Заместитель министра финансов Мусаев тогда заявил, что правительство республики принимает ряд законодательных программ и документов, направленных на усиление соцзащиты, воспитание интеллектуального и здорового поколения, реформирование системы природного газа и питьевой воды, укрепление оборонительной способности страны, а также обеспечение выполнения многих других важных мероприятий. Все это требует огромных денежных вложений из Государственного бюджета.
Тем не менее, по словам аналитиков ресурса “ЦентрАзия”, за двадцать два года, в течение которых они имеют Заем, соцзащита населения сведена к минимуму, здравоохранение стало платным, за каждое обследование, анализ, операцию нужно платить, обучение в высших учебных заведениях платное, полностью на коммерческой основе, дворцы культуры уничтожены, плавательные бассейны и тренажерные залы стали платными и недоступными для основной массы населения. Как считает “ЦентрАзия”, государственный бюджет нужно пополнить за счет повышения налогов на иномарки, роскошь и шикарные особняки, а не за счет бедствующих слоев населения.
При условии развитых товарно-денежных отношений государство имеет возможность привлекать средства населения и свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур к покрытию своих расходов. Основным способом их получения можно назвать государственный кредит. Он определяет отношения многочисленных юридических и физических лиц с государством по поводу формирования особого денежного фонда в руках государства. При осуществлении таких кредитных операций государство, как правило, является заемщиком средств, а предприятия, организации и население — кредиторами. Однако государство может быть и в роли кредитора. Данное явление встречается не только в области межгосударственных отношений, но и во внутренней финансовой деятельности.
Облигации добровольных займов продают и покупают банковские учреждения. Принудительные же займы распространяют среди кредиторов после постановления правительства, которое предусматривает строгую ответственность за уклонение от приобретения облигаций. Формально внутренний 12-процентный государственный Займ 1992 года считается добровольным. Тем не менее, его реализация сопровождалась сильнейшей массово-политической кампанией, которая на практике сделала его обязательным.
В тексте облигаций сообщается, что в течение 20 лет будет проведено 80 выигрышных тиражей (4 раза в год). Тираж должен проводиться в назначенный Кабмином период. Однако никто не слышал о таких тиражах.
Тогда журналисты подали в суд на Министерство финансов с иском о взыскании долга, опираясь на статьи 743 и 735 Гражданского Кодекса Узбекистана. Ответчиком выступал Рустам Махкамов, главный юрисконсульт Министерства финансов. Он просил отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что пока не разработан порядок перерасчета. Суд продолжался два заседания, а затем объявил об отказе в удовлетворении исковых требований.
В решении суда было сказано, что суд отказал в удовлетворении законных требований в связи с тем, что иск был подан преждевременно (срок возврата займа начался еще 1 сентября прошлого года).
Тогда была подана апелляция. Апелляционная инстанция оказалась полностью солидарной с судом первой инстанции, сообщив в обосновании, что доводы, изложенные в жалобе, уже обсуждались судом первой инстанции. В настоящее время журналисты готовят жалобу в Комитет по правам человека при ООН. Они хотят воспользоваться международными механизмами защиты, так как государство нарушило их права.
Источник
Облигации узбекского республиканского 12-процентного внутреннего выигрышного займа были выпущены в обращение на основании постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан № 165 от 6 апреля 1992 года «О выпуске и порядке распространения узбекского республиканского 12-процентного внутреннего выигрышного займа 1992 года» с целью вливания денежных средств населения в экономику страны.
Описание[править | править код]
Облигации узбекского внутреннего выигрышного займа выпускались с 1 июля 1992 года, сроком на 20 лет, до 1 июля 2012 года (облигации могли быть предъявлены к оплате до 1 июля 2014 года), достоинством в 250, 500 и 1000 рублей, отдельными разрядами по 2,5 млрд рублей. Свободная покупка и продажа облигаций производилась через отделения Узсбербанка, Узпромстройбанка, Узагропромбанка, а также через биржи. Продажа облигаций производилась по ценам, установленным Министерством финансов, а покупка по номинальной стоимости, курсовая разница являлась банковским вознаграждением за их реализацию.
Весь доход по облигациям займа выплачивался в форме выигрышей, не облагаемых налогами, при этом общая сумма выигрышей была установлена из расчета 12 процентов в год. За двадцатилетний период 32 % облигаций должны были стать выигрышными и изымались из дальнейших тиражей, оставшиеся 68 % облигаций выкупались по номинальной стоимости по истечении срока займа. Выигрыши по займу устанавливались в размере 250 000, 100 000, 50 000, 25 000, 10 000, 5 000 и 2 000 рублей на облигацию номиналом 500 рублей, на облигации других номиналов выигрыш устанавливался согласно их пропорциональной стоимости к 500 рублёвой облигации. В размер выигрыша также включалась номинальная стоимость облигации. Всего намечалось провести 80 тиражей по 4 тиража в год, начиная с 1992 года. Сроки проведения тиражей, устанавливались Министерством финансов[1].
