НБУ усовершенствовал порядок регистрации кредитных договоров с нерезидентами
НБУ постановлением от 20.07.2018 г. № 83 вносит изменения в ряд нормативных актов относительно порядка регистрации кредитных договоров с нерезидентами.
В первую очередь следует напомнить, что новое валютное законодательство в рамках Закона Украины от 21.06.2018 г. № 2473-VIII “О валюте и валютных операциях” (вводится в действие 7 февраля 2019 года) не содержит требований о регистрации кредитных договоров с нерезидентами, однако наделяет НБУ широкими полномочиями относительно введения временных мер по стабилизации валютного рынка. Поэтому можно предположить, что требования к регистрации кредитных договоров сохранятся еще долгое время, тем более что комментируемым документом НБУ вводит автоматизированную систему регистрации, смысла в которой не было бы, если бы требования о регистрации собирались отменить.
Основные изменения внесены в Положение о порядке получения резидентами кредитов, займов в иностранной валюте от нерезидентов и предоставления резидентами займов в иностранной валюте нерезидентам, утвержденное постановлением Правления НБУ от 17.06.2004 г. № 270.
По сути, как и ранее, процедура регистрации кредитного договора с нерезидентом сводится к предоставлению клиентом уполномоченному банку заявления и полной информации о договоре (перечень приведен в приложении 1). Уполномоченный банк, в свою очередь, упорядочивает полученную информацию, составляет уведомление и направляет его в НБУ. А НБУ рассматривает и выносит решение о регистрации. Аналогично осуществляется и процедура внесения изменений в регистрационные данные в связи с изменением условий кредитного договора.
При этом остались неизменными и ограничения в п.п. 1 п. 6 постановлением Правления НБУ от 13.12.2016 г. № 410 “Об урегулировании ситуации на денежно-кредитном и валютном рынках Украины”, которым введен запрет на погашение кредитов ранке установленного срока. При этом уточнено, что уполномоченные банки не имеют права инициировать проведение НБУ регистрации договоров о привлечении резидентами-заемщиками кредитов, ссуд в иностранной валюте от нерезидентов (внесения изменений в регистрацию таких договоров), если условия настоящих договоров (изменений к договорам) не соответствуют требованиям этой нормы. То есть ранее банки все данные отправляли в НБУ, чтобы НБУ вынес решение об отказе от регистрации. Теперь банки не имеют права инициировать регистрацию в этих случаях. То есть в данном случае банки не должны принимать документы от клиента.
Кроме того, исключено требование об обязательном проведении НБУ отдельной процедуры рассмотрения и анализа документов, которая применялась в случае выявления обслуживающим банком индикаторов рисковости финансовой операции по кредитному договору.
По мнению НБУ, это будет способствовать дальнейшей либерализации сферы валютного регулирования, улучшению финансирования экономических субъектов Украины и оживлению украинской экономики в целом.
Также отметим следующие изменения и уточнения:
- резиденты-заемщики получают кредиты и исполняют долговые обязательства перед нерезидентом-кредитором по договору только в безналичной форме (п. 1.4 раздела I Положения № 270);
- валютная операция по договору, которая осуществляется с соблюдением требований раздела I этого Положения, не нуждается в наличии индивидуальной лицензии НБУ на вывоз, перевод и пересылку за пределы Украины валютных ценностей, если получателем по операции является нерезидент-кредитор в обязательстве по договору и валюта перечисляется резидентом (заемщиком/должником в обязательстве по договору и/или другим лицом, которое исполняет обязательство за такого заемщика/должника в обязательстве) в пределах суммы, которая подлежит выплате резидентом-заемщиком в пользу нерезидента-кредитора по договору с учетом требований данного положения (п. 1.6 раздела I Положения № 270);
- резиденты имеют право не регистрировать кредитные договоры в случаях, приведенных в п. 1.7 раздела I Положения № 270;
- к резиденту, который получил иностранную валюту (сумму кредита) от нерезидента без регистрации договора, применяются финансовые санкции – штрафы в соответствии с законодательством Украины с дальнейшей обязательной регистрацией указанного договора в НБУ (п. 1.7 раздела I Положения № 270);
