ТАСС-ДОСЬЕ. 29 марта 2017 г. Высокий суд Лондона удовлетворил иск России, признав, что Украина обязана выплатить задолженность в $3 млрд.
В Министерстве финансов РФ сообщили, что считают решение суда окончательным, поскольку у Украины отсутствуют аргументы в пользу непризнания обоснованности иска РФ.
История кредита
17 декабря 2013 г. в по итогам визита в Россию президента Украины Виктора Януковича было объявлено о том, что Москва предоставит Киеву финансовую помощь в виде кредита размером в $15 млрд.
Для этого РФ была готова выделить необходимую сумму из Фонда национального благосостояния для приобретения суверенных еврооблигаций Украины. Также Москва и Киев договорились о скидке на поставляемый на Украину газ.
23 декабря 2013 г. премьер-министр РФ Дмитрий Медведев сообщил, что Россия приобрела 22 декабря первый пакет украинских еврооблигаций под 5% годовых на сумму $3 млрд сроком обращения до 1 января 2016 г. По условиям кредита были предусмотрены промежуточные выплаты по купонам — раз в полгода.
Остальные $12 млрд Украине не были предоставлены из-за государственного переворота в стране в феврале 2014 г.
Непризнание долга новыми властями Украины
Новые власти Украины неоднократно заявляли о том, что не признают данный долг. Так, в июне 2015 г. президент Украины Петр Порошенко назвал кредит «взяткой» Виктору Януковичу. В ответ премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в публикации в социальной сети Facebook отметил: «Если 3 миллиарда суверенного займа, полученного Украиной у России, по мнению Порошенко, — взятка, то миллиарды, о которых договариваются руководители Украины с МВФ, — это организация масштабного воровства».
В 2015 г. Украина столкнулась с трудностями при обслуживании внешнего долга и смогла договориться о его реструктуризации с большинством кредиторов, за исключением России. Между тем невыплата по российскому кредиту угрожала Украине суверенным дефолтом, что, в свою очередь, не позволило этой стране брать новые займы у МВФ. Впрочем, в начале декабря 2015 г. МВФ пересмотрел свои условия выдачи кредитов, разрешив займы странам, находящимся в условиях дефолта.
Несмотря на заявления киевских властей, промежуточные процентные выплаты по российскому кредиту исполнялись вовремя. Первая ($73,3 млн) была перечислена 19 июня 2014 г., вторая ($75,5 млн) — 26 декабря 2014 г., третья ($75 млн) — 22 июня 2015 г.
16 ноября 2015 г. президент РФ Владимир Путин сообщил, что Россия предложила Украине реструктуризировать долг. Москва предложила рассрочку по платежам на 2016-2018 гг. с выплатами по $1 млрд в год. На данное предложение Украина в течение месяца не ответила. 18 декабря Верховная рада ввела мораторий на выплату российского кредита. За день до этого, 17 декабря, совет директоров МВФ признал статус долга Украины перед Россией суверенным.
Это означает, что обязательства по выплате долга несет государство-заемщик. 20 декабря Украина просрочила выплату России по долгу. Минфин РФ в связи с этим инициировал процедуру судебного разбирательства, чтобы взыскать всю сумму долга. 17 февраля 2016 г. министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что иск против Украины подан в Высокий суд Лондона.
12 апреля 2016 г. Верховная рада сделала временный мораторий на выплату долга России бессрочным, соответствующий закон был подписан Порошенко 29 апреля.
Рассмотрение иска
При рассмотрении иска в Высоком суде Лондона Украина требовала детального рассмотрения дела, настаивая на том, что кредит был предоставлен в декабре 2013 г. на условиях, которые стали «необычными, чрезвычайными и обременительными для Украины». Киев также утверждал, что это дело политизировано, называя его «частью более широкой стратегии неправомерной, беззаконной экономической, политической и военной агрессии России против Украины, которая уже привела и продолжает приводить к опустошающим последствиям для страны, ее народа и экономики».
