Государственный кредит– это совокупность экономических отношений между государством в лице органов власти и управления с одной стороны и юридическими и физическими лицами с другой стороны, при которых государство выступает в качестве заемщика кредита и гаранта.
Если государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, то оно является гарантом.
Выступая в качестве заемщика, государство влияет на величину централизованных денежных фондов.
Государственный кредит функционирует в следующих формах:
1. Государственные займы – осуществляется за счет эмиссии и размещения ценных бумаг, а также для получения иностранного кредита.
2. Кредиты. Они могут предоставляться в следующих видах:
а) бюджетные ссуды (инвестиционный налоговый кредит)
б) товарный кредит
в) льготные кредиты.
3. Гарантированные займы. Федеральное правительство в форме условленного государственного долга дает гарантированное обязательство под кредиты, получаемые органами исполнительной власти субъектов РФ, либо хозяйственными субъектами.
Как один из видов государственный кредит имеет ряд особенностей, которые отличают его от классических финансовых категорий (налогов):
1. добровольность
2. возвратность
3. платность
Государственный кредит отличается от таких основных форм, как банковский и коммерческий, обеспечением. При предоставлении банковского или коммерческого кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-либо конкретные ценности. При заимствовании средств государством обеспечением служит вся платежеспособность государства, все имущество, находящиеся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.
На уровне центрального правительства займы не имеют целевого назначения. Заимствование на более низких уровнях характеризуется целевой направленностью.
Функции кредита:
1. Распределительная.Здесь подразумевается формирование денежных фондов и использование. Здесь проявляется принцип возвратности и срочности. Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения, т.е. идет формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных денежных средств, так и предприятий, организованных на стадии первичного распределения и не предназначенных для текущего потребления:
а) финансирование дефицита бюджета, т.е. после налогов это второй методов финансирования дефицита бюджета.
б) при положительном бюджетном сальдо финансируются экономические и социальные программы, и этот фактор имеет положительное значение для ускорения экономического развития страны.
Финансирование расходов капиталистического характера за счет позаимствованных средств имеет положительное значение. Финансирование перекладывается на все поколения, которые будут пользоваться этим объектом.
2. РегулирующаяГосударство может проводить ту или иную финансовую политику, сознательно используя государственный кредит, как инструмент регулирования экономики. Государство, выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита, следовательно, более дорогим становиться кредит для предпринимателей. Государство, выступая в качестве кредитора и гаранта, может стимулировать ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики.
3.Контрольная.
Государственные займы образуются в результате деятельности государства в качестве заемщика. Государственные займы классифицируются по ряду признаков:
1. По субъектам заемных отношений – займы, размещаемые центральными и местными органами управления.
2. По месту размещения: внутренние и внешние займы.
3. По обращению на рынке:
— Рыночные (займы свободно продаются и покупаются).
— Не рыночные (не подлежат обращению на рынке ценных бумаг).
4. По срокам привлечения средств: краткосрочные, среднесрочные (1-5 лет), долгосрочные (более 5 лет).
5. По обеспеченности долговых обязательств:
— Закладные (обеспечены конкретным доходом или имуществом).
— Беззакладные (обеспечиваются всей платежеспособностью эмитента)
6. В зависимости от характера выплачиваемого дохода различают процентные, выигрышные, процентно-выигрышные, беспроигрышные и беспроцентные (целевые) займы.
Процентные займы подразумевается доход в виде начисления процента.
Выигрышные – доход в виде выигрышей в момент погашения.
При поцентно-выигрышном займе облигационер получает часть дохода при погашении купонов, а часть – в форме выигрышей.
Беспроигрышные гарантируют выигрыш на каждую облигацию.
Беспроцентные (целевые) не предполагают выплаты дохода, а дают гарантию на получение дефицитных товаров.
7. В зависимости от условий обращения различают займы с правом досрочного погашения и без него.
8. По методам размещения займы бывают размещаемые на добровольной основе, по подписке и принудительно.