- при пересмотре срока кредита, увеличении общей суммы кредита, пересмотре размера платежей, которые влияют на размер выплат за пользование кредитом (процентной ставки, комиссий, неустойки, других установленных договором платежей, в том числе тех, которые являются санкциями за ненадлежащее исполнение договора), максимальная процентная ставка, которая должна быть соблюдена по договору с учетом таких изменений, подлежит пересмотру и определяется на дату внесения соответствующих изменений в регистрацию договора (п. 1.10 раздела I Положения № 270);
- перевод платежей кредитором (в связи с получением резидентом-заемщиком суммы кредита) и/или в пользу кредитора (в связи с погашением основной суммы кредита, уплатой процентов и других платежей, установленных договором) в иностранной валюте, которая отличается от иностранной валюты, в которой определена сумма кредита по договору (валюта кредита), допускается при условии, что это предусмотрено сторонами в договоре;
- НБУ осуществляет регистрационные действия в течение 7 рабочих дней с даты поступления уведомления от уполномоченного банка – инициатора осуществления регистрационных действий (п. 10 раздела 2 Положения № 270);
- НБУ аннулирует регистрацию договора по соответствующему обращению уполномоченного банка – обслуживающего банка по договору на основаниях, приведенных в п. 12 раздела 2 Положения № 270;
- обслуживающий банк имеет право отказать в исполнении платежного поручения резидента-заемщика в иностранной валюте, если такая операция приведет к превышению размера выплат за пользование кредитом над размером выплат по максимальным процентным ставкам. До осуществления операции банк должен проверить регистрацию договора в НБУ, то есть наличие сведений о нем в Реестре (п. 3.2 раздела 3 Положения № 270).
Постановление вступает в силу 17 августа 2018 года, кроме отдельных его пунктов, вступающих в силу 20 августа 2018 года.
НБУ с 20 августа 2018 года не осуществляет регистрационных действий и аннулирования регистрации договоров на основании документов, полученных от уполномоченных банков до 16 августа 2018 года (включительно), и оставляет такие документы без рассмотрения. В этом случае уполномоченный банк повторно(без получения от клиента резидента-заемщика отдельного заявления) инициирует осуществление регистрационных действий по договору.
Источник: Аверс-Бухгалтерия – не забудьте оформить подписку на любимое издание!
НБУ усовершенствовал порядок регистрации кредитных договоров с нерезидентами обновлено: 10 августа, 2018 автором: admin
НБУ усовершенствовал порядок регистрации кредитных договоров с нерезидентами
Источник
В процессе хозяйственной деятельности предприятия довольно часто возникает необходимость получения займа или возвратной финансовой помощи от нерезидентов. Требования к таким договорам и порядок их регистрации установлены на законодательном уровне. Нарушение процедуры получения займа будет иметь неприятное последствие для предприятий в виде применения финансовых санкций. Поэтому, если на повестке дня стоит вопрос заключения и регистрации договора займа с нерезидентом, следует учесть определенные юридические аспекты такой процедуры.
Требования к положениям договора займа с нерезидентом
Получению займа или возвратной финансовой помощи от нерезидента предшествует заключение соответствующего договора в письменной форме. Кроме положений, непосредственно регулирующих правоотношения займа, в договор следует включить те положения, которые являются необходимым условием для его регистрации. В частности, договор должен содержать положение о цели получения заемных средств. Это может быть финансирование строительства, приобретение объектов недвижимости, финансирование в нематериальные активы, финансирование формирования запасов, финансирование прочих производственных расходов, оплата услуг, пополнение оборотных средств и т. п.
Кроме того, в договоре необходимо предусмотреть отдельным пунктом то, что размер выплат за пользование займом (по установленной договором процентной ставке, с учетом комиссий, неустойки и других установленных договором платежей, в том числе являющихся санкциями за ненадлежащее выполнение условий настоящего договора) в течение действия договора не должен превышать размер выплат по максимальной процентной ставке, установленной Национальным банком Украины, действующей на дату поступления договора в Национальный банк Украины.