РФ, представленная в суде компанией Debenture Trust Corporation, указывает на то, что долг, без сомнения, является суверенным и подлежит выплате. Доводы Украины она называет «глубоко ошибочными», направленными на то, чтобы заставить суд обсуждать вопросы, которые не находятся в его юрисдикции.
Источник
https://ria.ru/20200717/1574513332.html
Британский суд назвал сроки решения по долгу Украины перед Россией
Верховный суд Великобритании примет окончательное решение по долгу Украины перед Россией по еврооблигациям не раньше осени, сообщили РИА Новости в суде. РИА Новости, 17.07.2020
2020-07-17T18:48
2020-07-17T18:48
2020-07-17T18:48
россия
антон силуанов
великобритания
украина
в мире
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdn22.img.ria.ru/images/153280/19/1532801902_0:192:2048:1344_1400x0_80_0_0_a2e8b198f8f565672fcba230a61faa56.jpg
<strong>ЛОНДОН, 17 июл – РИА Новости, Наталья Копылова.</strong> Верховный суд <a href=»https://ria.ru/location_United_Kingdom/» target=»_blank» data-auto=»true»>Великобритании</a> примет окончательное решение по долгу <a href=»https://ria.ru/location_Ukraine/» target=»_blank» data-auto=»true»>Украины</a> перед Россией по еврооблигациям не раньше осени, сообщили РИА Новости в суде.Решение по долговому спору между двумя странами ожидалось текущим летом, однако из-за пандемии коронавируса его принятие было отложено. Размер долга, как отмечал министр финансов РФ <a href=»https://ria.ru/person_Anton_Siluanov/» target=»_blank» data-auto=»true»>Антон Силуанов</a>, на конец прошлого года с учетом штрафов за просрочку уже достигал 4,5 миллиарда долларов.»В ближайшие месяцы решение по данному делу не планируется. В июле и августе точно не будет», — сообщила РИА Новости официальный представитель суда.Суверенные еврооблигации Украины на 3 миллиарда долларов были размещены в конце 2013 года в пользу РФ со ставкой купона 5% годовых, что на тот момент было ниже рыночного уровня. До конца 2015 года <a href=»https://ria.ru/location_Kiev/» target=»_blank» data-auto=»true»>Киев</a> исправно обслуживал долг, однако затем допустил по нему дефолт.Минфин РФ подал иск в Высокий суд <a href=»https://ria.ru/location_London_2/» target=»_blank» data-auto=»true»>Лондона</a> и в марте 2017 года выиграл его: суд обязал Украину выплатить номинальную стоимость облигаций в 3 миллиарда долларов, неосуществленный купонный платеж в 75 миллионов долларов, а также штрафные проценты, начисляемые на эти суммы. Каждый день просрочки обходится Киеву в 673 тысячи долларов.Апелляционный суд <a href=»https://ria.ru/location_England/» target=»_blank» data-auto=»true»>Англии</a> в сентябре 2018 года вынес решение по жалобе Украины, подтвердив правомерность отказа ей в рассмотрении трех из четырех оснований, заявленных с целью избежать выполнения обязательств по этим евробондам. При этом суд заявил, что четвертый аргумент Украины (выпуск еврооблигаций под давлением России), в отличие от остальных, не может быть отклонен без проведения всеобъемлющего судебного процесса.Россия в ноябре 2018 года обжаловала в Верховном суде Великобритании решение организовать всеобъемлющий процесс для изучения довода о давлении на Украину. Верховный суд Великобритании в декабре 2020 года завершил слушания по спору о долге Украины перед Россией и удалился для принятия решения.
https://ria.ru/20191209/1562180514.html
https://ria.ru/20191221/1562680712.html
россия
великобритания
украина
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2020
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn23.img.ria.ru/images/153280/19/1532801902_0:0:2048:1536_1400x0_80_0_0_a3b8d8ce955a4586fcfd9a80ed6a93d3.jpg
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
россия, антон силуанов, великобритания, украина, в мире
ЛОНДОН, 17 июл – РИА Новости, Наталья Копылова. Верховный суд Великобритании примет окончательное решение по долгу Украины перед Россией по еврооблигациям не раньше осени, сообщили РИА Новости в суде.
