ÐÐ°Ð½Ð½Ð°Ñ Ñема ÑвлÑеÑÑÑ Ð°ÐºÑÑалÑной Ñак как, за поÑледнее вÑÐµÐ¼Ñ ÑÑнкÑии MÐPP в ÑиÑÑеме миÑÐ¾Ñ Ð¾Ð·ÑйÑÑвеннÑÑ ÑвÑзей иÑпÑÑÑÐ²Ð°ÐµÑ Ñвоего Ñода ÑазнообÑазнÑе изменениÑ.
ÐÑежде ÑÑо бÑло ÑвÑзано Ñ ÑовеÑÑенно новой пÑакÑикой банка, а ÑоÑнее: пÑедоÑÑавлÑÑÑ, замеÑаÑÑие бÑджеÑ, Ð·Ð°Ð¹Ð¼Ñ Ð½Ð° каÑÑиÑовоÑное изменение Ñкономики или ÐµÑ Ð¾ÑделÑнÑÑ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑей в гоÑÑдаÑÑÑÐ²Ð°Ñ -заÑмÑÐ¸ÐºÐ°Ñ , гоÑаздо более ÑиÑокое пÑименение Ñакого инÑÑÑÑменÑа, как вÑÑÑение гаÑанÑий Ð¾Ñ Ð½ÐµÐºÐ¾Ð¼Ð¼ÐµÑÑеÑÐºÐ¸Ñ ÑиÑков, позволÑÑÑÐ¸Ñ ÑеÑаÑÑ ÑазлиÑнÑе пÑÐ¾Ð±Ð»ÐµÐ¼Ñ Ñ Ð¿ÑивлеÑением ÑаÑÑнÑÑ Ð¸Ð½Ð²ÐµÑÑиÑий без обоÑÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑÐ¾Ð±Ð»ÐµÐ¼Ñ ÑÑÐ¾Ð²Ð½Ñ Ð²Ð½ÐµÑней задолженноÑÑи.
Ðо вÑемена деÑиÑиÑа внÑÑÑÐµÐ½Ð½Ð¸Ñ ÑинанÑовÑÑ ÑеÑÑÑÑов и глобализаÑии ÑинанÑовÑÑ ÑÑнков ÑÑда ÑÑÑан ÑождаÑÑÑÑ Ð¾Ð±ÑекÑивнÑе Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´Ð»Ñ Ñого ÑÑÐ¾Ð±Ñ ÑаÑÑиÑиÑÑ ÑпÑÐ¾Ñ Ð½Ð° ÑинанÑовÑе ÑеÑÑÑÑÑ, даваемÑе миÑовÑм ÑÑнком ÑÑÑдного капиÑала Ð´Ð»Ñ ÑÐ°ÐºÐ¸Ñ Ñелей как инвеÑÑиÑии.
ÐÐРР пÑедÑÑавлÑÐµÑ Ñобой найкÑÑпнейÑий банк миÑа по велиÑине ÑÑÑавного капиÑала, вÑÑ Ñак же вÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ ÑамÑм знаÑимÑм игÑоком на ÑÑнке Ñелевого инвеÑÑиÑионного кÑедиÑованиÑ.
Также оÑмеÑаеÑÑÑ Ñо, ÑÑо ÑÑÑойÑивоÑÑÑ Ð² облаÑÑи ÑинанÑов ÐÐÐ Ð Ñоздана на поддеÑжке акÑионеÑов и на пÑименении ÑÑда ÑинанÑовÑÑ Ð¸Ð½ÑÑÑÑменÑов. СобÑÑвеннÑй (акÑионеÑнÑй) капиÑал ÑоÑÑавлÑÐµÑ Ð½ÐµÐ·Ð½Ð°ÑиÑелÑнÑÑ Ð´Ð¾Ð»Ñ ÐºÐ°Ð¿Ð¸Ñала банка, оÑÐ½Ð¾Ð²Ð½Ð°Ñ ÑаÑÑÑ ÑÑедÑÑв пÑивлекаеÑÑÑ Ð±Ð°Ð½ÐºÐ¾Ð¼ на ÑинанÑовÑÑ ÑÑÐ½ÐºÐ°Ñ Ð¿Ð¾ÑÑедÑÑвом пÑодажи ÑеннÑÑ Ð±Ñмаг Ñ Ð²ÑÑоким ÑейÑингом, иноÑÑÑаннÑÑ Ð¸Ð½Ð²ÐµÑÑиÑий, кÑедиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ ÑинанÑовÑÑ Ð¸Ð½ÑÑÑÑменÑов.
