Бюджетный кодекс РФ (ст. 89) определяет государственные заимствования РФ как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками.
Государственный долг. В результате заемной деятельности образуется государственный долг — долговые обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права (Бюджетный кодекс, ст.97). Соответственно различают государственный и общегосударственный долг.
Общегосударственный долг — более широкое понятие и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства.
Обеспечением государственного долга России служит все имущество, составляющее государственную казну.
Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в следующих формах (Бюджетный кодекс, ст.98):
1) кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;
2) государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени РФ;
3) договоров о предоставлении государственных гарантий РФ, договоров поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
4) переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;
5) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.
В Бюджетном кодексе РФ (ст.98) особо оговаривается, что изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.
Государственный долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам национально-территориальных образований РФ, если они не были гарантированы Правительством РФ. Форма долговых обязательств национально-государственных и административно-территориальных образований РФ и условия их выпуска определяются самостоятельно на местах.
Внутренние и внешние займы.Как уже отмечалось, в зависимости от места размещения займы делятся на внутренние и внешние, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займа.
Кредиторами по внутренним займам преимущественно выступают физические и юридические лица, являющиеся резидентами данного государства, хотя определенная их часть может приобретаться и иностранными инвесторами. Внутренние займы обычно выпускаются в национальной валюте. Для привлечения средств эмитируются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы.
Бюджетный кодекс РФ (ст. 89) определяет государственные внутренние заимствования как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в валюте РФ, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в валюте РФ.
Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения.
Бюджетный кодекс РФ (ст. 89) определяет государственные внешние заимствования РФ как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в иностранной валюте, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.
Заемные средства РФ мобилизуют в основном двумя путями:
1) размещением долговых ценных бумаг;
2) получением кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов.
Порядок выпуска и размещения первых регулируется Федеральным законом «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 г. (№136-ФЗ), в соответствии с которым федеральными государственными ценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от имени РФ.
Обязательства РФ, субъекта РФ, возникшие в результате эмиссии ценных бумаг и составляющие внутренний долг, должны быть выражены в валюте РФ и подлежат оплате в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут быть указаны в Генеральных условиях эмиссии и обращения государственных ценных бумаг, а также в реквизитах сертификатов в качестве соответствующей оговорки, на основании которой определяется величина платежа по данным государственным ценным бумагам.
Обязательства РФ и субъекта РФ, возникшие в результате эмиссии государственных ценных бумаг и составляющие внешний долг РФ и субъекта Федерации должны быть выражены в иностранной валюте и подлежат оплате в иностранной валюте.
С середины 90-х годов заемная деятельность центрального Правительства РФ на рынке ценных бумаг стремительно активизировалась, что объясняется отказом от использования кредитов Центрального банка РФ для покрытия бюджетного дефицита. При этом для привлечения средств выпускаются высокодоходные ценные бумаги. В результате все более значительные средства федерального бюджета направляются на покрытие расходов по обслуживанию долга. За 1997 г. эти расходы значительно выросли, составив 28% всех расходов федерального бюджета против 16% в 1996 г. Стремительное увеличение расходов, связанных с обслуживанием государственного долга, свидетельствует, что нарастание государственного долга РФ стало самопорождающимся процессом.
В РФ действует единая система учета и регистрации государственных заимствований РФ. Для этого Министерство финансов должно вести государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ. Информация о заимствованиях субъекта РФ или муниципалитета вносится соответственно в долговую книгу субъекта или муниципальную долговую книгу.
Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 943 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление
Источник
Формы государственных кредитов
Государственный кредит может быть внутренним и внешним. А они в свою очередь могут выступать в нескольких формах.
