При ведении бухгалтерского учета операций, связанных с получением,
использованием и возвратом заемных средств, организациям следует
руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету «Учет займов и
кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/01), утвержденным Приказом
Минфина РФ от 2 августа 2001 г. N 60н.
Согласно п. 2 ПБУ 15/01 оно не применяется к беспроцентным договорам
займа и договорам государственного займа.
При получении займа (кредита) организация-заемщик отражает в учете
задолженность по займу (кредиту) в момент фактической передачи денег
(других вещей) исходя из фактически поступившей суммы или в стоимостной
оценке других вещей, предусмотренной договором (п. 3 и 4 ПБУ 15/01).
В бухгалтерском учете задолженность по полученным займам и кредитам
подразделяется на краткосрочную (срок погашения которой согласно условиям
договора не превышает 12 месяцев) и долгосрочную (срок погашения — свыше
12 месяцев).
В соответствии с Планом счетов информация о краткосрочных займах и
кредитах отражается организациями на счете 66 «Расчеты по краткосрочным
кредитам и займам», а о долгосрочных — на счете 67 «Расчеты по
долгосрочным кредитам и займам».
При получении заемных средств в учете делается проводка:
Д-т сч. 51 К-т сч. 66 (67) — отражена фактически поступившая сумма
займа (кредита).
Возврат полученного займа (кредита) отражается проводкой:
Д-т сч. 66 (67) К-т сч. 51 — перечислены средства в погашение
заемного обязательства.
Пунктом 6 ПБУ15/01 предусмотрены два разных способа учета
долгосрочной задолженности. Выбранный организацией способ учета
долгосрочной задолженности по займам (кредитам) должен быть закреплен в
приказе об учетной политике.
Организация имеет право самостоятельно выбрать способ учета
долгосрочной задолженности из двух возможных вариантов, предусмотренных
п. 6 ПБУ 15/01:
— учитывать заемные средства, срок погашения которых по договору
займа (кредита) превышает 12 месяцев, в составе долгосрочной
задолженности до истечения срока договора;
— осуществлять перевод долгосрочной задолженности в краткосрочную в
момент, когда по условиям договора займа (кредита) до возврата основной
суммы долга остается 365 дней.
При ведении учета заемных средств организация должна обеспечить
раздельный учет срочной и просроченной задолженности.
Под срочной задолженностью понимается задолженность по полученным
займам (кредитам), срок погашения которой по условиям договора не
наступил или продлен в установленном порядке.
Просроченной задолженностью считается задолженность по полученным
займам (кредитам) с истекшим согласно условиям договора сроком погашения.
Организация обязана производить перевод срочной задолженности в
просроченную в день, следующий за днем, когда по условиям договора займа
(кредита) заемщик должен был осуществить возврат основной суммы долга.
Организовать раздельный учет срочной и просроченной задолженности
можно, например, на отдельных субсчетах, открываемых к счету 66 (67).
Источник
Аудиторская компания «Правовест Аудит»
Закон № 32-ФЗ «О внесении изменений во вторую часть НК РФ» был подписан 8 марта 2015 года (далее Закон № 32-ФЗ). Новой корректировке подверглись правила налогового учета процентов по долговым обязательствам (ст. 269 НК РФ). Причем некоторые из них затрагивают размер налоговых обязательств по налогу на прибыль за 2014 год.
Напомним, что с 1 января 2015 года правила учета процентов по долговым обязательствам изложены в новой редакции, главное новшество — фактически отменено нормирование в целях налогообложения прибыли процентов по кредитам и займам.
Исключение составляют только долговые обязательства, признаваемые контролируемыми сделками. В таких случаях при признании доходов и расходов по долговым обязательствам следует руководствоваться правилами обоснования рыночности процентов, установленными положениями раздела V.I НК РФ «О взаимозависимых лицах». Для контролируемых сделок, одной из сторон которых являются банки в НК РФ, были установлены интервалы предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам (п.1.2 ст. 269 НК РФ). Проценты, вписывающиеся в интервалы предельных значений налогоплательщики – участники контролируемых сделок с долговыми обязательствами вправе признавать расходом или доходом соответственно (п.1.1 ст. 269 НК РФ).
Что же изменил Закон № 32-ФЗ?
1) Расширен состав лиц, которые могут применять интервалы предельных значений для учета в целях налогообложения процентов по долговым обязательствам, относящимся к контролируемым сделкам.
