Минфин рассматривает возможность введения принудительного займа, впервые с 1982 года.
«В свете значительных незапланированных государственных расходов, вызванных эпидемией коронавируса и введением карантинных мер, в министерстве финансов рассматривают возможность введения принудительного займа для их покрытия», — сообщают ленты информагентств. К счастью, речь пока идет об Израиле.
Здесь можно было бы подавить зевок: дескать, нас это не касается. Дело, однако, в том, что российские финансовые власти также могут пойти на такой шаг, поскольку обстановка в экономике РФ складывается тяжелая.
Цены на нефть Urals свалились в штопор, из-за карантина целые отрасли — автозаводы, шахты, предприятия сферы услуг — на грани свертывания. В результате, на кубышку ФНБ претендуют, помимо пенсионеров, буквально все — начиная от авиакомпаний и турфирм, и заканчивая нефтяными концернами. При этом капитал бежит из России как ошпаренный — с 12 по 18 марта, по данным BCS Global Markets, инвесторы вывели из российских активов рекордные $ 1,4 млрд.
Это значит, денег правительству Михаила Мишустина взять неоткуда. В такой ситуации израильский опыт может оказаться востребованным.
Механизм принудительного займа, в израильском варианте, предельно прост. Займ взимается вместе с подоходным налогом или с налогом на определенные виды сделок. Государство одалживает эти деньги на определенный срок, и под процент заметно ниже рыночного. По окончании срока заемные средства возвращаются населению с выплатой процентов. Вот и все.
Но вернемся к России. Для нас принудительные займы — тоже не новинка. Еще в конце 1920-х годов в СССР стартовал негласный принудительный займ — подписка на очередные выпуски облигаций государственных займов. В послевоенное время эта практика стала обычной частью быта советских людей. Каждого гражданина страны, исключая детей, обязывали приобретать облигации в размере, равном одному месячному окладу в год.
Чуть позже партия и правительство разрешили отдавать деньги за облигации частями — по 7−8% зарплаты в месяц. Займом эти облигации можно считать, поскольку государство обещало когда-нибудь вернуть деньги гражданам.
И вот тут-то проходит водораздел между израильскими принудительными займами и советскими. Израиль занятые у граждан деньги всегда им возвращал. СССР — возвращал крайне неохотно, десятилетия спустя.
В 1956 году долг СССР населению перевалил за 259,6 млрд. рублей. На его обслуживание стало уходить до 17 млрд руб. в год, и, по расчетам Минфина, рост этих расходов в обозримом будущем должен был сравняться с объемом средств, собираемых с населения. Проблему решили одним махом — в 1957 году власти де-факто объявили дефолт по внутреннему долгу: выплаты по облигациям прекратили. А чтобы народ не особо возмущался, по выпущенным бумагам стали проводить лотереи. Получив крупный выигрыш, можно было купить официально и легально нечто дорогое — автомобиль или дачу.
Только в 1974 году было объявлено, что государство погасит старые облигации.
Другим советским «принудительным займом» можно считать денежную реформу 1991 года. Вечером 22 января, когда закрылись все отделения Сбербанка, в программе «Время» объявили об обмене денег. С полуночи крупные купюры (50 и 100 рублей) образца 1961 года прекратили хождение. Гражданам дали три дня, чтобы обменять их на новые. Суммы обмена были ограничены 1000 рублей, а с банковского счета можно было снять 500 рублей — остальные деньги на вкладах были заморожены. В итоге, правительству удалось «нагреть» свой народ, по разным оценкам, на сумму от 1 млрд. до 7,5 млрд. рублей.
И возникает вопрос: может ли Мишустин решиться на принудительный займ сейчас? И каким путем он пойдет — израильским или советским?
— Я очень подозрительно отношусь к идее принудительного займа, — говорит президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. — У нас в советское время были облигационные займы, и назад по ним люди ничего не получали. Все к этому привыкли, никто не протестовал — считалось, так надо.
После же преобразований 1990-х — фактической экспроприации вкладов в Сбербанке, и рухнувшей в 1998-м пирамиды ГКО, — население явно не готово к новым государственным внутренним займам.
На деле, сейчас принудительный займ будет выглядеть, как конфискация. К тому же непонятно, на кого он будет распространяться. Если на олигархов — есть другие методы инвентаризации средств сверхбогатых. Если на население — получится, что деньги забирают у тех, кому надо помогать. У нас, думаю, в ближайшее время до 70% граждан начнут испытывать экономические трудности, у них точно ничего не займешь.
