Внешняя задолженность России значительна. Так в настоящее время РФ входит в пятерку стран с максимальной внешней задолженностью, наряду с Бразилией, Мексикой, Индией и Аргентиной. Внешний долг оценивается около 150 млрд. дол., половина которого — долги унаследованные от СССР.
Основа внешнего долга России — это кредиты Парижского и Лондонского клубов. В Парижский клуб входят десятки государств, при этом Россия одновременно выступает в качестве должника одних стран и кредитора других.
Второе место по объему занимают межбанковские кредиты, предоставленные Внешэкономбанку в советское время. Интересы этой группы кредиторов представляет Лондонский клуб, объединяющий более 600 коммерческих банков мира.
Размеры государственного долга отражают так называемый капитальный государственный долг и текущий государственный долг.
Капитальный государственный долг — его суммарная непогашенная сумма вместе с причитающимися к выплате процентами. На 1.01.2000г. он составил 142,2 млрд. долл, из них долги бывшего СССР — 97,7 млрд. долл.
Текущий государственный долг — та часть капитального долга, по которым наступили сроки платежа.
Текущий долг данного года в определенной степени отражают расходы федерального бюджета по обслуживанию государственного долга, запланированные на этот год. Однако это справедливо лишь в том случае, когда государство способно своевременно и полностью обслуживать и погашать свой долг. РФ практически в течении всех 90-х годов вела переговоры о реструктуризации отдельных частей перешедшего к ней долга СССР, отодвигая сроки его погашения и добиваясь частичного списания. Поэтому полностью обслуживался лишь «новый» внешний долг РФ, и расходы бюджета не отражают полного размера текущего долга.
Соотношение расходов по обслуживанию государственного долга и общей суммы расходов федерального бюджета России
Так, на начало 2000 года долг Лондонскому клубу кредиторов составлял 31,8 млрд. долл. В феврале того же года была достигнута договоренность о новой реструктуризации долга. В результате переговоров было согласовано решение о списании примерно одной трети долга в размере 10,6 млрд. долл. Погашение оставшейся суммы долга (21,2 млрд. долл.) было пролонгировано на 30 лет, а начало выплат отсрочено до 2008 года.
Проблема о долгосрочной реструктуризации внешнего долга является особо актуальной.
В 1997г. Указом Президента было разрешено внешнее заимствование территориям — Москва, Санкт-Петербург, Нижегородская область. Позднее такое разрешение получили и другие территории.
В результате к середине 2000 года задолженность территорий составила около 30 млрд.долл. В 1997 году — 900 млн. долл., что равно 7,1% объема эмиссии ценных бумаг правительства РФ. Было зарегистрировано более 300 эмиссий внутренних облигационных займов и три внешних еврооблигационных займа. В настоящее время развитие этого сектора рынка ценных бумаг приостановлено, однако регионы продолжают заниматься обслуживанием и погашением ранее выпущенных займов.
В настоящее время в соответствии с БК РФ субъекты РФ не имеют права прибегать к внешним заимствованиям. Только в строго оговоренных (исключительных) случаях.
К недостаткам управления государственным внешним долгом России относят:
несоответствие ежегодных объемов новых внешних кредитов и займов размерам ежегодных погашений основного долга;
неоптимальная структура заимствований по срокам погашения, что приводит к возникновению пиков платежей в отдельные периоды;
относительная изолированность России от международного рынка капиталов и связанная с ней ограниченность ее кредиторов МФО.
Из международных финансово-кредитных организаций (МФО) по объему займов предоставленных России после 1992 года лидирует МВФ — около 20 млрд. долл. На начало 2000 года. Эта организация требует при предоставлении новых займов соблюдение целого ряда условий.
Кредиты МВФ России и условия их предоставления
Государство как кредитор. Бюджетные кредиты и ссуды
Наряду с привлечением средств на общегосударственные нужды, государственный кредит предусматривает также предоставление заемщикам, как правило, из бюджета, денежных средств на возвратной основе в виде бюджетных ссуд, товарного кредита, льготных кредитов, инвестиционного налогового кредита и в других формах.
