Первая мировая война безусловно существенно повлияла на экономическое устройство и хозяйственную
жизнь государств-участников, в том числе Российской империи. С первых дней этого глобального военного противостояния царское правительство работало над решением вопросов о способах привлечения средств для военных расходов и дальнейший курс государственной финансовой политики.
Вместе с усилением налогообложения и эмиссией бумажных денег одним из основных методов мобилизации государственных доходов стали государственные займы. Это система денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством на добровольных началах для временного использования свободных средств юридических и физических лиц на условиях возвратности и платности. В Российской империи во время Первой мировой войны царским правительством было реализовано шесть внутренних государственных займов, направленных на финансирование военных нужд на общую сумму 8 млрд руб. номинальной стоимости. Две из них были 5%, при подписной цене 94 за 100, всего на 1 млрд руб .; одна — 5,5% по 99 по 100 — на 1 млрд руб. и три — 5,5% по 95 за 100 — на 6 млрд руб. Первые два займа были выпущены на 49 лет, третья — на 81 год, четвертая, пятая и шестая — на 10 лет.
Первый заем была осуществлена в октябре 1914 Преимущественно она была ориентирована на привлечение средств акционерных коммерческих банков. В целом ее реализацию можно считать успешной — казна получила 466 млн руб. Однако власти так и не удалось с помощью этого займа сократить объемы бумажно-денежной массы, находящейся в обращении.
Увеличение расходов на войну побудило царское правительство к выпуску второй военной займа в феврале 1915 Хотя по объемам эмиссии, процентной ставке и срокам погашения она была аналогичной предыдущей, с ее реализацией возникли определенные трудности. Покрытие займа все больше начинало зависеть от результатов прямой подписки на облигации, чем от оборотных капиталов коммерческих банков.
Третью государственный заем был выпущен в апреле 1915 Сумму эмиссии был увеличен до 1 млрд руб., А процентная ставка — до 5,5% годовых. Официально заем был рассчитан на 81 год, однако правительство гарантировало погашение всех облигаций, заявленных к оплате в мае 1921 Таким образом, заем пытались сделать «привлекательной» для крупных предпринимателей.
Особенностью четвертой военной займа (октябрь 1915) было привлечение к подписке на облигации широких слоев населения. Впервые в реализации займа приняли участие сберегательные кассы и учреждения мелкого кредита. Также было проведено достаточно активную пропагандистскую кампанию. Несмотря на эти меры, правительству не удалось достичь поставленной цели. Заем не был полностью реализована в установленные сроки.
Выпуску пятой займа на 2 млрд руб. в феврале 1916, которая получила полуофициальное название «Заем Победы», предшествовала массовая кампания по ее популяризации среди населения, особенно среди крестьянства. К пропаганде и агитации активно включились Святейший Синод и либеральная интеллигенция.
Последняя заем царскому правительству Российской империи на 3 млрд руб. была реализована в октябре 1916 Она стала самой массовой за весь период войны. Только через сберегательные кассы на облигации подписались 358 тыс. Человек. Однако, несмотря на расширение социального круга подписантов, доля крупных предпринимателей в нем уменьшилось. В результате реальные поступления от займа были значительно меньше, чем ожидалось. К тому же, на реализацию займов 1916 постоянно влияло ухудшение экономической ситуации в стране. Все это привело к тому, что в феврале 1917 емкость денежного рынка в отношении государственных займов оказалась полностью исчерпанной.
Условия всех военных займов были фактически одинаковыми, за исключением процентной ставки, номинала облигаций и срока их погашения. Так, облигации выпускались на предъявителя и именные. Правила перехода последних от одного лица к другому, а также обмен на предъявительские и наоборот определялись министром финансов. Прибыль от займа навсегда освобождался от налогообложения. Выплата процентов по облигациям предусмотрена дважды в год. Владельцам облигаций предоставлено право использовать эти ценные бумаги под залог для выполнения казенных подрядов и поставок и обеспечения акцизных и таможенных платежей. По срокам погашения займов, наблюдается тенденция перехода от долгосрочных к краткосрочным (10 лет). Кроме того, при выпуске первых трех займов по правительством было предусмотрено право на конверсию, то есть изменение начальных условий государственного займа.
