Внешний долг России или так называемый валовой – это заимствованная сумма денег у сторонних представителей. Его величина свидетельствует о том, насколько хороша или плоха ситуация в стране. Поэтому любое правительство всегда стремится снизить внешний долг. Какова ситуация в России по годам и как выглядит госдолг в стране – поговорим более подробно в данной статье.
Что это такое
Чтобы четко себе представлять ситуацию с внешним долгом России в реальном времени и в предыдущие годы, необходимо детально понимать, что это такое и на какие моменты он влияет.
Внешний долг любой страны, в том числе и Российской Федерации – это вся совокупная сумма денег и других финансовых обязательств, которые необходимо вернуть кредиторам (заемщикам) в определенный временной промежуток. Таким образом – это общая задолженность страны на определенный момент времени по внешним займам, с учетом как взятой в долг суммы, так и процентам по ней. Берут заемные средства государства для того, чтобы:
- Оплатить определенные расходы.
- Восполнить дефицитный бюджет.
Чаще всего финансовые средства берут у следующих:
- МВФ – Международного валютного фонда.
- У других государств.
- У различных мировых организаций.
По своей структуре он может состоять из:
- Краткосрочных займов, срок которых не превышает 1 год.
- Среднесрочных – в этом случае заемные средства берутся на срок от 1 года до 5 лет.
- Долгосрочных – срок в этом случае превышает 5 летний период.
Важно отметить, все эксперты признают, что внешний долг государства не должен превышать отметки в 77%. Именно на этом показателе считается, что у государства имеются определенные проблемы и кредиторы начинают настороженно относиться к этой ситуации. Поэтому в преобладающем большинстве случаев правительство вынуждено увеличивать проценты. Такая ситуация действует несколько успокаивающе на кредиторов. Для самого государства это означает, что ему приходится одалживать еще большие суммы.
Актуальные показатели
Все же специалисты предлагают рассматривать, хороша или плоха экономическая ситуация в стране с учетом также величины ВВП, величины на душу населения расходов, которые нужны для обслуживания долга, а также отталкиваясь от объема экспорта.
Пока не выработана единая позиция на то, как государственный долг влияет на темпы экономического роста страны. Все же существует одна выделенная закономерность – чем больше он у страны, тем активнее растет ВВП. Это можно обосновать тем, что в разные сферы экономики привлекаются большие по объему средства. На этом фоне можно привести пример США, где госдолг на сегодняшний день более 22 трлн $. Но это не мешает стране активно развиваться.
Рассмотрим актуальные показатели внутреннего и внешнего долга страны за период с 1993 по 2020 год.
Внутренний долг
Под внутренним долгом понимаются финансовые обязательства, которые берет на себя государство по отношению к организациям или населению страны по причине того, что привлекает средства, которые необходимы, чтобы выполнять различные государственные заказы или программы. Внутренний долг России включает в себя:
- Долговые обязательства РФ перед физическими лицами.
- Обязательства перед юридическими лицами. Причем выражается в национальной валюте.
Выражаются обязательства в форме:
- Государственных займов.
- Кредитов.
- Выпуска облигаций.
- Долговых обязательств под гарантии правительства.
Если говорить непосредственно о статистике по внутреннему государственному долгу России, то показатели за последние 20 лет выглядят следующим образом:
- 1993 г. – 3,5 млрд руб.
- 1998 г. – 490 млрд руб.
- 2003 г. – 679 млрдруб.
- 2010 г. – 2 трлн.
- 2015 г. – 7,2 трлн руб.
- 2017 г. – 8 трлн.
- 2019 г. – 9,1 трлн руб.
- В 2020 г. ситуация будет выглядеть следующим образом – планируется на уровне 10 трлн.
Внешний долг
Что касается непосредственно внешнего долга России за период начиная с 1994 года по сегодняшний день, вот какие цифры можно привести в качестве статистических показателей:
- 1994 год – 118 млрд $.
- 1998 год – 182 млрд $.
- 2000 год – 178 млрд $.
- 2003 календарный период – 151 млрд $.
- 2006 г. – 257 млрд $. Причемначиная годом ранее, он был как в иностранной валюте, так и в национальной.
- 2009 г. – 479 млрд $.
- 2012 г. – 538 млрд $.
- 2014 г. – 728 млрд $.
