На ближайшие два года приходиться максимальное количество выплат по внешним долговым обязательствам Украины. Действующему правительству необходимо вернуть практически 10 млрд. долларов США. У министерства финансов на данный момент этих денег нет, ожидает ли страну банкротство и какой государственный долг Украины предстоит выплачивать?
Для понимания проблемы необходимо разобраться откуда взялась эта сумма и чем грозит это экономике страны, на вопрос большая это сумма или нет на фоне долгов соседей, кому предстоят выплаты и по каким обязательствам и есть ли возможность избежать объявления государством дефолта?
Валовый внешний долг Украины на душу населения – это фактически сумма, в денежном эквиваленте которую должен каждый житель государства, на сегодняшний день она приравнивается к 1800 долларов США на душу населения.
Государственные долги Украины и других стран
Финансовая регрессия 14-15 годов и практически вдвое упавшая государственная валюта, привела к быстрому росту займов по отношению к внешнему валовому продукту с 40 процентов в 2013 году до 82% в 2016-м.
Удачно проведённая политика частичной реструктуризации внешних займов и постепенному наращиванию темпов роста макроэкономических показателей удалось уменьшить процентное соотношение долга в сравнении со странами Восточной Европы. Для сравнения Беларусь и Польша не вышли за пределы в 50% от ВВП страны, а соседняя Румыния имела долговых обязательств на 40% от валового продукта.
Стоит отметить что у ведущих экономических стратегий в странах, таких как США или Япония это значение находится на отметке 107 и 236%.
Кому должны и сколько?
Внешний долг Украины на 2020 год составляет,как и гарантированные евробонды на июнь 2019-го 76.3 млрд дол.
Львиная доля приходится на внешние займы (примерно – 60% от общей суммы). В денежном эквиваленте это приблизительно 48 млрд. дол. Что превышает золотовалютные запасы в 2.7 раза. В эту же сумму входят и 9.7 млрд. гарантированных государственных обязательств, остальное это прямой долг в виде еврооблигаций в размере 17, 5 млрд, в том числе ценных бумаг на 3 млрд российский облигаций (по этим евробондам Украина объявила дефолт). Сюда же входят и различные транши от международных валютных организаций (16.7 млрд от США), внутренние займы в валюте ОВГЗ.
Итак, многих украинцев волнует, внешний долг Украины на 2020 год кому должны жители, перед какими странами обязательства? При детальном рассмотрении этих долгов стоит отметить что далеко не все из займов шли в государственный бюджет, 6.9 млрд приходиться на прямые займы у Международного Валютного Фонда НБУ где гарантией выступает золотовалютный фонд государства что в свою очередь создаёт риски для всей финансовой системы страны.
Почему растет госдолг?
В конце первого полугодия государственный и гарантированные долги Украины выросли на 2,6% или 2,05 млрд. дол. До 82.5 млрд. В то же время стоит отметить и уменьшение долговых обязательств в национальной валюте на 2% или на 36 млрд гривен до отметки в 2.05 трлн. грн. о чём свидетельствуют данные Министерства финансов страны.
По итогам первого полугодия прямые долги страны находились на отметке 1.81 трлн. грн. или 88% от суммы всех обязательств. Обязательства страны насчитывали 256 млрд грн (12.5% от всей суммы) или государственный долг Украины вырос на 2020 год в долларах и составляет 10.20 млрд дол.
Как отчиталась национальная счётная палата государственный бюджет недополучил порядка 9 млрд гривен по причине укрепления «деревянных».
В середине года по данным статистики государственный долг увеличился на 2.6% и составил 2,2 трлн. грн.
В этом году Украине предстоят выплаты в размере 419 млрд грн или приблизительно 16 млрд в долларе.
Все выплаты проходят по утверждённой в январе 2019 года программе управления государственным долгом, для этого разработан и принят Кабинетом Министров внешний долг Украины на 2020 год график погашения.
В чем основная проблема с госдолгом?
Общая сумма государственного долга по отношению к валовому продукту важный но не единственный показатель состояния экономики страны, как уже было описано выше некоторые страны- лидеры по уровню жизни имеют весьма внушительные внешние долги.
