ПОНЯТИЕ О СУБФЕДЕРАЛЬНЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАИМСТВОВАНИЯХ
Заемная деятельность органов власти регионального и местного уровней в федеративном государстве имеет свою специфику по сравнению с заемной деятельностью федеральных органов власти. Эта специфика определяется тем, что государственный долг как инструмент макроэкономической политики регионов выполняет свои собственные функции, которые возникают как следствие специфических задач, решаемых региональными и местными органами власти [33].
Основные функции субфедеральных заимствований:
- • инфраструктурная, реализация которой связана с созданием и поддержанием функционирования необходимой для хозяйственной деятельности производственной и социальной инфраструктуры территорий;
- • социальная, которая связана с оказанием населению территориальными органами власти целого спектра бюджетных услуг. Осуществляя заемную деятельность, территориальные органы
власти могут привлекать дополнительные средства в бюджет на следующие цели:
- • покрытие дефицита бюджета;
- • финансирование бесприбыльных объектов, требующих единовременных крупных вложений, которыми не располагает ежегодный бюджет: строительство, реконструкция и ремонт объектов социального назначения (школ, больниц, музеев, библиотек и т.п.); строительство, реконструкция и ремонт объектов местной инфраструктуры (дорог, мостов, водосетей и т.п.);
- • финансирование прибыльных проектов, вложение в которые окупается в течение нескольких лет, в том числе финансирование проектов строительства, ремонта и реконструкции жилья на основе их самоокупаемости, т.е. при условии, что затраты компенсируются выручкой от продажи всего или части построенного жилого фонда.
По источникам привлечения все займы территорий можно разделить на две группы: займы у юридических и физических лиц; займы у федерального правительства.
Заимствования у юридических и физических лиц в основном реализуются через выпуск субфедеральных ценных бумаг. Эта категория займов функционирует на рыночной основе.
Использование субфедеральными органами власти заимствований из федерального бюджета на льготных нерыночных условиях — существенный источник пополнения региональных и местных бюджетов. В теории финансов это явление носит название «мягкие» бюджетные ограничения для субнациональных органов власти [42]. Фактически бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, предоставляемые из вышестоящих бюджетов нижестоящим, представляют собой не что иное, как канал финансовой помощи, дополняющий межбюджетные трансферты.
Государственные заимствования субъектов Российской Федерации — займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов, кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства субъекта Российской Федерации.
Муниципальные заимствования — займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, и кредиты, привлекаемые в местный бюджет от других бюджетов и от кредитных организаций, по которым возникают муниципальные долговые обязательства.
Совокупность долговых обязательств субъекта Российской Федерации образует государственный долг субъекта Российской Федерации, а благодаря муниципальным заимствованиям формируется муниципальный долг.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают правом внутренних и внешних заимствований. В связи с этим государственный долг субъекта Российской Федерации может быть внутренним (выраженным в валюте Российской Федерации) и внешним (выраженным в иностранной валюте). Муниципальные образования обладают правом лишь внутренних заимствований, и соответственно муниципальный долг бывает только внутренним.
Следует отметить, что вплоть до 2008 г. право внешних заимствований для субъектов Российской Федерации было законодательно ограничено. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в редакции от 01.01.2008 целями государственных внешних заимствований субъекта Российской Федерации могут быть погашение существующего государственного внешнего долга субъекта Российской Федерации и финансирование дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
С 1 января 2011 г. вступили в силу нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, предоставляющие право субъектам Российской Федерации возобновить практику внешних заимствований в целях финансирования дефицита бюджета и погашения внешнего долга. Однако это не затронет те субъекты, у которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетных лет превышала 5% от объема собственных доходов консолидированного бюджета и которые вправе осуществлять внешние заимствования только для погашения внешнего долга. Еще одно ограничение состоит в том, что субъекты Российской Федерации вправе осуществлять внешние облигационные займы при условии получения рейтингов не менее двух ведущих международных рейтинговых агентств [20].
По срочности субфедеральные долговые обязательства могут быть краткосрочными (менее 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет) и долгосрочными (от 5 до 30 лет — для субъектов Российской Федерации, от 5 до 10 лет — для муниципальных образований) [1].
