Государственные займы можно классифицировать по ряду признаков:
1) по субъектам заемных отношений займы делятся на размещаемые центральными и местными органами управления;
2) в зависимости от места размещения государственные займы делятся на внутренние и внешние;
3) в зависимости от обращения на рынке государственные заемные инструменты бывают рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются. Они являются основными при финансировании бюджетного дефицита. Нерыночные — не могут свободно менять своих владельцев. Они не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенных инвесторов, специфическим интересам которых и отвечают. Так, нерыночные государственные облигации выпускаются на Западе для мобилизации средств не государственных пенсионных фондов, страховых компаний, мелких инвесторов;
4) в зависимости от срока привлечения средств государственные займы делятся на краткосрочные (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и выше).
5) в зависимости от обеспеченности долговых обязательств они делятся на закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются чем-то конкретным, например, определенными доходами или имуществом. Такие облигации обычно выпускаются местными органами власти. Беззакладные не обеспечиваются ничем определенным. В качестве обеспечения служит все имущество государства или данного муниципалитета. Центральные органы управления обычно выпускают беззакладные облигации. Их надежность исключительно высока и поэтому инвесторы не нуждаются ни в каких дополнительных гарантиях.
6) по характеру выплачиваемого дохода долговые обязательства делятся на: выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется на основе лотереи. Эти облигации не пользуются большим спросом. Инвесторы стремятся получать стабильный доход, а не полагаться на волю случая. Те же, кто хочет получить выигрыш, предпочитают покупать лотерейные билеты. Главным видом являются процентные облигации, доход по которым выплачивается 1,2 или 4 раза в год на основе купонов. Большинство инвесторов отдает предпочтение этим долговым обязательствам.
Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют купонов. Они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Кроме краткосрочных и некоторые долгосрочные долговые обязательства не имеют купонов. Весь доход по ним выплачивается вместе с суммой основного долга. Как и краткосрочные облигации, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Такие облигации получили название облигаций с нулевым купоном;
7) в зависимости от метода определения дохода долговые обязательства государства делятся на: с твердым доходом и с плавающим доходом. В ряде случаев фиксированная ставка по ценным бумагам является причиной роста расходов государства на выплату процентов, в других случаях она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышение процента.
Для покрытия бюджетного дефицита приходится размещать займы при относительно завышенном уровне процентной ставки. Установив аналогичный процент по своим долговым обязательствам на весь срок займа, который может составить 20-30 лет, государство взвалит на налогоплательщиков дополнительные расходы. Чтобы избежать подобной ситуации, возможны два варианта.
Первый предполагает покрытие потребности в денежных средствах за счет краткосрочного или среднесрочного займа и выпуска (когда процентная ставка упадет) долгосрочного. Однако в этом случае заемщик несет дополнительные расходы, связанные с выпуском, размещением и погашением долгосрочного займа. Не исключена вероятность, что в ожидании повышения процентной ставки, инвесторы не проявят интереса к долгосрочному кредитованию.
Второй вариант решает все названные проблемы, поскольку предусматривает систематический пересмотр процента, выплачиваемого по ценным бумагам. В качестве базы для этого обычно используется ставка по межбанковским кредитам в стране. Однако такие займы имеют большой недостаток — должник не в состоянии спланировать свои расходы;
8)в зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инструменты делятся на обязательства: с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.
Вопрос о досрочном погашении долговых обязательств становится актуальным только тогда, когда на финансовом рынке происходят существенные изменения. Если облигации были выпущены с правом досрочного погашения, потери заемщика и выигрыш инвестора сводятся к минимуму. Различают два варианта погашения задолженности: единовременно и частями. Если заем гасится частями, в зависимости от распределения суммы долга по срокам погашения выделяются три варианта:
O заем гасится равными частями в течение определенного срока;
O возрастающими долями;
O снижающимися долями.
Источник
Среди различных видов займов на отдельную ступень можно поставить займы, одной из сторон которых является государство. Чаще всего государство выступает в роли заемщика, тем самым, привлекая для своей деятельности денежные средства юридических и физических лиц.
Сущность таких займов
Итак, государственный займ – это одна из форм покрытия дефицита государственного бюджета. Чаще всего займы выражаются в денежной форме. Средства, полученные по договору займа, распределяются на нужды государства.