Первая форма — это государственные и муниципальные заимствования, которые являются главным способом покрытия дефицита бюджета. Они осуществляются путем выпуска ценных бумаг и их размещения, или же посредством кредита, привлекаемого органами власти и местного самоуправления. Самый распространенный вид государственных ценных бумаг – облигация, которая представляет собой эмиссионную ценную бумагу, закрепляющую право ее держателя на получение номинальной стоимости облигации от ее эмитента в установленный срок, а также зафиксированного процента или другого имущественного эквивалента. Данные кредиты могут предоставляться как государственными, так и коммерческими банками, иными кредитными и международными организациями.
Классифицировать займы можно по нескольким признакам:
- По субъекту, реализующему право эмиссии кредитных обязательств: государственные займы, региональные и муниципальные;
- По держателям ценных бумаг: универсальные, которые распространяются и среди физических, и среди юридических лиц, и специальные, которые реализуются либо только населению, либо только организациям;
- По отношению к вторичному рынку: рыночные займы и нерыночные;
- В зависимости от способа выплаты доходов: процентные, выигрышные займы, процентно-выигрышные, целевые (беспроцентные), беспроигрышные, дисконтные и процентно-дисконтные.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Другая форма государственного кредита: государство является кредитором. Заемщиками средств бюджета страны могут быть: бюджетные учреждения, унитарные предприятия, другие юридические лица и т.д. Обеспечивать исполнение возврата по бюджетному кредиту помогают банковские гарантии, залог имущества, поручительства.
Также государство в кредитных отношениях может выступать в качестве гаранта. БК РФ рассматривает гарантию государства как форму обеспечения гражданско-правовых обязательств, по которым РФ или же субъект РФ письменно дает обязательство отвечать за выполнение тем лицом, которому гарантия предоставлена, обязательств перед третьими лицами частично или полностью.
Внутренний и внешний долг государства
Определение 1
Государственный кредит представляет собой совокупность экономических отношений, где кредитором, заемщиком или гарантом выступает РФ, субъект РФ или муниципальное образование с одной стороны, а с другой – физические или юридические лица, зарубежные страны, международные организации и т.д.
Государственный кредит, являясь экономической категорией, находится на стыке финансов и кредита. Выступая элементом финансовой системы, государственный кредит способствует формированию и использованию централизованных фондов денежных средств, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.
Государственный кредит имеет общие черты с финансами, это:
- Распределительные отношения;
- Участником таких отношений является государство;
- Цель данных отношений заключается в привлечении государством дополнительных финансовых средств.
Отличиями же государственного кредита от финансов являются: возмездный и возвратный характер первого, двустороннее движение денежных средств, добровольный характер, ограничения по срокам и т.д.
Как уже было отмечено, кредит государства может быть внутренним и внешним.
Внутренний кредит имеет следующие формы:
- Выпуск займов, характеризуется привлечением временно-свободных денежных средств юридических и физических лиц для финансирования потребностей общества;
- Обращение вкладов в государственные займы, что реализуется через систему Сбербанка. В большинстве случаев наблюдается в тоталитарном государстве, где банки находятся под контролем правительства страны;
- Заимствование ресурсов общегосударственного ссудного фонда. В данном случае Центральный банк передает кредитные средства непосредственно;
- Бюджетные кредиты. При такой форме государство является кредитором. Таким способом государство оказывает помощь юридическим лицам на принципах возвратности, платности и срочности. Объемы средств, которые выделяются в бюджет, не ограничены. Однако, такой кредит могут получить только те предприятия, в деятельности которых страна заинтересована.
Замечание 1
Внешние кредиты в современном мире чаще всего имеют своей целью оказание продовольственной помощи. Такие займы выдаются международными финансовыми организациями.
Государственный долг РФ
Государственный кредит становится причиной образования государственного долга. Государственный долг – это общая сумма всех выпущенных и непогашенных обязательств по долгам, в том числе начисленные проценты.
Государство, пользуясь возможностью привлечения дополнительных средств, со временем накапливает задолженность внутреннюю и внешнюю, поэтому государственный долг растет.
Государственная активность в качестве заемщика – это индикатор финансового состояния страны: чем выше объемы заимствования, тем хуже положение государственного бюджета.
