ГОСУДА́РСТВЕННЫЕ ЗА́ЙМЫ, гос. заимствования в части формирования фонда заёмных финансовых ресурсов для покрытия к.-л. расходов (напр., военный заём) или проведения тех или иных мероприятий, на что у государства не хватает средств. Осуществляются в форме эмиссии гос. облигаций и др. долговых ценных бумаг, удостоверяющих право требования от заёмщика денежных средств или др. материальных ценностей и обычно распространяемых среди большого числа неизвестных заёмщиков.
По месту размещения, обращения и погашения различают внешние и внутренние Г. з. Номинал ценных бумаг внешних Г. з. устанавливается в валюте той страны, на территории которой предполагается их разместить, либо в иностранной валюте. Ценные бумаги внутренних Г. з., как правило, номинируются в нац. валюте и обращаются на внутр. рынках. Мн. государства устанавливают разл. ограничения для покупки нерезидентами внутр. долговых ценных бумаг. Однако в условиях развития процессов глобализации и усиления потребностей в инвестициях эти ограничения смягчаются.
Держатели облигаций Г. з. получают свой доход в осн. в виде установленного процента, который правительство выплачивает с определённой периодичностью в течение срока погашения облигаций. Этот процент в соответствии с условиями займа может быть постоянным (на весь срок займа), фиксированным (по отд. периодам выплаты) или переменным. Доход также может выплачиваться в виде дисконта между ценой размещения облигаций и ценой их выкупа эмитентом (дисконтные облигации). Существуют выигрышные Г. з., когда доход выплачивается держателям облигаций в форме выигрышей, сумма которых и периодичность проведения соответствующих тиражей определяются условиями займов, а также беспроцентные (целевые) Г. з., погашаемые конкретными товарами или услугами. Некоторые Г. з. предусматривают смешанную форму выплаты дохода, напр. процентно-дисконтную, процентно-выигрышную и др.
Ценные бумаги Г. з. бывают неиндексируемыми и индексируемыми (т. е. предусматривающими пересчёт номинальной стоимости долга с учётом изменений уровня инфляции или др. показателя). В зависимости от принятых эмитентом на себя обязательств бывают займы с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения, а также рентные займы. Обычно выпускаются долговые обязательства без права их досрочного погашения. По рентным займам государство принимает на себя обязательство в определённые сроки (бессрочно, в конкретный период, в течение жизни конкретного инвестора) выплачивать доход без обязательства когда-либо погасить заём. Существуют также Г. з., погашение которых гарантировано в любое время по номиналу плюс накопленный доход.
По форме выпуска различают займы документарные и бездокументарные. Ценные бумаги документарных займов выполнены на бумажных носителях, бездокументарных – в виде записей на электронных счетах.
По свободе обращения на рынке Г. з. делятся на рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются на первичном и вторичном рынках. Нерыночные займы после первичного размещения не торгуются на вторичном рынке. Они выпускаются для привлечения в казну ресурсов определённых инвесторов – центрального банка, внебюджетных фондов, региональных органов власти, гос. и негосударственных пенсионных фондов, траст-фондов (фондов доверительного управления), др. крупных инвесторов. Бывают универсальные займы, предназначенные для любых инвесторов, и специальные.
Существуют различия и по последствиям невыполнения заёмщиком обязательств по разным ценным бумагам. Отказ платить по определённым займам (обычно внешним займам, размещаемым на рынках частных капиталов) может вести к дефолту по всем др. Г. з. такого типа (кросс-дефолту), снижению до самых нижних уровней кредитного рейтинга и невозможности выхода на мировой финансовый рынок на приемлемых условиях. Внутр. ценные бумаги являются наименее жёсткими обязательствами.
