Формы государственных кредитов
Государственный кредит может быть внутренним и внешним. А они в свою очередь могут выступать в нескольких формах.
Первая форма — это государственные и муниципальные заимствования, которые являются главным способом покрытия дефицита бюджета. Они осуществляются путем выпуска ценных бумаг и их размещения, или же посредством кредита, привлекаемого органами власти и местного самоуправления. Самый распространенный вид государственных ценных бумаг – облигация, которая представляет собой эмиссионную ценную бумагу, закрепляющую право ее держателя на получение номинальной стоимости облигации от ее эмитента в установленный срок, а также зафиксированного процента или другого имущественного эквивалента. Данные кредиты могут предоставляться как государственными, так и коммерческими банками, иными кредитными и международными организациями.
Классифицировать займы можно по нескольким признакам:
- По субъекту, реализующему право эмиссии кредитных обязательств: государственные займы, региональные и муниципальные;
- По держателям ценных бумаг: универсальные, которые распространяются и среди физических, и среди юридических лиц, и специальные, которые реализуются либо только населению, либо только организациям;
- По отношению к вторичному рынку: рыночные займы и нерыночные;
- В зависимости от способа выплаты доходов: процентные, выигрышные займы, процентно-выигрышные, целевые (беспроцентные), беспроигрышные, дисконтные и процентно-дисконтные.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Другая форма государственного кредита: государство является кредитором. Заемщиками средств бюджета страны могут быть: бюджетные учреждения, унитарные предприятия, другие юридические лица и т.д. Обеспечивать исполнение возврата по бюджетному кредиту помогают банковские гарантии, залог имущества, поручительства.
Также государство в кредитных отношениях может выступать в качестве гаранта. БК РФ рассматривает гарантию государства как форму обеспечения гражданско-правовых обязательств, по которым РФ или же субъект РФ письменно дает обязательство отвечать за выполнение тем лицом, которому гарантия предоставлена, обязательств перед третьими лицами частично или полностью.
Внутренний и внешний долг государства
Определение 1
Государственный кредит представляет собой совокупность экономических отношений, где кредитором, заемщиком или гарантом выступает РФ, субъект РФ или муниципальное образование с одной стороны, а с другой – физические или юридические лица, зарубежные страны, международные организации и т.д.
Государственный кредит, являясь экономической категорией, находится на стыке финансов и кредита. Выступая элементом финансовой системы, государственный кредит способствует формированию и использованию централизованных фондов денежных средств, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.
Государственный кредит имеет общие черты с финансами, это:
- Распределительные отношения;
- Участником таких отношений является государство;
- Цель данных отношений заключается в привлечении государством дополнительных финансовых средств.
Отличиями же государственного кредита от финансов являются: возмездный и возвратный характер первого, двустороннее движение денежных средств, добровольный характер, ограничения по срокам и т.д.
Как уже было отмечено, кредит государства может быть внутренним и внешним.
Внутренний кредит имеет следующие формы:
- Выпуск займов, характеризуется привлечением временно-свободных денежных средств юридических и физических лиц для финансирования потребностей общества;
- Обращение вкладов в государственные займы, что реализуется через систему Сбербанка. В большинстве случаев наблюдается в тоталитарном государстве, где банки находятся под контролем правительства страны;
- Заимствование ресурсов общегосударственного ссудного фонда. В данном случае Центральный банк передает кредитные средства непосредственно;
- Бюджетные кредиты. При такой форме государство является кредитором. Таким способом государство оказывает помощь юридическим лицам на принципах возвратности, платности и срочности. Объемы средств, которые выделяются в бюджет, не ограничены. Однако, такой кредит могут получить только те предприятия, в деятельности которых страна заинтересована.
Замечание 1
Внешние кредиты в современном мире чаще всего имеют своей целью оказание продовольственной помощи. Такие займы выдаются международными финансовыми организациями.
Государственный долг РФ
Государственный кредит становится причиной образования государственного долга. Государственный долг – это общая сумма всех выпущенных и непогашенных обязательств по долгам, в том числе начисленные проценты.