Согласно Бюджетному кодексу РФ, под государственным долгом понимаются долговые обязательства России перед физическими и юридическими лицами, зарубежными странами и международными организациями. Необходимо различать внутренний и внешний долг государства, а также общегосударственный долг, состоящий не только из задолженности Правительства страны, но и задолженностей органов управления.
Обеспечением государственного долга является все имущество, находящееся в федеральной собственности и составляющее государственную казну.
Внутренний долг государства состоит из задолженностей прошлых лет и новой задолженности.
Размещение внешних займов происходит на иностранных фондовых биржах в валюте других стран.
Все долговые обязательства России погашаются в конкретно определенные сроки и не могут превышать тридцати лет. Не допускается изменение условий займа, выпущенного в стране.
Источник
КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
Гос заимствование – займы, кот привлекаются от ФЛ и ЮЛ, от иностр гос-в и международных финансовых орг-й, по кот-м возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта.
В зависимости от видов источников гос займы:
— внешние – выражены в ин.валюте;
— внутренние – займы,выраженные в рублях.
Осуществление гос и муниц заимствований всегда ведет к образованию гос и мун долга.
Гос и мун долг – сов-ть долг.обязательств либо РФ либо субъекта РФ либо муниц.образования(МО). Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку. Однако в условиях нарастания бюджетного дефицита государство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга, т.е. погасить старую государственную задолженность путем выпуска новых займов . государственный внутренний долг РФ — долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации. Долговые обязательства бывшего Союза ССР включаются в государственный внутренний долг РФ только в части, принятой на себя РФ. Государственный внутренний долг РФ состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.
Долговые обязательства РФ могут быть в форме:
— кредитов, полученных Правительством РФ;
— государственных займов , осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ;
— других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.
Порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ определяются Правительством РФ. Эта деятельность называется управлением государственным долгом.
38 Понятие, принципы и виды банковского кредита Банковский кредит – денежная сумма,предоставляемая банковскими учреждениями в форме денежных ссуд. принципами банковского кредитования являются:Принцип срочностиозначает, что кредит даётся на однозначно определённый срок.Принцип возвратностипредполагает, что в определённый договором срок вся сумма кредита должна быть возвращена полностью.Принцип платностиподразумевает, что за право пользования кредитом заёмщик должен заплатить оговоренную сумму процентов.Принцип подчинения кредитной сделки нормам законодательства и банковским правилам(в частности, обязательно составление кредитного договора или соглашения в письменной форме, не противоречащего закону и нормативным актам ЦБ РФ).Принцип неизменности условий кредитования. То есть изменение условий кредитного договора (соглашения) должно производиться в соответствии с правилами, сформулированными в самом кредитном договоре либо в специальном приложении к нему.Принцип взаимовыгодности кредитной сделкиозначает, что условия сделки должны адекватно учитывать коммерческие интересы и возможности обеих сторон. В мировой банковской практике отсутствует единая классификация банковских кредитов . Это связано с различиями в уровне развития банковских систем в разных странах, сложившимися в них способами предоставления кредитов. Однако наиболее часто в экономической литературе встречается классификация кредитов по следующим признакам:
§ назначению (цели кредита);
§ сфере использования;
§ срокам пользования;
§ обеспечению;
§ способу погашения;
§ видам процентных ставок;
§ размерам.
Виды банковских кредитов по назначению:
§ промышленные;
§ сельскохозяйственные;
§ торговые;
§ инвестиционные;
§ потребительские;
§ ипотечные.
Промышленные ссуды предоставляются предприятиям и организациям на развитие производства, на покрытие расходов по покупке материалов и т.п.
Сельскохозяйственные ссуды предоставляются фермерам, крестьянским хозяйствам с целью содействия их деятельности по обработке земли, сбору урожая и т.п.