Исходя из этого при оценке состояния экономики следует не забывать и о таких показателях как долговая структура, графики выплат. И как раз в этом и кроется основная угроза для экономики Украины что на ближайшие несколько лет стране необходимо погасить львиную долю этих обязательств из госбюджета.
По оценкам финансовых организаций пиковые максимальные выплаты приходятся на 2019-2020 год и насчитывают около 13-14 млрд ( в расчете учитываются обязательства по ОГВЗ, но без долгов НБУ перед МВФ.
Для сравнения в 2019 году большая часть выплат составили расчёты по ОГВЗ которые были перекрыты за счёт выпуска новых долговых обязательств в виде облигаций для внутреннего рынка, то на 2020 год 75% всех выплат приходится на погашения по внешним займам (4.5 млрд. грн.).
Для рефинансирования понадобится согласие кредиторов таких как МВФ, Всемирный Банк и др. Как известно публичных из источников организации кредиторынастаивают на формировании и выполнении непопулярных решений и неизвестно пойдёт ли на это действующее правительство, а внутренние ресурсы в виде облигаций ОГВЗ ограничены внутренней свободной ликвидностью банковской системы в отношении национальной и иностранной валюты.
Где украинцам взять деньги?
Важнейшая задача, которую поставила перед собой новая власть – это рассчитаться с кредиторами, вывести страну из долговых обязательств. Для этого необходимо разработать стратегию, где взять финансы.
Первое что можно сделать в сложившейся ситуации – это запустить механизм рефинансирования, простым языком это взять деньги под меньший процент с более продолжительным сроком погашения и закрыть старые долговые обязательства.
Так как Украина не имеет достаточных внутренних ресурсов придётся обращаться к международным организациям, например МВФ, сотрудничество с этой организацией позволило бы укрепить кредитные рейтинги государства и получить доступ к более дешёвому кредитованию от Евросоюза и Всемирного Банка. Помимо всего это позволило бы Украине запустить новый выпуск евробондов и привлечь дополнительную валюту в страну.
Вторым шагом является применение валюты, так правительство страны оценило остатки валютных фондов в 3 млрд долларов. По оценке экспертов, к середине прошедшего года сумма стала меньше, хотя даже первоначальной суммы было недостаточно для выполнения всех выплат.
Третий вариант – покупка «иностранных денег» за украинскую национальную валюту, и лучше всего в Нацбанке. Но это достаточно непроста схема, ведь от властьимущих потребуется обеспечить немалое количество свободной гривны на внутреннем рынке, а остальные резиденты сделки, на сегодняшний день не имеют желания выполнять инвестиции в облигациях на долгие периоды.
Оптимальный вариант для страны – отдатьдолг Украины МВФ и другим международным кредиторам и помимо этого выполнить все обязательства перед МВФ:
- Грамотно обрабатывать полученные транши.
- Донести до народа модернизированную схему расчета тарифов.
- Повысить статистику бюджета.
Возможен ли дефолт?
В случае наступления дефолта и обвала украинского рынка будут закрыты все иностранные платформы, что в свою очередь спровоцирует застой экономического будущего. На 2020 год запланировано масштабное погашение по кредитам, которое даст направление на плодотворное геополитическое сотрудничество с развитыми европейскими государствами.
Министерство финансов выдает на внутренний рынок достаточное (и даже больше) количество облигаций внутреннего займа, для чего формируются аукционы, направленные на их привлечение. В будущем это решит следующие задачи:
- Базовая задача – финансовое возмещение тела займов, по которым подходит период выплаты.
- Дополнительная задача – проведение финансирования дефицита нацвалюты, хотя аналитики утверждают, что этот ход является замещение одного долга другим.
Основная задача на сегодняшний момент получить долгие займы под маленькие процентные ставки (не более 10%). Украинским властям необходимо постараться не допустить дефолт, ведь реструктуризация и дефолт могут лишь усугубить финансовую нагрузку на страну. В дальнейшем это может спровоцировать девальвацию украинской национальной и иностранной валюты и привести к неблагоприятным последствиям в целом.