Изменения в п.1.1 ст. 269 НК РФ, внесенные Законом № 32-ФЗ, позволяют применять интервалы процентных ставок, указанные в п. 1.2 ст. НК РФ к любым контролируемым сделкам, а не только к сделкам с участием банков. Теперь интервалы предельных значений процентных ставок применяются при предоставлении займов между любыми взаимозависимыми лицами, если сделка отвечает признакам контролируемой. (Какие сделки признаются контролируемыми – см. ст. 105.14 НК РФ.)
Новшество значительно упрощает жизнь организациям, практикующим займы между дочерними организациями, у них появилась возможность применить к сделкам по долговым обязательством шкалу предельных значений процентов, прописанную в ст. 269 НК РФ. Если проценты по долговым обязательствам не впишутся в параметры, заданные в п. 1.2 ст. 269 НК РФ, то организациям придется применять правила азб.4 п. 1.1. ст. 269 НК РФ и доказывать рыночность ставки уже при помощи не простых методов обоснования цены из главы 14.3 НК РФ (см. ст. 105.7-105.13 НК РФ).
2) Для обязательств, выраженных в рублях, ставку рефинансирования заменили на ключевую ставку (пп. 1,2 п. 1.3 ст. 269 НК РФ).
На настоящий момент ключевая ставка (17% с 16.12.2014,15% с 02.02.2015,14% с 16.03.2015) значительно больше, чем ставка рефинансирования (8,25%), которая не менялась с 14.09.2012. При этом ключевая ставка устанавливалась ЦБ РФ, начиная с 13.09.2013 года и тогда ее размеры не превышали 5,5%, т.е. были меньше ставки рефинансирования, а это явно ухудшает положение налогоплательщика. Какую ставку применять, если долговое обязательство с фиксированной ставкой возникло до 13.09.2013 года? Возможно ли в таком случае применять ключевую ставку на 01.01.2015 года? Все эти ситуации требуют официальной трактовки Минфина РФ.
3) Скорректированы значения интервалов предельных значений процентных ставок для рублевых обязательств.
Так, с 1 января по 31 декабря 2015 года выделены две группы контролируемых сделок и для них установлены различные интервалы:
а) для долговых обязательств по контролируемым сделкам, поименованным в п. 2 ст. 105.14 НК РФ — от 0 до 180% ключевой ставки ЦБ РФ; (в п. 2 ст. 105.14 НК РФ перечислены сделки между взаимозависимыми лицами-резидентами РФ, признаваемыми контролируемыми по различным основаниям, в т.ч. сделки с неплательщиками налога на прибыль или резидентами особых экономических зон, участников региональных проектов и др.)
б) для долговых обязательств по контролируемым сделкам, которые не указаны в п. 2 ст. 105.14 НК РФ — от 75% ставки рефинансирования до 180% ключевой ставки ЦБ РФ; (это все остальные виды контролируемых сделок, например, сделки по торговле товарами мировой биржевой торговли, сделки с иностранными дочерними и материнскими компаниями, сделки с офшорными компаниями из перечня Минфина РФ).
в) с 1 января 2016 года для всех, без исключения контролируемых сделок, по долговым обязательствам в рублях установлен единый интервал- от 75 до 125% ключевой ставки ЦБ РФ.
4) Увеличен нормируемый размер расходов по рублевым долговым обязательствам на декабрь 2014 года.
Пунктом 2 ст. 2 Закона № 32-ФЗ предельная величина процентов, подлежащих включению в состав расходов по налогу на прибыль организаций в период с 1 декабря по 31 декабря 2014 года принимается равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования ЦБ РФ увеличенную в 3,5 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях. Таким образом, у организаций есть возможность скорректировать налоговую базу, по рублевым обязательствам признать за декабрь 2014 года больше расходов для целей налогообложения прибыли в результате повышения коэффициента, применяемого к ставке рефинансирования ЦБ РФ. (предельные размеры на декабрь 2014: было – 8,25% х 1,8 = 14,85%, стало – 8,25% х 3,5 =28,875%.).
Указанные изменения могут быть учтены налогоплательщиком при расчете налога в налоговой декларации по итогам 2014 года. Если к моменту опубликования закона декларация уже была представлена, то налогоплательщик вправе представить уточненную декларацию. Закон 32-ФЗ был опубликован 9 марта 2015 год на сайте https://publication.pravo.gov.ru/Search/Period/president?type=monthly.
