Специалисты Всемирного банка следующим образом классифицируют свои займы.
Особые инвестиционные ссуды (Specific Investment Loans). Они предоставляются для финансирования определенного объекта с целью возведения новых производственных сооружений, расширения объема производства на уже существующих объектах или улучшения их технического обслуживания. Фактически именно ссуды такого рода относятся к проектным ссудам и по-прежнему преобладают в общем объеме займов (около 50%).
Секторальные операции (Sector operations). Под этим названием объединены различные ссуды, которые предоставляются для финансирования проектов в границах целевых секторов экономики, например, транспорта, энергетики, сельского хозяйства и т. п. Определение финансируемых объектов в рамках целевых секторов осуществляется правительствами стран-ссудополучателей по критериям, устанавливаемым Всемирным банком.
Ссуды предоставляются либо непосредственно правительству (Sector Investment and Maintenance Loans), либо организациям, которые определяются правительством и фактически выступают посредниками между ним и конечным ссудополучателем, например национальным обществам финансирования развития или аграрным фондам (Financial Intermediary Loans).
К секторальным операциям относят также секторные займы структурной перестройки (Sector Adjustment Loans), предназначенные для решения общих задач в границах целевых секторов, которые могут возникнуть, например, при смене экономической политики. Часто средства по этим ссудам направляются на финансирование импортных операций.
Ссуды структурной реорганизации (бюджетозамещающие реабилитационные займы). Они введены с 1980 г. как помощь странам, испытывающим проблемы с платежным балансом, и предусматривают проведение широкого спектра мероприятий национального правительства.
Критерии для выделения таких ссуд наиболее мягкие и состоят в представлении страной программы структурных преобразований, согласованной с ВБ и имеющими перспективы на успех. Такого рода ссуды родственны аналогичному финансированию со стороны МВФ мер по преодолению дефицита платежного баланса, поэтому указанные организации согласуют масштабы, сроки, условия кредитования.
МБРР предоставляет также ссуды для преодоления последствий катастроф, например землетрясений или засухи (так называемые Emergency Reconstruction Loans), однако значение их до настоящего времени невелико (около 1% всех выделяемых средств).
Особый приоритет при распределении финансовых средств MAP уделяется таким целям, как борьба с бедностью, защита окружающей среды, поддержка мер макроэкономической и секторальной политики национальных государств.
В 1985 г. была открыта специальная кредитная линия для поддержки стран южнее Сахары (Special Facility for Sub-Saharan Africa). После завершения финансирования по данной кредитной линии в действие вступила новая программа для стран Южной Африки, которые имеют низкий уровень национального дохода и высокий уровень долга (Special Program of Assistance for Africa).
Сроки предоставления ссуд зависят от продолжительности финансируемого проекта, но в основном период их погашения у МБРР составляет 12—15 лет, а у MAP — 35—40 лет.
Средства, предоставляемые Всемирным банком в иностранной валюте, в принципе должны быть возвращены в тех же платежных средствах. Если издержки по осуществляемым национальными правительствами программам, проектам возникают в национальной валюте, то они должны и возмещаться за счет собственных средств, так что валютные риски несут сами правительства.
Если при этом в данной стране из-за неразвитости национального валютного рынка нет достаточного количества международных средств платежа, то правительство должно приобрести их на международных финансовых рынках.
Поскольку МБРР сам предоставляет ссуды из заемных средств, то процентные ставки зависят от общих тенденций в их движении на международных рынках капиталов и денег. Долгое время МБРР использовал расчетные формулы для определения процентных ставок, которые, однако, не учитывали ряд новых явлений конца 70 — начала 80-х годов, среди которых: большие колебания ставок на международных рынках; переход к использованию плавающих процентных ставок в международном кредитовании; увеличение периода времени между кредитными обещаниями и фактическим началом предоставления кредитов и др.
В связи с этим МБРР перешел с 1982 г. к использованию плавающих процентных ставок, пересматриваемых каждые полгода. Начальная процентная ставка базируется на издержках приобретения средств самим банком (Qualified Borrowings). К средневзвешенным издержкам капитала добавляется затем маржа 0,5%. Фактически ставка процента с учетом маржи банка составляет около 6—7% годовых.
В то время как большинство кредитов МБРР имеют ставку, немного превышающую рыночные, кредитные транши МВФ, напротив, дешевле рыночных ставок. МБРР, как и МВФ, взимает комиссию за обязательства, которая составляет 0,75% годовых с неизрасходованной суммы займа.
МБРР практикует также различного рода денежные сборы, например для обещанных, но еще не предоставленных ссуд (0,25%), для решения своих краткосрочных финансовых проблем.
