Сущность понятия кредитования
В современном мире часто встречается явление кредитования. Кредиты выдаются и получаются как физическими, так и государственными лицами, как частными фирмами, так и государственным сектором экономики. Само явление кредитования столь же давнее, как и торговля.
Определение 1
Кредитом называют временное предоставление средств за вознаграждение.
Особенно широкое распространение кредитование получило с развитием рынка. Первичными формами проявление кредитов было связано с появлением ростовщического капитала. Со временем кредитование приобрело многообразные формы.
Разновидности кредитов
Видовое разнообразие кредитов довольно условно. Оно зависит от тех критериев, с какими подходят к классификации этого явления. Суть кредитов – одна единственная. Она заключается в том, что некоторые специализированные учреждения (фирмы, предприятия, банки) аккумулируют у себя свободные средства других лиц. Эти средства могут выдаваться в долг на определенный срок под проценты.
Кредитор получает свою выгоду в виде процентов по кредиту (вознаграждение). Заемщик также имеет свою выгоду. Она заключается в том, что он (заемщик) получает необходимое количество средств для совершения каких-либо финансовых операций.
В кредитно-финансовых операциях могут принимать участие различные субъекты экономической деятельности, могут быть различными объекты ссуд. При кредитовании по-разному происходит распределение процентов по кредитам. Есть еще целый ряд нюансов, лежащих в основе классификации. Поэтому условно выделяют несколько видов кредитов:
- коммерческий;
- банковский;
- потребительский;
- ипотечный;
- лизинговый;
- ломбардный.
Каждый из них может иметь свои разновидности и обладает своей спецификой.
Сущность государственного кредита и его функции
Отдельно выделяют такую разновидность, как государственное кредитование.
Определение 2
Государственным кредитованием называют всю совокупность различных вариантов кредитно-финансовых операций, в которых принимает участие государство через свои органы власти или управления.
В этих процессах государство может выполнять роль кредитора, гаранта и заемщика. В большинстве случаев мировой практики государство выступает в роли заемщика. Государственный займ обеспечивается всем государственным имуществом. Он производится путем продажи государственных ценных бумаг:
- облигаций государственного займа;
- векселей;
- сертификатов государственных банков;
- казначейских долговых обязательств и т.п.
Замечание 1
Государственный кредит выполняет несколько важных функций. Он перераспределяет финансовые ресурсы с учетом потребностей экономики и государства. Также происходит регулирование денежного обращения в стране и влияние на государственную политику. Контролирующая функция полегает в учете и контроле за использованием государственных средств.
Проблемы государственного кредита
Государственное кредитование имеет ряд проблем. Которые необходимо учитывать. Если правительство будет часто прибегать к государственным займам, то это нарушит деятельность частных финансовых учреждений. Частые выпуски государственных ценных бумаг могут привести к подорожанию кредита, снижению инвестиций в частном секторе. К падению экспорта и снижению потребительских расходов.
Частое использование государственных кредитов ослабляет фискальную политику правительства. Накапливаясь, долговые обязательства государства могут формировать государственный долг (внешний и внутренний). А это усиливает зависимость государства от других стран.
Все эти проблемы учитываются при формировании правовой базы государственного кредитования. Они регулируются соответствующими законами государства.
Источник
Современные проблемы государственного кредита в Российской Федерации
Считается, что государственные займы менее опасны, чем эмиссия. Но и они оказывают заметное негативное воздействие на экономику.
Во-первых, правительство часто прибегает к принудительному их размещению, что нарушает рыночную мотивацию деятельности частных финансовых институтов.
Во-вторых, практика выпуска государственных ценных бумаг, мобилизуя свободные средства финансового рынка, увеличивает среднюю рыночную ставку процента. Это ведет к удорожанию кредита, снижению инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта и частично — к снижению потребительских расходов. В итоге возникает эффект вытеснения производственных инвестиций финансовыми, который значительно ослабляет стимулирующий эффект фискальной политики.
