Роль кредита специфична и отражает сущность кредита как особой экономической категории. Роль кредита едина, она не зависит от его форм и видов. На макроуровне роль кредита должна рассматриваться с позиции как целого, независимо от того, что существует банковский, коммерческий, государственный, международный и другие его формы. Каждая из данных форм с позиции макроэкономики играет одну и ту же роль, несмотря на то, что при этом могут быть различными как субъекты, так и объекты кредитования.
Роль кредита как его назначение в экономике всегда позитивна. Люди используют кредит не ради ухудшения своего экономического и социального положения, а ради, по крайней мере, сохранения сложившегося уровня жизни, состояния производства. Кредит возник в силу особых потребностей экономических субъектов в специфическом экономическом отношении, которое позволяет им поддержать сложившееся позитивное состояние и добиваться развития.
Реализация предназначения кредита происходит благодаря его стимулирующей способности. Эта способность в экономической литературе получила название силы кредита. По отношению к различным экономическим процессам таких сил несколько.
Прежде всего, кредиту свойственна сила обеспечения непрерывности кругооборота средств. Как показывает практика, средства предприятий могут замедлять свое движение, «застревают» на одной из стадий производства и обращения. Кредит, поставляя заемщику дополнительные ресурсы, позволяет преодолеть эти затруднения. Кредит не только отражает условия воспроизводства, но и способствует их его расширению. Таким образом, кредит становится источником не только непрерывного кругооборота, но и расширенного воспроизводства.
Кредит обладает двигательной силой. Кредит, основанный на материальном производстве, придает ему движение, дает возможность материальным ценностям совершать кругооборот, обеспечивает их переход из одной стадии в другую. К тому же, между производством продукции и ее реализацией, как правило, проходит достаточно продолжительный период времени, на протяжении которого требуются ассигнования. Благодаря кредиту произведенный товар не оседает у производителя, а переходит на стадию обращения.
Кредиту присуща и движущая сила. Проявляется это, прежде всего, в том, что в современной экономической системе кредит используется как капитал. Кредит – это не только движение денежных и материальных ресурсов, это выражение движения капитала. Кредит, функционирующий как капитал, продвигает производство и обращение продукта.
Движущая сила по отношению к производству превращается в силу развития. Это связано с тем, что кредит обладает способностью расширять пределы развития производства, увеличивать долю дохода на капитал. К этому толкает сама конкуренция. Кредит становится объективно необходимой силой, заставляющей производителя постоянно модернизировать производство, улучшать его методы, совершенствовать технологию сбыта товаров.
Кредит обладает покупательной силой. Кредитные ресурсы, поступившие в распоряжение субъектов экономики, позволяют произвести платежи за товары и услуги, увеличивают оборотные средства этих субъектов. Заемщики благодаря кредиту преодолевают временные финансовые затруднения, повышают спрос на товары, пользуются услугами, не снижая производственные потребности. Покупательная способность кредита помогает поддерживать обращение, в конечном счете также ускоряет его воспроизводственный процесс в целом.
Кредит обладает силой умножения доходов от капитала за счет перехода основного каптала в оборотный. Основной капитал в процессе кругооборота также приносит прибыль. Вместе с тем, оставаясь в своей прежней недвижимой форме, основной капитал может принести удвоение дохода за счет превращения его одновременно в форму оборотного капитала. Это превращение совершается с помощью кредита и может произойти двумя путями. Прежде всего основной капитал, вовлекаемый в оборот и участвующий в росте промышленного производства, оставаясь по своему функциональному назначению основным капиталом, может стать залогом и принести дополнительный доход, например: полученный доход под недвижимость (землю, здания) кредит может быть использован как оборотный капитал и увеличить прибыль. Превращение основного капитала с помощью кредита в оборотный достигается также посредством выпуска облигаций, займа, размещаемого на финансовом рынке. За счет кредита происходит своего рода обналичивание основных фондов, продолжающих функционировать в своей недвижимой форме, использование их новой денежной формы в качестве оборотного капитала.
Сила кредита, однако, заключается в увеличении обращающихся капиталов, доходов от капитала, прибыли, создаваемой в процессе использования кредита в хозяйстве заемщика. Кредит способен не только увеличивать прибыль за счет производительного использования ссужаемой стоимости, но и перераспределять ее.
