С 14 апреля вступают в силу новые требования к валютным операциям и станет больше поводов для штрафов. Изменения касаются тех, кто сам является резидентом и дает в долг нерезидентам.
Теперь всем нужно указывать в договоре срок возврата займа. А если деньги не возвращают вовремя, могут оштрафовать того, кто дал в долг (но не всех).
С 14 мая появятся новые штрафы для должностных лиц. Директор компании, которая работает с нерезидентами, может потерять до 30 тысяч рублей из-за одного нарушения. Уже сейчас штрафы для компании или ИП составляют до 100% от суммы займа. Обычных людей штрафы не касаются, но срок все равно надо указать.
Что такое репатриация?
Репатриация средств — это возврат денег из других государств в Россию. Под разными законными и незаконными предлогами деньги граждан РФ иногда выводятся за границу. А назад по каким-то причинам не возвращаются. Государство не всегда могло это проконтролировать. Например, за внешнеторговыми сделками банки следили по паспортам сделки, но были нюансы, из-за которых не получалось полноценно контролировать договоры займа с нерезидентами.
Екатерина Мирошкина
экономист
Государство беспокоится о репатриации и вводит требования, которые заставят возвращать выведенный капитал.
Как было раньше?
Есть закон о валютном регулировании и контроле. Если какая-то компания заключает внешнеторговый контракт, то вести расчеты она будет по правилам, которые установил закон.
Например, все валютные контракты подлежат учету — раньше для них оформляли паспорт сделки, а с 1 марта контракты от 3 млн рублей для импорта и кредитов и от 6 млн рублей для экспорта ставят на учет (сумма должна быть равна или эквивалентна в любой валюте). По валютным контрактам важно соблюдать сроки поставок и расчетов. За этим следит отдел валютного контроля банка.
Раньше контроль сроков возврата денег касался только внешнеторговых сделок, когда предметом договора является поставка товара или оказание услуг. За нарушения срока расчетов за товары и услуги могли оштрафовать.
Но сроки по договорам займа с нерезидентами банк не контролировал, а за их нарушение не штрафовали.
Новые требования по договорам займа с нерезидентами
С 14 апреля 2018 года появилось новое требование по репатриации средств, которые перечислены нерезидентам. Вот главное:
- В договоре займа с нерезидентом обязательно должен быть указан срок возврата. Если срока нет, банк не примет договор на обслуживание и не проведет операцию.
- Заемщик-нерезидент должен вернуть деньги в установленный срок. Теперь банки будут это проверять. Если деньги не вернутся в срок, банк об этом узнает и должен будет сообщить в ЦБ.
- Валюта договора займа значения не имеет. Вы можете дать в долг в долларах или рублях.
Какие будут штрафы
За нарушение валютного законодательства штрафуют по ст. 15.25 КоАП. Пока в эту статью просто добавили нарушение сроков возврата денег по договору займа. Эта норма уже работает.
Если кто-то дал в долг нерезиденту, а тот не вернул деньги вовремя, заимодавцу могут начислить такие варианты штрафов:
- 1/150 ключевой ставки ЦБ за каждый день просрочки.
- От ¾ до одного размера незачисленной суммы.
Штраф может быть один, а могут применить оба сразу. Штрафы выписывает не банк. Он не имеет отношения к санкциям для клиентов и в свою пользу ничего не получает. Обязанность банка — проконтролировать, как клиент выполняет требования закона, и помочь ему правильно оформить документы.
С 14 мая 2018 года появится штраф для должностных лиц компаний, которые нарушили валютное законодательство: минимум 20 тысяч рублей. До мая за нарушения правил репатриации выручки и займов их не штрафуют. Но штрафы для ИП и компаний есть уже сейчас.
Для обычных граждан штрафов за нарушение сроков возврата займа не будет ни сейчас, ни в мае. Но им тоже нужно указывать срок в договоре, иначе банк не одобрит платеж.
Когда не нужно возвращать деньги в уполномоченный банк
Для репатриации средств по договору займа есть исключения, когда возвращать деньги в уполномоченный банк необязательно.
Список таких исключений был и раньше, но теперь он действует для договоров займа и его расширили. Например, сначала вы дали в долг нерезиденту, а потом он дал вам в долг и перевел деньги на счет в уполномоченном банке. У вас появились встречные обязательства, вы их зачли друг другу — и, хотя формально ваш заем не возвращен, нарушения нет.
