Новости и аналитика
Правовые консультации
Малый бизнес
Единственный учредитель внес беспроцентный заем в ООО, где сам является директором. Учредителем является физическое лицо — гражданин РФ, который зарегистрирован в качестве ИП и применяет общую систему налогообложения. Сумма займа составляет 30 000 руб.
Необходимо ли организации производить корректировку налоговой базы по налогу на прибыль в связи с получением беспроцентного займа от единственного учредителя на основании п. 6 ст. 105.3 НК РФ?
Единственный учредитель внес беспроцентный заем в ООО, где сам является директором. Учредителем является физическое лицо — гражданин РФ, который зарегистрирован в качестве ИП и применяет общую систему налогообложения. Сумма займа составляет 30 000 руб.
Необходимо ли организации производить корректировку налоговой базы по налогу на прибыль в связи с получением беспроцентного займа от единственного учредителя на основании п. 6 ст. 105.3 НК РФ?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организация не должна производить корректировку налоговой базы по налогу на прибыль в связи с получением от единственного учредителя беспроцентного займа.
Обоснование вывода:
В соответствии со ст. 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.
Как видно из данной нормы, ГК РФ не ограничивает круг лиц, которые могут передавать денежные средства в заем — передача денежных средств по договору займа может осуществляться любыми юридическими лицами, а также физическими лицами.
Договор займа будет являться беспроцентным, только если на это прямо указано в тексте договора (п. 3 ст. 809 ГК РФ).
Налогообложение операции по получению займа
Объектом налогообложения по налогу на прибыль для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признается прибыль, определяемая как разница между полученными доходами и величиной произведенных ими расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ (ст. 247 НК РФ).
При формировании налогооблагаемой прибыли учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы (п. 1 ст. 274, п. 1 ст. 248 НК РФ).
При этом средства, полученные по договорам кредита или займа, не учитываются организацией при формировании налоговой базы по налогу на прибыль в силу пп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ, независимо от того, является ли физическое лицо — заимодавец ее участником (учредителем), или нет.
Средства или иное имущество, направленные на погашение заимствований, в целях налогообложения прибыли не учитываются в расходах (п. 12 ст. 270 НК РФ).
Поэтому средства, полученные от заимодавца и возвращенные ему по договору займа, не указываются в декларации по налогу на прибыль.
Нормы главы 25 НК РФ не обязывают налогоплательщиков признавать доходы в виде материальной выгоды, полученные в результате безвозмездного пользования заемными денежными средствами, равно как и не устанавливают порядка оценки дохода в таких случаях (постановление Президиума ВАС РФ от 03.08.2004 N 3009/04).
Таким образом, считаем, что у организации в рассматриваемой ситуации в связи с безвозмездным пользованием заемными средствами не возникает обязанности по признанию дохода в налоговом учете.
Подтверждают данный вывод разъяснения специалистов Минфина России и налоговых органов (смотрите, например, письма Минфина России от 09.02.2015 N 03-03-06/1/5149, от 11.05.2012 N 03-03-06/1/239, от 18.04.2012 N 03-03-10/38, ФНС России от 13.01.2005 N 02-1-08/5, УФНС России по г. Москве от 21.12.2011 N 16-15/123400@, от 22.12.2010 N 16-15/134823@).
Необходимость корректировки налоговой базы по налогу на прибыль при получении беспроцентного займа от взаимозависимого лица
В соответствии с п. 1 ст. 105.1 НК РФ лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения, если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц.
Для признания взаимной зависимости лиц учитывается, в частности, влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц, в соответствии с заключенным между ними соглашением.
Так, в частности, в целях налогообложения взаимозависимыми лицами признаются физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25% (пп. 2 п. 2 ст. 105.1 НК РФ).
Следовательно, единственный учредитель и учрежденная им организация являются для целей НК РФ взаимозависимыми лицами.
Согласно п. 1 ст. 105.3 НК РФ в случае, если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых в соответствии с разделом V.1 НК РФ сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.
На основании данной нормы Минфин России полагает, что сделки по предоставлению беспроцентного займа между взаимозависимыми лицами могут являться примером создания или установления коммерческих или финансовых условий, отличных от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых в соответствии с разделом V.1 НК РФ сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми. В связи с этим любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из взаимозависимых лиц по таким сделкам, но вследствие указанного отличия не были им получены, должны учитываться для целей налогообложения у этого лица (письма Минфина России от 09.04.2015 N 03-01-18/20054, от 02.10.2013 N 03-01-18/40821, от 13.08.2013 N 03-01-18/32745, от 18.07.2012 N 03-01-18/5-97).
