Одной из форм господдержки сельскохозяйственных товаропроизводителей является предоставление государственных субсидий на возмещение части процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях.
Следует отметить, что механизм государственного субсидирования может быть реализован различными способами. Немаловажное значение имеет вопрос, кто является прямым получателем государственных средств. Так, реализация антикризисных мер в текущем году по поддержке ипотечного кредитования предполагает, что компенсация будет предоставлена банку, выдавшему ипотечный кредит, заемщик при этом заключает кредитный договор уже по льготной ставке.
При кредитовании сельхозпроизводителей выбран иной механизм: господдержка оказывается заемщику напрямую, и банк в этом случае выполняет функции обычного кредитора и в процессе субсидирования фактически не участвует. Безусловно, необходимо иметь в виду, что кредитные организации, имеющие большой опыт кредитования сельскохозяйственного сектора, а это прежде всего Россельхозбанк и Сбербанк, имеют специальные кредитные программы для аграрной отрасли и готовы учитывать специфику сельскохозяйственного производства. Как правило, по этим причинам и процент одобрения кредитов для аграриев в «профильных» банках выше. Однако это совсем не означает, что если сельхозпроизводитель получил кредит в другой кредитной организации право на получение субсидии потеряно. Заемщик может выбрать кредитующий банк без каких-либо ограничений и при соблюдении условий программы господдержки обратиться за предоставлением субсидии.
Основные вопросы предоставления субсидий регламентированы Постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 № 1460 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах». Возмещение затрат заемщику проводится в рамках региональных государственных программ и регламентируется также нормативными актами субъектов федерации. Перечень региональных органов АПК размещен на сайте Министерства сельского хозяйства, информацию о наличие программ субсидирования можно уточнить на сайтах регионов (ссылки).
Схема получения субсидии на возмещение затрат по обслуживанию кредита выглядит следующим образом:
- Заемщик получает кредит.
- Расходует полученные средства на цели, указанные в кредитном договоре.
- Документально оформляет все произведенные расходы.
- Подтверждает целевое использование кредита.
- Сдает пакет документов, включающий также документы, которые подтверждают целевое расходование средств, в органы местного самоуправления.
- Оплачивает проценты и основной долг в банке.
- Делает расчет субсидий, который вместе с документами, подтверждающими факт оплаты кредита, передается для получения субсидий.
- Получает субсидии.
Размер государственной помощи напрямую зависит от того, кто получал кредит (фермерское хозяйство или юридическое лицо), когда получал, на какие цели и на какой срок. Для уточнения возможности получения субсидии необходимо детально изучить условия региональной государственной программы либо обратиться за консультацией в уполномоченный орган. При принятии решения о привлечении кредитных ресурсов с учетом возможности субсидирования части затрат, обязательно нужно учитывать, что проценты по кредиту сначала должны быть оплачены, а затем будет принято решение о субсидировании.
Источник
Основой экономики развитых стран давно признаны объекты малого и среднего бизнеса. В России эта сфера сельскохозяйственного производства пока не сильно развита. С целью оказания помощи начинающим предпринимателям в этой сфере может быть выделена субсидия из бюджета на возмещение затрат. Основные направления развития сельского хозяйства, инструменты и желаемый конечный результат — степень развитости агропромышленного комплекса изложены в госпрограмме развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Основные моменты программы
Программа по развитию сельскохозяйственного производства утверждена Постановлением Правительства от 14.07.2012 г. № 717. Цели программы глобальны, их можно определить так:
- обеспечение продовольственной независимости России;
- ускорение импортозамещения;
- повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынке.
Цели и задачи программы достаточно актуальны сегодня, в условиях набирающих оборот европейских и американских санкций. Главным и самым действенным инструментом помощи в развитии отечественного агропромышленного комплекса и малого и среднего предпринимательства в целом, является субсидирование.
В рамках госпрограммы были приняты следующие программы субсидирования:
- Единовременная субсидия на развитие предприятия. Такая субсидия является стартовой, предназначена для приобретения жилья, машин для целей сельхозпроизводства, специализированной техники и создания технических условий для развития агропромышленного производства.
- Субсидия по возмещению затрат на строительство. Субсидия предоставляется организациям агропромышленного комплекса, имеющим в собственности земли сельскохозяйственного назначения или заключившим договор аренды земель сельскохозяйственного назначения на срок от трех лет. В рамках подпрограммы реализуется возмещение затрат направленных на строительство и организацию сельхозпроизводства.
- Субсидии на возмещение части затрат по договорам лизинга. Часть средств можно вернуть при уплате первоначального лизингового платежа на приобретение машин и оборудования для целей сельского хозяйства.