Все займы реализовывались через публичную подписку на облигации в конторах и отделениях Государственного банка, казначейства и других кредитных учреждениях, определенных министерством финансов. В частности, начиная с четвертого займа, к этому процессу присоединились сберегательные кассы, городские общественные банки, общества взаимного кредита, другие учреждения мелкого кредита.
Перечень коммерческих банков и частных банкирских учреждений, которые имели право размещать облигации, фактически в течение 19141916 гг. Оставался постоянным. В него входило от 24 до 30 банков и 5-7 банкирских контор. Среди них были только три учреждения, основанные в украинских губерниях — Киевский частный коммерческий банк (займы 1914-1916 гг.), Одесский учетную банк и банкирская контора «М. Ашкенази »в Одессе (займа 1916).
В общем, несмотря на то, что фактически царское правительство получил от военных внутренних займов только 7529 млн руб., Остальные были ему выгодны. Во-первых, они уменьшали негативные последствия эмиссии кредитных билетов и в определенной степени способствовали стабилизации денежного рынка, а во-вторых — были источником наличных средств.
Источник
Специальные облигации для финансирования военных действий впервые выпустили в Великобритании во время борьбы с Наполеоном. Широкое хождение на финансовых рынках военные облигации получили во время Гражданской войны в США, где обе стороны привлекали таким образом финансирование. Хотя часть инвесторов была внешняя по отношению как к южанам, так и к янки, тогда как классические военные облигации рассчитаны на распространение среди собственного населения. В нашей стране военные облигационные займы были как в Первую мировую, так и в Великую Отечественную войну.
Первая мировая война для России стала серьёзным финансовым испытанием. Можно сказать, что русские армия и флот стреляли золотом. В первый год войны боевые действия стоили 12 млн золотых рублей, тогда как в первые месяцы 1917 года в сутки расходовалось уже 55 млн рублей золотом. Затраты на две недели боёв равнялись бюджету армии и флота за целый 1913 год. Всего Россия по оценке экономиста Кацеленбаума затратила на Первую мировую 48 млрд рублей, включая восемь миллиардов на оплату зарубежных военных заказов. Золотой запас страны уменьшился почти вдвое, к началу Гражданской войны составив тысячу тонн золота. Эмиссия бумажных денег практически ничем не сдерживалась, и к Февральской революции бумажный рубль стоил 20-25 копеек золотом.
Довоенный финансовый эксперт, профессор Боголепов отмечал: «Обычные приёмы изыскания чрезвычайных ресурсов, займы и отчасти налоги, оказываются ввиду колоссальных военных расходов несостоятельными». К сожалению, это в полной мере относилось к военным облигациям. Императорское правительство выпустило несколько эмиссий рублёвых военных облигаций в 1914–1916 гг. Первый транш — 0,5 млрд, в октябре 1914 года. Столько же составил второй транш в феврале 1915-го, сроком на 49 лет, апрель — один миллиард с погашением аж в 1996 году, в октябре — ещё на один миллиард. В 1916 году выпущено военных облигаций на пять миллиардов, сроком на десять лет — инвесторов не интересовали «длинные» займы. К Февральской революции размещено займов на восемь миллиардов. Средняя ставка по купону — 5,5%. Полученные средства быстро сгорели в топке войны. Пришедшее к власти Временное правительство решило пополнить казну за счёт патриотического подъёма граждан, выпустив «Займ Свободы», но революционные ветры не способствовали доверию к власти, удалось продать ценных бумаг всего на четыре миллиарда рублей, а погашение облигаций предполагалось в 1924 году. Для сравнения, в том же 1917 году Великобритания выпустила военный заём под 5% годовых, который разошёлся по трём миллионам граждан. Правда, ещё в 2014 году обязательства британского правительства по этому займу превышали 218 миллионов фунтов стерлингов.
В США к пропаганде военных облигаций привлекли звёзд Голливуда, включая Мэри Пикфорд и Чарли Чаплина. Последний даже снял специальную короткометражку «The bond», где его персонаж рекламировал покупку облигаций. Никакого вознаграждения звёздам за популяризацию облигаций не полагалось. Первый транш «облигаций Свободы» (Liberty вonds) — 1,9 млрд долл. под 3,5%, второй — 3,8 млрд под 4%, третий — 4,1 млрд под 4,15%, четвёртый — на 6,9 млрд долл. под 4,25%.
Короткометражный фильм «The bond» (1918 год), в главной роли Чарли Чаплин.
В Великую Отечественную войну население, от колхозников до кинематографистов, активно сдавало деньги на противостояние нацистам. Буквально в первые дни родилась инициатива снизу о создании специального Фонда обороны. Официальная реакция последовала только 29 июля 1941 года, когда «Правда» опубликовала заметку «Трудящиеся предлагают создать Фонд обороны». Причём даже не на первой полосе, а на третьей странице, в верхнем левом углу (если верить психологам, человек, читая газету, обращает внимание на это пространство в последнюю очередь). Любопытно, что сообщение об этой инициативе, имевшей столь колоссальные последствия, было размещено именно так. В итоге Фонд обороны стал серьёзным источником финансирования боевых действий. Ещё одним каналом были военные облигации. Первый военный заём превратился в таковой из сугубо мирного Госзайма Третьей пятилетки. К началу войны эти облигации дали казне 10,53 млрд рублей, но трудящиеся завалили Наркомфин письмами с просьбой продлить подписку, что и было сделано. К середине июля 1941 года было размещено бумаг ещё на 0,3 млрд.
Постановление Совета Народных комиссаров СССР от апреля 1942 года определило выпуск первых непосредственно военных облигаций — на десять миллиардов рублей сроком на 20 лет. Подписка на Государственный военный заём 1942 года шла и на оккупированных территориях, благодаря усилиям партизан и подпольщиков. В результате заём принёс 13,186 млрд.
Второй Государственный военный заём на 12 млрд вышел 4 июня 1943 года, собрав в итоге почти 21 млрд рублей. Впервые появились «стотысячники» — те, кто приобрёл облигаций на 100 000 рублей и выше.
Третий государственный военный заём 1944 года, выпущенный на 25 млрд рублей, принёс 28,963 млрд рублей.
Четвёртый военный заём на 25 млрд был выпущен согласно Постановлению СНК от 5 мая 1945 года. Было собрано 26, 716 млрд рублей.
Военные облигации были выигрышными, их погашение и выплаты дохода предполагались два раза в год, выигрыш составлял от 200 до 50 000 рублей. Не выигравшие облигации гасились по номиналу.
Кроме привлечения денег, займы выполняли ещё одну важную функцию — изъятие наличных из оборота, что сдерживало инфляцию. Военные финансисты через полевые учреждения Госбанка СССР разместили среди военнослужащих Красной армии и флота облигаций на 8,24 млрд.
Всего за годы Великой Отечественной войны государство получило через размещение облигаций 100,541 млрд рублей при общих затратах на боевые действия в 586 млрд.
Источник
Займы у населения издавна были важным источником финансирования военных расходов. В отечественной истории такой заем впервые провели еще в 1809 году на фоне борьбы с Наполеоном. К началу Первой мировой войны Россия, казалось бы, имела обширный и успешный опыт внутренних займов разного назначения – только с 1861‑го по 1877 год их провели почти полсотни. И вплоть до краха царской монархии не было ни одного случая отказа империи погашать свои внутренние долги.
Однако имелись и тревожные факторы, ставящие под сомнение эффективность внутреннего финансирования. Накануне 1914 года среди держателей ценных бумаг различных внутренних займов насчитывалось лишь около 400 тыс. подданных Николая II – менее четверти процента от общей численности населения! Т. е. 99,75% россиян никогда не участвовали в каких-либо финансовых операциях правительства, если не считать таковыми уплату налогов.
По этой причине царская Россия с началом мировой войны приступила к внутренним займам позже иных союзников. Если, например, Париж начал заимствования на внутреннем рынке с первых дней боев, то в Петербурге ждали до середины осени 1914 года. Лишь 16 октября появился «Высочайший указ о выпуске внутреннего 5% займа на нарицательный капитал 500 млн рублей».
Планировалось, что этот первый военный заем царское государство погасит к 1965 году. Большую часть займа, 300 млн руб., обязались разместить на рынке 24 крупнейших акционерных банка страны – Минфин отдавал им облигации займа по цене на 2% ниже номинальной, что с ходу гарантировало банкирам 6 млн руб. прибыли.
Этот заем считается удачным – выпустив обязательств на 500 млн руб., казна за три месяца получила свыше 466 млн. Успеху способствовала сама война, вызвав снижение деловой активности, отчего у банкиров и богатых людей появились свободные излишки капитала.
На гребне успеха в самом начале 1915 года последовал второй заем, тоже на 500 млн руб. Его реализация проходила уже сложнее – банки смогли разместить лишь 72% от номинальной суммы. Но стремительный рост военных расходов требовал все новых источников финансирования, ведь с конца 1914‑го один день боев обходился минимум в 18 млн руб. Поэтому уже в апреле 1915 года царское правительство решило провести третий заем – на невиданную ранее сумму 1 млрд руб.
Прежние заимствования на внутреннем рынке шли под 5%, новый заем планировали брать уже под 5,5%. Уникальными были и сроки заимствования – выплаты планировалось начать только в 1921 году и вести 75 лет. Т. е. правительство Николая II планировало завершить эту финансовую операцию в 1996 году!
Коммерческие банки охотно взялись за размещение данного займа в обмен на 2,5% от его номинальной стоимости. Девять крупнейших банков – в первую очередь Московский купеческий, Волжско-Камский, Петроградский международный, Русско-Азиатский и Русский для внешней торговли – обязались разместить по 42 млн руб. каждый. Если коммерческие банки свою часть обязательств выполнили, то Госбанк, планировавший реализовать облигаций займа на 400 млн руб., смог разместить лишь 120 млн.
Но куда тревожнее были иные обстоятельства, вскрывшиеся в ходе реализации третьего военного займа. Несмотря на все попытки широко распространять облигации мелкого номинала, основными приобретателями ценных бумаг займа стали не простые обыватели, а собственно банкиры и банки, крупные капиталисты и богатейшие верхи, т. е. самая узкая прослойка общества. При этом облигации займа покупали в основном две столицы, Петроград и Москва. Из реализованных 700 млн руб. займа на долю остальных 15 крупнейших городов империи пришлось лишь 32 млн, или менее 5%.
Первые военные займы 1914–1915 гг. частично облегчили финансовые тяготы царского правительства, но не достигли главной цели – перетасовав с выгодой для частных банкиров крупный капитал, они так и не смогли мобилизовать рассеянные по стране средства небогатых и беднейших слоев населения. Перефразируя слова классика: народ по-прежнему безмолвствовал, на этот раз – рублем.
Читать полностью (время чтения 2 минуты )
Источник
Военный заем – это долговые обязательства, выпущенные государством для покрытия расходов на ведение боевых действий вооруженными силами. Обычно такие ценные бумаги эмитируются с открытой датой погашения, этим подразумевается, что возврат средств по ним будет осуществляться по окончании войны. Нередки случаи, когда поражение страны приводило к свержению правительства и отказу в погашении военных займов, особенно перед иностранными кредиторами.