Долговые обязательства субъекта Российской Федерации, муниципального образования полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счет средств соответствующего бюджета. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не несут ответственности по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы.
Предельный объем заимствований субъектов Российской Федерации, муниципальных заимствований в текущем финансовом году не должен превышать сумму, направляемую в текущем финансовом году на финансирование дефицита и (или) погашение долговых обязательств соответствующего бюджета.
Государственные заимствования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований отражаются в Программах внутренних и внешних заимствований, соответственно, и учитываются в Муниципальной долговой книге, Долговой книге субъекта Российской Федерации и Государственной долговой книге Российской Федерации. Информация о долговых обязательствах вносится в Долговые книги в срок, не превышающий пять рабочих дней с момента возникновения соответствующего обязательства.
Информация, отраженная в муниципальной долговой книге, подлежит передаче в финансовый орган соответствующего субъекта Российской Федерации. В свою очередь, информация о долговых обязательствах субъекта Российской Федерации и долговых обязательствах муниципальных образований подлежит передаче Министерству финансов Российской Федерации.
Источник
Бюджетные заимствования — денежные средства, поступающие на кредитной основе в распоряжение Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований для финансирования дефицита соответствующего бюджета и погашения долговых обязательств [5, с. 28].
Российский рынок субфедеральных займов появился сравнительно недавно, в 1992 г. В непростой политической и экономической ситуации региональные власти могли рассчитывать на налоговые поступления, субвенции и дотации из государственного бюджета, банковские кредиты, продажу муниципальной собственности. Однако результаты использования этих возможностей не оправдывали ожиданий. Местные власти пустили в ход такой способ финансирования потребностей, как облигационные займы
Субфедеральные займы — займы органов власти субъектов РФ.
Субфедеральные займы ценные бумаги выпускаемые органами исполнительной власти субъектов РФ, имеющие доступ на внешние финансовые рынки.
Субфедеральными являются облигации, эмиссия которых осуществлена от имени субъектов Российской Федерации. Муниципальными, соответственно, следует считать облигации, выпущенные муниципальными образованиями.
Термин «субфедеральная облигация» был введен специалистами-практиками, и в законодательстве отсутствует.
Так, согласно Федеральному закону № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» субфедеральные облигации относятся к государственным ценным бумагам наряду с федеральными ценными бумагами, выпущенными от имени Российской Федерации.
Выпуск субфедеральных и муниципальных ценных бумаг преследует следующие цели:
а) Финансирование дефицита бюджета субъекта Федерации или муниципального образования, в т.ч.:
ѕ покрытие общего дефицита бюджета;
ѕ покрытие краткосрочных кассовых разрывов;
ѕ покрытие определенных целевых расходов эмитента, включая реструктуризацию задолженности.
б) Финансирование целевых программ или конкретных проектов (предусматривается погашение выпуска частично или полностью за счет поступлений от проекта).
Теоретически субфедеральные и муниципальные ценные бумага могут выпускаться в виде любой эмиссионной долговой ценной бумаги. Однако статус эмиссионности в Российской Федерации имеют три вида ценных бумаг акция, облигация и опцион эмитента.
При этом долговой ценной бумагой является только облигация, что и объясняет эмиссию субфедеральных и муниципальных ценных бумаг в единственном виде — облигаций.
Классификацию субфедеральных займов представим в таблице 1.
Таблица 1 — Классификация субфедеральных займов [4, с. 42]
Под управлением субфедеральным или муниципальным долгом следует понимать разработку и реализацию стратегии управления долговыми обязательствами субъекта Федерации или муниципального образования в целях минимизации долговой нагрузки и расходов по обслуживанию займа.
В процессе управления долгом необходимо принимать во внимание нормы Бюджетного кодекса РФ. Наиболее существенные ограничения, касающиеся эмиссии и обслуживания субфедеральных и муниципальных ценных бумаг, состоят в следующем:
Предельный объем долга не должен превышать объем доходов бюджета субъекта Федерации или муниципального образования без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации (п. 2 ст. 107 Бюджетного кодекса РФ) [1].
Предельный объем расходов на обслуживание долга не должен превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня (ст. 111 Бюджетного кодекса РФ) [1].
