Определение обязательного контроля приведено в ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем»:
«Обязательный контроль — совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством РФ».
В законе есть перечень операций, которые необходимо в обязательном порядке проверять, даже если они не вызывают подозрений. Выполнять контроль должны субъекты 115-ФЗ — банки, страховые, микрокредитные организации, ломбарды и другие финансовые организации. Они обязаны передавать информацию о таких операциях регулятору — в Росфинмониторинг.
1.Операции с деньгами и другим имуществом
Обязательному контролю подлежат операции с деньгами и другим имуществом, если сумма, на которую они совершаются, равна или превышает 600 тыс. рублей и по своему характеру операции относятся к одному из перечисленных ниже видов.
Операции с наличными
- Снятие со счета юрлица и зачисление на него наличных, если это не обусловлено характером хозяйственной деятельности
- Покупка или продажа валюты физлицом
- Обмен банкнот
- Покупка ценных бумаг
- Вложение в уставный капитал организации
Операции с участием компании, зарегистрированной в государстве, не являющемся членом ФАТФ
Зачисление, перевод средств на счет, предоставление или получение кредита, операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является компания или физлицо, имеющее регистрацию в государстве, которое не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
Также контроль обязателен для операций, которые проводятся по счету в банке, зарегистрированном в государстве, не являющемся членом ФАТФ.
Операции по банковским счетам и вкладам
- Открытие вклада в пользу третьих лиц
- Поступления денежных средств из-за границы и переводы за рубеж, если на той стороне аноним
- Деньги пришли или ушли со счета юридического лица, которое работает меньше трех месяцев или для которого это первая операция
Иные сделки с движимым имуществом
- Помещение ювелирных изделий, камней и монет из драгоценных металлов в ломбард
- Физлицо платит или получает деньги при страховании жизни или другом виде накопительного страхования
- Получение или предоставление имущества по договору лизинга
- Переводы денег через некредитные организации
- Купля-продажа ювелирных изделий, камней и монет из драгоценных металлов
- Плата за участие и выигрыш в лотерее, тотализаторе и других азартных играх
- Предоставление и получение некредитными организациями беспроцентных займов
2.Сделки с недвижимым имуществом
Под контроль подпадает переход права собственности, если сумма сделки равна или превышает 3 млн рублей.
3.Операции с поступлениями от иностранных государств
Получение некоммерческой организацией денег и другого имущества от иностранных государств, организаций, граждан и лиц без гражданства, а также расход этих средств подлежат обязательному контролю, если сумма операции равна или превышает 100 тыс. рублей.
4.Операции по счетам организаций, имеющих стратегическое значение для ОПК
Переводы и поступления со счета хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности РФ, если сумма операции равна или превышает 10 млн рублей.
5.Операции по счетам, открытым исполнителю оборонного заказа
Зачисление средств на счета, открытые исполнителю поставок продукции по государственному оборонному заказу, и списание средств с этих счетов, если сумма, на которую совершается операция, равна или превышает 600 тыс. рублей.
6.Операции с эмитированных карт
Получение физлицом наличных с платежной карты, если указанная карта эмитирована иностранным банком.
В дополнение к перечню из ст. 6 Закона № 115-ФЗ обязательному контролю подлежат любые операции с денежными средствами или другим имуществом, которые совершает организация или физлицо, в отношении которых есть сведения о причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо аффилированное лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организаций.
В случае если операция осуществляется в иностранной валюте, ее размер в российских рублях определяется по официальному курсу Центробанка РФ, действующему на дату совершения такой операции.
Источник
1
Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций:
1) операции с денежными средствами в наличной форме:
- снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;
- покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом;
- приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;
- получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;
- обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;
- внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;
2) зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо если указанные операции проводятся с использованием счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации с учетом документов, издаваемых Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), и подлежит опубликованию;
3) операции по банковским счетам (вкладам):
- открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме;
- перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца;
- зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия;
4) иные сделки с движимым имуществом:
- помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард;
- выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения;
- получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);
- переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента;
- скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
- получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх;
- предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа.
п. 1 ст. 6 Федерального закона №115-ФЗ
2
Сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее.
п. 1.1 ст. 6 Федерального закона №115-ФЗ
3
Операция по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а равно по расходованию денежных средств и (или) иного имущества указанной организацией подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублей, или превышает ее.
п. 1.2 ст. 6 Федерального закона №115-ФЗ
4
Операция по зачислению денежных средств на счет (вклад), покрытый (депонированный) аккредитив или списанию денежных средств со счета (вклада), покрытого (депонированного) аккредитива хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и обществ, находящихся под их прямым или косвенным контролем, которые указаны в статье 1 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 213-ФЗ «Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада, договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», федеральных унитарных предприятий, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и хозяйственных обществ, находящихся под их прямым или косвенным контролем, которые указаны в Федеральном законе от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», государственных корпораций, государственных компаний и публично-правовых компаний, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается такая операция, равна 10 миллионам рублей или превышает эту сумму либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 10 миллионам рублей, или превышает эту сумму.
п. 1.3 ст. 6 Федерального закона №115-ФЗ
5
Операции по зачислению денежных средств на отдельные счета, открытые в уполномоченном банке головному исполнителю поставок продукции по государственному оборонному заказу, исполнителю, участвующему в поставках продукции по государственному оборонному заказу, для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», с любых иных счетов, операции по списанию денежных средств с указанных отдельных счетов на любые иные счета, операции по первому зачислению денежных средств на указанные отдельные счета с иных отдельных счетов подлежат обязательному контролю, если сумма, на которую совершается соответствующая операция, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее.
