С 14 апреля вступают в силу новые требования к валютным операциям и станет больше поводов для штрафов. Изменения касаются тех, кто сам является резидентом и дает в долг нерезидентам.
Теперь всем нужно указывать в договоре срок возврата займа. А если деньги не возвращают вовремя, могут оштрафовать того, кто дал в долг (но не всех).
С 14 мая появятся новые штрафы для должностных лиц. Директор компании, которая работает с нерезидентами, может потерять до 30 тысяч рублей из-за одного нарушения. Уже сейчас штрафы для компании или ИП составляют до 100% от суммы займа. Обычных людей штрафы не касаются, но срок все равно надо указать.
Что такое репатриация?
Репатриация средств — это возврат денег из других государств в Россию. Под разными законными и незаконными предлогами деньги граждан РФ иногда выводятся за границу. А назад по каким-то причинам не возвращаются. Государство не всегда могло это проконтролировать. Например, за внешнеторговыми сделками банки следили по паспортам сделки, но были нюансы, из-за которых не получалось полноценно контролировать договоры займа с нерезидентами.
Екатерина Мирошкина
экономист
Государство беспокоится о репатриации и вводит требования, которые заставят возвращать выведенный капитал.
Как было раньше?
Есть закон о валютном регулировании и контроле. Если какая-то компания заключает внешнеторговый контракт, то вести расчеты она будет по правилам, которые установил закон.
Например, все валютные контракты подлежат учету — раньше для них оформляли паспорт сделки, а с 1 марта контракты от 3 млн рублей для импорта и кредитов и от 6 млн рублей для экспорта ставят на учет (сумма должна быть равна или эквивалентна в любой валюте). По валютным контрактам важно соблюдать сроки поставок и расчетов. За этим следит отдел валютного контроля банка.
Раньше контроль сроков возврата денег касался только внешнеторговых сделок, когда предметом договора является поставка товара или оказание услуг. За нарушения срока расчетов за товары и услуги могли оштрафовать.
Но сроки по договорам займа с нерезидентами банк не контролировал, а за их нарушение не штрафовали.
Новые требования по договорам займа с нерезидентами
С 14 апреля 2018 года появилось новое требование по репатриации средств, которые перечислены нерезидентам. Вот главное:
- В договоре займа с нерезидентом обязательно должен быть указан срок возврата. Если срока нет, банк не примет договор на обслуживание и не проведет операцию.
- Заемщик-нерезидент должен вернуть деньги в установленный срок. Теперь банки будут это проверять. Если деньги не вернутся в срок, банк об этом узнает и должен будет сообщить в ЦБ.
- Валюта договора займа значения не имеет. Вы можете дать в долг в долларах или рублях.
Какие будут штрафы
За нарушение валютного законодательства штрафуют по ст. 15.25 КоАП. Пока в эту статью просто добавили нарушение сроков возврата денег по договору займа. Эта норма уже работает.
Если кто-то дал в долг нерезиденту, а тот не вернул деньги вовремя, заимодавцу могут начислить такие варианты штрафов:
- 1/150 ключевой ставки ЦБ за каждый день просрочки.
- От ¾ до одного размера незачисленной суммы.
Штраф может быть один, а могут применить оба сразу. Штрафы выписывает не банк. Он не имеет отношения к санкциям для клиентов и в свою пользу ничего не получает. Обязанность банка — проконтролировать, как клиент выполняет требования закона, и помочь ему правильно оформить документы.
С 14 мая 2018 года появится штраф для должностных лиц компаний, которые нарушили валютное законодательство: минимум 20 тысяч рублей. До мая за нарушения правил репатриации выручки и займов их не штрафуют. Но штрафы для ИП и компаний есть уже сейчас.
Для обычных граждан штрафов за нарушение сроков возврата займа не будет ни сейчас, ни в мае. Но им тоже нужно указывать срок в договоре, иначе банк не одобрит платеж.
Когда не нужно возвращать деньги в уполномоченный банк
Для репатриации средств по договору займа есть исключения, когда возвращать деньги в уполномоченный банк необязательно.