РиÑне 1992 года РоÑÑÐ¸Ñ Ð²ÑÑÑпила в ÐÐÐ Ð . СоÑÑÑдниÑеÑÑво в ÑÑеÑе кÑедиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÐÐÐ Ð Ñо ÑÑÑанами, беÑÑÑими займÑ, оÑновÑваеÑÑÑ Ð½Ð° оÑнове, ÑÑвеÑждаемой Ð´Ð»Ñ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð¹ ÑÑÑÐ°Ð½Ñ ÑÑÑаÑегии.
ÐÐ»Ñ Ð Ð¾ÑÑии она, (дейÑÑвÑÑÑаÑ, в даннÑй моменÑ) пÑинÑÑа бÑла в 1995 годÑ, в иÑне; Ð´Ð°Ð½Ð½Ð°Ñ ÑÑÑаÑÐµÐ³Ð¸Ñ Ð¿ÑÐµÐ´Ð¿Ð¾Ð»Ð°Ð³Ð°ÐµÑ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð»ÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÐµÐ¶ÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ð¾ 6-7 кÑедиÑов на ÑÑÐ¼Ð¼Ñ 1,2-1,5 миллиаÑдов доллаÑов. РнаÑале 1996 года Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð Ð¾ÑÑией и ÐÐРРподпиÑано бÑло 20 ÑоглаÑений о Ð·Ð°Ð¹Ð¼Ð°Ñ Ð´Ð»Ñ ÑинанÑиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿ÑоекÑов в ÑазнÑÑ ÑекÑоÑÐ°Ñ Ñкономики.
ÐÑ Ð¾Ð´ в ÐÐPP позволило бÑаÑÑ Ð»ÑгоÑнÑе конÑÑлÑÑаÑионное ÑодейÑÑвие Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑи банка и, долгоÑÑоÑнÑе займÑ. Ð¡ÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ Ð Ð¾ÑÑÐ¸Ñ Ð¿ÑедÑÑавлÑеÑÑÑ Ñленом и дÑÑÐ³Ð¸Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð´ÑнаÑоднÑÑ ÑинанÑовÑÑ Ð¾ÑганизаÑий гÑÑÐ¿Ð¿Ñ ÐÑемиÑного банка, однако маÑÑÑÐ°Ð±Ñ ÑоÑÑÑдниÑеÑÑва Ñ Ð½Ð¸Ð¼Ð¸  менÑÑе, Ñем Ñ ÐÐPP.Â
ÐлÑÑевÑм видом деÑÑелÑноÑÑи ÐÐPP в РоÑÑии — ÑÑо опеÑаÑии по кÑедиÑованиÑ. РнаÑе вÑÐµÐ¼Ñ Ð Ð¤ Ð²Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð² кÑÑг кÑÑпнейÑÐ¸Ñ Ð³Ð¾ÑÑдаÑÑÑв-заемÑиков ÐÐÐ Ð , ÑÑÑÑÐ¿Ð°Ñ Ð² обÑÐµÐ¼Ð°Ñ Ð·Ð°Ð¸Ð¼ÑÑÐ²Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½ÐµÐºÐ¾ÑоÑÑм ÑÑÑанам. С 1992 г. по иÑÐ»Ñ 2001 г. Ð¡Ð¾Ð²ÐµÑ Ð´Ð¸ÑекÑоÑов ÐÐÐ Ð ÑазÑеÑил пÑедоÑÑавление РоÑÑии 49 займов на ÑÑÐ¼Ð¼Ñ 12,2 млÑд. долл. CШA.
