В настоящей статье рассматривается понятие дефицита бюджета и наиболее распространённые причины его возникновения. Проанализирован федеральный закон о государственном бюджете на 2015-2017 гг. Представлены основные методы покрытия бюджетного дефицита.
Государственный бюджет является центральным звеном финансовой системы любой страны. Он представляет собой финансовый план государства на весь год и приравнивается к законодательному акту [3].
Государственный бюджет состоит из двух частей, которые тесно связаны между собой и дополняют друг друга:
- Доходная часть, в которой отражаются источники поступления средств, предназначенных для финансирования государственной деятельности,
- Расходная часть – в ней указываются цели, для которых предназначены данные государственные средства.
Чаще всего встречаются 2 варианта государственного бюджета:
- Нормальное, сбалансированное состояние, при котором расходы государства равны доходной части госбюджета,
- Дефицит – при этом расходы государства превышают размер доходной части.
Руководство каждой страны стремится к тому, чтобы достичь «баланса дохода», т.е. такой ситуации, при которой расходная и доходная части бюджета равны между собой.
Однако на этот баланс влияют самые разные факторы – политические, экономические, природные, в результате чего доходная часть госбюджета не может покрыть все расходные статьи. Именно такая ситуация и называется бюджетным дефицитом.
Иными словами, бюджетный дефицит это превышение расходов над получаемыми доходами. Естественно, что все страны стараются свести к минимуму риски возникновения подобной ситуации, поскольку такое состояние госбюджета нежелательно для страны – из-за бюджетного дефицита происходит рост государственного долга и инфляция.
Существует и третий вариант госбюджета – его профицит, т.е. превышение доходов государства над его расходами. Однако встречается такая ситуация нечасто.
В разные периоды своего существования, а особенно во время экономического кризиса практически каждое государство вынуждено сталкиваться с дефицитом госбюджета. Так, к самым распространенным причинам образования дефицита госбюджета являются:
- Чрезвычайные и форс-мажорные ситуации – стихийные бедствия, катастрофы, массовые беспорядки и войны и т.п.;
- Несовершенство налогового законодательства и политики в сфере налогообложения;
- Коррупция в государственных органах;
- Спад производства;
- Увеличение расходов на оборону в связи с неспокойной ситуацией в мире;
- Низкая эффективность финансовой системы страны;
- Уменьшение доходов госбюджета в периоды экономического кризиса.
Как отмечают экономисты и политологи, если показатель дефицита государственного бюджета не превышает 3% внутреннего валового продукта (ВВП), вероятность его преодоления высока, а сам дефицит называют временным.
Если дефицит госбюджета колеблется в пределах 3-10%, он считается допустимым, однако при показателях более 20% дефицит называют критическим.
В Российском законодательстве для бюджетов различных уровней предусматривается определенный допустимый уровень дефицита, который считается приемлемым, неопасным состоянием и не требует вмешательства государства. Например:
- Дефицит местного бюджета не может превышать 10%,
- Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации должен составлять не более 15%,
- Дефицит федерального бюджета не должен быть больше суммарного объема расходов на обслуживание государственного долга страны и бюджетных инвестиций.
Естественно, что уровень дефицита, зависящий от множества факторов, влияющих на экономику страны, не может быть величиной постоянной [2]. Как правило, он определяется по отношению к ВНП, ВВП или утвержденным Правительством затратам госбюджета.
Исходя из этого бюджетный дефицит подразделяется на:
- Активный, стимулирующий дальнейшее развитие экономики страны и вызывающий рост капитала,
- Пассивный, напрямую зависящий от процессов инфляции, происходящих в государстве.
Как же можно покрыть дефицит госбюджета? Для этого существуют 3 способа:
- Долговое финансирование.
Данный способ осуществляется путем выпуска доходных государственных облигаций, обращающихся на фондовом рынке. Естественно, что при этом увеличения денежной массы не наблюдается. После окончания заранее оговоренного периода обращения ценные бумаги погашаются государством.
Покрывается долговое финансирование дефицита госбюджета за счет внешних (вне страны) и внутренних (внутри страны) заимствований, что в итоге приводит к появлению или росту внешнего и внутреннего государственного долга.
В тех случаях, когда государство использует исключительно данный вариант пополнения бюджетного дефицита, последний возрастает настолько, что финансировать его становится невозможно и в результате единственным выходом становится эмиссионное финансирование.