Срок погашения долговых обязательств не должен превышать 30 лет для субъекта Российской Федерации и 10 лет для муниципального образования (п. 5 ст. 99 и п. 6 ст. 100 Бюджетного кодекса РФ) [1].
Заимствования должны использоваться для покрытия дефицита бюджета соответствующего уровня, а также для финансирования расходов бюджета соответствующего уровня в пределах расходов на погашение долговых обязательств (п. 1 ст. 104 Бюджетного кодекса РФ) [1].
В целом ограничения, накладываемые Бюджетным кодексом РФ на выпуск субфедеральных и муниципальных ценных бумаг, носят формальный характер и не позволяют избежать рисков и дефолтов. В частности, Бюджетным кодексом РФ не устанавливается оптимальный уровень долговой нагрузки. Значение предельного объема долга, соответствующее объему доходов бюджета, чрезмерно завышено и неизбежно повлечет за собой дефолт, т.е. неспособность эмитента своевременно выполнять собственные финансовые обязательства полностью или частично.
Эмитенты — лидеры рынка субфедеральных облигаций — достаточно давно занимаются вопросами управления долгом.
Принципы в области субфедеральных заимствований
а) снижение расходов на обслуживание государственного долга;
б) снижение расходов на обслуживание государственного долга;
в) увеличение удельного веса внутреннего долга в структуре государственного долга;
г) ограничение принятия новых обязательств по привлечению кредитов иностранных государств и займов международных финансовых организаций;
д) прекращение заимствования по неэффективно используемым займам;
е) концентрация привлекаемых средств на реализацию проектов в области инфраструктуры, имеющих общегосударственное значение;
ж) размер государственного долга и его структура должны обеспечивать выполнение Российской Федерацией обязательств по его погашению и обслуживанию, а также гарантированную возможность рефинансирования долга независимо от состояния бюджета и прогнозируемого изменения внешнеэкономической конъюнктуры в конкретный период;
з) активное управление государственным долгом с целью снижения рисков, связанных с его структурой, и стоимости его обслуживания;
и) увеличение сроков рыночных внутренних заимствований без существенного роста доходности инструментов, в том числе с целью формирования уровня процентных ставок по субфедеральным и корпоративным займам, повышение ликвидности рынка государственных ценных бумаг за счет увеличения объемов новых выпусков;
к) разработка и внедрение новых видов государственных облигаций с учетом интересов различных групп инвесторов, в том числе в связи с проведением пенсионной реформы.
Государственный долг субъекта РФ — это совокупность долговых обязательств субъекта РФ. Этот долг полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим казну субъекта РФ.
Долговые обязательства субъекта РФ приобретают форму:
а) кредитных соглашений и договоров;
б) государственных займов субъекта РФ, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта РФ;
в) договоров и соглашений о получении субъектом РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
г) договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта РФ;
д) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъектов РФ прошлых лет.
Иные формы долговых обязательств субъекта РФ не предусмотрены, а потому они неправомерны.
Госдолг субъектов РФ складывается из:
а) основной номинальной суммы долга по ценным бумагам субъектов РФ;
б) объема основного долга по кредитам, полученным субъектом РФ;
в) объема основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным субъектом РФ от бюджетов других уровней;
г) объема обязательств по гарантиям, предоставленным субъектом РФ.
Эффективное управление государственным долгом представляет собой задачу оптимизации по ряду критериев. Основные критерии эффективности управления государственным долгом имеют свое выражение в задачах и представляют собой соотнесение реальных результатов, достигнутых в процессе управления государственным долгом, с задачами, поставленными на данном этапе управления государственным долгом.
дефицит бюджет субфедеральный ценный
Источник
Мы уже рассказывали, что облигации — надежный инструмент для тех, кто не любит рисковать.
Сергей Петрушко
частный инвестор
Раньше мы говорили о государственных и корпоративных облигациях — настало время поговорить о третьем виде, субфедеральных облигациях. Такие облигации выпускают субъекты РФ или муниципальные образования — городские округа, городские и сельские поселения.
Минутка матчасти
Облигация — это долговая ценная бумага. Государство или корпорация берет у инвестора в долг, а потом с заранее известной периодичностью платит ему проценты. А в конце срока заемщик получает первоначальную стоимость облигации — номинал.
