Привлечение денежных средств со стороны, порой, является единственным выходов из сложившейся затруднительной финансовой ситуации. Но, можно попросить помощи и у государства.
Какие виды займов от государства существуют в 2020 году?
Что это такое
Государственный заём — это важнейший инструмент финансового регулирования, который позволяет избежать дефицита бюджета страны.
В узком смысле, это разновидность государственного кредита, который может быть выдан в денежной форме, или в виде ценных бумаг. В первом случае, кредиторами выступают другие страны, а во втором — учреждения внутри страны.
Государственному займу свойственны следующие характеристики:
Как и другие виды займов, государственный оформляется для удовлетворения нужд страны. Его нужно вернуть в оговоренный срок вместе с процентами. Как и любое другое заимствование, этот вид имеет свои положительные и отрицательные стороны.
К плюсам можно отнести:
- Инфляция в стране имеет тенденцию на снижение.
- Такой займ довольно легко получить.
- Количество денежной массы, хранящейся у населения в виде вкладов и депозитов, регулируется государством.
Отрицательные стороны заключаются в следующем:
Существующая классификация
Как и любой другой вид кредитования, государственные займы могут быть поделены по определённым признакам.
В зависимости от субъекта таких отношений:
- размещаются федеральными органами власти;
- размещаются муниципальными органами власти.
По месту эмиссии:
По сроку возврата:
По обеспеченности:
По способу обеспечения:
- Добровольные.
- Принудительные.
- По подписке среди граждан или организаций.
Видео: государственный займ
Правовое регулирование
Правовое регулирование внутренних государственных займов производится Федеральным законом «О государственных внешних заимствованиях РФ» от 26. 12. 1994 года № 76-ФЗ.
Также не стоит забывать и о:
- главе 7 ГК РФ;
- Федеральном законе от 22. 04. 1996 года № 39-ФЗ;
- Федеральном законе от 29. 07. 1996 года № 136-ФЗ.
Государственные займы и ценные бумаги
Как правило, госзаймы выдаются в виде кредитных продуктов от различных кредитных учреждений мирового уровня. Выдаваться они могут в виде ценных бумаг, международных ссуд, гарантий и поручительств самой страны.
То есть, государство выпускает некоторый объём своих ценных бумаг, затем размещает их на площадках, на которых присутствуют международные банки или другие финансовые учреждения, способные эти ценные бумаги купить, предоставив, тем самым, займ.
Государственные ценные бумаги выпускаются для того, чтобы уравновесить и уравнять поступление налогов в бюджет страны. Между доходами, которые поступают в бюджет страны, и расходами, может возникнуть незапланированный дисбаланс.
Важно уравнять его в течении финансового года. А сделать это можно только выпустив определённое количество государственных ценных бумаг.
Но, выпуск госбумаг осуществляется не только для этих целей. Они необходимы для того, чтобы провести целевое финансирование приоритетных государственных программ и проектов, которым необходимы государственные вливания.
Ценные бумаги государственного назначения имеют несколько ощутимых плюсов, по сравнению с другими. Это:
- Они более надёжны, так как обеспечены государством.
- Риск потери заёмщиком своих основных средств минимизирован до предельного уровня.
- Их держатель может рассчитывать на получение льгот при налогообложении.
Если говорить о внутренних займах, то наиболее надёжной компенсацией нехватки бюджета страны является дополнительный выпуск денежной массы или получение займа в ЦБ РФ.
Облигации и векселя
Это наиболее распространённый вид ценных бумаг, применяемый при государственном заимствовании. В некоторых странах, эти бумаги называются несколько по-другому, но суть от этого не меняется.
Облигация — это такая ценная бумага, которая накладывает на государство обязательство по выплате долга в определённый и оговоренный ранее срок. Также, при её выпуске, определяется и порядок погашения долга, и способ.
Облигации делятся на:
Облигации имеют:
Погасить такое обязательство можно:
- в денежной форме;
- в имущественной форме.
Понятие векселя раскрывается следующим образом — это разновидность ценной бумаги, которая компенсирует дефицит бюджета. Погашать вексель нужно с учётом процентов по займу.
Отличие облигации от векселя в том, что последний выпускается на достаточно короткий период — на срок до полугода. Облигации — это ценные бумаги с более длительным сроком заимствования.
По праву выпуска (эмиссии)
Выпускать государственные ценные бумаги имеет право только ЦБ РФ. Он является их эмитентом. Выпуск ценных бумаг производится строго ограниченными партиями, каждой из которых присваивается свой регистрационный номер по порядку.
