Президент России Владимир Путин недавно заявил о списании более 20 млрд долларов долгов странам африканского континента. И это – далеко не все долги иностранных государств, которые были списаны за последние десятилетия.
Какие и кому списывают долги
Начнем с того, что списываются долги, которые в свое время страны Африки и в меньшей степени Азии и Латинской Америки брали у Советского Союза. В годы холодной войны Москва щедро снабжала деньгами дружественные режимы по всему миру, как правило, требуя взамен лишь политическую лояльность.
Главными получателями советской финансовой и военной помощи были те государства третьего мира, которые изъявляли готовность следовать социалистическим курсом и предоставляли СССР свои территории для размещения военных баз, поддерживали Советский Союз в Организации Объединенных Наций, то есть были военно-политическими союзниками Москвы.
Однако Советский Союз распался, а вместе с ним рухнул и практически весь социалистический лагерь. Большая часть должников, естественно, никакие деньги возвращать не только не собиралась, но и не могла – не до того большинству африканских стран, которые сами находятся в плачевном экономическом положении. К тому же, у Москвы не было реальных рычагов воздействия на африканские страны для возвращения долгов, да и само наличие долговых обязательств позволяло иметь определенное влияние на политику стран третьего мира даже после того, как распался Советский Союз.
Долги Москва начала списывать еще в 1990-е годы, но абсолютное большинство списанных долгов приходится уже на годы президентства Владимира Путина и Дмитрия Медведева, то есть – на последние два десятилетия. Именно в это время Россия активизировалась на международной арене, вновь восстанавливая утраченные связи с азиатскими и африканскими странами. И с 2000 года, по словам министра иностранных дел России Сергея Лаврова, были списаны 140 млрд долларов долгов.
На первом месте по списанным долгам – Куба. Острову Свободы наша страна простила более 30 млрд долларов. В свое время Куба получала колоссальную помощь от СССР, поскольку в условиях организованной США экономической блокады остров просто не смог бы самостоятельно существовать. Благодаря советскому финансированию на Кубе была построена современная инфраструктура, вооружена кубинская армия.
В 1990-е годы много говорили о колоссальных долгах Кубы перед нашей страной, как и о том, что расплачиваться Гаване за долги нечем. В итоге Россия стала списывать долги, так как, с одной стороны, не было никакой надежды на их возвращение, а с другой стороны – Куба является одним из немногих дружественных России государств в Латинской Америке и это очень важно, в том числе и с военно-стратегической точки зрения.
На втором месте по сумме списанных долгов – Ирак. Эта страна, кстати, никогда не была именно социалистической, да и оценки режима Саддама Хусейна весьма спорные. Но Советский Союз исправно финансировал правительство арабской национал-социалистической партии БААС, вкладывая в экономику и вооруженные силы Ирака огромные суммы.
Багдад был должен Москве 21,5 млрд долларов. Потом распался СССР, а затем рухнул и режим Саддама Хусейна в Ираке. Ситуация в этой стране дестабилизировалась, в результате войны экономика была подорвана. Тем не менее, в отличие от Кубы, у Ирака есть нефть. Много нефти.
Третье место – более 20 млрд долларов – делят между собой различные страны африканского континента. Только в период с 2000 по 2013 гг. Россия списала долги Эфиопии – на 5,9млрд долларов, Алжиру – 4,7 млрд долларов, Ливии – 4,5 млрд долларов. И это лишь три африканских государства, поддерживавших тесные связи с Москвой в годы холодной войны.
В африканские страны поставлялись оружие, военная техника, оборудование. Советские специалисты и за советские деньги строили в африканских странах объекты инфраструктуры – от предприятий до больниц, от школ до военных частей. В СССР проходили обучение десятки тысяч африканских гражданских и военных специалистов. Правда, взамен СССР получал право использования портов и аэродромов в африканских странах.
К слову, и США не мало средств вкладывали в своих африканских, азиатских и особенно латиноамериканских союзников. Такова судьба великой державы. Как и Москва, Вашингтон точно также содержал десятки слаборазвитых государств по всему миру, рассчитывая, что они будут поддерживать его в противостоянии «коммунистической угрозе». Правда, в строительство гражданских объектов американцы если и вкладывались, то гораздо в меньшем объеме, чем СССР.