- Субсидия для погашения процентов по займам. Предполагает возможность возврата части средств по договорам займа на развитие агропромышленного производства.
- Гранты на расширение предприятий. Представляет собой механизм возмещения части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса и позволяет единожды получить средства федерального или регионального бюджета для развития предприятия сельскохозяйственного назначения.
Понятие бюджетного субсидирования
Бюджетным кодексом РФ определено понятие субсидии. Субсидия — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Государственная программа выделения субвенций разработана с такими целями:
- создание благоприятных условий для отечественных производителей;
- поддержка уровня занятости за счет стимулирования участников рынка;
- перераспределение поступлений в бюджет в пользу малого и среднего предпринимательства;
- развитие рыночных отношений;
- участие государства в создании новых трудовых мест и укреплении отраслей, важных для конкретного региона.
Программа построена следующим образом:
- Федеральное правительство распределяет средства и передает их в регионы России.
- На местные власти возложены функции:
— по выделению перспективных отраслей вложения субвенции;
— по организации процесса выдачи денег конкретном предпринимателям;
— по контролю за их использованием.
Внимание: процесс субсидирования связан с двухступенчатой системой контроля:
- местные госорганы отслеживают работу предприятий, которым выделены казенные деньги;
- они же регулярно формируют и направляют в федеральный центр отчеты об использовании субвенций.
Кому предоставляется поддержка?
На преференцию могут претендовать субъекты рынка:
- зарегистрированные в качестве предприятий малого или среднего бизнеса;
- взявшие заем у государственного финансового учреждения;
- нуждающиеся в поддержке, чтобы остаться на плаву.
Важно: предприниматель обязан открыть всю информацию о своей деятельности государственным служащим. Использование казенных средств строго контролируется.
Перечень конкретных получателей определяется региональными властями. Они учитывают такие факторы:
- степень развития малого бизнеса на подведомственной территории;
- необходимость для населения конкретных услуг и товаров, возможность снижения доли импортных товаров на рынке региона;
- целесообразность и эффективность конкретного проекта;
- использование предприятием собственных средств для реализации проекта;
- иные.
Подсказка: как правило, субвенции направляются на развитие сельхозпроизводства. Однако в регионах есть и иные приоритеты.
На уровне ПП № 1460 сразу исключили из числа претендентов на субсидирование следующие группы предпринимателей:
- являющихся участниками Центробанка;
- оказывающие финансовые услуги (банки, ломбарды и иные).
Критерии подбора претендентов
Госпомощь выплачивается участникам рынка, взявшим кредит на развитие бизнеса. Речь идет исключительно о займах, полученных в госбанках:
- по кредитным договорам, заключенным с 01.01.2013 на срок до 8 лет;
- по инвестиционным кредитным договорам, заключенным с 01.01.2013 на срок до 15 лет;
- по кредитным договорам, заключенным гражданами для развития личного подсобного хозяйства, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами;
- по кредитам и займам на рефинансирование.
Правилами получения казенных средств установлено заключение соглашения между местными органами власти и получателем. В него в обязательном порядке включается такая информация:
- о выделении казенных денег субъекту рынка РФ, действующему в рамках местной программы (с указанием наименования и даты принятия);
- о сфере деятельности предпринимателя, в том числе:
— бизнес-плане и его целях;
— способах и направлениях вложения средств; - о полученных ранее возмещениях и их результативности;
- о размере предполагаемой помощи;
- о способах формирования и предоставления отчетности, в том числе:
— критериях контроля выполнения мероприятий;
— обязанности получателя открывать полную информацию о расходовании денег; - иное.
Организация контроля использования возмещения
Текст соглашения о субсидировании формируется под каждого конкретного получателя, с учетом направления его предпринимательской деятельности. В документе четко прописываются:
- направления вложения занятых средств;
- планируемые результаты в разрезе показателей;
- способы контроля.
Например, если предприниматель занимается производством сыров, то указываются:
- параметры роста производства (число килограмм или тонн) посезонно или к определенной дате;
- цели вложений (приобретение оборудования; закупка расходных материалов; иное)
- даты замера производственных показателей.
Подсказка: соглашение включает в себя план контроля, которого необходимо придерживаться неукоснительно.
Получатель обязан предоставлять регулярные отчеты в госорган, выдавший субвенцию. Информация тщательно анализируется. По результатам принимается решение об эффективности сотрудничества с данным участником рынка:
- продлить субсидирование;
- уменьшить размеры вливаний;
- отказать в поддержке.
Предупреждение: если предприниматель не оправдал доверия местных органов власти, то может не получить помощи на развитие иных проектов в дальнейшем.