Г. з. в осн. стали использоваться с кон. 17 – нач. 18 вв. До нач. 20 в. объём Г. з. всех цивилизованных стран вырос более чем в 15 раз. Новый мощный толчок в увеличении объёмов Г. з. произошёл во 2-й пол. 20 в. в связи с развитием процессов финансовой глобализации и либерализацией междунар. потоков капитала. К кон. 20 в. вложения в гос. долговые облигации в нац. и иностр. валюте превысили 60 трлн. долл., что более чем в 2 раза превосходило мировой ВВП и почти в 12 раз мировую торговлю товарами. Стремление заёмщиков улучшить условия получения Г. з. (уменьшить их стоимость, минимизировать риски, дифференцировать источники заимствований и т. п.) привело к возникновению новых видов ценных бумаг на финансовых рынках. Ныне насчитывается более 160 видов долговых ценных бумаг. Важное значение имело появление в 1960-х гг. ценных бумаг, размещаемых одновременно на рынках нескольких стран и номинированных в валюте, не являющейся национальной для заёмщика или кредитора. Так как осн. местом проведения операций с этими ценными бумагами стала Европа, они получили название еврооблигации, хотя и размещались на др. континентах. В отличие от традиц. междунар. облигаций, размещаемых в одной стране, в валюте этой страны, являющейся иностранной только для заёмщика, еврооблигации стали важнейшим инструментом привлечения капиталов институциональных (страховых компаний, пенсионных фондов, фондов управления активами, хедж-фондов, банков) и частных инвесторов. Еврооблигации – наиболее динамичный сегмент внешних гос. займов.
Г. з. – осн. форма заимствований для промышленно развитых стран, обладающих высокими кредитными рейтингами, позволяющими привлечь финансовые ресурсы на выгодных условиях. Доля долговых бумаг растёт и у менее развитых стран, которые в осн. прибегают к внутренним Г. з. В нач. 2003 у стран с нарождающимися рынками доля обязательств по внутр. ценным бумагам составляла более 80% всех обязательств в ценных бумагах.
Государственные займы в России
Г. з. были осн. формой государственных заимствований в царской России. Первый успешный внешний Г. з. был осуществлён в 1769 имп. Екатериной II, первый внутренний Г. з. – в 1809 при имп. Александре I. Между 1769 и 1914 рос. правительство заняло за границей и внутри России ок. 15 млрд. руб.; из них за этот же период было погашено немногим более 40%. 2/3 всей рос. задолженности приходилось на займы периода 1887–1902, займы до 1887 составляли ок. 6%, а займы в предвоенное десятилетие – немногим более 1/4 всего долга. Последний в истории досоветской России внутренний Г. з. был выпущен Врем. правительством в марте 1917 – «Заём Свободы», который не имел определённой суммы займа и был рассчитан на 54 года, т. е. должен был погашаться в 1971. Подписная цена этого займа была установлена в размере 85% от номинала, под залог его облигаций выдавались ссуды в размере 75% стоимости подписки. Г. з. были важнейшим средством финансирования индустриального развития России, становления и поддержания стабильной нац. валюты.
После отказа правительства В. И. Ленина в янв. 1918 платить по царским долгам, сов. государство как суверенный заёмщик на неск. десятилетий оказалось отрезанным от междунар. рынков частных капиталов. Только после подписания СССР в 1986 с Великобританией и Россией в 1997 с Францией соглашений об урегулировании старых претензий, в т. ч. долгов царской России, а также присвоения России в окт. – нояб. 1996 сразу тремя ведущими междунар. рейтинговыми агентствами (Standart&Poor’s, Moody’s Investors Service и Fitch IBCA) кредитных рейтингов для долгосрочных междунар. валютных облигаций удалось организовать выпуск займов, размещавшихся на европ. рынках. Осуществлённый Россией в нояб. 1996 выпуск еврооблигаций стал первым внешним Г. з. в новейшей рос. истории. При этом 8 займов, выпущенных в 1988–1990 СССР на общую сумму 1,6 млрд. долл., формально не были Г. з., т. к. их офиц. эмитентом был Внешэкономбанк СССР, который нёс полную ответственность по данным облигациям (Vnesh loans).