То есть, в широком понимании Госкредит включает не только привлечение кредитных ресурсов, но и предоставление кредитов и ссуд за счет средств государственных денежных ресурсов. Это перераспределение национального дохода также является составляющим элементом вторичного распределения.
Если государство выступает как кредитор, то государственный кредит считается активным, если как заемщик, такая разновидность государственного кредита рассматривается как пассивная
Форма государственного кредита является внешним проявлением содержания экономических отношений, которое выражает кредит.
Госкредит выступает в двух основных формах:
товарной;
денежной.
Товарная форма (хлебный, сахарный, автомобильный, железнодорожные займы и пр.) находила широкое применение в период послевоенного восстановления народного хозяйства СССР. Наибольшее значение получила денежная форма государственных займов, разновидностью которой является отсрочка платежей по обязательствам.
Бюджетный кодекс разграничивает бюджетные кредиты и бюджетные ссуды.
Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основе.
Бюджетная ссуда — бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года.
В качестве заемщика средств федерального бюджета могут выступать:
бюджетные учреждения (они имеют право лишь получать ссуду из бюджета и внебюджетных фондов, а в кредитных учреждениях и у юридических лиц — нет);
государственные и муниципальные унитарные предприятия;
др. юридические лица;
органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов.
Бюджетные кредиты могут быть обеспечены лишь банковскими гарантиями, поручительствами, залогами имущества.
В настоящее время тяжелое финансовое положение не позволяет РФ выступать на мировом рынке в качестве активного кредитора. Однако в 70-е годы, в первой половине 80-хгг. СССР был одним из ведущих государств-кредиторов.
Источник
Внешний государственный займ – это форма получения ссуды государством от внешних кредиторов.
В зависимости от цели использования внешний займ классифицируется на следующие виды:
- экспортный займ (для приобретения определенной продукции);
- финансовый займ (для покупки товаров в стране-кредиторе);
- валютный займ (с целью урегулирования платежного баланса).
По срокам внешний займ классифицируется на:
- краткосрочный (примерно выдается до 2-х лет);
- среднего срока действия (предоставляется государству на 5-7 лет);
- долгосрочный (выдается стране на 20 лет и более).
Внешний займ предусматривает возврат денег с процентами. В некоторых случаях страна-кредитор не требует выплату процентов. От следующих факторов зависит уровень процентной ставки:
- темпов инфляции;
- срока, на который выдается данная ссуда.
Одной из форм внешнего займа выступает эмиссия облигаций, особенно государственными банковскими учреждениями, которые размещаются на мировом рынке капиталов. Кроме термина «облигация» также применяются и другие обозначения такие, как «сертификат», «казначейский вексель» или «заем». Каждое государство использует свою терминологию для своих ценных бумаг. Перед другими акциями и активами ценные бумаги государства обладают несколькими преимуществами:
- характеризуются самым высоким относительным уровнем надежности для вложенных средств;
- отличаются минимальным риском потери основного капитала и прибыли по нему;
- имеют по сравнению с иными видами ценных бумаг льготное налогообложение.
Особенности выдачи внешних займов
Внешний займ развивающимся странам предоставляется по «официальной линии помощи развитию». Они предусматривают специальные льготные условия:
- срок, на который предоставляется данная ссуда, составляет до 50 лет;
- низкую процентную ставку – обычно 0,5 – 2 % годовых.
Внешний займ на 1-2 года выдается обычно частными компаниями (фирменная ссуда) и депозитными банковскими учреждениями (банковская ссуда), а также иными банками краткосрочного кредитования. Займ на более чем 5 лет предоставляется финансовыми учреждениями, что специализируются на долгосрочном кредитовании (например, страховыми компаниями, банкирскими домами, инвестиционными трестами и фирмами, международными организациями).
В Соединенных Штатах и Японии крупные внешние долгосрочные ссуды предоставляются экспортно-импортными банковскими учреждениями.
Основные международные финансово-кредитные организации, предоставляющие займы государствам, что развиваются, на финансирование определенных проектов (в большинстве случаев в области инфраструктуры и сельского хозяйства):
- Международный банк реконструкции и развития (выдает валютные ссуды);
- Международная финансовая корпорация;
- Международная ассоциация развития.