В-третьих, долговые обязательства государства, накапливаясь, формируют внутренний и внешний государственный долг. Его приходится выплачивать с процентами. Поэтому правительства прибегают к новым займам; покрывая старые долги, они делают еще большие новые (практика рефинансирования государственного долга). Долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации дефицита. Однако долговой способ не устраняет угрозы роста инфляции. Он только создает временную отсрочку для этого роста, что характерно для многих переходных экономик, в том числе и для российской, тем более, если учитывать имеющуюся у Центрального банка РФ возможность скупки государственных облигаций на вторичном рынке ценных бумаг. Эффективное управление государственным долгом должно максимально способствовать решению задач, определенных финансовой политикой. Вопросы управления государственным долгом в настоящее время регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации, введенным в действие с 1 января 2000 г., Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 458 «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», федеральными законами о бюджете на очередной финансовый год, постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 1997 г. № 245 «О единой системе управления государственным долгом Российской Федерации», другими нормативно-правовыми документами, в частности актами Банка России и Внешэкономбанка.
Анализ имеющейся законодательной базы в сфере государственного долга позволяет сделать вывод, что вопросы правового регулирования управления государственным долгом в настоящее время получили недостаточно полное и четкое юридическое закрепление. Также существенным недостатком управления государственным долгом является недостаточная разработка законодательно установленных целей государственных заимствований. В то же время необходимо четко законодательно определить процедуры и механизмы взаимодействия и координации соответствующих органов, их функции и ответственность, а также механизм обмена информацией между государственными органами, осуществляющими валютную, денежно-кредитную, долговую и бюджетную политику.
Отдельной проблемой в сфере государственного долга является проблема восстановления и защиты сбережений граждан Российской Федерации, регулируемая нормами Федерального закона от 10 мая 1995 г. № 73 — ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации». Данным законом определено, что государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений. В то же время в законодательстве не закреплен порядок перевода гарантированных сбережений граждан во вкладах в Сбербанке России и организациях государственного страхования в целевые долговые обязательства, а также порядок обслуживания и погашения целевых долговых обязательств. Работа по осуществлению перевода государственных ценных бумаг СССР, гарантированных Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации», в целевые долговые обязательства на практике не осуществляется в связи с незавершенностью разработки нормативных актов, предусмотренных в статье 10 Федерального закона от 12 июля 1999 г. № 162 «О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации». Таким образом, законодательная база не отражает экономические реалии и нуждается в пересмотре.
На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что действующие правовые нормы по вопросам управления государственным долгом нуждаются в существенных дополнениях в связи с существующими экономическими и практическими реалиями.
В первую очередь необходимо четко законодательно закрепить цели государственных заимствований, разграничить компетенцию, полномочия и функции органов, осуществляющих управление государственным долгом. Экономика России страдает от недостатка инвестиций, отсутствия возможностей аккумулирования средств. Между тем эти средства есть как в нашей стране, так и за рубежом, но они не попадают в реальный сектор экономики. Острая необходимость в инвестициях, в обновлении производства обусловлена тем, что в настоящее время по самым оптимистическим оценкам, износ основных производственных фондов по стране приближается к 70%. Осуществление новых заимствований способствует образованию так называемых «пиков» платежей по погашению и обслуживанию государственного долга. Указанные недостатки действующей системы управления долгом в полной мере реализованы в «пиках» в графике платежей по внешнему долгу России, приходящихся на 2003, 2005, 2008 гг. Более того, нередко платежи в течение одного финансового года также концентрируются в пределах двух-трех месяцев, что существенно затрудняет процесс управления денежной наличностью и кассовое исполнение федерального бюджета. Рассмотрение портфеля проектов программы государственных внешних заимствований за последние несколько лет в целом позволяет сделать вывод о том, что наблюдается значительное распыление средств по большому числу несвязанных между собой проектов. Во многом это явилось следствием того, что у России нет единой стратегии привлечения средств. Значительное отставание от первоначально утвержденных графиков реализации проектов привело к дополнительным расходам федерального бюджета по оплате комиссий за обязательства на неиспользованные суммы займов. В итоге необходимо отметить, что в настоящее время инвестиции в первую очередь должны направляться на развитие производства, вкладываться в производственные фонды и другие активы. Поэтому при реализации стратегии экономического роста Правительством должны быть созданы условия и механизмы управления, необходимые для предложения долгосрочных «дешевых денег» для развития производства и экономики в целом. Этот процесс следует проводить в рамках государственного регулирования кредитно-денежных отношений, усиления парламентского контроля за этими процессами путем придания Счетной палате РФ функций по контролю за эффективностью реализации кредитно-денежной политики.
