С 14 апреля вступают в силу новые требования к валютным операциям и станет больше поводов для штрафов. Изменения касаются тех, кто сам является резидентом и дает в долг нерезидентам.
Теперь всем нужно указывать в договоре срок возврата займа. А если деньги не возвращают вовремя, могут оштрафовать того, кто дал в долг (но не всех).
С 14 мая появятся новые штрафы для должностных лиц. Директор компании, которая работает с нерезидентами, может потерять до 30 тысяч рублей из-за одного нарушения. Уже сейчас штрафы для компании или ИП составляют до 100% от суммы займа. Обычных людей штрафы не касаются, но срок все равно надо указать.
Что такое репатриация?
Репатриация средств — это возврат денег из других государств в Россию. Под разными законными и незаконными предлогами деньги граждан РФ иногда выводятся за границу. А назад по каким-то причинам не возвращаются. Государство не всегда могло это проконтролировать. Например, за внешнеторговыми сделками банки следили по паспортам сделки, но были нюансы, из-за которых не получалось полноценно контролировать договоры займа с нерезидентами.
Екатерина Мирошкина
экономист
Государство беспокоится о репатриации и вводит требования, которые заставят возвращать выведенный капитал.
Как было раньше?
Есть закон о валютном регулировании и контроле. Если какая-то компания заключает внешнеторговый контракт, то вести расчеты она будет по правилам, которые установил закон.
Например, все валютные контракты подлежат учету — раньше для них оформляли паспорт сделки, а с 1 марта контракты от 3 млн рублей для импорта и кредитов и от 6 млн рублей для экспорта ставят на учет (сумма должна быть равна или эквивалентна в любой валюте). По валютным контрактам важно соблюдать сроки поставок и расчетов. За этим следит отдел валютного контроля банка.
Раньше контроль сроков возврата денег касался только внешнеторговых сделок, когда предметом договора является поставка товара или оказание услуг. За нарушения срока расчетов за товары и услуги могли оштрафовать.
Но сроки по договорам займа с нерезидентами банк не контролировал, а за их нарушение не штрафовали.
Новые требования по договорам займа с нерезидентами
С 14 апреля 2018 года появилось новое требование по репатриации средств, которые перечислены нерезидентам. Вот главное:
- В договоре займа с нерезидентом обязательно должен быть указан срок возврата. Если срока нет, банк не примет договор на обслуживание и не проведет операцию.
- Заемщик-нерезидент должен вернуть деньги в установленный срок. Теперь банки будут это проверять. Если деньги не вернутся в срок, банк об этом узнает и должен будет сообщить в ЦБ.
- Валюта договора займа значения не имеет. Вы можете дать в долг в долларах или рублях.
Какие будут штрафы
За нарушение валютного законодательства штрафуют по ст. 15.25 КоАП. Пока в эту статью просто добавили нарушение сроков возврата денег по договору займа. Эта норма уже работает.
Если кто-то дал в долг нерезиденту, а тот не вернул деньги вовремя, заимодавцу могут начислить такие варианты штрафов:
- 1/150 ключевой ставки ЦБ за каждый день просрочки.
- От ¾ до одного размера незачисленной суммы.
Штраф может быть один, а могут применить оба сразу. Штрафы выписывает не банк. Он не имеет отношения к санкциям для клиентов и в свою пользу ничего не получает. Обязанность банка — проконтролировать, как клиент выполняет требования закона, и помочь ему правильно оформить документы.
С 14 мая 2018 года появится штраф для должностных лиц компаний, которые нарушили валютное законодательство: минимум 20 тысяч рублей. До мая за нарушения правил репатриации выручки и займов их не штрафуют. Но штрафы для ИП и компаний есть уже сейчас.
Для обычных граждан штрафов за нарушение сроков возврата займа не будет ни сейчас, ни в мае. Но им тоже нужно указывать срок в договоре, иначе банк не одобрит платеж.
Когда не нужно возвращать деньги в уполномоченный банк
Для репатриации средств по договору займа есть исключения, когда возвращать деньги в уполномоченный банк необязательно.
Список таких исключений был и раньше, но теперь он действует для договоров займа и его расширили. Например, сначала вы дали в долг нерезиденту, а потом он дал вам в долг и перевел деньги на счет в уполномоченном банке. У вас появились встречные обязательства, вы их зачли друг другу — и, хотя формально ваш заем не возвращен, нарушения нет.
