министерством финансов Российской Федерации (финансовым органом субъекта Российской Федерации) программ государственных внутренних и внешних заимствований, государственных гарантий субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период (программ муниципальных внутренних и внешних заимствований, муниципальных гарантий на очередной финансовый год и плановый период (очередной финансовый год), а также изменений в указанные программы.
21. Основанием для отказа в согласовании программ государственных внутренних и внешних заимствований, государственных гарантий субъекта Российской Федерации, отнесенного в соответствии со статьей 107.1 настоящего Кодекса к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости, а также изменений в указанные программы является несоблюдение субъектом Российской Федерации требований пункта 19 настоящей статьи, пунктов 2 и 3 статьи 106 и пункта 11 статьи 107.1 настоящего Кодекса.
22. Основанием для отказа в согласовании программ муниципальных внутренних и внешних заимствований, муниципальных гарантий муниципального образования, отнесенного в соответствии со статьей 107.1 настоящего Кодекса к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости, а также изменений в указанные программы является несоблюдение муниципальным образованием требований пункта 19 настоящей статьи, пунктов 2 и 4 статьи 106 и пункта 12 статьи 107.1 настоящего Кодекса.
КонсультантПлюс: примечание.
П. 23 — 25 ст. 103 (в ред. ФЗ от 02.08.2019 N 278-ФЗ) применяются при составлении, утверждении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2021 год.
23. Субъект Российской Федерации (муниципальное образование), отнесенный в соответствии со статьей 107.1 настоящего Кодекса к группе заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости, не вправе осуществлять государственные (муниципальные) заимствования, предоставлять государственные (муниципальные) гарантии в объемах, приводящих к увеличению значений показателей долговой устойчивости субъекта Российской Федерации (муниципального образования), предусмотренных пунктом 5 статьи 107.1 настоящего Кодекса.
24. Субъект Российской Федерации (муниципальное образование), отнесенный в соответствии со статьей 107.1 настоящего Кодекса к группе заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости, вправе осуществлять государственные (муниципальные) внутренние заимствования в форме кредитов от кредитных организаций и путем размещения ценных бумаг субъекта Российской Федерации (муниципального образования) только в целях рефинансирования долговых обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а также в форме целевых бюджетных кредитов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предоставленных в рамках плана восстановления платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования), предусмотренного пунктом 9 статьи 107.1 настоящего Кодекса.
25. Субъект Российской Федерации (муниципальное образование), отнесенный в соответствии со статьей 107.1 настоящего Кодекса к группе заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости, не вправе осуществлять государственные (муниципальные) внешние заимствования и предоставлять государственные (муниципальные) гарантии в иностранной валюте.
КонсультантПлюс: примечание.
П. 26 ст. 103 (в ред. ФЗ от 02.08.2019 N 278-ФЗ) применяется: в части права осуществления заимствований и предоставления гарантий — с 01.01.2021, в части согласования программ и изменений в них — при составлении, утверждении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2021 год.
26. Субъект Российской Федерации (муниципальное образование), отнесенный в соответствии со статьей 107.1 настоящего Кодекса к группе заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости, вправе осуществлять государственные (муниципальные) внутренние заимствования, предоставлять государственные (муниципальные) гарантии в валюте Российской Федерации только в случае согласования с Министерством финансов Российской Федерации (финансовым органом субъекта Российской Федерации) программ государственных внутренних заимствований, государственных гарантий субъекта Российской Федерации в валюте Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период (программ муниципальных внутренних заимствований, муниципальных гарантий в валюте Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период (очередной финансовый год), а также изменений в указанные программы.
27. Основанием для отказа в согласовании программ государственных внутренних заимствований, государственных гарантий субъекта Российской Федерации в валюте Российской Федерации (программ муниципальных внутренних заимствований, муниципальных гарантий в валюте Российской Федерации), отнесенного в соответствии со статьей 107.1 настоящего Кодекса к группе заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости, а также изменений в указанные программы является несоблюдение субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) требований пунктов 23 — 25 настоящей статьи, пунктов 2 — 4 статьи 106 и пунктов 11, 12 статьи 107.1 настоящего Кодекса.