ÐÑедоÑÑавленнÑе Ð·Ð°Ð¹Ð¼Ñ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ ÑазделиÑÑ Ð½Ð°:
- Ð·Ð°Ð¹Ð¼Ñ Ð½Ð° поддеÑÐ¶ÐºÑ ÑÑÑÑкÑÑÑнÑÑ Ð¿ÑеобÑазований Ñкономики или ее оÑделÑнÑÑ Ð¾ÑÑаÑлей;
- инвеÑÑиÑионнÑе займÑ.
ÐÐPP пÑÐ¾Ð¸Ð·Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð² РоÑÑии и инÑе Ð²Ð¸Ð´Ñ Ð´ÐµÑÑелÑноÑÑи.
Ðо-пеÑвÑÑ , ÑÑо пÑоведение гаÑанÑийнÑÑ Ð¾Ð¿ÐµÑаÑий. Ðанком бÑли оÑкÑÑÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð Ð¾ÑÑии две гаÑанÑийнÑе линии на обÑÑÑ ÑÑÐ¼Ð¼Ñ 300 млн. долл. CШA: по пÑоекÑÑ âÐоÑÑкой ÑÑаÑÑâ (100 млн. долл. CШA) и Ð´Ð»Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð´ÐµÑжки ÑголÑной и леÑной оÑÑаÑлей пÑомÑÑленноÑÑи (200 млн. долл. CШA).
Ðо-вÑоÑÑÑ , ÑпÑавление междÑнаÑоднÑми гÑанÑами, пÑедоÑÑавлÑемÑми РоÑÑии.
ÐаконеÑ, ÑÑо â иÑÑледоваÑелÑÑÐºÐ°Ñ Ð´ÐµÑÑелÑноÑÑÑ Ð¸ оказанием ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÑеÑкого ÑодейÑÑвиÑ. ÐÑо делаеÑÑÑ ÐºÐ°Ðº Ð´Ð»Ñ ÑаÑÑиÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑобÑÑвенной инÑоÑмаÑионно-аналиÑиÑеÑкой Ð±Ð°Ð·Ñ Ð±Ð°Ð½ÐºÐ°, Ñак и в ÑелÑÑ ÑодейÑÑÐ²Ð¸Ñ ÑеализаÑии гоÑÑдаÑÑÑвеннÑÑ Ð¿ÑогÑамм ÑоÑиалÑно-ÑкономиÑеÑкого ÑазвиÑиÑ.
РпÑимеÑÑ, ÐÐPP бÑли пÑÐ¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ñ Ð°Ð½Ð°Ð»Ð¸ÑиÑеÑкие иÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿ÑÐ¾Ð±Ð»ÐµÐ¼Ñ Ð½ÐµÐ¿Ð»Ð°Ñежей в РоÑÑии, гоÑÑдаÑÑÑвеннÑÑ ÑаÑÑ Ð¾Ð´Ð¾Ð², ÑкологиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¿ÑиоÑиÑеÑов, иÑÑледование маÑÑÑабов бедноÑÑи в пеÑиод поÑле кÑизиÑа 1998 г. и дÑ.
ЦелÑÑ Ð¸Ð½Ð²ÐµÑÑиÑионного кÑедиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÐÐÐ Ð ÑвлÑеÑÑÑ ÑинанÑиÑование долгоÑÑоÑнÑÑ Ð¿ÑогÑамм, напÑавленнÑÑ Ð½Ð° ÑазвиÑие:
- ÑинанÑового ÑекÑоÑа, пÑомÑÑленноÑÑи;
- ÑкономиÑеÑкой инÑÑаÑÑÑÑкÑÑÑÑ;
- Ð¾Ñ ÑÐ°Ð½Ñ Ð¾ÐºÑÑжаÑÑей ÑÑедÑ;
- ÑелÑÑкого Ñ Ð¾Ð·ÑйÑÑва, ÑоÑиалÑной ÑÑеÑÑ.
