ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 ноября 1999 г. N 1306
О НОВАЦИИ ОБЛИГАЦИЙ ВНУТРЕННЕГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО ВАЛЮТНОГО ОБЛИГАЦИОННОГО
ЗАЙМА III СЕРИИ
В целях исполнения обязательств Российской Федерации, связанных с погашением облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии, эмитированных в соответствии с постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 15 марта 1993 г. N 222 “Об утверждении условий выпуска внутреннего государственного валютного облигационного займа” (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 12, ст. 1002) и постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 1996 г. № 229 “О выпуске облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №12, ст. 1115), Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Согласиться с разработанными Министерством финансов Российской Федерации с учётом консультаций проведённых с представителями владельцев облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии, условиями новации этих облигаций путём обмена по согласованию с их владельцами на облигации государственного валютного облигационного займа 1999 года или облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом.
2. Министерству финансов Российской Федерации для проведения новации облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии произвести эмиссию облигаций государственного валютного облигационного займа 1999 года и облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом общей номинальной стоимостью 1322 млн. долларов США. При этом объем эмиссии облигаций государственного валютного облигационного займа 1999 года должен составлять не менее 650 млн. долларов США, а объем эмиссии облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом — не более 17606,4 млн. рублей, эквивалентных 672 млн. долларов США (пересчитано исходя из среднего арифметического курсов рубля, установленных Центральным банком Российской Федерации на первую рабочую неделю ноября 1999 года).
В случае если объем заявок на осуществление новации указанных облигаций путем обмена на облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом будет превышать установленный верхний предел объема эмиссии (17606,4 млн. рублей), осуществлять этот обмен пропорционально поданным заявкам в пределах утвержденного объема эмиссии. Оставшийся неудовлетворенным объем такой заявки каждого держателя облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии подлежит переоформлению в облигации государственного валютного облигационного займа 1999 года.
3. Утвердить прилагаемые Генеральные условия эмиссии и обращения облигаций государственного валютного облигационного займа 1999 года. Установить, что срок обращения облигаций государственного валютного облигационного займа 1999 года составляет 8 лет, выплата купонного дохода осуществляется 2 раза в год в размере 3 процента годовых. Эмиссию осуществить 14 ноября 1999 г. в установленном порядке.
4. Облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом выпускаются в соответствии с Генеральными условиями эмиссии и обращения облигаций федеральных займов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 г. № 458 “О Генеральных условиях эмиссии и обращения облигаций федеральных займов” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, №21, ст. 1967), срок обращения составляет 4 года, выплата купонного дохода осуществляется 2 раза в год в размере 15 процентов годовых в первые 2 купонных периода и 10 процентов годовых в оставшиеся купонные периоды. Эмиссию осуществить 14 ноября 1999 г. в установленном порядке.
5. Установить, что новация облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии осуществляется путем их обмена на облигации государственного валютного облигационного займа 1999 года в соотношении 1:1, либо на облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом по курсу рубля к доллару США, рассчитанному как среднее арифметическое курсов, установленных Центральным банком Российской Федерации на первую рабочую неделю ноября 1999 г.
6. Министерству финансов Российской Федерации при проведении новации осуществить выплату держателям облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии купонных процентов в долларах США за период с 14 мая по 14 ноября 1999 г., исходя из ставки 3 процента годовых.
7. Министерству финансов Российской Федерации совместно с Центральным банком Российской Федерации и Внешэкономбанком в 2-месячный срок разработать порядок обмена облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии на облигации государственного валютного облигационного займа 1999 года или облигации с фиксированным купонным доходом.
8. Внешэкономбанку организовать приём от держателей облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии заявок на осуществление новации и депозитарное хранение указанных облигаций согласно пунктам 5 и 7 настоящего постановления.
За депозитарное хранение облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии, переданных во Внешэкономбанк для проведения новации, а также за зачисление ценных бумаг, полученных инвесторами при проведении новации, на счёт “депо” владельца плата не взимается.
