25 августа Верховная Рада Украины большинством голосов одобрила ратификацию меморандума о кредите от Европейского Союза в обмен на реформы в стране. Законопроект № 0063 «О ратификации меморандума о взаимопонимании между Украиной как заемщиком и Европейским Союзом как кредитором и кредитного соглашения между Украиной как заемщиком и Национальным банком Украины как агентом заемщика и Европейским Союзом как кредитором (относительно получения Украиной макрофинансовой помощи Европейского Союза в сумме до 1,2 млрд евро)» получил поддержку 249 парламентариев. Ратификация подписанного в конце июля между Украиной и ЕС соглашения о кредите, который лишь усиливает внешнее управление страной, является весьма показательным для Киева шагом — новое ярмо на шее украинцев после Дня Независимости государства (отмечается 24 августа).
Согласно документу, сумма займа будет разделена на два равных транша — по 600 млн евро. Деньги могут быть направлены на балансирование бюджетного дефицита, а также поддержку структурных реформ. Срок кредита составляет 15 лет. Процентная ставка — плавающая, на первоначальном этапе она будет составлять 0,125% годовых, впоследствии предусмотрено увеличение до 2%.
Ожидается, что первый транш поступит в Киев уже в сентябре. Вторая часть кредита будет направлена в Киев лишь после выполнения ряда обязательств. В частности, Украина должна будет провести серьезное реформирование судебной системы (провести перезагрузку Высшей квалификационной комиссии судей Украины и создать Комиссию по вопросам добродетели и этики в судебной системе), провести авторизацию автономной системы электронного уголовного судопроизводства Национального антикоррупционного бюро Украины и Специализированной антикоррупционной прокуратуры, реформировать налоговую и таможенную администрации, ликвидировать Государственную фискальную службу, расширить полномочия частных исполнителей на требования до 100 тыс. грн. к любому должнику, передать централизованные закупки лекарственных средств, медицинских изделий и индивидуальных средств защиты госпредприятию «Медицинские закупки Украины» и прочее. Более того, данный меморандум предусматривает предоставление Еврокомиссии необходимой информации, которую она только потребует, а также допуск ЕС к контролю прозрачности конкурсов на госслужбу, аттестацию прокуроров на региональном и местном уровне.
Стоит отметить, что за принятие данного законопроекта в основной своей массе проголосовали именно депутаты провластной партии «Слуга народа». Фракции «Оппозиционной платформы — За жизнь», «Евросолидарности» (за исключением одного депутата Мустафы Джемилева) и «Батькивщины» не стали его поддерживать.
Эксперты EADaily считают, что, несмотря на относительно низкую кредитную ставку, ратификация очередного соглашения о займе у ЕС содержит ряд рисков для Украины.
Депутат Верховной Рады Украины от фракции «ОПЗЖ» Антонина Славицкая, которая в числе своих однопартийцев не поддержала данный законопроект, убеждена в том, что он вовлечет страну в еще более глубокую долговую яму.
«Если внимательно прочитать условия, которые выдвигают нам наши европейские партнеры для получения кредита, то можно увидеть, что там очень много интересного. Тут тебе и передача госпредприятий в управление наблюдательными советами, и ликвидация Государственной Фискальной системы, и контроль над судами со стороны международных институций, и многое другое. За нас даже решили то, кто и как станет покупать и реализовывать лекарственные средства на территории Украины», — обратила внимание депутат.
Славицкая отметила, что вся история с новым кредитным займом от ЕС напоминает ей сказку о Золушке.
«А точнее, диалог Золушки и ее мачехи, когда мачеха перечисляет все, что должна сделать падчерица: посадить розовые кусты, перебрать крупу, намолоть кофе, вычистить очаг и всю кухонную утварь, и за все это ей позволят максимум заглянуть в окна дворца. Не выйти замуж на принца и стать будущей королевой, а оставаться бедной родственницей, подглядывающей за чужим праздником жизни. Знаете, я не хочу, чтобы Украина всю жизнь была падчерицей. И не хочу, чтобы заокеанская мачеха указывала ей, как избирать судей, кого ставить во главе предприятий и какие пить таблетки. Тем более, за то ничтожное вознаграждение, которое нам предлагают. И которое, обрастая процентами, ляжет бременем на плечи наших же детей. Нет, я не хочу ни огромных долгов в дополнение ко всем уже оформленным кредитам, ни постоянного, назойливого и беспардонного вмешательства в дела моей страны», — заверила она.