Антиципация дохода с помощью кредита. Этой способностью кредита нужно пользоваться с особой осторожностью. Риск затрат, окупаемость которых зачастую непросто вычислить, может привести не к расширению производства, а к убыткам, непогашению кредита. Практика, однако, знает и другие примеры, когда с помощью кредита, обладающего способностью антиципации дохода, расширилось производство, создавалось новое производство, осваивались новые земли.
В20-х годах Советской России были выданы кредиты на освоение лежащей в недрах сланцевой руды. Руда действительно оказалась в большом количестве, ее стали добывать. Так, за счет кредита в стране была, по существу, создана новая отрасль промышленности.
Американская история тоже дает нам подобные примеры. Можно сказать, что американская сеть железных дорог обязана своим быстрым развитием именно кредиту: получение кредита способствовало прокладке новых железнодорожных линий по неосвоенным территориям Запада.
Индустриализация производства, приближение получения будущих доходов является сильной стороной кредита.
Таким образом, в современном хозяйстве кредит является существенным источником экономического развития. Роль кредита в развитии экономики проявляется в:
обеспечении непрерывности кругооборота капитала, что достигается за счёт регулярной реализации готовых товаров и предполагает активное коммерческое кредитование, доступность банковского кредитования для предпринимателей, наличие достаточно развитого потребительского кредита. Для достижения устойчивой непрерывности кругооборота, очень важно своевременное приобретение сырья, материалов, обновление основного капитала;
ускорении концентрации и централизации капитала, что является необходимым условием экономического роста и стабильного развития, позволяет расширить границы индивидуального накопления.
Использование кредита позволяет значительно сократить время для расширения масштабов производства, обновить продукцию и повысить эффективность производства и труда.
В рыночной экономике роль кредита исключительно высока. Благодаря кредиту предприятия располагают в любой момент такой суммой денежных средств, которая необходима для продуктивной деятельности.
Особенно важна роль кредита для пополнения оборотных средств, потребности в которых у любого предприятия нестабильны.
Велика роль кредита и в процессе воспроизводства основных фондов. Использование заёмных средств позволяет совершенствовать технологию
производства, быстро переходить к выпуску новых видов продукции.
Сочетание собственных ресурсов предприятия с заёмными средствами даёт возможность им эффективно эксплуатировать основные фонды, наращивать объёмы производства конкурентно способной продукции.
Большое значение кредит имеет в регулировании ликвидности
банковской системы, а также в создании эффективного механизма финансирования государственных расходов.
Иными словами, современное рыночное хозяйство неэффективно без использования кредитных средств.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Поиск по сайту:
Источник
Относительно гос. (муниципального) кредита у ученых имеется 2 мнения.
Первое высказывается большинством ученых, которые считают, что использовать долговое финансирование не следует, от этого только вред экономике.
Другое мнение, высказываемое учеными, заключается в том, что государство не может в определенные периоды существовать без займов.
Применение гос. кредита воздействует на экономику положительно и отрицательно.
Положительное воздействие заключается в более равномерном распределении налогового бремени во времени. При использовании гос. кредита происходит безэмиссионное пополнение доходов бюджета, что также положительно влияет на состояние расчетов и стабилизацию экономики. Гос. кредит положительно влияет на денежное обращение. При приобретении населением гос. ценных бумаг происходит изъятие излишней денежной массы на определенный срок. Если изъятые денежные средства будут направлены в производство, то произойдет сокращение денежной массы в обращении, уменьшится платежеспособный спрос и сократится рост инфляции.
Если мобилизованные средства будут направлены на оплату труда, то объем денежной массы в обращении не изменится. Если кредиторами являются юридические лица, а средства будут направлены на выплаты населению, то количество денежной массы возрастет.
Отрицательное влияние гос. кредита на экономику заключается в том, что:
- 1. если объем средств, привлекаемых государством взаймы велик, то отвлекает все свободные денежные средства на обслуживание гос. долга, тем самым ограничивая возможности развития производства.
- 2. гос. кредит, сдерживая инфляцию, с одной стороны, стабилизирует денежное обращение, а с другой стороны имеет отрицательное следствие, выражающее в том, что привлечение государством временно-свободных средств физических и юридических лиц отвлекают их от вложений в реальный сектор экономики.