СпиÑок займов, одобÑеннÑÑ ÐÐPP Ð´Ð»Ñ Ð Ð¾ÑÑии в 1992-2001 гг., вклÑÑÐ°ÐµÑ Ð² ÑÐµÐ±Ñ 41 заем. Ðз Ð½Ð¸Ñ Ñже к ÑеÑедине 2001 года 7 займов бÑли ÑÐµÐ°Ð»Ð¸Ð·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ñ Ð¸ закÑÑÑÑ; 2 займа аннÑлиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ñ Ð¿Ð¾ иниÑиаÑиве РоÑÑии до наÑала иÑполÑÐ·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑÑедÑÑв. Ð 26 займов Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´ÑÑÑÑ Ð² ÑÑадии ÑеализаÑии, а еÑÑ 6 займов одобÑÐµÐ½Ñ ÐÐÐ Ð , но еÑÑ Ð¸ÑполÑзоваÑÑÑÑ Ð½Ðµ могÑÑ.
ÐÑли ÑаÑÑмаÑÑиваÑÑ ÑаÑпÑеделение ÑÑвеÑжденнÑÑ ÐÐPP инвеÑÑиÑионнÑÑ Ð·Ð°Ð¹Ð¼Ð¾Ð² Ñо болÑÑÐ°Ñ ÑаÑÑÑ Ð·Ð°Ð¸Ð¼ÑÑвований (где Ñо, около 44%) пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑÑ Ð½Ð° 2 ÑекÑоÑа, как пÑавило оÑноÑимÑÑ Ðº ÑкономиÑеÑкой инÑÑаÑÑÑÑкÑÑÑе. ÐÑÑ Ð¸ еÑÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÑÑÐ°Ñ Ð´Ð¾Ð»Ñ Ð·Ð°Ð¹Ð¼Ð¾Ð² пÑомÑÑленноÑÑи в неÑÑÑной и ÑголÑной ÑÑеÑе. РдÑÑгие ÑекÑоÑа ÑÑÑÑпаÑÑ Ð¿Ð¾ обÑемам вÑделеннÑÑ ÑÑедÑÑв.
ФинанÑовÑе ÑÑÐ»Ð¾Ð²Ð¸Ñ Ð·Ð°Ð¹Ð¼Ð¾Ð² ÐÐPP Ð´Ð»Ñ Ð Ð¾ÑÑии ÑооÑвеÑÑÑвÑÑÑ Ð¿ÑакÑике кÑедиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð±Ð°Ð½ÐºÐ° (обÑий ÑÑок погаÑÐµÐ½Ð¸Ñ â 17 леÑ). ÐÑоÑенÑÐ½Ð°Ñ ÑÑавка по вÑем займам не пÑевÑÑала 7,5% годовÑÑ , а в 1999-2001 гг. â 5-6%. ÐоÑколÑÐºÑ Ð±Ð¾Ð»ÑÑÐ°Ñ ÑаÑÑÑ Ð·Ð°Ð¹Ð¼Ð¾Ð² бÑла полÑÑена до 1998 г., Ñо лÑгоÑнÑй пеÑиод по ним Ñже законÑилÑÑ (либо ÑÑо пÑÐ¾Ð¸Ð·Ð¾Ð¹Ð´ÐµÑ Ð² ÑÑом 2002 г.).
ФинанÑовÑе ÑÑÐ»Ð¾Ð²Ð¸Ñ ÐÐÐ Ð Ð´Ð»Ñ Ð Ð¾ÑÑии ÑооÑвеÑÑÑвÑÑÑ Ð¿ÑакÑике кÑедиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð±Ð°Ð½ÐºÐ° (ÑÑок погаÑениÑ, в обÑем 17 леÑ). ÐÑоÑенÑÐ½Ð°Ñ ÑÑавка по вÑем кÑедиÑам не пÑевÑÑала 7,5% годовÑÑ , а в 1999-2001 гг. Ñже 5-6%. Так как наиболÑÑÐ°Ñ ÑаÑÑÑ ÐºÑедиÑа бÑла полÑÑена до 1998 года, ÑооÑвеÑÑÑвенно лÑгоÑнÑй пеÑиод по ним законÑилÑÑ.