КонсультантПлюс: примечание.
П. 28 ст. 103 (в ред. ФЗ от 02.08.2019 N 278-ФЗ) применяется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2021 г.
28. Проведение реструктуризации обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) по целевым бюджетным кредитам из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предоставленным в рамках плана восстановления платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования), предусмотренного пунктом 9 статьи 107.1 настоящего Кодекса, не допускается.
Источник
Муниципальный заем — определенный вид финансовых взаимоотношений, где муниципальные формирования являются заемщиками (должниками) или кредиторами, выступают в роли гаранта или принципиала (лица, которому предоставляют заем). Второй стороной сделки при этом могут быть резиденты или нерезиденты государств, предприятия или физические лица, государственные или муниципальные формирования, международные предприятия или страны.
Муниципальный заем с экономической позиции — совокупность взаимоотношений в экономической сфере по привлечению страной свободных средств от инвесторов (других государств, иностранных компаний, юридических и физических лиц).
Муниципальный заем с юридической позиции — одно из ответвлений финансового права, то есть группа норм, выступающих в роли регулятора финансовых взаимоотношений. Последние складываются в процессе привлечения страной и муниципальными формированиями свободных средств от различных категорий инвесторов на основании возмездности займа, срочности выплат, добровольности его предоставления и возвратности в определенные сроки. Основная цель — покрытие дефицита в финансовых средствах, оптимизация процесса валютного обращения и так далее.
Муниципальный заем: особенности, стороны, формы
Муниципальное кредитование — та форма заимствования, где обязательным участником сделки является муниципальная структура. Как правило, она должна выступать в качестве одной из сторон соглашения. Муниципальные формирования несут на себе важные задачи общественного характера, поэтому в случае невыполнения обязательств или несвоевременных выплатах по займу на них не накладывается никаких принудительных мер.
Интересен тот факт, что во времена СССР все взаимоотношения внутри государства касательно кредитования имели принудительный (конфискационный) характер. По сути, государственные бюджетные средства размещались принудительно и могли быть списаны в любой момент по решению уполномоченных властных структур. Подобные методы заимствования работают в ряде стран мира и сегодня.
На современном этапе в РФ сделан упор на принципы равноправия сторон как с позиции государственных, так и со стороны муниципальных формирований. Как следствие, займы муниципального и государственного характера могут размещаться только на добровольных началах по желанию кредитора.
Более сбалансированной стала и система возврата средств. Так, в случае отказа от исполнения или несвоевременного выполнения обязательств по долгу со стороны заемщика (должника) кредитодатель (лицо, предоставившее заем) может обратить в суд и взыскать свои средства из государственного или муниципального бюджета. Одновременно с этим все муниципальные и государственные формирования отвечают по предоставленным другой стороне сделки обязательствам личной собственностью (имуществом).
В муниципальном кредитовании есть две основные стороны сделки:
— заемщик средств. Данная сторона является пассивной, то есть выступает в роли получателя денег (должника);
— правительство. Особенность этой стороны — возможность не только получать, но и предоставлять средства в долг.
Муниципальный заем может принимать три основные формы взаимодействия:
1. Активную. В этом случае в роли кредитодателя выступает правительственная структура, которая предоставляет средства какой-то определенной группе субъектов. Эти положения хорошо расписаны в Экономическом Кодексе, статье 69. Как правило, муниципальный заем может предоставляться другим странам, интернациональным структурам и прочим нерезидентам страны. Предоставление осуществляется через Правительство государства, а окончательное решение принимает глава страны.
2. Пассивную. Здесь правительственные структуры принимают другую сторону — заемщика. В роли второй стороны могут выступать различные кредитодатели (физ- и юрлица, другие государства, международные компании и так далее). Основная цель муниципального займа при такой форме взаимодействия — покрытия дефицита бюджетных средств, а также налаживание процесса валютного обращения.
3. Гарантия. Есть и третья форма, когда муниципальные органы власти берут на себя функции гаранта. В этом случае гарантия — это документ, который выступает в роли обеспечения исполнения тех или иных обязательств. В документе прописано, что одна из сторон сделки (гарант) соглашается нести ответственность (полную или частичную) по обязательствам другой стороны (принципиала) при неисполнении последним своих обязательств перед кредиторами.