Источник
Если плательщиком налога на прибыль получена временная финансовая помощь на срок до 12 месяцев и этот период распределился на два отчетных (налоговых) периода, то без дисконтирования бухгалтерам не обойтись. Результатом такого дисконтирования будет в первом отчетном периоде — прибыль, с которой нужно уплатить налог. Во втором и всех последующих периодах, если речь идет о долгосрочном займе, будут расходы.
Юровский Борис
Многие бухгалтера полагают, что получение займов не влияет на налогооблагаемую прибыль и ошибаются!!!
Налоговые последствия получения беспроцентных займов
Для того, чтобы вести бизнес нужны деньги. Деньги можно заработать путем получения прибыли, но это требует, как минимум, времени, можно внести в уставной капитал (но как их потом забрать обратно?!), а можно получить во временное пользование, оформив договор займа или, как говорят бизнесмены, «возвратной финансовой помощи» (далее — ВФП).
Понятное дело, что «за просто так» никто деньги, даже на короткое время, не дает. Поэтому ВФП своему предприятию дает его собственник или стороны договора займа осуществляют параллельно «теневую сделку» и уплачивают проценты за пользование деньгами «черным или серым налогом».
ВФП очень популярна в среде малого и даже среднего бизнеса, так как дает возможность бизнесмену (собственнику предприятия) в случае необходимости «подкрепиться деньгами», а когда такой необходимости нет, легко «обналичить» ранее внесенные деньги. Обычно по договору займа деньги вносит собственник предприятия, но в качестве заемщика могут выступать и другие лица, в том числе юридические лица аффилированные с собственником.
Бизнес-цель беспроцентных займов хорошо понятна всем. А вот как правильно отражаются беспроцентные займы в бухгалтерском учете и каковы налоговые последствия таких займов, знают немногие.
В этой статье мы рассмотрим учет и налоговые последствия получения ВФП предприятиями — плательщиками налога на прибыль, оставив для отдельного материала налоговые последствия у предприятий — плательщиков единого налога.
Бухгалтеры безусловно помнят, что до 01.01.2015 г. предприятия — плательщики налога на прибыль, получившие возвратную финансовую помощь, начисляли на нее условные проценты. О подробностях говорить не будем, так как все это в прошлом. Отмена этого правила, наверное, порадовала многих бухгалтеров, потому что избавила их от дополнительной работы, а предприятия от увеличения налогооблагаемой прибыли. Но многие бухгалтера не заметили другой опасности.
С 1.01.2015 г. налогооблагаемая прибыль определяется по правилам П(С)БУ или МСФО с некоторыми последующими корректировками.
Очевидно, многие бухгалтеры, особенно те, кому не положено применять МСФО, решили, что они-то уж точно знают как правильно вести бухучет и определять финансовые результаты и не обратили внимание на то, что бухгалтерские стандарты, как международные, так и национальные, устанавливают «интересный» порядок оценки финансовых активов и финансовых обязательств на дату их возникновения (признания) и на дату баланса.
Оценка финансовых активов и финансовых обязательств в бухучете
Кредиторская задолженность по полученной ВФП — это финансовое обязательство. Порядок его оценки на дату признания (получения денег) определен п. 29 П(С)БУ 13 (о МСФО пока умолчим, хотя в них примерно те же правила).
Пункт 29 П(С)БУ 13 предусматривает, что финансовые инструменты первоначально оценивают и отражают по их фактической себестоимости, которая состоит из справедливой стоимости обязательств, которые даны (предоставлены) в обмен на соответствующий финансовый инструмент и затрат, которые непосредственно связаны с приобретением или выбытием финансового инструмента (комиссионные и др.).
Пусть Вас, уважаемые читатели, не пугает обилие непонятных терминов.
Финансовый инструмент — это всего-навсего контракт, который приводит к возникновению финансового актива у одного предприятия и финансового обязательства (в нашем случае кредиторской задолженности по ВФП) у другого предприятия (п. 4 П(С)БУ 13).