Депутат Верховной Рады Украины вспомнила, что буквально за день до принятия данного законопроекта страна отмечала 29-летие Независимости.
«Наша Украина — уже достаточно „взрослая“, чтобы постоянно быть управляемой из Брюсселя или Вашингтона. Я — за подлинный суверенитет, а не его имитацию», — подытожила она.
Украинский политический и экономический эксперт Валерий Клочок, в свою очередь, добавил, что на протяжении почти 29 лет Украина находится в долговой яме — первый кредит был предоставлен Международным Валютным Фондом еще на заре независимости (он был в размере менее $ 1 млрд и получен в полном объеме).
«Далее Украина стала полигоном для испытаний неолиберальных реформ, которые нам фактически навязывал Евразийский союз. Исходя из позиции, в которой Украина находилась, действительно мы имели все шансы не пользоваться кредитами, а развивать свою экономику, но украинская власть постоянно накапливала долги. Нынешнее голосование по двум ратификациям касательно сотрудничества с ЕС, который даст два транша по 600 млн евро, и Европейским инвестиционным банком еще на 500 тыс. евро, это не настолько великая сумма, как бы это прискорбно не звучало, по сравнению с долгом, который Украина имеет уже», — сказал он.
Клочок напомнил, что общая сумма государственного долга составляет 850 млрд евро, а гарантированного государством долга — более 120 млрд. Другими словами, пояснил он, только государственный долг Украины равен 2,5 годовых бюджетов страны. Также эксперт обратил внимание на то, что первое время кредитные условия не были такими жесткими — начиная уже с 2008 года, когда МВФ уже прижился в Украине, они становятся все жестче.
«Последние два меморандума, которые были подписаны при бывшем главе Кабмина Владимире Гройсмане и нынешнем Денисе Шмыгале, содержат достаточно серьезные требования касательно повышения тарифов, увеличения цены на газ, создания целой сети органов, которые должны были бы способствовать борьбе с коррупцией. Но на самом деле за последние 6 лет, когда у нас появились САП и НАБУ, не было получено колоссальных результатов их работы. Другими словами, это такие реформы, которые как бы и призваны служить тому, чтобы уменьшалась кредитная нагрузка в Украине путем уменьшения коррупции, но на деле они не работают. Точно так же это касается последних двух кредитов от ЕС и Европейского инвестиционного банка. К примеру, они предусматривают требования изменения правил назначения судей. Но вместе с тем эта основа навряд ли решит проблему государственного долга, так как это зависит от суммы номинального долга, а она у нас достаточно большая», — пояснил он.
Что касается экономических условий обеспечения государственного долга, обратил внимание эксперт, и тут есть некоторые опасности.
«С одной стороны, действительно по сравнению с той же Японией, у нас уровень госдолга небольшой по отношению к внутреннему валовому продукту. Но у нас уровень внутреннего валового продукта крайне маленький. Для понимания ситуации — он у нас составляет, по подсчетам мирового банка, порядка $ 125 млрд. Это очень мало. А сумма государственного долга — 60% от ВВП. По сравнению с другими странами не так много. Но если говорить о золотовалютных резервах, а у нас их много (порядка $ 28 млрд), поэтому они позволяют обслуживать государственный долг. И если смотреть на график выплаты долга, то этих денег в принципе достаточно, чтобы погашать долговые обязательства. Получается, что дефолт Украине не грозит, и мы можем выполнять обязательства. Но дело в том, что если сравнивать сумму долга, которую мы выплачиваем из государственного бюджета на погашение основной задолженности и обслуживание кредита, (как пример, в национальной валюте государственный бюджет равен порядка 1 триллиона гривен, а сам госдолг и его обслуживание занимают почти 50% — 450 млрд гривен), то возникает вопрос, а за счет чего Украина будет развиваться, если нужно выплачивать зарплаты сотрудникам бюджетных сфер, пенсии, закладывать деньги на обороноспособность, госбезопасность и прочее. Получается, что у нас ничего не остается. Более того, последние изменения, которые были утверждены Верховной Радой Украины в апреле текущего года ввиду пандемии коронавируса (доходная часть была сокращена на 120 млрд гривен, то есть на более 10% от годового бюджета), то в данном случае возникают сомнения, что в перспективе Украина сможет выполнять долговые обязательства», — подчеркнул он.