Облигации внутреннего государственного займа, которые были выпущены в одной партии, имеют одинаковые родовые признаки:
- Номер.
- Дата закрытия обязательства.
- Одинаковый объём прав и обязательств.
Стать владельцами государственных облигаций могут и граждане. И предприятия, если иное ограничение не было наложено при их выпуске.
Рыночные и нерыночные
Ценные бумаги можно разделить по признаку ограничений в их обороте:
В развитых странах, в которых наблюдается дефицит бюджета, доля рыночных ценных бумаг может достигать 70%, а остальное — нерыночные бумаги. Как правило, они используются в НПФ, в страховых компаниях и у частных инвесторов.
С обеспечением залога и беззалоговые
Государственный, как и любой другой займ, может быть обеспечен чем-либо или же нет. Как правило, обеспечивают его имуществом. Такой займ называют залоговым, а ценные бумаги, которые выпускаются под займ — закладные.
Закладные или залоговые ценные бумаги, как правило, выпускаются муниципальными органами власти. Закладом или залогом по ним выступает некое муниципальное имущество.
Позволить себе выпуск и выдачу беззалоговых ценных бумаг могут только те страны, которые обладают авторитетом на международном рынке. Заключение с ними договора априори не допускает просрочек по платежам.
Оформление договора
Договор государственного займа заключается в соответствии со ст. 817 ГК РФ. Здесь сказано, что:
Как и любая другая сделка, государственный займ — это изъявление доброй воли сторон относительно обязательств. Суть данного вида договора состоит в следующем — заёмщик (это может быть как страна в целом, РФ, так и её субъект или иное муниципальное образование) приобретает у займодателя (чаще, это государственные структуры, частные лица редко выступают в роли займодателем по таким видам займа) пакет государственных ценных бумаг.
Эти бумаги удостоверяют право займодателя требовать от заёмщика погашения долга. Погашение, как правило, происходит с процентами.
Формы осуществления доходных выплат
Доходные выплаты по госзаймам бывают следующих категорий:
Удивительно, но выигрышные ценные бумаги не являются ходовыми для инвесторов. Они предпочитают использовать процентные, так как доход по ним стабилен, а не зависит от случая, как с выигрышными.
Последние оба вида облигаций и ценных бумаг являются ходовыми, так как покупаются они с большим дисконтом, а продаются по номинальной стоимости. Определённая сумма дохода их держателю перепадает.
Управление государственным долгом
Государственный займ не регулируется точно так же, как и обычный. Как уже упоминалось выше, получить и предоставить госзайм можно различными способами, которые удобны обеим сторонам процесса.
Это разнообразие даёт возможность странам-участникам, которые заинтересованы привлекать заёмные средства извне, разрабатывать и предоставлять наиболее благоприятные условия для сторонних инвесторов.
Как и любой другой займ, государственный нужно постоянно контролировать, особенно, в части погашения долга.
Чтобы привлечь как можно больше средств, необходимо:
- установить минимальную стоимость займа;
- обеспечить надёжность и стабильность государственных ценных бумаг.
Эта «миссия» возложена на ЦБ РФ. Именно Центральный банк осуществляет управление внешним и внутренним долгом страны. Чтобы своевременно погашать наши долги, и взимать плату по предоставленным кредитам, ЦБ РФ разработал ряд эффективных мероприятий.
К таковым можно отнести:
Чтобы управлять внешним долгом страны, необходимо:
Не стоит забывать, что целью предоставления госзайма является, также, и поддержка государственных программ и проектов, в том числе и социально значимых. Поэтому от грамотного управления госдолгом зависит и социальная, и финансовая политика государства.
Но, на сегодняшний день, таким способом пользуются только те страны, которые имеют нестабильную экономику. Россия к таковым не относится, мы выступает только в роли займодателя, не смотря на пошатнувшуюся, в последнее время, экономику.
Как уже упоминалось, от грамотного и эффективного управления государственным займом и долгом зависит не только дефицит или профицит бюджета, но и социальная политика государства в целом.
Но, прежде чем оформить госзайм, проводится кропотливая и тщательная работа по выявлению гарантий обеспечения и возврата заёмных средств.