Кроме африканских стран, Россия списала долги Монголии – на 11,1 млрд долларов, Афганистану – на такую же сумму, Северной Корее – на 11 млрд долларов, Сирии – на 9,78 млрд долларов, Вьетнаму – на 9,53 млрд долларов, Лаосу – на 960 млн долларов, Кыргызстану – на 500 млн долларов, Никарагуа – на 344 млн долларов.
Список довольно впечатляющий, тем более, что если с Никарагуа или Лаосом все ясно, то Вьетнам обладает одной из наиболее процветающих и динамично развивающихся экономик в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Алжир и Ливия, как и Ирак – нефтеносные государства, обладающие огромными запасами «черного золота».
Но Ливия, как и Ирак, находится после войны в удручающем состоянии – ее экономика практически разрушена, а политическая система страны децентрализована и хаотизирована. Даже непонятно, с какого именно ливийского «правительства» нужно было бы требовать возврата долгов, учитывая, что в стране несколько политических сил, претендующих на роль официальной власти.
Невозвратный долг
Недавно в роли «адвоката» политики списания долгов выступил российский министр иностранных дел Сергей Лавров. Он подчеркнул, что на 90% списанные долги были невозвратными. А также выразил сомнение в том, что современной России, ее экономике, сильно помогли бы возвращенные деньги.
Я не думаю, что те суммы, о которых вы говорите, которые унаследованы от Советского Союза, решили бы какие-то внутренние проблемы и помогли бы существенно их решению,
— заявил Лавров, выступая на молодежном образовательном форуме «Территория смыслов».
По словам министра иностранных дел, долги были набраны странами третьего мира в той ситуации, когда СССР не был частью мировой валютно-финансовой системы. И это обстоятельство, по мнению Лаврова, значительно усложняет калькуляцию долгов. Ведь официально курс доллара составлял 63 копейки. Сейчас же речь идет о совершенно других суммах.
Как отметил Лавров, юридически очень сложно доказать, по какому курсу предоставлялись долги Советского Союза африканским странам. Поэтому и вернуть их не представляется возможным, особенно если учитывать, что общая сумма разделяется на долги конкретных государств, а каждое государство бы начало отстаивать свою точку зрения в судебном порядке.
Кстати, если сопоставить сумму в 20 млрд долларов с российским ВВП, то она не выглядит столь значительной. Так, существующие долги перед Россией оцениваются примерно в 40 млрд долларов, но эта цифра – лишь 1/40 ВВП России. Такие деньги наша страна зарабатывает чуть более, чем за неделю. И если в ее интересах, политических и экономических, такую сумму долгов, набранных не сегодня, а полвека назад, простить, то почему нельзя это сделать?
Плюсы от списанных долгов
Политика прощения долгов объясняется, в первую очередь, внешнеполитическими интересами России. В обмен на прощенные долги Москва получает определенные преференции на рынках африканского континента. Ведь сегодня африканские страны являются третьим после Китая и Индии покупателем российского вооружения и военной техники. И Россия не хочет осложнять отношения с выгодными партнерами.
Кроме того, в ряде африканских государств есть свои интересы и у крупнейших российских компаний. Например, в Гвинее работает российский «Русал», так как в этой африканской стране сосредоточено до двух третей мировых запасов бокситов. Россию интересуют и природные ресурсы ЦАР, ряда других африканских государств.
Отдельный вопрос – военно-политическое сотрудничество: не исключено, что в обозримом будущем в Африке могут появиться российские военные объекты, например – пункты материально-технического обеспечения ВМФ России. В изменившейся мировой политической ситуации возможность военного присутствия в Африке также представляет для нашей страны очень большой интерес. И за эту возможность, как считают в Кремле, можно и заплатить.
Сейчас Африка – один из перспективнейших регионов планеты для вложения денежных средств. Поэтому и важны для России хорошие отношения с африканскими странами, а президент уделяет столько внимания встречам с африканскими лидерами. Ведь не зря в Африке столь плотно работают не только бывшие европейские метрополии, но и китайские, японские, индийские, южнокорейские компании. И нашей стране, если она хочет развиваться, обеспечивать загруженность собственных производственных мощностей, рабочие места для своих граждан, не говоря уже о политическом влиянии, нельзя упускать момент.