«СП»: — Почему на такой займ идет Израиль?
— Не факт, что Израиль пойдет на это. Раньше, с 1950-х, Израиль находился в ситуации становления государства — выживания, войны со всей округой. Это означает совершенно другой уровень доверия внутри страны, и принудительные займы тогда воспринимались иначе.
На если сейчас даже в Израиле объявить принудительный займ — не уверен, что идея пройдет. Напротив, такой шаг может вызвать недоверие к власти, и отторжение гражданами финансовой системы.
В России о таком доверии вообще говорить не приходится. А если кабмин начнет подобные действия — доверия вообще не останется.
«СП»: — Внутренний займ мог бы спасти экономику России?
— Думаю, нет. Я не вижу, зачем это делать. Вообще, идея займа исходит из того, что сейчас все должны сбежаться и получить помощь. Мол, так происходит в Америке и Европе — там всем что-то раздают.
Но надо пронимать: нынешний кризис на Западе — чисто финансовый, коронаравирус тут ни при чем. Властям в США и ЕС просто необходимо раздавать — это их финансовая система грохнулась, и падение надо компенсировать. Отсюда, кстати, и колоссальные суммы помощи — из-за дисбаланса между реальным сектором и финансовым, и даже в самом финансовом секторе.
В России у кризиса совершенно другая природа: у нас нет дисбаланса, и наша финансовая система очень маленькая — просто ничтожная, по сравнению с мировой. С одной стороны, это убожество. Но в ситуации стресса это выгодно — в нашей системе, по сути, просто нечему лопаться. И дисбаланс у нас в другом: у людей нет денег.
«СП»: — Может, нам тоже надо раздать каждому гражданину по $ 1000, как в Америке?
— Можно в теории, но на это уйдет весь Фонд национального благосостояния. И тогда все сразу рухнет — государство рухнет — пусть у людей на руках останется по $ 1000. По большому счету, эти деньги никому не помогут.
«СП»: — Если не внутренний займ — где кабмину взять деньги в кризис?
— Правительству надо уменьшить налогообложение — прекратить высчитывать, бедный гражданин или нет, есть у него, условно, курица или мотоцикл. Нужно ввести налогооблагаемый минимум — не трогать граждан с низкими доходами.
Огромные резервы в системе ЖКХ — там, по сведениям ФАС, в 2−3 раза завышены тарифы. Ну, зачем нам все эти коммунальные управляющие компании? Ведь даже если раздать российским семьям по 10 тысяч рублей — система мгновенно высосет эти деньги: повысит тарифы на услуги, увеличит платежки.
Кабмину нужно систему ломать — и понятно, как. У нас только незначительную часть жилого фонда составляют богатые дома. Но в остальных домах действительно бедствие: у людей нет денег, а платят они за жилье, относительно своих доходов, чрезмерно много. Вот там надо наводить порядок — убирать посредников, которые выводят деньги за границу.
Если государство национализирует большую часть системы ЖКХ, установит контролируемые тарифы, и обеспечит ее жизнедеятельность силами военных — для людей будет колоссальная экономия. Суммарно население в этом случае выиграет, по моим оценкам, до 3 трлн. рублей. А государство на эту реформу потратит максимум 500 млрд. рублей.
Вот это была бы серьезная мера поддержки. Люди бы успокоились, из них бы не сосали деньги каждый месяц.
«СП»: — Есть еще подобные меры?
— Навести порядок в обеспечении продовольствием. Сейчас мы видим, что торговые сети искусственно создают панику, манипулируют с ценами. Между тем, в стране полно продовольствия — просто производители не могут проникнуть на рынок и предложить товар.
Это тоже решаемая задача: обеспечить логистику, защитить мелких производителей. А сети — оптовое звено — в этих чрезвычайных условиях тоже надо национализировать. Там наценка — в 3−4 раза по многим позициям, это же беспредел! Получается, оптовое звено высасывает из каждого товара 70−80% стоимость — разве это нормально?!
Если торговые сети не могут сами справиться, если провоцирует дефицит — нужно действовать как в военное время. Нужно изъять у них имущество — торговые площади, склады, — чтобы туда свозили продовольствие, которое существует, и которое можно быстро произвести.