Существенное значение в международном кредитовании имеют и региональные финансовые учреждения. Например, в ЕС действуют:
- Европейский фонд валютного сотрудничества (выдает ссуды государствам-членам на урегулирование платежного баланса);
- Европейский инвестиционный банк (кредитует мероприятия с целью содействия развитию отсталых регионов, модернизации их отдельных отраслей промышленности);
- Европейский фонд развития.
Минусы внешнего займа для европейских стран
Предоставление значительных суммы кредитов европейским государствам, что развиваются, в виде помощи развитию, конечно же, сыграло свою роль в решении их важных экономических проблем. Но, как отмечают специалисты, займы в конечном счете привели к образованию гигантской внешней задолженности. Последняя выступает сегодня одним из основных факторов, которые сдерживают экономический рост развивающихся европейских стран.
Внешнее взаимное кредитование
Определенную роль во внешнем кредитовании играют и сами государства, что развиваются. В условиях стремительного роста стоимости «черного золота» и доходов от него, активное участие во внешнеэкономическом кредитовании наблюдалось со стороны членов ОПЕК, особенно это касается арабских стран.
В экономических группировках развивающихся государств были созданы финансовые организации для взаимного кредитования. Также функционируют для выдачи внешних займов и такие финансовые учреждения, как:
- Азиатский банк развития;
- Межамериканский банк развития;
- Африканский банк развития.
В РФ для предоставления внешних займов создан Российский экспортно-импортный банк.
Страхование и внешний займ
Чрезвычайно важное значение во внешнем кредитовании играет именно его страхование. Страхование экспортных кредитов в основном проводится в большинстве странах государственными организациями. Например, в Великой Британии эта операция проводится Департаментом гарантий экспортного кредита, в Соединенных Штатах и Японии – экспортно-импортными банковскими учреждениями.
Частные и государственные внешние займы являются формами вывоза кредитного капитала, служат источником прибыли стран-кредиторов, хорошо стимулируют их экспорт.
Источник
В зависимости от источника привлекаемых иностранных заемных средств, выделяют двусторонние (многосторонние) межгосударственные (межправительственные) займы, кредиты международных финансовых институтов, кредиты (займы) иностранных частных инвесторов и заимствования на мировом рынке ссудного капитала.
В зависимости от дифференциации? по видам заимствования и формируемого портфеля долговых обязательств государственные внешние заимствования подразделяются на иностранные кредиты (ссуды) и заимствования, осуществляемые путем эмиссии государственных ценных бумаг (главным образом, в форме государственных облигационных займов), номинированных в иностранной валюте.
В зависимости от условий заимствования и механизмов размещения и обслуживания государственные внешние заимствования различаются по стоимостному критерию, устанавливаемому на основании ставки процента за привлекаемые кредитные ресурсы. Привлечение государством кредитных ресурсов из внешних источников осуществляется, как правило, в том случае, когда стоимость заимствования ниже, чем на внутреннем рынке, при условии что дополнительные внутренние источники государства могут быть оценены с точки зрения процесса накопления и сбережения и на внутреннем рынке имеет место предложение денежных ресурсов. Кроме того, на условия заимствования, механизм размещения и последующее обслуживание государственных внешних заимствовании значительное влияние оказывает кредитный рейтинг страны-заемщика.
В зависимости от сроков привлечения государственные внешние заимствования делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Показатель срочности, как правило, определяет вид заимствования. Краткосрочные внешние заемные ресурсы привлекаются в основном в виде кредитов, а среднесрочные и долгосрочные заимствования государства оформляются в облигационные займы. На практике, вследствие различных обстоятельств характерных для конкретного случая, государство также осуществляет выпуск государственных краткосрочных облигаций. Следует особо подчеркнуть, что, как и дифференциация по видам заимствования, так и фактор срочности привлекаемых кредитных ресурсов оказывает различное влияние на развитие внутренней экономической системы страны-заемщика.
