Минфин резко увеличивает программу выдачи межгосударственных займов. В следующие три года Россия ссудит иностранным правительствам и организациям более 1 трлн рублей ( $15,5 млрд), следует из материалов к проекту бюджета на 2020–2022 годы, которые проанализировали «Известия». Это больше, чем за предыдущие 5 лет. Список крупных получателей кредитов в ведомстве не разглашают, но по данным экспертов, в их число войдут Турция, Индия и Иран.
Давай-давай
Деньги зарубежным заемщикам требуются для завершения совместных проектов с российскими партнерами, следует из материалов Минфина. Кроме того, будут профинансированы покупатели российской продукции.
При этом РФ вернет себе в 2020–2022 годах от выданных ранее кредитов значительно меньше — 370 млрд рублей ($5,4 млрд).
Сама Москва будет брать в долг меньше, чем давать взаймы: 640 млрд рублей или $9,7 млрд. При этом лишь $700 млн Россия планирует привлечь в виде прямых кредитов от иностранных правительств или организаций, следует из материалов к бюджету. Занимать наша страна будет главным образом за счет размещения облигаций на иностранных площадках.
Справка «Известий»
Согласно Бюджетному кодексу, в программе государственных кредитов для зарубежных заемщиков должны быть указаны страна – получатель финансирования, его цели, ставка, сроки, гарантии исполнения обязательств и так далее.
Планы формируются в соответствии с бюджетом и утверждаются Госдумой. Как правило, деньги иностранным заемщикам выдаются на покупку российских вооружений или строительство инфраструктуры с участием отечественных компаний — в большинстве случаев на создание атомных электростанций. Вопрос конфиденциальности или публичности займов в Бюджетном кодексе не регламентируется. В материалах бюджета они засекречиваются.
Боливар и не то выдержит
На данный момент задолженность других стран перед Россией составляет около $35 млрд, заявлял замминистра финансов Сергей Сторчак в сентябре. География должников неизвестна. В Минфине на просьбу «Известий» ее уточнить сообщили, что не станут раскрывать данные, касающиеся отношений с другими странами.
Согласно информации в публичном доступе, крупнейший должник России — Белоруссия. По данным Минфина этой страны, долг перед Россией — около $7,5 млрд. Из государств дальнего зарубежья больше всего кредитов выдано Венесуэле. Боливарианская Республика должна России $3,5 млрд, оценивал ранее президент Владимир Путин.
Просроченная задолженность правительств других государств перед Российской Федерацией за 2017 год выросла на $3,5 млрд (36%) и на начало 2018 года составила $13 млрд, констатировала ранее Счетная палата в материалах к проекту федерального бюджета на предстоящую трёхлетку. Это связано с «неоплатой странами-дебиторами соответствующих платежей, установленных межправительственными соглашениями». Аудиторы не раскрыли, какие страны просрочили долговые платежи в адрес России.
Ранее на вопрос о рисках невозврата займов в Минфине отвечали, что вероятность «неисполнения обязательств по кредитам существует даже в отношении надежных заемщиков».
Обычные кредиты Россия дает только в качестве помощи близким странам, поэтому большая часть из 1 трлн рублей, который Россия резервирует под выдачу в долг, будет относиться к экспортным кредитам, уверен руководитель направления «Финансовые рынки» Экономической экспертной группы Игорь Беляков. Чаще всего такие займы берут развивающиеся страны.
Атомные деньги
Резкий рост программы межгосударственного кредитования связан, в частности, с российско-турецким проектом строительства АЭС «Аккую» на южном побережье Турции, полагает научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий Андрей Фролов. Ее заявленная стоимость — $20 млрд. Недавно стало известно о выдаче турецкими регуляторами разрешения на строительство, таким образом, в следующем году, скорее всего, начнется непосредственно возведение объектов, уверен Андрей Фролов.
Ставки по межгосударственным займам ниже рыночных, их минимальный размер рекомендует специальная группа в Организации экономического сотрудничества (ОЭСР), предположил Игорь Беляков. Эксперт указал, что ряд стран, планирующий бороться за новые рынки сбыта, готов демпинговать и предоставлять экспортные кредиты под очень низкий процент. Например, именно таким образом Китай пытается заполучить африканские рынки. В целом процент по таким займам не превышает 5%, писали ранее СМИ.