И это — тоже колоссальный резерв. Если люди будут получать дешевое продовольствие, у них получится ощутимая экономия, и бюджет сойдется.
Снижение тарифов ЖКХ и дешевое продовольствие — это принципиально лучшее решение, чем внутренний займ, принудительный или добровольный. Потому что займ в итоге означает распределение, причем заранее известно, в пользу кого — структур, аффилированных с властью. А предлагаемые мной меры — это прямая помощь гражданам, которая даст реальную отдачу.
— Не думаю, чтобы наше правительство пошло на такие чрезвычайные меры, как облигации или внутренние займы, реализуемые в принудительном порядке, — считает декан факультета социологии и политологии финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — Пока ситуация не настолько катастрофична: она сложная, но не кризисная.
Так что в краткосрочной перспективе принудительные займы нам не грозят. А дальше многое будет зависеть от мировой конъюнктуры — не только от нефти, но и от глобальной кризисной ситуации, которая развивается по нарастающей.
Там уже сложно сказать, какие потребуются меры — может быть, они будут связаны и с выпуском внутренних облигаций. Тем более, в свое время были и военные выпуски облигаций, и выпуски на развитие народного хозяйства 1951−1953 годов, которые были погашены десятилетия спустя.
Конечно, к такого рода займам граждане любых стран относятся, мягко говоря, без восторга. У нас, если до подобного дойдет, людей придется подталкивать — по большому счету, заставлять их покупать облигации. Тем более, наше население в последние годы было развращено свободой и относительной демократией. И когда его будут загонять в мобилизационные рамки, оно будет протестовать и плеваться.
Но это, повторюсь, будет уже реально чрезвычайная мера. В настоящий момент есть гораздо более терапевтические методы, которые способны поддерживать стабильность российской экономики.
Новости социальной политики: Кризис не причина: Поднимать пенсии никто не будет
Коронавирус: Глава МВФ рассказала, когда мир оправится от коронавируса
Источник
Государственные займы – эффективный инструмент решения проблем в государстве за счет использования долговых денег, предоставленных заемщиками. Если в качестве заимодателей выступают юридические лица, граждане страны-заемщика, имеет место внутренний федеральный заем, при привлечении внешних кредиторов заключают договор внешнего государственного займа. Сам по себе государственный заем можно по праву считать целевым займом, то есть денежные средства выделяются для решения конкретных, отраженных в договоре займа задач и проблем.
Какие бывают государственные займы?
Многие из нас, когда слышат слово «кредитование», сразу представляют себе клиента банка (физическое или юридическое лицо), который обращается в кредитное учреждение с целью взять у него для решения своих финансовых вопросов в долг деньги. На самом деле заемщиками можем выступать не только мы с вами, но и целые государства, которые, к слову, являются участниками кредитных отношений на постоянной основе.
Что представляют собой государственные займы?
Если рассмотреть понятие «государственный заем» в словарях, можно сделать вывод, что, по сути, это деятельность государства, основная цель которой – привлечь дополнительные денежные средства, необходимые для решения вопросов функционирования экономического сектора, социальной сферы, производства и т.д. Государство в данном случае выступает должником (заемщиком) и обязуется в оговоренные сроки вернуть долг заимодавцу (кредитору).
Следует сразу оговориться, что государственные займы могут различаться в зависимости от целей привлечения денежных средств, поэтому при их рассмотрении целесообразно указывать, какой заем имеется в виду. Не менее важно не путать также внутренние и внешние займы государства. В первом случае в качестве кредитора выступают банки, предприятия и граждане страны-заемщика, во втором случае денежные средства в бюджет государства поступают от внешних кредиторов.
Рекомендуем: Микрозаймы без отказа, преимущества микрокредитов
Сами по себе государственные займы выполняют более масштабные функции, чем обычные банковские кредиты, которые ежедневно оформляются нами в кредитных учреждениях. Основными функциями таких займов являются:
- распределительная функция – размещение денежных средств по централизованным денежным фондам, в основе которого лежит принцип приоритетности (сначала деньги выделяются туда, где они наиболее необходимы)
- регулирующая функция – при помощи государственных займов есть возможность воздействовать на денежное обращение, уровни процентных ставок и т.д.
- контрольная функция – при распределении государственных займов очень важен контроль целевого использования денежных средств их получателями
Какие бывают формы займа государственного?
