Одним из способов покрытия бюджетного дефицита
является государственная эмиссия ценных бумаг. Основными ценными бумагами государства, выпускающимися на протяжении последних 70 лет, являются облигации, удостоверяющие право держателя на получение ее номинальной стоимости (и процента) или иного имущественного эквивалента. Облигация — это ценная бумага с фиксированным процентом от ее номинальной стоимости, по которой эмитент обязуется выплатить держателю сумму в предусмотренный срок в будущем.
В России эмитентом облигаций может быть только государство. На зарубежном фондовом рынке в больших объемах можно найти корпоративные облигации. В Российской Федерации различают следующие виды облигаций:
1. Облигации местных органов власти, выпущенные для финансирования строительства, модернизации, ремонта и т.п. объектов муниципальной собственности.
2. Облигации федеральных органов исполнительной власти, доходы по которым направляются на реализацию конкретных масштабных проектов, имеющих общественное значение.
3. Облигации внутренних государственных займов — ориентированы на крупных инвесторов и служат для обеспечения долгосрочного развития страны.
4. Процентные долговые обязательства российского государства предназначены для инвесторов — юридических лиц, хотя их части может приобретать также и население.
5. Казначейские обязательства — ценные бумаги, целью которых является секъюритизация задолженности Министерства финансов РФ перед предприятиями по бюджетному финансированию. Идея выпуска казначейских обязательств состоит в том, чтобы выплачивать эту задолженность не «живыми» деньгами, а процентными долговыми бумагами, которые, в свою очередь, могут быть обращены в уплату поставщикам за сырье, материалы, энергию и т.д.
Размещение государственных ценных бумаг может быть: добровольным — что означает размещение ценных бумаг на свободном (или почти свободном) рынке. К ценным бумагам, размещаемым таким образом, принадлежат государственные краткосрочные обязательства (ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ), облигации сберегательного займа (ОСЗ), еврооблигации;
вынужденным (квазирыночным) — что означает оформление фактического государственного долга на рынке. Так появились на свет облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ), каз-
начейские обязательства (КО), векселя Министерства финансов, переоформившие на Министерство финансов задолженность предприятий по банковским кредитам, предоставленным под государственные программы. Сюда же может быть отнесен портфель государственных бумаг ЦБ, сформированный в целях поддержки собственно рынка.
Для покрытия бюджетных дефицитов органы власти могут производить заимствования. Заимствования государства или муниципальных образований представляют собой займы, получаемые от юридических и физических лиц, по которым возникают долговые обязательства государства или органа местного самоуправления как заемщика или гаранта погашения займа другими заемщиками. Для выпуска займов необходимо соблюдение следующих условий:
наличие временно свободных денежных средств; спрос инвесторов на ценные бумаги, выпускаемые государством или местными органами власти;
объективная потребность государства или местных органов власти в финансовых ресурсах. Займы призваны решать следующие задачи:
1. Инвестиционные займы выпускаются для финансового обеспечения строительных проектов.
2. Социальные займы выпускаются для финансового обеспечения территориальных социальных программ.
4. Бюджетные займы выпускаются для покрытия бюджетных расходов в связи с бюджетным дефицитом.
Источник
Приобретение ценных бумаг — прекрасный способ сохранить и приумножить свой капитал. Работа с ними достаточно комфортна: они понятны, ликвидны и подходят для регулярной торговли в спокойном темпе. Эмитентами подобных инструментов выступают юридические лица и органы власти, в том числе местного уровня, которым предоставлено право выпуска различных ценных бумаг, подкреплённых обязательствами. Наша статья об одних из самых надёжных их видов — государственных ценных бумагах (ГЦБ).
Понятие и сущность термина
ГЦБ — это ценные бумаги, чаще всего облигации, обязательства по которым гарантированы государством. Их выпуск преследует конкретную цель — наполнить бюджет свободными денежными средствами. Поступления из основных источников — налогов и госпошлин — привязаны к определённым срокам, установленным нормативными актами. Расходы же регулярны, поэтому дефицит финансов на исполнение государственных программ и проектов — вполне закономерное и ожидаемое явление.
ГЦБ относятся к долговым бумагам, эмитенты которых должны погасить задолженность и выплатить проценты в строго оговорённые сроки. Договор купли-продажи ценных бумаг, помимо начисления процентного дохода, может предусматривать иные способы выполнения обязательств, например, индексацию стоимости или выигрыши.