Другой крупный российский проект за рубежом, предусматривающий межгосударственное кредитование — АЭС «Куданкулам» в штате Тамилнад в Индии. О планах профинансировать индийское правительство на $4,2 млрд объявлял на ПМЭФ-2017 года министр финансов Антон Силуанов.
Кроме этого, в начале года было объявлено о том, что иранский парламент одобрил получение $5 млрд от российского правительства в виде кредита на строительство инфраструктуры, прежде всего в области атомной энергетики, передавали местные новостные агентства. В 2015 году глава Минэнерго Александр Новак в ходе визита в Тегеран заявил, что согласованы совместные проекты примерно на $40 млрд.
Источник
https://ria.ru/20190810/1557356859.html
Миллиардные кредиты и рухнувший рубль. На что Россия просила взаймы
В ближайшие годы России не обойтись без новых кредитов Международного валютного фонда, сообщил 10 августа 1999 года в газете «Финансовые известия»… РИА Новости, 10.08.2019
2019-08-10T08:00
2019-08-10T08:00
2019-08-10T08:00
мир
мвф
михаил задорнов
борис ельцин
сша
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdn21.img.ria.ru/images/95599/71/955997137_0:121:2168:1340_1400x0_80_0_0_4525d74c6968f119003e86249b873522.jpg
<strong>МОСКВА, 10 авг — РИА Новости, Софья Мельничук.</strong> В ближайшие годы России не обойтись без новых кредитов Международного валютного фонда, сообщил 10 августа 1999 года в газете «Финансовые известия» спецпредставитель президента России по связям с международными финансовыми организациями Михаил Задорнов. И все же, пережив дефолт, Москва стала отдавать, а не брать долги. РИА Новости продолжает вспоминать события двадцатилетней давности.Безучастный соосновательВступить в Международный валютный фонд СССР должен был после Бреттон-Вудской конференции 1944 года, где участники антигитлеровской коалиции приняли несколько ключевых решений о международных валютных и финансовых отношениях после окончания Второй мировой войны. Советский Союз участвовал в работе комиссий наравне с США, готовил итоговые документы и даже получил третью по величине квоту в МВФ. Однако из-за идеологических расхождений с партнерами и начавшейся холодной войны Москва так и не вступила ни в одну из основанных на конференции организаций. Об участии в МВФ вновь заговорили лишь в конце 1980-х, но Запад все еще не был готов сотрудничать с социалистическим режимом. И все в же в 1990 году несколько международных организаций, в том числе МВФ, подготовили доклад, порекомендовав Москве приступить к рыночным реформам. И обещали помощь. Вскоре СССР получил статус ассоциированного члена Международного валютного фонда, затем направил заявку на вступление, и в июне 1992 года Москва официально присоединилась к этой международной финансовой организации. Россия остро нуждалась в кредитах. Внешний долг страны с 1985 года увеличился более чем вдвое, превысив 63,3 миллиарда долларов. Ситуация была экстраординарная, ведь вместе с Россией к фонду присоединились и бывшие союзные республики. Квоту, рассчитанную на СССР, разделили на всех. В итоге России досталось 4313,1 миллиона специальных прав заимствования (СДР) — расчетной единицы МВФ (2,98 процента от квот всех членов фонда). Кредит за кредитомЗанимать начали сразу. Первый транш на сумму 719 миллионов СДР (один миллиард долларов) поступил 5 августа 1992 года. Кредит выдали при условии, что дефицит госбюджета удержится в пределах пяти процентов ВВП, а инфляция — менее десяти процентов. Однако достичь этого не удалось, и остальных траншей в 1992 году Москва не дождалась. В 1993 году был так называемый Токийский пакет. МВФ убеждал Москву в необходимости решительно бороться с инфляцией и сокращать субсидии Центробанка госпредприятиям. На саммите «Большой семерки» в Токио решили выделить России три миллиарда долларов на системные преобразования в условиях переходной экономики. Кредит предоставили по упрощенной процедуре. Условия снова были жесткие: сокращение бюджетного дефицита вдвое — до десяти процентов ВВП и сдерживание инфляции на уровне не выше семи-девяти процентов. Программу опять приостановили, поскольку после двух траншей Россия не выполнила предписаний кредитора. В МВФ выражали недовольство слишком