- Монетизация дефицита бюджета.
Являясь традиционным способом уменьшения бюджетного дефицита, монетизация заключается в дополнительной эмиссии денежных средств, т.е. увеличении денег в обращении. При этом у государства появляется доход, возникающий благодаря печатанию денежных знаков – так называемый «сеньораж» (от фр. seigneuriage).
Главным недостатком этого варианта решения проблемы бюджетного дефицита является инфляция.
- Корректировка налоговой политики в сторону роста налогообложения.
Ещё один вариант пополнения госбюджета и сокращения дефицита – введение дополнительных видов налогов и повышение налоговых ставок.
Однако у такого решения также есть недостатки – это снижение предпринимательской активности в стране, уменьшение доходности инвестиций, а в итоге – косвенное стимулирование теневой экономики и спад производства.
В соответствии с законом «О федеральном бюджете на 2015-2017 года» [1]:
- В 2015 году расходы госбюджета составят 15 триллионов 215 миллиардов руб., а доходы – 12 триллионов 539 миллиардов 700 миллионов руб.,
- В 2016 году расходы ориентировочно составят 16 триллионов 271 миллиард 800 миллионов рублей, а доходная часть государственного бюджета будет равна 15 триллионов 795 миллиардов 500 миллионов руб.,
- В 2017 году доходы госбюджета будут равны 16 триллионам 547 миллиардам 800 миллионам руб., а расходы – 17 триллионов 88 миллиардов 700 млн.руб.
Исходя из этих данных, дефицит государственного бюджета в 2015 году составит 3,66% от ВВП или 2675,3 млрд. руб., в 2016 году – 0,57% от ВВП или 476,3 млрд. руб. и в 2017 году – 0,6% от ВВП или 540,9 млрд. руб.
Двумя годами ранее, в 2013 году Россия рассчитывала решить проблему с дефицитом госбюджета в течение 24 месяцев с условием, что цена на нефть составит не менее 100 долл.США за 1 баррель. Однако в результате западных санкций в отношении РФ стоимость барреля нефти составила всего 50 долл. США – именно поэтому и дефицит госбюджета возрос до 2675,3 млрд.руб. В дальнейшем ожидается снижение размера бюджетного дефицита.
Также в планы Правительства РФ входит снижение уровня инфляции и сокращение государственных расходов. При этом стоит отметить, что реформа «Сколково», подготовка к Чемпионату мира по футболу, который будет проводиться в 2018 году, Универсиаде-2019 в Красноярске и многим другим крупным мероприятиям приведут к увеличению статьи государственных расходов.
Какие бы меры ни принимались для преодоления дефицита госбюджета, все они в итоге направлены на сокращение расходов и увеличение доходных статей, а сбалансировать бюджет страны помогут продуманное законодательство и действующие механизмы выполнения принятых законов.
Источник
В каждом бюджете необходимо сбалансировать доходную и расходную часть. Баланс – это равновесие; при составлении бюджета основным вопросом является достижение такого состояния денежных поступлений и расходов государства.
Дефицит бюджета представляет собой отрицательную разницу между поступлениями и расходами, включая кредитование; положительная разница между этими величинами, то есть превышение доходов над расходами образует излишек или профицит бюджета.Он направляется на погашение государственного долга, может составить свободные остатки бюджетных средств. Эти свободные остатки по окончании бюджетного года зачисляются на специальные счета Правительства республики и местных исполнительных органов; они используются на прирост оборотной кассовой наличности, на покрытие государственного долга.
Дефицит – превышениерасходов над доходами. Допустимым уровнем дефицита считается 2-3% от величины внутреннего продукта страны. В таких случаях дефицит может быть сравнительно легко покрыт с помощью выпуска государственных займов, эмиссии бумажных денег.
Бюджетный дефицит отражает состояние экономики, а его наличие вызывается следующими причинами:
— общим спадом производства в экономике страны
— ростом издержек общественного производства
— чрезмерным выпуском в обращение денег, не покрываемых товарными массами
— преобладанием в расходах бюджета значительных социальных расходов, не соответствующих уровню развития экономики
— большими объемами финансирования военных расходов на содержание военно-промышленного комплекса, на управление
— крупномасштабным оборотом «теневой» экономики
— непроизводительными расходами и потерями в национальном хозяйстве.