В соответствии с п. 3 ст. 105.3 НК РФ при определении налоговой базы с учетом цены товара (работы, услуги), примененной сторонами сделки для целей налогообложения, указанная цена признается рыночной, если федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (ФНС России (п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506)), не доказано обратное либо если налогоплательщик не произвел самостоятельно корректировку сумм налога в соответствии с п. 6 ст. 105.3 НК РФ.
В свою очередь, на основании п. 6 ст. 105.3 НК РФ в случае применения налогоплательщиком в сделке между взаимозависимыми лицами цен товаров (работ, услуг), не соответствующих рыночным ценам, если указанное несоответствие повлекло занижение сумм одного или нескольких налогов (авансовых платежей), указанных в п. 4 ст. 105.3 НК РФ, налогоплательщик вправе самостоятельно произвести корректировку налоговой базы и сумм соответствующих налогов по истечении календарного года, включающего налоговый период (налоговые периоды) по налогам, суммы которых подлежат корректировке.
При этом пунктом 4 ст. 105.3 НК РФ установлено, что ФНС России проверяется полнота исчисления и уплаты, в частности, налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц (НДФЛ), уплачиваемого в соответствии со ст. 227 НК РФ (например ИП по суммам доходов, полученным им от осуществления такой деятельности).
В рассматриваемой ситуации недополученный доход в виде процентов возникает у заимодавца (учредителя), а не у заемщика — организации, являющейся плательщиком налога на прибыль. В этом случае у организации не возникло и не могло бы возникнуть дохода при получении займа, даже если бы он был процентный. Скорее наоборот — мог возникнуть расход в виде начисленных процентов. Не возникает в рассматриваемой ситуации, как мы уже ранее отметили, и дохода в связи с безвозмездным пользованием заемными средствами. Следовательно, в данном случае корректировка налоговой базы если и возможна, то только в отношении дохода учредителя. Этот вывод следует из прямого прочтения нормы п. 1 ст. 105.3 НК РФ, а также из приведенных выше разъяснений финансового ведомства.
Отметим, что из положений ст.ст. 105.16, 105.17 НК РФ следует, что факты отклонения цены, примененной в сделке, от рыночной цены, которые привели к занижению суммы налога, могут быть выявлены в ходе проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, которая проводится ФНС России, и по одному из следующих оснований:
— на основании уведомления о контролируемых сделках, представленного налогоплательщиком в налоговый орган в порядке, предусмотренном ст. 105.16 НК РФ;
— при получении извещения территориального налогового органа, проводящего выездную или камеральную налоговую проверку, налоговый мониторинг налогоплательщика, направленного в соответствии с п. 6 ст. 105.16 НК РФ (то есть в случае, если налогоплательщик не направил самостоятельно уведомление о совершении контролируемой сделки);
— при выявлении контролируемой сделки в результате проведения ФНС России, повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговую проверку, налоговый мониторинг.
Таким образом, доначисление налога в связи с совершением сделки между взаимозависимыми лицами может состояться только в том случае, если такая сделка будет отвечать признакам контролируемой (дополнительно смотрите письма Минфина России от 17.12.2013 N 03-01-18/55516, от 17.07.2013 N 03-01-18/27892, от 23.05.2013 N 03-01-18/18521, от 16.05.2013 N 03-01-18/17074, от 11.03.2012 N 03-01-18/1-26).
Однако не все сделки между взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми.
Для того чтобы сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является РФ, была признана контролируемой, необходимо выполнение одного из критериев, предусмотренных п. 2 ст. 105.14 НК РФ.
Одним из таких обстоятельств является превышение суммы доходов по сделке между указанными лицами за соответствующий календарный год 1 миллиард рублей (пп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ).
По мнению Минфина России (смотрите, например, письма от 23.05.2012 N 03-01-18/4-67, от 23.04.2012 N 03-01-18/3-56), при определении для целей статьи 105.14 НК РФ суммы доходов по сделкам за календарный год учитываются доходы в виде процентов, полученных по договору займа. При этом доходы в виде средств или иного имущества, которые получены по договору займа, а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований, при расчете указанной суммы не учитываются.