Источник
Особенности государственного кредита
Определение 1
Под государственным кредитом подразумевается совокупность отношений экономического характера, которые возникают между государством и физическими или юридическими лицами, государство в таких отношениях как правило выступает заемщиком, однако, может быть также и кредитором, и гарантом.
Являясь экономической категорией, государственный кредит находится между финансовыми отношениями и кредитными, совмещая их особенности. Как финансовая система, государственный кредит осуществляет обслуживание формирования и использования централизованных фондов денежных средств, т.е. государственного бюджета и внебюджетных фондов.
Государственный кредит обладает некоторыми особенностями, которые отличают его от других традиционных финансовых категорий:
- Добровольный характер;
- Возвратность и платность.
Если рассматривать различия государственного и банковского кредитов, то можно заметить, что во втором случае обеспечением являются какие-либо конкретные ценности, а если государство заимствует средства, то обеспечением является все имущество или же какой-то доход.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Государство, как и любой заемщик, привлекает средства на определенный заранее срок.
Государственный кредит представляет собой отношения вторичного распределения стоимости ВВП. В государственно-кредитные отношения вовлечены некоторые доходы и денежные фонды, которые были сформированы на этапе первичного распределения. Как правило к ним относятся временно свободные финансовые ресурсы предприятий и населения, но в определенных условиях трудовые коллективы и все население сознательно идут на ограничение потребления. В подобной ситуации источниками государственного кредита выступают средства, обеспечивающие текущее потребление или финансирование необходимых социальных или производственных расходов предприятий.
Необходимость использования государственных кредитов обуславливается постоянным противоречием величины потребностей общества и государственными возможностями по их удовлетворению за счет бюджета.
Функции государственного кредита
Как финансовая категория государственный кредит выполняет распределительную, регулирующую и контрольную функции.
Посредством распределительной функции формируются централизованные денежные фонды государства или же используются на принципах срочности, возвратности и платности. Как заемщик государство осуществляет мобилизацию дополнительных средств, чтобы финансировать свои расходы. В промышленно развитых государства займы выступают основным источником финансирования дефицита бюджета и находятся на втором месте (после налогов) в формировании доходной части бюджета.
Регулирующая функция государственного кредита заключается в том, что, находясь в кредитных отношениях, государство может влиять на денежное обращение, процентные ставки на рынках капиталов и денег, на занятость и уровень производства. Регулирование денежного обращения осуществляется посредством размещения государством облигаций государственного займа в различных группах инвесторов. При мобилизации средств физических лиц, государство может уменьшить их платежеспособный спрос. Если же с помощью кредита будут финансироваться производственные расходы, то сократится наличная денежная масса в обращении.
Контрольная функция кредита государства тесно связана с финансовой контрольной функцией. Но при этом обладает некоторыми специфическими особенностями:
- Данная функция тесно связана с государственной деятельностью и положением централизованного денежного фонда;
- В двустороннем порядке охватывает движение стоимости, поскольку не предусматривает возврата и возмещения полученных средств;
- Может осуществляться как финансовыми структурами, так и кредитными учреждениями.
Контролируется не только процесс привлечения заемных средств, но и процесс их погашения.
Формы государственных кредитов
Внутренний кредит государства может иметь следующие формы:
- Государственные займы;
- Трансформация доли вкладов населения в государственные кредиты;
- Заимствование части средств общегосударственного фонда ссуд;
- Гарантийные займы;
- Казначейские ссуды.
Государственные займы классифицируются по нескольким признакам:
- По субъекты заемных отношений подразделяются на займы, которые размещаются центральными органами управления и территориальными;
- По месту размещения – внешние и внутренние;
- По обращению в рыночной среде – рыночные и нерыночные. В первом случае займы могут свободно продаваться и покупаться, а в финансировании дефицита бюджета они основные. Нерыночные займы свободно меняют своих владельцев, не подлежат продаже на рынке ценных бумаг, как правило выпускаются государством для привлечения определенных инвесторов, интересам которых отвечают;
- По срокам привлечения финансовых ресурсов: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные;
- По обеспеченности обязательств: закладные и беззакладные. Обеспечение закладных облигаций выражается в конкретном залоге, к примеру, имуществе. Беззакладные облигации обеспечиваются всем имуществом государства или же муниципалитета.