Перед предоставлением кредитов МБРР и MAP анализируют общее экономическое положение страны-заемщика, в первую очередь платежный баланс, планы развития и инвестиционную политику. Далее проводится анализ экономических, технических и институциональных аспектов проекта с точки зрения его осуществимости и экономичности.
После завершения проектного анализа в соглашении о ссуде МБРР (Loan Agreement) и в соглашении о предоставлении кредита развития MAP (Development Credit Agreement) устанавливаются особые условия, которые должны быть выполнены сторонами. Кроме того, в соглашения включаются общие положения Всемирного банка (General Conditions), которые, однако, могут корректироваться.
В период осуществления проекта Всемирный банк посылает комиссии для проверки хода его выполнения.
Приблизительно через год после окончательного предоставления средств по любому проекту Всемирного банка составляется доклад, в котором подводятся текущие итоги.
Источник
(млн долл.)
В токийском пакете финансовой помощи России в 1993 г. предусматривалось открытие Банком кредитных линий на сумму 5 млрд долл., в том числе 1,1 млрд — реабилитационные кредиты в рамках «первоочередных стабилизационных мер»; 3,4 млрд и 0,5 млрд долл. — для структурной перестройки экономики. В августе 1993 г. России бьы предоставлен нефтяной реабилитационный заем с целью восстановления нефтедобывающей промышленностии поддержки реформ в области энергетики (610 млн долл. из 7,75% годовых). Это самый крупный в истории ВБ кредит на подобные цели. В 1994 финансовом году предоставлены: второй нефтяной реабилитационный кредит (500 млн долл.); на развитие сельского хозяйства (320 млн); на проведение приватизации (200 млн долл.). МБРР выразил согласие участвовать в кредитовании транспорта (300 млн долл.) и финансовых учреждений (200 млн долл.). Реализация этих кредитов была сопряжена с трудностями, поскольку ВБ не вполне удовлетворял инвестиционный климат в России (неупорядоченный налоговый режим, система субсидирования, контроль за ценами на нефть и нефтепродукты и т.п.). Поэтому в 1993 г. Россия смогла реально использовать кредиты ВБ, а также ЕБРР на сумму только 0,5 млрд долл.
В середине 90-х годов ВБ активизировал взаимодействие с Россией. Основное внимание сосредоточено на энергетическом, финансовом, социальном и сельскохозяйственном секторах экономики России, а также на оказании Банком содействия в переходе к рыночной экономике.
Наиболее крупными кредитами ВБ России в 1995—1998 финансовых годов, являются: второй реабилитационный заем (600 млн долл., 1995 г.); заем на осуществление жилищного проекта (400 млн, 1995 г.); два займа на перестройку угольной промышленности (500 млн в 1996 г. и 800 млн в 1998 г.); три займа на перестройку экономики (600 млн, 1997 г.; 800 млн долл. и 1500 млн долл., 1998 г.); заем на перестройку системы социальной защиты (800 млн долл., 1997 г.).
С момента вступления России во ВБ в 1992 г. по август 1998 г. Банк предоставил ей 41 заем на сумму 11,4 млрд долл., реально были использованы 5,7 млрд долл., или 61,7% от 9,2 млрд долл., выделенных на 30 июня 1998 г.* Россия, на которую приходилось 5,31% задолженности всех стран — членов ВБ, была седьмым по счету должником Банка после Мексики, Индонезии, Китая, Индии, Южной Кореи и Бразилии.**
* The World Bank Annual Report 1998. The World Bank, Washington, 1998, p. 215.
** Ibid, p. 214—216.
Россия осуществляла заимствования в ВБ на условиях валютного пула (т.е. в нескольких валютах) по ставке от 6,54% годовых до 8,37% (ставка пересматривается каждые 6 месяцев). Одновалютные займы предоставляются по ставке ЛИБОР плюс договорная маржа 0,5% (с 31 июля 1998 г. — 0,75%).
ВБ обычно связывает предоставление кредитов с выполнением страной-заемщицей тех же условий, которые выдвигает иМВФ.Однако Фонд делает упор на мерах, призванных обеспечить макроэкономическую и финансовую стабилизацию, Банк — на деталях структурных преобразований (открытие естественных монополий для конкуренции; развитие приватизации; утверждение частной собственности на землю; совершенствование налогового регулирования, сбора налогов; реформирование банков).