Заемщик — это эмитент. Инвестор — это покупатель облигации. Проценты в облигациях называются купонами. А закрытие облигации — погашением. Вот минимально необходимый набор знаний. Поехали.
Зачем субфедеральные облигации субъектам РФ
Деньги, привлеченные с помощью облигаций, субъекты РФ тратят на собственное финансирование: покрывают дефицит бюджета или запускают целевые программы.
Например, Новосибирская область выпустила облигационный заем, чтобы покрыть дефицит бюджета. А потом выпустила еще один заем, чтобы, как ни иронично, покрыть задолженность по предыдущим облигациям.
Зачем субфедеральные облигации инвесторам
Субфедеральные облигации — неплохой вариант для консервативного инвестора.
Безопасность. Субфедеральные облигации относятся к государственным ценным бумагам. А это означает, что их надежность сопоставима с федеральными ценными бумагами, выпущенными от имени РФ. Чтобы субъекты РФ могли возвращать долги инвесторам, государство предоставляет им бюджетные кредиты по ставке 0,1% годовых.
В пользу безопасности говорит еще и то, что субъекты РФ законодательно ограничены и не могут сколько угодно наращивать долговую нагрузку с помощью облигаций:
- Госдолг субъекта не может быть больше доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений. А если объем дотаций в субъект составляет больше 40% от бюджета, то госдолг не может превышать 50% доходов бюджета.
- Расходы по госдолгу должны составлять не более 15% от всех расходов. Например, общие расходы области составляют 85 млн рублей. Области понадобилось взять в долг 100 млн рублей. На обслуживание долга — выплату процентов — область сможет тратить не более 15 млн рублей, иначе расходы будут составлять более 15%. Таким образом, область может взять в долг 100 млн рублей максимум под 15% годовых.
Доходность. По сравнению с облигациями федерального займа (ОФЗ) у субфедеральных облигаций выше доходность. В среднем при сопоставимых сроках погашения можно получить на один процентный пункт годовых больше.
Частота выплаты купонов. По ОФЗ выплаты купонов происходят раз в полгода. У большинства выпусков субфедеральных облигаций ежеквартальная выплата купонов.
Льготное налогообложение. Субфедеральные облигации относятся к государственным ценным бумагам — по ним действует налоговая льгота, позволяющая не платить НДФЛ с купонного дохода.
Амортизация. Амортизация облигации — это когда держателям облигаций постепенно возвращается часть вложенных средств. Для инвестора это возможность вывести часть средств раньше срока погашения. А еще это подтверждение платежеспособности эмитента. В субфедеральных облигациях амортизация встречается часто: из 122 выпусков в обращении только 7 не амортизируются.
Заранее известный купон. Процент, который эмитент выплачивает держателям облигаций, может быть постоянным либо фиксированным. Постоянный не меняется до конца срока обращения облигаций; фиксированный купон известен на момент размещения облигаций, но может меняться в заранее установленные даты. Это упрощает владельцу облигаций планирование будущих доходов.
В чем подвох
Низкая ликвидность. По субфедеральным облигациям проходит намного меньше сделок, чем по ОФЗ или корпоративным. И если инвестору срочно понадобятся деньги, есть риск, что быстро продать облигации не получится, так как на рынке не будет покупателей. Возможна и обратная ситуация: инвестор хочет докупить облигации на полученные купоны, но продавцов нет. Субфедеральные облигации лучше держать до погашения.
Сравним ликвидность субфедеральных облигаций Красноярского края номиналом 1000 рублей, республики Коми номиналом 100 рублей и ОФЗ 26210 номиналом 1000 рублей.
Разница между ценой покупки и продажи бумаги называется спредом. Спред говорит о ликвидности инструмента: чем он меньше, тем лучше, так как при необходимости продать облигацию сделать это можно с наименьшими потерями. Вот несколько примеров:
- ОФЗ 26210 — купить облигации можно по цене 99,411% от номинала, в продаже облигаций на 14,7 млн рублей. А продать облигации можно по цене 99,384%, заявок на покупку — на 27 млн рублей. Спред составляет 0,027%.