Погашение облигаций[править | править код]
Ввиду истечения срока обращения облигаций 1 июля 2014 года вышло Постановление Кабинета Министров № 51 от 5 марта 2014 года «О мерах по организации приёма и погашения облигаций узбекского республиканского 12-процентного внутреннего выигрышного займа 1992 года». Постановлением устанавливался период приёма облигаций подразделениями Народного банка с 1 апреля по 1 июля 2014 года, облигации не предъявленные в этот срок считались утратившими силу. В документе оговаривалась индексация выплат по облигациям займа, однако конкретный размер индексации постановлением не устанавливался[2].
Постановлением Кабинета Министров № 209 от 31 июля 2014 года был определен коэффициент индексации по облигациям займа в размере 1,373 (1 рубль : 1,373 сум), с учётом проведённой в 1994 году денежной реформы, без выплаты выигрышей. Срок выплаты денежных средств устанавливался с 1 августа по 30 ноября 2014 года[3].
Кампания по гашению облигаций внутреннего займа 1992 года получила широкое освещение в средствах массовой информации Узбекистана[4][5][6][7].
Галерея[править | править код]
250 рублей, лицевая сторона
500 рублей, лицевая сторона
1000 рублей, лицевая сторона
250 рублей, оборотная сторона
500 рублей, оборотная сторона
1000 рублей, оборотная сторона
См. также[править | править код]
- Облигации внутреннего государственного валютного займа
Примечания[править | править код]
Источник
В Узбекистане «Халк банк» начал погашать старые 12% облигации займа, выпущенные в 1992 году. «4 августа в различных городах Узбекистана возле отделений «Халк банка» собрались люди, недовольные малым размером выплат», — пишет Озодлик (радио «Свобода» в Узбекистане). Кроме того людей разозлило еще и то, что возвращаемые деньги перечисляют на пластиковые карточки.
Согласно источникам радио «Озодлик», около 500 человек, большинство которых составляли люди пожилого возраста, собрались в понедельник возле здания «Халк банка» на улице Гаразсизлик города Нукуса, чтобы выразить свое недовольство.
Как стало известно радио «Озодлик», немало людей собралось и возле банков в Ташкентской, Самаркандской, Бухарской, Ферганской и Наманганской областях.
После того как правительство Узбекистана обозначило коэффициент индексации на 12% облигации займа 1992 года, хозяева этих облигаций пошли в банк. Об индексации облигаций было сказано в Указе Кабинета министров Узбекистана от 31 июля нынешнего года.
Как сообщили источники радио «Озодлик» из «Халк банка», принимая во внимание, что с июля 1994 года по июль 2014 год минимальный размер оплаты труда (МРОТ) вырос в 1373 раза, коэффициент индексации был обозначен как 1,373 сума. То есть 1 рубль приравняли к 1.373 сума.
По утверждению источников радио «Озодлик», ответственные отделения «Халк банка» в Узбекистане начали выдавать деньги в обмен на облигации займа.
Принимая во внимание индексацию, выплата по облигациям будет производиться с 1 августа по 30 ноября.
В соответствии с постановлением Кабинета министров Республики Узбекистан от 6 апреля 1992 года №165 «О выпуске и порядке распространения Узбекского республиканского 12-процентного внутреннего выигрышного займа 1992 года» осуществлен выпуск облигаций Узбекского республиканского 12-процентного внутреннего выигрышного займа 1992 года для размещения среди населения. В соответствии с условиями выпуска, сроки обращения облигаций установлены 20 лет с предъявлением к оплате до 1 июля 2014 года.
В постановлении Кабинета министров от 5 марта этого года говорится, что «целью является беспрекословное выполнение государством принятых на себя обязательств, обеспечить гарантированную защиту гражданского общества и укрепить веру народа».
Как сообщили источники радио «Озодлик» из «Халк банка», деньги хозяевам облигаций будут перечислены на пластиковые карточки.
Для этого в уполномоченных подразделениях Народного банка Республики Узбекистан будет осуществляться прием от населения (по предъявлении паспорта гражданина Республики Узбекистан) облигаций с открытием на имя держателя облигаций «счета до востребования».
Согласно банковскому источнику, не предъявленные в установленные сроки облигации считаются утратившими силу и не подлежат приему и погашению.
Беседовавший с радио «Озодлик» ветеран труда из Нукуса Сарсенбой ата говорит, как он обманулся, поверив в 1992 году обещаниям правительства Узбекистана.