Например, выгода от участия РЖД в развитии железнодорожного сообщения на африканском континенте может быть в разы большей, чем вся сумма прощенного всем африканским странам долга. Тоже самое касается и других компаний, которые имеют собственные интересы на африканском континенте.
Критики списания долгов африканским странам плохо представляют себе, каким образом Россия могла бы получить эти долги назад. Пойти на Эфиопию войной? Арестовать мебель в посольстве Лаоса? Не зря Лавров прямо отметил, что большинство долгов были безвозвратными и, что самое главное, это долги Советского Союза, который распался тридцать лет назад. Сейчас России нужно жить текущим моментом, зарабатывать деньги и набирать политический вес сегодня, а не позавчера.
За все нужно платить, в том числе и за статус и возможности великой державы. И США, и Китай, и европейские страны – все они вкладывают средства, инвестируют в развитие промышленности в странах третьего мира. Что касается Соединенных Штатов, так они прямо содержат многих своих союзников, финансируют их вооруженные силы – и не только в Центральной Америке или Африке, но и на Ближнем Востоке (те же сирийские курды до недавнего времени), в Восточной Европе (Украина, Прибалтика, Польша, Косово), в Центральной Азии (Афганистан).
Кстати, у США или Китая, как и у России, есть свои собственные нерешенные проблемы социально-экономического характера. Но это не означает, что нужно поставить крест на внешней политике и инвестициях, на утверждение своего влияния в других странах мира.
Нежелание инвестировать во внешнюю политику, пусть и путем списания долгов, в перспективе могло бы привести куда к более тяжелым для российской экономики последствиям, чем потеря этих гипотетических двадцати миллиардов.
Источник
24 октября 2019
Автор фото, Sergei Malgavko/TASS
В Сочи прошел форум Россия — Африка
За предыдущие годы Россия простила Африке 20 млрд долларов, заявил президент Путин. Задолженность развивающихся стран перед Россией на начало 90-х годов могла составлять 110 — 120 млрд долларов.
Россия участвует в инициативе по облегчению долгового бремени стран Африки — так президент Путин объяснил списание долгов африканским странам на форуме Россия — Африка, который проходит в Сочи.
Сколько долгов?
С 1991 по 2004 год Россия списала задолженность развивающихся государств на сумму 20 млрд долларов, а сумма оставшихся долгов развивающихся стран в 2004 году составляла 89 млрд долларов, сообщал минфин.
Как пишет ТАСС со ссылкой на данные Внешторгбанка, в 1991 году долги стран Африки перед Россией составляли 21 млрд долларов или 17% совокупного внешнего долга развивающихся стран.
Таким образом, совокупный долг развивающихся стран перед Россией на начало 90-х годов можно оценить в 109 — 123 млрд долларов.
Все кредиты, предоставленные Советским Союзом, составляли 150 млрд долларов, рассказывал в 2001 году Александр Шохин, занимавший в начале 90-х годов должность вице-премьера (сейчас руководит Российским союзом промышленников и предпринимателей).
Зачем прощать?
Обычно минфин не раскрывает подробные данные о таких кредитах. Государственные займы иностранным государствам выдавались зачастую на покупку советской военной техники и оружия. «Программа государственных кредитов носит гриф «секретно», — заявлял замминистра финансов Сергей Сторчак.
Как объясняли Би-би-си эксперты, в случае с развивающимися государствами списываются почти невозвратные долги, которые раздавались в советское время по политическим причинам.
Долги африканским странам зачастую прощаются в обмен на доступ российских компаний к минеральным ресурсам и рынкам в этих государствах. Например, Алжир, которому Россия простила долг, стал одним из крупнейших покупателей российского оружия.
Кому в Африке Россия прощала долги?
- В 1996 году Россия простила Анголе 3,5 из 5 млрд долларов долга, образовавшегося в результате закупок оружия и техники у СССР
- Летом 1999 года Россия подписала соглашение, по которому списала часть долга нескольким африканским государствам, среди которых Замбия, Мозамбик, Гвинея-Бисау, Танзания, Экваториальная Гвинея, Сан-Томе и Принсипи, Мадагаскар. На оставшуюся часть долга страны получили рассрочку на 30 лет.