5) Скорректирован размер процентов по контролируемой задолженности, включаемых в состав расходов по налогу на прибыль в период с 1 июля 2014 года по 31 декабря 2015 года.
Правила применяются в отношении долговых обязательств, возникших до 1 октября 2014 года (п. 1 ст. 2 Закона № 32-ФЗ).
Во-первых, величина контролируемой задолженности, выраженная в иностранной валюте, определяется по курсу ЦБ РФ на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода, но не выше курса, установленного ЦБ РФ по состоянию на 1 июля 2014 года; Напомним, на 1 июля 2014 года курс доллара США был установлен — 33.8434 руб. за 1 доллар, евро – 46.1827 руб. за 1 евро.
Во-вторых, величина собственного капитала на последнее число каждого отчетного (налогового) периода определяется без учета соответствующих положительных (отрицательных) курсовых разниц, возникших вследствие переоценки требований (обязательств), выраженных в иностранной валюте, в связи с изменением официальных курсов иностранных валют к рублю РФ, установленных ЦБ РФ, с 1 июля 2014 года по последнее число отчетного (налогового) периода, на которое определяется коэффициент капитализации.
Таким образом, по долговым обязательствам, возникшим до 1 октября 2014 года Законом № 32-ФЗ нивелированы резкие изменения валютных курсов в целях налогового учета процентов по контролируемой задолженности. Внесенные поправки в целом носят антикризисный характер, дают возможность налогоплательщикам снизить платежи по налогу на прибыль, но вместе с тем порождают необходимость официальных разъяснений о нюансах применения новых правил.
Разговор об особенностях применения признания в учете процентов по долговым обязательствам мы продолжим в новых статьях аудиторов, публикуемых на нашем сайте www.pravovest-audit.ru. Читайте наши новости, задавайте свои вопросы — мы всегда рады помочь вам.
март 2015г.
Источник
Автор: Светлана Калинкина, налоговый консультант АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»
Опубликовано в ФСС «Финансовый директор»
Главой 25 НК РФ дано определение долговых обязательств — это кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от способа их оформления.
В соответствии со статьей 269 НК РФ по долговым обязательствам любого вида доходом (расходом) признаются проценты, исчисленные исходя из фактической ставки.
Проценты рассчитываются по следующей формуле:
% = Сумма займа х Ставка займа х (Количество дней пользования / 365 (366) дней)
Пример, организация выдала заем 15 февраля 2017 года в сумме 5 500,5 тыс. руб. сроком на 1 год. Процентная ставка – 11%. По условиям договора сумма займа и начисленные проценты выплачиваются по окончании срока действия договора.
В 1 квартале 2017 года организация отразит во внереализационных доходах сумму 72 938,13 руб., в том числе:
на 28.02.2017 — 21 549,90 руб. (5 500 500 руб. x 11% / 365 дней x 13 дней);
на 31.03.2017 — 51 388,23 руб. (5 500 500 руб. x 11% / 365 дней x 31 дней).
Проценты, полученные по договорам займа, кредита, другим долговым обязательствам, признаются внереализационными доходами (расходами) налогоплательщиками (п. 6 ст. 250, подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ НК РФ).
При отнесении процентов по долговым обязательствам необходимо руководствоваться положениями статьи 252 НК РФ, в соответствии с которой все расходы организации должны быть связаны с ее деятельностью и направлены на получение дохода.
Данный вопрос достаточно часто рассматривается налоговыми органами при проведении проверок. А поскольку официальная позиция Минфина РФ также достаточно неоднозначная, то это создает прецеденты для налоговых споров.
Существующая судебная практика по данному вопросу обширна и разнообразна.
Например, спорным моментом является признание процентов по займу, направленному на выплату дивидендов.
Если компания учтет данные проценты в расходах при исчислении налога на прибыль, то можно будет руководствоваться позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 N 3690/13 по делу N А40-41244/12-99-222. При этом, основным доводом налогоплательщика будет то, что выплата дивидендов, является деятельностью, направленной на получение дохода. При дословном прочтении положений, содержащихся в статьях 265 и 269 НК РФ, нет каких-либо ограничений в отношении учета в расходах процентов по долговым обязательствам, связанным с выплатой дивидендов.