Существуют следующие способы покрытия бюджетного дефицита:
— государственные займы
— увеличение налогообложения
— эмиссия денег.
В отношении бюджетного дефицита фискальная политика основывается на 3 концепциях:
1. Ежегодно балансируемый бюджет.До последнего времени такой бюджет считался целью фискальной политики. Но подобное состояние бюджета уменьшает стабилизирующую направленность фискальной политики. При наличии безработицы и падении доходов населения, сокращаются налоговые поступления. В этом случае государству необходимо повысить налоговые ставки, или сократить государственные расходы, или осуществить эти оба действия. В итоге сократится совокупный спрос и еще больше сократится производство. Для ликвидации бюджетного излишка государству придется принимать следующие меры: снизить ставки налогов, или увеличить государственные расходы, или использовать сочетание этих мер. В любом из этих случаев усилится инфляция.
2. Бюджет, балансируемый на циклической основе.Согласно этой концепции бюджет балансируется в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Для предотвращения спада производства государство снижает налоги и увеличивает расходы, намеренно создавая дефицит. При последующем экономическом подъеме государство увеличивает налоги и сокращает расходы, а возникающие бюджетные излишки направляются на погашение дефицитов в годы спада.Так проводится балансирование бюджета в течение экономического цикла. Однако спады и подъемы могут быть не одинаковы по глубине и длительности, что может привести к нарушению циклической сбалансированности бюджета.
3. Концепция функциональных финансов.Она состоит в том, что их целью является балансирование экономики в целом для достижения макроэкономической стабильности. В данном случае предполагается, что налоговая система обеспечит поступление в бюджет автоматически по мере экономического роста, а макроэкономическая стабильность будет стимулировать этот рост, в результате чего дефицит будет самофинансироваться.
Фискальная политика, ориентированная на концепции бюджета, балансируемого на циклической основе, и функциональных финансов, предполагает разработку обоснованной программы финансовых мероприятий, учитывающей состояние денежного обращения, обеспечивающей контроль по формированию бюджетных дефицитов, финансирование эффективных мероприятий по направлениям государственных расходов.
Источник
Механизм рыночной экономики наиболее четко работает тогда, когда государству удается сводить концы с концами, уравнивать доходы бюджета с расходами Тем не менее государства все чаще сталкиваются с дефицитом бюджета, и тогда возникает вопрос, как и за счет чего покрывать бюджетный дефицит. Следует иметь в виду, что любой способ покрытия дефицита сопровождается усилением инфляции, ведет к торможению развития экономики. Но если этого все же не делать своевременно, задержки с преодолением бюджетного дефицита еще более усиливают дестабилизирующие факторы экономического развития.
Способов покрытия бюджетного дефицита несколько. Рассмотрим главные из них:
- Первый способ сводится к тому, что его финансируют посредством эмиссии дополнительных денежных знаков. Такая мера создает видимость быстрого решения финансовой проблемы страны, но на самом деле имеет весьма негативные экономические последствия, ибо ложится бременем на плечи населения, ведет к резкому ускорению инфляционных процессов. Каждый дополнительный денежный знак, проникающий в обращение через «дыру» в бюджете, равнозначен неполноценным деньгам, ибо не обеспечен товарной массой продуктов и услугами, он усиливает разрыв между инфляционным спросом и реальным предложением товаров.
- Второй способ связям с тем, что для покрытия дефицита государство прибегает к займам у центрального банка. На первый взгляд кажется, что такая мера не сопровождается инфляцией денег, но это только кажется. Инфляция происходит и здесь, но протекает медленнее и в более цивилизованных формах. В самом деле, допустим, что правительство заняло у центральною банка n-ю сумму денег и в назначенный срок вернула банку ссуду с процентами. Но, расплатившись с банком сегодня, государство уже завтра вынуждено обратиться к нему за новыми кредитами, которые на данный момент не обеспечены товарными ценностями. В результате происходит постепенное инфляционное разбухание денежной массы.