Ð ÑеÑение девÑÑи Ð»ÐµÑ Ð±Ñло иÑполÑзовано 2,76 млÑд инвеÑÑиÑионнÑÑ Ð·Ð°Ð¹Ð¼Ð¾Ð² ÐÐÐ Ð . ТÑÑдноÑÑи ÑеализаÑии инвеÑÑиÑионного поÑÑÑÐµÐ»Ñ ÐºÑедиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÐÐРРв РоÑÑии, можно оÑмеÑиÑÑ, во-пеÑвÑÑ , ÑодеÑжанием болÑÑой задеÑжки в ÑеализаÑии кÑедиÑов ÑвÑзаннÑÑ Ñ Ð½Ð¸Ð·ÐºÐ¸Ð¼Ð¸ заÑÑаÑами, в ÑезÑлÑÑаÑе Ñего кÑедиÑÑ Ð½Ðµ ÑкладÑваÑÑÑÑ Ð² ÑÑÑановленнÑе ÑÑоки. Ðо-вÑоÑÑÑ , новÑе кÑедиÑÑ Ð³Ð¾ÑовÑÑÑÑ Ð¾ÑÐµÐ½Ñ Ð´Ð¾Ð»Ð³Ð¾, и вÑеменной лаг Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ ÑÑвеÑждением займов СовеÑом диÑекÑоÑов ÐÐРРи вÑÑÑÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸Ñ Ð² ÑÐ¸Ð»Ñ Ð´Ð¾ÑÑÐ¸Ð³Ð°ÐµÑ Ð´Ð¾ одного года.
ÐÑи ÑакÑоÑÑ ÑÑали пÑиÑиной задеÑжки в ÑеализаÑии, можно ÑказаÑÑ, ÑÑо поÑÑи вÑе дейÑÑвовавÑие к наÑÐ°Ð»Ñ ÐºÑизиÑа займÑ, бÑли пеÑеÑÑÑоенÑ, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¿ÑимениÑÑ Ðº поÑÑ-кÑизиÑнÑм ÑоÑиалÑнÑм, ÑкономиÑеÑким и полиÑиÑеÑким ÑÑловиÑм.
ÐÑа ÑабоÑа занÑла веÑÑ 1999 год, и по ÑÑÐ´Ñ ÐºÑедиÑов и ÑаÑÑÑ 2000 года, по даннÑм СÑеÑной палаÑÑ, неÑдаÑи и задеÑжки в ÑеализаÑии пÑоекÑов пÑоÑиÑÐ¸Ñ ÑедеÑалÑного бÑджеÑа ÑаÑÑ Ð¾Ð´Ð¾Ð² на ÑплаÑÑ ÐºÐ¾Ð¼Ð¸ÑÑии за ÑезеÑвиÑование Ð±Ð°Ð½ÐºÑ ÑобÑал около $ 15 млн. СШÐ.
Источник
25-11-2005
1. Создание. МБРР создан в июле 1944 г. на международной валютно-финансовой конференции в г.Бреттон-Вудс (США), начал свою деятельность в 1945 г. Имеет статус специализированного учреждения ООН. Штаб-квартира — г. Вашингтон (США). Президент — Джеймс Вулфенсон (США), в сентябре 1999г. был переизбран на второй пятилетний срок (истекает в мае 2005 г.). С 1 июня 2005 г. новым Президентом Банка назначен Пол Вулфовиц.
2. Цели: оказание помощи в реконструкции и развитии экономик стран-членов путем поощрения капиталовложений на производственные цели; поощрение частных и иностранных инвестиций посредством предоставления гарантий или участия в займах и инвестициях частных кредиторов; содействие перспективному сбалансированному росту международной торговли.
3. Участники МБРР — 184 государства. Страны, подающие заявку на вступление в МБРР, должны быть членами Международного валютного фонда.
4. Уставный капитал Банка — около 191 млрд.долл.США. Подписной капитал составил 189,718 млрд.долл.США. Квота в МБРР примерно соответствует имеющейся квоте в МВФ (США – 16,39% голосов, Япония – 7,86%, ФРГ – 4,49%, Великобритания и Франция — по 4,30%, Россия – 2,78%).
5. Организационная структура. Совет управляющих — высший орган МБРР, в котором каждая страна представлена национальным управляющим (министром финансов или председателем центробанка), срок полномочий которых определен в 5 лет. Совет Директоров — исполнительный орган, принимает решения о политике Банка, утверждает предоставление займов. Состоит из 24 членов. Президент МБРР является также председателем Совета Директоров.
