Минфин рассматривает возможность введения принудительного займа, впервые с 1982 года.
«В свете значительных незапланированных государственных расходов, вызванных эпидемией коронавируса и введением карантинных мер, в министерстве финансов рассматривают возможность введения принудительного займа для их покрытия», — сообщают ленты информагентств. К счастью, речь пока идет об Израиле.
Здесь можно было бы подавить зевок: дескать, нас это не касается. Дело, однако, в том, что российские финансовые власти также могут пойти на такой шаг, поскольку обстановка в экономике РФ складывается тяжелая.
Цены на нефть Urals свалились в штопор, из-за карантина целые отрасли — автозаводы, шахты, предприятия сферы услуг — на грани свертывания. В результате, на кубышку ФНБ претендуют, помимо пенсионеров, буквально все — начиная от авиакомпаний и турфирм, и заканчивая нефтяными концернами. При этом капитал бежит из России как ошпаренный — с 12 по 18 марта, по данным BCS Global Markets, инвесторы вывели из российских активов рекордные $ 1,4 млрд.
Это значит, денег правительству Михаила Мишустина взять неоткуда. В такой ситуации израильский опыт может оказаться востребованным.
Механизм принудительного займа, в израильском варианте, предельно прост. Займ взимается вместе с подоходным налогом или с налогом на определенные виды сделок. Государство одалживает эти деньги на определенный срок, и под процент заметно ниже рыночного. По окончании срока заемные средства возвращаются населению с выплатой процентов. Вот и все.
Но вернемся к России. Для нас принудительные займы — тоже не новинка. Еще в конце 1920-х годов в СССР стартовал негласный принудительный займ — подписка на очередные выпуски облигаций государственных займов. В послевоенное время эта практика стала обычной частью быта советских людей. Каждого гражданина страны, исключая детей, обязывали приобретать облигации в размере, равном одному месячному окладу в год.
Чуть позже партия и правительство разрешили отдавать деньги за облигации частями — по 7−8% зарплаты в месяц. Займом эти облигации можно считать, поскольку государство обещало когда-нибудь вернуть деньги гражданам.
И вот тут-то проходит водораздел между израильскими принудительными займами и советскими. Израиль занятые у граждан деньги всегда им возвращал. СССР — возвращал крайне неохотно, десятилетия спустя.
В 1956 году долг СССР населению перевалил за 259,6 млрд. рублей. На его обслуживание стало уходить до 17 млрд руб. в год, и, по расчетам Минфина, рост этих расходов в обозримом будущем должен был сравняться с объемом средств, собираемых с населения. Проблему решили одним махом — в 1957 году власти де-факто объявили дефолт по внутреннему долгу: выплаты по облигациям прекратили. А чтобы народ не особо возмущался, по выпущенным бумагам стали проводить лотереи. Получив крупный выигрыш, можно было купить официально и легально нечто дорогое — автомобиль или дачу.
Только в 1974 году было объявлено, что государство погасит старые облигации.
Другим советским «принудительным займом» можно считать денежную реформу 1991 года. Вечером 22 января, когда закрылись все отделения Сбербанка, в программе «Время» объявили об обмене денег. С полуночи крупные купюры (50 и 100 рублей) образца 1961 года прекратили хождение. Гражданам дали три дня, чтобы обменять их на новые. Суммы обмена были ограничены 1000 рублей, а с банковского счета можно было снять 500 рублей — остальные деньги на вкладах были заморожены. В итоге, правительству удалось «нагреть» свой народ, по разным оценкам, на сумму от 1 млрд. до 7,5 млрд. рублей.
И возникает вопрос: может ли Мишустин решиться на принудительный займ сейчас? И каким путем он пойдет — израильским или советским?
— Я очень подозрительно отношусь к идее принудительного займа, — говорит президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. — У нас в советское время были облигационные займы, и назад по ним люди ничего не получали. Все к этому привыкли, никто не протестовал — считалось, так надо.
После же преобразований 1990-х — фактической экспроприации вкладов в Сбербанке, и рухнувшей в 1998-м пирамиды ГКО, — население явно не готово к новым государственным внутренним займам.