Решение по долговому спору между двумя странами ожидалось текущим летом, однако из-за пандемии коронавируса его принятие было отложено. Размер долга, как отмечал министр финансов РФ Антон Силуанов, на конец прошлого года с учетом штрафов за просрочку уже достигал 4,5 миллиарда долларов.
«В ближайшие месяцы решение по данному делу не планируется. В июле и августе точно не будет», — сообщила РИА Новости официальный представитель суда.
Суверенные еврооблигации Украины на 3 миллиарда долларов были размещены в конце 2013 года в пользу РФ со ставкой купона 5% годовых, что на тот момент было ниже рыночного уровня. До конца 2015 года Киев исправно обслуживал долг, однако затем допустил по нему дефолт.
Минфин РФ подал иск в Высокий суд Лондона и в марте 2017 года выиграл его: суд обязал Украину выплатить номинальную стоимость облигаций в 3 миллиарда долларов, неосуществленный купонный платеж в 75 миллионов долларов, а также штрафные проценты, начисляемые на эти суммы. Каждый день просрочки обходится Киеву в 673 тысячи долларов.
Апелляционный суд Англии в сентябре 2018 года вынес решение по жалобе Украины, подтвердив правомерность отказа ей в рассмотрении трех из четырех оснований, заявленных с целью избежать выполнения обязательств по этим евробондам. При этом суд заявил, что четвертый аргумент Украины (выпуск еврооблигаций под давлением России), в отличие от остальных, не может быть отклонен без проведения всеобъемлющего судебного процесса.
Россия в ноябре 2018 года обжаловала в Верховном суде Великобритании решение организовать всеобъемлющий процесс для изучения довода о давлении на Украину. Верховный суд Великобритании в декабре 2020 года завершил слушания по спору о долге Украины перед Россией и удалился для принятия решения.
Источник
ТАСС-ДОСЬЕ. 9 декабря 2019 года Верховный суд Великобритании начал рассмотрение апелляции по делу о российском кредите в $3 млрд, выданном Украине в 2013 году. Россия через Верховный суд добивается признания окончательным предыдущего вердикта Высокого суда Лондона, обязавшего Украину выплатить всю сумму долга. ТАСС подготовил материал об истории кредита и судебного разбирательства.
Выдача кредита
17 декабря 2013 года по итогам визита в Россию президента Украины Виктора Януковича было объявлено, что Москва предоставит Киеву финансовую помощь в виде кредита размером в $15 млрд. Для этого РФ была готова выделить необходимую сумму из Фонда национального благосостояния (ФНБ) для приобретения суверенных еврооблигаций Украины. Также Москва и Киев договорились о скидке на поставляемый на Украину газ.
23 декабря 2013 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев сообщил, что Россия приобрела 22 декабря первый пакет украинских еврооблигаций под 5% годовых на сумму $3 млрд сроком обращения до 1 января 2016 года. По условиям кредита были предусмотрены промежуточные выплаты по купонам — раз в полгода.
Остальные $12 млрд Украине не были предоставлены из-за государственного переворота в стране в феврале 2014 года.
Непризнание долга новыми властями Украины
Новые власти Украины неоднократно заявляли о том, что не признают данный долг. Так, в июне 2015 года президент Украины Петр Порошенко назвал российский кредит «взяткой» Виктору Януковичу. В ответ премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в публикации в социальной сети Facebook отметил: «Если 3 млрд суверенного займа, полученного Украиной у России, по мнению Порошенко, — взятка, то миллиарды, о которых договариваются руководители Украины с МВФ (Международным валютным фондом — прим. ТАСС) — это организация масштабного воровства».