Государство, пользуясь возможностью привлечения дополнительных средств, со временем накапливает задолженность внутреннюю и внешнюю, поэтому государственный долг растет.
Государственная активность в качестве заемщика – это индикатор финансового состояния страны: чем выше объемы заимствования, тем хуже положение государственного бюджета.
Согласно Бюджетному кодексу РФ, под государственным долгом понимаются долговые обязательства России перед физическими и юридическими лицами, зарубежными странами и международными организациями. Необходимо различать внутренний и внешний долг государства, а также общегосударственный долг, состоящий не только из задолженности Правительства страны, но и задолженностей органов управления.
Обеспечением государственного долга является все имущество, находящееся в федеральной собственности и составляющее государственную казну.
Внутренний долг государства состоит из задолженностей прошлых лет и новой задолженности.
Размещение внешних займов происходит на иностранных фондовых биржах в валюте других стран.
Все долговые обязательства России погашаются в конкретно определенные сроки и не могут превышать тридцати лет. Не допускается изменение условий займа, выпущенного в стране.
Источник
Бюджетный кодекс РФ (ст. 89) определяет государственные заимствования РФ как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками.
Государственный долг. В результате заемной деятельности образуется государственный долг — долговые обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права (Бюджетный кодекс, ст.97). Соответственно различают государственный и общегосударственный долг.
Общегосударственный долг — более широкое понятие и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства.
Обеспечением государственного долга России служит все имущество, составляющее государственную казну.
Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в следующих формах (Бюджетный кодекс, ст.98):
1) кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;
2) государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени РФ;
3) договоров о предоставлении государственных гарантий РФ, договоров поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
4) переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;
5) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.
В Бюджетном кодексе РФ (ст.98) особо оговаривается, что изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.
Государственный долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам национально-территориальных образований РФ, если они не были гарантированы Правительством РФ. Форма долговых обязательств национально-государственных и административно-территориальных образований РФ и условия их выпуска определяются самостоятельно на местах.
Внутренние и внешние займы.Как уже отмечалось, в зависимости от места размещения займы делятся на внутренние и внешние, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займа.
Кредиторами по внутренним займам преимущественно выступают физические и юридические лица, являющиеся резидентами данного государства, хотя определенная их часть может приобретаться и иностранными инвесторами. Внутренние займы обычно выпускаются в национальной валюте. Для привлечения средств эмитируются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы.
Бюджетный кодекс РФ (ст. 89) определяет государственные внутренние заимствования как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в валюте РФ, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в валюте РФ.
Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения.
Бюджетный кодекс РФ (ст. 89) определяет государственные внешние заимствования РФ как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в иностранной валюте, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.
Заемные средства РФ мобилизуют в основном двумя путями:
1) размещением долговых ценных бумаг;
2) получением кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов.
Порядок выпуска и размещения первых регулируется Федеральным законом «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 г. (№136-ФЗ), в соответствии с которым федеральными государственными ценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от имени РФ.
Обязательства РФ, субъекта РФ, возникшие в результате эмиссии ценных бумаг и составляющие внутренний долг, должны быть выражены в валюте РФ и подлежат оплате в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут быть указаны в Генеральных условиях эмиссии и обращения государственных ценных бумаг, а также в реквизитах сертификатов в качестве соответствующей оговорки, на основании которой определяется величина платежа по данным государственным ценным бумагам.
Обязательства РФ и субъекта РФ, возникшие в результате эмиссии государственных ценных бумаг и составляющие внешний долг РФ и субъекта Федерации должны быть выражены в иностранной валюте и подлежат оплате в иностранной валюте.
С середины 90-х годов заемная деятельность центрального Правительства РФ на рынке ценных бумаг стремительно активизировалась, что объясняется отказом от использования кредитов Центрального банка РФ для покрытия бюджетного дефицита. При этом для привлечения средств выпускаются высокодоходные ценные бумаги. В результате все более значительные средства федерального бюджета направляются на покрытие расходов по обслуживанию долга. За 1997 г. эти расходы значительно выросли, составив 28% всех расходов федерального бюджета против 16% в 1996 г. Стремительное увеличение расходов, связанных с обслуживанием государственного долга, свидетельствует, что нарастание государственного долга РФ стало самопорождающимся процессом.
