- Сущность и значение государственного кредита
- Виды и формы государственного кредита
- Государственный долг
- Государственный кредит представляет собой отношения заимствования временно свободной стоимости, обязательным участником которых является государство. Государство чаще всего выступает в роли заемщика (государственный займ) или гаранта. Цель привлечения средств государством:
— покрытие бюджетного дефицита
— регулирование денежного обращения
— аккумуляция средств для инвестиционных программ
Цель предоставления гарантий: государственная поддержка предпринимательской активности, поддержка займов на определенном территориальном уровне (как правило, субъектов федераций).
Цель кредитования: поддержка воспроизводственных функций государственных предприятий и некоторых стратегически важных для государства отраслей или предприятий. Кредит может предоставляться также и населению с целью реализации социальной политики государства.
Главной причиной наличия государственного кредита в условиях трансформационной экономики является недостаток бюджетных средств. Поэтому привлекаемые ресурсы передаются органам государственного управления для покрытия бюджетного дефицита. Эта практика является более целесообразной, чем эмиссия денег, следствием чего является инфляция.
По своей экономической сущности государственный кредит – это форма вторичного перераспределения ВВП. Его источником являются свободные средства населения, предприятий и организаций. Государственные заимствования необходимо осуществлять только тогда, когда исчерпаны остальные возможности формирования доходов или необходимо снизить налоговое бремя. При этом обязательно должна функционировать система эффективного и результативного использования заемных средств.
Источники погашения ссуд:
— Доходы от инвестирования заемных средств в высокоэффективные процессы
— Дополнительные поступлення от налогов
— Экономия средств от сокращения расходов
— Эмиссия денег
— Привлеченные от новых займов средств (рефинансирование долга)
Обеспечение государственного кредита выступает все имущество, которое имеется в собственности государства, но объем залога в кредитном соглашении не указывается.
Субъектами государственно-кредитных отношений со стороны Украины выступают:
Кабинет Министров Украины
Органы власти АРК
Органы местного самоуправления (муниципальный кредит? …)
Министерство финансов Украины (в частности Государственное казначейство
НБУ.
Государственный кредит является источником привлечения дополнительных ресурсов в бюджет, оказывает влияние на денежное обращение и процентную ставку через операции на открытом рынке.
- Виды и формы государственного кредита.
Государственный кредит бывает двух видов: внешний и внутренний. Внешний государственный кредит представляет собой отношения заимствования между государством и субъектами других стран. Внутренний государственный кредит – между государством и субъектами данный страны.
Основной формой государственного кредита является государственный займ.
По правому оформлению государственный займ делится на виды:
— государственный займ, обеспеченный выпуском ценных бумаг (облигации и казначейские обязательства (векселя).
— государственный займ, предоставляемый на основе соглашения.
Облигация – это средне или долгосрочное долговое обязательство государства, по которому в установленные сроки кредиторам возвращается долг и выплачивается доход в форме процента, выигрыша или путем оплаты купонов. Цель – покрытие бюджетного дефицита и конкретные проекты (целевой).
Казначейские обязательства (векселя) – краткосрочное долговое обязательства на покрытие бюджетного дефицита. По ним выплачиваются проценты. Реализуются только физическим лицам. Срок погашения до года, среднесрочные – до 5 лет.
Государственный заем на основе соглашения – это, как правило, кредиты, предоставляемые правительством других стран, международными организациями и финансовыми институтами.
По субъектам кредитных отношений государственные займы делятся на те, которые размещаются:
— Центральными органами управления
— Местными органами управления.
По месту размещения: Внешние займы – предоставляются лицами других стран, международными организациями и финансовыми институтами. Внутренние – внутри страны.
По срокам привлечения средств:
Краткосрочные (погашаются до 1 года для, как правило, покрытия временных кассовых разрывов)
Среднесрочные (1 до 5 лет)
Долгосрочные (5 лет и выше)
По признаку обеспеченности:
Закладные (облигации обеспечиваются определенными доходами или имуществом)
Беззакладные (облигации не обеспечиваются ничем конкретным).
По форме выплаты доходов:
Процентные – собственники получают твердый доход, ежегодно, путем оплаты купонов, или одноразово при погашении суды путем начисления процентом на номинальную стоимость ценных бумаг
Выигрышные – доход получается в форме выигрышей в момент погашения облигации по тем облигациям, которые попали в тираж выигрышей.
Беспроигрышные – гарантируют выигрыш на каждую облигацию в течение срока действия ссуды.
