РФ мобилизует заемные средства в основном двумя путями:
1) размещением долговых ценных бумаг;
2) получением кредитов в специализированных финансово-кредитных институтах.
В зависимости от места размещения различают внутренние и внешние займы.
По субъектам заемных отношений – займы, размещаемые центральными и территориальными органами управления. На уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера. На территориальном уровне заимствование средств часто имеет целевую направленность, например строительство дороги или жилого массива.
По срокам: краткосрочные (до 1 года); среднесрочные (1–5 лет); долгосрочные (свыше 5 лет).
По обеспеченности: закладные (обеспечиваются конкретным имуществом) и беззакладные;
По характеру выплачиваемого дохода: процентные, с нулевым купоном (дисконтные, продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу), выигрышные.
По характеру дохода: с твердым и плавающим доходом.
По возможности досрочного погашения: с правом досрочного погашения и без такового.
По виду погашения: с единовременным погашением и с погашением по частям.
Внутренние займы обычно выпускаются в национальной валюте и кредиторами по ним преимущественно выступают резиденты данного государства (физические и юридические лица).
По возможности обращения на рынке внутренние долговые обязательства делятся на:
1. рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг (свободно продаются и покупаются). В 2005 г. Министерство финансов РФ разместило облигации федерального займа (ОФЗ) и государственные сберегательные облигации (ГСО).
2. нерыночные, выпущенные в счет финансирования задолженности бюджета (векселя Министерства финансов РФ, задолженность перед ЦБ РФ и др.)
Субъекты РФ имеют право заимствовать средства из иных бюджетов, у коммерческих банков или выпускать займы на инвестиционные цели. В основном выпускаются среднесрочные и краткосрочные субфедеральные ценные бумаги.
Внешние займы РФ можно разделить на 4 категории.
1) Задолженность перед коммерческими банками западных стран, которые предоставляют средства взаймы под гарантии правительств или при условии страхования кредитов в госструктурах (основная сумма долга РФ (50 млрд. долл.)). Эта задолженность приходится на Парижский клуб, который состоит из официальных представителей основных стран-кредиторов (около 2 десятков государств).
2) Кредиты, предоставляемые коммерческими банками западных стран самостоятельно, без государственных гарантий. Эту задолженность регулирует Лондонский клуб, который объединяет банкиров-кредиторов на неформальной основе (более 600 коммерческих банков).
3) Задолженность различным коммерческим структурам по фирменным кредитам, связанным с поставкой товаров и оплатой услуг.
4) Долги международным валютно-финансовым организациям.
Внешние займы могут использоваться в трех формах:
1) финансирование инвестиционных проектов и развитие экономики (финансовое размещение – самый эффективный способ);
2) финансирование текущих бюджетных расходов и дефицита государственного бюджета, в т. ч. обслуживание внешнего долга (бюджетное использование – самый неэффективный способ использования внешнего долга. Используется в РФ);
3) смешанное бюджетно-финансовое размещение.
Основным методом регулирования внешнего долга РФ является его реструктуризация на приемлемых для России условиях – т. е. составление нового графика выплаты долга по сравнению с первоначальными схемами (замена коротких и дорогих долгов на длинные и дешевые).
РФ размещает на международных рынках капиталов внешние облигационные займы в виде российских еврооблигаций. Выпуск еврооблигаций позволяет перевести внутренний долг во внешний. Расходы по обслуживанию внешнего долга меньше (в худшем случае 25 % годовых), чем внутреннего.
Субъекты РФ не имеют права прибегать к внешним кредитам и займам. До кризиса 1998 года Москва, Санкт-Петербург и Нижегородская область успели разместить внешние валютные займы.
В результате заемной деятельности образуется государственный долг.
Государственный долг – это совокупность дефицитов государственного бюджета за определенный период времени. В этом заключается экономическая сущность госдолга.
С юридической точки зрения государственный долг РФ – долговые обязательства РФ перед физическими, юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Внутренний долг – обязательства органов госуправления перед резидентами, внешний – перед нерезидентами.