мягкой денежной политикой и вообще хотели отказать в кредитах. Способствовали этому и события 11 октября 1994 года, так называемый черный вторник, когда рубль резко обвалился. И все же в 1995-м Москва без денег не осталась. Тогда цели правительства и фонда совпали: российские власти взяли курс на ужесточение финансовой и кредитно-денежной политики, а также на подавление инфляции. В апреле МВФ выдал России первый полномасштабный кредит, равный квоте страны в фонде. В то же время ужесточились требования: сокращение дефицита госбюджета до шести процентов ВВП, снижение инфляции до процента в месяц, отмена внешнеторговых льгот, ликвидация ограничений экспорта и импорта, либерализация экспорта нефти и отмена экспортных пошлин.Ликвидация экспортных пошлин на газ и нефть, отмена предтаможенной экспертизы для вывозимых товаров, понижение таможенных тарифов на импорт и снятие ограничений на импорт алкоголя — условия кредита в 1996 году. Дефицит госбюджета необходимо сократить до двух процентов ВВП. Сумма займа равнялась 160 процентам российской квоты — это самый крупный кредит в истории МВФ. В 1998-м фонд одобрил России еще один кредит. Средства должны были поступить тремя траншами: 20 июля, 15 сентября и 15 декабря. Первый транш в 675,02 миллиона СДР получили по графику, однако остальное до Москвы так и не дошло. Недоказанная афера и дефолтСудьба кредита, выданного МВФ 20 июля 1998 года, долгое время вызывала вопросы: поступили ли средства на указанные счета? В марте 1999 года депутат Государственной думы Виктор Илюхин подал в Генпрокуратуру письмо, в котором утверждал, что деньги из МВФ зачислены на счета нескольких зарубежных банков. По его мнению, обогатились несколько высокопоставленных российских политиков и бизнесменов. Генеральный прокурор России Юрий Скуратов возбудил уголовное дело о незаконной банковской деятельности, однако его закрыли за отсутствием состава преступления. Другие проверки также не выявили в Центральном банке нарушений. Эхо скандала раздавалось вплоть до 2004 года, когда конгрессмены США обратились к госсекретарю Колину Пауэллу с просьбой расследовать пропажу денег фонда по пути в Россию. Однако обвинения Илюхина ничем не подтверждались. Как объяснял исполнительный директор от России в МВФ Алексей Можин, система переводов фонда устроена таким образом, что украсть деньги просто невозможно.Кредит 1998 года был важен еще и потому, что он должен был помочь избежать кризиса, который настиг страну в августе. Как говорил Можин, предпосылки дефолта были отчетливо видны уже в конце 1997-го. Правительство до последнего пыталось предотвратить кризис. Во время визита в Новгород 14 августа 1998-го президент Борис Ельцин уверенно отвечал журналистам на вопрос о девальвации рубля: «Не будет. Твердо и четко». Ельцин, вероятно, думал, что кредит фонда позволит проскочить кризис, однако надежды не сбылись. Семнадцатого августа 1998 года правительство вместе с Центральным банком объявило: отныне курс рубля плавающий, государственные ценные бумаги переоформляются, а государство отказывается от выплаты долгов. Так же поступили российские банки. Кредит МВФ заморожен. Обесценивание рубля привело к резкому скачку цен. Если в начале августа за доллар давали шесть рублей, то в середине сентября — 20. Банки банкротились, вкладчики теряли сбережения. Ценники в магазинах меняли буквально по часам, а народ сметал товары с прилавков, на которых вскоре практически ничего не осталось. Тяжелые последствия кризиса Россия обсуждала с МВФ в 1999 году. В итоге Международный валютный фонд одобрил новый кредит в 4,5 миллиарда долларов. Однако, получив первый транш, российское правительство отказалось от остальных. Прогноз представителя президента по связям с международными финансовыми организациями Михаила Задорнова не сбылся. С 2000 года Россия больше не брала денег у МВФ, а только выплачивала долги. Рассчитаться планировали в 2008-м, но получилось гораздо раньше. В 2005 году страна официально погасила задолженность перед Международным валютным фондом. Россия продолжает участвовать в деятельности фонда — покупает и продает СДР, приобретает облигации МВФ, финансирует программы помощи другим странам.