По методу определения дохода займы делятся на обязательства:
С твердым доходом – ставка процента фиксируется на весь период
С плавающим доходом – ставка процента зависит от разных факторов, например от спроса и предложения на эти ценные бумаги на финансовом рынке.
- Существование государственного кредита приводит к появлению государственного долга. Его сумма состоит из всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства (как внутренних , так и внешних), включая гарантии по кредитам, выдаваемым иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным предприятиям.
Различают текущий и капитальный, внутренний и внешний долг.
Текущий – сумма задолженности, подлежащая погашению в текущем году и подлежащих уплате в этот период процентов по всем ранее выпущенным займам. Капитальный – сумма задолженности и процентов, которые должны быть уплачены по ссудам. Внутренний долг — задолженность кредиторам данный страны. Внешний – задолженность кредиторам других стран.
Управление государственным долгом состоит в обеспечении платежеспособности государства, т.е. возможности погашения долга.
Существует несколько способов регулирования заемной политики:
— конверсия
— консолидация
— унификация
— отсрочка погашения
— реструктуризация
— аннулирование.
Конверсия – изменение доходности ссуд. Осуществляется в случае изменения ситуации на финансовом рынке или ухудшения финансового состояния государства, когда не возможно выплатить предполагаемый доход.
Консолидация – передача обязательства по ранее выпущенному займу на новый займ с целью продления срока ссуды. (обмен старых облигация на новые)
Унификация – объединение нескольких займов в один. С целью упрощения управления государственным долгом
Отсрочка погашения – перенос сроков выплаты задолженности
Реструктуризация – использования в комплексе полностью или частично названых выше методов
Аннулирование – отказ государства от своей задолженности.
Основной задачей финансовой политики Украины является постепенное уменьшение долгового давления на Государственный бюджет и экономику страны и оптимизация структуры государственного долга. Но большой размер долга создает угрозу финансовой безопасности страны.
Внешняя угроза:
— возрастание внешней задолженности
— вмешательство в национальную финансовую сферу международных финансовых организаций
— негативное сальдо торгового баланса
— дефицит платежного баланса
— зависимость национального финансового рынка от мирового
Внешняя угроза.
— рост внутреннего государственного долга
— неэффективность налоговой системы и массовой уклонение от уплаты налогов
— бюджетный дефицит
— неразвитость фондового рынка и слабость банковской системы
— кризис платежей
— низкий уровень инвестиционной деятельности.
Тема 9 . Финансовый контроль
Источник
Государственный кредит — совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями — с другой стороны, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли либо кредитора, либо заёмщика, либо гаранта.
Цели и задачи государственного кредита[править | править код]
Государственный кредит независимо от формы его существования имеет, как правило, добровольный характер. Пример отклонения от добровольного характера — обязательная подписка на государственные облигации в годы после Великой Отечественной войны в СССР, предназначенные для сбора средств на восстановление народного хозяйства после войны.
Государственный кредит используется государством для решения различных задач:
- поиск финансовых ресурсов для финансирования государственных расходов, увязки доходов и расходов;
- регулирование макро- и микроэкономических процессов;
- воздействие на социальную и денежно-кредитную политику.
Государственный кредит и государственный долг[править | править код]
Государственный кредит тесно связан с категорией государственного долга. Увеличение заимствований государством ведет к росту государственного долга. Под государственным долгом Российской Федерации понимаются её долговые обязательства перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг обеспечивается всем находящимся в собственности государства имуществом, составляющим государственную казну.
Под государственным долгом субъекта Российской Федерации понимают совокупность его долговых обязательств, которые обеспечиваются всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим его казну.
Долговые обязательства Российской Федерации в рамках категории «государственный кредит» могут существовать в следующей форме:
- Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами, международными организациями в пользу данных кредиторов;
- Государственные долговые ценные бумаги, выпускаемые от имени Российской Федерации;
- Договоры о предоставлении государственных гарантий Российской Федерацией, договоры поручительства Российской Федерации по обеспечению обязательств третьими лицами;
- Соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств государства прошлых лет;
- Переоформление долговых обязательств третьих лиц в долговые обязательства Российской Федерации на основе принятых федеральных законов.
Сроки погашения долговых обязательств Российской Федерации и её субъектов не могут превышать 30 лет.
Управление государственным кредитом[править | править код]
Управление государственным кредитом, связанное с обеспечением его деятельности в качестве заёмщика, кредитора и гаранта, является одним из направлений финансовой политики государства. Совокупность действий государства по управлению государственным кредитом включает:
- Обслуживание и погашение государственного долга;
- Выпуск и размещение новых облигационных займов:
- Поддержание вторичного рынка долговых обязательств;
- Регулирование рынка государственного кредита;
- Выработка порядка, условий и форм предоставления государством кредитов.