Потребительские ссуды предоставляются физическим лицам на покрытие неотложных нужд, ремонт и покупку квартир, домов и т.п.
Ипотечные ссуды выдаются под залог недвижимости с целью строительства, приобретения или реконструкции жилья. Виды банковских кредитов в зависимости отсферы использования: ссуды для финансирования основного или оборотного капитала. В свою очередь, кредиты в оборотный капитал подразделяют на кредиты в сферу производства и в сферу обращения.На современном этапе развития российской экономики наиболее прибыльными и, как следствие, наиболее распространенными являются кредиты, направленные в сферу обращения. Виды банковских кредитов в зависимости от сроков пользования: до востребования; срочные.
Срочные кредиты принято делить на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 до 3 лет) и долгосрочные (свыше 3 лет).
Виды банковских кредитов по обеспечению подразделяются на бланковые (необеспеченные) и обеспеченные.Бланковые кредиты выдаются первоклассным заемщикам без использования вторичных форм обеспечения возвратности кредита.
Обеспеченные ссуды являются основной разновидностью современного банковского кредита . В зависимости от вида обеспечения их принято подразделять на залоговые, гарантированные и застрахованные.
Подобная классификация банковских кредитов используется больше в теории банковского дела, чем на практике. В практической деятельности российских банков принято деление банковских кредитов в зависимости не от вида , а от качества обеспечения. В связи с этим принято выделение обеспеченных, недостаточно обеспеченных и необеспеченных кредитов.
По способу погашения банковские кредиты делятся на ссуды, погашаемые единовременно, и ссуды, погашаемые в рассрочку. Ссуды, погашаемые единовременным платежом, являются традиционной формой возврата краткосрочного кредита, поскольку удобны с позиции юридического оформления. Ссуды, погашаемые в рассрочку, означают погашение кредита двумя и более платежами в течение всего срока кредитования. Конкретные условия возврата определяются вкредитном договоре и зависят от объекта кредитования, срока кредита, инфляционных процессов и ряда других факторов.
Повидампроцентных ставок банковские кредиты можно подразделить на кредиты с фиксированной или плавающей процентной ставкой. Ссуды с фиксированной процентной ставкой предполагают установление на весь период кредитования определенной величины процентной ставки без права ее пересмотра. В данном случае заемщик принимает на себя обязательство оплатить проценты по неизменной согласованной ставке вне зависимости от изменений на рынке капиталов. В российской практике банковского кредитования преимущественно используются фиксированные процентные ставки. Кредитование с плавающей процентной ставкой предполагает использование процентной ставки, размер которой периодически пересматривается. В данном случае процентная ставка складывается из двух составных частей: основной ставки, изменяющейся в зависимости от конъюнктуры рынка, и надбавки, являющейся фиксированной величиной и определяемой по договоренности сторон.
По размерам принято деление банковских ссуд на мелкие, средние и крупные. В банковской практике не существует единого подхода к классификации кредитов по данному признаку. В России крупным считается кредит одному заемщику, превышающий 5% величины капитала банка.
В зависимости отсферы использования банковские кредиты могут быть двух видов : ссуды для финансирования основного или оборотного капитала. В свою очередь, кредиты в оборотный капитал подразделяют на кредиты в сферу производства и сферу обращения.Посрокам пользования банковские кредиты бывают до востребования и срочные.Срочные кредиты принято делить на: краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до трех лег) и долгосрочные (свыше трех лет).Пообеспечению кредиты подразделяются на бланковые (необеспеченные) и обеспеченные.Бланковые кредиты выдаются первоклассным заемщикам без использования вторичных форм обеспечения возвратности кредита.