- В 2001 и 2005 году Россия списала почти 5 млрд долга Эфиопии.
- Долг Алжира на 5,7 млрд был полностью списан в 2006 году. Тогда же Алжир подписал контракт на покупку российской военной техники на 7,5 млрд долларов.
- В 2008 году Россия списала Ливии долг на 4,5 млрд долларов. Взамен были заключены контракты в военной сфере почти на такую же сумму.
Долги прощались не только африканским странам:
- В 2000 году Россия списала 9,5 млрд из 11 млрд долга Вьетнама.
- В 2003 и 2010 годах был списан почти весь долг Монголии на сумму более 11 млрд долларов.
- 12 млрд долларов из 12,9 млрд долларов долга Ирака было списано Россией в 2008 году.
- В 2005 году Россия простила Сирии 9,78 млрд из 13 млрд долларов.
- Афганский госдолг перед СССР был урегулирован в 2007 году. Было списано более 10 млрд из 11,3 млрд долларов.
- В 2012 году Россия простила 90% долга КНДР в размере 11 млрд долларов.
- Рекордное прощение долгов состоялось в 2014 году — Россия списала 90% задолженности Кубы в размере 35,3 млрд долларов.
Как с долгами сейчас?
Крупнейшими должниками России на данный момент являются Беларусь, Украина и Венесуэла, сообщал в августе 2019 года РБК со ссылкой на собственное исследование:
- Беларусь должна 7,55 млрд долларов. С 2012 года долг Минска перед Москвой вырос вдвое.
- Долг Украины составляет 3,7 млрд долларов. Более 3 млрд долларов из этой суммы приходится на облигационный заем, который Россия выдала правительству Виктора Януковича. Он был свергнут в 2014 году в результате революции. Новые власти Украины объявили по этим бумагам дефолт и не признают кредит государственным.
- Венесуэла должна России 3,5 млрд долларов, это крупнейший показатель среди стран дальнего зарубежья.
Долг других стран перед Россией по тем кредитам, которые выдавал еще Советский Союз, после списания и реструктуризации составляет около 5 млрд долларов, уточняло издание.
Общая же задолженность иностранных государств перед Россией по состоянию на 1 мая 2019 года составляла почти 40 млрд долларов, сообщал минфин в проспекте государственных облигаций в июле.
Источник
23 октября в Сочи министр иностранных дел России Сергей Лавров встретился с руководителями внешнеполитических ведомств более чем 45 африканских стран, участвующих в саммите Россия-Африка и экономическом форуме.
Фото: GLOBAL LOOK PRESS
Когда и зачем Москва умудрилась дать африканским странам $20 миллиардов, которые, как объявил Путин, теперь пришлось списать. Можно ли было их вернуть? И почему мы продолжаем раздавать деньги сегодня, если у самих кризис? Об этом мы спросили экс-премьера и бывшего главу Счетной палаты Сергея СТЕПАШИНА, который заглянул в гости в редакцию «Комсомольской правды».
«ЗАММИНИСТРА ДАЖЕ ОТСИДЕЛ ЗА ДОЛГИ. НЕМНОЖКО»
— Сергей Вадимович, вы ведь, будучи главой Счетной палаты, знали — кто сколько нам должен?
— У нас даже было целое направление внешнеэкономической деятельности, которое анализировало долговую тему. Некоторые достаточно скандальные были долги.
— Скандальные? Например.
— Ну, по долгу Анголы разная трактовка была. Даже один замминистра финансов России после этого немножко посидел в следственном изоляторе.
— Сторчак?
— Сторчак.
— Почему немножко… А сколько он сидел?
— Около года.
— И за что конкретно?
— Ну, якобы не отстояли там интересы страны…
СНАЧАЛА ВЗАЙМЫ ДАЛ ХРУЩЕВ, ПОТОМ БРЕЖНЕВ…
— А лично вам пришлось выбивать за границей наши долги?
— Я в первый раз с долгами столкнулся в 1997- 98-м годах, как министр юстиции, а потом министр внутренних дел. Я возглавлял российско-сирийскую межправкомиссию. Еще при старшем Асаде, Хафезе, это была сильнейшая личность, один из самых авторитетных людей на Ближнем Востоке.