Алгоритм оформления
Порядок предоставления субвенции из госбюджета не менялся с начала ввода в действие Постановлении Правительства № 1460. Он состоит в следующем:
- Претендент обязан собрать пакет документов и инвестиционный проект.
- Бумаги прилагаются к заявлению и направляются в адрес отдела (департамента), занимающегося взаимодействием с бизнесом.
- Пакет изучается в течение пяти рабочих дней.
- Решение принимается уполномоченным органом в Министерстве сельского хозяйства.
- Претенденту направляется мотивированный ответ.
- При получении положительного ответа, заемщик собирает установленные Постановлением документы для получения субсидии на возмещение затрат по кредиту.
- Уполномоченный орган составляет расчет средств и оформляет платежное поручение. Денежные средства должны быть переведены в течении 30 дней с момента принятия положительного решения органом.
- В случае отказа в предоставлении меры государственной поддержки, орган делает соответствующую запись в журнале регистрации и направляет претенденту мотивированное письмо в течении 10 дней с момента принятия решения.
Подсказка: комиссия, как правило, заседает не чаще одного раза в месяц. К запланированной дате специалисты собирают заявки претендентов. Подробности следует узнавать в местной администрации.
Необходимые документы
Региональные власти устанавливают свои правила подбора претендентов. Они могут включить в перечень обязательных документов дополнительные, подтверждающий какой-то особый местный критерий. Однако всем претендентам понадобятся такие бумаги:
- Заявление на субсидию из госбюджета.
- Официальное подтверждение наличия подсобного хозяйства и его объем (иного производства).
- Бизнес-план.
- Документы об имеющемся кредите:
— копия договора с финансовым учреждением, заверенная юридической службой банка;
— график погашения кредита;
— справка об имеющейся на дату подачи пакета задолженности;
— реквизиты счета для перечисления средств. - Копии платежных поручений, подтверждающие оплату процентов.
- Расчет средств на возмещение части затрат за период, указанный в заявлении.
Подсказка: перечень актуален для местных и федеральных субвенций.
Сколько денег выделят?
Величину субвенции определяет комиссия. В ПП № 1460 указаны только граничные параметры:
- запрещено выделять в адрес одного субъекта рынка более пяти миллионов рублей.
Таким образом, сумма к получению зависит от конкретных условий заявителя:
- размаху деятельности;
- полезности для населения региона;
- величины задолженности;
- перспективности развития данного направления для субъекта федерации;
- иного.
Предупреждение: в обязательном порядке проверяется деловая репутация претендента. Лицам, внесенным в черный список неплательщиков по кредитам, деньги из казны не выделяются.
Кроме того, запрещено предоставлять преференцию на возмещение предпринимателям:
- нарушающим законодательство РФ;
- проходящим процедуру банкротства.
Подсказка: деньги приходят одобренному претенденту в течение двух месяцев со дня принятия положительного решения.
Какие затраты учитываются при выделении возмещения?
Федеральное правительство наделило региональные власти довольно широкими полномочиями в вопросах распределения субвенций на возмещение. Однако определенные ограничения в ПП № 1406 имеются.
Претендовать на господдержку смогут представители малого и среднего бизнеса, потратившие заемные деньги на такие цели (в рамках бизнес-плана):
- закупку:
— оборудования и техники сельскохозяйственного назначения;
— горюче-смазочных материалов на проведение посадки или уборки сельхозпродукции;
— скота, птицы, иных животных с целью воспроизводства в промышленных масштабах; - строительство:
— цехов по переработке, их благоустройство;
— баз обслуживания специализированной техники.
Внимание: средства не предоставят, если заемные деньги вложены исключительно в организацию работы офиса и бухгалтерии.
Советы специалиста: как получить госсубсидию?
В работе муниципальных органов есть своя понятная логика. Специалисты и руководители отвечают перед вышестоящими структурами за эффективность вложения казенных денег. Это приводит к некоторой подозрительности в отношении претендентов на их получение. Повысить уровень доверия можно такими способами:
- Открыто продемонстрировать деятельность предприятия, в том числе:
— направления вложения кредитных средств;
— результативность предпринятых мер. - Подробно и объективно обрисовать идею предприятия. Она должна быть:
— интересной;
— полезной обществу;
— экономически перспективной. - Доказать факт создания новых трудовых мест. По возможности заинтересовать чиновников расширением производства, что позволит трудоустроить еще ряд безработных.
- Неукоснительно выполнять условия соглашения, в том числе:
— предоставлять подробную и объективную информацию о своей работе;
— вовремя направлять отчетность;
— не нарушать сроков внесения налоговых платежей.
