Дата письма: 24.04.2014
Номер: ЕД-4-13/7083@
Вид налога (тематика): Трансфертное ценообразование
Статьи Налогового кодекса:
Статья 105.3
О представлении уведомления о контролируемых сделках, совершенных в 2014 году.
Федеральная налоговая служба в целях обеспечения выполнения налогоплательщиками обязанности, установленной пунктом 2 статьи 105.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), сообщает следующее.
1. О сроках представления уведомления о контролируемых сделках и переходных положениях.
Уведомление о контролируемых сделках (далее также Уведомление), совершенных в 2014 году, направляется налогоплательщиком в налоговый орган в срок не позднее 20 мая 2015 года.
В связи с окончанием переходного периода, предусмотренного пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 227-ФЗ, с 1 января 2014 года положения статьи 105.16 Кодекса применяются без ограничений по суммам доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в 2014 году.
2. О предоставлении уточненного Уведомления и освобождении от ответственности, предусмотренной статьей 129.4 Кодекса.
В случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного Уведомления налогоплательщик вправе направить уточненное Уведомление.
Неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, или представление налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей на основании статьи 129.4 Кодекса.
В случае подачи уточненного уведомления до момента, когда налогоплательщик узнал об установлении налоговым органом факта отражения в уведомлении недостоверных сведений о контролируемых сделках, налогоплательщик освобождается от ответственности, предусмотренной статьей 129.4 Кодекса (поправка введена Федеральным законом от 02.04.2014 N 52-ФЗ).
3. О представлении Уведомления каждой стороной контролируемой сделки.
В соответствии с пунктом 13 статьи 105.3 Кодекса правила, предусмотренные разделом V.1 Кодекса, распространяются на сделки, осуществление которых влечет необходимость учета хотя бы одной стороной таких сделок доходов, расходов и (или) стоимости добытых полезных ископаемых, что приводит к увеличению и (или) уменьшению налоговой базы по налогам, предусмотренным пунктом 4 статьи 105.3 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 105.16 Кодекса установлено, что налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 Кодекса.
В силу абзаца 1 статьи 19 Кодекса налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Учитывая изложенное, налогоплательщик обязан уведомлять налоговые органы о совершенных им в календарном году контролируемых сделках независимо от того, является ли налогоплательщик по таким сделкам стороной, получившей доходы и (или) осуществившей расходы, что привело к увеличению и (или) уменьшению налоговой базы по налогам, предусмотренным пунктом 4 статьи 105.3 Кодекса.
4. Об указании кодов ОКАТО (ОКТМО), ОКП и ОКВЭД в Уведомлении.
В связи с переходом с 01.01.2014 на использование в бюджетном процессе кодов Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований ОК 033-2013 (ОКТМО) вместо применяемых ранее кодов административно-территориального образования в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления ОК 019-95 (ОКАТО), налогоплательщикам при заполнении Уведомления в показателе «Код ОКАТО» следует указывать код ОКТМО (см. также пункт 6 письма ФНС России от 18.04.2014 № ОА-4-13/7549@).
Кроме того, при заполнении Уведомления в пункте «Код предмета сделки (код по ОКП)» следует указывать код вида товара в соответствии с Общероссийским классификатором продукции «ОК 005-93. Общероссийский классификатор продукции», утвержденным постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 301; в пункте «Код вида экономической деятельности по классификатору ОКВЭД» – код вида деятельности по ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), принятому и введенному в действие постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст.
Указанный порядок действует до внесения соответствующих изменений в приказ ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@ (см. также письмо ФНС России от 08.10.2014 № ЕД-4-13/20615@).
5. Об особенностях формирования многотомных Уведомлений о контролируемых сделках.
По выбору налогоплательщиков Уведомления могут представляться в налоговый орган по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме.
Форма (формат) уведомления о контролируемых сделках, а также порядок заполнения формы и порядок представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме утверждены приказом ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@.