Однако, есть и противоположное мнение — проценты по кредиту (займу), направленному на выплату дивидендов, нельзя учесть в расходах. В данном случае финансовое ведомство изложило свою позицию в письмах:
- Письмо Минфина России от 06.05.2013 N 03-03-06/1/15774,
- Письмо Минфина России от 18.03.2013 N 03-03-06/1/8152.
Есть также и поддерживающее данную позицию Постановление ФАС Поволжского округа от 14.03.2012 по делу N А57-8020/2011 (Определением ВАС РФ от 11.10.2012 N ВАС-7971/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), в нем говорится, о том, что привлечение заемных средств на выплату дивидендов при наличии прибыли является нецелесообразным. Расходы на оплату процентов по кредитам в рассматриваемом случае не отвечают критерию экономической обоснованности.
Таким образом, налогоплательщику позицию по включению процентов по займу, направленному на выплату дивидендов, придется отстаивать в судебном порядке.
Рассмотрим особенности учета процентов в целях исчисления налога на прибыль.
При учете процентов по долговым обязательствам для исчисления налога на прибыль необходимо руководствоваться статьей 269 НК РФ.
С 01 января 2015 года законодатель п. 17 ст. 3, ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 28.12.2013 N 420-ФЗ существенно изменил вышеуказанную статью в части признания процентов в расходах.
По новым правилам, проценты по долговым обязательствам признаются исходя из фактической ставки.
То есть, для большинства компаний, исчезла «головная боль», требующая постоянного контроля за нормированием процентов в целях исчисления налога на прибыль.
Но, из любого правила, есть исключения.
И в данном случае — это кредиты (займы), которые могут быть признаны контролируемыми сделками.
Если сделка между заемщиком и займодавцем будет удовлетворять понятию «контролируемая», то в расходах будут признаваться проценты, исчисленные исходя из фактической ставки, но с учетом положений разд. V.1 НК РФ.
Понятие контролируемых сделок в нашем законодательстве появилось относительно недавно. Это специальная норма законодателя направленна на контроль трансфертных цен, то есть на порядок определения стоимости товаров и услуг между взаимозависимыми сторонами.
Основной целью данного контроля является недопущение вывода средств из-под налогообложения в РФ, исключение возможных манипуляций ценами между взаимозависимыми лицами одной группы компаний.
Давайте вспомним, что относится к контролируемым сделкам. Определение контролируемых сделок содержится в ст. 105.14 НК РФ.
Перечень контролируемых сделок достаточно обширен, поэтому приведем лишь некоторые условия, по которым сделка может быть признана контролируемой.
Таким образом, в случае если сделка с займами попадает в разряд контролируемых, то налогоплательщику необходимо проверить, соответствует ли применяемая по долговому обязательству ставка рыночной. Проверка производится с использованием методов, закрепленных в ст. 105.7 НК РФ.
То есть, налогоплательщик сопоставляет ставку, предусмотренную его договором (фактическую) с значениями, установленными в п. п. 1.2, 1.3 ст. 269 НК РФ. Размер таких значений зависит от валюты, в которой оформлено долговое обязательство.
Если фактическая ставка окажется в пределах интервала, предусмотренного НК РФ, налогоплательщик вправе учесть в составе расходов всю сумму процентов, исчисленных по данной ставке. В противном случае он должен использовать метод нормирования в соответствии с разд. V.1 НК РФ (п. 1.1 ст. 269 НК РФ).
Таким образом, начиная с 2015 года расходы по долговым обязательствам учитываются:
- по «обычным» сделкам учитываются исходя из фактической ставки,
- по сделкам, признаваемым контролируемыми, при том, что ставка по процентам находится в границах интервала (выше минимальной и ниже максимальной границ), — исходя из фактической ставки, если она меньше максимального значения интервала предельных значений,
- по контролируемым сделкам, если ставка выходит за границы установленного интервала — исходя из фактической ставки, но не выше ее рыночного размера.
Кроме того, нормами статьи 269 НК РФ, установлены особенности при учете процентов по долговым обязательствам, признаваемым контролируемой задолженностью.
Рассмотрим эту ситуацию подробнее.
С 1 января 2017 года вступили в силу новые положения НК РФ (Федеральным законом от 15.02.2016 N 25-ФЗ (далее — Закон).
Проанализируем основные поправки, которые внес законодатель и какое они окажут влияние при возникновении контролируемой задолженности у организации.