9. Министерству финансов Российской Федерации:
- совместно с Внешэкономбанком и Центральным банком Российской Федерации, начиная с 14 ноября 1999 г., осуществлять новацию облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа Ш серии по мере их предъявления во Внешэкономбанк;
- совместно с Министерством Российской Федерации по налогам и сборам в 2-месячный срок внести в Правительство Российской Федерации проекты законодательных и других нормативных правовых актов, регулирующих особенности налогообложения при проведении новации указанных облигаций, а также налогообложения доходов по вновь эмитируемым ценным бумагам и возникающим курсовым разницам;
- утвердить условия эмиссии, размещения и обращения облигаций государственного валютного облигационного займа 1999 года;
- заключить договоры с Внешэкономбанком на исполнение последним функций генерального агента по обслуживанию облигаций государственного валютного облигационного займа и уполномоченного депозитария;
- совместно с Центральным банком Российской Федерации в 2-месячный срок утвердить нормативные документы, необходимые для осуществления новации облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии;
- разработать с участием Центрального банка Российской Федерации и утвердить в 2-месячных срок порядок бухгалтерского учета и отчетности при осуществлении новации по облигациям внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии.
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 ноября 1999 года
Генеральные условия
эмиссии и обращения облигаций государственного
валютного облигационного займа 1999 года
1. Настоящие Генеральные условия определяют порядок эмиссии и обращения облигаций государственного валютного облигационного займа (далее именуются — облигации).
2. Эмитентом облигаций от имени Российской Федерации выступает Министерство финансов Российской Федерации.
3. Эмиссия облигаций осуществляется одним выпуском, имеющим государственный регистрационный номер. Облигации равны между собой по объему предоставляемых прав. По сроку обращения облигации являются долгосрочными.
4. Владельцами облигаций в соответствии с законодательством Российской Федерации могут быть юридические и физические лица.
5. Облигации являются государственными ценными бумагами, предоставляющими их владельцу право на получение основной суммы долга (номинальной стоимости), выплачиваемой при погашении выпуска, а также дохода в виде процентов, начисляемых к номинальной стоимости облигации.
6. Параметры выпуска определяются условиями эмиссии, размещения и обращения государственного валютного облигационного займа 1999 года.
7. Номинальная стоимость каждой облигации составляет 1000 долларов США.
8. Облигации являются именными ценными бумагами и выпускаются в документарной форме с обязательным централизованным хранением.
9. Генеральным агентом по обслуживанию облигаций является Внешэкономбанк.
10. Выпуск Облигаций оформляется глобальным сертификатом в 2 экземплярах, имеющих равную юридическую силу, один из которых хранится в Министерстве финансов Российской Федерации, другой подлежит передаче в уполномоченный депозитарий (Внешэкономбанк).
11. Внешэкономбанк по поручению Министерства финансов Российской Федерации осуществляет за счет средств федерального бюджета выплату процентов и основной суммы долга по облигациям. Выплата производится в долларах США.
Источник
Минфин рассматривает возможность введения принудительного займа, впервые с 1982 года.
«В свете значительных незапланированных государственных расходов, вызванных эпидемией коронавируса и введением карантинных мер, в министерстве финансов рассматривают возможность введения принудительного займа для их покрытия», — сообщают ленты информагентств. К счастью, речь пока идет об Израиле.
Здесь можно было бы подавить зевок: дескать, нас это не касается. Дело, однако, в том, что российские финансовые власти также могут пойти на такой шаг, поскольку обстановка в экономике РФ складывается тяжелая.
Цены на нефть Urals свалились в штопор, из-за карантина целые отрасли — автозаводы, шахты, предприятия сферы услуг — на грани свертывания. В результате, на кубышку ФНБ претендуют, помимо пенсионеров, буквально все — начиная от авиакомпаний и турфирм, и заканчивая нефтяными концернами. При этом капитал бежит из России как ошпаренный — с 12 по 18 марта, по данным BCS Global Markets, инвесторы вывели из российских активов рекордные $ 1,4 млрд.
Это значит, денег правительству Михаила Мишустина взять неоткуда. В такой ситуации израильский опыт может оказаться востребованным.
Механизм принудительного займа, в израильском варианте, предельно прост. Займ взимается вместе с подоходным налогом или с налогом на определенные виды сделок. Государство одалживает эти деньги на определенный срок, и под процент заметно ниже рыночного. По окончании срока заемные средства возвращаются населению с выплатой процентов. Вот и все.
Но вернемся к России. Для нас принудительные займы — тоже не новинка. Еще в конце 1920-х годов в СССР стартовал негласный принудительный займ — подписка на очередные выпуски облигаций государственных займов. В послевоенное время эта практика стала обычной частью быта советских людей. Каждого гражданина страны, исключая детей, обязывали приобретать облигации в размере, равном одному месячному окладу в год.
Чуть позже партия и правительство разрешили отдавать деньги за облигации частями — по 7−8% зарплаты в месяц. Займом эти облигации можно считать, поскольку государство обещало когда-нибудь вернуть деньги гражданам.
И вот тут-то проходит водораздел между израильскими принудительными займами и советскими. Израиль занятые у граждан деньги всегда им возвращал. СССР — возвращал крайне неохотно, десятилетия спустя.
В 1956 году долг СССР населению перевалил за 259,6 млрд. рублей. На его обслуживание стало уходить до 17 млрд руб. в год, и, по расчетам Минфина, рост этих расходов в обозримом будущем должен был сравняться с объемом средств, собираемых с населения. Проблему решили одним махом — в 1957 году власти де-факто объявили дефолт по внутреннему долгу: выплаты по облигациям прекратили. А чтобы народ не особо возмущался, по выпущенным бумагам стали проводить лотереи. Получив крупный выигрыш, можно было купить официально и легально нечто дорогое — автомобиль или дачу.
Только в 1974 году было объявлено, что государство погасит старые облигации.
Другим советским «принудительным займом» можно считать денежную реформу 1991 года. Вечером 22 января, когда закрылись все отделения Сбербанка, в программе «Время» объявили об обмене денег. С полуночи крупные купюры (50 и 100 рублей) образца 1961 года прекратили хождение. Гражданам дали три дня, чтобы обменять их на новые. Суммы обмена были ограничены 1000 рублей, а с банковского счета можно было снять 500 рублей — остальные деньги на вкладах были заморожены. В итоге, правительству удалось «нагреть» свой народ, по разным оценкам, на сумму от 1 млрд. до 7,5 млрд. рублей.
И возникает вопрос: может ли Мишустин решиться на принудительный займ сейчас? И каким путем он пойдет — израильским или советским?
— Я очень подозрительно отношусь к идее принудительного займа, — говорит президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. — У нас в советское время были облигационные займы, и назад по ним люди ничего не получали. Все к этому привыкли, никто не протестовал — считалось, так надо.
После же преобразований 1990-х — фактической экспроприации вкладов в Сбербанке, и рухнувшей в 1998-м пирамиды ГКО, — население явно не готово к новым государственным внутренним займам.
На деле, сейчас принудительный займ будет выглядеть, как конфискация. К тому же непонятно, на кого он будет распространяться. Если на олигархов — есть другие методы инвентаризации средств сверхбогатых. Если на население — получится, что деньги забирают у тех, кому надо помогать. У нас, думаю, в ближайшее время до 70% граждан начнут испытывать экономические трудности, у них точно ничего не займешь.
«СП»: — Почему на такой займ идет Израиль?
— Не факт, что Израиль пойдет на это. Раньше, с 1950-х, Израиль находился в ситуации становления государства — выживания, войны со всей округой. Это означает совершенно другой уровень доверия внутри страны, и принудительные займы тогда воспринимались иначе.
На если сейчас даже в Израиле объявить принудительный займ — не уверен, что идея пройдет. Напротив, такой шаг может вызвать недоверие к власти, и отторжение гражданами финансовой системы.
В России о таком доверии вообще говорить не приходится. А если кабмин начнет подобные действия — доверия вообще не останется.
«СП»: — Внутренний займ мог бы спасти экономику России?
— Думаю, нет. Я не вижу, зачем это делать. Вообще, идея займа исходит из того, что сейчас все должны сбежаться и получить помощь. Мол, так происходит в Америке и Европе — там всем что-то раздают.
Но надо пронимать: нынешний кризис на Западе — чисто финансовый, коронаравирус тут ни при чем. Властям в США и ЕС просто необходимо раздавать — это их финансовая система грохнулась, и падение надо компенсировать. Отсюда, кстати, и колоссальные суммы помощи — из-за дисбаланса между реальным сектором и финансовым, и даже в самом финансовом секторе.
В России у кризиса совершенно другая природа: у нас нет дисбаланса, и наша финансовая система очень маленькая — просто ничтожная, по сравнению с мировой. С одной стороны, это убожество. Но в ситуации стресса это выгодно — в нашей системе, по сути, просто нечему лопаться. И дисбаланс у нас в другом: у людей нет денег.
«СП»: — Может, нам тоже надо раздать каждому гражданину по $ 1000, как в Америке?
— Можно в теории, но на это уйдет весь Фонд национального благосостояния. И тогда все сразу рухнет — государство рухнет — пусть у людей на руках останется по $ 1000. По большому счету, эти деньги никому не помогут.
«СП»: — Если не внутренний займ — где кабмину взять деньги в кризис?
— Правительству надо уменьшить налогообложение — прекратить высчитывать, бедный гражданин или нет, есть у него, условно, курица или мотоцикл. Нужно ввести налогооблагаемый минимум — не трогать граждан с низкими доходами.
Огромные резервы в системе ЖКХ — там, по сведениям ФАС, в 2−3 раза завышены тарифы. Ну, зачем нам все эти коммунальные управляющие компании? Ведь даже если раздать российским семьям по 10 тысяч рублей — система мгновенно высосет эти деньги: повысит тарифы на услуги, увеличит платежки.
Кабмину нужно систему ломать — и понятно, как. У нас только незначительную часть жилого фонда составляют богатые дома. Но в остальных домах действительно бедствие: у людей нет денег, а платят они за жилье, относительно своих доходов, чрезмерно много. Вот там надо наводить порядок — убирать посредников, которые выводят деньги за границу.
Если государство национализирует большую часть системы ЖКХ, установит контролируемые тарифы, и обеспечит ее жизнедеятельность силами военных — для людей будет колоссальная экономия. Суммарно население в этом случае выиграет, по моим оценкам, до 3 трлн. рублей. А государство на эту реформу потратит максимум 500 млрд. рублей.
Вот это была бы серьезная мера поддержки. Люди бы успокоились, из них бы не сосали деньги каждый месяц.
«СП»: — Есть еще подобные меры?
— Навести порядок в обеспечении продовольствием. Сейчас мы видим, что торговые сети искусственно создают панику, манипулируют с ценами. Между тем, в стране полно продовольствия — просто производители не могут проникнуть на рынок и предложить товар.
Это тоже решаемая задача: обеспечить логистику, защитить мелких производителей. А сети — оптовое звено — в этих чрезвычайных условиях тоже надо национализировать. Там наценка — в 3−4 раза по многим позициям, это же беспредел! Получается, оптовое звено высасывает из каждого товара 70−80% стоимость — разве это нормально?!
Если торговые сети не могут сами справиться, если провоцирует дефицит — нужно действовать как в военное время. Нужно изъять у них имущество — торговые площади, склады, — чтобы туда свозили продовольствие, которое существует, и которое можно быстро произвести.
И это — тоже колоссальный резерв. Если люди будут получать дешевое продовольствие, у них получится ощутимая экономия, и бюджет сойдется.
Снижение тарифов ЖКХ и дешевое продовольствие — это принципиально лучшее решение, чем внутренний займ, принудительный или добровольный. Потому что займ в итоге означает распределение, причем заранее известно, в пользу кого — структур, аффилированных с властью. А предлагаемые мной меры — это прямая помощь гражданам, которая даст реальную отдачу.
— Не думаю, чтобы наше правительство пошло на такие чрезвычайные меры, как облигации или внутренние займы, реализуемые в принудительном порядке, — считает декан факультета социологии и политологии финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — Пока ситуация не настолько катастрофична: она сложная, но не кризисная.
Так что в краткосрочной перспективе принудительные займы нам не грозят. А дальше многое будет зависеть от мировой конъюнктуры — не только от нефти, но и от глобальной кризисной ситуации, которая развивается по нарастающей.
Там уже сложно сказать, какие потребуются меры — может быть, они будут связаны и с выпуском внутренних облигаций. Тем более, в свое время были и военные выпуски облигаций, и выпуски на развитие народного хозяйства 1951−1953 годов, которые были погашены десятилетия спустя.
Конечно, к такого рода займам граждане любых стран относятся, мягко говоря, без восторга. У нас, если до подобного дойдет, людей придется подталкивать — по большому счету, заставлять их покупать облигации. Тем более, наше население в последние годы было развращено свободой и относительной демократией. И когда его будут загонять в мобилизационные рамки, оно будет протестовать и плеваться.
Но это, повторюсь, будет уже реально чрезвычайная мера. В настоящий момент есть гораздо более терапевтические методы, которые способны поддерживать стабильность российской экономики.
Новости социальной политики: Кризис не причина: Поднимать пенсии никто не будет
Коронавирус: Глава МВФ рассказала, когда мир оправится от коронавируса
Источник