Если объем сформированного файла, содержащего Уведомление, не отвечает требованиям пункта 3.1.3 приказа ФНС России от 09.11.2010 № ММВ-7-6/535@ (в редакции приказов ФНС России от 31.03.2015 № ММВ-7-6/131@, от 17.11.2014 № ММВ-7-6/588@), то есть объем файла, содержащего Уведомление, превышает 1024 мегабайт, либо zip-архив указанного файла превышает 60 мегабайт, то налогоплательщику необходимо разделить указанный файл на несколько файлов меньшего объема. Для чего Федеральная налоговая служба рекомендует воспользоваться бесплатным программным обеспечением, разработанным ФГУП ГНИВЦ ФНС России, обеспечивающим деление файла утвержденного формата, содержащего Уведомление большого объема, на несколько файлов меньшего объема (томов).
Разработанное программное обеспечение реализовано в рамках ПК «Tester» (рекомендуемая версия 2.72 и выше).
Сторонним разработчикам программного обеспечения необходимо принимать во внимание следующие принципы деления файла утвержденного формата, содержащего Уведомление большого объема, на несколько томов, реализованные в вышеуказанном бесплатном программном обеспечении:
1) титульный лист, имеющийся в уведомлении большого объема, должен повторяться в каждом томе;
2) сведения Раздела 1А и связанных с ним Разделов 1Б, 2 и 3 не могут содержаться в различных томах.
Одновременно ФНС России сообщает, что в ПК «Тестер» и ПК «Налогоплательщик ЮЛ» (рекомендуемая версия 4.41.1 и выше) помимо проверки соответствия файла Уведомления требованиям к формату файла (соответствия XSD-схеме), реализованы дополнительные логические проверки заполнения отдельных полей разделов 1А, 1Б, 2 и 3 Уведомления. В целях соблюдения Порядка заполнения уведомления о контролируемых сделках (приложение № 3 к приказу ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@), рекомендуется использовать указанное программное обеспечение для проверки сформированных файлов с Уведомлениями.
Для технической поддержки программ «Налогоплательщик-ЮЛ» и «Tester» на сайте ФГУП ГНИВЦ ФНС России создан сервис «Обратная связь».
Программное обеспечение ПК «Тестер» и ПК «Налогоплательщик ЮЛ» размещено на сайте ФГУП ГНИВЦ ФНС России в разделе «Бесплатное программное обеспечение» подраздел «Программные средства для юридических и физических лиц».
По всем вопросам представления файлов с Уведомлением налогоплательщикам рекомендуется обращаться за разъяснениями на «горячую линию» ФГУП ГНИВЦ ФНС России. Е-mail «горячей линии» info@mail.rvcgnivc.ru указан в программах «Налогоплательщик-ЮЛ» (в пункте меню «Помощь/О программе») и «Tester» (в пункте меню «Справка/О программе»).
В целях доведения до всех участников электронного документооборота в Справочнике периодов применения форматов отражены сведения об обновленных файлах, содержащих XSD-схему файла обмена в электронной форме для Уведомления (КНД 1110025).
Файлы, содержащие XSD-схему файла обмена в электронной форме, также размещены в архиве Приложения № 1 к приказу ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@, опубликованном в разделе «Трансфертное ценообразование» рубрика «Документирование контролируемых сделок».
Обо всех обращениях налогоплательщиков, а также самостоятельно выявленных фактах ненадлежащей работы программного обеспечения по приему и передаче Уведомлений по телекоммуникационным каналам связи, территориальным налоговым органам следует незамедлительно информировать ФГУП ГНИВЦ ФНС России (в копии — в Управление трансфертного ценообразования).
Прошу довести до сведения подведомственных налоговых органов и налогоплательщиков.
Действительный государственный советник
Российской Федерации 2 класса
Д.В. Егоров
Источник
20 мая 2015 года – крайний срок подачи уведомления о контролируемых сделках, совершенных налогоплательщиком в 2014 году. Форма уведомления и порядок ее заполнения утверждены Приказом ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@. Расскажем о некоторых особенностях представления уведомления по контролируемым сделкам, совершенным в 2014 году.