В настоящее время экономисты и финансисты выделяют различные формы займа государственного. Основными критериями большинства классификаций форм займов являются: место получения, срок погашения и роль заемщика.
Что касается форм займа в зависимости от места получения, их мы с вами уже рассматривали. Напомним, займы в данном случае могут быть внешними и внутренними.
По месту получения государственные займы делят на краткосрочные и среднесрочные. Краткосрочные займы необходимо погасить в течение 1-5 лет с момент их получения, крайний срок среднесрочных займов оговаривается в договорах займа и превышает 5 лет.
Можно, в принципе, выделить и такую категорию, как долгосрочные государственные займы. Благодаря такому дополнению в классификации структуризацию долга по периодам проводить станет гораздо проще.
По роли заемщика займы государства обычно разделяют на централизованные и децентрализованные. Если заемщик – правительство, будет оформляться централизованный заем, если местный орган власти – децентрализованный.
Следует сказать, что представленные формы займа государственного – основные формы, но далеко не все. Так, ряд авторов добавляет в классификацию облигационные (предполагающие эмиссию ценных бумаг) и безоблигационные (оформляются путем подписания договоров, соглашений и т.д. и не предполагают эмиссию ценных бумаг) займы государства и т.д.
Рекомендуем: Где взять деньги в долг под проценты?
Государственный заем – целевой займ
В настоящее время практически каждый заем или кредит является целевым займом. Более того, многие программы банков Москвы, СПб и т.д. составляются под конкретные цели кредитования и рассчитаны на конкретные категории заемщиков. Например, желающим приобрести авто будет предложена одна кредитная программа, клиентам, покупающим квартиру или дом, абсолютно другая.
Многим может показаться утверждение, что государственный заем – это целевой займ, слишком смелым. И действительно, разве не может государство с проблемами в большинстве секторов, начиная от производства и заканчивая социальной сферой, занять деньги без указания изначально конкретного направления их размещения? С точки зрения теории, конечно, может, однако на практике такой заем просто никто не даст, поэтому логично считать государственные займы целевыми займами.
При оформлении целевого займа государственного в договоре займа четко прописаны условия использования государством-заемщиком полученных им денежных средств. То есть, если деньги перечислены на развитие сферы образования, а потрачены на покупку производственных заводов и т.д., кредитор (внешний или внутренний) может потребовать досрочный возврат всей суммы займа и платы за него от заемщика-государства.
В большинстве экономических словарей под целевым займом государственным понимают средства, полученные централизованным или местным органом власти для решения, в основном, социальных и экономических проблем или же на какие-либо хозяйственные цели. С одной стороны, подобные трактовки можно считать достаточно понятными, с другой стороны, возможно, целевой заем целесообразно связывать с конкретными видами деятельности, о чем уже долгое время говорят многие экономисты и финансисты.
Особенности договора федерального займа
Если вы посетили ВТБ24, Сбербанк и т.д. с целью оформить кредит, то первое, что вам предложат работники банка – подписать договор кредитования. В том случае, когда оформляются федеральные займы – документами, регулирующими правовые отношения между участниками соглашений, становятся договора государственных (федеральных) займов.
Рекомендуем: Быстрый займ на карту онлайн
Следует отметить, что договор федерального займа предполагает 2-хсторонее сотрудничество между заемщиком в лице государства и заимодавцем в лице гражданина или юридического лица. В настоящее время любой государственный заем является добровольным.
Если заимодавец хочет поучаствовать в договоре федерального займа, ему необходимо приобрести выпущенные государством облигации или другие ценные бумаги, которые в будущем дают право взыскать сумму долга с платой за пользование заемными средствами с заемщика. В данном случае важно помнить, что ни государство, ни заимодавец не могут изменять условия займа, выпущенного в обращение.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что сегодня федеральные займы – эффективный инструмент решения социальных, экономических и многих других проблем в государстве. По сути, государственные займы являются целевыми займами и в зависимости от выбранного классификационного признака могут разделяться на формы.
Релиз был подготовлен специалистами портала — kredibank.ru
Источник
Власти гарантируют возврат всей суммы вложения гражданина в облигации федерального займа для населения (ОФЗ-Н). Об этом, а также обо всех вопросах, связанных с новыми «народными» ценными бумагами, рассказали журналистам представители Министерства финансов России.
Что такое ОФЗ-Н?