Более того, подчеркнул Клочок, совершенно непонятно, за счет чего Украина будет уходить от долга.
«Украинский Минфин разработал стратегию обслуживания госдолга, согласно которой Украина будет больше одалживать на внутреннем рынке через облигации внутреннего займа и меньше на внешнем рынке. Правильная стратегия должна была заключаться в том, чтобы уменьшать госдолг, к примеру, на 10% в год. Если говорить откровенно, ЕС и кредитные учреждения, которые одалживали Украине деньги, не ставят в приоритет реформы, которые бы способствовали экономическому развитию страны и выходу из долговой ямы. Наоборот, реформы, о которых идет речь, они ставят только в зависимость Украину», — подытожил он.
Эксперт «Украинской фабрики мысли» Юрий Гаврилечко подчеркивает, что говорить о том, что данное соглашение равнозначно макрофинансовой помощи от ЕС, неверно.
«Никто никакой помощи не получает и не дает. ЕС, в лице Еврокомиссии, как кредитор, предоставляет Украине, в лице Кабинета Министров Украины, как заемщика посредством Национального банка Украины, как агента заемщика, кредит сроком на 15 лет в сумме 1,2 млрд евро примерно под 2,1−2,5% годовых. Получение второй половины кредита зависит от продолжения сотрудничества с МВФ», — пояснил он.
В то же время, обращает внимание эксперт, обязательства Украины, которые не относятся напрямую к возврату кредитных ресурсов и выплат процентов по ним, на самом деле свидетельствуют лишь о слабой позиции переговорщиков с украинской стороны — особенно если учесть, что Украина обращалась за кредитом «под соусом» борьбы с эпидемией коронавируса, что отражено в сопроводительных документах к принятому законопроекту 0063 от 12 августа 2020 года.
Гаврилечко считает, что за 15 лет Украине удастся погасить взятый у ЕС кредит ввиду низкой ставки его обслуживания, впрочем, загадывать на такой длительный срок неблагоразумно.
Эксперт «Украинской фабрики мысли» добавил, что Украина с октября 2015 года живет в состоянии дефолта — возвращать старые долги без новых займов страна не в силах.
«Мы уже пятилетку живем в дефолте и не замечаем», — резюмировал он.
Украинский политический аналитик Александр Мусиенко и вовсе считает туманной ситуацию, которая сложилась в Украине.
«Ситуация, которая происходила в парламенте во время последнего сессионного заседания, выглядела как минимум странной. С одной стороны, представители руководящей фракции „Слуги народа“, правительства и сам президент говорили о том, что в украинской экономике есть предпосылки для того, что поднять минимальную зарплату, и экономика развивается якобы эффективно. И минимальную зарплату в Украине повысили, несмотря на то, что это создает дополнительную налоговую и фискальную нагрузку на малый и средний бизнес, который и так пострадал очень сильно во время пандемии коронавируса, а также не получил от государства предусмотренных компенсаторных механизмов, как это было в США и ЕС. С другой стороны, правительством было представлено соглашение о кредитном займе со стороны ЕС, который очень нужен для экономики, по версии депутатов. Так возникает вопрос: а в украинской экономике все так хорошо, что можно повысить зарплату, или на самом деле все так плохо, что нужны кредиты, и повышение минимальной зарплаты — это всего лишь популистское решение накануне местных выборов?» — акцентировал внимание он.