- По облигациям Красноярского края ликвидность заметно ниже. По цене 102,87% хотят продать облигаций на сумму 469 тысяч рублей, а купить по цене 102,65% хотят на сумму 457 тысяч. Спред составляет 0,22%.
- Республика Коми с номиналом 100 рублей. На продажу по цене 102,75% выставлена заявка на сумму 563,5 тысячи рублей. Хороший объем на покупку стоит по цене 101,91% — на сумму 2,7 млн рублей. Спред составляет 0,84%.
Очевидно, что ОФЗ обладают более высокой ликвидностью по сравнению с субфедеральными облигациями.
Стакан наглядно демонстрирует намерения покупателей и продавцов. Первый столбец — цена, в процентах от номинала. Над чертой — продавцы, под чертой — покупатели. Второй столбец — объем на покупку/продажу в лотах
Амортизация — это как плюс, так и минус. Со снижением долговой нагрузки эмитента уменьшается объем выплачиваемых процентов. Если инвестор купил облигацию на 5 лет под 9%, при ежегодной амортизации будет высвобождаться часть средств, которые нужно будет куда-то реинвестировать. При этом нет гарантии, что высвобожденные деньги инвестор сможет вложить с той же доходностью.
Например, инвестор покупает 100 облигаций по номиналу 1000 рублей — на 100 000 рублей. Купон облигации фиксированный, составляет 7,85% годовых. У облигации предусмотрено две даты амортизации — в эти даты инвестору вернется по 250 рублей от стоимости каждой облигации. Вот какой расчет получается:
- До первой даты амортизации инвестор будет получать ежеквартальный купонный доход из расчета 7,85% годовых — то есть 7850 рублей в год.
- В дату первой амортизации номинал уменьшится: инвестору вернется 250 рублей от стоимости каждой облигации — итого 25 000 рублей. На счете у инвестора останутся те же 100 облигаций, но их стоимость будет составлять уже 75 000 рублей. Купон составит те же 7,85% годовых, но в абсолютном значении уменьшится — 5887,5 рубля в год.
- После второй даты амортизации инвестор получит еще 25 000 рублей от стоимости облигаций. На счете останется 100 облигаций на сумму 50 000 рублей. Годовой купон составит 3925 рублей.
Риск дефолта. Я писал выше о надежности субфедеральных облигаций, но риск все же есть: если эмитент объявит дефолт, возможно, понадобится время, прежде чем государство поможет погасить обязательства эмитента. На практике было зарегистрировано три дефолта — задержки в платежах по купонам — по одному и тому же эмитенту: Клинскому району Московской области. Все долги были погашены за счет бюджета области с задержкой не более 10 дней:
Еще один прецедент дефолта был создан Новгородской областью в феврале 2015 года, когда эмитент не смог вовремя провести платеж по кредиту. Был зафиксирован технический дефолт — задержка платежа. Средства на погашение выделили из федерального бюджета.
Как выбирать субфедеральные облигации
Как и у любой другой облигации, параметры каждого выпуска фиксируются в документации. Информация публикуется на сайте эмитента.
Сегодня на Московской бирже обращается 122 выпуска облигаций от 52 эмитентов. Чтобы упростить поиск подходящего выпуска облигаций, лучше воспользоваться специальными сервисами. Я предпочитаю «Русбондс-ру» — он бесплатный, но для расширенного доступа нужна регистрация.
Чтобы на «Русбондс» найти субфедеральные облигации, нужно перейти в раздел «Анализ облигаций», выбрать параметры поиска «Сектор рынка» — «Муни», «Состояние выпуска» — «В обращении» и нажать «Найти»В нижней части экрана сформируется таблица с облигациями по заданным параметрамДля удобства рекомендую воспользоваться экспортом данных в эксель: это позволит настроить фильтры и из общего списка подобрать интересующие облигации. Так выглядит таблица с облигациями, которые погашаются в 2021 году, отсортированы по убыванию доходности к погашению и приносят более 7,5% годовых
При выборе облигаций я в первую очередь обращаю внимание на срок погашения, затем на доходность, наименование эмитента, ликвидность и цену. Как правило, этого достаточно для предварительного выбора выпуска. Остальную информацию можно подробно посмотреть на следующем этапе.