- 2017 г. – 511 млрд $.
- 2019 г. – 481 млрд $.
Как видно, вплоть до 2014 года сумма существенно увеличивалась, но затем стала постепенно снижаться.
Как видно из представленных статистических данных, внутренний и внешний долг России постоянно растут с небольшой оговоркой. Внешний – за последние 4 года снизился приблизительно на 25%. Но, когда говорится о внешнем долге, анализировать исключительно по нему ситуацию в стране – это не совсем верное решение.
Структура долга
Внутренний и внешний госдолг России представляют собой следующую структуру. Внутренний делится на:
- Гарантийные обязательства государства по ценным бумагам.
- Кредиты для банков и других типов кредиторов.
- Невыплаты компенсаций физ. и юр. лицам.
Все эти обязательства могут быть как рыночными, так и нерыночными. Внешний разделяется на:
- По реализуемым и печатаемым ценным облигациям.
- Займы от сторонних (не расположенных в государстве) кредиторов.
- Гарантийные обязательства под внешние займы.
- Долги по операционным обязательствам на внешнеторговом уровне.
Показатели по годам
Рассматривая данные, которые имеются в соответствии со статистическими показателями, можно сделать один вывод, что в экономику страны государство пытается привлечь как можно больше финансовых средств. Но политика двигается в сторону сокращение внешнего и увеличения внутреннего займа.
Динамика
За последние 5 лет динамика продолжает нарастать, причем как в сторону увеличения, так и в сторону снижения, в зависимости от того, где берутся заемные средства. Это может свидетельствовать о том, что на сегодняшний день пытаются снизить влияние финансовых организаций на Россию извне, но при этом постараться сохранить темпы роста экономики.
Прогноз
Учитывая прогнозные данные, стоит отметить, что в ближайшие несколько лет будет увеличиваться внутренний долг и постепенно снижаться внешний. Еще один интересный момент, который необходимо отметить это то, что к лету прошлого (2019 года) активы составили около 1,25% от прогнозного внутреннего валового продукта этого же периода на основе государственной оценки.
На 1 января 2019 года государственный долг с расширенным пониманием превысил государственные активы на 1,5% от ВВП. Тем самым, у России отсутствует на сегодняшний день чистый долг. Тем самым, экономика России является одной из наиболее интересных по мнению некоторых аналитиков. Определенные политические условия вынудили правительство увеличивать запасы и контролировать достаточно жестко долговую дисциплину. Правда, из-за такого жесткого подхода ухудшилась ситуация, связанная с развитием экономической ситуации в стране.
По мнению аналитиков на сегодняшний день Россия может позволить себе увеличить общий долг на 50% не подвергая угрозе свою финансовую стабильность. Это довольно хороший резерв для того, чтобы ускорить медленные темпы роста экономики.
Источник
Многие рейтинговые агентства неоднократно, подчеркивали, что госдолг России находится на крайне низком уровне. И они считали этот факт большим плюсом, который обеспечивает стабильность всей экономики. Сегодня расскажем, сколько мы должны по внешним долгам и из чего состоит структура российского госдолга.
СМИ регулярно сравнивают уровни госдолга в разных странах мира. Так, под пристальным вниманием прессы находятся США, где госдолг сегодня составляет 22 трлн долларов. По прогнозам экспертов, к 2023 году он приблизится к отметке в 117% ВВП. На этом фоне Россия выгодно выделяется, ведь у нас практически на государственном уровне объявлен курс на макроэкономическую стабильностью, поэтому показателям госдолга отводится особое значение. Благодаря такой политике сегодня уровень госдолга России не превышает 15% ВВП.
Это очень скромный уровень, который характеризует Россию, как надежного заемщика. С таким уровнем кредитной нагрузки страна может в любое времявзять деньги в долг на международных рынках капитала. При этом с числом желающих предоставить стране денежный займ не будет никаких проблем, что и подтверждают последние размещения облигаций федерального займа, когда спрос на бумаги со стороны иностранных инвесторов в несколько раз превышал предложение.
По данным Минфина, в 2019 году общий размер госдолга России, куда входят в том числе и обязательства бывшего СССР, находится в районе 54 млрд долларов. Если смотреть структуру долга, то заметно, что наибольшая часть приходится на займы по облигациям.