Источник
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Государственный кредит и его значение 5
1.1 Социально-экономическая сущность государственного кредита 5
1.2 Понятие и классификация государственного долга 9
1.3 Роль государственного долга в воспроизводственном процессе 12
1.4 Система управления госдолгом 14
2 Российская Федерация как заемщик 16
2.1 Ретроспективный анализ государственного внешнего долга РФ 16
2.2 Состояние и особенности внешнего долга РФ по кредиторам 24
3 Перспективы управления государственным долгом РФ 26
3.1Современные проблемы государственного кредита в РФ 26
3.2 Перспективы оптимизации процесса управления государственным
долгом РФ 30
Заключение 32
Список использованных источников и литературы 35
ВВЕДЕНИЕ
Государство как субъект экономических отношений для покрытия своих расходов привлекает не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, финансовые ресурсы. Уникальным способом выступает государственный кредит, отражающий кредитные отношения по поводу аккумуляции государством денежных средств на началах возвратности для финансирования государственных расходов.
Государственный кредит и его регулирование – одна из наиболее актуальных и сложных проблем для современной российской экономики. Проводимая в последние годы политика бюджетного профицита помогла снизить остроту долговой проблемы. Однако государственный долг в настоящее время остается одной из наиболее острых проблем, сдерживающих социально-экономический рост страны, чем и объясняется актуальность выбранной темы.
Целью работы является рассмотрение сущности государственного кредита и его проблем. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
— рассматриваются социально-экономическая сущность государственного кредита;
— представляется классификация государственного долга;
— выявляется роль государственного долга в экономике;
— рассматривается система управления государственным долгом;
— осуществляется анализ внешнего долга РФ;
— рассматриваются перспективы управления государственным долгом страны.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие по поводу получения или размещения государством денежных средств на основах платности и возвратности. Предмет исследования – проблемы управления государственным долгом.
В соответствии с поставленной целью и задачами в первой главе работы рассматриваются теоретические основы государственного кредита: выявляется сущность государственного кредита, рассматриваются его функции, дается определение государственного долга и его классификация, выявляется роль государственного долга в развитии экономики, изучается система управления государственным долгом. Во второй главе осуществляется анализ государственного долга РФ. В третьей главе рассматриваются современные проблемы, особенности и перспективы управления государственным долгом Российской Федерации.
Экономическая сущность государственного долга анализируется в работах следующих современных ученых-экономистов: В.А. Галанова, Д.Л. Головачева, М.В. Романовского, Б.А. Хейфеца. Кроме того, необходимо отметить, что вопросами государственного долга занимались и классики современной экономической науки – СЛ. Брю, А. Вагнер, Д. Кейнс, К.Л. Макконелл, Д. Риккардо, А. Смит, М. Фридмен и другие.
Теоретической и информационной базой исследования явились материалы учебной и монографической литературы, научных статей и статистические данные о размере внешнего долга РФ в различные периоды.
Методическую базу исследования составляет совокупность следующих методов: описательный, метод сравнения, методы анализа.
1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ
1.1 Социально-экономическая сущность государственного кредита
Государственный кредит представляет собой одну из форм существования публичных финансов наряду с бюджетами и внебюджетными государственными фондами и входит в число основных способов привлечения государством дополнительных денежных средств и увеличения его финансовых возможностей.
Как экономическая категория государственный кредит охватывает совокупность денежных отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц – с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта[1].
Наибольшее развитие во всем мире получила деятельность государства в качестве заемщика. Объемы операций в качестве кредитора, т.е. когда государство предоставляет из бюджета средства на возвратной и платной основе юридическим и физическим лицам, встречается значительно реже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых другими заемщиками, оно является гарантом.