Размер таких выплат зависит от срока заимствований и не должен превышать размер выплат по максимальной процентной ставке, установленной Национальным банком Украины для внешних заимствований резидентов на уровне 9,8 % годовых со сроком заимствований до одного года, 10 % годовых — со сроком заимствований от одного до трех лет, 11 % годовых — со сроком заимствований более трех лет.
Также в договоре необходимо предусмотреть условие, что он вступает в силу с момента (или не раньше) его регистрации. Не допускается регистрация заключенных договоров, по которым предусмотрена уплата заемщиками процентов за пользование кредитами (без учета соответствующих комиссий) до фактического поступления в Украину кредитных средств от нерезидентов.
Договор, составленный на иностранном языке, резидент-заемщик подает вместе с его переводом на украинский язык, засвидетельствованным удостоверенной нотариально подписью переводчика или нотариусом. Не требуют перевода документы, составленные на русском языке или текст которых изложен одновременно на иностранном и украинском или российском языках.
При заключении договора займа с нерезидентом следует учесть, резидентом какой страны является заимодатель, поскольку в понимании налогового учета займом считаются денежные средства, предоставленные нерезидентами, кроме тех, которые имеют офшорный статус, на определенный срок с обязательством их вернуть и уплатой процентов за их пользование.
Порядок регистрации договоров займа
Договор займа или возвратной финансовой помощи в обязательном порядке подлежит регистрации в Национальном банке Украины. Однако документы для регистрации договора подаются через банк, который будет осуществлять непосредственное обслуживание такого договора.
Пакет документов для регистрации содержит уведомление о договоре по установленной форме (в электронной или бумажной форме), оригинал или копию договора и документы, касающиеся реализации договора. Кроме того, банк имеет право истребовать информацию или документы относительно структуры собственности, конечных бенефициарных собственников (контролеров) и содержания деятельности сторон договора, информацию или документы, подтверждающие источник происхождения средств, которые будут использоваться для погашения займа (основной суммы, процентов и т. п.). Такие документы получают для подтверждения наличия экономической целесообразности (смысла) такой финансовой операции. Информация может быть предоставлена в виде опросников или анкет, которые обслуживающий банк предлагает заемщику для заполнения.
Срок рассмотрения обслуживающим банком пакета документов не должен превышать 7 рабочих дней. Однако следует учесть, что этот срок исчисляется со дня поступления всех необходимых документов. То есть, если банк не получает полного комплекта документов, то срок рассмотрения начинается именно со дня получения всех необходимых документов, а не со дня первоначального их представления.
После проверки представленных документов обслуживающий банк самостоятельно обращается в Национальный банк Украины (далее также НБУ) для регистрации договора.
Срок рассмотрения НБУ пакета документов для осуществления регистрации договора составляет 7 рабочих дней. Но стоит обратить внимание на следующее: если осуществляется первичная регистрация договора с суммой займа более 500 тыс. долларов (эквивалент этой суммы в другой валюте), то процедуре регистрации предшествует предварительное рассмотрение и анализ документов Национальным банком Украины, которые длятся до 30 календарных дней. Этот срок также отсчитывается со следующего рабочего дня после поступления в НБУ надлежащего пакета документов.
Изменения в договор займа подлежат регистрации, только если они касаются сторон договора, суммы, валюты, срока кредита, размера процентной ставки, комиссий, неустойки и других платежей, влияющих на размер выплат за пользование кредитом.
По результатам процедуры регистрации заемщику предоставляется удостоверенное НБУ уведомление с пометкой о регистрации договора на бумажном носителе или уведомление об отказе в регистрации такого договора.
После регистрации договора займа на заемщиков возлагается обязанность представлять ежемесячную отчетность, в частности формы № 503 «Отчет о привлечении и обслуживании кредита по договору с нерезидентом» и № 504 «Прогноз операций относительно получения и обслуживания кредита по договору с нерезидентом».
Аннулирование регистрации и ответственность за нарушение порядка получения займа от нерезидента
Национальный банк имеет право аннулировать регистрацию договора. В частности, аннулирование может быть произведено, если в течение 180 календарных дней после регистрации договора заем не был получен (полностью или частично) или если заемщик не представляет отчетность об операциях по договору за три отчетных периода подряд.
Основаниями для аннулирования также является выявление в представленных документах недостоверной или неполной информации либо выявление информации о нарушении заемщиком или уполномоченным банком требований законодательства Украины.
В случае получения займа без регистрационного удостоверения к заемщику применяется штраф в размере 1 % от полученного займа, при этом у заемщика остается обязанность зарегистрировать такой договор в течение 60 дней со дня установления нарушения. Если на протяжении указанного срока договор не будет зарегистрирован, то к заемщику могут быть применены специальные санкции, определенные ст. 37 ЗУ «О внешнеэкономической деятельности».
Превышение суммы займа также считается нарушением, которое влечет за собой штраф в размере 1 % от суммы превышения.
ВЫВОД:
Для успешного осуществления регистрации договора займа от нерезидента прежде всего следует уделить внимание положениям такого договора и убедиться, что они в полной мере соответствуют законодательно установленным требованиям. Кроме того, необходимо заранее подготовить финансовые документы, которые подтвердят экономическую целесообразность получения такого займа, и документы, при помощи которых можно будет установить бенефициарных собственников (контролеров) сторон договора. Регистрирует договор Национальный банк Украины, однако обслуживание займа и подача пакета документов осуществляются через обслуживающий банк.
Источники
1. Постановление Национального банка Украины «Об утверждении Положения о порядке получения резидентами кредитов, займов в иностранной валюте от нерезидентов и предоставления резидентами займов в иностранной валюте нерезидентам» от 17.06.2004 № 270.
2. Постановление Национального банка Украины «Об установлении ставок по внешним заимствованиям резидентов» от 03.08.2004 № 363.
3. Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 № 2755-VI.
4. Указ Президента Украины «Об урегулировании порядка получения резидентами кредитов, займов в иностранной валюте от нерезидентов и применения штрафных санкций за нарушение валютного законодательства» от 27.06.99 № 734/99.
5. Постановление Правления Национального банка Украины «Об утверждении Положения о валютном контроле» от 08.02.2000 № 49.
6. Приказ ГНА Украины «Об утверждении Порядка применения штрафных санкций за нарушение валютного законодательства» от 04.10.99 № 542.
Татьяна Костюк, адвокат, старший юрист компании по обслуживанию иностранных инвестиций INVESTMENT SERVICE UKRAINE
Подготовлено специально для Платформы ЛІГА:ЗАКОН
Связаться с редактором
Источник
Источник: Юридическая практика № 34 — Банковское право
Отмена обязательной регистрации иностранных займов в НБУ, несомненно, стала одним из наиболее ожидаемых изменений. Ранее ни одно кредитное соглашение с иностранными кредиторами не могло вступить в силу, пока оно не было зарегистрировано в НБУ, что, как правило, занимало много времени и требовало от украинских заемщиков предоставления НБУ значительного пакета подтверждающих документов. На сегодня для получения долгового финансирования из-за пределов Украины регистрация иностранных займов больше не требуется. Вместо этого банки, по общем правилу, просто должны уведомить НБУ о кредитном соглашении, когда ему стало известно об этом — либо на основании уведомления заемщика, либо, когда такой банк выполнил первый платеж по займу.
В то же время, своём письме от 17 января 2019 года НБУ разъяснил, что банки, на основании заявления резидента, должны предоставить НБУ информацию о таких договорах исключительно до фактического проведения валютной операций по кредитному договору. А проведение самой операции возможно при наличии информации об учетной записи по кредитному договору в автоматизированной информационной системе («АИС»).
Так, украинский резидент, желающий получить иностранное финансирование, должен обратиться в свой банк и сообщить о намерении использовать свой счет в качестве расчетного счета по кредитному договору с кредитором-нерезидентом, а также предоставить сопутствующую информацию и документы.
В отличие от отмененных правил, новые правила не определяют документы / информацию, которые должны быть представлены в банк. Вместо этого в нем перечисляется информация, которая должна быть указана в уведомлении, которая, в частности, включает условия финансирования и ссылки на базовые финансовые документы, а также любые другие документы, связанные с реализацией проекта и валютными операциями по нему.