Структура госдолга на 1 июля 2019 года (Данные Минфина)
При этом надо отметить, что сегодня у страны особой нужды во внешних заимствованиях нет. Страна имеет профицитный бюджет, отлично приспособилась жить в условиях санкционного давления и даже адаптировалась к низким ценам на нефть. Поэтому внешние займы сегодня – это не столько необходимость в деньгах, сколько попытка поддерживать связи с международными рынками капитала. Такая политика частично помогает и частным компаниям из России, когда они пытаются получить финансирование за рубежом. К ним повышается доверие со стороны международных инвесторов.
А теперь давайте взглянем на внешний долг России немного шире. Если ранее мы принимали во внимание только долг органов государственного управления, то теперь мы учтем общий внешний долг страны, куда входят не только госдолги, но и задолженность банков, прочих секторов.
С этой точки зрения размер внешнего долга РФ составляет на 1 апреля 2019 года 468 млрд долларов. Как видно из таблицы, итоговая задолженность неуклонно снижается в последние годы. Например, еще в 2014 году показатель превышал 700 млрд долларов. Однако санкционное давление сыграло свою роль. Занимать за рубежом российским компаниям становится все сложнее. Поэтому они все чаще погашают свои старые задолженности, а за новыми долгами обращаться не спешат.
Внешний долг РФ по годам (Данные ЦБ)
Самое интересное, что золотовалютные резервы России так велики, что позволяют оплатить в случае необходимости даже весь внешний долг, куда входит не только государственный долг, но и задолженность частных компаний.
Объем международных резервов страны на начало августа 2019 года превышал 516 млрд долларов. Их динамика также поражает воображение. Например, в 2008 году резервы приближались к отметке в 600 млрд долларов. На фоне кризиса они немного просели, но затем снова стали набирать обороты. К началу 2014 года мы подошли с показателем в 500 млрд долларов, после чего на фоне падения цен на нефть и санкций резервы сократились до отметки в 350 млрд долларов.
Сегодня, как видим, резервы практически восстановились и продолжают расти. По прогнозу Bloomberg, Россия может опередить Саудовскую Аравию по золотовалютным резервам и выйти на 4 место в мире по данному показателю, уступая только Китаю, Японии и Швейцарии.
Санкции против госдолга РФ
Недавно стало известно о новой партии санкций, которая затронула госдолг России. С 26 августа 2019 года санкции США вступят в силу. В частности, они требуют от международных организаций не давать Москве в долг. Это условие относится, например, к Всемирному банку и Международному валютному фонду.
Кроме того, санкции запрещают американским банкам принимать участие в первичном размещении госдолга РФ, если он номинирован не в рублях. Кредиты властям России также запрещены, если они передаются не в рублях.
Надо отметить, что разговоры о возможных санкциях в отношении российского госдолга шли давно. Предполагалось, что ограничения могут пойти по двум направлениям. Первое – это полный запрет на владение российским госдолгом. Эксперты и аналитики называли его наиболее опасным, поскольку участникам рынка пришлось бы спешно продавать все бумаги, которые у них сегодня есть на руках, несмотря на убытки. От такого сценария всем было бы плохо, поэтому считалось, что до такого экстремального сценария дело все же не дойдет. Второй вариант предполагал, что запретят покупку только новых выпусков госдолга России.
На деле получилось, что США применили третий вариант с различными исключениями и лазейками. В теории те же американские банки могут не принимать участие в первичном размещении бумаг российского правительства, но санкции им не запрещают покупать те же самые бумаги уже на вторичном рынке.
Правда, есть риск, что инвесторы не станут искушать судьбу, чтобы не попасть на штраф за обход санкций. К американским санкциям прислушиваются даже иностранные компании, хотя соблюдать ограничения должны только бизнес-структуры США. При этом, как показывает практика, порой к ответственности за нарушение санкционного режима привлекают даже иностранных лиц, если они имеют какие-либо активы на территории США. Именно поэтому часто инвесторы предпочитают перестраховаться в вопросе соблюдения санкций только ради того, чтобы не попадать в поле зрения чиновников.