Отсутствие внешних Г. з. СССР компенсировал внутренними Г. з. Первые займы начались в 1922, и они были добровольными. В осн. это были краткосрочные натуральные займы – 1-й (1922) и 2-й (1923) хлебные займы, сахарный заём 1923, заёмные обязательства Наркомата путей сообщения (транспортные сертификаты) 1923. Сахарный заём, напр., целиком размещался в городах, он был выпущен в период острого голода на сахар-рафинад и рассчитан на спрос рабочих и служащих, обеспечивающих себя покупкой его облигаций сахаром для личного потребления, а также на розничных торговцев. Хлебные займы также служили способом заготовки хлеба для потребительских целей. Облигации выпускались номиналом от 1 до 100 пудов ржи в зерне. Допускалась уплата облигациями этих займов продналога. В 1927 появляется новая форма займов, размещаемых среди трудящихся города и деревни путём коллективной подписки с рассрочкой платежа в течение определённого срока. Это т. н. добровольно-принудит. займы, которые в дальнейшем стали осн. формой заимствования средств населения. К кон. 1929 эти займы составляли уже более трети остатка гос. долга, тогда как доля рыночных займов – всего 12% (в 1926 – более 40%). А четвёртый выпуск Займа 3-й пятилетки (1941) имел уже 60 млн. подписчиков (в 1927 было только 6 млн. подписчиков на госзаймы). Кроме принудит. подписки имели место многочисл. конверсии Г. з. (1930, 1936, 1938), когда облигации нескольких выпущенных ранее займов менялись на облигации нового займа. Эти конверсии вели к снижению доходности долговых бумаг для их держателей, отодвигали погашение долгов по старым облигациям, т. е. являлись насильственной мерой по отношению к «инвесторам». Огромную роль сыграли внутренние Г. з. во время Вел. Отеч. войны. За счёт этих займов было обеспечено примерно 15% всех прямых воен. расходов. Размещение Г. з. было продолжено и в послевоенный период. Однако трудности в их реализации, с которыми правительство столкнулось в кон. 1950-х гг., заставили с 1958 приостановить размещение добровольно-принудит. займов по подписке. Одновременно были прекращены тиражи выигрышей для уже размещённых до 1957 займов, а их погашение, рассчитанное на 20 лет, было отложено на период после 1977. Их погашение началось на 3 года раньше – с 1974. В последующем Г. з. размещались в СССР и постсоветской России только на добровольной основе. В кон. 1980-х гг. была предпринята попытка увеличить Г. з. Однако в связи с сильной инфляцией она не имела успеха, а погашение размещённых среди населения бумаг осуществляла уже постсоветская Россия.
В 1990-е гг. происходит быстрое расширение внешних и особенно внутренних Г. з. Объём внутренних займов в виде ГКО (Гос. казначейских обязательств) и ОФЗ (Облигаций федеральных займов) достиг к июню 1998 примерно 430 млрд. руб., или ок. 70 млрд. долл. по действовавшему тогда курсу рубля. Не справляясь с обслуживанием этих Г. з., в авг. 1998 правительство приостановило обслуживание ГКО – ОФЗ и объявило об их обмене на новые ценные бумаги. После дефолта рынок внутренних Г. з. был восстановлен уже через 2–3 года. В нач. 2000-х гг. на рыночные инструменты приходилось более 9/10 внутр. долговых обязательств России, в то время как во внешнем долге аналогичный показатель был менее 2/5.
Источник
Государственный займ – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в распоряжение гос-вом от юридических и физических лиц, международных финансовых организаций, (осуществляется путем эмиссии и размещения ценных бумаг, получения кредитов у специализированных фин-кредитных институтов, иностранных гос-в). Т.е. при кредитных отношениях, где в качестве заемщика выступает гос-во, а кредиторами – правовые субъекты данной страны и других стран называется государственным займом.
Отсюда следует, что гос. займ — это основная форма проявления гос. кредита.
Государственный займ привелекается для:
1. Финансирования бюджетного дефицита. Государственный кредит, используемый для покрытия бюджетного дефицита, как правило, не связан с производственной деятельностью и задолженность по нему покрывается за счет налогов.
2. Финансирования капитальных вложений в национализированные и смешанные предприятия.
3. Финансирование предприятий местных органов власти.
4. Регулирования денежного обращения страны.
При этом в экономической литературе государственный кредит – это экономические отношения, между государством и физическими и юридическими лицами, т.е. в которых заемщиком выступают физ. и юр. лица, а кредитором государство в лице его органов. Предметом гос. кредита выступают ср-ва бюджета.