МБРР и Международная ассоциация развития (МАР) образуют Всемирный банк, который совместно с Международной финансовой корпорацией (МФК), Многосторонним агентством по гарантиям инвестиций (МАГИ) и Международным центром по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) составляют группу Всемирного банка.
Комитет по развитию Всемирного банка – образован в 1974 г. совместно с МВФ в качестве политического форума для предварительного обсуждения и вынесения рекомендаций по проблемам помощи развивающимся странам.
6. Деятельность. На получение займов МБРР имеют право страны-члены с уровнем ВНП на душу населения в размере от 875 долл.США в год.
Основным направлением его деятельности является средне- и долгосрочное кредитование под гарантии правительства государства-члена на цели структурной перестройки экономики и на конкретные проекты. Среди займов МБРР различают стабилизационные (обычно бюджетозамещающие) и инвестиционные.
Кредитное сотрудничество МБРР с заемщиками строится на основе регулярно утверждаемой Советом директоров для каждого из них Страновой стратегии помощи. Своими кредитами Банк обычно покрывает 30% от стоимости проектов, исходя из того, что его участие в них является своего рода «барометром» для привлечения частных инвесторов.
С начала своей деятельности МБРР выдал займов на сумму более 407,4 млрд.долл.США 128 странам. Наиболее крупными заемщиками МБРР в конце 90-х являлись Аргентина, Индия, Индонезия, Китай, Мексика, Южная Корея и Россия. В 2005 финансовом году (1 июля 2004г. – 30 июня 2005 г.) МБРР предоставил займов на общую сумму 13,611 млрд.долл.США (118 проектов в 37 странах).
МБРР взял на себя твердые обязательства по финансированию своего участия в совместной с МВФ Инициативе по сокращению задолженности беднейших развивающихся стран.
В настоящий момент Банк осуществляет стратегическую реформу, основные цели которой: увеличение эффективности операций, повышение качества кредитных портфелей, сокращение административных расходов, децентрализация; большее внимание социальным программам, развитию частного сектора; активизация деятельности по борьбе с бедностью, коррупцией, распространением СПИДа (т.н. проблематика «глобальных общественных благ»), решению других глобальных проблем.
Источник
Российская Федерация стала членом Всемирного банка (МБРР и МАР) в 1992 г. В общей сложности Банк предоставил заемные средства на финансирование 70 проектов в различных отраслях на общую сумму немногим более 10,5 миллиарда долларов США. Из них 9,9 миллиарда долларов уже освоено, что составляет около 95% общего кредитного портфеля. В наши дни Банк предоставляет 100% своего финансирования Российской Федерации в форме инвестиционных займов, портфель МБРР насчитывает 11 проектов с общей суммой принятых обязательств 756 миллионов долларов США (по состоянию сентябрь 2013 г.) Портфель проектов характеризуется относительно высоким качеством. За исключением проекта «Реформа жилищно-коммунального хозяйства в России», которому в настоящее время присвоен умеренно неудовлетворительный рейтинг, все остальные проекты имеют рейтинг на уровне «умеренно удовлетворительно» или «удовлетворительно».
Проект «Поддержка судебной реформы» был подвергнут кардинальной реструктуризации, и его рейтинг был повышен до уровня «умеренно удовлетворительно». Уровень освоения средств на конец 2012 финансового года составил 19,2%, что ниже среднего показателя по странам ЕЦА (почти 25%). Учитывая то, что большинство проектов разработано в форме пятилетних инвестиционных операций, средний срок действия проектов составляет 5,6 лет.