По уровню управления государственный долг делится на государственный долг РФ, государственный долг субъекта РФ и муниципальный государственный долг. Россия не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований. Во всех оценках ситуации с государственными заимствованиями фигурирует бюджетная задолженность федерального правительства, хотя говоря о государственном долге, следовало бы включать задолженность региональных и муниципальных органов власти.
Государственный долг возникает в результате заимствования в денежной форме и выпуска долговых обязательств. Погашение долга может осуществляться денежными выплатами, обменом долгового обязательства на налоговые освобождения, отказом от уплаты, аннулированием задолженности, принятием задолженности другим органом. При управлении государственным долгом между кредиторами и заемщиком могут быть достигнуты соглашения о: 1) замене обязательств по долгу другими обязательствами; 2) объединении нескольких размещенных ранее долговых обязательств (унификации); 3) изменении доходности займов; 4) увеличении срока действия займа (консолидации) Государство может отсрочить или аннулировать погашение займа.
- Государственный долг: понятие, виды, источники погашения
К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие настоящего Кодекса
Структура государственного долгаРФ представляет собой группировку долговых обязательств РФ.
Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по:
1) кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;
2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;
3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
4) государственным гарантиям Российской Федерации;
5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации.
Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно).
В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:
1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией;
4) объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации;
5) объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена федеральными законами до введения в действие настоящего Кодекса.
В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:
1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;
2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;
3) объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте.
Гос. ценные бумаги: облигации, векселя, казначейские обязательства. Государственный долг – сумма задолженности по выпущенным не погашенным гос. Займам, полученным кредитам, включая начисленные проценты и выданные государством гарантии. Гашение гос. долга производится за счет доходов государственного бюджета. Когда доходов не достаточно, для погашения гос. долга выпускаются новые гос. займы. Это называется рефинансированием гос. Долга. Гос. долг погашается через казначейство и банки, путем выкупа облигаций на фондовой бирже или непосредственно у кредиторов, а также проведением тиражей погашения по выигрышным облигациям. Заимствования, предоставленные иностранными государствами могут оформляться в виде кредитов, заимствования на внутреннем рынке осуществляется посредством векселей, облигаций, казначейских обязательств. Кредиты обладают меньшей ликвидностью, чем ценные бумаги. Гос. гарантии – правительство гарантирует облигационные займы местных органов власти, выпускаемые с целью мобилизации финансовых ресурсов для кап. вложений; займы специализированных кредитных учреждений, финансирование строительства муниципального жилья и объектов социальной инфраструктуры.
Источник
Для финансирования бюджетного дефицита органы государственного управления вынуждены привлекать заемные средства, займы.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. По договору государственного .займа заемщиком выступает РФ, субъекты РФ, а заимодавцами — граждане или юридические лица. Государственные займы являются добровольными и изменение условий выпущенного в обращение займа не допускается.
Классификация государственных займов.В основе классификации ряд признаков:
1. По эмитентам — займы, размещаемые центральными и территориальными органами управления.
2. В зависимости от места размещения — внутренние и внешние займы.
3. В зависимости от обращения на рынке — рыночные и нерыночные займы. Рыночные займы свободно продаются и покупаются. Они являются основными при финансировании бюджетного дефицита. Нерыночные — не могут свободно менять своих владельцев. Они не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенных инвесторов, специфическим интересам которых и отвечают. Так, нерыночные государственные облигации выпускаются на западе для мобилизации средств негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, мелких инвесторов.
4. В зависимости от срока привлечения средств — краткосрочные (со сроком погашения до одного года), среднесрочные (от одного до пяти лет), долгосрочные (от пяти лет и выше).
Краткосрочные займы используются для финансирования временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расходов. Обычно в этих целях выпускаются векселя. Центральное правительство выпускает казначейские векселя, местные органы власти — муниципальные. В Италии казначейские векселя выпускаются сроком на 3, 6, 12 месяцев, в Японии — 60 дней, в Великобритании — 91 день. Исключением является Германия, где казначейские векселя выпускаются сроком до двух лет.