Таким образом, в правоотношениях по муниципальному займу принимают участие:
— кредитор берет на себя обязательство использовать деньги по целевому назначению;
— кредитополучатель (заемщик) путем предоставления средств осуществляет аккумулирование собственных ресурсов;
— гарант обязуется выступать в роли стороны, которая при любом развитии событий обеспечит своевременный возврат средств.
Муниципальный заем: формы, виды взаимоотношений, принципы, функции
В последние годы муниципальный заем — весьма востребованная услуга, которая по-разному интерпретируется с позиции правовых отношений:
1. Муниципальный заем выступает в качестве института ФП. В этом случае главная цель кредитования — финансирование дефицита бюджетных средств. Обязательной (неотклонимой) стороной сделки является уполномоченное лицо (орган) или правительство.
2. Муниципальный заем выступает в роли полного правового института. Здесь договор муниципального кредита отличается смешанными правовыми нормами. Это проявляется в виде диспозитивности, когда решение принимает заимодатель, или императивности регулирования взаимоотношений.
3. Муниципальный заем — основной институт ГП, то есть он находится под юрисдикцией законодательных норм, а именно 42-й главы ГК и 769-й статьи ГК.
4. Муниципальный заем — институт (ответвление) экономного права. Многие специалисты склонны к позиции, что такой вид кредита — один из институтов экономного права. Объясняется это тем, что все процессы такого займа обусловлены одним порядком применения экономных средств.
Как и у любой другой формы заимствования, муниципальное кредитование имеет свои принципы. К ним можно отнести:
1. Принцип возвратности. Суть — своевременное покрытие своих долгов (средств), полученных от займодателя. При этом деньги должны быть возвращены после завершения процесса их использования кредитополучателем.
2. Принцип платности. Заемщик берет на себя обязательства вернуть все деньги, которые были предоставлены, а также передать полный объем начисленных за период действия услуги процентов.
3. Принцип добровольности. Получение или предоставление займа муниципального характера — это не обязательство. Все стороны сделки сотрудничают на добровольной основе.
4. Принцип срочности. Кредитные средства (долги) должны быть переданы кредитодателю точно в сроки, прописанные в договоре (соглашении) сторон.
5. Принцип целевой направленности. В случае с муниципальным займом, как правило, средства берутся на решение конкретных задач. При этом кредитор может держать под контролем факт их целевого применения.
6. Принцип обеспеченности. Кредитор может рассчитывать на защиту в случаях, когда заемщик не способен или не желает выполнять взятые на свои плечи обязательства.
Муниципальный заем выдается на следующие периоды:
1. Краткосрочная форма кредитования — до 12 месяцев.
2. Среднесрочная форма кредитования — от 12 до 60 месяцев.
3. Долгосрочная форма кредитования — от 60 месяцев и более. Максимальный срок для муниципального займа — 30 лет.
Муниципальное кредитование осуществляется в нескольких формах — денежной (выдается наличным), товарной (работы, услуги), смешанной (наличность и товары).
Муниципальное заимствование может быть двух видов:
1. Санкционированным, когда долги формируются по решению муниципальных органов.
2. Несанкционированным, когда задолженность появляется после неисполнения муниципальными органами взятых на себя обязательств.
Муниципальный заем, как одна из наиболее популярных форм кредитования, выполняет такие функции:
1. Распределительную. Полученные путем сбора налогов средства могут быть направлены на предоставление различного рода займов. Кроме этого, муниципалитет может переводить деньги из потребительского фонда в накопительный, а также выступать в роли получателя средств для их дальнейшего направления в сферы с наибольшим дефицитом.
2. Регулирующую. Муниципалитет имеет возможность оказывать влияние на величину процентной ставки и объем заимствования путем проведения сделок на рынке капитала. Данная функция также подразумевает распределение кредитных денег между разными отраслями.
3. Стимулирующую. Муниципальные органы путем оформления займа или предоставления инвестиций могут стимулировать рост того или иного региона.
4. Контрольную. По объему и цене привлеченных средств государство может судить об эффективности своей политики.
Источник