Как и любой другой вид займа государственный займ является возвратным и процентным, то есть государство обязано вернуть полученный займ в определенный договором срок, причем дополнительно выплатив проценты, начисленные на сумму основного долга.
Для нужд государства средства могут быть привлечены путем выпуска ценных бумаг и дальнейшего их размещения на рынке капитала, при помощи банков и других финансовых организаций.
Государственный займ имеет свои положительные и отрицательные качества. К положительным аспектам можно отнести:
- деньги, полученные по договору займа, направляются по покрытие существующего дефицита бюджета, тем самым, контролируя уровень инфляции в стране;
- займ является наиболее доступным способом для стабилизации экономики государства в период кризиса;
- государственные займы регулируют наличие денежных знаков у населения.
Однако существуют и негативные стороны государственного займа, к которым относятся:
- большое количество государственных займов приводит к росту спроса на заемные средства и как следствие к росту процентных ставок на кредиты;
- займы, полученные государством, увеличивают общий долг страны перед кредиторами. Они не относятся к доходам страны, а значит, чрезмерное их количество может привести к экономической нестабильности;
- большое количество займов, полученных государством, может привести к существенному повышению налогов для физических и юридических лиц, так как именно налоги являются самой крупной составляющей бюджета страны, а займы в любом случае придется погашать.
Основы классификации
Государственные займы могут быть классифицированы по большому количеству различных признаков. Это связано с тем, что государство занимается разносторонней деятельностью и имеет широкие полномочия.
Основными ценными бумагами, выпускаемыми государством для привлечения свободных денежных средств являются облигации и казначейские обязательства.
Облигации – это долговое обязательство (в данном случае государства), подтверждающее право ее владельца получить определенную сумму денег, состоящую из суммы основного долга и начисленных процентов в указанный срок.
Денежные средства, полученные от продажи облигаций можно направить на пополнение различных фондов и иные цели, оговоренные при выпуске ценных бумаг.
Казначейские обязательства так же являются государственными ценными бумагами, предполагающими выплату указанной суммы в указанный срок.
Основное отличие от облигаций заключается в том, что деньги, вырученные от продажи казначейских обязательств можно направить только на пополнение бюджета страны.
Как разделяются государственные займы в РФ
В зависимости от различных определяющих факторов ценных бумаг государственные займы можно разделить по нескольким признакам.
Классификация и виды государственных займов представлена в следующей таблице:
Разберемся более подробно с основными видами государственных займов.
По субъектам заемных отношений
Получать государственные займы могут как федеральные власти, так и органы местного самоуправления (городские и региональные власти).
Федеральным заемщиком является Правительство Российской Федерации.
К региональным заемщикам относятся органы областного или городского управления, а так же органы управления республикой или краем.
К местным органам власти можно отнести администрации районов.
Все субъекты заемных отношений обязаны действовать в рамках существующего законодательства. Никаких отдельных требований для того или иного субъекта заимствования нет.
По виду валюты заимствования
По виду валюты заимствования различают внутренние и внешние займы.
К внутренним займам относятся все кредитные отношения, выдаваемые и погашаемые в валюте государства — заемщика.
К внешним займам относятся кредитные отношения, которые выдаются и погашаются в валюте другого государства, отличной от валюты государства — заемщика.
Внутренние займы размещаются на национальных фондовых рынках, а внешние на иностранных площадках.
По сроку привлечения средств
Все государственные займы можно классифицировать относительно срока погашения задолженности.
Выделяют:
- краткосрочные займы, требующие погашения в течение одного года;
- среднесрочные займы, которые можно погашать в срок от 1 года до 5 лет;
- долгосрочные займы, получаемые государством на срок более 5 лет.
Максимальным сроком, на который может быть получен государственный займ, считается 30 лет.
На территории нашей страны одинаково распространены все три вида займов. Однако предпочтения займодавцев относятся займам, имеющим небольшой или средний срок погашения. Это связано с недоверием субъектов заемных отношений к государству.
По обеспеченности
По согласованию обеих сторон займа, последние могут быть обеспеченными или необеспеченными.
К обеспеченным (залоговым) займам в большей степени относятся кредиты, получаемые органами местного управления. В качестве залога может выступать, например, здание администрации или автопарк, принадлежащий администрации.