В ряде стран для привлечения средств на более длительный период используются казначейские ноты, которые получили меньшее распространение, чем векселя. В Италии они выпускаются со сроком погашения два—три года, в США — от одного до десяти лет. Привлечение средств на более длительный период обычно осуществляется с помощью облигаций.
5. В зависимости от обеспеченности долговых обязательств — закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например, определенным имуществом. Такие облигации наиболее часто выпускаются местными органами власти. Беззакладные не обеспечиваются ничем определенным: обеспечением служит все имущество государства или муниципалитета. Центральные органы управления обычно выпускают беззакладные облигации. Их надежность исключительно высока и поэтому инвесторы не нуждаются ни в каких дополнительных гарантиях.
6. По характеру выплачиваемого дохода — долговые обязательства выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется на основе лотереи. Эти облигации не пользуются большим спросом. Инвесторы стремятся получать стабильный доход, а не полагаться на волю случая. Те же, кто хочет получить выигрыш, предпочитают покупать лотерейные билеты. Главным видом являются процентные облигации, доход по которым выплачивается один, два или четыре раза в год на основе купонов. Большинство инвесторов отдает предпочтение таким долговым обязательствам.
Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют купонов. Они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Не имеют купонов и некоторые долгосрочные долговые обязательства, весь доход по которым выплачивается вместе с суммой основного долга. Как и краткосрочные облигации, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Такие облигации получили название облигаций с нулевым купоном.
7. В зависимости от метода определения дохода — долговые обязательства с твердым или плавающим доходом. В ряде случаев фиксированная ставка по ценным бумагам является причиной роста расходов государства на выплату процентов, в других случаях она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышение процента.
Для покрытия бюджетного дефицита приходится размещать займы при относительно завышенном уровне процентной ставки. Установив аналогичный процент по своим долговым обязательствам на весь срок займа, который может составить 20—30 лет, государство взвалит на налогоплательщиков дополнительные расходы. Избежать подобной ситуации позволяют два варианта.
1) Покрытие потребности в денежных средствах за счет краткосрочного или среднесрочного займа и выпуска (когда процентная ставка упадет) долгосрочного. Однако в этом случае заемщик несет дополнительные расходы, связанные с выпуском, размещением и погашением еще одного займа. Не исключена вероятность, что в ожидании повышения процентной ставки инвесторы не проявят интереса ко второму займу.
2) Систематический пересмотр процента, выплачиваемого по ценным бумагам. В этом случае решаются все названные проблемы. В качестве базы расчета обычно используется ставка по межбанковским кредитам/ в стране. Однако такие займы имеют большой недостаток — должник не в состоянии спланировать свои расходы.
8. В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, — обязательства с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.
Вопрос о досрочном погашении долговых обязательств становится актуальным только тогда, когда на финансовом рынке происходят существенные изменения. Например, заемщик выпустил облигации с ежегодным фиксированным доходом 12%, а через год ставка упала и составила 6%. В этом случае заемщик терпит существенные потери, тогда как инвестор получает значительный выигрыш. Если облигации были выпущены с правом досрочного погашения, инвестор может уменьшить свои потери, выпустив и разместив новый заем и погасив старый.
Возможны два способа погашения задолженности: единовременно и частями. Если заем гасится частями, в зависимости от распределения суммы долга по срокам погашения, выделяются три варианта:
1) равными частями в течение определенного срока, например, четырех лет. Так, если сумма займа составила 10 млн. долл. США, то ежегодно будет выплачиваться 2,5 млн. долл.;
2) возрастающими долями. Например, в первый год гасится 1 млн. долл., во второй — 2 млн. долл., в третий — 3 млн. долл., в четвертый — 4 млн. долл. Такая система удобна при нарашивании доходов заемщика. Например, в связи с подъемом деловой активности предполагается рост налоговых поступлении или объект, на строительство которого привлекались заемные средства, постепенно набирает мощность и начинает приносить все большую прибыль;
3) снижающимися долями. Например, в первый год гасится долг на 4 млн. долл., во второй год — на 3 млн. и т. д. Такая система предпочтительна, когда ожидается падение доходов заемщика или увеличение его расходов.