Существование государственного кредита вполне закономерно, поскольку кредитное финансирование расходов государства обусловлено объективным противоречием между возрастанием общественных потребностей и ограниченными бюджетными возможностями государства. С развитием экономических и социальных функций государства в условиях рыночного хозяйства соответствующие расходы неизбежно возрастают. Посредством кредита государство может привлечь дополнительные финансовые ресурсы для их осуществления.
Функции государственного кредита непосредственно вытекают из его сущности. Они представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Функции государственного кредита
Распределительная функция государственного кредита проявляется в перераспределении части вновь созданной стоимости на особых принципах – срочности, возвратности, платности, целевого назначения[2].
Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных и денежных фондов государства или их использование. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита.
Положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени и при благоприятных обстоятельствах может быть даже снижено[3]. Финансирование расходов за счет займов позволяет не увеличить налоги в данный период времени, что пришлось бы сделать в противном случае.
Но при непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например финансировании за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.
Усиление тяжести налогового бремени, вызванное заимствованиями государства, зависит от их срока и процентов по кредиту, уплачиваемых заемщику. Чем выше доходность государственного займа для инвестора, тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение. Чем больше величина долга, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание при прочих равных условиях.
Регулирующая функция государственного кредита имеет две стороны – экономическую и социальную[4]. Экономическая сторона проявляется прежде всего в формировании основных общеэкономических пропорций (воспроизводственных, отраслевых, территориальных). Она осуществляется через поддержку и стимулирование развития отдельных отраслей, предприятий, территорий, в частности путем выделения им целевых кредитов. Выделение бюджетных ресурсов на безвозмездной основе далеко не всегда оправданно, особенно в условиях их ограниченности, а порой и дефицитности. В целом государственный кредит не только стимулирует высокие темпы экономического роста, но и смягчает циклические колебания. Посредством государственного кредита осуществляется государственное регулирование экономики. Социальная сторона государственного кредита связана с обеспечением воспроизводства рабочей силы за счет поддержки социальной сферы (образование, здравоохранение, социальное страхование), создания рабочих мест и снятия социальной напряженности. Развитие каналов привлечения средств населения для участия в формировании государственного кредита можно расценивать также как фактор увеличения доходов физических лиц.
Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями данной категории:
— очень тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;
— охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность привлечения ресурсов;
— осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами[5].
Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке финансов и кредита и воплощает в себе их черты, функционируя тем не менее как особое, специфическое отношение.
Так, государственный кредит участвует в формировании и использовании централизованных денежных фондов государства (бюджета и внебюджетных фондов), что делает его элементов финансов, финансовой системы. В то же время процесс его формирования и использования осуществляется в специфической форме – привлечение денежных средств на временной и, как правило, на возмездной основе. Связь государственного кредита с финансами заключается также в том, что, во-первых, это распределительные отношения, отношения вторичного распределения части валового внутреннего продукта; во-вторых, одним из участников отношений неизменно является государство – субъект с особыми правами, которые, как правило, используются при заимствованиях (например, принудительное размещение государственных займов и т.п.); в-третьих, целью этих отношений является привлечение государством дополнительных финансовых ресурсов.
Тем не менее от финансов кредит в том числе и государственный отличается тем, что в основе его лежат иные принципы организации:
— в отличие, например, от налогов и обязательных платежей привлечение или предоставление средств при кредитовании осуществляется на возвратной и, нередко, возмездной основе;
— движение средств осуществляется в прямом и обратном направлении, тогда как налоги и платежи движутся лишь в одном направлении;
— государственный кредит независимо от формы его существования имеет, как правило, добровольный характер, хотя отклонения могут иметь место;
— существование кредита ограничено конкретным, заранее известным сторонам сроком. Так, Бюджетный кодекс РФ предусматривает, что любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет[6];
— кредит имеет ситуационный, разовый характер, и в дальнейшем он может не возобновляться, в то время как налоги и платежи осуществляются регулярно;
— государственный кредит имеет избирательный, селективный характер в отличие от финансов, в которые вовлечены практически все участники экономической системы.
1.2 Понятие и классификация государственного долга
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ «государственным долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ»[7]. Государственный долг образуется в результате осуществления государственными органами различных видов заимствований. Долг органов государственного управления является органичным элементом в системе финансовых отношений, структуре активов и пассивов экономики.
Источник