Суть эмиссии государственных ценных бумаг заключается в привлечении правительством страны средств на развитие и выполнение собственной экономической и социальной политики. Интерес покупателей ГЦБ также понятен — получение гарантированного дохода. Напрашивается вывод: подобные финансовые инструменты — взаимовыгодный и надёжный способ денежного оборота для обеих сторон сделки.
Виды государственных ценных бумаг
Рынок ГЦБ в России насчитывает около сорока видов бумаг. Все они имеют одну общую черту — приносят доход. Классифицировать их можно по различным параметрам:
- по срокам обращения — долгосрочные (более пяти—семи лет), среднесрочные (до пяти—семи лет), краткосрочные (до одного года);
- по способу обращения — рыночные (со свободной продажей), нерыночные (нет права перепродажи) и целевые (для определённого круга лиц);
- виду эмитента — федеральные, муниципальные, госучреждений, со статусом государственных;
- виду дохода — процентные с фиксированной или плавающей ставкой, дисконтные (прибыль — разница в цене), индексированные (номинальная цена со временем растёт), выигрышные и комбинированные.
Некоторые специалисты выделяют ещё один определяющий фактор — цель выпуска. В соответствии с ним эмиссия ГЦБ обоснована:
- дефицитом федерального или регионального бюджета;
- долгов по ранее выданным займам;
- средств на конкретные проекты;
- выплат по долговым обязательствам.
Сегодня ГЦБ представлены тремя основными направлениями — облигации, казначейские обязательства и сберегательные сертификаты. Наиболее ходовыми являются облигации. Эти государственные ценные бумаги относятся к долговым. Их эмитент обязан выплатить сумму займа и процент по нему после оговорённого срока. Доход по ним может быть купонным и дисконтным. Первый — периодическое начисление процентов по фиксированной или плавающей ставке. Второй — получение прибыли за счёт разницы в цене при покупке и погашении бумаги.
По времени обращения к ним применима стандартная классификация — кратко-, долго- и среднесрочные. В мировой истории встречались случаи, когда государство эмитировало бессрочные бумаги. Например, так было с военным займом Великобритании — War Loan — во время Второй мировой. Доход по ним составлял 3,5% годовых, а цена на бирже — около 70% от номинала.
Казначейские обязательства — это ценные бумаги, которые оформляются на предъявителя. Их владение — знак участия в бюджете страны и право получения дохода. В нашей стране казначейские обязательства эмитировались в 1994-м, но уже через год их выпуск был прекращён.
Последняя разновидность государственных ценных бумаг — сберегательные сертификаты. Это свидетельства, которые выдаёт банк в качестве подтверждения депонирования денежных средств на определённый срок. После его окончания владелец ценной бумаги возвращает средства и процент по ним. Также термин может использоваться для обозначения облигаций государственных сберегательных займов.
Российская история облигаций обширна. В разные годы в стране выпускались следующие бумаги.
- Облигации российского внутреннего выигрышного займа. Выпущены в свободное обращение в октябре 1992 года, в 2009-м все выплаты прекращены.
- Облигации внутреннего валютного государственного займа. Эмитированы в счёт задолженности Внешкэномбанка СССР в мае 1993-го.
- Облигации государственных сберегательных займов. Выпускались Минфином в 1995–1998 гг.; их отличительная черта — повышенный доход.
- Облигации федерального займа (ОФЗ). Купонные бумаги от российского Министерства финансов. Впервые появились в 1995 году. Сегодня это наиболее надёжный вид вложения денег на биржевом рынке.
- Государственные краткосрочные обязательства. Первая эмиссия ценных бумаг состоялась весной 1993-го, её целью было получение средств для бюджета без повышения уровня инфляции. Доходность была выше средней, и в итоге настал момент, когда налоговые поступления оказались меньше трат на обслуживание долга. Всё рухнуло вместе с кризисом 1998-го.
- Государственные долгосрочные облигации. Увидели свет в 1991 году, торговые операции начались летом 1992-го. Срок обращения заканчивается в конце июня 2021 года.
- Золотые сертификаты. Ценные бумаги, которые выпускались в 1993–1994 гг. сроком на один год. Номинальная стоимость — 10 килограмм золота. Были обеспечены реальными золотыми запасами в размере 100 тонн драгметалла.
- Казначейские обязательства. Выпущены в 1994 году, предназначались для ликвидации долгов перед предприятиями. Последним было разрешено оплачивать налоги данными ценными бумагами.