Но была одна тема – 13-миллиардный долг Сирии нам. Я приехал на встречу к Асаду…
— Вас Ельцин послал?
— Да. Встреча была в таинственной обстановке, но теплой. И, когда я заговорил о долге, представляете, что он мне сказал? «А вы знаете, на что долги пошли, господин Степашин?» Кстати, потом он меня стал называть товарищ Степашин. Я говорю: «Ну, догадываюсь: на танки, самолеты, это было решение еще Политбюро ЦК КПСС.» И Асад говорит: «Мы можем вернуть вам эти танки, они давно уже не на ходу…» А сам он, кстати, был военным летчиком, в городе Фрунзе (сейчас Бишкек, — А.Г.) заканчивал военное училище…
Руководитель МВД РФ Сергей Степашин, 1998 год. Фото Бориса Кавашкина /ИТАР-ТАСС/
— Так это Брежнев еще ему миллиарды давал?
— Да и раньше еще давали.
— Неужели при Хрущеве?
— Вполне. Мы же активно поддерживали национально-освободительные движения по всему миру. Поэтому та тема советских долгов в основном-то и не была связана с поддержкой экономики.
Хотя, да, кое-что строили. Но большая часть шла на военно-политические цели, на поддержку режимов, которые должны были быть обязательно антиамериканскими по тем временам.
И поэтому после моего доклада сначала премьеру Черномырдину, потом президенту Ельцину, было принято решение о списании большой части долга Сирии, хотя кое-чем они нам вернули – текстилем и так далее. Кстати, был затем визит Асада к нам в Москву, я его уже как премьер встречал в аэропорту, это была его последняя поездка, он уже был тяжело болен…
ПЛАТИТЬ ИМ НЕЧЕМ…
— А списали мы долги, значит, потому что…
— Потому что, во-первых, это долги, которые были действительно поставлены под военно-политические цели. А второе – честно говоря, им платить-то особо было нечем. Поэтому, когда сейчас ставится вопрос: надо ли списывать долги Африке…
— Да уже не ставится, уже списываем…
— Ну, смотрите, только одной Сирии 13 миллиардов списали… А здесь – 20 миллиардов всей Африке.
Безусловно, я согласен с тем, что сказал Дмитрий Песков, — что это долги еще СССР. 99, если не 100 процентов руководителей этих стран уже поменялись. И СССР уже нет. Поэтому даже с точки зрения дипломатической возвращать долги несуществующей стране, хотя и правопреемнику, я имею в виду Россию, от несуществующих режимов, которых поддерживали для антиамериканской борьбы, даже неделикатно. Это первое.
Второе. Давайте говорить откровенно — платить им нечем.
А третье… Списание долгов дает нам возможность активней работать в Африке. А это — кладезь богатств.
— А если конкретно?
— Про Анголу вы знаете – алмазы. Северная Африка – нефть, золото.
И хочу вам заметить, что китайские товарищи там уже лет 20 активно трудятся во благо Китая.
— А им должна что-то Африка?
— Им тоже были должны, Китай тоже активно поддерживал освободительные режимы. Но больше всего кубинцы помогали. Через нас, кстати.
Сергей Степашин о долгах африканских стран перед Россией: «Давайте говорить откровенно — платить им нечем».
Фото: Иван МАКЕЕВ
— Мы все долги с Африки списали или еще что-то осталось?
— Да практически все уже, осталось не так уж и много. Мы закрываем эту тему.
И очень точно выбран политический момент. Потому что саммит Россия-Африка в собрался в нашей стране первые.
Кстати, собирали африканцев и французы, и немцы… Но результат был разный.
Потому что, вы знаете, какой у нас по сравнению с ними плюс? У Франции было много колоний в Африке, у Англии. Но вот страны Африки — они помнят это.
У России никогда не было колоний. Почему к нам всегда относились хорошо. Кто бы что ни говорил, поверьте мне.
А НАРОД ГОВОРИТ — САМИМ ДЕНЕГ НЕ ХВАТАЕТ
— А народ, вы знаете, что говорит?
— Знаю. Ну, что вы все Африке списываете, у нас у самих денег не хватает. Денег у нас хватает, кстати. Тратить надо эффективнее и разумнее.