Если оформлена и получена страховка от невозврата денег по договору займа, претензий к резиденту тоже не будет.
Если договор займа уже действует
Требования о возврате долгов нужно соблюдать только по новым договорам займа с нерезидентами — по тем, которые будут заключены с 14 апреля.
Для уже действующих договоров новые требования не работают. Если вы полгода назад заключали договор займа, не указывали там срок и вам не возвращают долг, штрафов не будет.
Но если изменятся существенные условия этого договора, придется указывать и соблюдать сроки возврата. Сумма договора займа — это существенное условие. А порядок и срок возврата денег — нет.
Источник
Вопрос: Существуют ли особенности валютного контроля заемщика при получении процентного или беспроцентного займа в иностранной валюте (CAD) от иностранного учредителя?
Ответ: Заключение сторонами договора беспроцентного либо процентного валютного займа подпадает под действие валютного контроля как валютная операция, которая осуществляется без ограничений между резидентами и нерезидентами. Для целей постановки договора займа на учет в уполномоченном банке сумма обязательств по договору займа определяется без учета подлежащих начислению процентов.
Обоснование: Договор займа может быть как возмездным, то есть предусматривающим уплату процентов за пользование заемными средствами, так и безвозмездным, когда исполнение заемщиком обязательства ограничивается лишь возвратом долга (п. 1 ст. 809 Гражданского кодекса РФ).
Иностранная валюта и валютные ценности могут быть предметом договора займа на территории Российской Федерации с соблюдением правил ст. ст. 140, 141 и 317 ГК РФ (п. 2 ст. 807 ГК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 140 ГК РФ случаи, порядок и условия использования иностранной валюты на территории Российской Федерации определяются законом или в установленном им порядке.
Виды имущества, признаваемого валютными ценностями, и порядок совершения сделок с ними определяются Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон N 173-ФЗ) (ст. 141 ГК РФ).
В силу п. 5 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ под валютными ценностями следует понимать иностранную валюту и внешние ценные бумаги.
Согласно пп. «б» п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ к валютным операциям отнесены приобретение нерезидентом у резидента и отчуждение нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
На проведение валютных операций между резидентом и нерезидентом не установлено ограничений, за исключением операций, предусмотренных ст. 11 Закона N 173-ФЗ, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации (ст. 6 Закона N 173-ФЗ).
Вместе с тем Закон N 173-ФЗ предусматривает ряд требований при осуществлении резидентами валютных операций в иностранной валюте.
До 1 марта 2018 г. при получении займа от нерезидента, сумма обязательств по которому была равна или превышала в эквиваленте 50 тыс. долл. США, резиденту необходимо было оформить паспорт сделки по форме 2 (п. 6.1, пп. 5.1.5 п. 5.1, п. 5.2 Инструкции Банка России от 04.06.2012 N 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (далее — Инструкция N 138-И)).
С 1 марта 2018 г. Инструкция N 138-И утратила силу в связи с вступлением в силу Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (далее — Инструкция N 181-И) с новыми правилами подачи сведений о валютных операциях.
Положения Инструкции N 181-И распространяются на нерезидентов, за исключением физических лиц, и резидентов, являющихся юридическими лицами (за исключением кредитных организаций и государственной корпорации «ВЭБ.РФ»), физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями или лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (п. 1.5 Инструкции N 181-И, Федеральный закон от 17.05.2007 N 82-ФЗ).
Вместо оформления паспортов сделок резиденты теперь обязаны ставить договоры на учет в уполномоченных банках (далее — банк УК) (п. 5.1 Инструкции N 181-И). Постановка договора на учет необходима, если сумма обязательств по нему равна или превышает в эквиваленте:
— 3 млн руб. — для импортных контрактов (кредитных договоров);
— 6 млн руб. — для экспортных контрактов.
Суммы обязательств определяются по официальному курсу иностранных валют на дату заключения контракта (кредитного договора) или последнего соглашения об изменении суммы обязательств по нему (п. 4.2 Инструкции N 181-И).
Резидент, являющийся стороной по кредитному договору, должен осуществить постановку на учет договора в срок не позднее пятнадцати рабочих дней после даты зачисления иностранной валюты или валюты Российской Федерации на свой счет, открытый в банке УК (пп. 5.7.2 п. 5.7 Инструкции N 181-И).
Если расчеты с резидентом осуществляются через его счет, открытый в банке-нерезиденте, то срок постановки договора на учет увеличивается до 30 рабочих дней с месяца, в котором денежные средства списаны или зачислены через указанный счет (пп. 5.7.3 п. 5.7 Инструкции N 181-И).