Таблица 10.14
ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА И ТИПЫ КРЕДИТОВ ВСЕМИРНОГО БАНКА, ПОЛУЧЕННЫХ РОССИЕЙ
(млн долл. США)
Из табл. 10.14 следует, что почти 40% займов пришлись на займы макроэкономического характера и, следовательно, пополняющие доходы государственного бюджета (реабилитационные займы и займы на структурную перестройку экономики). Они близки по своему назначению кредитам МВФ. Крупные заимствования России обусловлены кризисным состоянием экономики. 20% инвестиционных кредитов ВБ были направлены в энергетику (главным образом нефтяную и угольную промышленность) и 20% — в социальную сферу. ВБ сыграл важную роль в формировании международного фонда содействия приватизации и реорганизации государственных предприятий в России, решение об учреждении которого было принято на совещании «семерки» в Токио в июле 1993 г. 1/3 планируемой суммы (1 млрд из 3 млрд долл.) должны были составить кредиты ВБ, МФК и ЕБРР крупным приватизируемым предприятиям и 500 млн долл. — помощь ВБ российским регионам.
В июне 1997 г. ВБ одобрил новую стратегию содействия России, которая предусматривала увеличение кредитования для поддержки экономических преобразований. Наметились положительные сдвиги в осуществлении проектовМБРР в России: доля проектов с удовлетворительным рейтингом реализации увеличилась с 39 до 65%, объем расходования средств по инвестиционным проектам вырос втрое — с 294 млн долл. в январе 1996 г. до 1027 млн в марте 1997 г.
ВБ предоставил России новые структурные и инвестиционные кредиты. Так, 18 декабря 1997 г. были одобрены два займа по 800 млн долл. каждый: один — для структурной перестройки экономики, реструктурирования естественных монополий в области электроэнергетики, газовой промышленности и железнодорожного транспорта; второй — для преобразования угледобычи — ликвидации компании «Росуголь», приватизации жизнеспособных угольных предприятий и закрытия нерентабельных шахт.
В рамках пакета экстраординарной финансовой помощи в размере 22,6 млрд долл., согласованного Россией с МВФ, ВБ и правительством Японии в июле 1998 г., ВБ 7 августа 1998 г. одобрил предоставление России третьего займа на цели структурной перестройки экономики (1,5 млрд долл. на 7 лет). Это был самый крупный заем ВБ России. 300 млн долл. из этой суммы были перечислены немедленно, остальные средства планировалось направить двумя порциями (500 и 700 млн) в последующие 18 месяцев. Предполагалось, что до конца 1998 г. Россия получит от ВБ 1,7 млрд долл. и в 1999 г. 4,3 млрд долл.
Принятые 17 августа 1998 г. российским правительством меры, объявление дефолта по ряду внутренних и внешних обязательств привели к замораживанию утвержденных ВБ кредитов. Тем не менее 26 февраля 1999 г. подписано соглашение о предоставлении России нового инвестиционного кредита (400 млн долл.) на строительство и ремонт шоссейных дорог. Однако реализация одобренных бюджетозамещающих кредитов на структурную перестройку экономики зависит от достижения Россией договоренности с МВФ.
Международная финансовая корпорация (МФК) начала свою деятельность в России с оказания технической помощи. Особенно существенную роль она сыграла в реализации программы приватизации в Нижегородской, Волгоградской, Новосибирской областях и Республике Саха. За период по 1998 г. профинансировано 38 российских проектов на сумму 563 млн долл. из собственных средств и 223 млн долл. за счет синдицированных кредитов. Совокупная стоимость этих проектов составляет 1,9 млрд долл. МФК приняла участие в кредитовании нефтяных и других проектов. Она содействует развитию телекоммуникаций, пищевой промышленности, гостиничного бизнеса и ряда других секторов.
В 1998—1999 финансовом году возможность прибегать к займам Международной ассоциации развития имели лишь страны, у которых ВВП на душу населения в 1997 г. не превышал уровень 925 долл. (в России он составлял 2740 долл.).
Источник
Что делать, если не можете расплатиться
Сомнительный рекорд установили клиенты российских банков. По данным ЦБ, они набрали кредитов на 19,6 трлн рублей. Для сравнения: это примерно соответствует годовым доходам российского бюджета. Как народ будет отдавать кредиты, не понятно — на рынке надулся огромный «пузырь». Всемирный банк и Роспотребназдор в совместном исследовании дали советы закредитованным россиянам, а мы добавили к ним еще несколько рекомендаций экономистов.
Коронавирусный год ознаменовался настоящим кредитным бумом в России. По состоянию на начало осени 2020-го, заемщики набрали кредитов на 2,2 трлн больше, чем у них было ровно год назад. Всего в этом году россияне заключили свыше 80 млн кредитных договоров с банками и микрофинансовыми организациями – почти на 4 млн больше, чем в 2019-м.