Таким образом, отличие гос. кредита от гос. займа состоит в том, что государственные займы:
— ведут к образованию государственного долга, а государственный кредит — позволяет со временем получить обратно и сумму долга и проценты по ней;
— гос. займ связан с привлечением дополнительных средств в распоряжение органов государственной власти, а государственный кредит — с инвестированием государственных средств в зарубежные активы;
— гос. займ являясь составной частью гос. бюджета не явл-ся доходом бюджета.
Основными различиями между налогами и займами:
1. Займы носят возвратный характер. Налоги – это обязанность уплатить сумму безвозвратно гос-ву.
2. Заем в отличие от налога носит добровольный характер. Гос-во, обеспечивая свои доходы через займы, не прибегает к принуждению.
3. Налог характеризуется односторонним движением денег. В случае предоставления займа гос-во выдает встречное финансовое обязательство, свободно обращающееся на рынке.
4. Налог – это доход гос-ва. Заем подлежит возвращению, поэтому займы нельзя причислить к доходам гос-ва.
5. Займы подлежат возврату, что увеличивает расходы гос-ва.
Предоставление гос. кредитов регламентируется Бюджетным кодексом РФ. В качестве внутренних заемщиков могут выступать:
— Бюджетные учреждения;
— Гос. и муниципальные унитарные предприятия;
— Российские предприятия и организации
— Органы исполнительной власти;
— Нижестоящие бюджеты.
Способами обеспечения возвратности гос.кредитов могут выступать только банковские гарантии, поручительства, залог имущества.
Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.
1. Через распределительную функцию государственный кредит участвует в формировании централизованных денежных фондов государства или их использовании на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов.
2. Регулирующая функция государственного кредита. Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке Денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономику государство может проводить ту или иную финансовую политику.
3. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов.
Положительные стороны развития гос. займа:
— как способ покрытия дефицита бюджета, содействует сдерживанию инфляции.
— безэмиссионное пополнение доходов бюджета, которое необходимо для удовлетворения общегосударственных потребностей, особенно если они связаны с чрезвычайными государственными и муниципальными расходами, а также для улучшения состояния расчетов в хозяйственном обороте при дестабилизации экономики страны.
— используется и для регулирования денежного обращения. В условиях развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымаются избыточные денежные знаки, т. е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Если мобилизованные средства физических лиц будут инвестированы в сферу производства, произойдет сокращение наличной денежной массы в обращении.
Но есть и негативные последствия от чрезмерного увеличения гос. займа:
— государство, осуществляя заимствования на финансовом рынке, увеличивает спрос на заемные средства. Этот дополнительный спрос вызывает рост уровня процентной ставки на рынке кредитов, что делает кредиты дорогими для заемщиков, а следовательно, лишает сферу производства ресурсов, которые могли быть использованы в качестве производственных инвестиций.
— привлеченные государством временно свободные средства предприятий и физических лиц не попадают в сферу инвестиций в реальный сектор или для пополнения оборотных средств, а расходуются как платежные и покупательные средства. Они не приносят дополнительного дохода и увеличивают «цену» бюджетных доходов государства за счет последующей выплаты процентов или дисконта.
— использование государственного кредита ведет к росту непроизводственных расходов государства и муниципальных образований, так как денежные средства, используемые в качестве кредитных, подлежат обязательному возврату юридическим и физическим лицам (кредиторам), причем с уплатой процентов за пользование кредитом. Уплата же процентов по кредиту, как отмечалось выше, может приводить к росту налогов. При внешнем заимствовании недостатки этого способа покрытия бюджетного дефицита усугубляются тем, что доход получают иностранные кредиторы, а бремя обслуживания долга несут отечественные предприятия и население государства-должника. Это отрицательно влияет на уровень потребления и возможности экономического роста.
Источники государственного займа – временно свободные средства, которые появляются у:
— предприятий;
— банков;
— пенсионных фондов;
— страховых фондов;
— населения.
Государственный займ может быть внутренним и внешним.
Формы государственного кредита (внутренний):
1. Выпуск государственных займов и обращение части вкладов населения в Сбербанках в государственные займы.