- Третий способ покрытия дефицита заключается в том, что государство выпускает и размещает свои долговые обязательства в виде облигаций государственною займа. Данный вид финансирования внешне не носит инфляционного характера. Объем денежных знаков не увеличивается, но дестабилизирующее действие и возможность развития инфляционных процессов очевидны. Дело в том, что выпуск облигаций и изъятие у населения денег сокращают инвестиции в экономику, ограничивают предложение товаров. Кроме того, выпуск государственных долговых обязательств сопровождается повышением процентных ставок за предоставляемые кредиты, что также ограничивает размеры инвестиций. В итоге происходит то же самое — тормозится экономическое развитие, сокращается предложение, усугубляется инфляционное неравновесие рынков. Таким образом, любой из перечисленных способов покрытия бюджетного дефицита выступает злом, является экономическим бедствием для страны. И все же если беда случилась и дефицит в бюджете появился, то предпочтение следует отдавать третьему способу.
Источник
Нормальное состояние государственного бюджета — это полное покрытие расходов государства доходами. Если расходы бюджета превышают его доходы, то имеет место дефицит государственного бюджета.
Основными причинами бюджетного дефицита являются:
- — рост общественных расходов на различные цели (военные, социальные, научно-исследовательские и др.);
- — циклические спады в экономике, когда происходят колебания деловой активности;
- — сокращение налогового бремени на экономику в целях ее стимулирования и др.
Рис. 6.5. Виды бюджетного дефицита
Различают фактический, структурный и циклический бюджетные дефициты (см. рис. 6.5).
Способов покрытия бюджетного дефицита несколько.
Первый способ сводится к финансированию дефицита бюджета посредством эмиссии денежных знаков. Такой способ имеет негативные экономические последствия, поскольку ведет к резкому ускорению инфляционных процессов. Каждый дополнительный денежный знак, проникающий в обращение для «латания дыры» в бюджете, не обеспечен товарами и услугами, он усиливает разрыв между инфляционным спросом и реальным предложением благ. Следует отмстить, что Центральный банк РФ с 1995 г. прекратил использование данного способа покрытия бюджетного дефицита.
Второй способ связан с финансированием бюджетного дефицита посредством внутренних и внешних займов, которые ведут к образованию внутреннего и внешнего государственного долга.
Третий способ покрытия бюджетного дефицита состоит в сокращении расходов бюджета, при этом уменьшение дотаций бизнесу может усилить спад в экономике, а сокращение социальных расходов спровоцирует социальную напряженность в обществе и приведет к сокращению совокупного спроса, что в свою очередь снизит стимулы для производства.
Четвертый способ заключается в увеличении налогового бремени, что ведет к уменьшению инвестиционных и потребительских расходов, следовательно, к торможению экономического роста и к увеличению бюджетного дефицита в случае сокращения налоговых поступлений в бюджет из-за повышения налоговых ставок в соответствии с закономерностью, описываемой кривой Лаффера.
Таким образом, любой из перечисленных способов покрытия бюджетного дефицита нс является абсолютно эффективным.
Некоторые источники финансирования дефицита федерального бюджета в РФ представлены в табл. 6.4.
Таблица 6.4
Некоторые источники финансирования дефицита федерального бюджета (млрд, руб.)
Источник: Российский статистический ежегодник — 2012 // Режим доступа https://www.gks.ru/bgd/rcgl/bl2_13/IssWWW.exe/Stg/d5/22- I0.htm
В отношении российского государства 2008—2011 гг. нельзя говорить о существовании устойчивых предпочтений относительно способов покрытия бюджетного дефицита, хотя доля заимствований на внешнем рынке для финансирования бюджетного дефицита сокращалась, а доля заимствований на внутреннем рынке — увеличивалась.
Источник
Дефицит государственного бюджета — это… Бюджетный дефицит и бюджетный профицит, сбалансированный бюджет. Внутренние и внешние источники финансирования дефицита бюджета. Меры по управлению бюджетным дефицитом: эмиссия, секвестр и налоговое покрытие.
РИА Новости / Екатерина Штукина
Что такое бюджетный дефицит
Дефицит государственного бюджета — это превышение расходов бюджета над доходами.
Простыми словами, если государство тратит больше, чем получает — это и есть бюджетный дефицит. Обычно дефицит бюджета оценивается в процентах от валового внутреннего продукта (ВВП).
Дефицит — всегда проблема, потому что государству нужно где-то найти деньги на оплату расходов.
Основные методы борьбы с бюджетным дефицитом: секвестр — сокращение бюджетных расходов; налоговое покрытие — введение дополнительных налогов и сборов; заимствования — наращивание внешнего и внутреннего госдолга; денежная эмиссия — дополнительный выпуск наличных.