Если оформлена и получена страховка от невозврата денег по договору займа, претензий к резиденту тоже не будет.
Если договор займа уже действует
Требования о возврате долгов нужно соблюдать только по новым договорам займа с нерезидентами — по тем, которые будут заключены с 14 апреля.
Для уже действующих договоров новые требования не работают. Если вы полгода назад заключали договор займа, не указывали там срок и вам не возвращают долг, штрафов не будет.
Но если изменятся существенные условия этого договора, придется указывать и соблюдать сроки возврата. Сумма договора займа — это существенное условие. А порядок и срок возврата денег — нет.
Источник
Вопрос: Существуют ли особенности валютного контроля заемщика при получении процентного или беспроцентного займа в иностранной валюте (CAD) от иностранного учредителя?
Ответ: Заключение сторонами договора беспроцентного либо процентного валютного займа подпадает под действие валютного контроля как валютная операция, которая осуществляется без ограничений между резидентами и нерезидентами. Для целей постановки договора займа на учет в уполномоченном банке сумма обязательств по договору займа определяется без учета подлежащих начислению процентов.
Обоснование: Договор займа может быть как возмездным, то есть предусматривающим уплату процентов за пользование заемными средствами, так и безвозмездным, когда исполнение заемщиком обязательства ограничивается лишь возвратом долга (п. 1 ст. 809 Гражданского кодекса РФ).
Иностранная валюта и валютные ценности могут быть предметом договора займа на территории Российской Федерации с соблюдением правил ст. ст. 140, 141 и 317 ГК РФ (п. 2 ст. 807 ГК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 140 ГК РФ случаи, порядок и условия использования иностранной валюты на территории Российской Федерации определяются законом или в установленном им порядке.
Виды имущества, признаваемого валютными ценностями, и порядок совершения сделок с ними определяются Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон N 173-ФЗ) (ст. 141 ГК РФ).
В силу п. 5 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ под валютными ценностями следует понимать иностранную валюту и внешние ценные бумаги.
Согласно пп. «б» п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ к валютным операциям отнесены приобретение нерезидентом у резидента и отчуждение нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
На проведение валютных операций между резидентом и нерезидентом не установлено ограничений, за исключением операций, предусмотренных ст. 11 Закона N 173-ФЗ, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации (ст. 6 Закона N 173-ФЗ).
Вместе с тем Закон N 173-ФЗ предусматривает ряд требований при осуществлении резидентами валютных операций в иностранной валюте.
До 1 марта 2018 г. при получении займа от нерезидента, сумма обязательств по которому была равна или превышала в эквиваленте 50 тыс. долл. США, резиденту необходимо было оформить паспорт сделки по форме 2 (п. 6.1, пп. 5.1.5 п. 5.1, п. 5.2 Инструкции Банка России от 04.06.2012 N 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (далее — Инструкция N 138-И)).
С 1 марта 2018 г. Инструкция N 138-И утратила силу в связи с вступлением в силу Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (далее — Инструкция N 181-И) с новыми правилами подачи сведений о валютных операциях.
Положения Инструкции N 181-И распространяются на нерезидентов, за исключением физических лиц, и резидентов, являющихся юридическими лицами (за исключением кредитных организаций и государственной корпорации «ВЭБ.РФ»), физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями или лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (п. 1.5 Инструкции N 181-И, Федеральный закон от 17.05.2007 N 82-ФЗ).
Вместо оформления паспортов сделок резиденты теперь обязаны ставить договоры на учет в уполномоченных банках (далее — банк УК) (п. 5.1 Инструкции N 181-И). Постановка договора на учет необходима, если сумма обязательств по нему равна или превышает в эквиваленте:
— 3 млн руб. — для импортных контрактов (кредитных договоров);
— 6 млн руб. — для экспортных контрактов.
Суммы обязательств определяются по официальному курсу иностранных валют на дату заключения контракта (кредитного договора) или последнего соглашения об изменении суммы обязательств по нему (п. 4.2 Инструкции N 181-И).