Если сумма обязательств не определена в контракте (кредитном договоре), его надо поставить на учет в срок, предусмотренный для той операции, в результате которой сумма расчетов по контракту (кредитному договору) стала равна или превысила в эквиваленте установленные лимиты (пп. 5.7.4 п. 5.7 Инструкции N 181-И).
Чтобы поставить на учет в банке кредитный договор, резидент — сторона кредитного договора должен представить в банк:
— кредитный договор (выписку из него) либо проект, содержащий информацию, которая необходима для постановки контракта на учет и осуществления валютного контроля, и
— иную информацию, необходимую для формирования банком УК разд. I ведомости банковского контроля (п. 5.6 Инструкции N 181-И).
Если в банк УК представлен проект кредитного договора, сам договор необходимо представить не позднее 15 рабочих дней с даты его подписания (п. 5.10 Инструкции N 181-И).
Не позднее рабочего дня, следующего за днем представления документов для учета, банк УК принимает кредитный договор на учет и присваивает ему уникальный номер и не позднее одного рабочего дня с даты постановки договора на учет направляет указанную информацию резиденту (п. 5.8 Инструкции N 181-И).
Отметим, что, если к 01.03.2018 документы для оформления паспорта сделки были сданы резидентом, но паспорт еще не был выдан, повторно собирать и отправлять документы не надо. Банк ставит такой договор на учет по новым правилам (п. 18.3 Инструкции N 181-И).
Не требуется закрывать и действующий паспорт сделки. Банк УК признает такой паспорт сделки, находящийся в досье валютного контроля, закрытым без проставления отметки о его закрытии. Кредитный договор, по которому оформлен паспорт сделки, банк поставит на учет, при этом номер паспорта сделки будет считаться уникальным номером договора. Дальнейшее обслуживание этого кредитного договора банк УК будет осуществлять по правилам Инструкции N 181-И (п. 18.1 Инструкции N 181-И).
В случае если заем будет процентным, процентные платежи (за исключением платежей по возврату основного долга) указываются в отдельном пп. 7.1 п. 7 ведомости банковского контроля по кредитному договору (Приложение 5 к Инструкции N 181-И). Процентные платежи не учитываются при отражении резидентом суммы в пп. 3.1 «Общие сведения о кредитном договоре» п. 3, в котором указывается только сумма основного долга по кредитному договору (пп. 2.3.1, 2.7 Приложения 5 к Инструкции N 181-И).
Таким образом, для целей постановки кредитного договора на учет сумма обязательств по договору займа определяется без учета подлежащих начислению процентов, следовательно, обязанность по постановке на учет не коррелирует с возмездностью или безвозмездностью данного вида договора.
В отношении перечисления резидентом средств в иностранной валюте в уплату процентов по займу, а также в погашение суммы основного долга ограничений не установлено. Такие переводы резиденты осуществляют с текущего валютного счета на счет нерезидента.
Кроме того, сторонам сделки, если они являются участниками международной группы компаний, необходимо будет учитывать требования налогового законодательства о международном обмене финансовой информацией в налоговых целях, в частности, о представлении уведомлений об участии в международной группе компаний и представлении страновых сведений (гл. 14.4-1 «Представление документации по международным группам компаний» Налогового кодекса РФ).
Отметим, что за непредставление данной документации (указание в ней недостоверных сведений) предусматривается налоговая ответственность (ст. ст. 129.9, 129.10 и 129.11 НК РФ). Однако за налоговые правонарушения, предусмотренные ст. ст. 129.9, 129.10 и п. 2 ст. 129.11 НК РФ, выявленные в отношении отчетных периодов, начинающихся в 2017, 2018 и 2019 гг., налоговые санкции применяться не будут (ч. 7 ст. 2 Федерального закона от 27.11.2017 N 340-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний»).
Задать вопрос или заказать пособие можно тут
С уважением к вашему бизнесу,
Сушонкова Елена
Подписывайтесь на нас:
ВК Facebook Дзен Одноклассники Teletype Телеграмм
Список всех публикаций блога вы найдёте на главной странице канала
Материал подготовлен с использованием системы КонсультантПлюс
Источник
О проведении валютных операций физическим лицом резидентом при предоставлении займа нерезиденту
Уважаемые дамы и господа!