Относительно рассматриваемой ситуации полагаем, что сумма доходов заимодавца (учредителя) по договору займа (то есть сумма процентов, которые могли бы быть им получены при отсутствии взаимозависимости), скорее всего, не превысит 1 млрд. рублей, поскольку заем выдан на сумму 30 000 руб. Поэтому такая сделка не будет признаваться контролируемой при отсутствии иных обстоятельств, предусмотренных ст. 105.14 НК РФ.
На основании пп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является РФ, признается контролируемой, если хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций или применяет к налоговой базе по указанному налогу налоговую ставку 0% в соответствии с п. 5.1 ст. 284 НК РФ, при этом другая сторона (стороны) сделки не освобождена (не освобождены) от этих обязанностей и не применяет (не применяют) налоговую ставку 0% по указанным обстоятельствам.
В соответствии со ст. 246 НК РФ налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются организации, на которые НК РФ возложена обязанность уплачивать налог на прибыль организаций. Освобождение от обязанности уплачивать налог на прибыль организаций предполагает наличие у лица такой обязанности в соответствии со ст. 246 НК РФ и допускается исключительно в отношении налогоплательщиков налога на прибыль организаций в случаях, предусмотренных главой 25 НК РФ.
Таким образом, физическое лицо (в том числе ИП, применяющий общую систему налогообложения) не является налогоплательщиком налога на прибыль организаций и соответственно не имеет статуса освобожденного от обязанности уплачивать налог на прибыль организаций.
Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае сделка не может быть признана контролируемой на основании пп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ (письмо Минфина России от 16.09.2013 N 03-01-18/38106).
Полагаем, что иные обстоятельства, приведенные в п. 2 ст. 105.14 НК РФ, не подходят к рассматриваемой ситуации. Кроме того, анализируемая сделка не соответствует критериям признания сделок контролируемыми по суммовым критериям, установленным п. 3 ст. 105.14 НК РФ.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации сделка по представлению беспроцентного займа не признается контролируемой.
В то же время ФНС и Минфин России неоднократно обращали внимание на то, что в случае, если налогоплательщиком искусственно создаются условия для того, чтобы сделка не отвечала признакам контролируемой, или манипулирование налогоплательщиком ценами в сделках приводит к получению необоснованной налоговой выгоды, со стороны налоговых органов в рамках выездных и камеральных проверок возможно установление фактической взаимозависимости лиц, в том числе в соответствии с п. 7 ст. 105.1 НК РФ, или признание сделки контролируемой на основании положений п. 10 ст. 105.14 НК РФ, а также доказывание получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды (смотрите, например, письма Минфина России от 19.11.2012 N 03-01-18/9-173, от 14.11.2012 N 03-01-18/9-170, от 08.11.2012 N 03-01-18/8-162, от 26.10.2012 N 03-01-18/8-149, ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622@ «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок»). При этом факт получения необоснованной налоговой выгоды должен быть доказан налоговым органом (письмо Минфина России от 26.12.2012 N 03-02-07/1-316).
Однако если указанные обстоятельства будут обнаружены и доказаны, то, по нашему мнению, по сделке о предоставлении беспроцентного займа налоговым органом может быть доначислен только НДФЛ на недополученные учредителем доходы в виде процентов.
Учитывая изложенное, считаем, что в рассматриваемой ситуации организация не должна проводить корректировку налоговой базы по налогу на прибыль в отношении сделки по получению беспроцентного займа от единственного учредителя.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья
Ответ прошел контроль качества
8 июня 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Источник
Добавить в «Нужное»
Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 8 декабря 2017 г.
Содержание журнала № 24 за 2017 г.
Ваша организация выдала беспроцентный денежный заем контрагенту и вы сомневаетесь, не придется ли платить какие-либо налоги? Тогда наша статья для вас! В ней мы также расскажем, как заполнить раздел 7 НДС-декларации при выдаче займа.
Тему статьи предложила Марина Александровна, главный бухгалтер, г. Саратов
Налог на прибыль
Организация, выдавшая беспроцентный заем, не получает каких-либо процентов. Однако до 2017 г. вопрос о том, должен ли такой заимодавец рассчитывать виртуальный доход и платить с него налог на прибыль, был дискуссионным.
Судьи, как правило, считали, что внереализационного дохода у организации, выдавшей беспроцентный заем, не возникаетПостановления АС ПО от 28.02.2017 № Ф06-18090/2017; АС ВСО от 20.10.2016 № Ф02-5840/2016; АС ЗСО от 28.12.2015 № Ф04-27106/2015.