Резидент, являющийся стороной по кредитному договору, должен осуществить постановку на учет договора в срок не позднее пятнадцати рабочих дней после даты зачисления иностранной валюты или валюты Российской Федерации на свой счет, открытый в банке УК (пп. 5.7.2 п. 5.7 Инструкции N 181-И).
Если расчеты с резидентом осуществляются через его счет, открытый в банке-нерезиденте, то срок постановки договора на учет увеличивается до 30 рабочих дней с месяца, в котором денежные средства списаны или зачислены через указанный счет (пп. 5.7.3 п. 5.7 Инструкции N 181-И).
Если сумма обязательств не определена в контракте (кредитном договоре), его надо поставить на учет в срок, предусмотренный для той операции, в результате которой сумма расчетов по контракту (кредитному договору) стала равна или превысила в эквиваленте установленные лимиты (пп. 5.7.4 п. 5.7 Инструкции N 181-И).
Чтобы поставить на учет в банке кредитный договор, резидент — сторона кредитного договора должен представить в банк:
— кредитный договор (выписку из него) либо проект, содержащий информацию, которая необходима для постановки контракта на учет и осуществления валютного контроля, и
— иную информацию, необходимую для формирования банком УК разд. I ведомости банковского контроля (п. 5.6 Инструкции N 181-И).
Если в банк УК представлен проект кредитного договора, сам договор необходимо представить не позднее 15 рабочих дней с даты его подписания (п. 5.10 Инструкции N 181-И).
Не позднее рабочего дня, следующего за днем представления документов для учета, банк УК принимает кредитный договор на учет и присваивает ему уникальный номер и не позднее одного рабочего дня с даты постановки договора на учет направляет указанную информацию резиденту (п. 5.8 Инструкции N 181-И).
Отметим, что, если к 01.03.2018 документы для оформления паспорта сделки были сданы резидентом, но паспорт еще не был выдан, повторно собирать и отправлять документы не надо. Банк ставит такой договор на учет по новым правилам (п. 18.3 Инструкции N 181-И).
Не требуется закрывать и действующий паспорт сделки. Банк УК признает такой паспорт сделки, находящийся в досье валютного контроля, закрытым без проставления отметки о его закрытии. Кредитный договор, по которому оформлен паспорт сделки, банк поставит на учет, при этом номер паспорта сделки будет считаться уникальным номером договора. Дальнейшее обслуживание этого кредитного договора банк УК будет осуществлять по правилам Инструкции N 181-И (п. 18.1 Инструкции N 181-И).
В случае если заем будет процентным, процентные платежи (за исключением платежей по возврату основного долга) указываются в отдельном пп. 7.1 п. 7 ведомости банковского контроля по кредитному договору (Приложение 5 к Инструкции N 181-И). Процентные платежи не учитываются при отражении резидентом суммы в пп. 3.1 «Общие сведения о кредитном договоре» п. 3, в котором указывается только сумма основного долга по кредитному договору (пп. 2.3.1, 2.7 Приложения 5 к Инструкции N 181-И).
Таким образом, для целей постановки кредитного договора на учет сумма обязательств по договору займа определяется без учета подлежащих начислению процентов, следовательно, обязанность по постановке на учет не коррелирует с возмездностью или безвозмездностью данного вида договора.
В отношении перечисления резидентом средств в иностранной валюте в уплату процентов по займу, а также в погашение суммы основного долга ограничений не установлено. Такие переводы резиденты осуществляют с текущего валютного счета на счет нерезидента.
Кроме того, сторонам сделки, если они являются участниками международной группы компаний, необходимо будет учитывать требования налогового законодательства о международном обмене финансовой информацией в налоговых целях, в частности, о представлении уведомлений об участии в международной группе компаний и представлении страновых сведений (гл. 14.4-1 «Представление документации по международным группам компаний» Налогового кодекса РФ).
Отметим, что за непредставление данной документации (указание в ней недостоверных сведений) предусматривается налоговая ответственность (ст. ст. 129.9, 129.10 и 129.11 НК РФ). Однако за налоговые правонарушения, предусмотренные ст. ст. 129.9, 129.10 и п. 2 ст. 129.11 НК РФ, выявленные в отношении отчетных периодов, начинающихся в 2017, 2018 и 2019 гг., налоговые санкции применяться не будут (ч. 7 ст. 2 Федерального закона от 27.11.2017 N 340-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний»).