Дефицит бюджета — не карастрофа для страны. Бюджеты многих государств являются дефицитными. Иногда попытки бороться с дефицитом оказываются вреднее самого дефицита — сокращая важные расходы и чересчур повышая налоги, государство может усугубить экономический кризис и спровоцировать долгосрочные проблемы.
Профицит и сбалансированный бюджет
Профицит государственного бюджета — это обратная ситуация, когда доходы выше расходов. Простыми словами, это избыток доходов, при котором в бюджете остаются «лишние» деньги.
Сбалансированный бюджет — это бюджет, где доходы равны расходам. В идеале, государственный бюджет должен быть сбалансированным — общий объем запланированных расходов должен соответствовать общим поступлениям в бюджет. Но учесть все обстоятельства бывает невозможно, и потому возникает дефицит либо профицит.
Причины бюджетного дефицита
Рост государственных расходов. Расходы могут расти в том числе из-за политического популизма — необеспеченных социальных программ.
Рост неоплаченного государственного долга.
Сокращение доходов из-за экономического кризиса.
Чрезвычайные обстоятельства: катастрофы, стихийные бедствия, войны.
Неэффективность финансовой системы государства.
Неэффективность налоговой политики, уход налогоплательщиков в тень.
Коррупция.
Виды бюджетного дефицита
Бюджетный дефицит может быть хроническим или временным. Хронический дефицит — это чаще всего следствие затянувшегося экономического кризиса. Временный дефицит способен перерасти в хронический.
Фактический дефицит бюджета состоит из структурного и циклического дефицита.
Структурный дефицит — это дефицит, который возник бы в условиях полной занятости при текущем уровне налогов.
Циклический дефицит бюджета — это дефицит, вызванный экономическим кризисом, то есть спадом деловой активности и сокращением налоговых поступлений.
Последствия дефицита бюджета
Бюджетный дефицит не является чрезвычайным явлением. Он встречается в бюджетах многих государств, особенно в период экономического кризиса. Тем не менее, властям необходимо принимать жесткие меры, чтобы устранить дефицит и минимизировать его последствия.
Дефицит приводит к задержке финансирования бюджетных учреждений, срыву сроков выполнения государственных заказов. Это значит, что могут возникнуть проблемы в образовании, здравоохранении, обороне, работе государственных учреждений.
Кроме того, дефицит практически всегда приводит к инфляции — снижению покупательной способности денег.
Если не устранить дефицит бюджета и не принять меры, он рискует стать хроническим.
Источники финансирования дефицита государственного бюджета
Для финансирования дефицита бюджета государство может использовать внутренние и внешние источники.
Внутренние источники финансирования бюджетного дефицита
Размещение государственных ценных бумаг, облигаций в национальной валюте.
Кредиты, полученные от кредитных организаций — банков и фирм.
Бюджетные кредиты.
Доходы от продажи государственного имущества.
Использование государственных резервов.
Внешние источники финансирования бюджетного дефицита
Размещение государственных ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте.
Кредиты иностранных государств.
Кредиты зарубежных банков и фирм.
Кредиты международных финансовых организаций.
Проблема с любыми заимствованиями в том, что они помогают лишь временно. Нарастает государственный долг, который необходимо обслуживать — возвращать с процентами.
Меры по управлению бюджетным дефицитом
В целях облегчения последствий бюджетного дефицита государство может предпринять слеюущие меры:
Денежная эмиссия. Бюджетный дефицит можно покрыть, напечатав больше наличных денег. Это позволит государству оплатить текущие расходы, но если «включить печатный станок», вырастет инфляция — деньги начнут обесцениваться.
Налоговое покрытие бюджетного дефицита. Увеличение налоговых ставок или введение дополнительных налогов позволит наполнить бюджет. Однако из-за роста налогов предприниматели могут сократить производство или уйти в тень — перестать платить вовсе. В этом случае доходы бюджета снизятся.
Секвестирование бюджета. Урезание бюджетных расходов — секвестр — позволит сэкономить деньги и обойтись имеющимися доходами. Минус в том, что это означает недофинансирование бюджетных программ. Это непопулярная мера, которая вызовет недовольство граждан. А некоторые расходы сократить окажется невозможно — жизненно важные статьи бюджета не подлежат секвестированию.
Источник