Окончательные условия выпуска облигаций федерального займа для населения (ОФЗ-Н) в Минфине ещё дорабатываются, хотя первая их эмиссия намечена уже на середину апреля. Однако основные параметры новых ценных бумаг известны.
Новые ОФЗ — долговое обязательство государства. Номинальная стоимость одной облигации — 1000 руб. По условиям программы каждый гражданин России сможет приобрести от 30 до 15000 этих бумаг. Как и все нынешние облигации, называть их «бумагами» можно лишь условно: это не бумага, а строчка в банковском компьютере. На руках у владельца будет лишь договор с банком и выписка со счёта, как у банковского вкладчика. Раз в полгода на этот счёт будет начисляться купонный доход. Сегодня он предусмотрен в размере 8,5 % годовых и в дальнейшем будет устанавливаться приказом Минфина, причём по возрастающей. Чтобы уменьшить рыночные риски ОФЗ-Н, в финансовом ведомстве придумали запретить покупку и продажу этих облигаций на вторичном рынке, а также их приобретение юридическими лицами.
Основную сумму долга владелец облигации сможет вернуть при выкупе ценной бумаги.
«В отличие от банковского депозита государством будет обеспечен возврат всей суммы вложений без ограничений, — подчеркнул заместитель министра финансов Сергей Сторчак. — При этом предъявить облигации к погашению их владелец сможет в любой день в течение трёх лет, на которые рассчитан выпуск ОФЗ-Н». Правда, при выкупе в течение первого года владения человек только вернёт большую часть своих денег: купонный доход ему в этом случае не заплатят. Минус банковские комиссии — 1,5 % (платятся и при приобретении, и при выкупе). Такая комиссия будет взиматься при сумме вложений до 50 тыс. руб. При сумме от 50 до 300 тыс. руб. комиссия составит 1 %, свыше 300 тыс. руб. — 0,5 %.
«При выкупе в течение первого года владения условия самые невыгодные, но после года владения купонный доход сохраняется, — объяснил Константин Вышковский, директор Департамента государственного долга и государственных финансовых активов Минфина России. — При сроке вложения от 2 лет доходность будет выше, чем по банковским депозитам».
Кому и зачем это нужно?
Распространять ОФЗ-Н пока будут лишь два госбанка: «Сбербанк» и ВТБ-24. При этом каждый, кто захочет вложить деньги в «народные» облигации, будет обязан открыть два счёта в каком-либо из них.
Облигации первого выпуска можно будет приобрести в течение полугода. «Цена покупки будет связана с конъюнктурой рынка, с показателями России как заёмщика, — сообщил Константин Вышковский. — То есть за 1000 рублей номинала в одну неделю нужно будет заплатить 950 рублей, в другую — 1100. На каждую предстоящую неделю мы будем публиковать стоимость размещения этих бумаг на сайте Минфина. Чем позже гражданин приобретает ОФЗ-Н, тем больше ему придётся заплатить: к стоимости бумаги прибавляется накопленный купонный доход (НКД)».
Таким образом, готовясь вложить деньги в облигации, гражданин должен будет добавить к их цене НКД и банковскую комиссию. Налоги с купонного дохода брать не будут, но в случае приобретения ОФЗ-Н дешевле номинала казне всё-таки придется заплатить 13 % курсовой разницы.
Цель создания ОФЗ-Н — не пополнение бюджета, подчеркнул Сергей Сторчак: «20 млрд рублей — именно таким будет первый выпуск ОФЗ-Н, в дальнейшем он может составить 30-40 млрд рублей в год — эта сумма не будет заметна в бюджете. Наша цель — развитие культуры сбережений».
С этим согласны независимые эксперты. «Минфин хочет восстановить доверие населения к государству, подорванное некоторыми ошибками в финансовой политике, в том числе замораживанием пенсионных накоплений, — считает Александр Абрамов, профессор Высшей школы экономики. — Так что народные облигации — инструмент скорее политический, а не рыночный, их задача в том, чтобы привлечь внимание народа к рынку ценных бумаг».
Смотрите также:
- Народные облигации. Можно ли заработать на инвестициях в госдолг РФ? →
- Ушли в народ: чем для россиян привлекательны облигации ВТБ24? →
- С чего начинаются инвестиции: советы умному вкладчику →
Оставить
комментарий (3)
Самое интересное в соцсетях
Источник