Задать вопрос или заказать пособие можно тут
С уважением к вашему бизнесу,
Сушонкова Елена
Подписывайтесь на нас:
ВК Facebook Дзен Одноклассники Teletype Телеграмм
Список всех публикаций блога вы найдёте на главной странице канала
Материал подготовлен с использованием системы КонсультантПлюс
Источник
В процессе хозяйственной деятельности предприятия довольно часто возникает необходимость получения займа или возвратной финансовой помощи от нерезидентов. Требования к таким договорам и порядок их регистрации установлены на законодательном уровне. Нарушение процедуры получения займа будет иметь неприятное последствие для предприятий в виде применения финансовых санкций. Поэтому, если на повестке дня стоит вопрос заключения и регистрации договора займа с нерезидентом, следует учесть определенные юридические аспекты такой процедуры.
Требования к положениям договора займа с нерезидентом
Получению займа или возвратной финансовой помощи от нерезидента предшествует заключение соответствующего договора в письменной форме. Кроме положений, непосредственно регулирующих правоотношения займа, в договор следует включить те положения, которые являются необходимым условием для его регистрации. В частности, договор должен содержать положение о цели получения заемных средств. Это может быть финансирование строительства, приобретение объектов недвижимости, финансирование в нематериальные активы, финансирование формирования запасов, финансирование прочих производственных расходов, оплата услуг, пополнение оборотных средств и т. п.
Кроме того, в договоре необходимо предусмотреть отдельным пунктом то, что размер выплат за пользование займом (по установленной договором процентной ставке, с учетом комиссий, неустойки и других установленных договором платежей, в том числе являющихся санкциями за ненадлежащее выполнение условий настоящего договора) в течение действия договора не должен превышать размер выплат по максимальной процентной ставке, установленной Национальным банком Украины, действующей на дату поступления договора в Национальный банк Украины.
Размер таких выплат зависит от срока заимствований и не должен превышать размер выплат по максимальной процентной ставке, установленной Национальным банком Украины для внешних заимствований резидентов на уровне 9,8 % годовых со сроком заимствований до одного года, 10 % годовых — со сроком заимствований от одного до трех лет, 11 % годовых — со сроком заимствований более трех лет.
Также в договоре необходимо предусмотреть условие, что он вступает в силу с момента (или не раньше) его регистрации. Не допускается регистрация заключенных договоров, по которым предусмотрена уплата заемщиками процентов за пользование кредитами (без учета соответствующих комиссий) до фактического поступления в Украину кредитных средств от нерезидентов.
Договор, составленный на иностранном языке, резидент-заемщик подает вместе с его переводом на украинский язык, засвидетельствованным удостоверенной нотариально подписью переводчика или нотариусом. Не требуют перевода документы, составленные на русском языке или текст которых изложен одновременно на иностранном и украинском или российском языках.
При заключении договора займа с нерезидентом следует учесть, резидентом какой страны является заимодатель, поскольку в понимании налогового учета займом считаются денежные средства, предоставленные нерезидентами, кроме тех, которые имеют офшорный статус, на определенный срок с обязательством их вернуть и уплатой процентов за их пользование.
Порядок регистрации договоров займа
Договор займа или возвратной финансовой помощи в обязательном порядке подлежит регистрации в Национальном банке Украины. Однако документы для регистрации договора подаются через банк, который будет осуществлять непосредственное обслуживание такого договора.
Пакет документов для регистрации содержит уведомление о договоре по установленной форме (в электронной или бумажной форме), оригинал или копию договора и документы, касающиеся реализации договора. Кроме того, банк имеет право истребовать информацию или документы относительно структуры собственности, конечных бенефициарных собственников (контролеров) и содержания деятельности сторон договора, информацию или документы, подтверждающие источник происхождения средств, которые будут использоваться для погашения займа (основной суммы, процентов и т. п.). Такие документы получают для подтверждения наличия экономической целесообразности (смысла) такой финансовой операции. Информация может быть предоставлена в виде опросников или анкет, которые обслуживающий банк предлагает заемщику для заполнения.
Срок рассмотрения обслуживающим банком пакета документов не должен превышать 7 рабочих дней. Однако следует учесть, что этот срок исчисляется со дня поступления всех необходимых документов. То есть, если банк не получает полного комплекта документов, то срок рассмотрения начинается именно со дня получения всех необходимых документов, а не со дня первоначального их представления.
