Возможны ли беспроцентные займы между группами.
отзывов: 32 454
•
ответов: 59 462
•
г. Казань
Возможны. Согласно ст.809 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором займа, займодавец имеет право на получение с заемщика процентов за пользование займом в размерах и в порядке, определенных договором. При отсутствии в договоре условия о размере процентов за пользование займом их размер определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.
Т.е. если в договоре будет указано на беспроцентного займа, то это возможно с согласия собственника: Государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества (п.4 ст.18 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).
(текст отредактирован 31.01.2019 в 12:09)
отзывов: 29 346
•
ответов: 57 248
•
г. Новосибирск
Да, возможны. В соответствии со ст. 807 Гражданского кодекса РФ по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Из указанного следует, что предметом займа могут быть не только деньги (наличные и безналичные), но и вещи.
Если договор является беспроцентным, в нем должно быть прямо указано, что плата за пользование денежными средствами не взимается. В случае, если в договоре не указаны проценты, но и нет оговорки о том, что заем беспроцентный, то вступают в силу нормы пп. 1, 3 ст. 809 ГК РФ, согласно которым по умолчанию заимодавец имеет право на получение с заемщика процентов. Их размер определяется существующей в месте нахождения заимодавца ставкой банковского процента (ставкой рефинансирования) на день уплаты заемщиком долга или его части.
Договор займа относится к реальным договорам и считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.
Договор займа между юридическими лицами должен быть заключен в письменной форме независимо от суммы договора.
отзывов: 11 170
•
ответов: 23 449
•
г. Владикавказ
Да, организация может выдать займ любому лицу, на любых условиях, в т. ч. и беспроцентный.
Договор займа оформляется по правилам, установленным гражданским законодательством (параграф 1 главы 42 ГК РФ), при этом возможность заключения такого договора не связывается с определенной организационно-правовой формой или статусом сторон договора, субъектный состав договора займа не ограничен. Выдача займа подтверждается письменным договором займа, заключаемым с заемщиком.
При этом важно отметить, что все сделки унитарных предприятий должны совершаться в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
отзывов: 11 871
•
ответов: 32 446
•
г. Москва
Согласно п. 1 ст. 2 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»
— Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.
Исходя из статуса сторон договора займа не может быть беспроцентным.
За исключением, если заем выдается имуществом, то есть — по умолчанию считается беспроцентным.
Поэтому, планируя все же получать проценты, обязательно укажите на это в договоре и обозначьте их размер (абз. 3 п. 3 ст. 809 ГК РФ).
отзывов: 66 696
•
ответов: 150 102
•
г. Новокузнецк
Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.01.2019)
Статья 20. Права собственника имущества унитарного предприятия
Правоспособность государственных унитарных предприятий согласно данном у закону определяется Уставом и решениями собственника имущества ГУП
Беспроцентные займы возможны если они предусмотрены Уставом ГУП или решением собственника имущества.
отзывов: 11 348
•
ответов: 23 370
•
г. Новосибирск
да такие займы между двумя юридическими лицами возможны, при этом они не должны быть постоянными. Договор займа оформляется по правилам, установленным главой 42 ГК РФ..
Источник
Здравствуйте Зак!
Порядок деятельности унитарного предприятия регулируется нормами ГК, Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее-Закон) и иными норм.-прав. актами.
В соответствии со ст. 3 Закона, Унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Государственное или муниципальное предприятие до момента завершения формирования собственником его имущества уставного фонда не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением государственного или муниципального предприятия.
Отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, унитарное предприятие может осуществлять только на основании лицензии.
В соответствии со ст.18 Закона, Государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.
Движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.
Государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.
Уставом государственного или муниципального предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.
Согласно с п. 15 ст. 20 Закона, Собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия дает согласие в случаях, предусмотренных Законом, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок.
Статьей 23 Закона установлено, что Крупной сделкой является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда. Стоимость отчуждаемого унитарным предприятием в результате крупной сделки имущества определяется на основании данных его бухгалтерского учета, а стоимость приобретаемого унитарным предприятием имущества — на основании цены предложения такого имущества. Решение о совершении крупной сделки принимается с согласия собственника имущества унитарного предприятия.