К такому виду займа прибегают в случае необходимости быстро привлечь достаточно крупную денежную сумму.
Федеральные и региональные власти предпочитают получать беззалоговые займы, то есть ничем не обеспеченные. Наиболее популярным видом необеспеченного займа являются облигации, выпускаемые заемщиками.
По характеру выплачиваемого дохода
Каждый выданный займ должен быть погашен, и иметь определенную доходность. Это и является следующим существенным признаком классификации государственных займов, в соответствии с которым они делятся на:
- процентные;
- беспроцентные;
- процентно-выигрышные;
- выигрышные;
- беспроигрышные.
Процентные займы имеют определенную доходность, которая определяется в идее процентов к номинальной стоимости ценной бумаги.
Беспроцентными являются целевые займы, то есть в оплату задолженности государство обязуется предоставить держателю бумаги определенный товар, например, автомобиль. В большинстве случае беспроцентными займами пользуются на местном уровне.
Полученные денежные средства направляются на улучшение качества жизни в определенном регионе.
К выигрышным займа относятся кредиты, доходность которых определяется в результате розыгрыша. Если ценная бумага (чаще всего облигация) попадает в таблицу выигрышных займов, то ее владелец получает доход.
Суть процентно — выигрышного займа заключается в том, что одна часть дохода выплачивается обязательно в виде фиксированной суммы, а другая – подлежит розыгрышу.
Беспроигрышные займы являются выигрышными займами. Разница между этими видами заключается в том, что выигрышный займ может быть доходным (в случае выйгрыша), а может и не иметь доходности.
При беспроигрышном займе эмитент гарантирует, что указанная ценная бумага в течение срока своего действия обязательно выйграет.
В настоящее время в России не выпускаются беспроигрышные и процентно – выигрышные ценные бумаги.
По обращению на рынке
Другим параметром классификации государственных займов является способность обращения ценных бумаг на фондовом рынке.
Здесь выделяют:
- рыночные обязательства, которые имеют свободное обращение и могут продаваться и покупаться. Доходность таких займов определяется существующей рыночной стоимостью и может варьироваться в зависимости от спроса и предложения;
- нерыночные обязательства. Такие бумаги выпускаются для привлечения к инвестированию крупных денежных сумм и крупных предприятий, например, банков. Они не имеют свободного обращения на фондовом рынке.
По праву эмиссии
Заниматься выпуском ценных бумаг (эмиссией) могут:
- федеральные власти (Правительство РФ);
- региональные власти
- власти местного управления.
Каждый орган власти может привлекать средства, необходимые для бесперебойной работы своей структуры.
Таким образом, государственные займы являются частью кредитных отношений государства. Они имеют как положительные, так и отрицательные стороны.
Сумма государственного займа регулируется законодательно. Значительное повышение государственного долга может привести к критической экономической ситуации в стране.
Отзывы клиентов о займе в компании Легко, найдёте в комментариях к статье: займ Легко.
Какие в договоре займа прописываются обязательные условия, смотрите на странице.
Составление претензии по договору займа между физическими лицами, рассматривается здесь.
Видео: облигации с Андреем Ваниным №1 — виды облигаций и основные понятия
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
- Москва и Область — +7 (499) 110-43-85
- Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-60-09
- Регионы — 8 (800) 222-69-48
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Источник
1.1 Государственные(в том числе муниципальные)займы – основная форма ГК. Как экономическая категория – это кредитные отношения, в которых государство выступает в качестве заемщика. Представляют собой денежные средства, привлекаемые для покрытия дефицита соответствующего бюджета.
Именно в рамках государственных займов временно свободные денежные средства привлекаются на финансирование государственных расходов при нехватке бюджетных средств.
ГЗ осуществляются путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.
Облигации – самый распространенный вид ценных бумаг – это долговое обязательство государства, выдаваемое на определенный срок, с выкупом и выплатой заранее оговоренных сумм.
Важнейшие свойства:
– заранее оговоренный срок жизни;
– четко фиксированный объем созданного с их помощью государственного долга.
Другой вид ценной бумаги – это казначейские обязательства. В отличие от облигаций:
– средства от их реализации идут только на пополнение бюджета (облигации – не только бюджета, но и ВБФ, или специально оговоренные цели);
– по КО доход выплачивается только в виде % (по облигациям – в виде %, выигрышей, а может не выплачиваться вовсе);
– ранее КО можно было обменивать на налоговые освобождения.