- Приватизационные чеки. Целевые бумаги, используемые для оплаты приватизированных объектов. Вошли в оборот в начале 1992 года.
Рынок государственных ценных бумаг России
Рынок ГЦБ — особый мир, где посредством торговли ценными бумагами происходит перераспределение финансовых потоков. Его развитие находится в прямой зависимости от типа и состояния экономики страны, ведь это непосредственно влияет на основополагающие механизмы работы рынка — законодательную базу, взаимоотношения Центробанка с рынком и цели, выполнение которых он должен обеспечивать.
С точки зрения обоснованной потребности государства в средствах населения, на него возлагаются определённые роли в работе рынка — эмиссионная (для привлечения финансовых ресурсов в бюджет), координирующая (для обеспечения развития экономики) и контролирующая (для поддержания и роста торговых оборотов).
Эмитенты, которые имеют право на выпуск государственных ценных бумаг, в нашей стране определены статьёй 121.1 Бюджетного Кодекса РФ. Это органы исполнительной власти федерального, регионального и муниципального значения, Правительство РФ или уполномоченное им Министерство финансов. У них есть право на выпуск долговых ценных бумаг в виде облигаций в документарной или бездокументарной форме.
Координация рынка и контроль за ним осуществляется с помощью регулирования экономических механизмов через административные ресурсы. Это работа с нормативной базой по обороту ГЦБ, управление ресурсами страны, корректировка кредитно-денежной политики и специфики налогообложения. Подобные функции доступны для Банка России и Правительства Российской Федерации.
Любой рынок государственных ценных бумаг, в котором государство выступает эмитентом и гарантом исполнения обязательств, имеет свои особенности — и российский не исключение. Сегодня для него характерны следующие черты:
- низкий процент задействованного в инвестициях населения, что обусловлено отсутствием доверия к власти и низкой финансовой грамотностью;
- высокая волатильность и краткосрочность обращения ценных бумаг, обеспечивающие рост спекулятивных операций;
- небольшие торговые обороты, которые в основной своей массе приходятся на постоянных крупных инвесторов;
- невысокая доходность по государственным бумагам, на фоне которой ПИФы выглядят гораздо привлекательнее;
- недостаточно продуманная и удобная нормативная база по обороту и налогообложению финансовых инструментов;
- отсутствие разнообразия инструментов и их низкая привлекательность для частных инвесторов.
Особенности работы рынков ценных бумаг других стран
Нюансы работы с ценными бумагами во многом определены состоянием экономики и экономической моделью страны. Любая из них имеет свои особенности и проблемы. Так, ГЦБ в США считаются самыми надёжными инвестиционным инструментами. Будучи доступными для иностранных инвесторов, они выступают прекрасным индикатором общего состояния мировой экономики.
Всего выпускают три вида бумаг — краткосрочные бескупонные казначейские обязательства, казначейские процентные облигации (от одного до девяти лет) и процентные облигации со сроком обращения более десяти лет. Львиная доля госдолга приходится на эмитированные страной ценные бумаги, при этом среднесрочные инструменты составляют более половины от общего объёма.
В Японии ценные госбумаги также представлены в трёх категориях — краткосрочные (с периодом погашения до двух месяцев), среднесрочные (до пяти лет) и долгосрочные (от десяти до двадцати лет). Причём для средне- и долгосрочных существует собственный рынок — Gensaki. Большая часть ценных бумаг принадлежит различным банкам и страховым компаниям. Доля задействованного населения — около 5%. Контролирует рынок центральный банк, а для иностранных инвесторов существует утверждённый лимит по объёму владения бумагами. Большинство ГЦБ относятся к бездокументарным.
Китай — практически закрытый для иностранцев рынок. Основные владельцы государственных ценных бумаг — коммерческие банки. Эмитентами выступают Народный Банк и Министерство финансов, есть несколько отраслевых банков, чьи облигации входят в зону гарантирования государством. Сделки по ценным бумагам не попадают под налогообложение.
ГЦБ в России — есть ли перспектива?
Особенности российского рынка ГЦБ отрицательно сказываются на скорости его развития рынка, и существование проблем нельзя не признать. Но заинтересованность страны в притоке капитала и повышение финансовой грамотности населения способны сотворить чудо. Спустя одиннадцать лет после дефолта доверие к органам власти растёт, как и уверенность в завтрашнем дне. При возможности выгодного взаимодействия перспективы развития экономики и рынка государственных бумаг кажутся оптимистичными.