В 2015 году Украина столкнулась с трудностями при обслуживании внешнего долга и смогла договориться о его реструктуризации с большинством кредиторов, за исключением России. Между тем невыплата по российскому кредиту угрожала Украине суверенным дефолтом, что, в свою очередь, не позволило этой стране брать новые займы у МВФ. Впрочем, в начале декабря 2015 года МВФ пересмотрел свои условия выдачи кредитов, разрешив займы странам, находящимся в условиях дефолта.
Несмотря на заявления киевских властей, промежуточные процентные выплаты по российскому кредиту исполнялись вовремя. Первая ($73,3 млн) была перечислена 19 июня 2014 года, вторая ($75,5 млн) — 26 декабря 2014 года, третья ($75 млн) — 22 июня 2015 года.
16 ноября 2015 года президент РФ Владимир Путин сообщил, что Россия предложила Украине рассрочку по платежам на 2016-2018 годы с выплатами по $1 млрд в год. На данное предложение Украина в течение месяца не ответила. 18 декабря Верховная рада Украины ввела временный мораторий на выплату российского кредита. За день до этого, 17 декабря, совет директоров МВФ признал статус долга Украины перед Россией суверенным. Это означает, что обязательства по выплате долга несет государство-заемщик. 20 декабря Украина просрочила выплату России по долгу. Минфин РФ в связи с этим инициировал процедуру судебного разбирательства, чтобы взыскать всю сумму долга. 17 февраля 2016 года министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что иск против Украины подан в Высокий суд Лондона.
12 апреля 2016 года Верховная рада Украины сделала временный мораторий на выплату долга России бессрочным, соответствующий закон был подписан президентом Украины Петром Порошенко 29 апреля.
Рассмотрение иска
В ходе разбирательства в Высоком суде Лондона Украина требовала детального рассмотрения дела, настаивая на том, что кредит был предоставлен в декабре 2013 года на условиях, которые стали «необычными, чрезвычайными и обременительными для Украины». Киев также утверждал, что это дело политизировано, называя его «частью более широкой стратегии неправомерной, беззаконной экономической, политической и военной агрессии России против Украины, которая уже привела и продолжает приводить к опустошающим последствиям для страны, ее народа и экономики».
Россия, интересы которой в суде представляет британская компания Debenture Trust Corporation, указывает на то, что долг, без сомнения, является суверенным и подлежит выплате. Доводы Украины она называет «глубоко ошибочными», направленными на то, чтобы заставить суд обсуждать вопросы, которые не находятся в его юрисдикции.
29 марта 2017 года Высокий суд Лондона удовлетворил иск России, признав, что Украина обязана выплатить задолженность в $3 млрд, а также $75 млн купонного дохода и штрафные проценты (проценты рассчитываются с 21 декабря 2015 года). Кроме того, суд обязал Украину возместить России часть судебных расходов на £2,8 млн. В Министерстве финансов РФ сообщили, что считают решение суда окончательным, поскольку у Украины отсутствуют аргументы в пользу непризнания обоснованности иска РФ. Однако 23 июня Минфин Украины подал апелляцию на это решение.
20 сентября 2017 года Украина исполнила постановление Высокого суда Лондона о компенсации части судебных издержек по иску РФ по долгу и выплатила £1,16 млн (Минфин РФ подтвердил поступление платежа 21 сентября).
14 сентября 2018 года Апелляционный суд Англии и Уэльса удовлетворил жалобу Украины на вердикт Высокого суда Лондона по делу о долге, отправив его на новое рассмотрение в Высокий суд Лондона. 26 октября Россия подала апелляцию на решение Апелляционного суда в Верховный суд Великобритании, добиваясь отмены повторного рассмотрения дела в суде низшей инстанции.
Источник
Государственный долг Украины — общая сумма задолженности Украины, которая состоит из всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств.
Понятие[править | править код]
Законодательное определение государственного долга Украины закреплено в статье 2 Бюджетного кодекса Украины:
Государственный долг — общая сумма долговых обязательств государства по возврату полученных и непогашенных кредитов (займов)
по состоянию на отчётную дату, возникающих в результате государственного заимствования[1].