Классификация государственных займов:
1. По месту размещения (в зависимости от валюты заимствования):
– внешние
– внутренние
2. По субъектам заемных отношений (по праву эмиссии):
– федеральные – выпускаемые центральным правительством;
– региональные – выпускаемые республиканским правительством;
– местные (муниципальные) – выпускаемые местными органами власти.
3. По категории держателя ценных бумаг:
– займы, реализуемые только среди населения;
– займы, реализуемые только среди юридических лиц;
– универсальные.
4. В зависимости от обращения на фондовом рынке:
– рыночные – свободно обращаются на рынке, свободно продаются и покупаются, имеют рыночный курс. Реальная доходность таких бумаг определяется курсом продажи, которая зависит от величины номинального процента по ней, насыщенности рынка данным видом ценных бумаг и др. При финансировании бюджетного дефицита они основные;
– нерыночные – не могут свободно менять своих владельцев и не подлежат обращению на фондовом рынке. Они обычно выпускаются государством для привлечения определенных инвесторов, специфическим интересам которых и отвечают.
5. По форме выплаты доходов:
– процентные – купонный доход по ним в виде % выплачивается на основе купонов, предъявляемых к оплате в установленное при выпуске займа время. Являются основным и самым распространенным видом.
– облигации с нулевыми купонами, т.е. не имеют купонного дохода. Они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу, т.е. у них дисконтный доход. Доход по ним выплачивается с суммой основного долга. В основном это касается краткосрочных государственных займов.
– выигрышные, по которым весь доход владельцы облигаций получают в виде выигрыша на основе тиражей выигрышей. Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется на основе тиражей выигрышей.
– процентно-выигрышные займы*, по которым часть дохода выплачивается в виде %, а часть в виде выигрышей.
– беспроигрышные займы* гарантируют то, что за время действия займа выигрыш падет на каждую облигацию.
– беспроцентные (целевые) займы*, не дающие твердого дохода владельцам их облигаций, но предусматривающие получение ими соответствующего товара, спрос на который удовлетворен не полностью: автомобили, холодильники, ТВ и т.д. Примером такого займа является государственный целевой заем 1990 года, целевые займы местных органов власти, средства от которых идут на муниципальные нужды – жилье, благоустройство.
* – в настоящее время не выпускаются
6. По срокам погашения (по сроку привлечения средств):
– краткосрочные (до 1 года). Обычно используются для финансирования временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расходов;
– среднесрочные (от 1 до 5 лет);
– долгосрочные (от 5 лет и выше).
7. В зависимости от соблюдения сроков погашения:
– с правом досрочного погашения
– без права досрочного погашения
8. По методу определения дохода:
– с твердым доходом, т.е. с фиксированной ставкой %;
– с плавающим доходом
В ряде случаев фиксированная ставка по ценным бумагам может иметь негативные последствия:
а) являться причиной роста расходов государства на выплату процентов, т.к. зачастую государству приходится размещать займы при относительно завышенной ставке %;
б) в других случаях она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышение процента.
9. По обеспеченности долговых обязательств:
– закладные
– беззакладные
Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например, определенным имуществом. Наиболее часто их выпускают местные органы власти.
Обеспечением беззакладных облигаций служит все имущество государства или выпускающей их территории (данного муниципалитета). Центральные органы управления обычно выпускают беззакладные облигации.
10. По форме выражения:
– облигационные или бланковые, т.е. непосредственно выпускаются государственные ценные бумаги
– безоблигационные займы. Они оформляются подписанием соглашений, договоров, записей в долговых книгах, выдачей особых свидетельств. Используются, например, на межправительственном уровне.
11. В зависимости от вида ценной бумаги, обслуживающей займы:
– облигации
– векселя
– сертификаты
– казначейские обязательства
– и др.
12. По методам размещения:
– добровольные. Они свободно продаются и покупаются.
– размещаемые по подписке. Формально являются добровольными, но в условиях административной экономики носят, по сути, принудительный характер.
– принудительные, размещаемые среди кредиторов по постановлению Правительства, предусматривающему строгую ответственность за уклонение от покупки обязательства.
В настоящее время остались только добровольные.
Источник