Доводим до вашего сведения, что с 20 ноября 2018 года физические лица — резидентыпри осуществлении валютных операций в иностранной валюте и (или) валюте Российской Федерации по договорам предоставления займов нерезидентам, а также возвратом денежных средств по вышеуказанным договорам обязаны:
- ПРИ СПИСАНИИ со своего банковского счета (вклада), открытого в Банке, в пользу нерезидента иностранной валюты или валюты РФ в случае предоставления займа нерезиденту по договору займа — представить в Банк договор займа.
В случае предоставления займа нерезиденту по договору займа, сумма обязательств которого равна или превышает эквивалент 3 млн. рублей, то одновременно с договором займа — представить в Банк информацию об ожидаемых сроках репатриации иностранной валюты и (или) валюты РФ.
При определении ожидаемого срока репатриации иностранной валюты и (или) валюты РФ к предусмотренному условиями договором сроку (срокам) исполнения нерезидентом обязательств по возврату предоставленного ему физическим лицом — резидентом займа и уплаты процентных платежей прибавляется срок (сроки) осуществления кредитными организациями перевода денежных средств.
Информация об ожидаемых сроках репатриации не представляется повторно в Банк, если была представлена ранее и не изменялась.
Обращаем Ваше внимание на то, что сумма обязательств по договору займа определяется на дату заключения договора либо в случае изменения суммы обязательств по договору на дату заключения последних изменений (дополнений) к договору, предусматривающих такое изменение суммы по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю.
- ПРИ ЗАЧИСЛЕНИИ иностранной валюты или валюты Российской Федерации на свой банковский счет (вклад), открытый в Банке, по операции, связанной с возвратом займа, уплатой процентных и иных платежей нерезидентом по договору займа в срок не позднее тридцати рабочих дней, следующих за днем зачисления иностранной валюты или валюты РФ на счет физического лица сообщить Банку:
- информацию о назначении такого платежа;
- сведения о договоре займа (номер (при его наличии) и дату договора, сумму обязательств, предусмотренную договором и валюту договора, наименование контрагента-нерезидента, указанное в договоре и страну его регистрации).
Указанный в настоящем Информационном письме порядок представления документов и информации в уполномоченные банки установлен Указанием Банка России от 05.07.2018 № 4855-У «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 16.08.2017г. № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления».
Обращаем Ваше внимание, что требование статьи 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» о возврате займов, предоставленных нерезидентам, а также получения по ним процентов распространяется на физических лиц резидентов.
Документы и информация, связанные с проведением операции по договору займа, представляются физическим лицом – резидентом в Банк в соответствии с ПОРЯДКОМ взаимодействия клиентов физических лиц – резидентов с АО «ТЭМБР-БАНК» при проведении операций, подлежащих валютному контролю.
С уважением,
Валютное управление
АО «ТЭМБР-БАНК»
+7 (495) 363-44-99 (доб.376, 337)
Источник
Чтобы ваша компания не столкнулась с неприятными последствиями нарушения валютного законодательства РФ, мы собрали самые важные рекомендации здесь.
Валютные операции осуществляются в безналичной форме
Все валютные операции осуществляются строго в безналичной форме. Исключение составляют операции, перечисленные в статье 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 173-ФЗ).
Счета резидентов, открытые за рубежом
Резиденты имеют право открывать счета в банках за рубежом. Через них возможно осуществлять только те операции, которые указаны в статье 12 Закона № 173-ФЗ.
Об открытии (закрытии) таких счетов и об изменении их реквизитов резиденты обязаны уведомить налоговые органы по месту своего учета не позднее одного месяца со дня открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов.
Уведомление осуществляется по специальной форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 28.08.2018 № ММВ-7-14/507@ «Об утверждении форм, форматов уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада), об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, и способа их представления резидентом налоговому органу, формы уведомления о наличии счета в банке за пределами территории Российской Федерации, открытого в соответствии с разрешением, действие которого прекратилось»
При первом переводе денежных средств со своего счета в уполномоченном банке (например, из Альфа-Банка) на свой счет, открытый за рубежом, резидент должен предъявить банку уведомление налогового органа с отметкой о принятии указанного уведомления. Также резиденты должны ежеквартально представлять в налоговый орган отчет о движении средств по счетам, открытым за рубежом.
Валютные операции между резидентами
Валютные операции между резидентами запрещены. Исключение составляют операции, перечисленные в статье 9 Закона № 173-ФЗ. Ответы на часто задаваемые вопросы о проведении валютных операций между резидентами смотрите в разделе «Часто задаваемые вопросы».
Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации
Требование о репатриации (от лат. patrio — «отечество», «страна», repatriate — «возвращать в страну, на родину») установлено в статье 19 Закона № 173-ФЗ, которая так и называется «Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации».
Репатриация распространяется на следующих резидентов РФ, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность:
— на резидентов, которые предоставляют займы нерезидентам (по договорам займа),
— на резидентов, которые работают по внешнеторговым договорам (экспорт и импорт товаров, работ, услуг) с нерезидентами.
Статья 19 Закона № 173-ФЗ по общему правилу обязывает резидентов при осуществлении внешнеторговой деятельности:
1. в указанные во внешнеторговых договорах сроки получить от нерезидента на свои банковские счета в уполномоченных банках валюту (иностранную или РФ), которая причитается им по условиям таких внешнеторговых договоров, за:
— переданные нерезидентам товары;
— выполненные для нерезидентов работы;
— оказанные нерезидентам услуги;
— переданные нерезидентам информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
То есть если нерезиденту предоставлена отсрочка платежа по внешнеторговому договору, резидент должен своевременно получить причитающуюся по такому договору экспортную выручку.
2. в указанные во внешнеторговых договорах сроки обеспечить возврат нерезидентом на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств (иностранную валюту или валюту РФ), уплаченных нерезидентам за:
— неввезенные в РФ (неполученные на территории РФ) товары;
— невыполненные работы;
— неоказанные услуги;
— непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
То есть резидент должен обеспечить возврат авансового платежа в случае неисполнения нерезидентом своих обязательств по внешнеторговому договору.
при предоставлении резидентами нерезидентам иностранной валюты или валюты РФ в виде займов:
в указанные в договоре займа сроки обеспечить получение от нерезидента на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями договора займаТребование о репатриации не применяется к договорам займа, заключенным до 14.04.2018, за исключением договоров, существенные условия которых были изменены после 14.04.2018..
Для контроля соблюдения резидентами — участниками внешнеэкономической деятельности требования о репатриации, установленного в статье 19 Закона № 173-ФЗ, государство обязывает резидентов представлять в уполномоченные банки информацию об ожидаемых сроках репатриации:
по внешнеторговым договорам:
- при платежах по импорту (в виде двух дат):
- ожидаемого срока исполнения нерезидентом своих обязательств по внешнеторговому договору путем поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
- срок возврата нерезидентом аванса при неисполнении им своих обязательств по контракту.
- при экспорте в виде срока поступления экспортной выручки от нерезидента за переданные товары/оказанные услуги/ выполненные работы и т.п.
по договорам займа в виде в виде графика возврата основного долга и процентов по договору займа, рассчитанного на основании условий договора займа- при постановке на учет кредитного договора, условиями которого предусмотрено предоставление резидентом нерезиденту займа.
Полученную информацию банк отражает в ведомости банковского контроля по принятому на учет внешнеторговому договору или договору займа. Ведомость банковского контроля формируется и ведется в электронном виде. Если в ведомости будет зафиксирована информация о том, что нерезидент не исполнил обязательства по внешнеторговому договору или договору займа в установленные сроки или превысил ожидаемые максимальные сроки, то в программном комплексе автоматически формируются и направляются в Банк России сведения о нарушении резидентом требований статьи 19 Закона № 173-ФЗ.
За нарушение правил и сроков репатриации иностранной валюты в части 4 статьи 15.25 Кодекса об административных правонарушениях установлена ответственность:
— 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ (она приравнена к ключевой) от несвоевременно зачисленной на счета суммы (за каждый день просрочки зачисления денег),
— от 3/4 до одного размера незачисленной суммы.
С 14.05.2018 г. за указанные нарушения будут штрафовать и должностных лиц компании, которым придется заплатить от 20 тысяч до 30 тысяч рублей.
Согласно Письму Министерства Финансов РФ от 12.08.2015 № 07-05-08/46382в случае форс-мажорного обстоятельства, признанного таковым Торгово-промышленной палатой РФ или ее территориальным представительством, производство по делу об административном правонарушении за нарушение резидентом сроков репатриации может быть прекращено.
С обстоятельствами, исключающими производство по делам об административных правонарушениях за нарушение резидентами-экспортерами сроков получения экспортной выручки, можно ознакомится в Приказе Росфинанадзора от 28.09.2015 № 369.
Источник