Долговая составляющая в системе государственных финансов имеет функциональное происхождение от государственного кредита.
Государственные заимствования проводятся с целью покрытия бюджетного дефицита на государственном и региональном уровнях, целевого финансирования различных программ, пополнение необходимых резервных активов, а также для рефинансирования ранее осуществленных государственных заимствований.
Экономическая суть государственного долга проявляется в преломлении через такие присущие ему функции:
- Фискальная — привлечение государством необходимых средств для финансирования бюджетных расходов;
- Регулятивная — корректировка объёма денежной массы через куплю-продажу ценных бумаг национальным (центральным) банком страны.
Структура[править | править код]
Структурно государственный долг Украины состоит из внутреннего и внешнего. В 1992 году принят Закон «О государственном внутреннем долге Украины[2]», которым определено, что государственным внутренним долгом Украины являются срочные долговые обязательства правительства Украины в денежной форме. Государственный внутренний долг гарантируется всем имуществом, находящимся в общегосударственной собственности.
Государственный внешний долг — это долговые обязательства государства перед нерезидентами по возврату заёмных средств (основная сумма долга) и процентов по ним.
В зависимости от получателя кредитных ресурсов государственный долг может быть прямой и условный (гарантированный).
- Прямой государственный долг — это долг, отражающий объёмы заёмных ресурсов, которые поступили в распоряжение правительства страны.
- Условный (гарантированный) государственный долг — это обязательства государства как гаранта возврата ресурсов кредитору в случае неплатёжеспособности заёмщика.
Государственный долг по признаку валюты обязательств делится на долг в иностранной валюте и долг в национальной валюте; по признаку процентной ставки — на долг с фиксированной ставкой и долг с плавающими ставками.
История[править | править код]
1991 год — І половина 1994 года[править | править код]
Бессистемное образование и накопление долга:
- привлекались прямые кредиты НБУ,
- предоставлялись правительственные гарантии иностранных кредитов украинским предприятиям,
- вырабатывались долговые взаимоотношения с Российской Федерацией.
На начало 1994 года государственный долг Украины составлял 4,8 млрд долларов США (в том числе внешний — 75 %).
ІІ половина 1994 года — І половина 1997 года[править | править код]
Наряду с продолжением долговой политики предыдущих лет Украина активизировала связи с международными финансовыми организациями. За этот период внешний долг вырос на 56 %.
Начиная с 1995 года, внутренний долг формируется преимущественно путём размещения облигаций внутреннего государственного займа[3].
ІI половина 1997 года — 2000 год[править | править код]
Рост внешней задолженности. Государственный долг Украины достиг в 2000 году 48 % от валового внутреннего продукта (ВВП) страны. На 1 января 2000 года сумма государственного долга составляла 15,2 млрд долларов США, в том числе внешний — 12,4 млрд и внутренний — 2,8 млрд.
II половина 2001 года — 2007 год[править | править код]
Период экономического роста. Прямой государственный и гарантированный государством долг постепенно уменьшился до 12,2 % от ВВП Украины.
II половина 2008 года — 2011 год[править | править код]
Глобальный финансовый кризис ликвидности. Падение экспортной выручки, возобновление сотрудничества с Международным валютным фондом (МВФ), рост прямого государственного долга до 29,8 % от ВВП. С 2009 года государственный и гарантированный государством долг находится около своего критического уровня. В 2013 году ожидается его дальнейший рост до 38,5% от ВВП.[4]
С 2014 года[править | править код]
В январе 2014 госдолг составлял 73,2 млрд долл.
После Евромайдана и начала боевых действий на Донбассе положение в экономике страны осложнилось.
В ноябре 2018 года совокупный государственный долг Украины составил 74,76 млрд долларов[5].
На 30 апреля 2019 года он составил 79,82 млрд. долларов[6]; к 31 июля 2020 года он увеличился до 85,05 млрд. долларов[7].