На деле, сейчас принудительный займ будет выглядеть, как конфискация. К тому же непонятно, на кого он будет распространяться. Если на олигархов — есть другие методы инвентаризации средств сверхбогатых. Если на население — получится, что деньги забирают у тех, кому надо помогать. У нас, думаю, в ближайшее время до 70% граждан начнут испытывать экономические трудности, у них точно ничего не займешь.
«СП»: — Почему на такой займ идет Израиль?
— Не факт, что Израиль пойдет на это. Раньше, с 1950-х, Израиль находился в ситуации становления государства — выживания, войны со всей округой. Это означает совершенно другой уровень доверия внутри страны, и принудительные займы тогда воспринимались иначе.
На если сейчас даже в Израиле объявить принудительный займ — не уверен, что идея пройдет. Напротив, такой шаг может вызвать недоверие к власти, и отторжение гражданами финансовой системы.
В России о таком доверии вообще говорить не приходится. А если кабмин начнет подобные действия — доверия вообще не останется.
«СП»: — Внутренний займ мог бы спасти экономику России?
— Думаю, нет. Я не вижу, зачем это делать. Вообще, идея займа исходит из того, что сейчас все должны сбежаться и получить помощь. Мол, так происходит в Америке и Европе — там всем что-то раздают.
Но надо пронимать: нынешний кризис на Западе — чисто финансовый, коронаравирус тут ни при чем. Властям в США и ЕС просто необходимо раздавать — это их финансовая система грохнулась, и падение надо компенсировать. Отсюда, кстати, и колоссальные суммы помощи — из-за дисбаланса между реальным сектором и финансовым, и даже в самом финансовом секторе.
В России у кризиса совершенно другая природа: у нас нет дисбаланса, и наша финансовая система очень маленькая — просто ничтожная, по сравнению с мировой. С одной стороны, это убожество. Но в ситуации стресса это выгодно — в нашей системе, по сути, просто нечему лопаться. И дисбаланс у нас в другом: у людей нет денег.
«СП»: — Может, нам тоже надо раздать каждому гражданину по $ 1000, как в Америке?
— Можно в теории, но на это уйдет весь Фонд национального благосостояния. И тогда все сразу рухнет — государство рухнет — пусть у людей на руках останется по $ 1000. По большому счету, эти деньги никому не помогут.
«СП»: — Если не внутренний займ — где кабмину взять деньги в кризис?
— Правительству надо уменьшить налогообложение — прекратить высчитывать, бедный гражданин или нет, есть у него, условно, курица или мотоцикл. Нужно ввести налогооблагаемый минимум — не трогать граждан с низкими доходами.
Огромные резервы в системе ЖКХ — там, по сведениям ФАС, в 2−3 раза завышены тарифы. Ну, зачем нам все эти коммунальные управляющие компании? Ведь даже если раздать российским семьям по 10 тысяч рублей — система мгновенно высосет эти деньги: повысит тарифы на услуги, увеличит платежки.
Кабмину нужно систему ломать — и понятно, как. У нас только незначительную часть жилого фонда составляют богатые дома. Но в остальных домах действительно бедствие: у людей нет денег, а платят они за жилье, относительно своих доходов, чрезмерно много. Вот там надо наводить порядок — убирать посредников, которые выводят деньги за границу.
Если государство национализирует большую часть системы ЖКХ, установит контролируемые тарифы, и обеспечит ее жизнедеятельность силами военных — для людей будет колоссальная экономия. Суммарно население в этом случае выиграет, по моим оценкам, до 3 трлн. рублей. А государство на эту реформу потратит максимум 500 млрд. рублей.
Вот это была бы серьезная мера поддержки. Люди бы успокоились, из них бы не сосали деньги каждый месяц.
«СП»: — Есть еще подобные меры?
— Навести порядок в обеспечении продовольствием. Сейчас мы видим, что торговые сети искусственно создают панику, манипулируют с ценами. Между тем, в стране полно продовольствия — просто производители не могут проникнуть на рынок и предложить товар.
Это тоже решаемая задача: обеспечить логистику, защитить мелких производителей. А сети — оптовое звено — в этих чрезвычайных условиях тоже надо национализировать. Там наценка — в 3−4 раза по многим позициям, это же беспредел! Получается, оптовое звено высасывает из каждого товара 70−80% стоимость — разве это нормально?!
Если торговые сети не могут сами справиться, если провоцирует дефицит — нужно действовать как в военное время. Нужно изъять у них имущество — торговые площади, склады, — чтобы туда свозили продовольствие, которое существует, и которое можно быстро произвести.