Об окончании переходного периода по представлению уведомлений
С одной стороны процедура представления уведомлений о контролируемых сделках налогоплательщику не в новинку, уведомления подаются налогоплательщиками уже третий год, впервые отчетность о контролируемых сделках представляли за 2012 год. С другой стороны, с 1 января 2014 года закончились ограничения переходного периода по суммам контролируемых сделок с одним лицом, по которым у налогоплательщиков была обязанность отчитываться за 2012 и 2013 год – 100 млн. рублей и 80 млн. рублей соответственно.
Напомним, что на переходный период до 1 января 2014 года пунктом 7 ст. 4 Закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ были установлены не только суммовые пределы для признания сделок контролируемыми, но и ограничения по суммам контролируемых сделок, по которым следовало отчитываться перед налоговыми органами. Другими словами, до 1 января 2014 года налогоплательщик обязан был подавать уведомления о контролируемых сделках только в случаях, когда сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным им в календарном году с одним лицом, превышала соответственно в 2012 году — 100 млн. рублей, в 2013 году — 80 млн. рублей.
Если же сумма доходов по всем контролируемым сделкам с одним лицом не дотягивала до вышеуказанных значений, то обязанности отчитываться по таким сделкам не возникало. В 2014 году указанные ограничения уже не действуют. Таким образом, если сделка признается контролируемой согласно ст. 105.14 НК РФ, то с 1 января 2014 года обязанность отчитаться по ней теперь не зависит от суммы этой сделки.
Подробнее об этом читайте на нашем сайте в материале: «Какие сделки признаются контролируемыми в 2015 году».
Таким образом, если налогоплательщик в 2014 году совершал сделки, относящиеся к контролируемым, но по которым не установлены ограничения по сумме доходов, ему надлежит подать уведомления об этих сделках. Рассмотрим, в каких случаях может возникнуть такая обязанность.
Когда сделка признается контролируемой вне зависимости от суммы дохода
Во-первых, сделки между взаимозависимыми лицами, в которых одна из сторон не является налоговым резидентом Российской Федерации, признаются контролируемыми вне зависимости от размера суммы доходов, полученных по таким сделкам. Это неоднократно разъяснял Минфин России, смотрите письма от 3 декабря 2014 г. N 03-01-18/61817, N 03-01-18/61811). Например, к такой сделке можно отнести получение займа от учредителя -иностранной организации, закупку товаров между дочерней и материнской компанией, когда одна из них не является налоговым резидентом РФ и др.
Обратите внимание, если сделка одновременно относится к нескольким видам контролируемых сделок, например, сделка по купле-продаже товаров мировой биржевой торговли между организацией и ее взаимозависимым лицом–иностранной организацией, зарегистрированной в офшоре, то отчитываться по ней следует, даже если не превышен суммовой порог, установленный в пп.1 и 2 п. 1 ст.105.14 НК РФ – 60 млн. рублей. Аналогичное разъяснение содержится в письме Минфина России от 02.12.2013 N 03-01-18/52040.
Во-вторых, сделки между взаимозависимыми лицами, совершенные через посредников (т.е. через третьих лиц). При этом такие посредники не являются взаимозависимыми лицами с налогоплательщиком, но в сделке участвуют исключительно формально, организуя перепродажу товаров (работ, услуг) от одного лица к другому лицу, взаимозависимому с этим лицом.
Такие посредники только создают документооборот по сделке, не выполняют в ней никаких дополнительных функций, за исключением организации перепродажи, не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации этой перепродажи.
Требования к сумме доходов по таким сделкам за соответствующий календарный год для целей признания их контролируемыми не установлены, они признаются контролируемыми независимо от суммы полученных доходов. Аналогичная точка зрения изложена в письме Минфина России от 17.07.2013 N 03-01-18/27876. При этом в письме от 10.12.2014 N 03-01-18/63462 Минфин выразил мнение, что сделки, совершенные через комиссионеров (агентов и иных поверенных) не могут быть автоматически приравнены к сделкам между взаимозависимыми лицами в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ.