Список таких исключений был и раньше, но теперь он действует для договоров займа и его расширили. Например, сначала вы дали в долг нерезиденту, а потом он дал вам в долг и перевел деньги на счет в уполномоченном банке. У вас появились встречные обязательства, вы их зачли друг другу — и, хотя формально ваш заем не возвращен, нарушения нет.
Если оформлена и получена страховка от невозврата денег по договору займа, претензий к резиденту тоже не будет.
Если договор займа уже действует
Требования о возврате долгов нужно соблюдать только по новым договорам займа с нерезидентами — по тем, которые будут заключены с 14 апреля.
Для уже действующих договоров новые требования не работают. Если вы полгода назад заключали договор займа, не указывали там срок и вам не возвращают долг, штрафов не будет.
Но если изменятся существенные условия этого договора, придется указывать и соблюдать сроки возврата. Сумма договора займа — это существенное условие. А порядок и срок возврата денег — нет.
Источник
- Главная
- Консультация эксперта
- Расчеты
- Займы и кредиты
8469 июля 2018
Кто должен выполнять обязанности налогового агента по налогу на прибыль. Налогообложение при погашении займа иностранному контрагенту, зарегистрированному на Кипре.
Вопрос: Организация погасила заемные средства (тело займа и проценты) иностранному контрагенту, зарегистрированному на Кипре. Является ли организация агентом по уплате налога на прибыль? Должна ли уплатить какие-либо платежи в бюджет?
Ответ: Налоговым агентом по прибыли являетесь в части процентов, так как они перечислены в пункте 1 статьи 309 НК. При этом в соответствии со статьей 11 Соглашения с Кипром проценты не облагаются у источника выплаты.
Однако, чтобы не удерживать налог на прибыль с процентов Вы должны до выплаты процентов получить от кипрской компании документ, подтверждающий ее резидентство и документ, подтверждающий фактическое право на доходы. Если оба документа получены, то налог на прибыль не удерживайте, если хотя бы одного документа нет, то нужно удержать налог по ставке 20%, а затем при получении документов в течение 3 лет налог можно будет вернуть.
При этом вне зависимости от того удержите Вы налог или нет Вам нужно будет подать налоговый расчет о доходах выплаченных иностранным организациям.
Обоснование
Кто должен выполнять обязанности налогового агента по налогу на прибыль
Перечень налогооблагаемых доходов, полученных иностранными организациями, у которых нет в России постоянных представительств, приведен в пункте 1 статьи 309 Налогового кодекса РФ. В него входят:
1. дивиденды (участнику российской организации);
2. доходы, полученные в результате распределения прибыли или имущества российской организации (в т. ч. при ее ликвидации);
3. проценты по долговым обязательствам любого вида, включая государственные и муниципальные эмиссионные ценные бумаги;
4. доходы от использования прав на объекты интеллектуальной собственности;
5. доходы, полученные от реализации акций (долей) российских организаций, более 50 процентов активов которых прямо или косвенно состоит из недвижимого имущества, находящегося в России;
6. доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в России;
7. доходы от сдачи в аренду (субаренду) имущества, используемого на российской территории;
8. доходы от международных перевозок;
9. штрафы и пени за нарушение договорных обязательств, допущенное российскими лицами или органами власти;
10. доходы от реализации, погашения инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов, относящихся к категориям рентных фондов или фондов недвижимости;
11. иные аналогичные доходы.
Ситуация: как налоговый агент может подтвердить, что иностранная организация имеет право на освобождение ее доходов от налогообложения либо на применение пониженной ставки налога на прибыль
Для этого налоговый агент обязан иметь документы, которые подтверждают:
– резидентство иностранной компании;
– право такой компании на доход.
Документ о резидентстве
Документ о резидентстве нужен для получения льготы. Получить такой документ организация – налоговый агент должна до выплаты доходов. Представить его обязана иностранная организация – получатель доходов. Такой порядок предусмотрен в пункте 1 статьи 312 Налогового кодекса РФ. Если при налогообложении дохода льготы по международному договору не применяются, подтверждать постоянное местонахождение не нужно (письмо Минфина России от 11 июля 2017 № 03-08-05/43967).
Обязательная форма документа, подтверждающего регистрацию получателя доходов в иностранном государстве, законодательно не установлена. Поэтому в качестве такого документа может быть представлена справка или сертификат по форме, установленной законодательством иностранного государства, или в произвольной форме. Документ может быть оформлен на бумажном носителе или в электронном виде. В нем должно быть сказано, что в течение периода, в котором выплачиваются доходы, местонахождением их получателя является государство – участник соглашения об избежании двойного налогообложения с Россией.
Ежегодно подавать такие документы не требуется. Например, на основании сертификата, выданного в 2016 году, российская организация может применять льготный режим налогообложения при выплате доходов иностранной организации и в последующих налоговых периодах. Это следует из писем Минфина России от 14 апреля 2014 г. № 03-08-РЗ/16905 и от 11 марта 2014 г. № 03-08-05/10344.
На бумаге справка или сертификат могут быть представлены как в оригинале, так и в нотариально заверенной копии. Документ, подтверждающий постоянное местонахождение иностранной организации, должен быть заверен подписью уполномоченного лица и печатью (штампом) компетентного ведомства того государства, в котором зарегистрирован получатель доходов. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 13 ноября 2008 г. № 03-08-05.
Проставлять апостиль (заверительную надпись о достоверности документа, подлинности подписей и печатей) не обязательно. Достаточно оригинала документа о налоговом статусе иностранной организации, выданного компетентным органом иностранного государства, и нотариального перевода этого документа. Во многих международных договорах о налогах сказано о том, что на сертификатах о резидентстве апостиль не нужен. Но инспекторы не должны требовать апостиль, даже если в международном соглашении таких положений нет. Разъяснения об этом – в письмах Минфина от 03.04.2018 № 03-08-05/21444 и от 28.11.2017 № 03-08-05/78765.
Электронные сертификаты, подтверждающие резидентство зарубежных контрагентов, в легализации (апостилировании) также не нуждаются. Разумеется, в тех случаях, когда оформление таких документов в электронном виде предусмотрено законодательством иностранного государства. Об этом сказано в письме ФНС России от 24 сентября 2015 г. № ОА-4-17/16778.
Документы о праве на доход
Помимо документов, подтверждающих резидентство, с 1 января 2017 года у налогового агента должны быть документы, которые подтверждают, что иностранная организация является фактическим получателем доходов. Такие документы тоже должна представить иностранная организация. Это следует из пункта 1 статьи 312 Налогового кодекса РФ. Состав таких документов не определен. Например, это любые документы, которые подтверждают, что получатель:
– не собирается передавать полученные доходы третьим лицам из государств, с которыми у России нет международных договоров об избегании двойного налогообложения;
– обязан заплатить налог с полученных доходов в своей стране, а значит, не сможет сэкономить на налоге, даже если передаст доходы третьим лицам из других стран;
– фактически ведет предпринимательскую деятельность в своей стране.
Такие разъяснения есть в письмах Минфина России от 29 июня 2017 № 03-08-05/41203 и от 19 декабря 2016 № 03-08-05/75998. Кроме того, в них Минфин пояснил, что перечень документов, которые подтверждают фактическое право на доход, открытый. Поэтому подтвердить право на льготу иностранная организация может и любыми другими подходящими документами.
Льготу не подтвердили
Может возникнуть ситуация, когда иностранный партнер не подтвердил свое право на льготное налогообложение, а российская организация все-таки выплатила ему доход, не удержав налог на прибыль. Если в дальнейшем (до налоговой проверки) иностранный партнер представит документы, подтверждающие его право на льготу, то организации, которая не исполнила обязанности налогового агента, не придется платить налог, штраф и пени. Это следует из письма Минфина России от 15 июля 2015 г. № 03-08-13/40642, определений Верховного суда РФ от 12 января 2015 г. № 8231-ПЭК14 и от 23 сентября 2014 г. № 305-ЭС14-1210, постановлений Президиума ВАС РФ от 29 мая 2007 г. № 1646/07 и от 6 февраля 2007 г. № 13225/06.
3. Соглашение Правительства Кипра, Правительства РФ от 05.12.1998 № б/н
Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (с изменениями на 7 октября 2010 года)
«Статья 11.Проценты
1. Проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, подлежат налогообложению только в этом другом Государстве.»