Функционирование второй формы государственного кредита, т.е. трансформации доли вкладов населения, опосредовано системой сберегательных учреждений. Обращение доли вкладов населения в займы осуществляется посредством покупки особых ценных бумаг и оформления безоблигационных займов.
Для третьей формы государственного кредита характерным является то, что государственными кредитными учреждениями непосредственно передается часть кредитных ресурсов для покрытия расходов правительства.
В некоторых случаях государство может гарантировать погашение займа, который был выпущен нижестоящими органами управления, в этом выражается четвертая форма кредита государства.
Казначейские ссуды представляют собой отношения по оказанию финансовой помощи организациям и предприятиям органами государственного управления за счет средств бюджета на основании срочности, платности, возвратности.
Источник
Для покрытия бюджетного дефицита государство часто привлекает заемные ресурсы. В то же время оно располагает временно свободными денежными средствами. При этом в силу своей особой социально-правовой значимости государство может принимать на себя ответственность за погашение ссуд, взятых различными экономическими субъектами.
Все это объективно делает его одним из наиболее активных участников кредитных отношений, что, в свою очередь, порождает специфическую форму кредита — государственный кредит
Государственный кредит — это система формирования и использования ссудного фонда государства. Как экономическая категория госкредит выражает совокупность экономических отношений между государством (в лице органов власти), с одной стороны, и другими экономическими субъектами (физическими и юридическими лицами, зарубежными субъектами) — с другой, по поводу получения займов, предоставления ссуд или гарантийного обеспечения. При этом государство выступает заемщиком, кредитором и гарантом.
134
Государственный заем в качестве поступлений бюджета принципиально отличается от налогов: 1) он предоставляется на основе возвратности и платности; 2) носит добровольный характер. Таким образом, государственные займы — это временные дополнительные финансовые ресурсы, а не доходы бюджетов. Поэтому они учитываются отдельно и направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита.
Что касается ссуд, выдаваемых государством различным субъектам, то они в корне противоречат сущности бюджета как некоммерческой структуры и используются в основном в социально-политических целях.
Госкредит выполняет функции:
1) временного перераспределения;
2) регулирующую;
3) контрольную.
Через перераспределительную функцию государство формирует и использует денежные фонды на принципах возвратности, срочности и платности. Государство как заемщик обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов.
Перераспределение финансовых ресурсов осуществляется между:
• отечественными юридическими и физическими лицами и бюджетами;
• федеральным бюджетом, региональными и местными бюджетами;
• международными финансово-кредитными институтами и бюджетами;
• иностранными юридическими и физическими лицами и бюджетами.
Регулирующая функция госкредита выражается в следующем.
1. Мобилизуя средства физических лиц, государство уменьшает их платежеспособный спрос. При финансировании производственных затрат за счет кредита (например, инвестиции) происходит абсолютное сокращение наличной массы в обращении.
2. Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита.
3. За счет кредитов, предоставляемых из бюджетов территорий или внебюджетных фондов, возможно стимулирование развития производства и занятости.
Контрольная функция госкредита состоит в учете и контроле целевого движения ссудного капитала, прежде всего использования ссуд, и имеет ряд специфических особенностей:
135
• тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;
• охватывает движение стоимости в двустороннем порядке, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;
• производится не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.
Контроль движения ссудного фонда осуществляется министерством финансов.
К основным задачам госкредита относятся:
1) финансирование бюджетного дефицита;
2) проведение международной и региональной финансово-кредитной политики;
3) поддержка секторов и видов деятельности.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ различаются бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, предусматривающая предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основе. Бюджетная ссуда — бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.
В качестве заемщиков средств федерального бюджета могут выступать:
• бюджетные учреждения;
государственные и муниципальные унитарные предприятия;
• юридические лица, не являющиеся государственными или муниципальными унитарными предприятиями и бюджетными учреждениями;
• органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов;
• зарубежные государства, юридические и международные организации.