Таким образом, в Законе перечислены ограничения на совершения сделок унитарным предприятием без согласия Собственника. Дополнительные ограничения на совершения сделок могут быть установлены Уставом унитарного предприятия.
Исходя из Вашего вопроса, если осуществляемые Вами сделки, связаны с видами деятельности и целями предприятия, то Вы имеете право заключать такие сделки без согласия Собственника.
Однако для полного заключения, Вам следует просмотреть Устав униитарного предприятия на предмет содержания в нем каких-либо ограничений в совершении сделок помимо установленных в Законе.
С уважением Ф. Тамара
Источник
муниципальное унитарное предприятие не вправе выдавать займы без согласия собственника (п. 4 ст. 18 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).
Соответственно, если согласие собственника будет получено, займ может быть выдан несмотря на то, что основным видом деятельности МУП являются услуги в сфере теплоснабжения, поскольку иных ограничений по деятельности, связанной с выдачей займов унитарными предприятиями, гражданское законодательство не устанавливает.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух и Системы Юрист.
1. Рекомендация: Какие сделки унитарное предприятие не вправе совершать без согласия собственника
Государственные или муниципальные унитарные предприятия (далее – предприятия) в отличие от юридических лиц иных организационно-правовых форм вправе совершать некоторые сделки только при наличии согласия на то собственника их имущества. Речь идет о следующих видах сделок:
- сделки, связанные с обременениями, уступка требований, перевод долга, а также договор простого товарищества;
- заимствования;
- решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации;
- распоряжение вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими унитарному предприятию акциями;
- распоряжение недвижимым имуществом;
- создание филиалов и открытие представительств;
- сделки, в совершении которых имеется заинтересованность;
- крупные сделки;
- предусмотренные уставом предприятия иные сделки, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества.
Заимствования
Предприятие может осуществлять заимствования:
- в форме кредитов по договорам с кредитными организациями;
- в форме бюджетных кредитов, предоставленных на условиях и в пределах лимитов, которые предусматривает бюджетное законодательство России;
- путем размещения облигаций или выдачи векселей.
При этом предприятие обязано согласовать с собственником его имущества объем и направления использования привлекаемых средств.
Порядок осуществления заимствований унитарными предприятиями определяет Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления.
Например, в Московской области такой порядок регулирует постановление правительства Московской области от 13 ноября 2010 г. № 1001/54 «Об утверждении Порядка осуществления заимствований государственными унитарными предприятиями Московской области у третьих лиц».
Как правило, порядок заимствования регулируют акты органов государственной или муниципальной власти (например, постановление администрации Чеховского муниципального района Московской области от 3 ноября 2011 г. № 1136/8-2 «Об утверждении Порядка осуществления заимствований муниципальными унитарными предприятиями Чеховского муниципального района у третьих лиц»).
Указанные сделки, которые предприятие совершило без согласия собственника имущества, являются оспоримыми. Срок исковой давности по ним составляет один год (п. 2 ст. 181 ГК РФ).
Иск о признании такой сделки недействительной суд не удовлетворит, если в деле будут иметься доказательства одобрения такой сделки либо последующего ее одобрения. Такой иск вправе заявить только собственник имущества либо само предприятие (абз. 4 п. 9 постановления № 10/22).
Владислав Добровольский
кандидат юридических наук, руководитель корпоративной практики Юридической Группы «Яковлев и Партнеры» (в 2001–2005 гг. – судья Арбитражного суда г. Москвы)
Анзор Ганижев
кандидат юридических наук, начальник юридического отдела ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские», юрисконсульт ЗАО «Региональная генерирующая компания № 1»
Наталья Шмакова
старший эксперт ЮСС «Система Юрист», кандидат юридических наук
2. Рекомендация: В каких пределах унитарное предприятие вправе распоряжаться своим имуществом
Распоряжение движимым имуществом предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения
Государственное или муниципальное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, вправе самостоятельно распоряжаться движимым имуществом. Однако при этом предприятие обязано ежегодно перечислять в соответствующий бюджет часть прибыли, которая осталась в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей (ст. 17 Закона о предприятиях).
Подробнее см. При каких условиях унитарное предприятие обязано передавать часть прибыли собственнику.
Помимо общего правила о самостоятельном распоряжении движимым имуществом в рамках своей правоспособности, есть также дополнительные ограничения в отношении движимого имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения.