За многие года сотрудничества (а именно с 1992 года) РФ и МБРР, Международный банк реконструкции и развития предоставлял РФ инвестиционные займы, а также 8 структурных займов на общую сумму 6,2 млрд. долл. В свою очередь Российская Федерация направила эти займы на:
_ Первый и второй реабилитационный займы (RehabilitationLoans) использовались на финансирование импорта товаров для поддержки программы макроэкономической стабилизации и структурных преобразований;
_ Займы на структурную перестройку экономики (StructuralAdjustmentLoans) — на поддержку макроэкономических реформ в области налогообложения, развития частного сектора, реструктурирования естественных монополий, реформы банковской системы и либерализации торговой политики;
_ Первый и Второй займы на структурную перестройку угольного сектора (CoalSectorAdjustmentLoans) — на реструктуризацию угольной промышленности путем совершенствования системы государственного управления отраслью; прекращения субсидирования угольной промышленности из средств федерального бюджета; закрытия убыточных шахт и обеспечения социальной защиты уволенным работникам и их семьям; приватизации жизнеспособных угольных предприятий для стимулирования эффективного и устойчивого развития отрасли (на эти цели в рамках Второго угольного займа было предусмотрено два приватизационных транша по 100 млн. долл. США каждый).
Заем на структурную перестройку системы социальной защиты населения (SocialProtectionAdjustmentLoan) — поддержка усилий Правительства РФ по реформе системы пенсионного, медицинского и социального страхования, социальной поддержки и обеспечения занятости безработных. Моисеев С.Р.. Международные финансовые рынки и международные финансовые институты. / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. М., 2002г. — С. 245
Финансовые условия структурных займов по срокам погашения и процентным ставкам являются такими же, как и для инвестиционных займов.
В последние годы сотрудничество России и МБРР сталкивается с серьезными проблемами. Это подтверждается такими фактами, как задержками в реализации займов, их низкими рейтингами, практическим отсутствием новых займов. Всё чаще возникает вопрос об экономической эффективности и целесообразности использования Россией средств банка. Это касается как инвестиционных, так и структурных займов. Эта тема в последнее время привлекает все большее внимание со стороны российских политиков, экономистов, широкой общественности.
По мнению экспертов ведомства Германа Грефа, анализ сотрудничества России с МБРР показывает, что привлечение бюджетозамещающих займов неэффективно (всего за годы сотрудничества России и МБРР (1992-2012 гг.) подобных займов было привлечено на сумму $5.09 млрд.). В Минэкономразвития также считают неэффективным привлечение займов Всемирного банка для прямого кредитования частного сектора под государственные гарантии. Поэтому, по мнению Минэкономразвития, кредиты МБРР целесообразно привлекать только в тех случаях, когда это более выгодно, чем бюджетное финансирование.
Россия сотрудничает с МБРР с 1992 года. За эти годы общий объем кредитов, предоставленных РФ банком, составил $8.93 млрд., из них израсходовано — $7.95 млрд. Основными сферами привлечения кредитов МБРР является: электроэнергетика, транспорт, финансовый сектор, проекты по развитию городской инфраструктуры, здравоохранение и социальная защита, сельское хозяйство, образование и охрана окружающей среды. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Внешнеэкономические связи: Учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 2003г. С. 245 (Рисунок 2.7)
Из диаграммы (Рисунок 2. 7) автор сделал вывод, что наибольший вклад кредитов МБРР в РФ направляется в сферу электроэнергетики, когда самый малый на образование и окружающую среду.
В настоящее время основной задачей сотрудничества России и МБРР является обеспечение максимально эффективной реализации существующего портфеля инвестиционных займов банка. Разрыв или сокращение в той или иной форме взаимного сотрудничества с банком на практике означал бы отказ от льготных кредитных ресурсов. К мерам, способным повысить эффективность реализации существующего портфеля проектов МБРР, можно отнести аннулирование займов или отдельных компонентов займов, утративших народнохозяйственную эффективность; реструктуризацию сохранивших потенциал реализации займов.
Учитывая тяжелую ситуацию с государственной внешней задолженностью России, в ряде случаев вместо получения займов целесообразнее было бы привлечение гарантий МБРР, не увеличивающих сумму долга страны.
Также в кратко- и среднесрочной перспективе не следует отказываться и от привлечения новых инвестиционных займов МБРР, отдавая приоритет тем займам, которые будут давать ощутимую отдачу для экономики страны.
Что же касается привлечения новых инвестиционных займов МБРР, то приоритет должен отдаваться тем займам, которые будут давать не только ощутимую отдачу для экономики страны, но и обеспечивать возврат заемных средств.