2. Казначейские ссуды. Казначейские ссуды выражают денежное отношение оказания финансовой помощи предприятию или организации органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств, в стабильной работе которого заинтересовано государство. Но это осуществляется на условиях срочности, платности и возвратности.
В первые годы Советской власти гос. займа (Г.З) существовали в двух формах — денежной и натуральной (последняя была обусловлена недостаточно развитыми денежными отношениями и интересами охраны владельцев облигаций от обесценения денежных знаков). Первый советский З. г. был выпущен 20 мая 1922 на 10 млн. пудов ржи и на срок 8 мес. В 1923 были выпущены ещё два натуральных З. г. — хлебный и сахарный (беспроцентные).
Первый советский денежный заём выпущен 31 октября 1922 на 100 млн. руб. В золотом исчислении сроком на 10 лет.
За 1924-1928 было выпущено четыре гарантийных займа на общую сумму 900 млн. руб. золотом, размещавшихся на предприятиях и в организациях. В эти же годы выпускались и крестьянские выигрышные займы. Была применена новая форма размещения займа — проведение подписки на заём среди трудящихся с предоставлением им рассрочки платежей. Возрастанию роли советского З. г. способствовал рост доходов трудящихся. В широком масштабе проводилась подписка на заём индустриализации (1-3-й выпуски), заём «Пятилетка в 4 года», займы 3-й пятилетки (1-4-й выпуски) и др., которые послужили одним из источников средств для социалистической индустриализации и развития народного хозяйства в предвоенные годы.
Заём укрепления обороны (1937), займы военных лет (1-4-й выпуски) сыграли важную роль в финансировании военных расходов государства в период Великой Отечественной войны 1941-1945.
В послевоенные годы средства от размещения советских З. г. (5 выпусков займов восстановления и развития народного хозяйства СССР 1946-1950 и займы развития народного хозяйства СССР 1951-1957) способствовали восстановлению и развитию советской экономики.
Поступления в государственный бюджет СССР от З. г. в годы довоенных пятилеток составили около 50 млрд. руб., в годы Великой Отечественной войны — 76 млрд. руб. и в период 1946-1958 — 260 млрд. руб. (в денежном масштабе до 1961). В целом удельный вес средств от займов в доходах государственного бюджета до Великой Отечественной войны составлял примерно 5%, в годы войны не более 10%, а в 1965, в связи с прекращением выпуска займов, размещаемых по подписке среди населения, снизился до 0,2%.
Как показывает практика увеличение гос. займов отрицательно влияет на развитие страны, в частности на инвестиц. деят-ть пром. предприятий, т.к. будущий инвестор видит для себя высокие риски вложения в страну, имеющую большие долги.
По эмитентам займы делятся на:
— Федеральные (большая часть);
— Региональные;
— Муниципальные (местные).
По форме размещения:
— Облигационный (оформляемый в форме ЦБ);
— Безоблигационный (заключение кредитного договора государства с кредиторами; применяется в отношении крупных кредиторов).
По форме получения дохода:
— Процентные (фиксированные и плавающие);
— Выигрышные;
— Дисконтные (со скидкой);
— Вещевые (погашаются товарами);
— Пожизненный (погашение основного долга не происходит, выплачиваются повышенные проценты.
По срокам погашения:
— Краткосрочные (до полугода);
— Среднесрочные (от 1 до 5 лет);
— Долгосрочные (свыше 5 лет).
По методам размещения:
— Добровольные;
— Принудительные.
Основной формой государственного кредита являются облигационные государственные займы, характеризующиеся тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привлекаются для финансирования дефицита государственного бюджета путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг.
Государственными ценными бумагами называются ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступают государство, орган государственной власти и управления.
В России (СССР) до 1990 г. использовались только государственные облигации внутреннего выигрышного займа, либо размещаемые по подписке среди населения (это означало практически принудительное их размещение), либо свободно обращающиеся за наличный расчет со сроком до 20 лет.