- 3. расходы на обслуживание гос. кредита могут потребовать в дальнейшем увеличение налоговой нагрузки на экономику.
- 73. Виды гос займов
Механизмы функционирования государственного кредита на практике реализуются посредством размещения государственных займов, которые приводят к появлению государственного долга. Под государственным долгом подразумевается сумма всех неоплаченных финансовых обязательств государства с учётом процентов, начисленных на них, к определённому моменту времени.
Государственные займы, которые оставляют государственный долг, могут быть классифицированы по ряду следующих признаков.
- 1. По месту размещения займы могут быть подразделены на внешние и внутренние. Внешние займы — это обязательства государства перед нерезидентами, а внутренние займы — пред резидентами.
- 2. По способу обращения займы могут быть подразделены на рыночные и нерыночные. Рыночные займы — это займы, оформленные в виде таких ценных бумаг, которые свободно обращаются и перепродаются после их первичного размещения на рынке. В промышленно развитых странах доля таких займов составляет до 70% всех долговых обязательств государства. Нерыночные государственные займы — это займы, оформленные в фондовые инструменты не имеющие вторичного фондового рынка, т. е. они покупаются инвестором у правительства и могут быть проданы только ему. Такие бумаги не котируются на фондовой бирже. Основная цель, которую преследует эмитент, выпуская в обращение нерыночные бумаги, — это привлечение в качестве кредитных ресурсов мелких сбережений населения. Выпуская такие ценные бумаги, правительства промышленно развитых стран оказывают влияние на депозитную политику коммерческих банков по отношению к населению, поскольку нерыночные ценные бумаги государства выступают альтернативой вложению средств на депозиты частных кредитных учреждений.
- 3. По сроку заимствования средств займы делятся на краткосрочные (со сроком обращения бумаг продолжительностью до одного года), среднесрочные (со сроком обращения бумаг от одного года до пяти лет) и долгосрочные (со сроком обращения бумаг свыше пяти лет).4. По способу обеспечения возвратности кредитных ресурсов займы подразделяются на закладные и беззакладные. Закладные займы — это займы, возвратность которых обеспечивается конкретным залогом, т. е. каким-либо имуществом. К данному способу получения заёмных средств прибегает заёмщик, надёжность которого в глазах потенциальных кредиторов недостаточна, поэтому он вынужден предоставлять дополнительные гарантии возвратности ресурсов. Беззакладные займы — это займы, оформленные в облигации и другие обязательства, не имеющие конкретного имущественного обеспечения. На практике государственный кредит реализуется посредством беззакладных займов, поскольку государство считается надёжным заёмщиком.
- 5. По уровню размещающего заём государственного органа займы могут быть подразделены на федеральные, региональные и местные.
- 6. По форме выплаты дохода государственные займы могут быть следующих видов:
- — процентные займы — доход по ним устанавливается в виде фиксированного процента от номинала. Этот тип займа является основным, именно в процентных бумагах размещена основная часть государственного долга в промышленно развитых странах;
- — дисконтные займы — доход по ним инвестор получает за счёт приобретения долговых обязательств с дисконтом и последующим их погашением по номинальной стоимости по окончании срока, на который средства были предоставлены заёмщику;
- — выигрышные займы — доход по ним осуществляется на основе тиражей выигрыша. Такие займы наименее привлекательны для инвестора, поскольку не предоставляют гарантированного дохода к определённому моменту времени;
- — индексационные займы — доход по ним выплачивается посредством индексирования номинальной стоимости первоначально приобретённых инвестором ценных бумаг.
- 7. По обязанности заёмщика соблюдать сроки погашения займа эмитированные им обязательства можно разделить на обязательства без погашения и с правом досрочного погашения. Выпуск обязательств с правом досрочного погашения означает наличие у заёмщика прав на досрочный выкуп своих долговых обязательств. Такое право может быть выгодно эмитенту при значительном снижении стоимости заёмных ресурсов на рынке ссудного капитала. В этом случае он имеет возможность разместить новый заём, обслуживание которого будет более дешёвым, и за счёт полученных средств выкупить ранее эмитированные обязательства. При этом достигается экономия средств, направляемых на обслуживание долга. В случае если обязательства были выпущены без права их досрочного погашения, то при снижении рыночной цены заимствований эмитент не имеет возможности выкупа своих долговых обязательств, и несёт в связи с этим обстоятельством определённые потери, а инвестор, наоборот, получает дополнительную выгоду.