Программа Всемирного Банка в России
Новая Стратегия партнерства с Россией на 2012-2016 годы обсуждалась Советом исполнительных директоров Всемирного банка 20 декабря 2011 г. В рамках новой стратегии одобрено предоставление ресурсов в объеме до 5 миллиардов долларов США для поддержки программы в течение следующих пяти лет. Стратегия полностью согласуется с приоритетами Правительства РФ и охватывает четыре следующих направления:
- — ускорение роста и диверсификации экономики;
- — развитие человеческого потенциала;
- — повышение роли России в мире и регионе;
- — повышение качества и прозрачности государственного управления (сквозная тема стратегии). Партнерство Всемирного банка и РФ.
Краткая характеристика российской программы. октябрь 2013 г. URL: https://www.worldbank.org/content/dam/Worldbank/document/Russia-Snapshot-rus.pdf
Предоставление аналитических и консультационных услуг (АКУ) остается важным направлением деятельности МБРР в России. Аналитические и консультационные услуги, оказываемые в тесном сотрудничестве с Правительством РФ, способствуют модернизации государственных финансов и государственного управления, повышению качества предоставления социальных услуг и улучшению инвестиционного климата.
- 1. В настоящее время готовится доклад, посвященный проблемам социальной мобильности, который будет выпущен в 2014 г.
- 2. В июне 2012 г. Всемирный банк представил результаты исследования «Ведение бизнеса на субнациональном уровне в России».
Данное исследование охватывает 30 регионов и предусматривает проведение оценки по четырем из десяти показателей, характеризующих условия для ведения бизнеса: регистрация предприятия, получение разрешений на строительство, подключение к энергосетям, регистрация собственности.
3. Также собираются данные для следующего глобального доклада «Ведение бизнеса» (за 2013 г.). Эта работа отвечает растущей на региональном уровне потребности в улучшении инвестиционного климата для обеспечения экономического роста на основе повышения производительности труда. Партнерство Всемирного банка и РФ.
Краткая характеристика российской программы. октябрь 2013 г.
URL: https://www.worldbank.org/content/dam/Worldbank/document/Russia-Snapshot-rus.pdf
Данные, предоставленные в таблице №2.2, обращают на себя внимание, что среди десяти стран, на которые Всемирный банк потратил наибольшие ресурсы за всю свою историю, проекты, реализованные в России, были самыми дорогостоящими. Это означает, что проекты, реализованные в России, были самыми масштабными и затратными. В 1990-е гг. на деньги Всемирного банка в России были проведены приватизация, земельная и сельскохозяйственная реформы, модернизация налоговой системы, структурная перестройка угледобывающей отрасли. Значительные суммы Всемирный банк выделил также на подготовку управленческих и финансовых кадров, развитие фондового рынка, реформу электроэнергетики. В этом смысле «успехи» экономического развития России программировались, в том числе, Всемирным банком. Батчиков С.А. Экономические отношения России. — М.: ИНФРА-М, 2006 С.234
Вывод. В настоящее время основной задачей сотрудничества России и МБРР является обеспечение максимально эффективной реализации существующего портфеля инвестиционных займов банка. Разрыв или сокращение в той или иной форме взаимного сотрудничества с банком на практике означал бы отказ от льготных кредитных ресурсов. К мерам, способным повысить эффективность реализации существующего портфеля проектов МБРР, можно отнести аннулирование займов или отдельных компонентов займов, утративших народнохозяйственную эффективность; реструктуризацию сохранивших потенциал реализации займов.
Учитывая тяжелую ситуацию с государственной внешней задолженностью России, в ряде случаев вместо получения займов целесообразнее было бы привлечение гарантий МБРР, не увеличивающих сумму долга страны.
МБРР сотрудничает со странами-членами (которые являются членами МВФ) в вопросах обеспечения справедливого и устойчивого роста национальной экономики и нахождения путей решения насущных региональных и глобальных проблем в сфере экономического развития и других важных областях, таких как экологическая устойчивость. МБРР выпускает облигации на международных рынках капитала и предоставляет долгосрочные займы странам со средним уровнем дохода. Получение прибыли не является основным мотивом в деятельности Всемирного банка.
Источник