С 1990 г. среди населения СССР распространялись государственные облигации целевого беспроцентного займа сроком на три года. Погашение таких облигаций осуществлялось дефицитными товарами длительного пользования. Для покрытия дефицита бюджета 1990 г. был впервые выпущен в обращение иной вид государственных ценных бумаг — государственные казначейские обязательства сроком на 16 лет с уровнем доходности 5%. Данные ценные бумаги распространялись также среди населения. Впервые за время существования государства была сделана попытка распространения государственного внутреннего 5%-ного займа среди юридических лиц (предприятий, организаций). Данный опыт не принес желаемого результата по ряду причин.
Целевой товарный заем принес бюджету 4,1 млрд руб., но государство практически до сих пор не выполнило своих обязательств перед кредиторами. Такой тип займа не имеет места в странах с развитой рыночной экономикой. С переходом России на новые экономические отношения он не имеет перспективы и в нашей стране.
Экономические условия России обусловили появление ценных бумаг краткосрочного характера. Так на рынке ценных бумаг появились государственные краткосрочные бескупонные облигации РФ, облигации федерального займа с переменным купоном, облигации государственного сберегательного займа, золотые сертификаты Министерства финансов РФ.
Высокая доходность краткосрочных облигаций была очень привлекательной для инвесторов как резидентов, так и нерезидентов, поэтому рынок ГКО-ОФЗ стал крупным сегментом финансового рынка. Но нерациональная политика государства в области заимствований привела к кризису 17 августа 1998 г., когда государство оказалось не способным выполнить свои обязательства перед кредиторами. В составе государственного внутреннего долга РФ задолженность по государственным краткосрочным обязательствам составила 480,0 млрд руб., или 63,95% к общей государственной задолженности. После 17 августа выпуск краткосрочных облигаций и выплаты по ним были приостановлены.
Начиная с IV квартала 1998 г. Министерством финансов и Центральным банком РФ проводится работа по разработке механизма реструктуризации государственных ценных бумаг, выпущенных до кризиса. Согласно распоряжению Правительства РФ от 12 декабря 1998 г. № 1787-р, начиная с 1999 г. проводится новация государственных ценных бумаг. Эта операция включает переоформление ценных бумаг со значительной отсрочкой платежа, обмен краткосрочных государственных ценных бумаг на долгосрочные.
Многообразие ценных бумаг обусловило возможность их классификации по определенным признакам:
— в зависимости от способности обращаться на фондовом рынке государственные ценные бумаги подразделяются на рыночные и нерыночные. Наиболее распространенным типом государственных ценных бумаг являются рыночные ценные бумаги, которые могут свободно обращаться и перепродаваться на вторичном рынке. Нерыночные государственные ценные бумаги не могут свободно обращаться на рынке. Они представляют собой кредит государству, но в отличие от рыночных ценных бумаг не могут быть проданы их владельцем третьему лицу.
— в зависимости от срока обращения государственные ценные бумаги подразделяются на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет).
— ценные бумаги подразделяются по эмитентам. Выпущенные центральным правительством, они называются федеральными или, как в России, — государственными. От имени государства их выпускает соответствующий уполномоченный орган, как правило, Министерство финансов. В качестве агента последнего часто выступает Центральный банк РФ, который в свою очередь может уполномочить определенные инвестиционные институты или банки выступить официальными дилерами.
— ценные бумаги разделяются на наличные (документированные) и безналичные, в том числе существующие в виде записей на счетах; по способу выплаты доходов.
— по способу выплаты доходов по Государственным ценным бумагам различат установление фиксированного процентного платежа; применение ступенчатой процентной ставки; использование плавающей ставки процентного дохода; индексирование номинальной стоимости ценных бумаг; реализация долговых обязательств со скидкой (дисконтом) против их нарицательной цены; проведение выигрышных займов.
В условиях стабильной экономики, при отсутствии высокой инфляции, чаще всего используются фиксированная доходная ставка, выигрышные займы. В период высокой инфляции такие ценные бумаги не пользуются спросом.
Доля государственных ценных бумаг в составе государственного внешнего долга Российской Федерации увеличилась за период с 1 января 1995 года по 1 января 2004 года с 18,1% до 35,9%. Задолженность по основной сумме государственного внешнего долга Российской Федерации, оформленного в государственные ценные бумаги, составляет 43 млрд. долларов США.
Источник