мир
сша
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2019
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn23.img.ria.ru/images/95599/71/955997137_0:0:2168:1626_1400x0_80_0_0_31d4d5df2ebbc9cfb9ed8c9b89a265f8.jpg
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
мир, мвф, михаил задорнов, борис ельцин, сша
МОСКВА, 10 авг — РИА Новости, Софья Мельничук. В ближайшие годы России не обойтись без новых кредитов Международного валютного фонда, сообщил 10 августа 1999 года в газете «Финансовые известия» спецпредставитель президента России по связям с международными финансовыми организациями Михаил Задорнов. И все же, пережив дефолт, Москва стала отдавать, а не брать долги. РИА Новости продолжает вспоминать события двадцатилетней давности.
Безучастный сооснователь
Вступить в Международный валютный фонд СССР должен был после Бреттон-Вудской конференции 1944 года, где участники антигитлеровской коалиции приняли несколько ключевых решений о международных валютных и финансовых отношениях после окончания Второй мировой войны.
Советский Союз участвовал в работе комиссий наравне с США, готовил итоговые документы и даже получил третью по величине квоту в МВФ. Однако из-за идеологических расхождений с партнерами и начавшейся холодной войны Москва так и не вступила ни в одну из основанных на конференции организаций.
Об участии в МВФ вновь заговорили лишь в конце 1980-х, но Запад все еще не был готов сотрудничать с социалистическим режимом. И все в же в 1990 году несколько международных организаций, в том числе МВФ, подготовили доклад, порекомендовав Москве приступить к рыночным реформам. И обещали помощь.
Вскоре СССР получил статус ассоциированного члена Международного валютного фонда, затем направил заявку на вступление, и в июне 1992 года Москва официально присоединилась к этой международной финансовой организации. Россия остро нуждалась в кредитах. Внешний долг страны с 1985 года увеличился более чем вдвое, превысив 63,3 миллиарда долларов.
Ситуация была экстраординарная, ведь вместе с Россией к фонду присоединились и бывшие союзные республики. Квоту, рассчитанную на СССР, разделили на всех. В итоге России досталось 4313,1 миллиона специальных прав заимствования (СДР) — расчетной единицы МВФ (2,98 процента от квот всех членов фонда).
Кредит за кредитом
Занимать начали сразу. Первый транш на сумму 719 миллионов СДР (один миллиард долларов) поступил 5 августа 1992 года.
Кредит выдали при условии, что дефицит госбюджета удержится в пределах пяти процентов ВВП, а инфляция — менее десяти процентов. Однако достичь этого не удалось, и остальных траншей в 1992 году Москва не дождалась.
В 1993 году был так называемый Токийский пакет. МВФ убеждал Москву в необходимости решительно бороться с инфляцией и сокращать субсидии Центробанка госпредприятиям. На саммите «Большой семерки» в Токио решили выделить России три миллиарда долларов на системные преобразования в условиях переходной экономики.
Кредит предоставили по упрощенной процедуре. Условия снова были жесткие: сокращение бюджетного дефицита вдвое — до десяти процентов ВВП и сдерживание инфляции на уровне не выше семи-девяти процентов. Программу опять приостановили, поскольку после двух траншей Россия не выполнила предписаний кредитора.
В МВФ выражали недовольство слишком мягкой денежной политикой и вообще хотели отказать в кредитах. Способствовали этому и события 11 октября 1994 года, так называемый черный вторник, когда рубль резко обвалился.