И это — тоже колоссальный резерв. Если люди будут получать дешевое продовольствие, у них получится ощутимая экономия, и бюджет сойдется.
Снижение тарифов ЖКХ и дешевое продовольствие — это принципиально лучшее решение, чем внутренний займ, принудительный или добровольный. Потому что займ в итоге означает распределение, причем заранее известно, в пользу кого — структур, аффилированных с властью. А предлагаемые мной меры — это прямая помощь гражданам, которая даст реальную отдачу.
— Не думаю, чтобы наше правительство пошло на такие чрезвычайные меры, как облигации или внутренние займы, реализуемые в принудительном порядке, — считает декан факультета социологии и политологии финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — Пока ситуация не настолько катастрофична: она сложная, но не кризисная.
Так что в краткосрочной перспективе принудительные займы нам не грозят. А дальше многое будет зависеть от мировой конъюнктуры — не только от нефти, но и от глобальной кризисной ситуации, которая развивается по нарастающей.
Там уже сложно сказать, какие потребуются меры — может быть, они будут связаны и с выпуском внутренних облигаций. Тем более, в свое время были и военные выпуски облигаций, и выпуски на развитие народного хозяйства 1951−1953 годов, которые были погашены десятилетия спустя.
Конечно, к такого рода займам граждане любых стран относятся, мягко говоря, без восторга. У нас, если до подобного дойдет, людей придется подталкивать — по большому счету, заставлять их покупать облигации. Тем более, наше население в последние годы было развращено свободой и относительной демократией. И когда его будут загонять в мобилизационные рамки, оно будет протестовать и плеваться.
Но это, повторюсь, будет уже реально чрезвычайная мера. В настоящий момент есть гораздо более терапевтические методы, которые способны поддерживать стабильность российской экономики.
Новости социальной политики: Кризис не причина: Поднимать пенсии никто не будет
Коронавирус: Глава МВФ рассказала, когда мир оправится от коронавируса
Источник
Глава Минфина РФ Антон Силуанов заявил, что с апреля 2017 года граждане России смогут начать приобретение облигаций государственного займа. По словам министра, доход по ценным составит 8,5% годовых, и он лично намерен вложить в них деньги, сообщает «Интерфакс».
Антон Силуанов, министр финансов России
Как рассказал Силуанов на инвестиционном форуме в Сочи, Минфин планирует выпускать облигации федерального займа для населения раз в полгода.
В министерстве полагают, что ежегодный объём финансового инструмента составит 20-30 миллиардов рублей, а доходность будет превышать в среднем на 0,5 процентного пункта уже обращающиеся на рынке инструменты.
По словам главы Минфина, объём первого выпуска облигаций составит 20 миллиардов рублей, а инвесторы смогут покупать в рамках одного выпуска бумаги на сумму от 30 тысяч до 25 миллионов рублей. Министр заверил, что доходность по бумагам составит 8,5% годовых. Стоимость одной облигации при этом пока не названа.
Приобретать бумаги госзайма граждане смогут через отделения Сбербанка и ВТБ, срок обращения бумаг будет составлять три года.
Силуанов также рассказал, что и сам планирует вложить деньги в ОФЗ.
Безусловно, для меня этот инструмент будет интересен. Я такие вложения сделаю, чтобы убедиться, как этот инструмент работает.
Антон Силуанов, министр финансов России
Выпустить облигации федерального займа Минфин планировал ещё в 2016 году. Тогда объём ОФЗ также предполагал 30 миллиардов рублей, а Силуанов заверял, что вложение в облигации может стать для населения более выгодным, чем банковские депозиты.
6 февраля 2017 года стало известно, что в «Основных направления долговой политики Минфина на 2017-2019 годы» планируется, что чистые внутренние заимствования РФ в 2019 году достигнут 1,1% ВВП и станут максимальными за всю историю современной России.
13 сентября 2016 года Столыпинский клуб представил первоочередные меры по стимулированию российской экономики, в том числе, предложив «занять» у населения до 1 триллиона рублей. По мнению экономистов, облигации станут альтернативой займам за границей.
Другие эксперты, напротив, заявляли, что предложение Столыпинского клуба «больно ляжет на последующие периоды», когда внутренние займы придётся погашать.