Также объем необходимых документов можно косвенно увидеть из перечня информации, которую банк должен предоставить НБУ для учетной записи по соответствующему кредитному договору. Упомянутая учётная запись содержит почти ту же информацию, что и уведомление о регистрации кредитного договора, которое было предусмотрено старым валютным регулированием.
Таким образом, с практической точки зрения заемщики по-прежнему обязаны информировать обслуживающий банк о предстоящем кредите до совершения каких-либо операций, а также о любых изменениях в существенных условиях кредитной документации. В конечном счете, для потребителя финансовых услуг процедура осталась такой же, за исключением того, что обрабатывать соответствующий договор будет обслуживающий банк, а не НБУ.
Между тем, эти особенности не оказали существенного влияния на украинских заемщиков, чьи кредиты были ранее зарегистрированы в НБУ, поскольку вся необходимая информация автоматически перенеслась в новую базу данных.
Из действительно видимых нововведений можно отметить отмену обязательной граничной процентной ставки для таких договоров. Функцию оценки кредитной ставки на предмет соответствия «рыночному показателю», формально, будут осуществлять обслуживающие банки при анализе валютной операции на предмет возможных рисков.
В соответствии с риско-ориентированным подходом банки, как уполномоченные учреждения, при возникновении сомнения в соответствии с стоимостью внешнего привлечения рыночным условиям, должны осуществлять дополнительный анализ валютных операций по кредитным договорам с нерезидентами.
В своих письмах НБУ рекомендует оценивать соответствие процентной ставки рыночным условиям на основе двух основных критериев: (i) базовая ставка, определяющая стоимость финансирования в соответствующей валюте на международных / местных рынках (таких, как LIBOR или ставка соответствующего центрального банка страны) и (ii) дополнительная маржа, отражающая риски, связанные с украинским рынком и конкретными заемщиками.
При этом, если, помимо несоответствия процентных ставок, банк также обнаружит, что любой участник предполагаемой операции является связанной стороной с заемщиком, такой банк должен провести тщательный анализ такой транзакции. По мнению НБУ, возникновение этих двух факторов может указывать на то, что финансирование и расчеты не отражают реальную коммерческую деятельность, а также увеличивает риск оттока капитала с Украины.
Это еще один вопрос, который украинские заемщики должны согласовать со своим банком до реализации нового проекта финансирования. В качестве отправной точки можно использовать наглядные примеры, приведенные НБУ, для понимания подхода регулятора к оценке процентной ставки. Учитывая это, для сторон кредитного договора целесообразно будет включать в соглашения соответствующие положения, чтобы избежать формального нарушения своих обязательств в случае задержек, вызванных дополнительной банковской проверкой.
Также, из нововведений стоит выделить отмену обязательной продажи иностранной валюты и снятие запрета на покупку валюты за кредитные средства, что свидетельствует об позитивном векторе либерализации валютного регулирования. В частности, появившаяся только недавно возможность свободно покупать валюту за гривневые средства, взятые в кредит, понижает риски невозвращения займа для инвестора, а для заемщика расширяет инструментарий по реструктуризации текущих задолженностей.
Анализируя все вышеупомянутое, можно заметить явные сходства с ранее существовавшей системой валютного регулирования касательно получения кредитов и займов от нерезидентов, поэтому назвать политику либерализации валютного регулирования, проводимую НБУ, чем-то кардинально новым сложно. Подобно ранее существовавшей регистрации иностранных займов, новая процедура уведомления требует, чтобы украинские заемщики тесно сотрудничали с банком заблаговременно до планируемой выплаты, чтобы уточнить пакет документов, которые должны быть представлены, а также выполнит любые другие требования банка.
В то же время, стоить заметить, что послабления регуляторного давления и постепенная отмена существующих валютных ограничений (в частности, отмена обязательной продажи иностранной валюты и снятие запрета на покупку валюты за кредитные средства) – это явные изменения в лучшую сторону, которые уже в скором будущем смогут привести к существенному увеличению инвестиционного потенциала Украины.
Александр Руденко, советник, KPMG Law Ukraine
Юлия Пидлисна, юрист, KPMG Law Ukraine
Источник