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
- 8 (800) 700 95 53
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Источник
Государственный займ – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в распоряжение гос-вом от юридических и физических лиц, международных финансовых организаций, (осуществляется путем эмиссии и размещения ценных бумаг, получения кредитов у специализированных фин-кредитных институтов, иностранных гос-в). Т.е. при кредитных отношениях, где в качестве заемщика выступает гос-во, а кредиторами – правовые субъекты данной страны и других стран называется государственным займом.
Отсюда следует, что гос. займ — это основная форма проявления гос. кредита.
Государственный займ привелекается для:
1. Финансирования бюджетного дефицита. Государственный кредит, используемый для покрытия бюджетного дефицита, как правило, не связан с производственной деятельностью и задолженность по нему покрывается за счет налогов.
2. Финансирования капитальных вложений в национализированные и смешанные предприятия.
3. Финансирование предприятий местных органов власти.
4. Регулирования денежного обращения страны.
При этом в экономической литературе государственный кредит – это экономические отношения, между государством и физическими и юридическими лицами, т.е. в которых заемщиком выступают физ. и юр. лица, а кредитором государство в лице его органов. Предметом гос. кредита выступают ср-ва бюджета.
Таким образом, отличие гос. кредита от гос. займа состоит в том, что государственные займы:
— ведут к образованию государственного долга, а государственный кредит — позволяет со временем получить обратно и сумму долга и проценты по ней;
— гос. займ связан с привлечением дополнительных средств в распоряжение органов государственной власти, а государственный кредит — с инвестированием государственных средств в зарубежные активы;
— гос. займ являясь составной частью гос. бюджета не явл-ся доходом бюджета.
Основными различиями между налогами и займами:
1. Займы носят возвратный характер. Налоги – это обязанность уплатить сумму безвозвратно гос-ву.
2. Заем в отличие от налога носит добровольный характер. Гос-во, обеспечивая свои доходы через займы, не прибегает к принуждению.
3. Налог характеризуется односторонним движением денег. В случае предоставления займа гос-во выдает встречное финансовое обязательство, свободно обращающееся на рынке.
4. Налог – это доход гос-ва. Заем подлежит возвращению, поэтому займы нельзя причислить к доходам гос-ва.
5. Займы подлежат возврату, что увеличивает расходы гос-ва.
Предоставление гос. кредитов регламентируется Бюджетным кодексом РФ. В качестве внутренних заемщиков могут выступать:
— Бюджетные учреждения;
— Гос. и муниципальные унитарные предприятия;
— Российские предприятия и организации
— Органы исполнительной власти;
— Нижестоящие бюджеты.
Способами обеспечения возвратности гос.кредитов могут выступать только банковские гарантии, поручительства, залог имущества.
Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.
1. Через распределительную функцию государственный кредит участвует в формировании централизованных денежных фондов государства или их использовании на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов.
2. Регулирующая функция государственного кредита. Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке Денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономику государство может проводить ту или иную финансовую политику.
3. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов.
Положительные стороны развития гос. займа:
— как способ покрытия дефицита бюджета, содействует сдерживанию инфляции.
— безэмиссионное пополнение доходов бюджета, которое необходимо для удовлетворения общегосударственных потребностей, особенно если они связаны с чрезвычайными государственными и муниципальными расходами, а также для улучшения состояния расчетов в хозяйственном обороте при дестабилизации экономики страны.
— используется и для регулирования денежного обращения. В условиях развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымаются избыточные денежные знаки, т. е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Если мобилизованные средства физических лиц будут инвестированы в сферу производства, произойдет сокращение наличной денежной массы в обращении.
Но есть и негативные последствия от чрезмерного увеличения гос. займа:
— государство, осуществляя заимствования на финансовом рынке, увеличивает спрос на заемные средства. Этот дополнительный спрос вызывает рост уровня процентной ставки на рынке кредитов, что делает кредиты дорогими для заемщиков, а следовательно, лишает сферу производства ресурсов, которые могли быть использованы в качестве производственных инвестиций.
— привлеченные государством временно свободные средства предприятий и физических лиц не попадают в сферу инвестиций в реальный сектор или для пополнения оборотных средств, а расходуются как платежные и покупательные средства. Они не приносят дополнительного дохода и увеличивают «цену» бюджетных доходов государства за счет последующей выплаты процентов или дисконта.
— использование государственного кредита ведет к росту непроизводственных расходов государства и муниципальных образований, так как денежные средства, используемые в качестве кредитных, подлежат обязательному возврату юридическим и физическим лицам (кредиторам), причем с уплатой процентов за пользование кредитом. Уплата же процентов по кредиту, как отмечалось выше, может приводить к росту налогов. При внешнем заимствовании недостатки этого способа покрытия бюджетного дефицита усугубляются тем, что доход получают иностранные кредиторы, а бремя обслуживания долга несут отечественные предприятия и население государства-должника. Это отрицательно влияет на уровень потребления и возможности экономического роста.