Динамика государственного долга Украины[править | править код]
Государственный долг Украины в процентах к ВВП[8]
Государственный и гарантированный государством долг Украины по данным Национального банка Украины на момент публикации за период с 1 января 2012 по 1 июля 2019 г.
Валютная структура государственного долга Украины[8]
На конец марта 2011 года государственный долг составил 56,4 млрд долл. (внутренний долг 20 млрд долл., внешний долг 36 млрд долл.)[18]
На конец июля 2009 совокупный государственный (прямой) и гарантированный государством долг Украины составляет 33,262 млрд долл. (в гривневом эквиваленте — 256 050 000 000 ₴)[19]
На начало 2009 госдолг в валютном выражении увеличился на 35,2 %, или на 8 663 000 000 долл.
Совокупный государственный долг Украины за 2008 год увеличился на 40 %, или на 7 030 000 000 долл.
По состоянию на 31 мая 2011 государственный и гарантированный государством долг Украины составил[20] 460.575.646,54 тыс. ₴ или 57.784.313,20 тыс.долл. США, в том числе: государственный и гарантированный государством внешний долг — 294.092.385,68 тыс. ₴ (63,85 % от общей суммы государственного и гарантированного государством долга) или 36.897.145,23 тыс.долл. США; государственный и гарантированный государством внутренний долг — 166.483.260,86 тыс. ₴ (36,15 %) или 20.887.167,97 тыс.долл. США.
По состоянию на 31 декабря 2013 государственный и гарантированный государством долг Украины составил 584.114.108,55 тыс. ₴ или 73.078.207,00 тыс.долл. США, в том числе: государственный и гарантированный государством внешний долг — 300.025.383,08 тыс. ₴ (51,36 % от общей суммы государственного и гарантированного государством долга) или 37.536.016,90 тыс. Долл. США; государственный и гарантированный государством внутренний долг — 284.088.725,47 тыс. ₴ (48,64 %) или 35.542.190,10 тыс. долл. США;[21] государственный и гарантированный государством внутренний долг — 284.088.725,47 тыс. ₴ (48,64 %) или 35.542.190,10 тыс. долл. США.
Государственный долг Украины составил 479.975.715,78 тыс. ₴ (82,17 % от общей суммы государственного и гарантированного государством долга) или 60.049.507,79 тыс. Долл. США.
Государственный внешний долг составлял 223.016.140,12 тыс. ₴ (38,18 % от общей суммы государственного и гарантированного государством долга) или 27.901.431,27 тыс. Долл. США. Государственный внутренний долг составлял 256.959.575,66 тыс. ₴ (43,99 % от общей суммы государственного и гарантированного государством долга) или 32.148.076,52 тыс.долл. США.
Гарантированный государством долг Украины составлял 104.138.392,78 тыс. ₴ (17,83 %) или 13.028.699,21 тыс. Долл. США, в том числе: гарантированный внешний долг −77.009.242,97 тыс. ₴ (13,18 %) или 9.634.585,63 тыс. Долл. США;гарантированный внутренний долг — 27.129.149,81 тыс. ₴ (4,64 %) или 3.394.113,58 тыс. долл. США.
По состоянию на 31 января 2014[22]государственный и гарантированный государством долг Украины составил 585.298.486,95 тыс. ₴ или 73.226.383,96 тыс.долл. США, в том числе: государственный и гарантированный государством внешний долг — 298.581.267,09 тыс. ₴ (51,01 % от общей суммы государственного и гарантированного государством долга) или 37.355.344,31 тыс.долл. США; государственный и гарантированный государством внутренний долг — 286.717.219,87 тыс. ₴ (48,99 %) или 35.871.039,64 тыс.долл. США.
Государственный долг Украины составил ‘480.132.569,60 тыс. ₴ (82,03 % от общей суммы государственного и гарантированного государством долга) или’ 60.069.131,69 тыс.долл. США.