Поэтому сразу всем критикам хочу сказать – по Африке решения абсолютно выверенные. Мы ничего не теряем.
— Еще говорят, что это наложилось на не очень хорошую экономическую ситуацию внутри страны.
— Мне интересно, кто это говорит? Напомню, в 1999 году я сменил Примакова (на посту премьера, — А.Г.). Знаете, сколько стоила «бочка» нефти? 9 долларов. Мы мечтали, что, если будет 30, страна рванет!
Сейчас под 60, и мы говорим о плохой экономической ситуации. С огромным профицитом бюджета. И вообще — с бюджетом в 10 раз больше, чем в 1999-м!
Вопрос в другом. В невнятной промышленной политике.
— Но в воздухе витает, что россияне стали жить хуже, чем лет пять назад.
— Чем лет пять назад — согласен, да. По уровню жизни мы не прибавили, к сожалению. А если сравнивать с тем, как мы жили 20 лет назад, — день и ночь.
Хорошо, ну, не списали бы мы эти долги, которых нам бы никто не вернул. Мы что, лучше стали бы жить, что ли? Да у меня больше вопросов к Центробанку и к Минфину, связанных не с долгами, а с кредитно-финансовой политикой.
Больше того, не по-хозяйски терять те страны, в которые мы столько вложили при Советском Союзе.
В чем была грубейшая ошибка Андрея Козырева?..
… — Ельцинского министра иностранных дел, который сейчас материт Россию из США? Мол — мало давят на Россию.
— Да. Что мы сделали после развала Союза? Мы плюнули на наших союзников. На Кубу, на Вьетнам. Кто во Вьетнам вошел сейчас? Россия занимает шестое место по торговому обороту с Вьетнамом. На первом месте США, которые их напалмом поливали.
ЗАЧЕМ ВКЛАДЫВАЕМ В ВЕНЕСУЭЛУ
— А мы сейчас не повторяем ошибки СССР? Вот в Венесуэлу миллиарды вкладываем. Потому что там режим антиамериканский? Простите, против «партнеров».
— Давайте так. Потеря наших позиций в Венесуэле и переход венесуэльской нефти под крыло США означает резкое падение цен на нефть в мире. То, что уже приводило к развалу Советского Союза, когда саудиты договорились с американцами резко опустить нефть в 1990 году, при Горбачеве.
И я вам честно скажу – когда этот Гуайдо, венесуэльский самозванец, поддерживаемый США, вылез, я думал — все. Максимум месяц продержится Мадуро. А ничего не получилось у американцев. Тоже психология. Вот если ты хочешь понравиться в Латинской Америке кому-либо, критикуй США.
— У нас сил хватит воевать на столько фронтов?
— А мы не воюем. Вот из Венесуэлы если мы уйдем, мы потеряем безвозвратно миллиарды долларов. Поэтому нельзя уходить. Это нефть. Она живая и мы с ней работаем. Тогда уж не надо было входить…
— Но мы ж тратим деньги…
— И благодаря этому держим цены на нефть.
Давайте посчитаем. Если «бочка» будет стоить 15-20 долларов – что американцы пытаются сделать – у нас бюджет скукожится в 2-3 раза! Сколько мы вложили в Венесуэлу, чтобы удержать нефть? Несколько миллиардов. А какие потери могут быть, если бы не вложили? Триллионы.
СЛЕДЫ ЧУБАЙСА, ЗАЩИТА КУДРИНА И ГРИФ «СЕКРЕТНО»
— Сергей Вадимович, вот когда вы в Счетной палате смотрели на эти долги, там следов Чубайса не заметили?
— Нет. Чубайс был в другом замечен. Оставим его в покое. Пускай нано ищет.
— А почему Сторчака все-таки посадили?
— Я не сажал Сторчака. Кстати, надо отдать должное Кудрину, это был прецедент, когда министр финансов в открытую вступился за своего подчиненного. Я его после этого зауважал, хотя мы с ним и спорили… Опять же, вот этот ангольский долг… Там вообще многие вещи еще под грифом «Секретно»…
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
«Злое» государство списало россиянам триллионы рублей долгов
Но «хайпожоры» в соцсетях кричат об Африке (подробности)
Источник