- 8. По способу погашения задолженности займы разделяют на две категории:
- а) займы, подлежащие оплате одновременно;
- б) займы, подлежащие оплате частями.
При условии того, что эмитированный заём подлежит оплате частями, то заёмное соглашение может предусматривать следующие три варианта его погашения:
- — погашение равными долями на протяжении оговоренного срока;
- — погашение увеличивающимися долями на протяжении оговоренного срока. Подобная форма наиболее удобна, если привлечённые средства направлены на реализацию какого-либо инвестиционного проекта. Соответственно по мере его реализации идёт и рост поступлений от объекта и инвестиций, что упрощает погашение обязательств;
- — погашение уменьшающимися долями на протяжении оговоренного срока.
- 9. По способу определения предлагаемого инвестору дохода эмитент может предложить займы с постоянным фиксированным и переменным уровнем дохода. Заключение сделок по займам с постоянным фиксированным доходом предоставляет инвестору гарантированный доход, а эмитенту заранее известную стоимость обслуживания долга, однако при необходимости размещения долгосрочных займов и низких возможностей прогнозирования ситуации на рынке ссудного капитала государство может испытывать трудности в финансировании дефицита бюджета посредством размещения займов среди инвесторов. Эта проблема возникает, когда инвесторы опасаются изменения конъюнктуры на рынке. «Страховкой» для инвесторов в подобной ситуации и выступает заём с переменным уровнем дохода, изменение которого зависит от изменения какого-либо экономического индикатора, например от ставки по межбанковским кредитам в стране.
- 10. По направлениям использования заёмных средств займы могут быть подразделены на целевые и нецелевые. Средства, привлечённые по целевым займам, должны быть использованы только для финансирования отдельных конкретных программ, для реализации которых они и размещаются. Средства, полученные от размещения нецелевых займов, могут быть направлены на покрытие текущих бюджетных расходов, рефинансирование текущей задолженности или же на другие нужды согласно решению уполномоченных органов власти и управления.
- 74. Гос долг: сущность и основные формы
Объем непогашенных долговых обязательств государства называется государственным долгом. (Бюджетном кодексе РФ (ст. 97)). Под государственным долгом РФ понимают долговые обязательства российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. В зависимости от заемщика он может быть публичным долгом Российской Федерации, государственным долгом субъекта РФ и муниципальным долгом. Каждый бюджетный уровень отвечает только по своим обязательствам и не отвечает по долгам других уровней, если они не были им гарантированы.
Основными вопросами при характеристике государственного долга являются: структура и динамика государственного долга, механизм управления, обслуживания и реструктуризации, влияние госдолга на развитие экономики страны.
Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:
- -кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
- -государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
- -договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- -договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
- -соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.
Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет).
Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.
Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.
В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:
- -основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации в валюте РФ;
- -объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией в валюте РФ;
- -объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней в валюте РФ;
- -объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией в валюте РФ.
В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:
- -объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией в валюте иностранных государств;
- -объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций в валюте иностранных государств.
Современный внешний долг Российской Федерации складывается из трех составляющих:
- 1. Долги перед кредиторами из западных стран. Их можно разделить па четыре группы:
- -задолженность перед так называемыми официальными кредиторами, т.е. перед коммерческими банками западных стран, предоставляющими средства взаймы под гарантии соответствующих правительств или при страховании кредитов в государственных структурах. Регулирование задолженности этого вида является компетенцией Парижского клуба — особого международного координирующего органа, членами которого являются официальные представители стран — наиболее крупных международных кредиторов;
- -кредиты, предоставляемые коммерческими банками западных стран самостоятельно, т.е. без государственных гарантий. Регулирование такой задолженности осуществляется Лондонским клубом, который представляет собой неофициальное объединение представителей банков-кредиторов;
- -кредиты, предоставленные различными западными коммерческими структурами. Они связаны в основном с поставкой товаров и оказанием услуг;
- -кредиты международных валютно-финансовых организаций (МВФ, Международного банка реконструкции и развития, Европейского банка реконструкции и развития).
Источник