Государственный внешний долг составил 222.421.988,07 тыс. ₴ (38,00 % от общей суммы государственного и гарантированного государством долга) или 27.827.097,22 тыс.долл. США.
Государственный внутренний долг составил 257.710.581,53 тыс. ₴ (44,03 % от общей суммы государственного и гарантированного государством долга) или 32.242.034,47 тыс.долл. США.
Гарантированный государством долг Украины составлял 105.165.917,36 тыс. ₴ (17,97 %) или 13.157.252,27 тыс.долл. США, в том числе: гарантированный внешний долг — 76.159.279,01 тыс. ₴ (13,01 %) или 9.528.247,09 тыс.долл. США;
гарантированный внутренний долг — 29.006.638
По состоянию на 31 июля 2014[23]государственный и гарантированный государством долг Украины составлял 837.445.559,16 тыс. ₴ или 69.226.121,44 тыс.долл. США, в том числе: государственный и гарантированный государством внешний долг — 492.883.903,54 тыс. ₴ (58,86 % от общей суммы государственного и гарантированного государством долга) или 40.743.473,52 тыс.долл. США;
государственный и гарантированный государством внутренний долг — 344.561.655,62 тыс. ₴ (41,14 %) или 28.482.647,92 тыс.долл. США.
Государственный долг Украины составил ‘686.804.516,03 тыс. ₴ (82,01 % от общей суммы государственного и гарантированного государством долга) или’ 56.773.616,28 тыс.долл. США.
Государственный внешний долг составил 373.912.675,98 тыс. ₴ (44,65 % от общей суммы государственного и гарантированного государством долга) или 30.908.903,91 тыс.долл. США.
Государственный внутренний долг составил 312.891.840,06 тыс. ₴ (37,36 % от общей суммы государственного и гарантированного государством долга) или 25.864.712,38 тыс.долл. США.
Гарантированный государством долг Украины составил 150.641.043,13 тыс. ₴ (17,99 %) или 12.452.505,16 тыс.долл. США, в том числе: гарантированный внешний долг — 118.971.227,57 тыс. ₴ (14,21 %) или 9.834.569,61 тыс.долл. США; гарантированный внутренний долг — 31.669.815,56 тыс. ₴ (3,78 %) или 2.617.935,55 тыс.долл. США.
Безопасный уровень долга[править | править код]
Динамика долга относительно ВВП (построено автором на основе данных Минфина[24] и зтой публикации)
Безопасный уровень долга — это такой уровень, при котором государство может 1) своевременно и в полном объёме выполнять свои долговые обязательства без помощи международных финансовых организаций (или других субъектов), без проведения реструктуризации этих обязательств или объявления дефолта, а также 2) осуществлять государственные заимствования на рынках капитала по приемлемым процентным ставкам.
Согласно украинским и иностранным исследованиям, экономически безопасный уровень государственного и гарантированного государством долга для Украины сейчас составляет около 35% от ВВП.[25][26][27]
Такой вывод базируется на статистике наступления дефолтов в странах с формирующимися рынками, (исследовано МВФ)[26] и на собственном опыте Украины, которая уже дважды была не в состоянии самостоятельно выполнять свои долговые обязательства при их приближении к уровню 30-35 % по отношению к ВВП[28]
в частности, в конце 1990-х годов (что привело к нескольким реструктуризаций внутреннего государственного долга и реструктуризации внешнего государственного долга) и в конце 2000-х годов (что привело к обращению за помощью в международных финансовых организаций (сумма которой была второй по величине в мире после помощи МВФ для Венгрии).
См. также[править | править код]
- Золотовалютные резервы НБУ
- Список стран по государственному долгу
- Список стран по будущему государственному долгу в процентах от ВВП
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Про державний внутрішній борг України | від 16.09.1992 № 2604-XII (укр.)
- Государственный долг Украины — Колено И.В., ДонНУЭТ
- Кравчук О. Історія формування боргової залежності України // Спільне. — 30.04.2015. (укр.)
Источник