Подсказка: немаловажным фактором сотрудничества является спокойное, открытое, доброжелательное общение как с чиновниками, так с сотрудниками и клиентами.
У вас остались вопросы?
Или вам требуется юридическая помощь? Задайте вопрос юристу нашего сайта. Он бесплатно проконсультирует! Изложите вопрос максимально подробно.
Задать вопрос: https://vselg.ru/vopros
Источник
Срок приема заявок с 10 июля 2020 г. по 30 октября 2020 г. до 15:45 по московскому времени.
Прием заявок осуществляется посредством информационной системы развития предпринимательства и промышленности (i.moscow, mbm.mos.ru)
Также на портале mbm.mos.ru и по электронной почте measures@cluster.mos.ru осуществляется предварительное консультирование по заявкам, представленным в электронном виде.
Получатели:
Субъекты МСП:
- Являющиеся резидентами креативных технопарков, технопарков, в том числе создаваемых в рамках инвестиционных приоритетных проектов города Москвы, индустриальных (промышленных) парков, особой экономической зоны технико-внедренческого типа, созданной на территории города Москвы.
- Являющиеся арендаторами помещений в креативных технопарках, осуществляющими в качестве основного вида экономической деятельности экономическую деятельность, относящуюся в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности к обрабатывающему производству.
- Являющиеся участниками инновационного кластера на территории города Москвы, осуществляющими в качестве основного вида экономической деятельности экономическую деятельность, относящуюся в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности к научным исследованиям и разработкам, техническим испытаниям, исследованиям, анализу и сертификации, деятельности в области информации и связи, обрабатывающему производству (за исключением производства табачных изделий).
- Предоставляющие гостиничные услуги на территории города Москвы.
- Признанные социальными предприятиями в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
- Осуществляющие деятельность в одной или нескольких приоритетных отраслях:
- Деятельность по оказанию услуг в сфере дошкольного, общего и дополнительного образования детей;
- Деятельность в области культуры, организации досуга и развлечений;
- Физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт.
* Перечень приоритетных видов экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД приведен в конце страницы
Субсидия предоставляется: в размере документально подтвержденных затрат на уплату процентов по кредиту, понесенных субъектом МСП в период с 1 января года, предшествующего году подачи заявки, до окончания срока действия кредитного договора, но не более трех финансовых лет.
Размер субсидии: Ключевая ставка ЦБ РФ от суммы уплаченных процентов по кредитам на поддержку и развитие деятельности субъекта МСП, но не более размера процентной ставки по кредиту.
При приобретении оборудования, произведенного на территории РФ, размер компенсации увеличивается на 5 процентных пунктов, но не более размера процентной ставки по кредиту.
Не более 1 млн рублей на три финансовых года для социальных предприятий и субъектов МСП, осуществляющих деятельность в приоритетных отраслях, и не более 10 млн рублей на три финансовых года для субъектов МСП, указанных в пунктах 1 — 4.
Условия получения субсидии:
- Субъект МСП должен соответствовать требованиям Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ.
- Организация (в том числе ИП) должна быть зарегистрирована в качестве налогоплательщика и вести хозяйственную деятельность на территории города Москвы, а также продолжительность регистрации субъекта МСП в качестве юридического лица или ИП должна составлять не менее 6 месяцев до дня подачи заявки на предоставление субсидии.
- Отсутствие у субъекта МСП действующего договора о предоставлении средств из бюджета города Москвы на те же цели, на которые предоставляется субсидия, на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи заявки на предоставление субсидии.
- Организация (в том числе ИП) не имеет нарушений договорных обязательств, обеспеченных за счет средств бюджета города Москвы, в течение последних трех лет на день подачи заявки.
- Предприятие должно иметь действующий на день подачи заявки кредитный договор.
- Отсутствие проведения в отношении субъекта МСП процедуры реорганизации, ликвидации или банкротства, приостановления деятельности в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на предоставление субсидии.
- Субъект МСП не является иностранным, юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранного юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении такого юридического лица, в совокупности превышает 50 процентов.
- Отсутствие у субъекта МСП задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в размере, превышающем 50 тыс. рублей.
Извещение о проведении отбора.
Примерная форма договора о предоставлении субсидии.
Перечень приоритетных видов экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД.
Для получения дополнительной информации обратитесь по телефону:
+7(499) 961 01 20 (пн-пт, с 9.00 до 18.00) или заполните заявку здесь, и Вам перезвонят.
Ознакомьтесь с нормативно-правовым актом: Постановление Правительства Москвы от 04.10.2017 N 741-ПП
Источник