Основными органами государственной власти, осуществляющими управление государственным кредитом, являются Министерство финансов, Центральный банк.
Целями управления государственным кредитом являются достижение экономических, социальных и политических целей, которые определяются современным состоянием социально-экономического развития страны, тенденциями и перспективами её развития.
Литература[править | править код]
- Финансы: Учебник /Под ред. В. В. Ковалева М:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004
См. также[править | править код]
- Государственные финансы
- Заём
Источник
Государственным кредитом называется совокупность финансово-материальных отношений, в которых одной из сторон выступает государство, а второй — физическое или юридическое лицо, международные компании или другая страна. Кредитование является неотъемлемой частью финансовой структуры.
- Особенности кредитования
- Какие функции выполняет государственный кредит?
- Основные виды
- Условия получения
- Принципы функционирования государственного кредита
- Плюсы и минусы
Особенности кредитования
Сущность абсолютно идентична стандартному кредиту, хоть и есть важные особенности:
- Государство не обязано указывать причину, по которой требуется заключение кредитного соглашения.
- Основной целью кредитования является восполнение дефицита бюджета.
- Управление денежным обязательством осуществляется правительственным органом.
- Заем обеспечивается всем имуществом, принадлежащим государству.
- Доходы от данной формы кредитования занимают вторую строчку после налогов для финансирования экономической, социальной и политической деятельности страны.
Предоставление заемных средств осуществляется на добровольной основе.
Какие функции выполняет государственный кредит?
Основные функции:
- Перераспределение финансов с учетом текущих потребностей экономики.
- Регулирование денежного потока и процентных ставок внутри страны за счет большого объема сделок.
- Контроль государственного бюджета, который осуществляется представителями власти.
Государственный кредит является важной частью экономики страны, без которой невозможно быстрое и стабильное экономическое развитие. При этом сумма государственного долга является показателем не слабой экономики, а высокого кредитного рейтинга страны.
Основные виды
Ключевые формы кредитования:
- Централизованные займы подразумевают выпуск ценных бумаг (облигации) федеральным государственным органом.
- Децентрализованные находятся в руководстве местных органов самоуправления и муниципалитетов.
По географическому признаку выделяются:
- внешние кредиты (займы у иностранных государств);
- внутренние (реализация ценных бумаг в пределах страны).
Дополнительно выделяются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные кредиты.
Условия получения
Важнейшими параметрами предоставления заемных средств являются:
- Длительность — один из основных пунктов. Определяется исходя из суммы, экономических возможностей заемщика и других факторов. В среднем составляет 5-10 лет.
- Обязательства сторон прописываются в рамках обоюдной договоренности.
- Размер и периодичность внесения платежей. При наличии штрафных санкций информация тоже прописывается в договоре.
- Процентная ставка устанавливается на определенном уровне и не меняется в течение действия соглашения.
В целом суть не отличается от стандартного понятия «кредит». Основное отличие в масштабах.
Принципы функционирования государственного кредита
В основу финансовых отношений заложена необходимость соблюдения интересов всех участвующих сторон. Ключевыми принципами, характерными для госкредита являются:
- добровольность;
- возмездность (необходимость возврата с процентами);
- целевая направленность (кредит берется для решения определенных задач);
- обеспеченность всем имуществом, принадлежащим государству;
- срочность (период погашения);
- возвратность (обязательство вернуть заемные средства).
Соблюдение данных принципов является основным преимуществом, которым обладает данная форма кредитования. Они делают государственный заем выгодным вложением для кредитора и целесообразным для заемщика.
Плюсы и минусы
Преимущества государственного кредита:
- возможность регулирования финансовых потоков внутри страны;
- пополнение федерального, регионального или муниципального бюджета без дополнительной эмиссии средств;
- укрепление взаимоотношений между странами при получении или предоставлении внешнего займа;
- возможность развивать экономику государства без изъятия средств из бюджета.
Несмотря на большое количество плюсов, есть и недостатки:
- рост производственных расходов, из-за необходимости компенсировать проценты по займу;
- если экономика страны не справляется с погашением долгового обязательства, возможно повышение налоговой нагрузки.
Увеличение налоговых сборов негативно сказывается на развитии предпринимательства в стране, что в свою очередь отрицательно влияет на общую экономическую ситуацию. Чтобы государственный кредит не привел к ухудшению благосостояния населения, необходимо тщательно анализировать нюансы перед оформлением займа, правильно рассчитать возможности экономики для погашения долга.