Краткосрочные заемные средства (менее 1 года) привлекаются только для поддержания необходимого уровня ликвидности. Если в результате несоответствия между динамикой, поступления доходов и исполнения расходов бюджета страны возникают так называемые «кассовые разрывы», допустимо привлечение краткосрочных заимствований для сглаживания возникающих диспропорций. Тем не менее, такие заимствования следует минимизировать за счет повышения эффективности процесса управления доходами и расходами бюджета. Не рекомендуется использовать краткосрочные заимствования для финансирования долгосрочных инвестиционных проектов.
Среднесрочные и долгосрочные заемные средства (более 1 года) привлекаются для финансирования инвестиций в общественную инфраструктуру и в отдельных случаях — для рефинансирования имеющегося долга с целью оптимизации структуры портфеля государственных внешних заимствований.
Привлечение внешних заемных средств на инфраструктурные инвестиции является составным элементом заемной политики государства. Среди направлений политики страны могут быть строительство и реконструкция объектов социальной инфраструктуры (школ, больниц и др.), систем пассажирского транспорта, канализации и водоснабжения, утилизации твердых отходов.
Учитывая конъюнктуру внутреннего рынка, привлечение долгосрочных внешних заемных средств может быть также направлено на улучшение структуры государственного внешнего долга или снижение стоимости заимствований без существенного изменения общих объемов долга. Примером такой оптимизации может служить замена краткосрочных банковских кредитов в иностранной валюте с высокой ставкой процента на долгосрочные облигации в национальной валюте с более низкой процентной ставкой.
Долгосрочные внешние заемные средства, как правило, не используются для финансирования текущих расходов и финансовых инвестиций с целью получения прибыли.
Текущие расходы не могут финансироваться за счет заемных средств, привлекаемых на длительный срок. Подобная практика означает финансирование текущего потребления за счет средств налогоплательщиков будущих поколений. Финансовые инвестиции с целью получения прибыли также не могут служить объектом для вложения заемных средств. Подобное использование заемных средств существенно повышает финансовый риск органов власти.
Кроме того, государственные внешние заимствования используются для погашения уже существующих государственных долговых обязательств.
С конца 1980-х годов в международной практике сформировался достаточно разнообразный набор методов управления внешним долгом суверенных заемщиков. Этому способствовали усилия как должников, так и кредиторов.
Рассмотрим основные методы управления внешним долгом, применив которые Правительство Российской Федерации сможет уменьшить тяжесть долгового бремени. К таким методам относятся:
консолидация — пересмотр условий погашения задолженности, который может быть реализован либо путем изменения условий погашения действующих долговых обязательств (реструктуризация), либо путем рефинансирования существующей задолженности;
реструктуризация — основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.
Другими словами, реструктуризация — это составление нового, более выгодного для должника графика выплаты долга, чем это предусмотрено первоначальным соглашением. При этом обычно предоставляется льготный период, когда уплачиваются только проценты, а также увеличивается срок выплаты основного долга. Происходит перенос на более поздние сроки платежей по краткосрочным долгам. Реструктуризация внешнего долга может быть проведена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга. Основанием для списания кредитором долговых обязательств полностью или частично может стать весьма низкая вероятность, а точнее, практическое отсутствие возможностей погашения долговых обязательств в связи со снижением стоимости реальных активов;
рефинансирование представляет собой процесс погашения старых займов за счет привлечения новых;
конверсия — применение различных механизмов, обеспечивающих замещение государственного долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики должника. Наиболее распространенными видами конверсии считаются обмен долга на акции (собственность), обмен долга на товары, обмен долга на проведение природоохранных мероприятий, обратный выкуп долга заемщиком на особых условиях (с дисконтом), конверсия долга в долговые обязательства третьих стран, и другие;
секьюритизация — переоформление нерыночных займов в ценные бумаги, свободно обращающиеся на финансовых рынках;
аннулирование — отказ от всех обязательств по ранее выпущенным займам. Но применение этого метода ведет к нанесению непоправимого ущерба репутации государства как заемщика среди потенциальных инвесторов и кредиторов.
В Бюджетном кодексе Российской Федерации отсутствует понятие управления государственным долгом, а из всего многообразия существующих методов управления государственным долгом в Бюджетном кодексе Российской Федерации получил определение только метод реструктуризации.
Источник