После проверки представленных документов обслуживающий банк самостоятельно обращается в Национальный банк Украины (далее также НБУ) для регистрации договора.
Срок рассмотрения НБУ пакета документов для осуществления регистрации договора составляет 7 рабочих дней. Но стоит обратить внимание на следующее: если осуществляется первичная регистрация договора с суммой займа более 500 тыс. долларов (эквивалент этой суммы в другой валюте), то процедуре регистрации предшествует предварительное рассмотрение и анализ документов Национальным банком Украины, которые длятся до 30 календарных дней. Этот срок также отсчитывается со следующего рабочего дня после поступления в НБУ надлежащего пакета документов.
Изменения в договор займа подлежат регистрации, только если они касаются сторон договора, суммы, валюты, срока кредита, размера процентной ставки, комиссий, неустойки и других платежей, влияющих на размер выплат за пользование кредитом.
По результатам процедуры регистрации заемщику предоставляется удостоверенное НБУ уведомление с пометкой о регистрации договора на бумажном носителе или уведомление об отказе в регистрации такого договора.
После регистрации договора займа на заемщиков возлагается обязанность представлять ежемесячную отчетность, в частности формы № 503 «Отчет о привлечении и обслуживании кредита по договору с нерезидентом» и № 504 «Прогноз операций относительно получения и обслуживания кредита по договору с нерезидентом».
Аннулирование регистрации и ответственность за нарушение порядка получения займа от нерезидента
Национальный банк имеет право аннулировать регистрацию договора. В частности, аннулирование может быть произведено, если в течение 180 календарных дней после регистрации договора заем не был получен (полностью или частично) или если заемщик не представляет отчетность об операциях по договору за три отчетных периода подряд.
Основаниями для аннулирования также является выявление в представленных документах недостоверной или неполной информации либо выявление информации о нарушении заемщиком или уполномоченным банком требований законодательства Украины.
В случае получения займа без регистрационного удостоверения к заемщику применяется штраф в размере 1 % от полученного займа, при этом у заемщика остается обязанность зарегистрировать такой договор в течение 60 дней со дня установления нарушения. Если на протяжении указанного срока договор не будет зарегистрирован, то к заемщику могут быть применены специальные санкции, определенные ст. 37 ЗУ «О внешнеэкономической деятельности».
Превышение суммы займа также считается нарушением, которое влечет за собой штраф в размере 1 % от суммы превышения.
ВЫВОД:
Для успешного осуществления регистрации договора займа от нерезидента прежде всего следует уделить внимание положениям такого договора и убедиться, что они в полной мере соответствуют законодательно установленным требованиям. Кроме того, необходимо заранее подготовить финансовые документы, которые подтвердят экономическую целесообразность получения такого займа, и документы, при помощи которых можно будет установить бенефициарных собственников (контролеров) сторон договора. Регистрирует договор Национальный банк Украины, однако обслуживание займа и подача пакета документов осуществляются через обслуживающий банк.
Источники
1. Постановление Национального банка Украины «Об утверждении Положения о порядке получения резидентами кредитов, займов в иностранной валюте от нерезидентов и предоставления резидентами займов в иностранной валюте нерезидентам» от 17.06.2004 № 270.
2. Постановление Национального банка Украины «Об установлении ставок по внешним заимствованиям резидентов» от 03.08.2004 № 363.
3. Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 № 2755-VI.
4. Указ Президента Украины «Об урегулировании порядка получения резидентами кредитов, займов в иностранной валюте от нерезидентов и применения штрафных санкций за нарушение валютного законодательства» от 27.06.99 № 734/99.
5. Постановление Правления Национального банка Украины «Об утверждении Положения о валютном контроле» от 08.02.2000 № 49.
6. Приказ ГНА Украины «Об утверждении Порядка применения штрафных санкций за нарушение валютного законодательства» от 04.10.99 № 542.
Татьяна Костюк, адвокат, старший юрист компании по обслуживанию иностранных инвестиций INVESTMENT SERVICE UKRAINE
Подготовлено специально для Платформы ЛІГА:ЗАКОН
Связаться с редактором
Источник