Но проверяющие настаивали на том, что заимодавец, выдавший беспроцентный заем взаимозависимому лицу, должен учитывать неполученные проценты в «прибыльных» доходах по налогу на прибыльп. 6 ст. 250, п. 1 ст. 105.3 НК РФ (ред., действ. до 01.01.2017). Доходы заимодавца в такой ситуации должны определяться исходя из суммы процентов, которые были бы получены, если бы заем был выдан невзаимозависимому лицуПисьмо Минфина от 27.05.2016 № 03-01-18/30778.
С января 2017 г. для целей налогообложения прибыли заимодавец должен учитывать в доходах неполученные проценты, только если заем является контролируемой сделкойподп. 7 п. 4 ст. 105.14 НК РФ; Письмо Минфина от 23.03.2017 № 03-03-РЗ/16846. Сразу же заметим, что если беспроцентный заем выдан российской организации, предпринимателю или простому гражданину, то он не признается контролируемой сделкойподп. 7 п. 4 ст. 105.14 НК РФ.
В других случаях — если сделка по выдаче займа все же признана контролируемой, сумму процентов, учитываемых во внереализационных доходах, надо рассчитать исходя из рыночных условий. То есть по ставке, по которой заем на аналогичную сумму и на тот же срок был бы выдан невзаимозависимому лицуПисьма Минфина от 27.05.2016 № 03-01-18/30778, от 05.10.2012 № 03-01-18/7-137.
НДС при беспроцентном займе
Выдача и возврат денежного займа не признаются реализацией. А сами операции по предоставлению и возврату займов в денежной форме не являются объектом обложения НДСподп. 1 п. 2 ст. 146, подп. 1 п. 3 ст. 39 НК РФ. Причем даже если заем процентный, начисленные и/или полученные проценты все равно не облагаются НДСподп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ. Поэтому можно не опасаться, что проверяющие «попросят» исчислить НДС с виртуальных процентов по выданным беспроцентным займам.
Однако есть один нюанс: в декларации предусмотрен раздел 7 для отражения не облагаемых НДС операций. И возникает вопрос: надо ли в этом разделе отражать операции, связанные с выдачей беспроцентного займа?
Давайте порассуждаем. С одной стороны, для подобных операций, не признаваемых реализацией, в приложении № 1 к Приказу ФНС, утвердившему декларацию, предусмотрен код 1010801 «Операции, указанные в пункте 3 статьи 39 Кодекса»утв. Приказом ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@.
В Инструкции по заполнению раздела 7 указано, что по операциям, не признаваемым объектом обложения НДС, не нужно заполнять графы 3 и 4п. 44.2. Порядка заполнения декларации по НДС, утв. Приказом ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@. Исходя из этого можно предположить, что выдачу беспроцентного займа надо указать в разделе 7 с кодом 1010801 и заполнить графу 2.
Но с другой стороны, в графе 2 надо показывать стоимость реализованных товаров, работ или услуг. Так что само тело займа отражать в этой графе было бы неверным, так как нет реализации.
Из всего этого можно сделать вывод, что тело беспроцентного займа не придется отражать в НДС-декларации ни в разделе 7, ни в каком-либо другом.
Однако все вышесказанное не означает, что при выдаче беспроцентного займа не придется заполнять раздел 7 по иному основанию.
Отражение выдачи беспроцентного займа в НДС-декларации
— Операции по предоставлению займов в денежной форме не признаются объектом обложения НДСп. 1 ст. 146 НК РФ. А плата за оказание услуг по предоставлению такого займа, то есть сумма начисленных процентов, освобождается от обложения НДСподп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ. Когда заем является беспроцентным, услуга по его предоставлению оказывается на безвозмездной основе.
Для операций на безвозмездной основе действует особый порядок определения налоговой базы. Она определяется как стоимость товаров, работ, услуг, исчисленная исходя из цены, определяемой в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 105.3 НК РФ, без включения в нее НДСп. 2 ст. 154 НК РФ.
Этот порядок применяется и в случае оказания не облагаемой НДС услуги по предоставлению беспроцентного денежного займа. Таким образом, стоимость финансовой услуги по его предоставлению для целей гл. 21 Кодекса (то есть сумму процентов) налогоплательщикам надо определять исходя из размера ставки рефинансирования ЦБ РФп. 1 ст. 809 ГК РФ. Датой оказания услуги по предоставлению беспроцентного займа является день окончания календарного месяца.