Дата добавления: 2015-11-05; просмотров: 316 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление
Источник
Государственный кредит на практике реализуется в форме государственных займов, привлечение которых, в свою очередь ведет к возникновению государственного долга. В современной экономической литературе можно выделить три подхода к трактовке данной категории. В рамках первого из них внимание исследователей сконцентрировано на взаимосвязи государственного долга и бюджетного дефицита. Данный подход получил наибольшее распространение в зарубежной литературе. Второй подход к определению экономической сущности государственного долга основывается на анализе взаимоотношений государства и его кредиторов в процессе функционирования системы государственных финансов. С этой точки зрения государственный долг определяется как результат функционирования исполнительных органов государственной власти, направленного на формирование необходимой величины заимствований. И, наконец, в рамках третьего подхода государственный долг рассматривается как совокупность обязательств государства, причем эти обязательства могут различаться между собой не только по формальным признакам, таким как, например, вид долговой ценной бумаги, валюта номинала, срочность обязательства, но и по более глубоким, сущностным признакам. Анализируя категорию государственного долга с этих позиций как российские, так и зарубежные исследователи (в частности, Д. Л. Головачев, Ч. Блэнкарт, Е. Новотни) выделяют в ней три составных элемента:
- • финансовый долг;
- • условный долг (или вероятностные обязательства государства при поручительствах);
- • административный долг.
Финансовый долг, являющийся основной компонентой государственного долга, представляет собой денежные обязательства государственного сектора, возникшие в результате одобренного государственными органами займа кредитных средств (в заранее установленной форме) и служащие привлечению средств для финансирования бюджетных расходов1. В структуре финансового долга можно выделить две группы долговых обязательств, различающихся по критерию их оформления:
- • денежные обязательства государства, возникшие в результате выпуска государственных долговых пенных бумаг (секьюритизированная форма);
- • денежные обязательства государства, возникшие в результате заключения правительством страны кредитных договоров (несекьюритизированная форма).
Соотношение между указанными группами государственных долговых обязательств отражает кредитоспособность государства. Так, наличие в структуре государственного внешнего долга значительной доли долговых обязательств в виде ценных бумаг свидетельствует о выгодности для государства заимствований в форме ценных бумаг, а также о готовности инвесторов приобретать эти бумаги на конкурентном рынке. Это означает, что показатели, принимаемые в расчет кредитными агентствами, позволяют присвоить государственным ценным бумагам такой кредитный рейтинг, который делает их выпуск не только возможной, но и наиболее выгодной альтернативой по сравнению с иными формами привлечения кредитных ресурсов.
Несекьюритизированные обязательства государства имеют свои позитивные и негативные особенности с управленческой точки зрения. Преимуществом является относительная безопасность заемщика от концентрации прав требования в руках нежелательных лиц, а недостатками — ограниченность реструктуризации задолженности, а также возможность того, что кредитор выставит условия политического характера при решении вопросов по несекьюритизированным займам, приводящие к частичной потере политической независимости государства-заемщика.
Условный долг представляет собой совокупность государственных долговых обязательств, которые возникают при предоставлении государственными органами финансовых гарантий. Его преимущество заключается в том, что реальная сумма, причитающаяся к погашению, при нормальном развитии событий не возникает (поскольку выдача государственных гарантий по какой-либо задолженности влечет платежи только при нарушении должником своего обязательства), а финансовые ресурсы в экономику привлекаются.
Административный долг — это просроченные обязательства государства по осуществлению бюджетных расходов. Его основное отличие от финансового и условного долгов заключается в том, что этот долг является следствием неисполнения (или несвоевременного исполнения) государством своих бюджетных обязательств.