Операции по второму и последующим зачислениям денежных средств на отдельные счета, указанные в абзаце первом настоящего пункта, с иных отдельных счетов или по списанию денежных средств с этих отдельных счетов на иные отдельные счета подлежат обязательному контролю, если сумма, на которую совершается соответствующая операция, равна или превышает 50 миллионов рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 50 миллионам рублей, или превышает ее.
п. 1.4 ст. 6 Федерального закона №115-ФЗ
6
Операция по получению физическим лицом денежных средств в наличной форме с использованием платежной карты подлежит обязательному контролю, если указанная платежная карта эмитирована иностранным банком, зарегистрированным на территории иностранного государства или административно-территориальной единицы иностранного государства, обладающей самостоятельной правоспособностью, входящих в перечень, утвержденный уполномоченным органом.
п. 1.5 ст. 6 Федерального закона №115-ФЗ
7
Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.
п. 2 ст. 6 Федерального закона №115-ФЗ
8
Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одна из сторон является организацией или физическим лицом, включенными в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо юридическим лицом, прямо или косвенно находящимся в собственности или под контролем таких организации или физического лица, либо физическим лицом или юридическим лицом, действующими от имени или по указанию таких организации или физического лица.
п. 1 ст. 7.5 Федерального закона №115-ФЗ
Источник
7. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ, НЕ ЯВЛЯЮЩИМИСЯ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, БЕСПРОЦЕНТНЫХ ЗАЙМОВ ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ И (ИЛИ) ДРУГИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ, А ТАКЖЕ ПОЛУЧЕНИЕ ТАКОГО ЗАЙМА
(Код вида операции 5007)
7.1. Под займом понимается передача одной стороной (займодавцем) в собственность другой стороне (заемщику) денег или других вещей, определенных родовыми признаками, при которой заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.
Основной принцип займа — принцип возвратности, заемщик обязан возвратить займодавцу полученную сумму займа в срок и в порядке, которые предусмотрены договором займа.
Беспроцентным признается заем, если в договоре о его предоставлении прямо установлено, что заем является беспроцентным или процентная ставка за использование займа составляет 0%.
К беспроцентным займам следует относить операции по предоставлению/получению юридическим лицом, не являющимся кредитной организацией, финансовой помощи (в том числе временной финансовой помощи), в случае если по условиям договора она является возвратной и на ее сумму не начисляются проценты. Договор займа, в условиях которого отсутствует размер процентной ставки, рассматривается как заем, проценты по которому начисляются в соответствии с требованиями статьи 809 ГК РФ.
7.2. Сведения об операции по договору беспроцентного займа подлежат представлению в Росфинмониторинг, если ее сумма равна или превышает 600 000 рублей (либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее), и по своему характеру операция представляет:
— поступление на счет клиента Банка — юридического лица, не являющегося кредитной организацией, физического лица или индивидуального предпринимателя денежных средств, полученных по договору беспроцентного займа, который предоставлен юридическим лицом, не являющимся кредитной организацией, или индивидуальным предпринимателем;
— перечисление со счета клиента Банка — юридического лица, не являющегося кредитной организацией, или индивидуального предпринимателя денежных средств, если из назначения платежа следует, что клиент предоставляет беспроцентный заем юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или физическому лицу.
Поскольку договор займа является реальным, т.е. считается заключенным с момента фактической передачи денег или других вещей (п. 1 ст. 807 ГК РФ), представление сведений в Банк должно осуществляться отдельно по каждой из операций по предоставлению (получению) займа независимо от того, оформлены ли эти операции одним или несколькими договорами.
7.3. Если в отношении расчетной операции, проводимой клиентом на основании договора займа, у сотрудника Банка возникают обоснованные подозрения, что она проводится в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, то следует обратиться к клиенту с просьбой предоставить копию соответствующего договора или выписку из него. Банк имеет право направить сведения о такой операции в Росфинмониторинг с кодом 6001.
7.4. Если платежные инструкции содержат только реквизиты договора займа и характера операции (получение, погашение займа) без указания условий его предоставления (процентный или беспроцентный заем), то такая операция рассматривается как заем, проценты по которому начисляются в соответствии с требованиями статьи 809 ГК РФ <*>.
<*> При отсутствии в договоре условия о размере процентов их размер определяется существующей в месте жительства займодавца, а если займодавцем является юридическое лицо, в месте его нахождения ставкой банковского процента (ставкой рефинансирования) на день уплаты заемщиком суммы долга или его соответствующей части.
7.5. При наличии в Банке договора беспроцентного займа, сумма которого свыше 600 000 рублей (или эквивалента в иностранной валюте), в случае если сумма отдельных платежей в рамках данного договора менее 600 000 рублей, необходимо контролировать такие платежи нарастающим итогом и составить сообщение по 5007 коду не позднее дня, следующего за днем, когда общая сумма платежей будет равна или превысит 600 000 руб. или эквивалентную сумму в иностранной валюте; при этом в ОЭС:
— в полях «Дата выявления» и «Дата операции» указывается дата последней операции, в результате которой общая сумма платежей стала равной или превысила 600 000 руб. (или эквивалентную сумму в иностранной валюте);
— в поле «Сумма операции» указывается общая сумма перечисленных платежей;
— в поле «Дополнительная информация» указывается N и дата договора, сумма указанная в договоре.
7.6. Операция не подлежит обязательному контролю, если:
— в условиях договора указано, что заем является процентным;
— из платежных инструкций следует, что операция осуществляется по возврату (погашению) ранее предоставленного займа.
Источник