В РФ действует единая система учета и регистрации государственных заимствований РФ. Для этого Министерство финансов должно вести государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ. Информация о заимствованиях субъекта РФ или муниципалитета вносится соответственно в долговую книгу субъекта или муниципальную долговую книгу.
Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 897 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление
Источник
Бюджетный кодексРФ (ст. 89) определяет государственные
заимствования РФ какзаймы,привлекаемые от физических и юридических
лиц, иностранных государств, международных
финансовых организаций, по которым
возникаютдолговые обязательстваРФ как заемщика или гаранта погашения
займов другими заемщиками.
Государственный
долг. В результате заемной деятельности
образуется государственный долг —долговые обязательства Правительства
РФ перед физическими и юридическими
лицами, иностранными государствами,
международными организациями и иными
субъектами международного права
(Бюджетный кодекс, ст.97). Соответственно
различают государственный и
общегосударственный долг.
Общегосударственный
долг —более широкое понятие и включает
задолженность не только Правительства
РФ, но и органов управления низовыми
звеньями, входящими в состав государства.
Обеспечением
государственного долга России служит
все имущество, составляющее государственную
казну.
Долговые обязательства
Российской Федерации могут существовать
в следующих формах (Бюджетный кодекс,
ст.98):
1) кредитных
соглашений и договоров, заключенных от
имени РФ с кредитными организациями,
иностранными государствами и международными
финансовыми организациями, в пользу
указанных кредиторов;
2) государственных
ценных бумаг, выпускаемых от имени РФ;
3) договоров о
предоставлении государственных гарантий
РФ, договоров поручительства РФ по
обеспечению исполнения обязательств
третьими лицами;
4) переоформления
долговых обязательств третьих лиц в
государственный долг РФ на основе
принятых федеральных законов;
5) соглашений и
договоров, в том числе международных,
заключенных от имени РФ, о пролонгации
и реструктуризации долговых обязательств
РФ прошлых лет.
В Бюджетном кодексе
РФ (ст.98) особо оговаривается, что
изменение условий выпущенного в обращение
государственного займа, в том числе
сроков выплаты и размера процентных
платежей, срока обращения, не допускается.
Государственный
долгсостоит из задолженности прошлых
лет и вновь возникшей задолженности.
Российская Федерация не несет
ответственности по долговым обязательствам
национально-территориальных образований
РФ, если они не были гарантированы
Правительством РФ. Форма долговых
обязательств национально-государственных
и административно-территориальных
образований РФ и условия их выпуска
определяются самостоятельно на местах.
Внутренние и
внешние займы.Как уже отмечалось, в
зависимости от места размещения займы
делятся на внутренние и внешние,
отличающиеся видами заемных инструментов,
условиями размещения, составом кредиторов,
валютой займа.
Кредиторами по
внутренним займампреимущественно
выступают физические и юридические
лица, являющиеся резидентами данного
государства, хотя определенная их часть
может приобретаться и иностранными
инвесторами. Внутренние займы обычно
выпускаются в национальной валюте. Для
привлечения средств эмитируются ценные
бумаги, пользующиеся спросом на
национальном фондовом рынке. Для
дополнительного поощрения инвесторов
используются различные налоговые
льготы.
Бюджетный кодекс
РФ (ст. 89) определяет государственные
внутренние заимствования как займы,
привлекаемые от физических и юридических
лиц, иностранных государств, международных
финансовых организаций в валюте РФ, по
которым возникают долговые обязательства
РФ как заемщика или гаранта погашения
займов другими заемщиками, выраженные
в валюте РФ.
Внешние займыразмещаются на иностранных фондовых
рынках в валюте других государств. При
размещении таких займов учитываются
специфические интересы инвесторов
страны размещения.
Бюджетный кодекс
РФ (ст. 89) определяет государственные
внешние заимствования РФ как займы,
привлекаемые от физических и юридических
лиц, иностранных государств, международных
финансовых организаций в иностранной
валюте, по которым возникают долговые
обязательства РФ как заемщика или
гаранта погашения займов другими
заемщиками, выраженные в иностранной
валюте.