Во-первых, расширился круг сделок, попадающих под эти правила. С этого года может быть признана контролируемой задолженность перед физическими лицам, а не только перед иностранной организацией. Так же, в случае, если иностранный кредитор не участвует в капитале организации-заемщика, но является взаимозависимым лицом иностранного лица, прямо или косвенно участвующего в капитале заемщика, то задолженность будет признана контролируемой. По сути, законодатель определил подход, согласно которому контролируемой считается задолженность перед иностранной «сестринской» компанией.
Во-вторых, исключено несоответствие при определении порога прямого или косвенного владения уставным капиталом для взаимозависимых лиц установленных в ст.105.1 НК РФ и ст. 269 НК РФ (с 20 % до 25%- это цифра определена ст.105.1 НК РФ).
Очень часто на практике возникает вопрос, как определить долю участия иностранной компании в российской, но если с прямым участием все более или менее ясно, то по косвенному участию у компаний возникают трудности.
Приведем конкретный пример.
Иностранная компания «А» выдала заем российской компании «Роза». При этом, учредителями компании – заемщика «Роза» являются ООО «Гладиолус» — доля в уставном капитале 25%, ООО «Пион» — доля в уставном капитале 75%.
В свою очередь, иностранная компания «А» 60 % владеет долей УК «Гладиолус» и 20 % долей в УК ООО «Пион».
Расчет: доля косвенного участия Иностранной компании «А» в компании-заемщике составит 30 процентов. (60% x 25% + 20% x 75%)
Вывод: задолженность компании–заемщика «Роза» перед иностранной компанией будет признана контролируемой.
В-третьих, теперь, контролируемая задолженность определяется по совокупности займов. Ранее порядок был иным. Финансовое ведомство (письмо от 27.01.2015 N 03-03-06/1/2538) придерживалась позиции и разъясняло, что коэффициент капитализации определяется отдельно. Наконец, законодатель урегулировал данный момент и разрешил судебные споры по нему. Правда и ранее некоторые суды считали, что при определении коэффициента капитализации должен учитываться размер непогашенной контролируемой задолженности по всем долговым обязательствам перед одной и той же иностранной организацией в совокупности (Постановлении ФАС Центрального округа от 25.10.2012 N А09-3038/2011 (Определением ВАС РФ от 20.02.2013 N ВАС-17204/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 19.03.2015 N Ф02-711/2015 по делу N А33-23100/2013)
Так что, данная норма «упростила» жизнь налогоплательщиков.
Но есть, и не очень «радостный момент» для налогоплательщиков. Так, теперь (норма установлена п.13 ст. 269 НК РФ), суд может признать контролируемой непогашенную задолженность налогоплательщика — российской организации по долговым обязательствам, не указанным в п. 2 этой статьи, если будет установлено, что конечной целью выплат по таким долговым обязательствам являются выплаты организациям, названным в пп. 1 и 2 п. 2 ст. 269 НК РФ. То есть, даже если заем выдан независимым лицом, но по совокупности обстоятельств может быть установлено, что конечным получателем процентных доходов является взаимозависимая с должником компания, то задолженность будет признаваться контролируемой.
Также, с 01.01.2017 года согласно п. 7 непогашенная задолженность по долговому обязательству не будет признаваться для российской организации контролируемой задолженностью, если исчисление и удержание суммы налога с процентных доходов иностранной организацией, выплачиваемых по такому долговому обязательству, не производятся налоговым агентом в соответствии с пп. 8 п. 2 ст. 310 НК РФ.
В пятых, установлен прямой запрет пересчитывать проценты по контролируемой задолженности. Теперь, в случае изменения коэффициента капитализации в последующем отчетном периоде или по итогам налогового периода по сравнению с предыдущими отчетными периодами пересчет предельного размера расходов не производится. (п. 4 ст. 269 НК РФ). Аналогичного подхода придерживались финансовое ведомство и ВАС РФ.
Что касается расчета предельных процентов по контролируемой задолженности, то здесь принципиальных изменений не произошло. Федеральным законом N 25-ФЗ внесены лишь некоторые уточнения в налоговые нормы (в частности, изменена нумерация пунктов ст. 269 НК РФ: в 2016 г. это п. п. 2 — 4, в 2017 г. — п. п. 3 — 6).
Они по-прежнему будут применяться в случаях, если размер контролируемой задолженности налогоплательщика более чем в 3 раза (для банков и организаций, занимающихся лизинговой деятельностью, — более чем в 12,5 раза) на последнее число отчетного (налогового) периода превысит собственный капитал.
Источник