Источники государственного займа – временно свободные средства, которые появляются у:
— предприятий;
— банков;
— пенсионных фондов;
— страховых фондов;
— населения.
Государственный займ может быть внутренним и внешним.
Формы государственного кредита (внутренний):
1. Выпуск государственных займов и обращение части вкладов населения в Сбербанках в государственные займы.
2. Казначейские ссуды. Казначейские ссуды выражают денежное отношение оказания финансовой помощи предприятию или организации органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств, в стабильной работе которого заинтересовано государство. Но это осуществляется на условиях срочности, платности и возвратности.
В первые годы Советской власти гос. займа (Г.З) существовали в двух формах — денежной и натуральной (последняя была обусловлена недостаточно развитыми денежными отношениями и интересами охраны владельцев облигаций от обесценения денежных знаков). Первый советский З. г. был выпущен 20 мая 1922 на 10 млн. пудов ржи и на срок 8 мес. В 1923 были выпущены ещё два натуральных З. г. — хлебный и сахарный (беспроцентные).
Первый советский денежный заём выпущен 31 октября 1922 на 100 млн. руб. В золотом исчислении сроком на 10 лет.
За 1924-1928 было выпущено четыре гарантийных займа на общую сумму 900 млн. руб. золотом, размещавшихся на предприятиях и в организациях. В эти же годы выпускались и крестьянские выигрышные займы. Была применена новая форма размещения займа — проведение подписки на заём среди трудящихся с предоставлением им рассрочки платежей. Возрастанию роли советского З. г. способствовал рост доходов трудящихся. В широком масштабе проводилась подписка на заём индустриализации (1-3-й выпуски), заём «Пятилетка в 4 года», займы 3-й пятилетки (1-4-й выпуски) и др., которые послужили одним из источников средств для социалистической индустриализации и развития народного хозяйства в предвоенные годы.
Заём укрепления обороны (1937), займы военных лет (1-4-й выпуски) сыграли важную роль в финансировании военных расходов государства в период Великой Отечественной войны 1941-1945.
В послевоенные годы средства от размещения советских З. г. (5 выпусков займов восстановления и развития народного хозяйства СССР 1946-1950 и займы развития народного хозяйства СССР 1951-1957) способствовали восстановлению и развитию советской экономики.
Поступления в государственный бюджет СССР от З. г. в годы довоенных пятилеток составили около 50 млрд. руб., в годы Великой Отечественной войны — 76 млрд. руб. и в период 1946-1958 — 260 млрд. руб. (в денежном масштабе до 1961). В целом удельный вес средств от займов в доходах государственного бюджета до Великой Отечественной войны составлял примерно 5%, в годы войны не более 10%, а в 1965, в связи с прекращением выпуска займов, размещаемых по подписке среди населения, снизился до 0,2%.
Как показывает практика увеличение гос. займов отрицательно влияет на развитие страны, в частности на инвестиц. деят-ть пром. предприятий, т.к. будущий инвестор видит для себя высокие риски вложения в страну, имеющую большие долги.
По эмитентам займы делятся на:
— Федеральные (большая часть);
— Региональные;
— Муниципальные (местные).
По форме размещения:
— Облигационный (оформляемый в форме ЦБ);
— Безоблигационный (заключение кредитного договора государства с кредиторами; применяется в отношении крупных кредиторов).
По форме получения дохода:
— Процентные (фиксированные и плавающие);
— Выигрышные;
— Дисконтные (со скидкой);
— Вещевые (погашаются товарами);
— Пожизненный (погашение основного долга не происходит, выплачиваются повышенные проценты.
По срокам погашения:
— Краткосрочные (до полугода);
— Среднесрочные (от 1 до 5 лет);
— Долгосрочные (свыше 5 лет).
По методам размещения:
— Добровольные;
— Принудительные.
Основной формой государственного кредита являются облигационные государственные займы, характеризующиеся тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привлекаются для финансирования дефицита государственного бюджета путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг.
Государственными ценными бумагами называются ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступают государство, орган государственной власти и управления.
В России (СССР) до 1990 г. использовались только государственные облигации внутреннего выигрышного займа, либо размещаемые по подписке среди населения (это означало практически принудительное их размещение), либо свободно обращающиеся за наличный расчет со сроком до 20 лет.