Влияние госдолга на рубль
Новые санкции в отношении госдолга РФ постепенно оказывают свое влияние на отечественную валюту, которая в последние недели вновь стала слабеть после непродолжительного периода укрепления
Хотя надо отметить, что в целом для российской экономики новые санкции не являются чем-то опасным. Как уже отмечалось выше, острой необходимости во внешних деньгах у российского правительства нет. При желании власти быстро могут отказаться от займов. Огромные золотовалютные резервы на сумму в 0,5 трлн долларов легко могут покрыть краткосрочные потребности в деньгах.
В этом плане в большем проигрыше останутся международные инвесторы, которые лишатся возможности вкладывать средства в доходный и надежный инструмент.
Источник
Любая страна мира имеет в экономике государства важный документ – государственный бюджет. Он позволяет планировать расходы государства на год по таким важным статьям, как медицина и образование, оборона и наука, социальное обеспечение и строительство инфраструктуры, и многое другое.
Доходы государственного бюджета формируются за счет налоговых поступлений от граждан страны (налог на добавленную стоимость, подоходный налог и другие), от предприятий (налог на прибыль предприятий, рента на ресурсы).
Бюджет пополняется и за счет прибыли с экспорта товаров, услуг и ресурсов. Часто бывает, что расходы государственного бюджета превышают его доходы, что образует дефицит – т.е. нехватку денег. И тогда государству приходится занимать финансы у других государств или у населения, выпуская долговые бумаги – облигации. Суммы ежегодных займов и образуют государственный долг.
Что такое государственный долг?
Госдолг – это совокупность денежных займов государства у других стран для покрытия дефицита бюджета. Он равен сумме займов за прошлые года с учетом вычета профицита бюджета (излишек). Т.е. это сумма обязательств по долговым выплатам перед государствами, выдающими деньги или перед иными фондами.
При рассмотрении государственного долга не учитываются те займы, которое государство выдаёт другим странам, учитываются только его займы. Аналогично, не учитывают и обязанность государства выплачивать пенсии и социальные пособия.
Объем внешнего и внутреннего долга выражается либо в валюте страны, либо в общепринятой валюте – долларах США. Для более объективной оценки государственный долг выражают в процентном соотношении суммы долга от размера валового внутреннего продукта (ВВП).
Виды государственного долга
Часто рассматривают два вида госдолга, исходя из вида кредитора.
Внутренний долг
- Долг по ценным бумагам государства (например, ОФЗ).
- Гарантированные выплаты по ценным бумагам акционерных обществ.
- Займы у государственных банков внутри страны (кредиты).
- Отсутствие выплат компенсаций юридическим и физическим лицам.
- Заём по ценным бумагам, которые выпустило государство.
- Кредиты внешних кредиторов (например, международным валютным фондом).
- Долги по торговым операциям с другими странами.
Внешний долг
Многие эксперты и экономисты считают, что высокое значение государственного долга негативно сказывается на экономике государства и превышение выше, чем на 100% от ВВП может привести к дефолту. Некоторые же утверждают, что большой государственный долг стимулирует экономическое развитие страны, мотивацией к развитию которой и выступают выплаты по внешнему или внутреннему долгу.
Страны мира и их долги в % от ВВП
Госдолг Российской Федерации
После распада Советского Союза в 1991 году все долговые обязательства СССР перешли на руки к России. Взамен другие союзные республики перестали претендовать на долю в международных ценных бумагах Советского союза. В последнее десятилетие XX века огромную долю внешнего долга страны составляли бывшие долги распавшегося государства. Так, в 1994 году внешний долг России составил $118 млрд. из которых $104 млрд. приходилось на долги СССР (почти 90% от общего долга).
В начале 90-х годов Россия начала совершать новые займы из-за постоянного дефицита бюджета. Размер долга неуклонно увеличивался, выплат практически не было и в 1998 году, в год кризиса, внешний долг добрался до максимальной отметки в $187,8 млрд. Когда кризис прекратился, после 1998 года последовало сокращение государственного долга РФ. Летом 2006 года в результате долгих переговоров Россия выплатила «Парижскому клубу» $22,5 млрд. сократив долг СССР до $50 млрд. С учетом займов уже Россией долг составлял почти $235 млрд.
Почти $3,7 млрд. Россия выплатила в 2013 году бывшим кредиторам Советского Союза Чехии и Финляндии. Летом 2017 года Босния и Герцеговина, как кредитор бывшего союзного государства, получила последний крупный транш по советскому долгу в размере $124,5 млн. На сегодняшний день долги СССР практически погашены.