Затрат при получении и погашении ВФП, как правило, нет. Хотя, если Ваше предприятие ищет займодавца, готового дать беспроцентный займ, то найдется и посредник, который «слупит» с Вас 30 — 35 % годовых от суммы займа. Вот это и будут затраты, на которые надо будет увеличить денежную оценку полученного займа.
«Себестоимость полученной ВФП», то есть ее денежная оценка при признании таким образом, равна ее «справедливой стоимости». А вот это уже интересно. И не просто интересно, а очень важно!
В национальных стандартах, в отличие от международных (у которых есть МСФО 13), нет отдельного стандарта устанавливающего правила определения «справедливой стоимости», что требует от бухгалтера некоторых усилий для поиска соответствующих правил. Эти правила находятся в П(С)БУ 19.
Согласно п. 5 П(С)БУ 19 справедливая стоимость — это сумма, за которую можно купить актив или оплатить обязательство в определенных условиях на определенную дату.
Представим себе, что Ваше предприятие получило ВФП на год в сумме 100 000 грн. Для определения справедливой стоимости такой ВФП надо задать следующий вопрос — сколько денег надо иметь сегодня, чтобы через 12 месяцев заплатить 100 000 грн?
Понятное дело, что достаточно 85 000 грн, так как разместив их на год на депозите под 18 %, можно будет в итоге получить даже чуть больше 100 000 грн. Эти «настоящие» 85 000 грн и являются справедливой стоимостью «будущих» 100 000 грн.
Конечно, в бухгалтерских стандартах такие рассуждения изложены формальным языком, так, согласно п. 8 Приложения к П(С)БУ 19 справедливая стоимость кредиторской задолженности определяется как настоящая (дисконтированная) сумма, которая должна быть выплачена при погашении задолженности, определенной по соответствующим текущим процентным ставкам.
Текущие или доминирующие процентные ставки устанавливают на основе анализа рынка кредитов (аналогичных финансовых инструментов) и фиксируются в бухгалтерской справке.
Подчеркнем, что речь идет именно о кредитах, а не о депозитах, т. к. полученная ВФП — это аналог кредита. Поэтому ставка 18 % (реальная ставка процента по депозитам), которую мы взяли для наглядности, для бухгалтерских расчетов не подходит. Давайте будем считать, что доминирующей ставкой являются 25 %.
Настоящая (дисконтированная) стоимость будущих денежных потоков, определяется делением суммы таких потоков на коэффициент дисконтирования (Кд), который определяется по формуле:
Кд = 1 / (1 + i )t, где
i — ставка процента, а t — число периодов.
В нашем случае i = 25 %, а t = 1.
Поэтому Кд рассчитывается легко и составляет 0,8. Отсюда настоящая стоимость ВФП составляет не 85 000 грн, а 80 000 грн.
Если срок, на который дана ВФП более года, а погашение займа осуществляется несколькими платежами, Кд так просто не рассчитывается и его значение надо брать из специальных таблиц, которые легко найти в Интернете.
«Расчет настоящей стоимости ВФП и финансовые доходы от ее получения» оформляется как первичный документ.
Итак, взяли мы в займы 100 000 грн, а оценили их за 80 000 грн.
Что делать с разницей?
Разница — это прочий финансовый доход и отражается он на субсчете 733 «Прочие доходы от финансовых операций». И, (о ужас!) увеличивает финансовый результат, отраженный в Форме № 2, а поскольку этот доход не является налоговой разницей, то увеличивает и налогооблагаемую прибыль. Короче говоря, с 20 000 грн надо будет заплатить налог.
Вот Вам, уважаемые коллеги, и упрощение, вот Вам и отмена «условных процентов». Оказывается никто эти проценты и не думал отменять, требование их начисления из ст. 14 разд. I НК Украины перевели в бухгалтерские стандарты (впрочем это требование было там всегда!).
Это, как говорится, плохая новость!
Но, ведь, через год займ будет погашен (Если будет! О последствиях просрочки, пролонгации и списания ВФП поговорим в специальной статье).