— В такую жару я с утра стоял в очереди, надеясь получить обратно свои деньги за облигации. Затем вышел сотрудник и сказал, что денег сейчас нет, а когда появятся, то переведут на «пластик». В постановлении сказано, что в 1373 раза. Это означает, что на 1000 сумов получается 1 миллион 272 тысячи сумов. Я и поверил.
А когда пришли, то оказалось, что 1000 рублей 1992 года приравняли к 1373 сумам этого года. И сотрудники смеются над нами. В 1992 году за 10 000 рублей можно было купить автомобиль. А сейчас хотят нам вернуть деньги за полкило мяса. И то – на пластиковую карту, — рассказал пожилой собеседник.
— Когда вышел этот заем, то наш президент Исламхон ака выступил по телевидению и сказал, что если население купит заем, то очень поможет своему государству, в последующем люди вернут свои деньги. Мы поверили. Сейчас стало понятно, что наш руководитель обманул нас. Все старики помнят это. Тогда они, поверив словам Каримова, на все деньги накупили облигации займа, — сказал Сарсенбой ата из Нукуса.
«Министерство финансов смошенничало».
Экономист из Узбекистана, попросив не называть своего имени, поделился с радио «Озодлик» своими мыслями.
Собеседник долгое время работал в финансовых структурах Узбекистана, в частности, в 1997-1998 годах в Министерстве внешнеэкономических связей и торговли.
Специалист, получивший экономическое образование за границей, говорит, что Министерство финансов можно обвинить в мошенничестве из-за невыполнения своих обязательств по погашению 12-процентного внутреннего выигрышного займа 1992 года.
— Граждане Узбекистана в трудные в экономическом отношении годы купили облигации займа и помогли в экономическом развитии страны. По истечении 22 лет эти граждане вправе ожидать от этого правительства поощрения. Но можно только критиковать Министерство финансов, выпустившее эти облигации. Облигации назвали выигрышными, но никто ничего не выиграл, — утверждает собеседник.
Кроме того, он привел некоторые цифры.
— Всего было выпущено облигаций займа на общую сумму 24 миллиардов сумов в 1992 году. Это составило тогда 70 процентов ВВП Узбекистана. По моим данным, МРОТ в Узбекистане в 1992 году составлял 2000 сумов (рублей), то есть на эту сумму можно было купить 8 облигаций по 250 сумов. В конце 1992 года буханка черного хлеба стоила 5 сумов. На цену одной облигации займа номиналом в 1000 сумов можно было купить 200 буханок хлеба. Если считать, что сегодня цена одной буханки черного хлеба 600 сумов, то облигации займа 1992 года номиналом в 100 сумов сейчас должны стоить 120 000 сумов, — сказал собеседник.
По словам экономиста, правительство Узбекистана откровенно проводит мошенническую политику, «формально» возвращая взятые в долг деньги у населения.
Перевод предоставил Биржевой Лидер
Источник
Совместное заявление Министерства финансов и Народного банка Республики Узбекистан о приеме от населения облигаций Узбекского республиканского 12-процентного внутреннего выигрышного займа 1992 года.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 6 апреля 1992 года №165 «О выпуске и порядке распространения Узбекского республиканского 12-процентного внутреннего выигрышного займа 1992 года» осуществлен выпуск облигаций Узбекского республиканского 12-процентного внутреннего выигрышного займа 1992 года (далее — облигации) для размещения среди населения.
В соответствии с условиями выпуска сроки обращения облигаций установлены 20 лет с предъявлением к оплате до 1 июля 2014 года.
Во исполнение постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 5 марта 2014 года № 51 «О мерах по организации приема и погашения облигаций Узбекского республиканского 12-процентного внутреннего выигрышного займа 1992 года» и в целях безусловного исполнения ранее принятых государством обязательств, обеспечения гарантированной защиты сбережений граждан, укрепления доверия населения Министерство финансов и Государственно-коммерческий Народный банк Республики Узбекистан сообщают, что:
с 1 апреля до 1 июля 2014 года в уполномоченных подразделениях Народного банка Республики Узбекистан будет осуществляться прием от населения (по предъявлении паспорта гражданина Республики Узбекистан) облигаций с открытием на имя держателя облигаций «счета до востребования» и выдачей ему соответствующего подтверждающего документа;
в период с 1 августа по 30 ноября 2014 года будет осуществлена выплата денежных средств с учетом индексации;
не предъявленные в установленные сроки облигации считаются утратившими силу и не подлежат приему и погашению.
По всем возникающим вопросам, связанным с приемом и погашением облигаций, можно обратиться в Государственно-коммерческий Народный банк и Министерство финансов Республики Узбекистан по следующим адресам:
Министерство финансов
Республики Узбекистан,
г. Ташкент, пл. Мустакиллик, 5,
тел: (8-371) 239-12-52, 239-15-69.