После фильтрации можно нажать на наименование облигации и перейти в карточку выпуска. В анкете выпуска можно посмотреть подробную информацию:
- Общие сведения — информация по наименованию эмитента, регистрационные данные, номинал выпуска, объем выпуска, сведения о купоне, даты размещения, погашения, амортизации.
- Организаторы — информация об эмитенте, организаторах выпуска, агентах.
- Купоны — таблица с датами выплаты купона, его величиной, годовой ставкой и суммой купона в рублях в расчете на одну облигацию.
- Амортизация — даты и размеры досрочного погашения номинала облигации.
- Размещение — информация по условиям размещения.
- Котировки — сведения о текущем состоянии выпуска, его рыночной цене, доходности к погашению, динамике и объемах торгов за последние 6 месяцев. Информация публикуется по закрытию предыдущей торговой сессии.
- Доходность — текущие цены, НКД, доходность, дюрация и объемы торгов. Стоит обратить внимание на пункты «Доходность к погашению эффективная» и «Доходность к погашению простая». Первая показывает доходность к погашению с учетом капитализации выплачиваемого купона и амортизации. Вторая — доходность к погашению, но уже без капитализации.
- Календарь — основные события по выпуску.
Для примера выберем облигации КамчатскийКрай-35001-об со сроком погашения 11.11.2024 и доходностью 9,36% годовых. Смотрим вкладку «Купоны»:
Видно, что по облигации выплачивается фиксированный купон, но меняется его величина. Причин две: неравная величина купонных периодов и амортизация. Первый купонный период составляет 97 дней, а остальные — 91 день. 14.11.2022 и 13.11.2023 по данному выпуску предусмотрена амортизация, в результате которой уменьшается номинал облигации и, соответственно, сумма выплачиваемого купона.
Я стараюсь капитализировать доходы: для этого достаточно на все средства, поступающие в виде купонов и амортизации, покупать те же или другие облигации. Это позволяет получать дополнительный доход на вновь вложенные деньги, что повышает итоговую доходность.
По этому выпуску номинал составляет 1000 рублей. 14.11.2022 будет первая амортизация — 30%, то есть инвестор кроме купона получит 300 рублей от номинала облигации. 13.11.2023 наступит вторая амортизация, где на счет вернется 300 рублей, а в облигациях останется 400 рублей. Остальная сумма с соответствующим купоном поступит после погашения
На что еще обращать внимание
Несмотря на то что субфедеральные облигации относятся к государственным ценным бумагам, рекомендую обращать внимание на уровень долговой нагрузки субъекта РФ, чтобы максимально защитить свои вложения. Чем выше этот показатель, тем больше вероятность проблем с погашением в будущем.
Этот показатель рассчитывается как отношение долга субъекта РФ к его налоговым и неналоговым доходам. Налоговые доходы — налог на имущество, транспортный, земельный налог и т. д. Неналоговые — доходы в виде различных пошлин и сборов: таможенного, лицензионного, утилизационного, патентного и т. д.
Удобнее всего смотреть на сайте «Риарейтинга». Результаты представлены в таблице и отсортированы по уровню долговой нагрузки.
Если долговая нагрузка выше 100% от дохода субъекта, значит, текущих доходов субъекта недостаточно для покрытия долга. А это значит, что, возможно, потребуется прибегнуть к помощи федерального бюджета.
Лучше избегать субъектов с высокой долговой нагрузкой, так как возможны трудности при выплате купонов или погашении облигаций. К таким субъектам относятся Республика Мордовия, Костромская область и Карачаево-Черкесская Республика. Наименьший долг в Севастополе, Сахалинской и Тюменской областях.
Запомнить
- Субфедеральные облигации — достойная альтернатива рублевому банковскому депозиту, государственным и корпоративным облигациям.
- Надежней, чем корпоративные облигации, а доходность выше, чем у ОФЗ.
- Чаще всего выпускаются с амортизацией основного долга и ежеквартальной выплатой купона.
- Выпускаются с постоянным или фиксированным купоном.
- Обладают низкой ликвидностью, поэтому при выборе облигаций следует ориентироваться на дату погашения.
Источник