Для обоснованного вывода в отношении посреднических сделок необходимо провести анализ функций и рисков, принимаемых посредниками, а также используемых ими активов при организации сделки.
Уведомление должна представить каждая сторона сделки
Сделка не может являться контролируемой для одной из ее сторон и не являться таковой для другой стороны, уведомление о ее совершении должно быть направлено всеми ее сторонами.
Согласно п. 13 ст. 105.3 НК РФ правила раздела V.1 НК РФ распространяются на сделки, осуществление которых влечет необходимость учета хотя бы одной стороной таких сделок доходов, расходов и (или) стоимости добытых полезных ископаемых, что приводит к увеличению или уменьшению налоговой базы по налогам, предусмотренным п. 4 ст. 105.3 НК РФ.
Это налог на прибыль, НДФЛ, НДПИ, а также НДС, при условии, когда одной из сторон сделки является организация или ИП, неплательщик НДС или освобожденный от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС. Пунктом 1 ст. 105.16 НК РФ установлено, что налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими контролируемых сделках.
Таким образом, налогоплательщики обязаны предоставлять в налоговые органы уведомления о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках независимо от того, является ли налогоплательщик по таким сделкам стороной, получившей доходы или осуществившей расходы, что привело к увеличению или уменьшению налоговой базы по налогам, перечисленным выше.
Это согласуется и с пп 4 п. 3 ст. 105.16 НК РФ, согласно которому сведения о контролируемых сделках, указываемые в уведомлении о контролируемых сделках, должны содержать информацию о сумме полученных доходов и (или) сумме произведенных расходов (понесенных убытков) по ним. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России и ФНС РФ (письма Минфина России от 11.02.2013 N 03-01-18/3238, от 14.11.2012 N 03-01-18/9-169, от 06.09.2012 N 03-01-18/7-127, от 06.07.2012 N 03-01-18/5-94, письмо ФНС РФ от 26.10.2012 N ОА-4-13/18182).
Ответственность за непредставление уведомления о контролируемой сделке
Ответственность по ст. 129.4 НК РФ предусмотрена за:
- неправомерное непредставление в установленный срок уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году;
- представление уведомления, содержащего недостоверные сведения (письмо Минфина России от 06.02.2013 N 03-01-18/2646).
Таким образом, ст. 129.4 НК РФ предусматривает два самостоятельных вида налоговых правонарушений, субъектом которых является налогоплательщик, совершивший контролируемую сделку, и обязанный представить в налоговый орган соответствующее уведомление.
За совершение каждого из указанных правонарушений может быть взыскан штраф в размере 5 000 рублей.
Налогоплательщик направляет Уведомление в тот налоговый орган, в котором он состоит на налоговом учете:
- налогоплательщики-организации — по месту своего нахождения;
- налогоплательщики — физические лица — по месту жительства;
- организации, отнесенные в соответствии со ст. 83 НК РФ к крупнейшим налогоплательщикам — в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков (п. 2 ст. 105.16 НК РФ).
Уведомление не заполняется, если сделка:
- не признается контролируемой в силу ст. 105.14 НК РФ;
- была заключена, но не исполнена (письмо ФНС России от 15.01.2013 N ОА-4-13/146@).
Ряд вопросов по заполнению уведомления о контролируемых сделках подробно разъяснен Федеральной налоговой службой в письмах от 01.11.2013 N ОА-4-13/19652@, от 11.07. 2013 г. N ОА-4-13/12513@, от 18.04. 2014 г. N ОА-4-13/7549@ «О заполнении Уведомления о контролируемых сделках» и др.
Аудиторы и эксперты компании «Правовест Аудит» всегда готовы помочь и рады ответить на Ваши вопросы!
май 2015г.
Приглашаем на ближайшие круглые столы
Искренне Ваш,
Правовест Аудит
звоните: 8 (495) 231-23-21
пишите: info@pravovest-audit.ru
Мы всегда рады помочь Вам! Обращайтесь к профессионалам!
Источник