Мусиенко также признал, что в последнее время МВФ и другие доноры диктуют Украине как заемщику реформы в сфере политики, которые важны именно для международных организаций.
«Если Украина хочет получить деньги, она должна выполнить определенные условия, причем не самые благоприятные. Но самое важное — мы сначала должны выйти на реалистичность, объективность и откровенность власти, чтобы она ответила, насколько ситуация в экономике угрожающая, чтобы понимать, что нас ждет после этих кредитов, какие условия наш ждут», — добавил он.
Эксперт убежден: если Украина согласилась на самые невыгодные для нее условия, чтобы получить кредит, значит, ситуация в экономике не самая лучшая.
Бравады действующей украинской власти о том, что ситуация в экономике постепенно улучшается, разбиваются о новые кредитные займы от Евросоюза. Учитывая, что Украина обменяла право самим контролировать свою же судебную систему, прокуратуру, Таможенную и Налоговую службы, работу предприятий и даже закупку лекарственных препаратов и медицинского оборудования (хозяева в стране отныне иностранцы!) на очередной кредит в 1,2 млн евро, ситуация в стране действительно удручающая.
Источник
Один из самых надежных способов получения дохода от инвестиций — покупка облигаций Мин Фин РФ, или облигаций федерального займа (ОФЗ). Главное отличие таких ценных бумаг — заёмщиком в этом случае выступает государство, следовательно, риск дефолта сведен к минимуму. С 26 апреля 2017 года Минфин начал выпускать «народные» ОФЗ — облигации, предназначенные не для компаний, а для частных лиц. Для государства это возможность привлечь дополнительные средства, а для инвесторов — получать доход с гарантией возврата вложений.
Особенности эмитента
Такие ценные бумаги выпускаются только в цифровом виде, для их приобретения потребуется воспользоваться брокерскими услугами. Брокеры — это биржевые посредники, за определенное вознаграждение предоставляющие доступ к специальным счетам. После оформления сделки покупатель становится владельцем государственных ценных бумаг, минимальное количество для покупки составляет 30 штук.
Со 2-ого квартала 2019 года Мин Фин начал выпускать облигации в новом формате: в отличие от первого выпуска, клиентам не придется платить крупные брокерские комиссии, все расходы эмитент берет на себя. Кроме того, у держателей появится возможность получать кредиты в банках под залог таких ценных бумаг. Первая версия не позволяла проводить такие операции.
Облигации Мин Фина — это возможность привлечь широкий круг инвесторов по всей стране и получить дополнительный капитал на реализацию различных государственных проектов. Покупателей привлекает возможность получать доход по плавающей ставке: чем дольше облигация будет на руках у покупателя, тем выше по ней будет доходность, такая схема выгодна именно тем, кто планирует долгосрочные инвестиции.
Условия приобретения облигаций
Общий объем первой государственной эмиссии 2017 года составил 15 миллиардов рублей. Номинал 1 облигации — 1000 рублей, следовательно, для минимальной покупки потребуется инвестировать не менее 30 тысяч. У таких ценных бумаг есть несколько особенностей:
- Невозможность перепродажи третьим лицам. В отличие от обычных облигаций, ценные бумаги Мин Фина не допускается перепродавать на бирже.
- Возможность предъявления к выкупу в любой момент. Владелец может потребовать досрочно вернуть долг — в этом случае он потеряет только не выплаченный за остаток срока купонный доход.
- Растущая процентная ставка. Чем дольше ценные бумаги остаются на руках владельца, тем выше будет их прибыльность. Стартовая ставка равна 7,5%, вторая выплата — 8%, третья — 8,5% и т.д.
- Периодичность выплат — 2 раза в год.
- Продолжительность возврата — 3 года.
Средняя доходность облигации Мин Фина находится в районе 9% годовых, это существенно больше, чем средний доход по предлагаемым банковским вкладам. Из-за этого ОФЗ станут выгодным приобретением для широкого круга покупателей.
Преимущества инвестирования в ОФЗ
Вложение в облигации федерального займа — это возможность гарантированно не потерять инвестированные средства. Коммерческий сектор подвержен различным экономическим факторам, даже самые надежные компании могут неожиданно столкнуться с финансовыми трудностями и не справиться со своими обязательствами. Государство же выступает гарантом погашения долга.
Дополнительные плюсы инвестирования:
- Увеличенная доходность, по сравнению с банковскими вкладами. Можно получить более крупную пассивную прибыль.
- Средние сроки возврата. Долгосрочные программы интересуют не всех инвесторов, вложение на 3 года станет оптимальным вариантом.
- Относительно небольшой порог входа. Это делает ОФЗ доступными для частных лиц.
- Заранее известная прибыль — важное отличие от вложения в акции крупных компаний. Они могут не выплатить дивиденды, а государство гарантированно выполнит свои обязательства по купонному доходу.
Минусом ОФЗ можно назвать относительно невысокую процентную ставку. Такой вариант подходит для тех, кто предпочитает консервативные, а не рискованные стратегии инвестирования.
Надежность вложения в ОФЗ
Среди всех вариантов инвестиций вложение в государственный долг остается наиболее надежным решением. Такие облигации н торгуются на рынке, поэтому они не могут потерять в цене, обязательства по ним гарантированно будут исполнены. Покупка позволит получать заранее известные выплаты в течение всего срока погашения, а при необходимости можно сразу вернуть вложенные деньги.
Это оптимальный вариант для начинающих инвесторов, которые не рискуют вкладывать крупный капитал в менее надежные проекты и предприятия. Оформление такой сделки позволит гарантированно сохранить и приумножить накопления, причем доход по ним будет достаточно высоким. Обновленный вариант облигаций не требует уплаты комиссий за брокерские услуги, поэтому они становятся еще более выгодными.
Источник
В начале месяца, 2 июля, было размещено ОВГЗ на более чем 8 млрд гривен. То есть, всего за полмесяца, Минфин наторговал уже больше 40 млрд гривен.
В июне также было несколько размещений ОВГЗ: 11 июня — на 6,47 млрд гривен, а 25 июня — на 7,5 млрд.
«Скорее всего, Минфин на этом не остановится и будет размещать ОВГЗ до конца этого месяца, а также в августе», — считает экономист Алексей Кущ. При этом финансовое ведомство уже перевыполнило заложенный в бюджет годовой план по облигациям в 202 млрд гривен на 31 млрд.
«Гулять так гулять! Минфин через ОВГЗ занял абсолютно рекордные 33,3 млрд грн! Хотя согласно Закону о бюджете на 2019 год мог до конца года занять всего 1,3 млрд грн. — за полгода годовой план заимствований был успешно выполнен.
Но кого интересует Закон, когда есть схема заработка на пирамиде, в которой непосредственное участие принимает в т.ч. министр финансов — через банк своего мужа (муж Оксаны Маркаровой Дмитрий Волынец владеет 70,9% «Аккордбанка» —Прим.Ред.). А я ещё наивно сомневался, что Минфин пойдёт на нарушение действующего Закона.
Видимо, получили гарантии от новой власти (в бюджет позже внесут изменения, хотя подобные изменения надо согласовывать с внешними кредиторами) и рванули занимать новыми же темпами…
На данный момент общий объем размещения ОВГЗ в 2019 году 234 млрд грн. при ограничении в бюджете 202 млрд грн», — написал в Facebook Сергей Саливон.
Экономисты уже давно говорят о «пирамиде ОВГЗ», которая может рухнуть в любой момент, спровоцировав резкий обвал курса гривны.
«Получается, что для того, чтобы платить по старым долгам, приходится постоянно привлекать новые. Если бы Минфин сейчас перестал размещать ОВГЗ, то для того, чтобы рассчитаться по выпущенным ранее бумагам, пришлось бы отдать половину доходной части украинского бюджета», — подсчитал экономист Виктор Скаршевский.
При этом новые долги — это и новые бюджетные траты на их обслуживание. К примеру, на обслуживание ОВГЗ на 1 млрд долларов придется дополнительно потратить из бюджета 67,2 млн долларов в год.
«Заработки больше, чем на наркотиках»
16 июля Минфин продал гривневых ОВГЗ на 7,4 млрд гривен под 17-17,7% годовых, долларовых — на миллиард долларов под 6,5-7% годовых. И недостатка в покупателях не было, несмотря на то, что предыдущее размещение проходило лишь две недели назад — в начале июля, — констатировал экономист Виктор Скаршевский.
Во-первых, как пояснил «Стране» Алексей Кущ, украинские ОВГЗ являются едва ли не самыми высокодоходными в мире.
«Даже кризисные Аргентина и Турция не дают таких процентов. В большинстве развивающихся стран Африки и Азии максимальная ставка — 5-6%. В Польше, Румынии, Хорватии — 1-2%, в Германии ставки уже давно отрицательные, а недавно в минус ушли также ставки по государственным чешским еврооблигациям. У нас доходность в гривне — 17% годовых, при этом за счет укрепления гривны можно получить в валюте до 20%, что является супер рекордным показателем. А так как частный венчурным и пенсионным фондам нужно на чем-то зарабатывать, они рыскают по миру в поисках доходных объектов для инвестирования. И наши ОВГЗ попросту не могли пройти мимо их внимания», — говорит Кущ.
За последний год нерезиденты нарастили свой портфель ОВГЗ с 6,5 млрд до 65 млрд гривен, то есть, вдесятеро, и это без учета последнего размещения.
«В прошлом году они скупились у нас на 200 млн долларов и заработали до 30% прибыли, сыграв еще и на курсе: заводили доллар по 28 гривен, а вывели по 26 гривен. Поэтому в этом году буквально атаковали украинский рынок, вложив уже 2,5 млрд долларов», — констатирует Скаршевский.
Во-вторых, покупатели активизировались на волне информации о готовящемся пересмотре учетной ставки НБУ. Скорее всего, уже в ближайшее время она будет снижена, а также представят график ее дальнейшей динамики. Это значит, что будет падать и доходность ОВГЗ. Собственно, это процесс уже происходит.
«Например, по 3-месячным ОВГЗ доходность упала за 2,5 мес. с 19,5 до 17%, по годичным — с 18,5 до 17,75%. Также идет снижение и по долларовым бумагам — например, до 6,5% по годичным облигациям. При этом, на мой взгляд, есть потенциал снижения до 3-4% по доллару (вплотную к депозитным ставкам), а гривневая ставка будет двигаться в соответствии с трендом учётной ставки НБУ, который объявил весной о входе в цикл её снижения», — отмечает Андрей Блинов.
Поэтому покупатели решили воспользоваться возможностью закупиться ОВГЗ еще по повышенным ставкам, не дожидаясь их снижения.
По словам Куща, резкого снижения учетной ставки Нацбанка, скорее всего, не будет.
«Думаю, все ограничится, максимум, 1%, хотя учетная ставка не должна превышать полуторной инфляции, то есть, в нашем случае 12%. Поэтому доходность ОВГЗ, даже если и упадет на 1%, все равно будет оставаться рекордной, то есть, сохранит свою супер-привлекательность. Но зато обладатели ОВГЗ с более высокой доходностью смогут в итоге заработать еще больше — до 30-40% годовых, это больше, чем можно поднять на наркотиках или оружии», — говорит Кущ.
Эксперты считают, что на этой схеме зарабатывают не только иностранцы, но и украинские спекулянты через офшорные компании.
«Нынешний состав Минфина близок к ряду инвестиционных банкиров и финансовых компаний, и есть подозрения, что лоббирует их интересы», — говорит Кущ.
Пирамида ОВГЗ
Экономисты уже давно говорят, что вся эта схема с ОВГЗ все больше напоминает пирамиду.
«Минфину в июле нужно было погасить облигаций на 800 млн долларов, и он сделал новые размещение на миллиард, то есть, идет рефинансирование долгов за счет новых размещений. Всего в этом году нужно погасить 4,5 млрд долларов и примерно на такую же сумму размещают», — говорит Скаршевский.
Во многом эта «пирамида» способствовала нынешнему укреплению гривны, что не может не радовать рядовых украинцев.
По словам советника президента по экономическим вопросам Данила Гетманцева, за счет привлечения ОВГЗ сняты и основные вопросы по долговым выплатам в этом году.
«С учетом размещения евробондов и в июне и вчерашнего размещения валютных ОВГЗ на 1 млрд долларов на валютном счете правительства на сей час должно быть около 4 млрд долларов. Этого достаточно для погашения валютных ОВГЗ и внешнего госдолга до конца года (на вторую половину 2019 года такие выплаты оценивались примерно в 4 млрд долларов.). Поступления в валюте увеличивают золотовалютные резервы и снижают давление на валютном рынке (сюда же следует отнести и размещение евробондов Укрзализницы и Нефтегаза суммарно на 1,5 млрд. дол. в июле)», — пояснил он «Стране».
«Но курсовая идиллия может закончиться в любой момент. Как только нерезиденты начнут фиксировать прибыль и выводить ее из Украины, курс доллара может резко вырасти. В прошлом году по этой причине гривна за полтора месяца подешевела на 2 гривны», — напоминает Скаршевский.
Экономист Андрей Блинов считает, что никакой пирамиды ОВГЗ нет.
«По состоянию на 16 июля, в обращении находится ОВГЗ на сумму 763 млрд грн, а на начало года такой объём составлял 756 млрд грн. Прирост за 6,5 месяцев — лишь 7 млрд гривен. При этом почти половина облигаций, как и прежде, находится в портфеле НБУ (46% в начале года, 44% сейчас). Да, до 65 млрд гривен вырос портфель иностранцев, но это менее 9% общей суммы ОВГЗ в обращении. К тому же в последнее время нерезиденты увеличивают вложения в более длинные бумаги, что снижает риск их одномоментного выхода из украинских облигаций, с понятными последствиями для валютного рынка», — пояснил он «Стране».
По мнению Блинова, интерес нерезидентов в нашим ОВГЗ возможно остудить только снижением ставок на первичных аукционах.
«После собственного размещения евробондов, а также бумаг УЗ и Нафтогаза, Украина по сути решила вопрос с выплатой по внешнему долгу до конца 2019 года, и у правительства появилось, невзирая на политическую турбулентность, окно для решительного снижения ставок. Воспользуется оно им или же продолжит копить на выплаты-2020 — вопрос открытый», — добавил Блинов.
«Для снижения ставок Украина должна работать над ускорением реформ, над проведением реальной приватизации, судебной реформы, открытия рынка земли и реформы правоохранительной системы. Это позволит быстрее снижать стоимость заимствований и уменьшать затраты на обслуживание долга в украинском бюджете», — говорит Гетманцев.
Спекулятивный исход
Впрочем, как ни назови конструкцию с ОВГЗ, она остается достаточно шаткой.
«Нерезиденты могут начать избавляться от наших бумаг в любой момент. Тем более, что Нацбанк недавно снял ограничения на вывод дивидендов. А даже несколько крупных покупателей доллара могут спровоцировать рост курса на 10-15 копеек, не говоря уже о массовом «бегстве» спекулянтов», — отмечает Скаршеский.
Сигналом для такого «бегства», по его мнению, может послужить любое событие как на мировом рынке, так и внутри Украны. В том числе, ухудшение политической ситуации в стране.
«Уже сейчас некоторые международные аналитики советуют из-за рисков формирования нового правительства уходить из украинских бумаг в казахские, македонские или сербские, хотя там доходность и ниже, чем у нас», — говорит Кущ.
По его словам, опасность «пирамиды» для финансовой системы страны зависит от соотношения 3-6 месячных и годовых облигаций к чистым валютным резервам (на сегодня — 10 млрд долларов).
«Сейчас таких ОВГЗ размещено на 2,3 млрд долларов. В ближайшее время, думаю, достигнем показателя в 3 млрд, а это почти треть от чистых валютных резервов. Как только этот показатель достигнет 50%, держатели бумаг начнут от них избавляться, а критическим считается соотношение в 70-80%», — пояснил Кущ «Стране».
Эксперты считают, что отток «спекулятивных» денег начнется уже с осени и совпадет с сезонной девальвацией гривны, спровоцировав рост курса доллара в среднем до 28 гривен.
«А ближе к зиме встанет вопрос поиска нового источника для заимствований. Думаю, власти «вспомнят» об МВФ, который в обмен на новую кредитную программу, потребует открыть рынок земли и отпустить в свободное плавание тарифы на коммуналку для населения», — подытожил Кущ.
На минфиновском аукционе про продаже ОВГЗ 16 июля чиновники распродали только валютных облигаций на $1,05 млрд. Суммарно же привлекли свыше 33 млрд грн., пишет UBR.ua.
«На валютные ОВГЗ отмечался очень большой объем и спроса. Фактически за один аукцион привлекли более 40% от всех валютных заимствований первой половины года. Поддержку спросу могли предоставить достаточно большие выплаты по валютным ОВГЗ в июле (всего около $0,8 млрд), а также активизация спроса на эти инструменты, которая обычно происходит во второй половине года на ожиданиях ослабления гривны», – пояснил старший финансовый аналитик группы ICU Тарас Котович.
Спекулянты отлично знают об украинском курсовом графике. В начале года гривна вот уже несколько лет подряд активно укрепляется, а в июле-августе начинается курсовой откат. А значит, сейчас самое время вкладываться в валютные ОВГЗ, чтобы потом получить дополнительную доходность на курсовой разнице.
Впрочем, это не единственное объяснение вчерашней сенсации. «Прежде всего стоит отметить, что 10 июля Минфин провел крупные выплаты на $507,5 млн. Еще $275 млн предстоит погасить завтра. Их просто переложили в новый выпуск. И лишь оставшиеся $300 млн – чистый приток. Кроме того, накануне аукциона Минфин проводил совещание с первичными дилерами, и те просили чиновников выставить на торги короткие валютные бумаги. Но ведомство решило отдать только ОВГЗ сроком 1 и 2 года», – добавил финансовый аналитик Василий Невмержицкий.
Примечательно, что валютные бумаги Минфин продал по ставкам 6,5 и 7% годовых (для ОВГЗ сроком 1 и 2 года соответственно). Это сопоставимо с доходностью, под которую страна размещала евробонды летом (6,75%). И гораздо ниже скандальных октябрьских привлечений 2018 года, когда Минфин разместил 10-летние бонды под 9,75% годовых. Хотя, конечно, до ставок МВФ вчерашним валютным ОВГЗ далеко.
В пределах 0,2-0,3% снизилась доходность и гривневых бумаг на 3, 6 и 12 месяцев. На них вчера также был значительный спрос, однако Минфин удовлетворил лишь часть заявок: по коротким выпускам установил традиционный лимит 500 млн грн., годовых продал только на 1 млрд. грн. Если бы не такая избирательность, чиновники могли привлечь на 4,7 млрд больше.
Эксперты полагают, что повторить успех Минфин в ближайшее время не сможет. Ведь он во многом был связан с грядущим снижением учетной ставки. В том, что НБУ завтра объявит о нем – не сомневается никто. Более того, учитывая вчерашний ажиотаж, не исключено, что регулятор решился на более существенное снижение, чем прежде прогнозировали участники рынка. «Нацбанк уверенно двигается к обозначенному инфляционному таргету. А значит поводов для смягчения монетарной политики достаточно. Кроме того, стабильный курс гривны и существенная либерализация валютных правил дают основания полагать, что снижением учетной ставки на 1% ведомство не ограничится. Ведь нужно как-то оживлять кредитование реального сектора. 2%, конечно, очень смелый прогноз, но пойти на 1,5% снижение НБУ вполне может», – резюмировал Василий Невмержицкий.
Напомним, что Минфин Украины в мае погасил евробонды на миллиард долларов.
Также мы писали о том, что Минфин разместил облигации внутреннего государственного займа на 5,6 млрд гривен.
Источник