Источник
Ãîñóäàðñòâåííûì êðåäèòîì íàçûâàåòñÿ êîìïëåêñ ýêîíîìè÷åñêèõ âçàèìîîòíîøåíèé ìåæäó ãîñóäàðñòâîì îò ëèöà îðãàíîâ åãî âëàñòè è óïðàâëåíèÿ, ñ îäíîé ñòîðîíû, à òàêæå ôèç- è þðëèöàìè — ñ äðóãîé ñòîðîíû, ïðè êîòîðûõ ãîñóäàðñòâî ÿâëÿåòñÿ çàåìùèêîì, êðåäèòîðîì è ãàðàíòîì.
Ãàðàíòîì ãîñóäàðñòâî áóäåò ïðè âçÿòèè èì îòâåòñòâåííîñòè çà ïîãàøåíèå çàéìîâ ëèáî âûïîëíåíèå èíûõ îáÿçàòåëüñòâ (êîòîðûå áðàëè ôèçëèöà è þðëèöà) íà ñåáÿ.
Áóäó÷è çàåìùèêîì, ãîñóäàðñòâî èìååò âëèÿíèå íà îáúåì öåíòðàëèçîâàííûõ äåíåæíûõ ôîíäîâ. Íî íå âñå êðåäèòíûå îòíîøåíèÿ, â êîòîðûõ ãîñóäàðñòâî ÿâëÿåòñÿ ãàðàíòîì, áóäóò èçìåíÿòüñÿ â ýòîì íàïðàâëåíèè. Åñëè çàäîëæíèê âîâðåìÿ è ïîëíîñòüþ âûïëà÷èâàåò íåîáõîäèìûå ñóììû, òî ãàðàíòó (ãîñóäàðñòâó) íåò íåîáõîäèìîñòè òðàòèòü ñðåäñòâà ñâåðõ îäîëæåííûõ. Îäíàêî â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ãîñóäàðñòâåííûå ãàðàíòèè îòíîñÿòñÿ ê íåíàäåæíûì çàåìùèêàì è ñòàíîâÿòñÿ ïðè÷èíîé äîïîëíèòåëüíûõ ðàñõîäîâ èç öåíòðàëèçîâàííûõ äåíåæíûõ ôîíäîâ.
Ó ãîñóäàðñòâåííîãî, áàíêîâñêîãî è êîììåð÷åñêîãî êðåäèòà åñòü ñõîäñòâà, íî è åñòü îòëè÷èå – ó íèõ ðàçíîå îáåñïå÷åíèå. Ó áàíêîâñêîãî ëèáî êîììåð÷åñêîãî êðåäèòà â ðîëè îáåñïå÷åíèÿ çà÷àñòóþ áåðóòñÿ ðàçëè÷íûå öåííîñòè. Êîãäà áåðóòñÿ â êðåäèò ãîñóäàðñòâåííûå äåíüãè, äëÿ íèõ îáåñïå÷åíèåì áóäåò âñÿ ïëàòåæåñïîñîáíîñòü ãîñóäàðñòâà, âñå èìóùåñòâî, êîòîðîå íàõîäèòñÿ íà åãî áàëàíñå.
Ìîæíî âûäåëèòü íåñêîëüêî ïðè÷èí îáÿçàòåëüíîãî ïðèñóòñòâèÿ ãîñóäàðñòâåííîãî êðåäèòà â ëþáîì ãîñóäàðñòâå:
1) íàëè÷èå êàññîâîãî ðàçðûâà â èñïîëíåíèè áþäæåòà, òî åñòü ðàçíèöû âî âðåìåíè ïîñòóïëåíèÿ äîõîäîâ â áþäæåò è ñîâåðøåíèÿ ðàñõîäîâ;
2) äåôèöèò ãîñóäàðñòâåííîãî áþäæåòà;
3) óñèëåíèå ñîöèàëüíîé îðèåíòàöèè ýêîíîìèêè, ðîñò çàòðàò íà îõðàíó îêðóæàþùåé ñðåäû, ÷òî òðåáóåò óâåëè÷åíèÿ ãîñóäàðñòâåííûõ ðàñõîäîâ.
Öåëè è çàäà÷è ãîñóäàðñòâåííîãî êðåäèòà.