Самую большую группу таких ограничений предусматривает Закон о предприятиях. Предприятие не вправе без согласия на то собственника:*
- распоряжаться движимым имуществом для участия предприятия в коммерческой или некоммерческой организации (абз. 1 п. 2 ст. 6 Закона о предприятиях; подробнее см. В каких случаях и как унитарное предприятие может участвовать в коммерческих и некоммерческих организациях);
- распоряжаться вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также акциями, которые принадлежат предприятию (абз. 2 п. 2 ст. 6 Закона о предприятиях. Подробнее см. Какие сделки унитарное предприятие не вправе совершать без согласия собственника).
- заключать сделки, которые связаны с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества. Кроме того, Закон о предприятиях позволяет закрепить в уставе предприятия виды и (или) размер иных сделок, которые предприятие не сможет заключать без согласия собственника. Подробнее см. Какие сделки унитарное предприятие не вправе совершать без согласия собственника;*
- заключать сделки с заинтересованностью. Подробнее см. Что такое сделка с заинтересованностью и каков порядок ее совершения унитарным предприятием;
- заключать крупные сделки. Подробнее см. Что такое крупная сделка и каков порядок ее совершения унитарным предприятием.
Решения по вопросам согласования принимаются лицами, уполномоченными собственником имущества предприятия.
Собственник может выразить свое согласие путем визирования письма предприятия, которое обращено к собственнику (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26 июля 2011 г. по делу № А82-11843/2010).*
Помимо Закона о предприятиях, ограничения на совершение сделок могут быть установлены также:
- иными законами. Как правило, это случаи, касающиеся всех юридических лиц. Например, запрет дарения между коммерческими организациями (ст. 575 ГК РФ);
- иными нормативно-правовыми актами.
Владислав Добровольский
кандидат юридических наук, руководитель корпоративной практики Юридической Группы «Яковлев и Партнеры» (в 2001–2005 гг. – судья Арбитражного суда г. Москвы)
Анзор Ганижев
кандидат юридических наук, начальник юридического отдела ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские», юрисконсульт ЗАО «Региональная генерирующая компания № 1»
Наталья Шмакова
старший эксперт ЮСС «Система Юрист», кандидат юридических наук
3. Гражданский кодекс РФ
«Статья 113. Унитарное предприятие
1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
Устав унитарного предприятия должен содержать помимо сведений, указанных в пункте 2 статьи 52 настоящего Кодекса, сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования, за исключением казенных предприятий*».
4. закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»
«Статья 18. Распоряжение имуществом государственного или муниципального предприятия
4. Государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.*
Уставом государственного или муниципального предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия».
Источник
Может.
Министерство финансов Российской Федерации
Письмо
02.04.2007 N 03-04-06-01/101
Вопрос: Государственное унитарное предприятие Республики Карелия просит дать разъяснения по следующему вопросу.
ДРСУ в 2007 году выдает своим работникам беспроцентные займы сроком до трех лет. Между работником и предприятием заключается Договор предоставления беспроцентного займа, в котором предусмотрено ежемесячное погашение займа равными долями в течение всего срока или с предоставлением определенных отсрочек.
Согласно п. 1 ст. 212 Налогового кодекса РФ доходом налогоплательщика НДФЛ является материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование заемными средствами.
В связи с возникновением материальной выгоды, т.к. займы беспроцентные, просим дать ответы на следующие вопросы:
1. Должна ли организация исчислять материальную выгоду?
2. Какая дата будет считаться датой получения дохода для исчисления НДФЛ при ежемесячном погашении займа и считается ли материальная выгода на всю сумму займа или на ежемесячно меняющийся остаток займа?
3. Изменяется ли исчисление материальной выгоды в случае изменения ставки рефинансирования ЦБ РФ, например, на сегодняшний день ставка рефинансирования 11 % годовых, т.е. 3/4 ставки = 8,25 %. Будет ли в течение всего срока займа данная ставка применяться для определения величины материальной выгоды?
4. Является ли организация налоговым агентом или уполномоченным представителем налогоплательщика — физического лица?
5. Каким документом работник может уполномочить предприятие исчислять, удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ?