Заемные средства
РФ мобилизуют в основном двумя путями:
1) размещением
долговых ценных бумаг;
2) получением
кредитов у специализированных
финансово-кредитных институтов.
1. Государственный
долг Российской Федерациипредставляет
собой долговые обязательства Российской
Федерации перед физическими и юридическими
лицами, иностранными государствами,
международными организациями и другими
субъектами международного права. Этот
долг обеспечен всем находящимся в
федеральной собственности имуществом,
составляющим государственную казну.
В состав
государственного долга Российской
Федерации входят долгов обязательства
в следующих формах:
1) кредитных
соглашений и договоров, заключенных от
имени Российской Федерации с кредитными
организациями, иностранными государствами
международными финансовыми организациями,
в пользу указанных кредиторов;
2) государственных
ценных бумаг, выпускаемых от имени
Российской Федерации;
3) договоров о
предоставлении государственных гарантий
Российской Федерацией, договоров
поручительства Российской Федерации
по обеспечению обязательств третьими
лицами;
4) переоформления
долговых обязательств третьих лиц в
государственный долг Российской
Федераций на основании принятых
федеральных законов;
5) соглашений и
договоров, в том числе международных,
заключенных от имени Российской
Федерации, о пролонгации и реструктуризации
долговых обязательств прошлых лет.
Долговые обязательства
Российской Федерации подразделяются
на краткосрочные (до одного года),
среднесрочные (от одного года до пяти
лет) и долгосрочные (от пяти до 30 лет).
Они погашаются в сроки, определяемые
конкретными условиями займа, и не могут
превышать 30 лет.
Изменение условий
выпущенного в обращение государственного
займа том числе сроков выплаты, размера
процентных платежей и срока обращения,
не допускается.
2. Государственный
долг субъекта РФ— это совокупность
долговых обязательств субъекта РФ. Он
обеспечивается всем находящимся в
собственности субъекта РФ имуществом,
составляющим его казну. Долговые
обязательства субъекта РФ существуют
в следующих формах: см. выше, только от
имени субъекта.
Долговые обязательства
субъекта РФ погашаются в сроки, которые
определяются условиями заимствований
и не могут превышать 30 лет. Формы и виды
государственных ценных бумаг, выпускаемых
от имени субъектов РФ, условия их выпуска
и обращения определяются соответствующими
органами государственной власти
субъектов РФ.
3.Муниципальный
долг состоит из совокупности долговых
обязательств муниципального образования.
Он обеспечивается всем муниципальным
имуществом, составляющим муниципальную
казну. Долговые обязательства
муниципального образования существуют
в формах:
кредитных соглашений
и договоров, заключенных муниципальным
образованием;займов муниципального
образования, осуществляемых путем
выпуска ценных бумаг от имени
муниципального образования;договоров о
предоставлении муниципальных гарантий,
договоров поручительства муниципального
образования по обеспечению исполнения
обязательств третьими лицами;долговых обязательств
юридических лиц, переоформленных в
муниципальный долг на основании правовых
актов органов местного самоуправления.
Управление долгом.
Для проведения эффективной финансовой
политики в области государственного
и муниципального заимствований особое
значение имеет процесс управления
государственным и муниципальным долгом,
государственным долгом Российской
Федерации управляет Правительство.
Государственным долгом субъекта РФ
управляет орган исполнительной субъекта
РФ. Муниципальным долгом управляет
уполномоченный местного самоуправления.
Российская Федерация не несет
ответственности по долговым обязательства
субъектов РФ и муниципальных образований,
если указанные обязательства не были
гарантированы Российской Федерацией.
Субъекты РФ и муниципальные образования
не отвечают по долговым обязательствам
РФ, а также по долговым обязательствам
друг друга, если эти обязательства не
были гарантированы ими. При финансовом
кризисе появляется необходимостьреструктуризации,т.е. погашения
долговых обязательств с одновременным
осуществлении заимствований или
принятием других долговых обязательств
в объемах других долговых обязательств
с установлением других условий
обслуживания и сроков погашения.