Биржевые котировки ценных бумаг такого типа обычно не превышают и половины их номинальной стоимости. Это обстоятельство объясняется довольно просто – возможное поражение страны в войне делает такого рода активы достаточно проблематичными. Успехам в боевых действиях обычно сопутствуют повышению котировок. Сводки с фронтов являются серьезным фактором, определяющим колебания фондовых рынков в стране.
Доходность обязательств по военным займам, как правило, не превышает 3,5 % годовых. Распространение ценных бумаг такого рода обычно происходит на внутреннем рынке или в странах союзниках. Так, в годы Первой мировой Российская империя брала ссуды в государствах Антанты, в частности, во Французской Республике и в Великобритании.
Назначение и виды военных займов
Правительства воюющих государств испытывают острую нехватку денежных средств для покрытия расходов, связанных с участием в страны в боевых действиях. Одним из источников привлечения ресурсов является заимствование у населения и деловых кругов внутри страны и за ее пределами. В перечень статей, на которые расходуются данные средства входят:
- Непосредственно ведение боевых действий, выплата денежного довольствия солдатам и офицерам.
- Закупки оружия, боевой техники, снаряжения, транспортных средств и многое другое.
- Финансирование оборонных заказов, оплата работ по строительству военной инфраструктуры.
- Расчеты за воинские перевозки.
Внутренние военные займы осуществляются правительствами стран, участвующих в военных конфликтах, в самых разнообразных формах:
- Эмиссия казначейских долговых обязательств, сертификатов или билетов.
- Выпуск военных облигаций.
Продажа военных облигаций населению позволяет решить еще одну немаловажную проблему для экономики страны. Изъятие части денежной массы из оборота до окончания военных действий позволяет несколько снизить инфляционное давление на национальную валюту. Военные займы имеют еще один важный психологический момент, у приобретающего такие ценные бумаги гражданина возникает чувство сопричастности к общему делу, что служит единению нации перед лицом опасности.
Военные облигации могут быть двух видов процентные и выигрышные, первые предназначаются для предприятий и организаций вторые – для населения. Такие долговые обязательства выпускались в Советском Союзе во время Великой Отечественной войны. Погашение займов такого рода сопровождалось розыгрышами денежных призов, ценных товаров и автомобилей.
Процентные ставки, условия и сроки погашения
Военные займы производятся в период ведения боевых действий государствами участниками. Процентные ставки по таким долгам относительно невысокие и напрямую зависят от состояния экономики:
- В Соединенных Штатах Америки этот показатель для казначейских облигаций колебался в районе 2,0 – 2,5 % годовых.
- В Российской империи доходность таких ценных бумаг не превышала 2%.
- В Великобритании процентная ставка по военным долговым обязательствам порядка – 5 %.
Самый высокий показатель доходности по военным долгам в Канаде, где их величина составила до 5,5 % годовых.
Сроки погашения облигаций такого типа достаточно большие, они назначаются с таким расчетом, чтобы выплаты осуществлялись по окончании боевых действий. В абсолютном выражении они составляют величину в пять, десять и двадцать лет. При этом зачастую размер процентной ставки увеличивался для заимствований на более долгий срок.
При выпуске облигаций принимались меры по обеспечению их максимальной доступности. Номинал таких ценных бумаг устанавливался с таким расчетом, чтобы их мог приобрести самый малообеспеченный гражданин. Так, в Советском Союзе облигации имели цену в 25, 50, 100 и 200 рублей, а в Канаде стоимость самого недорого билета была всего в 5 долларов.
Доверие к государству во многом определяется его отношением к собственным обязательствам. Так, признание Российской Федерацией царских долгов почти столетней давности позволило существенно повысить престиж страны. Британское Правительство в этом году объявило о погашении облигаций времен мировых войн. По оценкам специалистов такие ценные бумаги сохранились у более чем 120 инвесторов и частных лиц.
Источник