Строка 010 раздела 7 декларации по НДС заполняется так:
•в графе 1 указывается код 1010292;
•в графе 2 — только сумма процентов, определенная исходя из рыночных условий (без учета суммы выданного займа);
•в графе 3 — стоимость товаров, работ, услуг (в том числе относящихся к общехозяйственным расходам), приобретенных без НДС, использованных для операций по выдаче беспроцентного займа;
•в графе 4 — сумма НДС, не подлежащая вычету, по приобретенным с налогом товарам, работам, услугам (в том числе относящимся к общехозяйственным расходам), использованным для операции по выдаче беспроцентного займа.
Как видим, для заполнения раздела 7 придется рассчитать виртуальные проценты, ориентируясь на ключевую ставку Центробанка. И именно их следует отразить в графе 2.
При выдаче процентных займов по общепринятой практике проценты начисляются со дня, следующего за днем выдачи займа, по день его возврата включительноп. 1 ст. 807, п. 2 ст. 809 ГК РФ. На это и надо ориентироваться, рассчитывая ваши виртуальные проценты.
Раздельный НДС-учет
Если есть облагаемые и не облагаемые НДС операции, НДС по общехозяйственным расходам нужно распределять. Минфин рекомендует вести раздельный учет НДС и при выдаче денежных займовподп. 15 п. 3, п. 4 ст. 149, п. 4 ст. 170 НК РФ; Письма Минфина от 02.04.2009 № 03-07-07/27, от 28.04.2008 № 03-07-08/104.
Порядок распределения общехозяйственных расходов между различными видами деятельности и операциями в гл. 21 НК не прописан. Поэтому организация может закрепить в учетной политике наиболее выгодный для себя порядок определения доли общехозяйственных расходов, приходящихся на необлагаемые операцииПисьма Минфина от 02.08.2012 № 03-07-11/223; ФНС от 22.03.2011 № КЕ-4-3/4475 (п. 2). Например, ее можно определить, воспользовавшись одним из двух вариантов.
Вариант 1. Доля общехозяйственных расходов, относящихся к не облагаемым НДС операциям, равна доле прямых расходов по не облагаемым НДС операциям в общей величине прямых расходов по всем операциям, связанным с реализацией.
Этот вариант более выгоден в случае, если организация обычно ведет только облагаемые НДС операции, а займы выдает лишь изредка. Прямые расходы по таким операциям, как правило, отсутствуют. Ведь у вас нет бухгалтера или иного работника, который занимается исключительно этими операциями, нет основных средств, используемых исключительно для выдачи займов, и т. д. А значит, доля общехозяйственных расходов, относящихся к операциям по выдаче займов, будет равна нулю.
При этом варианте в графе 3 не надо ничего отражать, так как нет ни прямых, ни общехозяйственных расходов, относящихся к виртуальным процентам. В графе 4 тоже указывать нечего: если нет расходов, то нет по ним и входного НДС, который не подлежит вычету.
Вариант 2. Доля общехозяйственных расходов, относящихся к не облагаемым НДС операциям, равна доле выручки от не облагаемых НДС операций в общей сумме выручки от реализации. Этот вариант наиболее распространенный, поскольку самый простой.
Если нет иных не облагаемых НДС операций, то формула для определения суммы общехозяйственных расходов, приходящихся на виртуальные проценты, будет такая.
Как видим, в качестве не облагаемой НДС выручки надо учитывать только величину виртуальных процентов, а сумма самого займа в расчете не участвуетПисьмо Минфина от 28.04.2008 № 03-07-08/104.
Графу 3 при таком варианте заполнять придется, только если в общехозяйственные расходы включалась стоимость товаров, работ, услуг, которые были приобретены без НДС. К примеру, в качестве общехозяйственных расходов были учтены платежи за аренду офиса арендодателю, применяющему упрощенную систему налогообложения. Часть таких расходов, относящаяся к виртуальным процентам, и должна быть указана в графе 3.
Графу 4 при выборе этого варианта придется заполнить, только если у вас появятся общехозяйственные расходы, относящиеся к виртуальным процентам, НДС по которым нельзя принять к вычету. Но это маловероятно. Поскольку организация наверняка сможет воспользоваться правилом «пяти процентов».