Реструктуризация долга может осуществляться
с частичным списанием или сокращением
суммы основного долга.
В целях регулирования
размера государственного долга
устанавливаются его предельные объемы.
Предельные объемы государственного
внутреннего и внешнего долга на очередной
финансовый год утверждаются федеральным
законом о федеральном бюджете с разбивкой
долга по формам обеспечения обязательств.
Законом субъекта РФ о бюджете, правовым
актом органа местного самоуправления
о местном бюджете устанавливается
верхний предел долга субъекта РФ,
муниципального долга. Предельный объем
государственного долга субъекта РФ,
муниципального долга не может превышать
объем доходов соответствующего бюджета
без учета финансовой помощи из бюджетов
других уровней бюджетной системы РФ.
Эмиссия
государственных и муниципальных ценных
бумагпроводится на основании
федерального закона, закона субъекта
РФ или решения органа местного
самоуправления об утверждении следующих
показателей:
1) предельного
размера соответствующего государственного
или муниципального долга;
2) предельного
объема заемных средств, направляемых
Российской Федерацией, субъектом РФ
или муниципальным образованием в текущем
финансовом году на финансирование
дефицита бюджета соответствующего
уровня; этот показатель не должен
превышать: для субъекта РФ — 30% объема
доходов бюджета субъекта РФ на текущий
финансовый год без учета финансовой
помощи из федерального бюджета и
привлеченных и текущем финансовом году
заемных средств; для муниципального
образования — 15% объема доходов
местного бюджета без учета финансовой
по мощи из федерального бюджета и бюджета
субъекта РФ, а также без учета привлеченных
в текущем финансовом году заемных
средств. При расчете предельного объема
заемных средств не учитываются средства,
привлекаемые и полностью используемые
в текущем году на погашение или
реструктуризацию долга;
3) расходов на
обслуживание государственного и
муниципального долга в текущем году.
Предельный объем этих расходов не должен
превышать 15% расходов соответствующего
бюджета.
Все расходы на
погашение обязательств государственного
долга субъектов РФ, муниципального
долга учитываются в расходной части
бюджетов субъектов РФ, местных
бюджетов как расходы на погашение
государственного или муниципального
долга.
Порядок
обслуживания государственного и
муниципального долга. Затраты по
размещению и погашению долговых
обязательств Российской Федерации
производятся за счет средств федерального
бюджета. Государственный внутренний
долг Российской Федерации обслуживается,
как правило, Банком России и его
учреждениями посредством операций по
размещению долговых обязательств
Российской Федерации, их погашения и
выплаты доходов в виде процентов по
ним или в другой форме.
Выполнение Банком
России, другим специализированным
финансовым институтом функций генерального
агента Правительства РФ по размещению
долговых обязательств Российской
Федерации, их погашению и выплате
доходов в виде процентов по ним
осуществляется на основании специальных
соглашений, заключаемых с эмитентом
государственных ценных бумаг.
Государственный внутренний долг субъекта
РФ, муниципальный долг обслуживаются
в соответствии с федеральными законами,
законами субъектов РФ и правовыми
актами органов местного самоуправления.
Размер государственного
долга РФ:
Государственный
внешний долг России, включая обязательства
бывшего СССР, на 1 января 2005 года сократился
до $110,5 млрд. по сравнению с $119,7 млрд. на
1 января 2004 года, говорится в сообщении
Минфина РФ.
При этом при
пересчете в евро объем внешнего долга
РФ за 2004 год также уменьшился — до 81,1
млрд. евро на 1 января 2005 года с 95,7 млрд.
евро на 1 января 2004 года.
В том числе
задолженность РФ перед странами —
участницами Парижского клуба кредиторов
снизилась на 1 января 2005 года до $43,1 млрд.
(31,7 млрд. евро) по сравнению с $47,7 млрд.
(38,2 млрд. евро) на 1 января 2004 года. Между
тем долг перед странами, не вошедшими
в Парижский клуб, сократился на 1 января
2005 года до $6,6 млрд. (4,9 млрд. евро) по
сравнению с $7 млрд. (5,6 млрд. евро) на
начало 2004 года.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник