Процесс погашения финансовых обязательств страны с помощью выпуска облигаций их размещения на внутреннем и внешнем рынках.
В зависимости от источников привлечения средств различают внутренний и внешний государственный долг. Процедуру реструктуризации проводит Центральный Банк (ЦБ) и его агенты — инвестиционные, коммерческие структуры.
Рыночные способы рефинансирования
Государственный долг увеличивается ввиду дефицита бюджета и роста незапланированных расходов властных структур. Реструктуризацию проводят правительства стран, не справляющиеся с обслуживанием долга (выплатой процентов) и погашением долговых обязательств. В зависимости от экономического положения страны и размеров задолженности, реструктуризация проводится тремя способами:
- Капитализация долга — перепродажа государственных облигаций частным инвестиционным организациям. Ценные бумаги размещаются на фондовом рынке, их продажа привлекает внешние и внутренние инвестиции. Такой способ внедряют стабильные экономики с ликвидными ценными бумагами, в противном случае спрос на облигации будет минимальным.
- Пролонгация обязательств — отсрочка выплаты основной суммы задолженности и начисленных процентов. Долг переводится в долгосрочные обязательства (например, в государственные облигации со сроком погашения 30 лет). Технически, властные структуры могут заменить прежние облигации на новые или объединить процентные купоны с первоначальными займами.
- Секьюритизация долга — перепродажа долговых обязательств страны посредникам, которые размещают их на открытом рынке. Посредническая организация создает новый вид ценных бумаг, обеспеченных активами государства.
Реструктуризация долга при помощи государственных ценных бумаг негативно отражается на репутации страны, падает доверие инвесторов (текущих и потенциальных), экономических партнеров. Такие меры применяются в экстренных ситуациях.
Нерыночные способы рефинансирования
Страны с развитой внешней экономикой используют рефинансирование методом конверсии — в этом случае меняются условия погашения обязательств. Например, финансовый долг погашается поставками товаров, выплачивается в виде инвестиций, обменивается на облигации третьих стран. Задача конверсии — заменить внешний долг другими видами обязательств, менее тяжелыми для экономики заемщика.
В экстренных ситуациях применяется аннуляция финансовых обязательств — отказ правительства страны погашать внутренний и внешний долг ввиду кризисных явлений. Такой способ применяют обанкротившиеся государства, переживающие силовую смену власти, военные действия или экономический коллапс.
Решение о необходимости рефинансировать государственный долг принимают правительственные органы. Например, в России этим занимается Министерство финансов, Правительство и Центральный Банк. Эти структуры устанавливают общие условия выпуска и погашения новых займов, размещают ценные бумаги на рынке, выплачивают купонные доходы инвесторам.
Текущие операции, связанные с рефинансированием государственного долга, выполняют Центральный банк (обслуживание обязательств перед резидентами) и Внешэкономбанк (работа с внешней задолженностью).
Источник
Порядок управления долгами : внутренним и внешним
В результате привлечения государством заемных денежных средств образуется государственный долг.
Государственным долгомРоссийской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.
Государственный долг является прямым следствием кредитной политики государства и его состав зависит от форм государственного кредита, используемых для привлечения временно свободных денежных средств в распоряжение публичной власти. В этой связи ст. 98 БК РФ обоснованно включает в объем государственного долга Российской Федерации только суммы основного долга по кредитам, номинальную сумму долга по государственным ценным бумагам и объем обязательств по выданным Россией гарантиям.
Государственный долг классифицируется на виды по нескольким основаниям:
В зависимости от срока погашения государственных долговых обязательств государственный долг подразделяется на:
· капитальный, представляющий собой общую сумму задолженности государства по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам;
· текущий, представляющий собой сумму расходов государства по всем долговым обязательствам, срок погашения которых уже наступил.
В зависимости от срока привлечения государственные долговые обязательства подразделяются на:
· краткосрочные — привлекаемые на срок до одного года;
· среднесрочные — привлекаемые на срок от одного года до пяти лет;
· долгосрочные — привлекаемые на срок от 5 до 30 лет.
В зависимости от валюты обязательств государственный долг подразделяется на:
· внутренний, выраженный в валюте Российской Федерации, т. е. в рублях. В объем государственного внутреннего долга включаются основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации; объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией; объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней; объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;
· внешний, выраженный в иностранной валюте. В объем государственного внешнего долга включаются объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, а также объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.
В некоторых случаях дополнительным критерием по разграничению государственного долга на внешний и внутренний может служить субъектный состав. Предоставление кредитных средств государству резидентами свидетельствует об образовании внутреннего долга; заимствование денежных средств у нерезидентов ведет к образованию внешнего долга.
Государственный долг представляет собой комплексное экономико-правовое образование, особый механизм финансовых отношений, требующий регулирования системой различных методов.
Управление государственным долгом — это совокупность финансовых операций государства по обеспечению единства планирования и учета всех операций по привлечению, погашению и обслуживанию внешних и внутренних государственных заимствований, а также относительно предоставления государственных гарантий.
Управление государственным внутренним и внешним долгом относится к компетенции Правительства РФ.
Непосредственно функции по управлению государственным долгом осуществляет Министерство финансов РФ, основными задачами которого является разработка программ государственных заимствований и их реализация от имени Российской Федерации, а также управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации. В соответствии с возложенными на него задачами Министерство финансов РФ проводит совместно с Центральным банком РФ операции по обслуживанию государственного долга, осуществляет необходимые меры по совершенствованию его структуры и оптимизации расходов по его обслуживанию.
Управление государственным долгом отнесено федеральным законодательством и к обязанностям Центрального банка РФ, который консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы РФ и приоритетов единой денежно-кредитной политики. Операции по обслуживанию государственного долга Центральный банк РФ осуществляет без взимания комиссионного вознаграждения.
Максимальные объемы государственного внутреннего и внешнего долга определяются законом о федеральном бюджете на очередной год. В соответствии со статьей 106 Бюджетного кодекса РФ предельный объем государственных внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга.
Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждается Программа государственных внешних заимствований. Эта программа представляет собой перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата и общего объема заимствований.
Также используются следующие инструменты управления государственным долгом:
· Рефинансирование — погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов
· реструктуризация долга. Под ней понимается погашение прежних долговых обязательств с одновременным осуществлением новых заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств и с установлением новых условий обслуживания долга.
- консолидация — объединение нескольких займов в один более долгосрочный с изменением ставки процента;
- конверсия государственного займа — изменение первоначальных условий займа, касающихся доходности. Чаще всего в ходе конверсии правительство снижает ставку процента;
- конверсия внешнего долга — средство сокращения внешнего долга путем выполнения долговых обязательств перед кредиторами передачей им векселей и акций в национальной валюте;
- новация — замена первоначального обязательства между сторонами другим обязательством между этими же сторонами, предусматривающим другой способ исполнения.
Методы рефинансирования государственного долга
· Аннуляция подразумевает полную отмену долга (применяется лишь в случае полного банкротства государства как должника).
· Пролонгация — это удлинение сроков долга и погашения процентов.
· Секьюритизация — это перепродажа облигаций госзаймов на открытом рынке (фондовой бирже).
· Капитализация — это реструктурирование гособлигаций в частные акции через их перепродажу на бирже.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник
Понятие государственного долга и сущность управления им
Определение 1
Под государственным долгом понимают величину задолженности государства собственным или иностранным физическим и юридическим лицам.
Государственный долг делится на два вида:
- внутренний, то есть задолженность государства своему населению или организациям, зарегистрированным на его территории;
- внешний, то есть задолженность государства иностранным организациям или физическим лицам.
Определение 2
Под управлением государственным долгом понимают систему финансовых мероприятий, проводимых государством в целях погашения задолженности по займам, а также по выплате доходов по этим займам, изменению условий и сроков выпуска займов, выпуска новых долговых обязательств.
Управление государственным долгом представляет собой одно из приоритетных направлений государственной финансовой политики.
Управление государственным долгом рассматривается как непрерывный процесс, состоящий из нескольких последовательных этапов. К числу этих этапов относятся:
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
- во-первых, этап размещения государственных ценных бумаг, направленный на привлечение финансовых ресурсов;
- во-вторых, этап погашения государственного долга;
- в-третьих, этап обслуживания государственного долга.
Замечание 1
Источниками погашения государственного долга выступают средства государственного бюджета; золотовалютные резервы; денежные средства, полученные от продажи государственной собственности; а также денежные средства, полученные в результате новых заимствований.
Задачи управления государственным долгом
Управление государственным долгом направлено на решение ряда задач, к числу которых относятся:
- удержание объемов внешнего и внутреннего государственного долга на определенном уровне. Решение данной задачи обусловлено тем, что необходимо сохранять экономическую безопасность государства, обеспечивать возможность погашения уже имеющихся обязательств без нанесения ущерба социально-экономическому развитию страны и его финансирования;
- минимизация стоимости государственного долга за счет пролонгации займов и сокращения доходности государственных ценных бумаг;
- сохранение репутации надежного заемщика за счет своевременного выполнения государственных обязательств перед кредиторами;
- поддержание стабильности и предсказуемости государственного долга;
- достижение наиболее эффективного и рационального использования средств, полученных по государственным займам;
- координация действий государственных федеральных, региональных и муниципальных органов управления на долговом рынке государства;
- диверсификация долговых обязательств по различным параметрам, например, по срокам заимствования, формам выплат и так далее.
Характеристика методов управления государственным долгом
Существует множество методов управления государственным долгом. Основная задача государства в части управления государственным долгом состоит в выборе адекватных методов управления им, что требует оценки определенных факторов, влияющих на выбор этих методов. К числу таких факторов относится, например, удельный вес расходов на обслуживание государственного долга в общей сумме расходов государственного бюджета, соотношение валового внутреннего продукта и величины государственных займов. В отношении внешнего государственного долга могут применяться иные показатели (факторы оценки): например, соотношение величины внешних заимствований и объема экспорта, а также удельный вес расходов, направляемых на погашение внешнего государственного долга, в сумме выручки от экспорта.
Всю совокупность методов управление государственным долгом можно разделить на две группы:
- финансовые методы управления государственным долгом;
- административные методы управления государственным долгом.
В первом случае речь идет о выборе способов и форм, посредством которых государство предполагает осуществлять погашение государственного долга. При применении этих методов оценивается финансовые показатели. Данная группа методов нацелена на обеспечении предельного уровня эффективности использование привлекаемых займов, изыскание мер сведения издержек по их погашению к минимуму. Вторая группа методов основана на оперативном выполнении распоряжение органов государственной власти. Данная группа методов не предполагает проведение оценки результативности и эффективности действий, связанные с управлением государственным долгом.
Таким образом, непосредственными методами управления государственным долгом являются следующие:
- во-первых, рефинансирование государственного долга – сущность данного метода состоит в организации выпуска новых займов с целью привлечения средств для погашения уже существующей задолженности по займам;
- во-вторых, конверсия – сущность данного метода состоит в изменении доходности существующих государственных займов. Преимущественно при применении конверсии государство снижает величину выплат по займам, что позволяет добиться сокращения расходов по обслуживанию и управлению государственным долгом;
- в-третьих, консолидация – сущность данного метода состоит во внесении изменений в условиях государственных займов в части их сроков. Как правило, такое изменение предполагает увеличение сроков погашения государственных займов;
- в-четвертых, унификация займа – сущность данного метода состоит в объединении нескольких существующих государственных займов. Данный метод предполагает обмен ранее выпущенных облигаций на новые. Этот метод часто используется в комбинации с консолидацией;
- в-пятых, аннулирование государственного долга – данный метод отличается радикальным характером, выражающемся в том, что государство отказывается от исполнения своих обязательств по погашению государственного долга по части государственных займов.
Источник
Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов и выпуску новых. В процессе управления государственным долгом решаются следующие задачи:
- 1) удержание величины внутреннего и внешнего государственного долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны, выполнение органами власти взятых на себя долговых обязательств без значительного ущерба финансированию программ социально-экономического развития;
- 2) минимизация стоимости долга на основе удлинения срока заимствований и снижения доходности государственных ценных бумаг;
- 3) сохранение у российского государства репутации первоклассного заемщика на основе безупречного выполнения финансовых обязательств перед инвесторами;
- 4) поддержание стабильности и предсказуемости рынка государственных ценных бумаг;
- 5) достижение эффективного и целевого использования заимствованных средств, государственных кредитов и гарантированных займов;
- 6) обеспечение своевременного возврата государственных кредитов и уплата процентов по ним;
- 7) диверсификация долговых обязательств по срокам заимствований, доходности, формам выплаты дохода и другим параметрам для удовлетворения потребностей различных групп инвесторов;
- 8) координация действий федеральных органов, органов субъектов федерации и местного самоуправления на рынке государственных долговых обязательств.
Стратегическое и оперативное управление государственным долгом
Перспективные вопросы развития государственного долга находятся в компетенции Федерального Собрания, Президента РФ и Правительства РФ, законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ. Исполнительные органы готовят проекты федеральных и региональных законов. Федеральное Собрание РФ и законодательные органы субъектов РФ их принимают, а Президент РФ и главы региональных администраций их отклоняют или подписывают. Ежегодно в законе о федеральном бюджете Федеральное Собрание и Президент РФ устанавливают предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долгов; источники внутреннего финансирования бюджетного дефицита, включая доходы от эмиссии государственных ценных бумаг; предельный размер внешних заимствований; предельные размеры государственных кредитов иностранным государствам и государствам — участникам СНГ; направления использования, условия предоставления и предельные размеры бюджетных кредитов (ссуд) юридическим лицам и субъектам РФ; верхние пределы государственных внутренних и внешних гарантий. По представлению Правительства РФ Государственная Дума утверждает программу государственных внешних заимствований и предоставляемых Россией государственных кредитов и программу предоставления гарантий Правительства РФ.