С максимальной отметки 1998 года на начало 2002 года долги России сократились до минимума в $145,6 млрд. Развитие экономики страны с начала 2000-х послужило полем для иностранных инвестиций и займов для России. Активный рост кредитования от коммерческих компаний повысил государственный долг до $541 млрд. к 2008 году.
В этом же году начался мировой финансовый кризис, который сильно ощутили страны бывшего союзного государства, в том числе и Российская Федерация. Сократился объем внешний займов и инвестиций. Но в 2009 году рост кредитования увеличился и с $445 млрд. в середине 2009 долг увеличивался до $716 млрд. вплоть до конца 2013 года.
Летом 2014 года государственный долг России достиг очередного пика в связи с санкциями западных стран в отношение России в связи с событиями на Украине. Максимальное значение составило $735 млрд. к июлю 2014 года. Санкции запретили многим иностранным резидентам предоставлять кредитные деньги для России, что послужило снижению долга в последующие годы.
Зимой 2014-2015 годов на бюджет России пришлись рекордные выплаты по долгам. За короткий период в несколько месяцев были произведены выплаты по госдолгу на сумму более $100 млрд., что послужило валютному кризису в стране и обвалу рубля на фоне падения мировых цен на нефть.
К началу 2019 года внешний долг страны сократился почти на $300 млрд. и составляет около $450 млрд. Долг СССР на 1 января 2019 года составил всего $800 млн.
Динамика государственного долга России и его составных частей
Из чего состоит внешний долг России?
По данным министерства финансов структура долга России на 1 марта следующая:
- Внешний долг (включая СССР) – $47,557 млрд,
который состоит из следующих статей:
- Долги двусторонним кредиторам, которые не состоят в Парижском клубе – $490 млн.
- Долги многосторонним кредиторам – $485 млн.
- Долги по внешним облигациям – $35,058 млрд.
- Гарантированные выплаты в валюте других стран – $11 млрд.
- Прочее – $30 млн.
Внешний долг Российской Федерации
Исходя из графика с 2000 года объем внешний займов сокращается и составляет около 10% от общего долга в 2019 году. Но, с сокращением внешних займов, растут внутренние.
Оценка госдолга РФ и состояние экономики
После выплат Парижскому клубу государственный долг страны составил 9% от ВВП. К 2008 году он сократился до 5%. Это очень низкие цифры, по сравнению с другими странами. Для сравнения приведены следующие страны:
- США – более 110% от ВВП.
- Япония – более 200% от ВВП.
- Франция – 98% от ВВП.
- Греция – более 180% от ВВП.
- Италия – около 135% от ВВП.
Для сравнения с Россией, как с нефтедобывающей страной, государственный долг стран экспортеров углеводородов:
- Норвегия – около 30% от ВВП.
- Саудовская Аравия – 8%.
- Кувейт – 7,5%.
- Узбекистан – 7%.
Госдолг России доля от ВВП
Последствия
- Перенос бремени долга страны на последующие поколения (если ВВП растет меньшими темпами, чем долг).
- Доходы внутри населения перераспределяются. Те, кто вкладываются в облигации – поучают проценты по выплатам, а те, кто такой возможности не имеют, просто платят налог в бюджет, часть которого идет на погашение долга.
- Государственные ценные бумаги вытесняют с экономики частные инвестиции.
- Устойчивость экономики государства снижается, что приводит к рискам обвала валюты или кризису. Например, у США огромный государственный долг, но их преимущество в том, что процент выплат очень низкий. Но в годы кризиса процент по кредитам возрастает, что увеличит на нагрузку на экономику государства.
- Рост государственного долга снижает рост ВВП страны на душу населения.
- Увеличение заложенности обратно пропорциональна объему внешних инвестиций в государство, что затормаживает его экономическое развитие.
Заключение
- Государственный долг страны образуется из-за дефицита государственного бюджета и состоит из внешних кредитов и внутренних займов у компаний и населения.
- На 2019 год внешний долг нашей страны очень низкий, но растет объем внутреннего долга. Внешний и внутренний долги составляют десятую часть ВВП страны, что является хорошим и устойчивым показателем.
- На сегодняшний день Россией практически выплачен государственный долг СССР.
- На увеличение госдолга влияют мировые финансовые кризисы
Источник