Способами обеспечения возвратности бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества.
Контроль целевого использования бюджетных ссуд включает применение ряда санкций.
При нецелевом использовании организациями средств федерального бюджета взимается штраф в размере двойной действующей учетной ставки ЦБ РФ. За несвоевременный возврат ссуд сокращается или прекращается предоставление всех форм государственной поддержки. За просрочку уплаты процентов за пользование средствами взимается пеня в размере 1/300 действующей учетной ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки.
Межгосударственный кредит предоставляется Правительством РФ иностранным государствам по межправительственными соглашениями за счет средств федерального бюджета. Государственными кредитами являются займы, по которым у иностранных государств и их юридических лиц, а также международных организаций возникают долговые обязательства перед РФ как кредитором. Разновидностью госкредита считается и задолженность организаций по обязательным платежам в федеральный бюджет.
Важное значение для эффективной государственной кредитной практики имеет классификация кредитных отношений.
Заемные средства РФ мобилизует в основном двумя путями: размещением долговых ценных бумаг и получением кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов, иностранных государств и межгосударственных организаций. В соответствии с этим госкредит может выступать в форме:
1) государственных займов;
2) гарантированных займов.
Государственные займы — это денежные ресурсы физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, получаемые государством на основании заключаемых договоров. По договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги, а заемщик обязуется возвратить такую же сумму займа.
Государственные займы осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг. Банки предоставляют кредит государству за счет заемных средств. Обращение части вкладов населения в государственные займы, предназначенные на нужды государства, осуществляется через покупку особых ценных бумаг (например, казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций и т.д.), а также оформление безоблигационных займов. В РФ это происходит путем покупки Сбербанком долговых обязательств государства.
В отдельных случаях правительство может гарантировать погашение займа, выпущенного нижестоящими органами власти и управления, а также выплату процентов по нему. По гарантированным займам правительство реально несет финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности плательщика. Возрождение гарантированных займов связано с предоставлением местным органам власти права проводить операции по заключению займов.
Государственные займы классифицируются по ряду признаков.
• По эмитентам (субъектам заемных отношений):
1) займы, размещаемые федеральными органами власти;
2) займы, размещаемые субъектными и местными органами управления.
137
• В зависимости от места размещения:
1) внутренние заимствования — от физических и юридических лиц, иностранных государств, международньгх финансовых организаций в валюте РФ;
2) государственные внешние заимствования ~ от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в иностранной валюте; внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств;
• По обращению на рынке:
1) рыночные займы — свободно продаются и покупаются (являются основными при финансировании бюджетного дефицита);
2) нерыночные займы — не подлежат обращению на рынке ценных бумаг и выпускаются государством для привлечения определенных инвесторов.
• По срокам погашения:
1) краткосрочные (до одного года);
2) среднесрочные (от одного года до пяти лет);
3) долгосрочные (от пяти лет и более).
• По обеспеченности долговых обязательств:
1) закладные — обеспечиваются конкретным залогом, например определенным имуществом;
2) беззакладные — обеспечиваются всем имуществом государства или данного муниципалитета.
• По характеру выплачиваемого дохода:
1) выигрышные;
2) процентные;
3) с нулевым купоном.
Выплата дохода осуществляется: по выигрышным облигациям на основе тиражей выигрышей, по процентным облигациям в виде купонов 1, 2 или 4 раза в год. Краткосрочные заемные средства государства продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Не имеют также купонов и некоторые долгосрочные долговые обязательства. Доход по ним выплачивается вместе с суммой основного долга. Такие облигации называются облигациями с нулевым купоном.
• По методу определения дохода:
1) с твердым доходом;
2) с плавающим доходом.
• В зависимости от сроков погашения:
1) обязательства с правом досрочного погашения;
2) обязательства без права досрочного погашения.
138
При досрочном погашении инвестор может уменьшить свои тери (если через год ставка упала и составила уже не 12%, а только 6%), выкупив и разместив новый займ и погасив старый.
Источник