Обеспеченные ссуды являются основной разновидностью современного банковского кредита . В зависимости от формы обеспечения их принято подразделять на залоговые, гарантированные и застрахованные. Подобная классификация банковских кредитов используется больше в теории банковского дела, чем в практике. В практической же деятельности российских банков принято деление банковских кредитов на виды в зависимости не от формы, а от качества обеспечения. В связи с этим принято выделение обеспеченных, недостаточно обеспеченных и необеспеченных кредитов.Поспособу погашения банковские кредиты делятся на ссуды, погашаемые единовременно, и ссуды, погашаемые в рассрочку. Ссуды, погашаемые единовременным платежом, являются традиционной формой возврата краткосрочного кредита, поскольку удобны с позиции юридического оформления.Ссуды, погашаемые в рассрочку, означают погашение кредита двумя и более платежами в течение всего срока кредитования. Конкретные условия возврата кредита определяются в кредитном договоре и зависят от объекта кредитования, срока кредита, инфляционных процессов и ряда других факторов.
Повидампроцентных ставок банковские кредиты можно подразделить на кредиты с фиксированной или плавающей процентной ставкой. Ссуды с фиксированной процентной ставкой предполагают установление на весь период кредитования определенной величины процентной ставки без права ее пересмотра. В данном случае заемщик принимает на себя обязательство оплатить проценты по неизменной согласованной ставке вне зависимости от изменений на рынке капиталов. В российской практике банковского кредитования преимущественно используются фиксированные процентные ставки. Кредитование с плавающей процентной ставкой предполагает использование процентной ставки, размер которой периодически пересматривается. В данном случае процентная ставка складывается из двух составных частей: основной ставки, изменяющейся в зависимости от конъюнктуры рынка, и надбавки, являющейся фиксированной величиной и определяемой по договоренности сторон.
Поразмерам принято деление банковских ссуд на мелкие, средние и крупные. В банковской практике не существует единого подхода к классификации кредитов по данному признаку. В России крупным кредитом считается кредит одному заемщику, превышающий 5% величины капитала банка.
40 Банковская система РФ.На сегодняшний день Банк определяется как финансовое предприятие, которое сосредотачивает временно свободные денежные средства (вклады), предоставляет их во временное пользование в виде кредитов (займов, ссуд), посредничает во взаимных платежах и расчетах между предприятиями, учреждениями или отдельными лицами, регулирует денежное обращение в стране, включая выпуск (эмиссию) новых денег. Проще говоря банки — это организации, созданные для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочностиБанки в России входят в двухуровневую систему, верхний уровень которой представлен ЦБ РФ а нижний — коммерческими банками. Банковская деятельность является лицензируемым видом деятельности. Банковская система является неотъемлемой составляющей экономической системы любой страны. Банки являются связующим звеном между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением.
Главным звеном банковской системы Российской Федерации является центральный банк. В самом названии отражается роль банка в кредитной системе страны: центральный банк становится центром кредитной системы. Местонахождение центральных органов ЦБ РФ – г. Москва. Правовое положение Банка России и его взаимоотношения с кредитными организациями определяются на основе того, что с одной стороны, ЦБ РФ наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно кредитной системой Российской Федерации, а с другой он является юридическим лицом, вступающим в соответствующие гражданско-правовые отношения с банками и другими кредитными организациями.
Создание центрального эмиссионного банка было обусловлено процессами концентрации и централизации капитала, переходом к единым национальным денежным системам. Первичная обязанность центрального банка в рыночной экономике-защищать стоимость и покупательную способность денег и помогать нормальному функционированию финансовых рынков.
Деятельность Центрального банка РФ определяется Конституцией РФ, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке ‑России)» и другими федеральными законами.
Осуществляя свою деятельность на макроуровне, он отражает общенациональный интерес, проводит политику не в интересах того или иного региона, той или иной группы отраслей народного хозяйства или предприятий, а в интересах государства в целом. При этом центральный банк не ставит своей задачей получение прибыли.
Традиционно центральный банк выполняет четыре основные функции: осуществляет монопольную эмиссию банкнот, является банком банков, банкиром правительства, проводит денежно-кредитное регулирование и банковский надзор
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1242; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
Источник