Президент РФ и Правительство РФ разрабатывают и утверждают социально-экономические программы, которые напрямую могут затрагивать различные аспекты развития государственного долга.
Оперативное управление государственным долгом осуществляют Правительство РФ и его специальный орган — Министерство финансов РФ (Минфин России), а также ЦБ РФ и Внешэкономбанк. Эти органы определяют генеральные условия выпуска отдельных займов, порядок эмиссии и обращения долговых обязательств, время выпуска очередного займа и условия его функционирования, организуют первичное размещение и вторичный рынок государственных ценных бумаг, организуют и осуществляют выплату доходов и погашение долговых обязательств, организуют и осуществляют выдачу государственных (бюджетных) кредитов и государственных гарантий, осуществляют контрольные действия и другие мероприятия по оперативному управлению государственным долгом. Аналогичные вопросы в рамках своей компетенции решают законодательные и исполнительные органы субъектов РФ. При этом они исходят из норм, заложенных в федеральном законодательстве.
Обслуживание государственного долга
Обслуживание государственного внутреннего долга осуществляет ЦБ РФ, а внешнего долга — Внешэкономбанк. Эти банки проводят свою работу на основе специальных соглашений с Минфином России. Обслуживание государственного долга субъекта РФ осуществляется в соответствии с федеральным и региональным законодательством. Выплата доходов по займам и их погашение обычно производятся за счет бюджетных средств (табл. 17.2).
Таблица 17.2. Расходы федерального бюджета на погашение и обслуживание государственного долга Российской Федерации в 1995—2013 гг.
Рефинансирование государственного долга
В условиях значительного роста государственной задолженности и нарастающих бюджетных трудностей страна может прибегнуть к рефинансированию государственного долга. Под рефинансированием понимается погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.
Методы управления государственным долгом
В управлении государственным долгом используются такие меры, как конверсия, консолидация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирование займов. Поя конверсией понимается изменение доходности займов как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения доходности государственных ценных бумаг. Под консолидацией займов понимается изменение их сроков, обычно в сторону увеличения. Возможно совмещение консолидации с конверсией. Обмен облигаций по регрессивному соотношению означает, что несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации. Эта мера эффективна, когда погашение ранее выпущенных облигаций и уплату процентов по ним нужно осуществлять в новых полноценных деньгах. Отсрочка погашения займа используется правительством в случаях, когда выпуск новых займов не приносит экономического эффекта, поскольку большая часть поступлений от новых займов направляется на погашение и выплату процентов по старым займам. При отсрочке погашения займов не только отодвигаются сроки, но и прекращается выплата доходов. В этом отличие отсрочки погашения от консолидации займов, при которой владельцам облигаций продолжает выплачиваться доход. Аннулирование государственного долга —крайняя мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам; это обычно происходит в результате прихода к власти новых политических сил.
Трудности многих стран с погашением внешнего долга породили новые приемы покрытия обязательств перед странами-кредиторами. Среди них погашение долга товарными поставками, обмен долговых обязательств на акции и облигации компаний страны-должника, оплата долга в местной валюте с последующим обращением ее в инвестиции или собственность, обмен на долговые обязательства третьих стран и др. Эти приемы управления государственным внешним долгом обычно объединяют в понятие конверсии внешнего долга. В данном случае под конверсией понимают реализацию всех механизмов, обеспечивающих замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики и финансов страны-должника.
Россия сейчас активно использует метод погашения внешней задолженности. В свете осуществленных платежей участникам Парижского и Лондонского клубов разработка программ конверсии внешнего долга России стала актуальной. В частности, перспективными признаются обмен долговых обязательств на акции приватизируемых предприятий, выкуп долгов правительством на рублевые средства с последующим направлением их на инвестиции.
Показатели эффективности управления государственным долгом
О масштабах мобилизации ресурсов для финансирования бюджетного дефицита свидетельствуют ежегодные поступления чистой выручки от реализации государственных заимствований. Более полное представление об эффективности государственной долговой деятельности дает отношение суммы превышения поступлений над расходами по системе государственного долга к сумме расходов, выраженное в процентах. Эффективность управления (Э) рассчитывается по следующей формуле:
где П — поступления по системе государственного долга; Р — расходы по системе государственного долга.
По внешнему государственному долгу определяется коэффициент его обслуживания. Он представляет собой отношение всех платежей по внешней задолженности к валютным поступлениям страны от экспорта товаров и услуг, выраженное в процентах. Безопасным уровнем обслуживания внешнего государственного долга принято считать значение коэффициента до 25%.
Источник