Вот на дату такого погашения, да и на любую дату баланса, финансовое обязательство, согласно п. 31 П(С)БУ 13, оценивается по амортизированной себестоимости. То есть разница между номинальной суммой займа и его настоящей стоимостью постепенно (на каждую дату баланса) амортизируется, то есть списывается на финансовые расходы (субсчет 952 «Прочие финансовые расходы»).
«Переведем» все эти рассуждения на строгий язык бухгалтерских проводок и отразим их в табл.
Таким образом, в том периоде, в котором займ погашен или должен быть погашен, предприятие признает расходы, которые уменьшают финансовый результат и налогооблагаемую прибыль.
Наверное у многих сказанное выше вызовет удивление, ведь о подобных «вещах» молчат фискалы, да и многочисленные «специалисты бухучета» не часто информируют об этом бухгалтеров-практиков.
В чем дело? Думаю, что причины лежат в двух плоскостях: во-первых, невысокий (и это еще легко сказано) профессионализм, а, во-вторых, подсознательное желание спровоцировать бухгалтеров на ошибку.
При этом некоторые специалисты считают, что предприятия, применяющие национальные стандарты, учет полученных займов осуществляют по номинальной сумме обязательств. Основание для такого вывода видят в п. 10 П(С)БУ 11, согласно которому долгосрочные обязательства, на которые начисляются проценты, отражаются в балансе по их настоящей стоимости. Определение настоящей стоимости зависит от условий и вида обязательства.
Норма действительно странная*, так как и П(С)БУ 13 и П(С)БУ 19 требуют определения оценки финансовых обязательств (кредиторской задолженности) по настоящей (дисконтируемой) стоимости будущий платежей, независимо ни от срока обязательства, ни от начисления на него процентов. Сторонники учета финансовых обязательств по займам по «номиналу» предпочитают не замечать п. 29 и п. 31 П(С)БУ 13, а также п. 8 Приложения к П(С)БУ 19.
Не будем открывать с ними дискуссию. Отметим только, что бухгалтерский учет должен быть достоверным. А какая достоверность в том, чтобы отразить займ в 100 000 грн, который надо отдать через 2 года как финансовое обязательство в 100 000 грн? По-моему, все ясно!
Так что дело не в мотивации тех, кто «знает и молчит» и тех, кто «ничего не видит, ничего не знает и ничего (поэтому) никому не скажет». Дело в том, что риски допустить ошибку высоки, а последствия существенны.
В заключении, еще несколько слов для тех бухгалтеров, которые считают, что заключение договора займа на срок до 12 месяцев избавит их от необходимости дисконтировать сумму ВФП.
Думаю, что в большинстве случаев такое мнение ошибочно. Причин здесь несколько. Назову одну — самую важную.
Согласно уже названной норме П(С)БУ 19 — «дисконтирование не осуществляется для краткосрочных обязательств, если разница номинальной и дисконтированной суммы не является существенной (меньше 5 % номинальной суммы)».
В рассмотренном нами примере, а он вполне реален, разница значительно выше и составляет 20 %. Так что, коллеги, будьте внимательны. Делайте правильные выводы.
Список использованных документов
НК Украины — Налоговый кодекс Украины
МСФО 13 — Международный стандарт финансовой отчетности 13 «Оценка справедливой стоимости»
П(С)БУ 11 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 11 «Обязательства», утвержденное приказом Минфина Украины от 31.01.2000 г. № 20
П(С)БУ 13 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 13 «Финансовые инструменты», утвержденное приказом Минфина Украины от 30.11.2001 г. № 559
П(С)БУ 19 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 19 «Объединение предприятий», утвержденное приказом Минфина Украины от 07.07.1999 г. № 163
* Не мое дело выяснять, почему с утверждением П(С)БУ 13, а это произошло через 22 месяца после утверждения П(С)БУ 11, п. 10 последнего не был приведен в соответствие с п. 29 и п. 31 П(С)БУ 13. Возможно дело в том, что под «начисленными» процентами понимаются как раз проценты, рассчитанные, как разность между номинальной с справедливой стоимостью займа.
Источник