Отвечает Александр Сорокин,
заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России
«ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг. Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг. Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в рекомендации».
Из рекомендации Нужно ли применять ККТ при выдаче, получении и возврате займа
Статьи по теме в электронном журнале
Источник
Вопрос: Организация заключила кредитный договор со швейцарским банком.
Статьей 309 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что процентный доход от долговых обязательств любого вида, полученный иностранной организацией, является доходом этой иностранной организации, который получен от источника в Российской Федерации. Соответственно, данный доход подлежит обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.
Правительство Российской Федерации и Федеральный Совет Швейцарской Конфедерации заключили 15.11.1995 Соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Соглашения проценты по займам, предоставленным банком, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогом в первом Договаривающемся Государстве, но взимаемый налог не должен превышать 5% от общей суммы процентов.
Согласно ст. 23 Соглашения двойное налогообложение устраняется путем частичного освобождения банка от налогообложения в Швейцарии при условии уплаты налога в Российской Федерации.
Учитывая изложенное, а также положения ст. 310 НК РФ, нами был перечислен в бюджет Российской Федерации налог на прибыль в размере 5% от суммы начисленных и перечисленных процентов по кредитному договору. Копии платежных поручений и налоговых деклараций отправлены в швейцарский банк.
Тем не менее банк при расчете процентов не учитывает удержанный нами налог и требует перечислять полную сумму процентов.
Просим разъяснить:
— правильно ли мы трактуем законодательные акты и действительно ли мы должны удерживать с процентов, перечисляемых швейцарскому банку по кредитному договору, налог на прибыль;
— в случае положительного ответа на первый вопрос — имеем ли мы право, уплачивать в данной ситуации сумму налога из собственных средств организации.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 мая 2006 г. N 03-08-05
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос по вопросу налогообложения сумм процентов, выплачиваемых по кредиту, предоставленному швейцарским банком, и сообщает следующее.
Общая ставка налога на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, установленная ст. 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), составляет 20 процентов.
Статьей 11 Соглашения между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 15.11.1995 установлено, что проценты, выплачиваемые резидентом одного государства в пользу лица, являющегося резидентом другого государства, могут облагаться налогом как в стране резидентства получателя дохода, так и в стране источника дохода. При этом п. 2 данной статьи определено, что, если проценты выплачиваются в связи с любым видом займа, предоставленного банком, налог, взимаемый в стране источника, не должен превышать 5 процентов от общей суммы процентов.
Таким образом, с учетом указанных норм ст. 11 Соглашения в Российской Федерации налог с процентного дохода, выплачиваемого швейцарскому банку, будет удерживаться по 5-процентной ставке, предусмотренной в данной статье.
В случае если положениями кредитного договора между российской организацией и швейцарским банком предусмотрено, что российская организация обязуется выплачивать проценты в полном объеме, без уменьшения их на сумму подлежащих уплате налогов, необходимо учитывать следующее.
Статьей 24 Кодекса на налогового агента возлагается обязанность правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги.
Согласно ст. 8 Кодекса под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж. Поскольку налог представляет собой индивидуальный платеж, включение в договоры оговорок, в соответствии с которыми расходы по уплате налогов возлагаются на лиц, не являющихся плательщиками, противоречит указанной норме Кодекса.
Таким образом, налоговые агенты не вправе за счет собственных средств уплачивать сумму налога на доходы иностранной организации от источников в Российской Федерации вместо налогоплательщика.
В связи с этим «дополнительные суммы», полученные иностранной организацией при перечислении ей суммы процентного дохода, без учета удержаний, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации, следует рассматривать как доход иностранной организации.
Таким образом, «дополнительные суммы» по кредитному договору подлежат налогообложению в порядке, установленном статьей «Другие доходы» Соглашения.
Кроме того, отмечаем, что «дополнительные суммы», выплачиваемые швейцарскому банку в соответствии с кредитным договором, исходя из положений ст. 252 Кодекса не могут быть отнесены к расходам, учитываемым при налогообложении прибыли, поскольку, по нашему мнению, не могут рассматриваться как целесообразные и экономически обоснованные.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
29.05.2006
Источник