Важно отметить, что разные страны используют разные подходы для определения совокупной величины своего долга. В большинстве случаев в состав государственного долга включается финансовый и условный долг. Кроме того, рассматривая долговые обязательства с точки зрения субъектов осуществления заимствований, следует отметить, что в странах с рыночной экономикой помимо долгов центрального правительства в состав государственного долга, как правило, включаются также долги государственных предприятий и корпораций.
В Российской Федерации в соответствии с БК РФ государственный долг включает в себя только финансовую и условную составляющие. При этом долги государственных корпораций, государственных организаций и учреждений, а также предприятий с участием государства в уставном капитале, в объем государственного долга не включаются. В соответствии со ст. 103 БК РФ право осуществления государственных заимствований от имени Российской Федерации принадлежит Правительству РФ либо уполномоченному им Минфину России.
Таким образом, государственный долг представляет собой неоднородную финансовую категорию, одной из характерных особенностей которой является множественность механизмов формирования, а государственные займы являются одним из таких механизмов. В результате их привлечения возникает не весь, а лишь финансовый долг государства.
В свою очередь, государственные займы также весьма разнообразны по своей форме, и, как следствие, они могут быть классифицированы по целому ряду признаков.
В частности, займы могут быть подразделены на внешние и внутренние, при этом для такого разделения может быть использован один из двух возможных критериев — место размещения или валюта займа. Исходя из критерия места размещения внешние займы — это обязательства государства перед нерезидентами, а внутренние — это обязательства государства перед резидентами. По критерию валюты долга — под внешним долгом понимается долговое обязательство, номинированное в иностранной валюте, а под внутренним долгом — обязательство, номинированное во внутренней валюте государства.
В международной практике используется преимущественно валютный критерий, что объясняется, во-первых, высоким уровнем глобализации современной экономики и, во-вторых, возможностью учитывать валютные риски при управлении государственным долгом.
По способу обращения займы могут быть подразделены па рыночные и нерыночные. Рыночные займы оформляются в ценные бумаги, свободно обращающиеся после их первичного размещения на рынке. В промышленно развитых странах доля таких займов составляет до 70% всех долговых обязательств государства. Нерыночные государственные займы оформляются в фондовые инструменты, не имеющие вторичного фондового рынка, т.е. они покупаются инвестором у правительства и только ему могут быть проданы. Такие бумаги не котируются на фондовой бирже. Основная цель, которую преследует эмитент, выпуская в обращение нерыночные бумаги — это привлечение в качестве кредитных ресурсов мелких сбережений населения. Выпуская такие ценные бумаги, правительства промышленно развитых стран оказывают влияние на депозитную политику коммерческих банков по отношению к населению, поскольку нерыночные ценные бумаги государства выступают альтернативой вложению средств на депозиты частных кредитных учреждений.
По сроку заимствования средств займы могут быть подразделены на краткосрочные (со сроком обращения бумаг продолжительностью до одного года), среднесрочные (со сроком обращения бумаг от одного года до пяти лет), и долгосрочные (со сроком обращения бумаг свыше пяти лет).
По способу обеспечения возвратности кредитных ресурсов займы могут быть подразделены на закладные и беззакладные. Закладные займы — это займы, возвратность которых обеспечивается конкретным залогом — каким-либо имуществом. К данному способу получения заемных средств прибегает заемщик, надежность которого в глазах потенциальных кредиторов недостаточна, и поэтому он вынужден предоставлять дополнительные гарантии возвратности средств. Беззакладные займы — займы, оформленные в облигации и другие обязательства, не имеющие конкретного имущественного обеспечения. На практике государственный кредит реализуется посредством беззакладных займов, поскольку государство априори считается падежным заемщиком.
По уровню эмитента займы могут быть подразделены в зависимости от уровня размещающего заем государственного органа на федеральные, региональные и местные займы.