Однако это явно не тот финансовый бум, которому стоит радоваться. Ведь, как показал свежий опрос одной из финансовых платформ, почти треть всех заемщиков берет новые кредиты для того, чтобы перекредитоваться – покрыть старые долги. Соцопросы показывают и еще одну тревожную тенденцию: многие семьи занимают деньги у банков просто для поддержания упавшего в коронакризис уровня жизни. Расчет здесь делается на то, что пандемия и сопровождающий ее экономический спад продлятся недолго, доходы вернутся на прежний уровень, и люди смогут спокойно обслуживать набранные кредиты.
Пока такие надежды выглядят слишком оптимистическими, и «спокойно» гасить долги у граждан не получается. Как явствует из исследования бюро кредитных историй «Эквифакс», количество ссуд банков и микрофинансовых организаций с просрочкой более 90 дней достигло своего максимального значения — 12,6 млн, что больше прошлогоднего показателя на 12,5%. А согласно недавнему опросу ВЦИОМ, у каждого пятого россиянина есть просрочка по кредитам, налогам или ЖКХ. При этом, как указывали в ЦБ, объем просроченных свыше 90 дней долгов физических лиц поставил рекорд с конца 2016 года. За август 2020 года показатель вырос на 5,3% и на начало сентября превысил 1 трлн рублей.
Результаты совместного исследования Всемирного банка и Роспотребнадзора показали: около 60% российских заемщиков испытывают трудности с погашением кредитов. В связи с этим возникает вопрос, что делать тем гражданам, которые по тем или иным причинам набрали кредитов, а платить по ним оказались не в состоянии? Авторы исследования предупреждают: брать новый заем – наихудший из возможных вариантов: ежемесячные платежи и основной долг только вырастут. Ни в коем случае нельзя связываться с фирмами, якобы помогающими не возвращать кредит: это мошенники, которые только разведут вас на дополнительные деньги.
Как утверждают специалисты, реально существуют две возможности снизить свою долговую нагрузку:
Первая: реструктурировать долг — то есть попросить банк изменить условия по кредиту: списать начисленные проценты, снизить ежемесячный платеж или процентную ставку. Правда, реструктуризация не всегда бывает выгодна: банк может сохранить процентную ставку, а срок кредита увеличить, и если заемщик согласится на такие условия, он может переплатить, хотя ежемесячные отчисления снизятся.
Вторая: рефинансировать долг — более выгодным кредитом закрыть старый долг и выплачивать банку меньше. Со временем ставки по кредитам меняются. Иногда они становятся ниже. Допустим, семья взяла 10-летний ипотечный кредит по ставке 15%. Через 5 лет заемщик обнаружил, что процентные ставки снизились и сейчас такой же кредит можно взять по ставке 11%. Он обращается в свой банк для перекредитования на более выгодных условиях.
Если же договориться с банком не удается, денег нет и не предвидится, остается последний выход — объявить себя банкротом. С 1 сентября этого года действует, как известно, упрощенный порядок банкротства физлиц – без судебной процедуры и для тех, у кого просроченные обязательства от 50 тыс до 500 тыс рублей. Однако ЦБ предупреждает: «Банкротство ухудшает кредитную историю: вам непросто будет получить кредит в будущем. Вашим имуществом и деньгами будут распоряжаться другие. Вы сможете тратить не более 50 тысяч рублей ежемесячно, если суд не одобрит большую сумму».
В общем, хорошего выхода из долговой кабалы не существует, каждый из них связан с теми или иными издержками. Доктор экономических наук, экс-депутат Государственной думы Павел Медведев в ответ на нашу просьбу дать совет заемщикам, оказавшимся неплатежеспособными, только руками развел: «Какие могут быть советы, если у человека нет возможности зарабатывать? Осторожно могу не посоветовать даже, а предложить: продайте все, что можно, но погасите долг. Любой другой вариант действий – еще хуже. Хотя, к сожалению, у большинства людей, не способных выплачивать долг, нет ликвидных вещей. А старый холодильник или телевизор не очень-то продашь, да и погоды вырученная сумма не сделает».
По словам экономиста, тревожная ситуация на рынке кредитования могла бы «рассосаться» в условиях ощутимого экономического роста: тогда появилась бы надежда на массовый рост зарплат и доходов населения. Но предпосылок к такому сценарию в обозримой перспективе не просматривается. А значит, кредитная петля будет затягиваться на шее россиян все туже.
Источник