Íå âàæíî, êàêóþ ôîðìó èìååò ãîñóäàðñòâåííûé êðåäèò, îí çà÷àñòóþ èìååò äîáðîâîëüíûé õàðàêòåð. Èñêëþ÷åíèåì áûëà ñèòóàöèÿ, êîãäà ïîñëå ÂΠâ ÑÑÑÐ áûëà ââåäåíà îáÿçàòåëüíàÿ ïîäïèñêà íà ãîñóäàðñòâåííûå îáëèãàöèè, êîòîðûå ïðåäíàçíà÷àëèñü äëÿ ñáîðà ñðåäñòâ íà âîññòàíîâëåíèå íàðîäíîãî õîçÿéñòâà.
Ãîñóäàðñòâåííûé êðåäèò ïðèìåíÿåòñÿ ãîñóäàðñòâîì äëÿ ðåøåíèÿ òàêèõ ïðîáëåì:
- íàõîæäåíèå ôèíàíñîâûõ ðåñóðñîâ íà ôèíàíñèðîâàíèå ãîñóäàðñòâåííûõ ðàñõîäîâ, óâÿçêè äîõîäîâ è ðàñõîäîâ;
- ðåãóëèðîâàíèå ìàêðî- è ìèêðîýêîíîìè÷åñêèõ ïðîöåññîâ;
- âëèÿíèå íà ñîöèàëüíóþ è äåíåæíî-êðåäèòíóþ ïîëèòèêó ñòàíû.
Ãîñóäàðñòâåííûé êðåäèò è ãîñóäàðñòâåííûé äîëã.
Ãîñóäàðñòâåííûé êðåäèò î÷åíü ñâÿçàí ñ ïîíÿòèåì ãîñóäàðñòâåííîãî äîëãà. Ðîñò êîëè÷åñòâà êðåäèòîâàíèé îò ëèöà ãîñóäàðñòâà ñòàíîâèòñÿ ïðè÷èíîé óâåëè÷åíèÿ ãîñóäàðñòâåííîãî äîëãà. Ãîñóäàðñòâåííûé äîëã ÐÔ – ýòî äîëãîâûå îáÿçàòåëüñòâà ñòðàíû ïåðåä þð. è ôèçëèöàìè, íåðåçèäåíòàìè ñòðàíû, ìåæäóíàðîäíûìè îðãàíèçàöèÿìè è äðóãèìè ñóáúåêòàìè ìåæäóíàðîäíîãî ïðàâà. Ãîñóäàðñòâåííûé äîëã îáåñïå÷èâàåòñÿ âñåì íàõîäÿùèìñÿ âî âëàäåíèè ãîñóäàðñòâà èìóùåñòâîì, êîòîðîå ñîñòàâëÿåò ãîñóäàðñòâåííóþ êàçíó.
Äîëãîâûå îáÿçàòåëüñòâà ÐÔ â ðàìêàõ êàòåãîðèè «ãîñóäàðñòâåííûé êðåäèò» áûâàþò â òàêèõ âèäàõ:
- Êðåäèòíûå ñîãëàøåíèÿ è äîãîâîðû, êîòîðûå áûëè çàêëþ÷åíû ñ êðåäèòíûìè îðãàíèçàöèÿìè, èíîñòðàííûìè ãîñóäàðñòâàìè, ìåæäóíàðîäíûìè îðãàíèçàöèÿìè îò èìåíè ÐÔ â ïîëüçó ýòèõ êðåäèòîðîâ;
- Ãîñóäàðñòâåííûå äîëãîâûå öåííûå áóìàãè, êîòîðûå âûïóñêàþòñÿ îò èìåíè ÐÔ;
- Äîãîâîðû î ïðåäîñòàâëåíèè ãîñóäàðñòâåííûõ ãàðàíòèé ÐÔ, äîãîâîðû ïîðó÷èòåëüñòâà ÐÔ ïî îáåñïå÷åíèþ îáÿçàòåëüñòâ òðåòüèìè ëèöàìè;
- Ñîãëàøåíèÿ è äîãîâîðû, çàêëþ÷åííûå îò èìåíè ÐÔ, î ïðîëîíãàöèè è ðåñòðóêòóðèçàöèè äîëãîâûõ îáÿçàòåëüñòâ ãîñóäàðñòâà ìèíóâøèõ ëåò;
- Ïåðåîôîðìëåíèå äîëãîâûõ îáÿçàòåëüñòâ òðåòüèõ ëèö â äîëãîâûå îáÿçàòåëüñòâà ÐÔ, îñíîâûâàÿñü íà äåéñòâóþùåì çàêîíîäàòåëüñòâå.
Ñðîêè ïîãàøåíèÿ äîëãîâûõ îáÿçàòåëüñòâ ÐÔ è åå ñóáúåêòîâ íå äîëæíû áûòü áîëüøå 30 ëåò.
Источник