И все же в 1995-м Москва без денег не осталась. Тогда цели правительства и фонда совпали: российские власти взяли курс на ужесточение финансовой и кредитно-денежной политики, а также на подавление инфляции. В апреле МВФ выдал России первый полномасштабный кредит, равный квоте страны в фонде. В то же время ужесточились требования: сокращение дефицита госбюджета до шести процентов ВВП, снижение инфляции до процента в месяц, отмена внешнеторговых льгот, ликвидация ограничений экспорта и импорта, либерализация экспорта нефти и отмена экспортных пошлин.
Ликвидация экспортных пошлин на газ и нефть, отмена предтаможенной экспертизы для вывозимых товаров, понижение таможенных тарифов на импорт и снятие ограничений на импорт алкоголя — условия кредита в 1996 году. Дефицит госбюджета необходимо сократить до двух процентов ВВП. Сумма займа равнялась 160 процентам российской квоты — это самый крупный кредит в истории МВФ.
В 1998-м фонд одобрил России еще один кредит. Средства должны были поступить тремя траншами: 20 июля, 15 сентября и 15 декабря. Первый транш в 675,02 миллиона СДР получили по графику, однако остальное до Москвы так и не дошло.
Недоказанная афера и дефолт
Судьба кредита, выданного МВФ 20 июля 1998 года, долгое время вызывала вопросы: поступили ли средства на указанные счета? В марте 1999 года депутат Государственной думы Виктор Илюхин подал в Генпрокуратуру письмо, в котором утверждал, что деньги из МВФ зачислены на счета нескольких зарубежных банков. По его мнению, обогатились несколько высокопоставленных российских политиков и бизнесменов.
Генеральный прокурор России Юрий Скуратов возбудил уголовное дело о незаконной банковской деятельности, однако его закрыли за отсутствием состава преступления. Другие проверки также не выявили в Центральном банке нарушений. Эхо скандала раздавалось вплоть до 2004 года, когда конгрессмены США обратились к госсекретарю Колину Пауэллу с просьбой расследовать пропажу денег фонда по пути в Россию.
Однако обвинения Илюхина ничем не подтверждались. Как объяснял исполнительный директор от России в МВФ Алексей Можин, система переводов фонда устроена таким образом, что украсть деньги просто невозможно.
Кредит 1998 года был важен еще и потому, что он должен был помочь избежать кризиса, который настиг страну в августе. Как говорил Можин, предпосылки дефолта были отчетливо видны уже в конце 1997-го. Правительство до последнего пыталось предотвратить кризис. Во время визита в Новгород 14 августа 1998-го президент Борис Ельцин уверенно отвечал журналистам на вопрос о девальвации рубля: «Не будет. Твердо и четко». Ельцин, вероятно, думал, что кредит фонда позволит проскочить кризис, однако надежды не сбылись.
Семнадцатого августа 1998 года правительство вместе с Центральным банком объявило: отныне курс рубля плавающий, государственные ценные бумаги переоформляются, а государство отказывается от выплаты долгов. Так же поступили российские банки. Кредит МВФ заморожен.
Обесценивание рубля привело к резкому скачку цен. Если в начале августа за доллар давали шесть рублей, то в середине сентября — 20. Банки банкротились, вкладчики теряли сбережения. Ценники в магазинах меняли буквально по часам, а народ сметал товары с прилавков, на которых вскоре практически ничего не осталось.
Тяжелые последствия кризиса Россия обсуждала с МВФ в 1999 году. В итоге Международный валютный фонд одобрил новый кредит в 4,5 миллиарда долларов. Однако, получив первый транш, российское правительство отказалось от остальных.
Прогноз представителя президента по связям с международными финансовыми организациями Михаила Задорнова не сбылся. С 2000 года Россия больше не брала денег у МВФ, а только выплачивала долги. Рассчитаться планировали в 2008-м, но получилось гораздо раньше.
В 2005 году страна официально погасила задолженность перед Международным валютным фондом.
Россия продолжает участвовать в деятельности фонда — покупает и продает СДР, приобретает облигации МВФ, финансирует программы помощи другим странам.
Источник