Источник данных: investing.com
Ценные бумаги, гарантом которых выступает государство, отличаются надёжностью, следовательно, не слишком высокой прибылью в сравнении с другими инструментами. Средняя доходность по российским ОФЗ — именно они сегодня являются государственными ценными бумагами, эмитентом которых выступают органы власти, — составляет 6–8% годовых. Тем не менее вкупе с льготами по части налогообложения и высокой ликвидностью они представляют интерес для желающих сберечь собственные средства.
Если сравнивать доходность ОФЗ и проценты по банковским депозитам, сравнение будет явно не в пользу последних. А на фоне регулярных снижений ключевой ставки Центробанком, наблюдаемых в 2019 году, и перспективы сохранения тенденции разница становится ещё заметнее. Этот фактор в сочетании с увеличением объёма торгов гособлигациями за последние пару лет вселяет уверенность, что востребованность подобных ценных бумаг на ближайший год как минимум не упадёт.
Мы рады, если ответили в этой статье на все ваши вопросы по теме. Если нет — вы всегда можете задать нам новые, для этого просто заполните форму обратной связи.
Источник
Одним из способов покрытия бюджетного дефицита
является государственная эмиссия ценных бумаг. Основными ценными бумагами государства, выпускающимися на протяжении последних 70 лет, являются облигации, удостоверяющие право держателя на получение ее номинальной стоимости (и процента) или иного имущественного эквивалента. Облигация — это ценная бумага с фиксированным процентом от ее номинальной стоимости, по которой эмитент обязуется выплатить держателю сумму в предусмотренный срок в будущем.
В России эмитентом облигаций может быть только государство. На зарубежном фондовом рынке в больших объемах можно найти корпоративные облигации. В Российской Федерации различают следующие виды облигаций:
1. Облигации местных органов власти, выпущенные для финансирования строительства, модернизации, ремонта и т.п. объектов муниципальной собственности.
2. Облигации федеральных органов исполнительной власти, доходы по которым направляются на реализацию конкретных масштабных проектов, имеющих общественное значение.
3. Облигации внутренних государственных займов — ориентированы на крупных инвесторов и служат для обеспечения долгосрочного развития страны.
4. Процентные долговые обязательства российского государства предназначены для инвесторов — юридических лиц, хотя их части может приобретать также и население.
5. Казначейские обязательства — ценные бумаги, целью которых является секъюритизация задолженности Министерства финансов РФ перед предприятиями по бюджетному финансированию. Идея выпуска казначейских обязательств состоит в том, чтобы выплачивать эту задолженность не «живыми» деньгами, а процентными долговыми бумагами, которые, в свою очередь, могут быть обращены в уплату поставщикам за сырье, материалы, энергию и т.д.
Размещение государственных ценных бумаг может быть: добровольным — что означает размещение ценных бумаг на свободном (или почти свободном) рынке. К ценным бумагам, размещаемым таким образом, принадлежат государственные краткосрочные обязательства (ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ), облигации сберегательного займа (ОСЗ), еврооблигации;
вынужденным (квазирыночным) — что означает оформление фактического государственного долга на рынке. Так появились на свет облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ), каз-
начейские обязательства (КО), векселя Министерства финансов, переоформившие на Министерство финансов задолженность предприятий по банковским кредитам, предоставленным под государственные программы. Сюда же может быть отнесен портфель государственных бумаг ЦБ, сформированный в целях поддержки собственно рынка.
Для покрытия бюджетных дефицитов органы власти могут производить заимствования. Заимствования государства или муниципальных образований представляют собой займы, получаемые от юридических и физических лиц, по которым возникают долговые обязательства государства или органа местного самоуправления как заемщика или гаранта погашения займа другими заемщиками. Для выпуска займов необходимо соблюдение следующих условий:
наличие временно свободных денежных средств; спрос инвесторов на ценные бумаги, выпускаемые государством или местными органами власти;
объективная потребность государства или местных органов власти в финансовых ресурсах. Займы призваны решать следующие задачи:
1. Инвестиционные займы выпускаются для финансового обеспечения строительных проектов.
2. Социальные займы выпускаются для финансового обеспечения территориальных социальных программ.
4. Бюджетные займы выпускаются для покрытия бюджетных расходов в связи с бюджетным дефицитом.
Источник