Напомним, что можно не отказываться от вычета входного НДС по товарам, работам, услугам, которые используются как в облагаемых, так и в не облагаемых НДС операциях, если доля расходов, относящихся к необлагаемым операциям, не превышает 5% совокупных расходов. То есть когдап. 4 ст. 170 НК РФ; Письмо ФНС от 23.12.2016 № СА-4-7/24825@ (п. 12):
В нашем случае расходы, связанные с не облагаемой НДС реализацией (с виртуальными процентами), будут состоять лишь из части общехозяйственных расходов, которые относятся к таким процентам.
Пример. Заполнение раздела 7 при выдаче плательщиком НДС беспроцентного займа
Условие. Организация «Альфа», находящаяся на общем режиме, 01.08.2017 выдала организации «Бета» беспроцентный заем в сумме 1 000 000 руб. сроком на 6 месяцев.
В августе и сентябре учетная ставка ЦБ составляла:
•в августе 2017 г. и с 1 по 17 сентября — 9%Информация ЦБ от 16.06.2017;
•начиная с 18 сентября — 8,5%Информация ЦБ от 15.09.2017.
Каких-либо затрат, связанных с выдачей беспроцентного займа, у организации «Альфа» нет. В соответствии с учетной политикой для целей НДС общехозяйственные расходы распределяются между облагаемыми и необлагаемыми операциями пропорционально доходам (то есть организация применяет вариант 2).
В III квартале 2017 г. показатели деятельности были такими.
Решение. Операция по выдаче беспроцентного займа в НДС-декларации не отражается.
Для заполнения раздела 7 декларации по НДС за III квартал 2017 г. организация «Альфа» рассчитала сумму процентов, которые были бы начислены, если бы заем был процентным, а ставка была бы равна учетной ставке ЦБ. Проценты составили 14 616,44 руб. (см. таблицу ниже). Именно эту сумму надо отразить в графе 2 раздела 7 НДС-декларации за III квартал по коду 1010292.
В графе 3 ничего не отражается, ведь нет товаров, работ или услуг, которые приобретены без НДС и в то же время связаны с беспроцентным займом.
В графе 4 надо отразить сумму НДС, для которого одновременно выполняются следующие условия:
•он не подлежит вычету;
•он относится к части общехозяйственных расходов, которые приходятся на виртуальные проценты.
Если такого НДС нет, тогда графу 4 заполнять не нужно. Но это надо обосновать. Организация «Альфа», чтобы определить, всю ли сумму входного НДС по общехозяйственным расходам можно предъявить к вычету, сделала проверку на возможность применения правила «пяти процентов».
Шаг 1. Определяем сумму общехозяйственных расходов, приходящихся на виртуальные проценты. Она составит 582,95 руб. (200 000 руб. х (14 616,44 руб. / (5 000 000 руб. + 14 616,44 руб.))).
Шаг 2. Проверяем, превышает ли доля расходов, приходящихся на операции с виртуальными процентами, 5-процентный порог:
•общая сумма расходов, связанных с реализацией, в III квартале составляет 3 200 000 руб. (3 000 000 руб. + 200 000 руб.);
•доля расходов, приходящихся на виртуальные проценты, составляет примерно 0,02% (582,95 руб. / 3 200 000 руб.). Это менее 5%.
Следовательно, весь входной НДС, относящийся к общехозяйственным расходам, организация «Альфа» может принять к вычету. Так что графу 4 заполнять не требуется. В итоге операция, связанная с расчетом виртуальных процентов, будет отражена в разделе 7 так.
* * *
Если вы выдали беспроцентный заем физическому лицу, будьте готовы удержать НДФЛ или сообщить инспекции о невозможности его удержания. Ведь материальная выгода от экономии на процентах облагается этим налогомп. 1 ст. 210, подп. 1 п. 1, п. 2 ст. 212 НК РФ. Об этом мы не раз рассказывали на страницах журнала (см., например, , 2017, № 12, с. 35; 2017, № 3, с. 50).
Понравилась ли вам статья?
- Почему оценка снижена?
- Есть ошибки
- Слишком теоретическая статья, в работе бесполезна
- Нет ответа по поставленные вопросы
- Аргументы неубедительны
- Ничего нового не нашел
- Нужно больше примеров
- Тема не актуальна
- Статья появилась слишком поздно
- Слишком много слов
- Другое
Поставить оценку
Оценивать статьи могут только подписчики журнала «Главная книга» или по демодоступу.
я подписчик электронного журнала
я не подписчик, но хочу им стать
хочу читать статьи бесплатно и попробовать все возможности подписчика
Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Кредиты / займы»:
2019 г.
2016 г.
2015 г.
Источник