С 1990 г. среди населения СССР распространялись государственные облигации целевого беспроцентного займа сроком на три года. Погашение таких облигаций осуществлялось дефицитными товарами длительного пользования. Для покрытия дефицита бюджета 1990 г. был впервые выпущен в обращение иной вид государственных ценных бумаг — государственные казначейские обязательства сроком на 16 лет с уровнем доходности 5%. Данные ценные бумаги распространялись также среди населения. Впервые за время существования государства была сделана попытка распространения государственного внутреннего 5%-ного займа среди юридических лиц (предприятий, организаций). Данный опыт не принес желаемого результата по ряду причин.
Целевой товарный заем принес бюджету 4,1 млрд руб., но государство практически до сих пор не выполнило своих обязательств перед кредиторами. Такой тип займа не имеет места в странах с развитой рыночной экономикой. С переходом России на новые экономические отношения он не имеет перспективы и в нашей стране.
Экономические условия России обусловили появление ценных бумаг краткосрочного характера. Так на рынке ценных бумаг появились государственные краткосрочные бескупонные облигации РФ, облигации федерального займа с переменным купоном, облигации государственного сберегательного займа, золотые сертификаты Министерства финансов РФ.
Высокая доходность краткосрочных облигаций была очень привлекательной для инвесторов как резидентов, так и нерезидентов, поэтому рынок ГКО-ОФЗ стал крупным сегментом финансового рынка. Но нерациональная политика государства в области заимствований привела к кризису 17 августа 1998 г., когда государство оказалось не способным выполнить свои обязательства перед кредиторами. В составе государственного внутреннего долга РФ задолженность по государственным краткосрочным обязательствам составила 480,0 млрд руб., или 63,95% к общей государственной задолженности. После 17 августа выпуск краткосрочных облигаций и выплаты по ним были приостановлены.
Начиная с IV квартала 1998 г. Министерством финансов и Центральным банком РФ проводится работа по разработке механизма реструктуризации государственных ценных бумаг, выпущенных до кризиса. Согласно распоряжению Правительства РФ от 12 декабря 1998 г. № 1787-р, начиная с 1999 г. проводится новация государственных ценных бумаг. Эта операция включает переоформление ценных бумаг со значительной отсрочкой платежа, обмен краткосрочных государственных ценных бумаг на долгосрочные.
Многообразие ценных бумаг обусловило возможность их классификации по определенным признакам:
— в зависимости от способности обращаться на фондовом рынке государственные ценные бумаги подразделяются на рыночные и нерыночные. Наиболее распространенным типом государственных ценных бумаг являются рыночные ценные бумаги, которые могут свободно обращаться и перепродаваться на вторичном рынке. Нерыночные государственные ценные бумаги не могут свободно обращаться на рынке. Они представляют собой кредит государству, но в отличие от рыночных ценных бумаг не могут быть проданы их владельцем третьему лицу.
— в зависимости от срока обращения государственные ценные бумаги подразделяются на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет).
— ценные бумаги подразделяются по эмитентам. Выпущенные центральным правительством, они называются федеральными или, как в России, — государственными. От имени государства их выпускает соответствующий уполномоченный орган, как правило, Министерство финансов. В качестве агента последнего часто выступает Центральный банк РФ, который в свою очередь может уполномочить определенные инвестиционные институты или банки выступить официальными дилерами.
— ценные бумаги разделяются на наличные (документированные) и безналичные, в том числе существующие в виде записей на счетах; по способу выплаты доходов.
— по способу выплаты доходов по Государственным ценным бумагам различат установление фиксированного процентного платежа; применение ступенчатой процентной ставки; использование плавающей ставки процентного дохода; индексирование номинальной стоимости ценных бумаг; реализация долговых обязательств со скидкой (дисконтом) против их нарицательной цены; проведение выигрышных займов.
В условиях стабильной экономики, при отсутствии высокой инфляции, чаще всего используются фиксированная доходная ставка, выигрышные займы. В период высокой инфляции такие ценные бумаги не пользуются спросом.
Доля государственных ценных бумаг в составе государственного внешнего долга Российской Федерации увеличилась за период с 1 января 1995 года по 1 января 2004 года с 18,1% до 35,9%. Задолженность по основной сумме государственного внешнего долга Российской Федерации, оформленного в государственные ценные бумаги, составляет 43 млрд. долларов США.
Источник