Государственно-коммерческий
Народный банк,
г. Ташкент, ул. Катартал, 46,
тел: (8-371) 273-69-15, 150-12-91.
Источник: МинФинУзб
Народный банк
Народный банк является важной частью банковской системы Узбекистана. Его 197 региональных и районных (городских) филиалов, 29 мини-банков и ближе к 3000 кассы предоставляют комплексные банковские услуги реальному сектору экономики — малому бизнесу и населению. Одной из основных задач Народного банка является своевременное предоставление пенсий пожилым гражданам Узбекистана.
Похожие новости
26 Сентября 2019
Сообщение Центрального банка Республики Узбекистан касательно снятия наличных средств с международных платёжных карт физических лиц
Bank.uz
13 Сентября 2019
Обзор банковских микрозаймов Узбекистана
Bank.uz
9 Сентября 2019
Рассмотрены новые законы, регулирующие банковскую деятельность
Bank.uz
Источник
Постановлением Кабинета Министров от 5 марта 2014 года № 51 установлен порядок приема и погашения Узбекского республиканского 12-процентного внутреннего выигрышного займа 1992 года в связи с истечением 1 июля 2014 года срока обращения его облигаций.
Документом определено, что индексация и погашение облигаций займа будут осуществляться за счет средств республиканского бюджета в размерах, определяемых Кабинетом Министров.
Принимать облигации займа от населения с 1 апреля до 1 июля 2014 года будут в уполномоченных подразделениях Народного банка Республики Узбекистан по предъявлении паспорта гражданина Республики Узбекистан. Не предъявленные в установленный срок облигации займа будут признаны утратившими силу и не будут подлежать приему и погашению.
Для погашения займа при предъявлении облигаций на имя держателя открывается счет до востребования с выдачей ему соответствующего подтверждения. Выплата денежных средств будет производиться с учетом индексации в период с 1 августа по 30 ноября 2014 года.
Документом утверждено Положение о порядке приема и погашения облигаций Узбекского республиканского 12-процентного внутреннего выигрышного займа 1992 года.
Согласно Положению ответственный работник подразделения банка после получения оригинала облигации займа должен в установленном порядке провести проверку подлинности и платежности каждой облигации займа.
Основными условиями подлинности и платежности облигаций займа являются:
отсутствие явных подделок в нумерационном обозначении облигации займа;
отсутствие пробивных знаков в обозначении прописью нарицательной (номинальной) стоимости облигации займа;
отсутствие оттисков расчетных штампов и рукописных текстов об их оплате, а также вытравления или уничтожения другим путем следов ранее произведенной оплаты;
наличие более половины размера облигаций займа и сохранение на ней (них) в неповрежденном виде обоих номеров серии и одного номера облигации займа, а также их контрольных оттисков на оборотной стороне облигации займа.
При этом ветхость, промасленность, загрязнение, надрывы, надрезы, изношенность по линии сгиба и другие повреждения, имеющие случайный характер, не являются препятствием для приема облигаций займа, если не нарушены остальные признаки платежности облигаций займа.
Руководитель и главный бухгалтер подразделения банка несут персональную ответственность за сохранность принятых облигаций займа до момента их передачи в Центральный операционный филиал банка.
Каждая операция по приему облигаций займа, предъявляемых их держателем, вносится в электронную базу данных. Ответственность за достоверность, полноту и правильность внесенных в электронную базу данных сведений (реестр) возлагается на соответствующего ответственного работника банка, руководителя и главного бухгалтера подразделения банка.
Установлено, что принятые к оплате облигации займа возврату их владельцам не подлежат.
Положением также определен порядок проверки, индексации и погашения, а также уничтожения облигаций займа.
Ответственные работники подразделений банка, допустившие прием поддельных или неплатежных облигаций займа, выплату излишних сумм, а также нарушение условий Положения, несут соответствующую ответственность за ущерб, причиненный их действиями.
Уничтожение ранее не реализованных остатков облигаций займа, хранящихся в банке, должно быть организовано до 20 марта 2014 года.
Координацией работы министерств, ведомств, уполномоченных подразделений Народного банка, а также оперативным рассмотрением и решением вопросов, связанных с приемом и погашением облигаций займа, в том числе внесением предложений в Кабинет Министров по размерам их индексации, займется образованная Постановлением Республиканская комиссия по вопросам приема и погашения займа.
Принятым документом Постановление Кабинета Министров «О выпуске и порядке распространения Узбекского республиканского 12-процентного внутреннего выигрышного займа 1992 года» (от 6.04.1992 г. № 165) признано утратившим силу.
Источник