По форме выплаты дохода государственные займы можно разделить на следующие виды:
- • процентные займы. Доход по данному типу займа устанавливается в виде фиксированного процента от номинала. Этот тип займа является основным, именно в процентных бумагах размещена основная часть государственного долга;
- • дисконтные займы. Доход по данному типу займа инвестор получает за счет приобретения долговых обязательств с дисконтом и последующим их погашением по номинальной стоимости по окончании срока, на который средства были предоставлены заемщику;
- • выигрышные займы. Доход по данному типу займа выплачивается па основе тиражей выигрыша. Они наименее привлекательны для инвестора, поскольку не предоставляют гарантированного дохода к определенному моменту времени;
- • индексационные займы. Доход по данному типу займа выплачивается посредством индексирования номинальной стоимости первоначально приобретенных инвестором ценных бумаг.
Кроме того, в качестве меры, стимулирующей инвестиции в государственные ценные бумаги, органы власти и управления государства могут установить льготы по налогообложению доходов, полученных от государственных ценных бумаг.
По принципу наличия обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа обязательства, эмитированные заемщиком, можно разделить на обязательства без права досрочного погашения и обязательства с правом досрочного погашения. Выпуск обязательств с правом досрочного погашения означает наличие у заемщика нрав на досрочный выкуп своих долговых обязательств. Такое право может быть выгодно эмитенту в случае значительного снижения стоимости заемных ресурсов на рынке ссудного капитала. В этом случае эмитент имеет возможность разместить новый заем, обслуживание которого будет более дешевым, и за счет полученных средств выкупить ранее эмитированные обязательства. При этом достигается экономия средств, направляемых па обслуживание долга. В случае если обязательства были выпущены без права их досрочного погашения, при снижении рыночной цены заимствований эмитент не имеет возможности выкупа своих долговых обязательств и несет в связи с этим обстоятельством определенные потери, а инвестор, наоборот, получает дополнительную выгоду;
По способу погашения задолженности займы разделяют на две категории: займы, подлежащие оплате единовременно, и займы, подлежащие оплате частями. Если эмитированный заем подлежит оплате частями, то заемное соглашение может предусматривать следующие три варианта его погашения:
- • погашение равными долями на протяжении оговоренного срока;
- • погашение увеличивающимися долями на протяжении оговоренного срока. Подобная форма наиболее удобна в случае, если привлеченные средства направлены на реализацию какого-либо инвестиционного проекта. Соответственно, по мере реализации инвестиционного проекта идет и рост поступлений от объекта и инвестиций, что упрощает погашение обязательств;
- • погашение уменьшающимися долями на протяжении оговоренного срока.
По способу определения предлагаемого инвестору дохода эмитент может предложить займы с постоянным фиксированным уровнем дохода и займы с переменным уровнем дохода. Заключение сделок по займам с постоянным фиксированным доходом предоставляет инвестору гарантированный доход, а эмитенту заранее известную стоимость обслуживания долга; однако при условии наличия необходимости размещения долгосрочных займов и низких возможностей прогнозирования ситуации на рынке ссудного капитала государство может испытывать трудности в финансировании дефицита бюджета посредством размещения займов среди инвесторов. Эта проблема возникает, когда инвесторы опасаются изменения конъюнктуры на рынке. «Страховкой» для инвесторов в подобной ситуации и выступает заем с переменным уровнем дохода, который изменяется в привязке к какому-либо экономическому индикатору — например, ставке по межбанковским кредитам в стране.
По направлениям использования заемных средств займы могут быть подразделены на целевые и нецелевые. Средства, привлеченные по целевым займам, должны быть использованы только для финансирования конкретных программ, для реализации которых и размещается заем. Средства, полученные от размещения нецелевых займов, могут быть направлены на покрытие текущих бюджетных расходов, на рефинансирование текущей задолженности или же на другие нужды согласно решению уполномоченных органов власти и управления.
Рассмотрев содержание, функции, роль государственного кредита и классификацию государственных займов, можно перейти к более детальному анализу проблем управления государственным долгом как результату функционирования механизма государственного кредита.
Источник