6. Обязана ли организация подать сведения по форме 2-НДФЛ в случае, если работник не уполномочил предприятие быть своим представителем по уплате НДФЛ с сумм материальной выгоды?
7. Если организация обязана представлять сведения 2-НДФЛ, то в какие сроки: в течение месяца с момента получения займа или по истечении налогового периода, т.е. в начале 2008 года?
8. Какие документы должен предоставить заемщик работодателю в случае, если он уполномочил организацию исчислить и перечислить НДФЛ для подтверждения целевого использования займа на приобретение или строительство жилья, а значит, для того, чтобы материальная выгода облагалась НДФЛ по ставке 13%, а не 35%?
9. Облагается ли экономия на процентах (материальная выгода), возникающая у работника при получении беспроцентного займа, единым социальным налогом и взносами на обязательное пенсионное страхование?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо Государственного унитарного предприятия от 31.01.07 N 122 по вопросу налогообложения налогом на доходы физических лиц дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняет следующее.
Как указывается в рассматриваемом письме, организация предоставляет своим сотрудникам беспроцентные займы, при этом за счет экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами у заемщиков в соответствии с пунктом 2 статьи 212 Кодекса образуется доход в виде материальной выгоды.
1. Налог на доходы физических лиц.
Согласно пункту 1 статьи 226 Кодекса российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц.
Исключение составляют доходы, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 227 и 228 Кодекса.
Таким образом, при получении налогоплательщиком от организации дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными средствами, организация признается на основании статьи 226 Кодекса налоговым агентом и обязана исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога в бюджетную систему Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 226 Кодекса налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплаты.
Таким образом, если организация помимо выдачи беспроцентного займа, осуществляет выплату налогоплательщику каких-либо доходов (например, заработной платы), то из таких выплат должен удерживаться налог на доходы физических лиц с дохода в виде материальной выгоды.
Согласно пункту 5 статьи 226 Кодекса при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика.
В такой ситуации исчисление и уплату налога на доходы физических лиц налогоплательщик осуществляет самостоятельно в порядке, предусмотренном статьей 228 Кодекса.
Обязанности налогового агента возложены на организацию статьей 226 Кодекса, и для их исполнения не требуется получения доверенностей от физических лиц на удержание и перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 230 Кодекса предусмотрено, что налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов по форме N 2-НДФЛ ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 223 Кодекса дата фактического получения доходов при получении доходов в виде материальной выгоды, определяется как день уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитным) средствам.
Так как организацией выдаются беспроцентные займы, то фактической датой получения доходов в виде материальной выгоды следует считать соответствующие даты возврата заемных средств.
Согласно пункту 2 статьи 212 Кодекса при получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, налоговая база определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату получения таких средств, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.
Следовательно, при расчете налоговой базы в отношении доходов физических лиц в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, необходимо принимать во внимание две суммы — сумму процентов, исчисленную исходя из трех четвертых действующей на дату получения заемных средств ставки рефинансирования Банка России, и сумму процентов, исчисленную исходя из условий договора.
В рассматриваемом случае договором предоставления беспроцентного займа предусматривается ежемесячное погашение займа равными долями. Таким образом, налоговая база налогоплательщика определяется ежемесячно как сумма процентов, исчисленная исходя из трех четвертых действующей на дату получения заемных средств ставки рефинансирования Банка России и оставшейся части долга по займу.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 224 Кодекса налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов в отношении доходов в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиками целевыми займами (кредитами), полученными от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованными ими на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, на основании документов, подтверждающих целевое использование таких средств.
Вид документов, подтверждающих целевое использование займа для приобретения квартиры, зависит от формы и способа расчета за приобретаемую квартиру. В случае предоставления вышеуказанной информации вопрос о перечне документов может быть рассмотрен дополнительно.
При отсутствии документов, подтверждающих целевое использование займа для приобретения квартиры, доход в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах при получении заемщиком беспроцентного займа подлежит налогообложению по ставке 35 процентов.
2. Единый социальный налог.
В соответствии с пунктом 1 статьи 236 Кодекса объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Таким образом, материальная выгода, возникающая у работника при получении им беспроцентного займа, не является выплатой по трудовому договору и, следовательно, не признается объектом обложения единым социальным налогом.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ
С.В. Разгулин.
Источник