В 2015 году Министерство финансов заявило, что вкладывать деньги в облигации россиянам станет также легко, как открыть вклад в банке. В настоящее время в России существуют и региональные облигации, которые выпускают в Томской области для снижения дефицита бюджета.
Также в сентябре 2016 года в Самаре стартовали продажи облигаций «Народного займа». На вырученные деньги местная власть совместно со строительным холдингом планирует провести реновацию исторического центра города и построить там жилые комплексы.
В России внутренние займы существовали как в дореволюционные времена, так и во времена Советского Союза, а также современной России. При этом во времена СССР выплаты по гособлигациям периодически замораживались, а система госзайма, запущенная в 90-х годах, скорее напоминала государственную финансовую пирамиду.
Источник
Именно такие мысли вызывает идея нового выпуска «народных» облигаций федерального займа (ОФЗ) на 100 млрд рублей.В середине февраля премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Минфину проработать этот вопрос в рекордно короткий срок – до 26 марта.При этом предыдущий выпуск гособлигаций не вызвал энтузиазма у россиян.Потому вполне возможно, что для исполнения поручения премьера Минфину придётся «отжимать» вклады у банков или ввести принудительную подписку на государственный заём,как это было в СССР.
В ходе Российского инвестиционного форума в Сочи Дмитрий Медведев обратил внимание на то, что первая эмиссия «народных» ОФЗ весной прошлого года была быстро раскуплена. Это, по мнению премьера, однозначно свидетельствует: россияне доверяют государственным ценным бумагам, считая их не только надёжными, но и доходными. Потому правительство решило укрепить этот опыт, вытащив деньги обывателей «из-под подушки» и направив их на развитие страны. Насчёт того, что вытащит, нет никаких сомнений, но вот по поводу развития возникают вопросы. Действительно, первый выпуск «народных» облигаций федерального займа (ОФЗ-н), который состоялся в апреле 2017 года, пользовался ажиотажным спросом. За счёт весенней продажи облигаций физлицам государству удалось привлечь в казну 30 млрд рублей. Однако следующий выпуск ОФЗ на сумму 15 млрд рублей, состоявшийся в сентябре минувшего года, не только не вызвал ажиотажа, даже спустя пять месяцев облигации так и не удалось полностью распродать.
И деньги получить, и банки не обидеть
Ряд аналитиков считают, что исправить ситуацию можно, разрешив оборот ОФЗ-н на вторичном рынке (сейчас этими бумагами спекулировать нельзя), а также повысив потолок покупки для одного инвестора (ограничен 15 млн рублей). Другие же полагают, что эти меры не сделают облигации более привлекательными для физлиц. Потому на инвестиционном форуме в Сочи обсуждалась возможность «уменьшить входной билет» для покупки ОФЗ-н (в настоящее время – 30 тыс. рублей) и снизить минимальную стоимость одной бумаги, которая сейчас составляет 1 тыс. рублей.
Впрочем, основной проблемой второго выпуска ОФЗ-н эксперты называют их низкую доходность. В апреле 2017-го, когда облигации размещались под 9% годовых, а в большинстве крупных банков вклады принимали максимум под 7,9%, рядовому гражданину было выгодно вкладывать деньги в ОФЗ. Однако доходность осеннего выпуска «народных» гособлигаций была уменьшена до 7,65%. Ставки по депозитам тогда тоже снизились, но разница по сравнению с облигациями оказалась уже меньше 1% – естественно, что спрос на ОФЗ упал. Потому, если правительство желает успешно распродать «народные» бумаги, придётся повысить их доходность. Вот только при таком раскладе возможен отток средств населения с депозитов, что вызовет недовольство банкиров.
Кстати, сегодня банки и сами покупают федеральные облигации – только не «народные», а те, что свободно торгуются на бирже. Банкирам невыгодно продавать «народные» облигации: во-первых, они теряют вкладчиков; во-вторых, получают лишь небольшой агентский процент.
На что же надеется правительство, рассчитывая, что граждане побегут покупать бумаги? Очевидно, что не всякий работающий россиянин готов расстаться со своим месячным заработком в обмен на туманные перспективы. Однако тут на ум сразу приходят бюджетники и работники госкорпораций. Некоторые из них получат так называемую тринадцатую зарплату в конце года, её-то и можно будет выдать не деньгами, а облигациями.
По теме
474
В социальной сети Twitter активное обсуждение получила тема, посвященная самым невкусным блюдам, которые пользователям приходилось есть в детстве. Юзеры вспомнили о манной каше, гороховом пюре и тушеной капусте из детского сада или школы, а также о домашнем холодце.
Без повышения доходности «народных» ОФЗ такая принудиловка может оказаться единственной возможностью для Минфина выполнить поручение Дмитрия Медведева.
Кому долги?
Правительство РФ на протяжении многих лет не выпускало специальные облигации для населения. Страна активно эмитировала биржевые ОФЗ, которые интересны институциональным инвесторам: банкам, инвестиционным фондам, страховым компаниям и т.д. Более 30% покупателей таких ОФЗ сегодня приходится на иностранцев, которым российские долговые бумаги приносят лёгкую и стабильную прибыль. Представьте: вы берёте в западном банке кредит под 2% и вкладываете его в России под 12%. При стабильном курсе рубля прибыль гарантирована. Кстати, в конце февраля агентство S&P повысило суверенный рейтинг РФ до инвестиционного уровня BBB, позволили Министерству финансов увеличить объём заимствований. В первом квартале Россия планировала привлечь через ОФЗ 450 млрд рублей, к началу марта правительство уже разместило облигации на 300 млрд рублей.
При таком раскладе желание правительства собрать ещё 100 млрд рублей с населения выглядит странным, если только не расценивать это как пробный шар. Во-первых, запад может ввести санкции в отношении российского госдолга, и пока нельзя дать точный прогноз, как они скажутся на поведении иностранных инвесторов. Во-вторых, 10 января 2018 года Минфин сообщил, что успешно потратил последний триллион рублей из Резервного фонда. Мобилизацию средств населения страны в этих условиях можно считать вполне своевременной, тем более что к началу прошлого месяца сумма банковских вкладов россиян достигла 25,5 трлн рублей. То есть деньги у граждан есть – почему бы не заставить их поделиться накоплениями с Родиной, оказавшейся в кольце врагов? В-третьих, надо понимать, что выплачивать государственный долг правительство может только за счёт налогов, а повышение налоговой нагрузки может вызывать негативную реакцию в обществе. Конечно, обслуживать долги можно за счёт выпуска всё новых и новых облигаций, но хочется надеяться, что в нынешнем (и будущем) кабинете министров никто не хочет повторения августа 1998 года.
Кстати, увеличение выпуска «народных» ОФЗ – лишь часть поручения, которое дал Дмитрий Медведев Минфину. Премьер намерен распространить практику выпуска «народных» облигаций на уровень регионов. Десяток субъектов Федерации уже имеет подобный опыт. Например, собственные долговые бумаги для населения выпускают Томская область и Ямало-Ненецкий автономный округ. Проблема в том, что экономически устойчивые регионы используют этот инструмент без подсказок Москвы, а после «поручения» сверху за ними могут потянуться те области и республики, которые уже сейчас имеют проблемы с обслуживанием своих долгов. А уж если чиновники в таких регионах смогут добровольно-принудительно собирать деньги с граждан, страшно представить, чем всё может закончиться.
СПРАВКА
В СССР первый госзаём с участием населения состоялся в 1922 году. С 1927 года займы начали распространять по подписке среди трудовых коллективов. С 1930 года государство стало переносить сроки выплат по ранее реализованным займам, а затем уменьшать их доходность. Например, в 1936 году выпущенные ранее 8-процентные займы были принудительно обменены на 3-процентные, а погашение долгов заморозили на 20 лет.
К 1956 году госдолг по облигациям превысил 250 млрд рублей. На следующий год ЦК КПСС и Совет министров СССР фактически заморозили все выплаты и выигрыши по ранее выпущенным облигациям. Решение было обосновано «просьбами трудовых коллективов» и, по сути, означало дефолт по гособлигациям.
Всего за время существования СССР было размещено 60 различных выпусков государственных займов, включая четыре военных. После 1982 года в СССР и России массовых выпусков облигаций для населения не проводилось. В 1998 году россиянам начали продавать государственные краткосрочные облигации, которые до этого были доступны крупным банкам и компаниям. В августе 1998 года по ГКО был объявлен дефолт.
Источник